Иконография георгия победоносца. Георгий Победоносец — икона и значение
Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.
Что мы знаем о Георгии Победоносце
К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).
Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).
Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира
В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.
На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.
Покровитель земледельцев и скотоводов
Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.
Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.
Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.
Хранитель земель русских
На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».
Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.
Святой Георгий на государственных символах России
Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.
После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.
Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.
Закрепление за святым символики Иисуса Христа
Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.
В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.
Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.
Фигура святого великомученика на древних монетах
Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.
Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.
Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.
Чей образ чеканили на монетах Руси
В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.
Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.
Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца
Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.
В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.
Российские корни «византийского святого»
Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.
В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.
До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.
Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца
Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.
Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:
1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.
Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.
В церкви находится саркофаг Святого Георгия.
2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).
3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.
Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.
Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.
4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.
Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.
5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.
Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке
Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.
Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века
Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).
Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.
Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.
Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием
Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.
В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.
Каноническая икона с изображением данного святого
Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.
Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.
Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской
Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».
И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.
Школы иконописи
В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.
У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.
Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.
Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.
Образ Георгия на монетах Российской империи
На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).
Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).
На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.
Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.
Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.
В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.
Образ святого на монетах современной России
Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.
Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.
Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.
Памятники Георгию Победоносцу
Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.
В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.
1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).
2. В Загребе (Хорватия).
3. Город Большеречье, Омская область.
Святой Георгий известен во всём мире. Обычно его представляют в образе воина, который сидит верхом на коне и поражает копьём огромного змея или дракона. Это святой воин глубоко почитаем не только в Русской православной церкви, ему молятся представители западных христианских направлений – протестанты и католики. Хорошо известен и любим этот святой воин в Грузии и Великобритании.
Житие Святого Георгия Победоносца
Георгий жил в III веке, когда Израиль считался одной из римских провинций. Родился святой воин в городе Лидде, находившемся на территории Палестины. Точная его дата на сегодняшний день неизвестна.
Воспитан был отрок в христианской вере. Отец его был казнён за исповедническую деятельность. Молодой человек отличался атлетическим сложением и внешней красотой. В воинской службе он отличался мужеством и героизмом. Эти качества позволили ему добиться высокого положения в войсках Римской империи.
Последование христианской вере
Узнав о гонениях, которым подвергались тогда христиане, доблестный полководец поспешил на собрание язычников, где вовсю шло обсуждение возможности полного уничтожения приверженцев Христа. Георгий не боялся никого кроме Бога и обрушился с обвинительными речами на присутствующих в собрании.
Император Диоклетиан и его подданные просто онемели от подобной дерзости. Однако император ценил качества своего военачальника и посоветовал ему принести богам щедрые жертвы. Взамен он сулил Георгию ещё больше воинских почестей и богатств. В ответ воин заявил, что желает лишь одного – донести истинное Слово Божие до каждого человека.
Истязания мученика
Разгневанный император приказал изгнать военачальника и поместить его в темницу. С этой поры для Георгия началась пора жестоких мучений , которые и послужили сюжетом для иконы великомученика.
- Мучители связали Георгия и положили ему на грудь тяжёлый валун. Однако же он лишь продолжал благодарить Бога.
- На следующий день по приказу императора воин был прикован к колесу и его пытали до тех пор, пока он не потерял сознание. Диоклетиан, сочтя мученика умершим, велел отвязать его и стал насмехаться над Богом. Однако рядом с воином появился ангел, принявший образ юноши. После этого мученик Георгий сам сошёл с пыточного колеса и оказался совершенно здоров.
- Георгия засыпали на трое суток известью, но и после этого он остался невредимым и возносил хвалу господу. Его вели к темнице в железных сапогах, но к утру его ноги вновь были совершенно здоровы.
- Взбешённый император отдал приказ бить мученика плетьми, пока у того плоть не начнёт прилипать к земле, но и после этого он был исцелён с помощью Благодати Божией.
- Сочтя чудесные исцеления пленника колдовством, к нему привели истинного колдуна и даже заставили Георгия впить чашу магического зелья. Но и после принятой чаши с ядом мученик становился невредим.
- Мучители Георгия предложили ему оживить мертвеца, заявив, что в этом случае они уверуют во Христа. По молитве мученика через некоторое время раздался гром и восстал мёртвый. Однако на это император заявил, что Георгий - колдун. И воскресшего и раскаявшегося колдуна Диоклетиан приказал умертвить.
После этого Георгия вернули в темницу, но и там он продолжал молиться, возносить хвалы господу и вершить чудеса, исцеляя больных и страждущих. Даже супруга императора Диоклетиана уверовала в силу Христа и припала к стопам святого мученика. За это император приговорил к смертной казни их обоих. Но императрица скончалась ещё до казни.
А мученик Георгий добровольно преклонил голову и отдал свою жизнь за Христа. Именно эти события жизни святого изображаются обычно на житийных Именно поэтому так важно знать все предания, посвящённые судьбе этого святого.
История иконы Георгия Победоносца
По неиссякаемой милости Господа святой великомученик Георгий Победоносец продолжал творить чудеса и поле своей трагической кончины. Именно здесь и берёт своё начало история наиболее известной иконы Георгия Победоносца.
Согласно сказанию, в Палестине, на дне одного из глубоких озёр жило чудище, которое постоянно поедало жителей города. По приказанию царя люди регулярно отдавали в жертву змею своих детей. И вот пришёл день, когда отдать в жертву должны были дочь самого царя.
Юная царевна, роскошно одетая, со слезами направлялась к озеру. На пути ей встретился молодой воин, который спросил о причине её слёз. Услышав о печальной участи, которая уготована была девушке, святой воин поспешил ей на помощь. После вознесённой Богу молитвы он направил своё копье на змея и ударил его. Конь Георгия стал топтать змея копытами. Воину удалось усмирить змея и привести его связанного в город. Узнав о том, какая сила помогла воину победить змея, многие люди в городе уверовали во Христа. Большинство граждан города во главе с самим царём приняли после этого крещение. Змей был убит и сожжён.
За многие века почитания Святого Георгия Победоносца ему были посвящены самые разнообразные иконы:
- В России наиболее известной и почитаемой стала икона, на которой святой изображён верхом на коне .
- Известны также образы без змея.
- Наиболее часто можно встретить икону святого-змееборца – «Чудо о змие» .
- Ещё одни вариант иконографии – это чудо со спасённым отроком .
Иконографический образ Георгия Победоносца помимо буквального напоминания о совершенном чуде может иметь и символическое значение . Под образом царевны можно понимать Церковь, а под образом змея – враждебные христианству языческие течения. Ещё одни смысл этой иконы – это победа, одержанная над змеем-искусителем, который в раю соблазнил первых людей.
В России наиболее почитаем иконографический образ, на котором святой Георгий Победоносец поражает змея. Однако этот образ далеко не единственный в православной русской иконографии.
- Наиболее распространёнными считаются иконы с изображением Георгия – воина .
- Существует также и образ мученика - в руке святой держит крест и одет в хитон и плащ – такая одежда была традиционной для всех, кто страдал за христианскую веру. На голове мученика изображён венок.
- Внешне Георгий выглядит кудрявым безбородым юношей с длинными вьющимися волосами.
- Византийская иконографическая традиция представляла Георгия с другими чертами лица.
Начиная с VI века изображения святого Георгия можно встретить рядом с изображениями Дмитрия Солунского, Федора Тирона и других святых. Всех их объединяет тот факт, что они несли при жизни воинскую службу и приняли мученическую кончину за христианскую веру. Очень часто иконописцы запечатлевают на одном образе Дмитрия Солунского и Георгия. Возможно причиной тому некоторое внешнее сходство у этих святых.
Российские иконы Георгия
В России особое почитание святого воина Георгия началось с правления великого князя Ярослава, который в крещении принял это имя. Подобно императорам Византии, Ярослав стал чеканить изображение своего святого покровителя на монетах и печатях. Наиболее ранней российской иконой Георгия Победоносца считается икона, написанная в 11 веке и хранящаяся сегодня в Кремле. На иконе воин изображён по пояс и держит в левой руке меч, а в правой копье.
В начале XII века была написана большая икона для Георгиевского собора в Новгороде. Размеры этой иконы составляют 1,5 на 2,5 метра. Помимо меча и копья, у святого имеется щит. На голове его водружён золотой венец. Сюжет о змееборце на этой иконе не раскрыт.
В московских храмах традиционно чаще встречается святой в хитоне мученика в паре с другим святым - Дмитрием Солунским. Оба эти воина издревле считались заступниками русских городов. Стоимость таких икон могла быть весьма высокой.
Икона Георгий Победоносец: значение, в чём помогает
Об этом святом и его подвигах наслышаны не только истинно верующие, но и люди светские. Однако далеко не каждый знает, о чём можно попросить перед святым образом.
Образ, на котором святой воин повергает змея, сидя верхом на коне, олицетворяет собой истинное благородство и героизм, а также величие и воинскую доблесть . Таким же изображается Георгий на монетах и гербах. В Грузии этот святой почитаем наиболее всех после Матери Божией.
Георгий был причислен к лику святых благодаря перенесённым им страданиям во имя христианской веры. Никакие даже самые страшные муки не смогли заставить его отказаться от своей веры, настолько она была сильной.
Общий богословский смысл икон сводится к тому, чтобы, взирая на подвиги и мучения святых, люди могли воочию лицезреть сцены из жизни святых праведников. И даже несмотря на жестокие испытания, уготованные им, они с честью выходят победителями из битвы с лукавым и стойко придерживаются православной Христовой веры.
Ещё одной функцией таких икон в старину была функция росписи. В то время книг было написано немного и иконы выполняли роль живописных книг. Да и умеющих читать среди людей было весьма мало. Таким образом, любой человек имел возможность ознакомиться с евангельскими притчами и житиями святых праведников. Назидательные сюжеты большинства икон не нуждались в дополнительных комментариях. В Московской и новгородской областях были широко распространены двусторонние образа «Николы и Егория». Оба святых изображались как в полный рост, так и по пояс. По традиции, Святой на иконах изображался с Евангелием в руках. Георгий был вооружён копьём и щитом, иногда его изображали ещё и с мечом.
В народных фольклорных сказаниях образ святого Георгия очень часто ассоциируется с образом Архангела Михаила. Как указано в заключительной книге Библии, именно Михаил должен повергнуть змея апокалипсиса.
О чём можно молиться перед иконой Георгия Победоносца
Икона святого Георгия Победоносца во все времена почиталась не только военачальниками, князьями и царями. В душах простых людей этот святой нашёл не меньше отклика и почитания. Очень часто образ Георгия в народном сознании органично сочетался с образом Николая Чудотворца. Возможно, причиной тому была близость расположения в календаре праздничных дат в честь этих святых небесных покровителей. День мученичества Георгия отмечается 23 апреля, а одни из дней святого Николая — 9 мая.
Обратиться за помощью к этой святыне можно в следующих случаях:
- С давних времён Георгий считался покровителем всех воинов и тех людей, которые оказались в зоне боевых действий.
- Очень часто к этому образу прибегают все, кто желает защититься от врагов и защитить своих близких , прося для них мира и спокойствия.
- Кроме того, молитва перед иконой святого Георгия Победоносца помогает исцелиться от множества тяжёлых заболеваний . Очень многие верующие устремляются в храмы, где есть икона Георгия, чтобы попросить защиты и избавления от разного рода недугов.
- Имелись случаи, когда заступничество этой святой иконы помогло женщине исцелиться от бесплодия .
- К лику Георгия можно обращаться, когда необходимо помолиться о победе .
- Этот святой считается также и покровителем земледельцев . Ведь ни для кого не секрет, что возделывание полей и выращивание хлеба – это титанический труд. И в случае неурожая многие люди могли попросту погибнуть от голода. И поэтому народ обращался к Георгию с верой, что святой воин защитит от гибели всех слабых, невинных и угнетённых.
Молиться святому могут все – мужчины, женщины и дети. Все, кто имеет хотя бы каплю истинной веры, могут рассчитывать на помощь этого святого воина. Молитва к святому Георгию Победоносцу должна возноситься подобно другим - возле образа с зажжённой свечой и с искренней верой в сердце. Необходимо попросить небесного покровителя о помощи и указать свою насущную нужду, не забывая при это и о нуждах духовных.
Очень многие люди стараются найти ответ на вопрос, к чему может сниться образ святого великомученика. Одни считают это благоприятным признаком, а другие – свидетельством предстоящих тяжелых испытаний.
икона Георгий Победоносец
Ковчег это углубление в центральной лицевой части иконы, формирующее подобие окна в мир изображаемый. Покровитель воинов и защитник от темных сил, святой Георгий Победоносец изображен на рукописных иконах, которые можно приобрести в православных магазинах. В 1225 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем был основан город на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца. Большинство икон в Храмах написано именно в такой технике и это оправдано.
Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Иконы святых покровителей, их лики, удивительные, светлые сопровождают духовную и мирскую жизнь каждого православного христианина.
Православная икона святого великомученика Георгия Победоносца
Святой Георгий Победоносец – небесный покровитель российской столицы. Изображения его сегодня можно увидеть в музеях, отчеканенными на старинных монетах и печатях русских князей, на воинских хоругвях и фресках в православных церквях. Он претерпел истязания с величайшим мужеством и был казнен. За духовный подвиг, за преодоление страданий и победу над врагами Великомученик Георгий получил имя Победоносец.
Это лучший подарок не только для мужчин, носящих имя Георгий, Юрий, Егор, но и для людей опасных профессий – военных, спасателей, милиционеров. В интернет-магазинах предлагают также наборы для вышивания иконы крестиком или бисером. В литургии армяне предают Евтихия анафеме, как же они могут быть его последователями? Георгий стоит справа от трона Богородицы.
Так святой обычно изображается на иконах, входящих в состав деисисного ряда иконостаса. В руках воин держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной). Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу.
В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение - Кефалофорос, то есть, «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика – усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан в Лидде, Палестина. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка.
На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант - с острыми гвоздями внутри). Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.
В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением - и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом.
А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Существует ещё одна связь между Феодором Стратилатом и Георгием Победоносцем.
Существует также немецкая средневековая поэма, в которой братом Георгия назван воин Феодор (из контекста неясно, Тирон или Стратилат). Мучения продолжались 7 дней. Его стойкость и чудеса обратили в христианство 40 900 человек, в том числе и царицу Александру. Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора. Потом по его молитве с небес сошла молния и испепелила всех идолов, а земля разверзлась и поглотила жрецов.
Мученичество Георгия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конец V - начало VI веков). Деяния Георгия» (Нессанские отрывки) (VI век, найдены в 1937 году в пустыне Негев). В исламе Георгий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур, и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены. Житие святого Георгия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман.
О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке записал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо св. Георгия о змие. Так, богиня любви подобных мифов превратилась в набожную вдову, в доме которой проживал святой юноша, а царица подземного царства - в царицу Александру, которая последует за ним в могилу.
Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия.
В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитыхзмей и заразных болезней. Горящая свеча или лампада, отражаясь в иконе, освещает всё вокруг теплом и умиротворением. Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».
Святой Георгий родился в палестинском городе Лидда. Родители его были благородного происхождения и обладали большим состоянием. Отец его был набожным христианином и отдал свою жизнь за веру в малоазиатском городе Каппадокии. Мать Георгия, опасаясь за жизнь неродившегося ребёнка, вынуждена была спасаться бегством в Сирийскую Палестину. Святой Георгий уже в детстве отличался в от своих сверстников силой и статью. Когда юный богатырь вырос и возмужал, его за физическое совершенство и ум взяли в римские войска. Там он прославился своим стремлением в любом сражении идти до самого конца, и был назван Победоносцем. Поэтому на иконах Святого Георгия мученик предстаёт перед нами с оружием в руках и в военных одеждах.
Военная смекалка, сила и рост помогли Святому Георгию стать успешным солдатом в войсках римского императора Диоклетиана. Когда Георгию исполнилось двадцать лет, его мать, воспитавшая сына в соответствии с христианским учением, умерла. Святой Георгий, получив богатое наследство, решил сделать карьеру при дворе Диоклетиана, который в те годы жил в Никомидии - восточной столице Римской Империи. Сильный и умный юноша понравился императору, и тот дал Георгию Победоносцу в подчинение тысячу воинов, сделав Святого тысяченачальником римской армии.
Но Диоклетиан был известен не только как сильный государственный муж, но и как непримиримый гонитель христианства. Тех, кто отказывался отречься от Христа, Диоклетиан казнил. Множество смиренных людей умерло в те раннехристианские годы за свою веру: это и Святая Ирина. и целитель Пантелеймон и тысячи других верующих. Смерть христиан - римлян по происхождению была сравнительно лёгкой - им отрубали головы мечом. Тем же, кто не был рождён в столице Римской империи, грозило мучительное убийство: к ним применялись пытки и смерть ad bestias - от клыков разъярённых диких зверей в стенах гладиаторского амфитеатра.
Святой Георгий, уже будучи вхож в императорский двор, не раз изумлялся звериной жестокости Диоклетиана по отношению к твёрдо верующим христианам. Однажды, присутствуя при очередном вынесении жестокого приговора не отрёкшимся от Христа, сердобольный тысяченачальник не выдержал и выбежал из дворца. Придя домой, он решил отказаться от всего своего имущества, и с помощью знакомых и друзей раздал свои богатства бедным и неимущим, а рабам подписал вольную. Затем Святой Георгий Победоносец поспешил обратно во дворец, чтобы обвинить Диоклетиана в чрезмерной жестокости и отступлении того от истинной веры - веры в Христа. Разгневанный римский император повелел предать пыткам дерзкого тысяченачальника, чтобы тот отрёкся от Спасителя.
Георгия заковали в кандалы и отвели в тюрьму. Там его положили на пол, а грудь мученика придавили тяжёлым камнем. В таком положении Святой Георгий провёл целую ночь. Наступило утро, и изумлённый Диоклетиан увидел, что дух и тело его тысяченачальника не сломлены: Георгий Победоносец славил Христа во всеуслышание. Тогда император повелел проехать по телу Святого огромным колесом, обод которого был усеян остро отточенными ножами. Кровь полилась из многочисленных ран Георгия. Когда Святого мученика сняли с колеса он ожил, а раны его мгновенно затянулись, оставив тело Георгия невредимым. Следующей пыткой для Св. Георгия стала яма с негашёной известью. Закопав мученика по шею в яме с негашёной известью, солдаты Диоклетиана залили в неё воды. Зловредные испарения от бурлящей жидкости должны были заживо разъесть на Святом Георгии кожу и внутренние органы, однако и этого не случилось. Вытащив невредимого тысяченачальника из ямы, император повелел перебить ему кости на руках и ногах, желая всё-таки услышать слова отречения. Но сломанные кости за ночь срослись. Георгия Победоносца привели к Диоклетиану, и тот придумал для него новую пытку: на ноги мученику надели сапоги, в подошву которых с внешней стороны были забиты острые гвозди и заставили его бежать до самой темницы. На утро Святого Георгия вывели из тюрьмы и начали бичевать. Плети, которые были составлены из воловьих жил, сняли всю кожу на спине Святого. Но и это не сломило дух Победоносца. Многие из зрителей, присутствовавших при истязаниях тысяченачальника, видя чудеса неповредимости тела и духа Святого Георгия, начали обращаться в христианство. Даже жена Диоклетиана Александра, сжалившись над пленённым христианином, просила императора о помиловании. Но тот был непреклонен, и осерчав на супругу, запер её во дворце. Решив, что Георгий - маг, Диоклетиан призвал к себе известного волхва Афанасия, чтобы тот приготовил ядовитое снадобье для мученика. Но и зелья из двух чаш, одно из которых должно было лишить Святого Георгия ума, а второе - лишить жизни, не подействовали. Увидев это чудо, Афанасий тотчас же уверовал в Христа, за что тут же и поплатился жизнью - император повелел казнить волхва. Мученика же опять бросили в тюрьму. Там ему приснился чудный сон: Спаситель в сиянии и с золотым венцом на голове уверил Георгия в том, что Святого мученика ждёт рай.
Император Диоклетиан был озадачен. Но многочисленные советники его, видя народное возмущение и многочисленные обращения в христианскую веру, поспешили поторопить римского императора. Святого Георгия привели в храм Апполона, чтобы тот принёс жертву языческим богам и отрёкся от Христа. Святой Георгий перекрестил крестным знамением статую покровителя муз и она с треском рассыпалась. Та же участь постигла и статуи других богов этого храма. На Победоносца накинулись жрецы храма и начали его избивать. Императрица Александра, присутствовавшая там, кинулась защищать мученика. Разъярённый Диоклетиан повелел отсечь обоим отступникам головы. Пленников вывезли за город. Императрица Александра умерла ещё до прибытия на место казни, позже её канонизировали и она стала известна как Святая Александра Римская. Святой Георгий с улыбкой на устах положил голову на плаху и был обезглавлен мечом палача. Голова его поныне хранится в римской церкви Святого Георгия, а тело мученика было отвезено в Лидду, где пребывает до сих пор в храме, названном в его честь.
Несгибаемый тысяченачальник никогда не сдавался, какими бы тяжёлыми не были испытания для него - ничто не могло заставить его отступить: ни терзания плоти, ни ломление духа, именно поэтому в веках храбрый христианин остался известен как Георгий Победоносец.
Чудо Святого Георгия о змие
Икона Святого Георгия не всегда изображает его как вооружённого воина. Большую распространённость и почитание получил сюжет, описывающий чудо Святого Георгия о змие. Такой образ носит название икона чудо Святого Георгия о змие .
Уже прошло много лет со дня смерти мученика Георгия, как в пригороде Бейрута - города близ Ливанских гор, появился страшный змей. Змей тот имел обличье дракона и жил в глубоком озере, куда местные жители ходили за водой. Время от времени дракон выныривал на поверхность, чтобы схватить зазевавшегося юношу или девушку. Испуганные местные жители обратились с просьбой к местному правителю, чтобы тот защитил народ от змея. Однако царь тот, прославившийся большим почитанием языческих божеств и нетерпимостью к христианам, не нашёл ничего лучшего, чем каждый месяц отдавать по одному человеку в жертву дракону. Скоро из всех юношей и девушек города в живых осталась только дочь правителя, юная принцесса. Когда одетая в дорогие ткани и драгоценные камни плачущая девушка стояла на берегу озера, перед ней неожиданно появился высокий и красивый воин. Это был Святой Георгий Победоносец. Он спросил у принцессы - о чём она плачет? Узнав, что вот-вот из пучин озера должен всплыть чудовищный змий, который проглотит прекрасную девушку, воитель вскочил на своего коня и стал дожидаться появления дракона. Когда змей вылез на сушу, Святой Георгий перекрестился и с криком: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" бросился на дракона с копьём наперевес. Бой был славным и недолгим: конь Георгия Победоносца наступил на змея, а сам Святой копьём проткнул гортань чудовища. Дракон был ранен и больше не мог сопротивляться Георгию. Сняв со спасённой девушки пояс, Георгий Победоносец связал змея и привёз его вместе с принцессой в город. Испуганный народ бросился врассыпную от центральной площади, куда Святой Георгий приволок дракона. Но Победоносец остановил их, воскликнув: "Не бойтесь! Если уверуете во Христа, в которого верую я, то обретёте спасение своё!" И отрубил змею голову. После чуда Святого Георгия о змие всё население города, включая правителя и его дочь, приняли христианство, а на центральной площади выстроили церковь, посвящённую Богородице.
Смысл иконы чудо Святого Георгия о змее предельно ясен и символичен: как Победоносец ударом копья покончил с древним змеем, так и христианская церковь многочисленными чудесами и всепрощающей любовью к ближнему завершила многовековой террор язычества с его практикой человеческих жертвоприношений.
Моление к иконе Святого Георгия помогает в лечении болезней, в защите от злых сил; Георгий Победоносец считается покровителем охотников, земледельцев, пастухов и путешествующих.
На этой странице Вы можете заказать икону Святого Георгия.
Многие верующие люди знают об этом святом, да и не слишком религиозные люди слышали о нем. Но вот о чем молятся иконе Георгия Победоносца, знает далеко не каждый человек. А ведь именно этот святой считается исполнителем просьб об исцелении.
Значение иконы святого Георгия Победоносца
Для начала давайте разберемся, что олицетворяет собой этот лик. Георгий Победоносец чаще всего изображен с копьем и попирает ногами змея. Считается, что этот святой во времена гонения христиан во всеуслышание объявил себя таковым и раздал все имущество притесняемым людям. После этого он был подвергнут пыткам, и принял казнь. Но перед этим, он сумел разрушить идолов в храме.
Таким образом становиться понятно, что икона Георгию Победоносцу означает то, что он является защитником людей от зла, в том числе и от дьявольских происков. Ведь недаром, как уже было сказано выше, он изображен с оружием в руках и на белоснежном коне.
Кстати, это еще значит, что икона Георгию Победоносцу является тем символом, который часто используют воины. Например, его лик можно часто встретить в храмах, построенных на территории военных частей или городов.
Икона Георгия Победоносца, ее значение и в чем она помогает
О символическом значении данной мы уже говорили. Исходя из истории жития этого святого, считается, что он является покровителем военнослужащих, а также тех, кто по какой-то причине находится в зоне боевых действий. Этой иконе часто молятся и просят мира и защиты от врагов для себя и своих близких. Для того чтобы попросить содействия этого святого можно поставить свечку рядом с его ликом и озвучить свое желание.
Кроме уже перечисленного, считается, что Георгий Победоносец способен защитить от болезней. Многие люди приходят в храмы для того, чтобы попросить у его иконы содействия в борьбе с недугом. Считается, что можно попросить у него даже избавления от бесплодия.
К иконе этого святого подходят с просьбами и мужчины, и женщины, и дети, ведь Георгий Победоносец помогает всем, кто верит, что то, о чем просит, обязательно исполнится.
Если человек хочет попросить поддержки у Георгия Победоносца то он читает молитву, с которой принято обращаться к этому святому. Даже простые, но искренние слова будут все равно услышаны.
Молитва Георгию Победоносцу