Христиане католики протестанты и православные. Догматические различия православия, католицизма и протестантизма
П астор Кевин ДеЯнг из церкви «Завет Христа» в Мэтьюсе, Северная Каролина, назвал восемь основных различий между католиками и протестантами, утверждая, что разногласия все еще имеют значение, несмотря на изменение взглядов в последние годы, сообщает Христианский Мегапортал invictory .com со ссылкой на The Christian Post .
Этот вопрос ДеЯнг поднял в своей статье, опубликованной в «The Gospel Coalition » во вторник. Он отметил, что хотя сегодня протестанты называют военные действия и сексуальную революцию самыми большими угрозами для христианства, сто лет назад те же самые верующие назвали бы самой большой проблемой Католическую Церковь.
«До недавнего времени протестанты и католики в этой стране были если не врагами, то игроками команд-соперников», — заявил пастор и автор.
ДеЯнг назвал недавнюю «оттепель» положительным явлением, но также отметил, что богословские различия между ними «все еще широки и в некоторых местах глубоки».
Во-первых , взгляды на Церковь – одно из главных отличий. Католики считают, что Папа непогрешим, когда он делает официальные доктринальные высказывания, в то время как протестанты так не думают.
Во-вторых , у католиков расширенный библейский канон, если говорить о Библии.
«В дополнении к 66 книгам протестантской Библии, католическая Библия включает Апокрифы, например, книгу Товит, Иудифь, 1 и 2 Маккавейские, Сирах и Варух. Католическое учение также больше ценит традицию, чем протестантское», — сказал он.
В-третьих , ДеЯнг отметил, что для католиков Вечеря Господня занимает центральную позицию веры.
«Католики верят, что хлеб и вино фактически превращаются в тело и кровь Христа, — объяснил он. – Эти составляющие предлагаются, как жертва от церкви и жертва Иисуса Христа на кресте. Это совершается не просто, как воспоминание о жертве Христа, но обновление искупления. Жертва Христа и жертва Евхаристии — это одна жертва. Жертва [Евхаристии] действительно умиротворяющая».
В-четвертых , пастор напомнил, что крещение также является спорным вопросом.
«Католики учат, что «крещение является обязательным для искупления». Во время погружения в воду смывается первородный грех и мы становимся едины со Христом. Крещение — это не просто знак и печать благодати, но на самом деле подтверждает спасительную благодать», — написал он.
В-пятых , он отметил, что, в отличие от протестантов, католики считают, что Мария была не просто матерью Иисуса, но также и «матерью Церкви».
«Она не имела первородного греха и в конце ее земной жизни «она была вознесена в небесную славу телом и душой». Она ходатайствует за Церковь, «продолжает приносить нам дары вечного спасения» и «является матерью для нас в порядке благодати»», — пояснил он.
В-шестых , ДеЯнг указал на различие во взглядах на чистилище. Хотя протестанты не верят в существование такого места, католики, по его словам, считают, что те, кто умирают в благодати Бога, но все еще несовершенно очищены, будут иметь вечную жизнь, но должны сначала пройти очищение в чистилище».
В-седьмых , в комментарии относительно заслуг ДеЯнг утверждает, что несправедливо предполагать, будто католики учат, что спасение можно заслужить.
«Многие католики могут верить в это, но официальное учение Рима более тонко, хотя все еще далеко от принципа Реформации «sola gratia « », — написал он, ссылаясь на протестантский принцип «только благодатью», что подразумевает спасение по благодати Бога и только через веру в Иисуса Христа.
В своем последнем пункте пастор написал, что католические учения отвергают протестантскую доктрину вмененной праведности.
«Вопрос в следующем: это праведность, которой мы прощены, оправданы перед Богом, и которая работает в нас; или это праведность, вмененная нам вне наших дел? Католики говорят — первое, протестанты — второе», — сказал он.
Подписывайтесь:
ДеЯнг подытожил мыслью, что католики и протестанты должны относиться друг к другу с уважением, но также отметил, что они значительно отличаются и эти разногласия «по-прежнему имеют значение».
Ранее сообщалось, что вашингтонский исследовательский центр Pew , что за 500 лет после Реформации богословские различия между католиками и протестантами исчезли до степени, которая шокировала бы христиан прошлого.
Ученые отметили, что в последние десятилетия наблюдается медленное сближение между католической и протестантской традициями, ведется сотрудничество и диалог между конфессиями, которые поощряет Папа Римский Франциск.
В 50 - ом году от Рождества Христова его последователи и те кто в них верил, основали Православную Христианскую Церковь, которая существует и по сей день. Со дня ее основания существовало пять Христианских Церквей. Понадобилось восемь столетий, для того чтобы Православная Церковь смогла выработать свои традиции и учения. Для этого все пять церквей создали Вселенский Собор, на котором они и принимали общие решения, по религиозным вопросам разной сложности.
Именно поэтому Православную церковь еще называют Соборной , если требовалось принять важное для церкви решение, то представители всех церквей собирались на соборе и вместе выбирали свой путь. Все созданные тогда традиции и учения не изменились в Православной Церкви и по сей день. Изначально Православная церковь состояла из церквей не имевших ничего общего и объединенных лишь верой в Иисуса Христа, это: Греческая, Сирийская, Русская, Иерусалимская, Римская и другие.
В связи с различными историческими событиями в 1054 году Христианская церковь разделилась на католиков и православных. В шестнадцатом, начале семнадцатого века, в Католической церкви произошел новый раскол. Появились христиане не согласные с некоторыми новшествами, созданные Католическим духовенством во главе с Папой Римским. Таких верующих впоследствии стали называть протестантами.
В 1517 году в Германии появился человек, которого по праву можно назвать родоначальником протестантской веры. Монах по имени обвинил Католическую церковь и ее служителей в поиске личной выгоды в церковных обрядах, утверждая что интересует их не вера в Бога, а лишь серебро да золото. Помимо этого, он завершил перевод Библии с латыни на родной для него немецкий язык и сделал предположение, что каждый человек волен толковать ее по своему. Фактически протестанты - это католики, которые хотели отмены и пересмотра некоторых изменений проводимых Католическим духовенством.
Католики и протестанты, кто они?
Католики - верующие исповедующие западное христианство или католицизм , появившееся после распада Христианской церкви на Западную(Католическую) и Восточную (православную).
Протестанты - верующие христиане, которые в результате изменений происходивших в католической церкви, отделились от нее.
В чем же между ними разница?
Католические церкви всех стран объединены в одно целое и управляются Папой Римским. У протестантов такой централизации нет, мало того они еще и разделены между собой на различные религиозные течения: лютеранская церковь, англиканская церковь и так далее, а у баптистов и вовсе в самом течении существует некая раздробленность. Всех протестантов объединяет только непоколебимая вера в Иисуса Христа.
Помимо этого, между католиками и протестантами существует и более мелкие различия. Например католическим священникам запрещено заключать браки, а у протестантов таких ограничений нет. В католической церкви существуют различные монашеские ордена, берущие свое начало еще со времен крестовых походов. У протестантов ничего подобного не существует. У католиков священниками могут быть исключительно мужчины, а у их религиозных противников, очень часто, встречаются женщины посвященные в духовный сан.
В Католицизме, для принятия религии, принято крестить детей еще в младенчестве, протестанты считаю, что решение о принятии их религии человек должен сделать сам, поэтому крестить они начинают лишь людей в зрелом возрасте.
Католики чтят Деву Марию, Божью Мать и Защитницу рода человеческого. Протестанты с этим в корне не согласны и отвергают такие учения католической церкви. В католической церкви присутствует семь таинств, протестанты принимают только два из них, это крещение и причастие. У некоторых религиозных течений таинства и вовсе отсутствуют.
Для обряда причащения католики пользуются только пресным хлебом, протестанты не придают этому никакого значения.
Каждый верующий католик должен хотя бы раз в год исповедоваться у священника, протестанты не считают нужным присутствие между ними и Богом посредников. Католики с почтением относятся к иконам, кресту, живописи на которой изображены святые. Протестанты не чтят ни икон, ни креста и отвергают их.
Поведем итоги, 10 отличий католика от протестанта
- В католической церкви присутствует единство, католики всего мира прислушиваются к мнению Папы Римского, у протестантов этого единства нет.
- У католиков в сан священнослужителя могут быть посвящены только мужчины, у протестантов любой человек независимо от пола может стать священником и посвятить свою жизнь Богу.
- Католики могут принимать крещение в любом возраст, у протестантов только человек в зрелом возрасте может быть крещен.
- Протестантская церковь отрицает Священное предание.
- В католической церкви чтут Деву Марию, для протестантов она всего лишь идеальная женщина.
- У католиков существует семь таинств, у протестантов их может вовсе и не быть.
- Католики верят в страдание грешных душ после смерти. Протестанты верят лишь в Страшный суд и не молятся об умерших.
- У католиков при причастии используют только пресный хлеб, протестантам для этого подойдет любой хлеб.
- Католик должен исповедоваться у священнослужителя, протестант исповедуется только перед Богом, священник им для этого не нужен.
- У протестантов нет общей принятой формы проведения богослужений и обрядов.
- Протестантская церковь признает иконы, кресты, изображения святых, у протестантов это не принято.
Чем православие отличается от католицизма и протестантизма? Об этом Вы узнаете из лекции профессора Осипова, опубликованной в нашей статье.
В наше время этот безграничный вопрос волнует очень многих. Причина совершенно очевидна. Тот религиозный плюрализм, свидетелями которого мы сейчас являемся, учитывая тот беспрецедентный наплыв различных религиозных течений, движений, церквей, он невольно нас заставляет еще раз обратиться к той вере, которая всегда была для нас традиционной. Для нас, я говорю, для нашего народа, искони, вот уже тысячу лет.
Почему так много к нам сейчас прибыло незваных гостей? В чем причина? Откуда появились какие-то совершенно новые религиозные движения, которые находят здесь, тем не менее, себе адрес и прописку? Как мы можем реагировать на это? Что говорит наша вера, почему мы предпочитаем оставаться православными? Ведь, правда же, не потому, что просто родились? Если я родился – я православный, родился католиком – я католик, родился мусульманином – я мусульманин. Это признак чего? Неинтереса человека к своей вере.
Интерес-то как раз осмысленный: а что такое Православие, что оно дает преимущественное человеку по сравнению с вот тем безбрежным морем религий, перед которым сейчас мы все встали?
Насколько это будет невозможным, я постараюсь сейчас не читать академическую лекцию, иначе вы все заснете. Поскольку я прекрасно понимаю: академические лекции – они достаточно сухие, они преподносят очень много формального материала, который для студентов, будущих священников, нужен, но он нужен им по другой причине, больше, я бы сказал, методологической, нежели сущностной.
Мне кажется, что для каждого человека, по крайней мере, для меня, несмотря на то, что я занимаюсь богословием, всегда было самым главным интересом – увидеть суть дела. А что это такое – Православие? Конечно, легче всего показать это, сравнивая его с неправославием. Кстати, этот метод очень эффективен. Сравнить и показать, чем отличается оно от католицизма, от протестантизма, чем отличается Православие от других религий по существу?
Если вам интересен такой план, можем поговорить именно в таком разрезе, поскольку сейчас такая методология очень актуальна. Но можем посмотреть и с другой стороны, не менее, как мне кажется, интересной, посмотреть на Православие с точки зрения совсем иной, а именно – как отвечает оно на самые глубокие существенные запросы человеческой личности.
Какие это существенные запросы? Что это за запросы, без которых мы не можем буквально жить? Ну, можно, конечно, ни о чем не думать, но сейчас не идет речь о таких людях. Но если человек думает, если живет, чем он заинтересован? А если он еще и мыслитель, то и осознанно ставит себе вопрос о смысле жизни.
А если погрубее сказать, тогда будет еще яснее – все же счастья ищут. Счастья. Всю историю человечество стремится именно к этому. И вот с этой точки зрения было бы интересно узнать, как Православие отвечает этой идее, и что же оно дает преимущественное человеку в ответе на этот насущный вопрос?
Дело вот в чем. Все христианские конфессии говорят, что центром, существом, смыслом, конечной целью христианства является Христос. Он наш Спаситель, Он наш идеал, и Он Тот, в Котором мы, в Теле Которого, используя образ апостола Павла, в Церкви Которого все мы входим в единство с Богом и приобретаем полноту блага. Все конфессии. Христианские конфессии.
Профессор Осипов
Объясняю для тех, кто, может, не знает этого слова. «Конфессии» когда мы употребляем, то говорим о христианских конфессиях. Поэтому говорим об инославии. Когда же говорим о других религиях, то говорим об иноверии, о других верах.
Итак, речь идет о конфессиях. Представитель любой конфессии скажет, да здесь мы вполне едины. Вся суть вот в чем. Как только мы коснемся вопроса по существу: а что значит, что мы верим во Христа как Спасителя, как вы понимаете, что Он сделал для нас? – Начинаются разногласия. Причем настолько серьезные, что иногда бывает это похоже на ту борьбу за мир, в результате которой камня на камне не осталось от наших зданий.
Так вот и здесь. Конечно, существом христианства является исповедание Христа, Того, Кто является реальным Спасителем, говорим мы. Но вот как понимать, что Он сделал? Вот здесь давайте пройдемся немного, как смотрит на этот вопрос католицизм, как смотрит протестантизм, как смотрит Православие.
Так вот, с католической точки зрения, преимущественный акцент, являющийся буквально центром католической доктрины, являются убеждения в том, что люди – первые люди – бесконечно оскорбили Бога своим преступлением, своим преслушанием. И мы ничего другого не делаем, как продолжаем это их дело.
Т.е. эта доктрина предполагает вольно или невольно, что тот Бог, который по идее не только христианской, но и по идее дохристианской, ветхозаветной, Божество – неизменное существо, в котором нет страстей, бесстрастное существо, простое существо, в данном случае, оказался в положении того, кто страдает от грехов или преступлений своей твари. Т.е. неизменное оказалось изменяемым, бесстрастное оказывается глубоко страстным. Это первый вопрос, который невольно возникает в связи с этой доктриной. Доктриной, что мы можем оскорблять Бога.
Кстати, эту же точку зрения утверждает и протестантизм, но отвергает Православие. Чем оно отличается в данном случае? Оно говорит: нет, грехами мы раним себя, каждый грех – это рана на теле нашей души. Мы нарушаем те законы нашего бытия, которые установлены от Бога. Мы же не бесформенные амебы, мы существа богоподобные.
И выступая за границы тех законов, в которых мы существуем, мы вредим себе. Грех есть вред себе. Я нисколько не доставлю неудобства закону тяготения, если прыгну с какого-то там этажа вниз.
Но сам-то я здорово пострадаю. Мы не Богу вредим своими грехами – мы себя убиваем. Делающий грех, раб есть греха. Он попадает в это рабство стихии, выступающей за законы. Мы убиваем себя.
Отсюда обретает другой смысл, понимание того, что сделал Христос для человечества. С католическо-протестантской точки зрения Он выкупил нас у праведного гнева Божия. Он за нас понес все наказание, вы слышите, за наши грехи и за грех первых людей. Он за нас перенес это наказание. Он укротил праведный гнев Божий. Вот какова идея.
Протестантизм в их символических текстах, самых авторитетных, утверждает, что если до этого Бог гневался, до Христа, то отныне Он изменился, Он перестал гневаться на людей. Изменение происходит в Боге, а не в человеке с пришествием Христа. Из гневающегося и ненавидящего он превратился в любвеобильного и спасающего, благодаря жертве Христовой.
Поэтому в католичестве центральный догмат о спасении именуется догматом искупления, выкупа. Термин искупления означает выкуп, выкуп раба. В протестантизме же этот же самый догмат называется догматом оправдания. Как на судебном процессе, вот обвиняют и вот его оправдали, в результате того-то, другого и третьего.
И только в Православии делается акцент совсем на другой стороне. Мы говорим: Христос – Спаситель. Мы не отрицаем этой терминологии – оправдание, искупление. Пожалуйста, там много других терминов – усыновление. Терминов много в Священном Писании, но термины в данном случае показывают, КАК мы понимаем то, что совершил Христос. И если в западном христианстве дело спасения рассматривается как акция юридического порядка, суда, то в Православии это рассматривается как акт любви. Как – я сейчас скажу.
Я продолжу сейчас о западном понимании. В чем тут серьезность проблемы – а вот в чем. Если Христос явился Тем, Кто выкупает нас, отдает долг правосудию Божию, то отсюда совершенно естественно выступает мысль – что я могу сделать? Христос выкупил нас – в каком смысле, что Он сделал? Католическое богословие отвечает: Он принес удовлетворение Богу-Отцу за первый грех людей. А за личные грехи мы точно также должны принести выкуп.
Вопрос: а если я сделал больше, чем это требуется? И разрабатывается в католицизме целая доктрина, совершенно неприемлемая в православном сознании всем духом – доктрина сверхдолжных заслуг. Оказывается, я могу не только выплатить долг за свои грехи, а я могу сделать нечто большее, причем бесконечно много большее.
И католическое богословие указывает: эти сверхдолжные бесконечные заслуги мы находим у Богоматери, так много, что сейчас вот заканчивается вторая тысяча лет, я не сомневаюсь, что в католическом мире появится еще один догмат. Догмат о соискупительнице – Богоматери.
Я уже встречал неоднократно этот термин, помню, вступал в дискуссию с одним из кардиналов по этому поводу. У них искупитель – это кто? Тот, кто выплачивает долги, выкупает долги за грехи. Христос, да, принес много долгов, принес полный долг за первородный грех, за личные грехи – мы должны. Но мы можем не только исполнить, выполучить долг, можем принести и сверхдолжное.
Что из этого следует? Я бы сказал – ужасные вещи. В чем этот ужас? А вот в чем. Представьте себе, что я прекрасно понимаю, вот я живу, кое в чем я грешу, но кто не грешит, сами понимаете. За эти грехи я делаю то, что положено, что мне определяют, но я делаю больше.
Мне скажут, что я за грехи должен сделать то-то и то-то, в католичестве очень развита эта доктрина удовлетворения правосудия Божьего. Я делаю больше – как я себя чувствую? Я знаю, что я делаю больше, вы понимаете, кем я себя чувствую? Я делаю еще больше – кем я себя чувствую?
И мы видим, догматическое учение католицизма налагает свою страшную печать на душу человека. Она сразу ставит человека на путь гордыни, тщеславия. Гордыни в полном смысле слова.
Вы думаете, случайны такие заявления, как у Франциска Ассизского, когда он говорит: я не сознаю за собой ни одного согрешения, которого бы я не искупил исповедью и покаянием. Случайны такие вещи, когда какая-нибудь святая Тереза кричит: “О Бог мой, супруг мой”? Ей является Христос, который заявляет: “До этого я был твоим Богом, а отныне я не только Бог, но и супруг твой”. Это совсем неслучайные вещи, когда Франциск Ассизский видит серафима и узнает в этом серафиме Христа, и вдруг чувствует, подумайте только, чувствует себя совершенно превращенным в Иисуса!
Учтите, Франциск Ассизский – это не какой-нибудь маленький святой. Это светило первой величины в западной Церкви. Это светило, которое у нас сколько людей превозносят, только почитайте вступление Дурылина в книге “Цветочки Франциска Ассизского”, как он там пишет, как он превозносит Франциска! Сами апостолы, оказывается, ниже его. Вот это тщеславие и гордыня порождаются самим догматическим учением Церкви.
Для широкого круга людей вся догматика – это достаточно сложная область и скучная. Когда же коснешься ее преломления в непосредственной духовной жизни человека, начинаешь понимать, какое огромное значение имеет то или иное понимание того, что совершил Христос. Сверхдолжные заслуги. Христос говорит: если бы вы сотворили все, повеленное вам, говорите и думайте, что вы рабы неключимые.
Если мы возьмем и рассмотрим психологию тех, кого Православная Церковь именует величайшими святыми. Их в истории не так много, тех, кого церковь называет великими: Антоний Великий, Афанасий Великий, Макарий Великий. Их не так много. Но если мы посмотрим на их психологию, как они себя мыслили, как они себя чувствовали!
Вот поразительный пример, который мы встречаем в жизни преподобного Сисоя Великого. Перед смертью, когда собрались вокруг него все его сподвижники и ученики, он молится, его спрашивают: “О чем ты молишься, Сисой?” – “Чтобы дал Бог мне еще время на покаяние”. – “Сисой, тебе ли каяться?”
А его лицо при этом становилось все более и более просветленным и сияющим. Настолько сияющим, что на него было уже трудно смотреть. Он ответил так, что до сих пор приходится удивляться: “Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего”.
Обращаю ваше внимание: человек умирает, ни о каком лицемерии и речи не может тут идти. Мы находим подобные же примеры сколько угодно. Те, кто тут сидит, и те, кто читает утренние молитвы, не могли не обратить внимание, например, на утреннюю молитву Макария Великого.
Поразительная молитва, очень краткая, но подумайте, что он говорит, Великий Макарий, которого называли “земным богом”: “Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою”. Т.е. я ничего доброго перед Тобой не сделал. Это он, Макарий, так говорит.
Что это такое? Что это, смиренничание, может быть? Положено так говорить? Да избавит Бог так мыслить! Это люди, которые боялись допустить тень лукавства в своей душе! И тут они начинают лицемерить?
Я вам скажу об одной из величайших истин, за которую Православие держится обеими руками, знаете, как она звучит? Святые оплакивали свои добродетели как грехи . Вы слышите: оплакивали добродетели как грехи. Ну-ка, ну-ка, как это поставить рядом со сверхдолжными заслугами? Полный контраст! Полное взаимоисключение!
А что это такое – оплакивали добродетели как грехи? Как это можно оплакивать? Я подаю милостыню, помогаю неимущему, спасаю кого-то от несчастья, что же я тут буду оплакивать? Слава Тебе, Господи, я не фунт изюма! Как и говорил Феофан Затворник: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь якоже прочие человецы».
Святые видели, что в каждом добром деле, которое мы делаем, обязательно примешивается как к бочке меда ложка дегтя, – тщеславие, человекоугодие, расчет. Ну, тень хотя бы примешивается того, что я сам сознаю, как недолжное, как мерзкое подчас, как нехорошее, как дурное.
Вот тонкие психологи были. Вот кто действительно анализировал состояние своей души. Вот кто был внимателен к тому, что происходит внутри человека. Подумайте, видели и потому оплакивали свои добродетели как грехи. Вот где чистота была! Это поразительно.
Смотрите, как у древних греков, например. Вот сейчас сравните древнегреческий музыкальный слух и современный, тот современный, который является нормой музыкальных школ. Достаточно различать тон, полутон, четверть тона – уже говорят: ну, это какой у него слух! А древние греки – нет, восьмую тона.
А что это такое, мы говорим? Что такое абсолютный слух? Он не терпит малейшего отклонения, не только одной восьмой, но, может, одной шестнадцатой тона не вынесет, этого диссонанса. Мы говорим – тончайший слух, это поразительно, зато какая чистота звучания, когда все исполнено без каких-либо диссонансов.
Вот как в музыке эта чистота звучания, так оказывается, эта чистота может быть и в душе человеческой. Они чувствовали, насколько всегда даже их добрые деяния, даже их подвиги и молитвы, насколько они оказываются несовершенными перед лицом той святыни Божьей, которую они тонко переживали и чувствовали в своей душе.
Вот Православие, и сравните теперь со сверхдолжными заслугами. Сравните теперь с психологией, когда я не сознаю за собой ни одного согрешения. Видите, какая разница? Это потрясающе! Ничего общего нет! Понятно поэтому, что духовная жизнь в католицизме приводила к тому, о чем совершенно определенно, ясно, со всей ответственностью говорили наши величайшие святые как о состоянии прелести. Игнатий Брянчанинов, аристократ высшего класса, тончайше воспитанный, деликатнейший человек, и вдруг, из его уст слышим такую фразу, когда говорит он об этих святых католических: “сумасшедшие”! Он не находит другого слова.
Ну, действительно, попробуйте найти другое слово, когда молодая девушка ходит часами с Иисусом Христом по садику и разговаривает. А, да вы ничего не понимаете, – это одна из величайших святых католической Церкви Катарина Сиенская, которая в двадцать лет почувствовала, что скоро с ней должно что-то случиться необычайное, и стала истово молиться великою молитвою.
Какою же? Вот сразу не скажу. У нас есть молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Она стала молиться тоже: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий». Только дальше странное продолжение – «сочетайся со мной браком в вере»!
Изумительно! По-моему, никаких пояснений не требуется. Куда направлены ее мысли, куда направлены чувства? Отсюда и бесконечные видения, является божественный жених Христос, привлекает ее к себе, т.е. обнимает ее, нужно сказать прямо. Вынимает из нее сердце, вставляет в нее другое сердце, и эти сладчайшие переживания, увы, составляют существо ее духовной жизни. А как эта духовная жизнь выражается, посмотрите.
Ведь я же вам сейчас рассказываю не какие-то злопыхательские наветы на бедную Катарину Сиенскую, это то, что сейчас к нам приходит из Италии и в Милане издается – книги “Портреты святых”. Что же пишет автор, умиляясь? Во-первых, умиляется от этой молитвы: “сочетайся со мной браком в вере”, дальше автор уже не находит слов.
Как она обращается к властителям, к Папе Римскому, к королю Франции? Что она пишет, вы подумайте только. Автор ее жития пишет: в состоянии экстаза она даже самому Христу говорила “я хочу!” с восклицательным знаком. И это было лейтмотивом всех ее писем. Королю Франции пишет: слушайте меня и Бога. Папе Римскому пишет: слушайте голоса Святого Духа, который к вам обращен.
Кстати, с ней происходит любопытный факт, на который трудно не обратить внимания. Сидит у нее четыре или даже больше секретарей, и она сразу всем им диктует ответы, разным лицам сразу. Причем с такой скоростью, что они едва за ней поспевают. Примерно ту же картину мы находим у Елены Рерих, когда она слышит голос оттуда и тоже пишет с огромной скоростью трактаты откровения. Феномен похожий и очень понятный с христианской точки зрения, не вызывающий сомнения, что происходит с этими бедными людьми.
Так вот, понимание Христа как Спасителя, понимание того, что Он сделал. Давайте от католицизма немного отойдем, а что протестантизм об этом говорит? О, еще более интересные вещи. Что такое протестантизм? Это лютеранство, это реформатство, это более поздние баптисты, пятидесятники.
Вся вот эта совокупность христианских движений и, как сейчас выражаются экуменическим языком, церквей, – там решение вопроса еще проще. Настолько просто, что от умиления просто не знаешь, что делать. Оказывается, Христос своей жертвой настолько удовлетворил правосудие Божие, что не только уплатил за первородный грех, а за все грехи, которые мы, верующие, совершаем. И поэтому отныне, все мы, верующие, святы святостью Христовой. И грех верующему не вменяется в грех.
Я студентам говорю: слушайте, перехожу в лютеранство или куда-нибудь. Так хорошо, так легко, и больше ничего не надо – я свят! Что хочу, то и творю. Оказывается, верующему грех не вменяется в грех. Оказывается, мы праведны праведностью Христовой. Это так интерпретированы великие слова апостола Павла: “мы спасаемся только верою”.
Меня все время удивляет, извините, если здесь присутствуют протестанты, примитивизм, другого слова нет, ну как же можно так легко такие вещи сделать – превратить дело спасения в такую элементарную вещь? Я верю, что две тысячи лет назад пришел Христос, я искренно верю, я не сомневаюсь, и поэтому я уже свят святостью Христовой. Да что же это такое? Вы теперь поймете, насколько разительно, принципиально отличается Православие от этих вещей.
Как понимает Православие “мы спасаемся только верою”? Как понимает Православие подвиг Христов, что Он сделал? Если мы возьмем святоотеческое богословие, то первое, что мы видим, что о выкупе речь не идет. Смешно представить.
Григорий Богослов пишет: кому принесена жертва Христова? Меня, говорит, очень беспокоит, кому же? Дьяволу? – спрашивает Григорий Богослов. Как это безумно, чтобы Бог своей твари приносил жертву. Да еще какой твари – падшей. Отцу, может быть, принес жертву? – далее он спрашивает.
И он же отвечает: да разве Отец любит меньше, чем Сын? Разве дело спасения – не Троицы? Действительно, разве Отец любит меньше, чем Сын? И разве позволено было даже Аврааму принести в жертву своего сына? Не Он ли заменил Исаака овном, овцой? Т.е. отвергает даже это. И оканчивает словами: человеку нужно было освятиться человечеством Бога.
Надо расшифровать это. Первое: ни о каком выкупе и речь не идет. Отношения юридические, правовые, законнические не применимы между человеком и Богом. Так же, как между ребенком и родителями не применимы, действует совсем другой принцип. Православие все свое внимание обращает на то, что забывается, фактически отбрасывается, и что является центральным в христианском исповедании – Бог любовь есть. Любовь Бог есть.
По любви Бог смиряется до человеческого образа, соединяется с человеком, берет на себя его природу, соединяется с человеческой природой поврежденной, – и исцеляет ее через страдания, через унижения, через крест, через смерть, и воскрешает ее.
Посмотрите, как разительно меняется Христос в своем явлении ученикам. Если до этого Он все время находится с ними, до этого он алчет и жаждет, на кресте даже говорит: Боже мой, Боже мой, вскую Меня оставил?
Посмотрите после Воскресения: Он идет со спутниками, начинает преломлять хлеб и – исчезает, входит “дверем затворенным” к ученикам.
С одной стороны, кажется, ест и пьет с ними, с другой стороны, Он обладает свойствами, которых раньше не наблюдалось. Вот та преобразованная, вот та первозданная, вот та плоть во славе, независимая от стихии этого мира, с которой был сотворен человек, и к которой предназначен человек в вечной жизни.
Смотрите, как меняется. Что же Он сделал? Он исцелил ту поврежденность, которая и возникла в нашей человеческой природе в результате греха. Греха первых людей. Они совершили личный грех, но в результате этого личного греха произошло серьезнейшее повреждение нашей природы.
Что говорят отцы по этому поводу? Они прямо говорят: произошло в человеке рассечение его существа на ум, сердце и тело. И эти три как бы обособились, каждая из них приобрела свою волю, началось противоборство. “Ах, две души живут в груди моей, и рвутся врозь, и жаждут разделенья”. И это замечает каждый человек, каждый это знает – нет в нас единства. Ум прямо говорит, что есть истина, что есть правда, как нужно поступать, и совесть подсказывает, а сердце, а тело влечет прямо к противоположному.
Вот Христос восстановил, исцелил эту природу, и по любви это совершил, по любви всей Святой Троицы. Ни о каком выкупе речь не идет. И вот благодаря этой восстановленной природе мы теперь можем духовно, да, духовно, рождаться от Него, получать эту новую природу в таинстве Крещения.
В крещении получаем мы семя нового человека. Как и пишет Симеон Новый Богослов, один из трех названных Церковью Богословами: Иоанн Богослов апостол, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Что он пишет? Поразительные слова. “Тогда Бог Слово входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя”. Вот, оказывается, каким образом мы получаем плоды жертвы Христовой в самих себе.
Ничего, кажется, не изменилось внешне. Когда Христос воскрес, люди какие были, такие и остались, продолжаются войны, болезни, продолжаются грехи, преступления. Однако, случилось великое – каждый человек, который увидел, что Христос, действительно, есть Истина, что Он есть та святыня, которую жаждет моя душа, что в Нем я вижу смысл и оправдание того мировоззрения, которое ведет меня к благу моей жизни. Когда я в этом убеждаюсь, я могу приобщиться Ему.
В этом таинстве рождения в Церковь, в этом таинстве Крещения я могу получить это благодатное семя, и если я буду вести действительно христианскую жизнь, это семя может возрастать во мне. Что значит возрастать во мне? Ведь я могу принять крещение, и каким я был, таким и остался – язычником. Могу жить язычником, а могу жить совершенно иначе.
И вот история Церкви предлагает нам бесконечное множество тех людей, которые показали, что делает это семя новой жизни, полученное нами в крещении, с человеком. На примерах святых, которые оставила нам история, мы видим, как преображается человек, каким светом он становится для человеческого общества.
Неслучайны эти великие слова Серафима Саровского, который говорил: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Точно. Человек, который развивает в себе это семя правильной, праведной христианской жизни, который кается в своих грехах, который прекрасно понимает, что никаких заслуг у него не только нет – и быть не может. Который кается даже в своих добрых делах, понимая, что даже это доброе я совершил не так, как требуется, не по-доброму.
Этот человек постепенно освящается, семя у него прорастает, превращается в древо, которое приносит великие плоды, освящающие окружающий мир. Никакого выкупа, никаких оправданий, совершенно другой принцип жизни, другой взгляд на Христа и на духовную жизнь по сравнению с западным пониманием христианства.
Я представил вам первый вариант возможного объяснения. Сами понимает, что это краткий конспект. Естественно, что в духовной школе мы это разбираем подробно, там очень много любопытных вещей, например, в католическом вероучении, в протестанском вероучении, там много любопытнейших, я вам скажу, вещей, которые приводят сейчас к таким явлениям в жизни, что уже все начинают понемногу понимать, с чем мы имеем дело, что такое западное христианство.
Оно породило нигилизм, материализм, деизм, атеизм. Причем это следует из самого богословия, более того, должен вам сказать, что вся европейская цивилизация порождена именно западным богословием как таковым, во всех тех формах, которые мы с вами видим.
Вопрос: В каком году пала православная Византия, какие события предшествовали этому?
– В 1453 году. Ну, вы знаете, что турки уже захватывали постепенно всю империю в течение предшествующего столетия, может быть, даже больше. В конце концов, к этому времени уже вся византийская империя оказалась в стенах Константинополя. Вся империя. И она пала. Причем, как она пала, очень интересно.
Последний император Константин ХI с мечом в руках боролся вместе со своими согражданами за спасение своего отечества. Вот замечательно – с мечом в руках, до смерти. И в этом смысле надо сказать, что он погиб как достойный император, как герой. Но что предшествовало, знаете, в оценке любых событий подобного рода существует два подхода.
Один подход мы назовем таким светски историческим подходом, который находит и видит причины подобного рода явлений в исторических процессах, которые идут в мире. Почему идут эти процессы, никто никогда сказать не может. Идут эти процессы, там случается это – тогда здесь происходит другое.
Христианство предлагает совершенно другой метод рассмотрения. Оно утверждает, что все процессы, происходящие в обществе, исторические процессы, все процессы, происходящие в биосфере и даже в космической сфере – все они обусловлены духовным состоянием человека. Христианство не отрицает того термина, который, правда, в язычестве носил другой смысл, но оттуда идет, что человек – это микрокосм.
Да, человек, действительно, является вот тем рычагом, той силой, которая определяет все состояние окружающего мира. И уж, конечно, состояние общества и все процессы, совершающиеся в обществе и в государстве. Причина – наше духовное нравственное состояние.
Есть яркие библейские примеры: Содом и Гоморра, или Всемирный потоп. Но мы указываем библейские примеры, но разве мы не могли бы привести примеры из жизни любого государства, в том числе, любого православного государства? Могли бы, и не менее убедительные, которые бы показали как деградация духовной жизни, как превращение христианства в форму, что приводит в конце концов к оскудению духа.
Понятно, что такое форма и оскудение духа? Т.е. мы сплошь православные, но живем по-язычески, но бьем себя в грудь, мы совершаем богослужения, украшаем все, что надо, ну, все чин чином мы делаем. А сами остаемся язычниками.
Так вот, когда с внешней стороны церковная жизнь может даже процветать, но если при этом нет соответствующего духовного процесса, когда люди не становятся лучше, когда нет борьбы со страстями, если не происходит это изменение души, если нет этого правильного духовного изменения внутри человека, внутри людей, внутри общества, то это неминуемо приводит к катаклизмам общественного исторического характера.
Так вот не приходится удивляться, что целые православные империи и православные государства именно по той причине часто и падали, что это внешнее благополучие как теплая ванна расслабляет нас. И вместо правильной христианской жизни мы начинаем благоденствовать. Вот тогда наступает пагуба, обязательно и неминуемо.
Так что в отношении той ситуации, в которой происходило падение Византии, мы должны смотреть не столько на исторические моменты, не на внешние: как там появились турки, почему они решили сюда, как они двинулись – все это лишь следствие.
Люди большей частью, как правило, – слепые орудия в руках премудрого промысла Божьего. Он думает, что он кого-то убивает, но он, бедный, даже и не знает, что ты свободой-то обладаешь и ты ответишь за ту злобу, с какой ты творишь грех, но убить или не убить человека – не в твоих руках. Одного хотят убить, и никак не могут, а другого так, мысль пришла – и тебе запросто. Каждый человек ответит за состояние своей души.
Именно духовное состояние определяет не только нашу личную жизнь, жизнь каждого человека, но определяет и процессы, происходящие в обществе. Поразительный пример этому – Содом и Гоморра. Помните, как Авраам беседует со странниками, с ангелами? Когда ему сказали, что будет уничтожен город, помните, Авраам говорит: но, Господин, а если там будет пятьдесят праведников, уничтожите? – Не уничтожим. – А если сорок пять? – Не уничтожим. – А если сорок? – Не уничтожим. И так дошел до десяти. – А если десять? – Не уничтожим. И потом отвернулся и отошел от него.
Есть некая мера, оказывается. Указано очень интересное явление, в высшей степени важное. И как жалко, что мы этого не понимаем. Есть мера праведности. Было бы там даже десять праведников – и не был бы уничтожен город. Не оказалось их.
Так и сейчас. Почему произойдет та же кончина мира? Не останется этих десяти праведников. Не случайно в Апокалипсисе написано: “жена, облечённая в солнце”, что по толкованию всех отцов, есть Церковь. “Жена, облеченная в солнце, убежит в пустыню”. В человеческом обществе уже не найдется ей место. Как писал Тихон Воронежский, XVIII век, о состоянии дел у нас в России, что он пишет: “Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерие”.
Феофан Затворник в конце прошлого столетия пишет: “Никто ничего не делает, еще одно-два поколения, и Православия не останется на Руси”. Прошло полтора поколения после его слов – и наступила революция.
Игнатий Брянчанинов что писал? Мысль понятная – с христианской точки зрения, которая подтверждается огромным количеством фактов, все катаклизмы нашего мира так же, как, кстати, и взлеты в жизни, обусловлены духовным нравственным состоянием человека и общества.
Вот где основная причина падения Константинополя.
Сейчас скажу несколько общих слов о протестантизме. В чем беда протестантизма в целом? В том, что он решительно отверг Священное Предание Церкви. Что это такое – Священное Предание? Это совокупное святоотеческое учение, учение и опыт отцов. По вопросам веры, по вопросам жизни. Отвергнув, протестантизм заявил: только Писание, и все.
Так вот мне приходится с ними беседовать, и я говорю им: ну, хорошо, а чем вы объясняете тот факт, что существует много христианских конфессий, которые имеют одно и то же Писание? Ответ один – различным пониманием Библии. Каковы же критерии, какое из этих пониманий верное, а какое ложное? Почему вы считаете, например, что пятидесятническое понимание Библии верное, а католическое ложное, скажите, почему? Почему вы считает ложным лютеранское понимание? Почему православное и так далее? Где критерии?
Так вот Православие утверждает, что если мы станем на почве субъективного понимания Библии, то мы можем прийти к каким угодно толкованиям и к каким угодно абсурдам.
В Православии есть золотой принцип – мы веруем тому, во что верили всегда все и повсюду. Почему это верно? По очень простой причине. Например, священство – Таинство или нет? На основании книги Деяний еще пока трудно понять, кто там пресвитеры, а кто епископы. Апостол пишет в своих посланиях, и неясно, о ком это идет речь. Как узнать, о чем они писали?
Мы можем думать что угодно, но давайте посмотрим, что писали по этим вопросам ученики апостолов. Уж они, наверное, лучше всех знали, что писали их непосредственные учителя. Остались такие сочинения? Да, в Церкви они носят имена мужей апостольских. Климента Римского, Ермия, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского.
Из их писаний совершенно отчетливо, прямо и ясно видно, кто такой епископ, кто такой пресвитер. И оказывается, что рукополагать может только епископ, и оказывается, что преемственность рукоположений является одним из законов существования Церкви. Их ученики то же самое пишут. То есть картина абсолютно ясная. Мы выяснили, как понимать слова апостолов по данному предмету. Это мы называем Священным Преданием Церкви. Преданием, потому что в Евангелии об этом не написано. И мы видим, как оно понимается.
В протестантизме нет критерия. Представьте себе: в XIX веке, спустя 1800 лет после возникновения христианства вдруг объявляется какой-нибудь учитель, какой-нибудь Мюллер, и говорит: вот так нужно понимать. Мы спрашиваем, почему? – Мне было откровение. Ах, вот оно что, откровение. Вам было одно, а вашему соседу другое, а ему третье. А вы не подумали, по какому признаку можно судить об истинности или ложности откровения?
Все эти учителя абсолютно незнакомы с учениями отцов, т.е. со Священным Преданием Церкви. Поэтому то, что руководителю приходит в голову, в чем он может убедить своих последователей, это и считается истиной, совершенно без какого-либо отношения к тому, чему учила Церковь в течение тысячелетий.
Вот и в данном случае Церковь вовсе не отвергает, даже утверждает, что при правильной христианской жизни, при святой жизни, человек сподобляется Духа Святого. Но кроме первого столетия мы не находим в истории Церкви того, чтобы даже великие святые заговорили на иностранных языках. Ни Макарий Великий, ни Сысой Великий, ни Афанасий Великий, ни Арсений Великий, – совсем на языках не говорили. Разве в этом состоит дар Святого Духа? Это только один из маленьких даров, который был крайне необходим в первом столетии для становления и утверждения Церкви и ее проповеди. Дальше мы этого не видим.
Поэтому свести дары Духа Святого к говорению языками – это так примитивизировать, что просто трудно себе представить. Разве в этом дар Святого Духа состоит? Дары Святого Духа апостол Павел перечисляет: “Плод Духа есть – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Вот что есть плоды Духа! Нет даже слова о говорении языками. Это вещь практическая, носившая чисто исторический характер.
И второе: как приобретается дар Святого Духа? Вот об этом совсем забыли. В лукавые души не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном грехом. Приобретение дара Духа Святого возможно только на почве правильной христианской жизни, а правильная христианская жизнь приводит к тому, что человек убеждается, что он совсем не то, кем он должен быть. Более того, он убеждается, подчеркиваю, в том, что он недостоин ни одного дара Божьего, ни одного.
Поэтому в житиях святых что встречаем? Умоляли отнять даже те дары, которые Бог даровал им. Слышите, умоляли отнять даже вот эти внешние дары. Например, дары чудотворения. Как они скрывали эти дары! Доходило даже до чего? Все знали, что он чудотворец, но он категорически: я такой же, как все. Буквально, такой благочестивый обман. Приносят уже мертвого младенца, просят: отче, помолись над ним, он тяжело болен. Помолился – и он встает. А святой не знал, что он умер. Как скрывали!
Скажу вам поразительную вещь – каждая истинная добродетель всегда глубоко целомудренна. Понятно, что такое – целомудренна? Скрывает себя. Как одета целомудренная женщина? Каждая христианская добродетель глубоко целомудренно прячет себя.
Христос воскрешает дочь Иаира и что говорит? Никому не рассказывайте. Слепорожденного – никому не рассказывайте. Прокаженного – молчи, никому не рассказывай. Подумайте только, кажется, для этого и пришел, но Он как по человечеству и по истине Всеправедный был, и это естественно было.
Истинная добродетель прячет себя, фальшивая – кричит и шумит. Дар у меня, сейчас заговорю языками иностранными, только вы ничего не поймете, что я буду говорить, зато увидите, что я в даре Духа Святого. Вот вам все целомудрие. Забыли они, бедные, самые основы правильной духовной жизни. Нет духовности там, где нет смирения, где нет осознания своего недостоинства.
Ещё раз напоминаю Сисоя Великого, лицо которого просветилось так, что не могли смотреть на него, а он умолял Бога дать ему время на покаяние. Вот что значит святость. Когда человек приближается к истинной святыне, он начинает видеть всю мерзость, все свое недостоинство. Вот вам пример того, как опасно отрываться от того, что мы именуем Церковью, от того, что мы именуем Священным Преданием, т.е. учением отцов.
Самое страшное, что есть в человеке, и что во веки веков не позволит человеку спастись – это мнение о себе: я хороший. Ясно вам? Я хороший, все нехорошие, а я хороший. Еще раз повторю великие слова Феофана Затворника: “сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь яко прочие человецы”. Тут, действительно, духовная смерть.
До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.
Восточная Церковь
Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.
Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.
Католическая церковь
В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.
Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний - восьмой - окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же - завоевание земель, принадлежавших мусульманам.
В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции - церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре - именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.
Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) - тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.
В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.
Протестантизм
Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией - революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.
На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.
В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.
Отличие православия от католицизма и протестантизма
Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства - принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего - они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.
Православие | Католицизм | Протестантизм |
|||
Управление | Патриарх, Собор | Всемирный совет церквей, советы епископов |
|||
Организация | Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору | Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь» | Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы |
||
Дух Святой | Считается, что он исходит только от Отца | Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма |
|||
Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец - существо совершенно бесстрастное и отвлеченное | Считается, что Бог страдает из-за людских грехов |
||||
Догмат Спасения | Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа |
|||
Иногда разрешаются | Запрещены | Разрешены, но относятся к ним неодобрительно |
|||
Непорочное зачатие Богородицы | Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается | Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом | |||
Взятие Богородицы на небо | Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено | Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам | Культ Девы Марии отрицается |
||
Проводится только литургия | Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия | Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение |
|||
Брак священнослужителей | Разрешен | Допускается только в византийском обряде | Разрешен |
||
Вселенские Соборы | За основу приняты решения первых семи | Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.) | Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию |
||
Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху | Используется простой четырехконечный латинский крест | В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий |
|||
Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами | Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему | Не используются |
|||
Ветхий Завет | Признается как еврейский, так и греческий | Только греческий | Только еврейский канонический |
||
Отпущение грехов | Обряд проводит священник | Не допускается |
|||
Наука и религия | На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются | Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки |
Христианский крест: различия
Разногласия в отношении нисхождения Святого Духа - основное отличие православия от католицизма. Таблица показывает и множество других, пусть не слишком значимых, но все же расхождений. Возникли они давно, и разрешать эти противоречия, по всей видимости, ни одна из церквей особого желания не изъявляет.
Имеются различия и в атрибутике разных направлений христианства. К примеру, крест у католиков имеет простую четырехугольную форму. У православных - восьмиконечную. Ортодоксальная Восточная Церковь считает, что распятье этого вида наиболее точно передает форму креста, описанного в Новом Завете. Помимо основной горизонтальной перекладины, в нем содержатся еще две. Верхняя олицетворяет табличку, прибитую к кресту и содержавшую надпись «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Христа - символизирует «мерило праведное».
Таблица отличий крестов
Изображение Спасителя на используемом в Таинствах распятье - это также то, что можно отнести к теме "отличие православия от католицизма". Крест западный немного не похож на восточный.
Как видите, в отношении креста также существует вполне заметное отличие православия от католицизма. Таблица показывает это наглядно.
Что касается протестантов, то они считают крест символом Папы, а поэтому практически его не используют.
Иконы в разных христианских направлениях
Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.
Ниже представлены основные расхождения.
Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.
Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.
Монашество
В отношении ухода от мирской жизни и посвящения себя служению Богу также существует значительное отличие православия от католицизма и протестантизма. Сравнительная таблица, представленная выше, показывает только основные расхождения. Но существуют и другие отличия, также достаточно заметные.
Например, у нас в стране каждый монастырь практически автономен и подчиняется только собственному архиерею. У католиков в этом плане организация другая. Монастыри объединены в так называемые Ордены, у каждого из которых имеется свой глава и свой устав. Эти объединения могут быть разбросаны по всему миру, но тем не менее руководство у них всегда общее.
Протестанты же, в отличие от православных и католиков, монашество и вовсе отвергают. Один из вдохновителей этого учения - Лютер - даже женился именно на монахине.
Церковные Таинства
Имеется отличие православия от католицизма и в отношении правил проведения разного рода обрядов. В обеих этих Церквях принято 7 таинств. Различие имеется прежде всего в значении, придаваемом главным христианским обрядам. Католики считают, что таинства имеют силу независимо от того, настроен ли человек на них или нет. По мнению Православной Церкви, крещение, миропомазание и т. д. будут действенными исключительно для верующих, полностью к ним расположенных. Ортодоксальные священники даже часто сравнивают католические обряды с неким языческим магическим ритуалом, действующим вне зависимости от того, верит ли человек в Бога или нет.
Протестантская церковь практикует только два таинства: крещение и причащение. Все остальное представители этого направления считают наносным и отвергают.
Крещение
Это главное христианское таинство признают все церкви: православие, католицизм, протестантизм. Отличия имеются лишь в способах совершения обряда.
В католичестве младенцев принято окроплять или обливать. Согласно же догматам Православной Церкви, детей погружают в воду полностью. В последнее время наблюдался некоторый отход от этого правила. Однако сейчас РПЦ опять возвращается в этом обряде к древнейшим традициям, установленным византийскими священниками.
Отличие православия от католицизма (крестики, носимые на теле, как и большие, могут содержать изображение «ортодоксального» либо «западного» Христа) в отношении совершения этого таинства, таким образом, не слишком значимое, но оно все же имеется.
Протестанты обычно совершают обряд крещения также водой. Но в некоторых конфессиях она не используется. Главное отличие протестантского крещения от православного и католического в том, что проводится оно исключительно для взрослых людей.
Различия в таинстве Евхаристии
Главные отличия православия от католицизма нами рассмотрены. Это отношение к нисхождению Святого Духа и к непорочности рождения Девы Марии. Такие значительные расхождения появились за века раскола. Конечно же, имеются они и в проведении одного из основных христианских таинств - Евхаристии. Католические священники совершают причащение только хлебом, причем пресным. Называют этот церковный продукт облатками. В православии таинство Евхаристии проводится вином и обычным дрожжевым хлебом.
В протестантизме к причащению допускаются не только члены Церкви, но и любые желающие. Проводят Евхаристию представители этого направления христианства так же, как и православные, - вином и хлебом.
Современные отношения Церквей
Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.
Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».
В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.
Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.
По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.
Таким образом, основное отличие православия от католицизма - это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная - и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.
РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ
Как мы знаем, в конце IV в. Римская империя окончательно раскололась на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (Византию, со столицей в Константинополе). Западная Римская империя просуществовала ещё около ста лет и пала под ударами варваров, а Византия пережила её почти на тысячу лет, оставаясь могущественным и независимым государством с сильной императорской властью и с глубочайшими традициями христианской культуры. На Востоке делами церкви управлял патриарх (точнее патриархи, так как константинопольский патриарх был не еди нственным в христианском мире). На Западе с V в. фактическим главой церкви становится римский епископ, к которому начинает применяться титул папа. Собственно, папами некоторых христианских епископов именовали и ранее, но окончательно этот титул закрепился за римским предстоятелем. Так как Западная империя в 476 году окончательно рухнула, римские папы превратились (не без помощи варваров) в светских правителей, управляя так называемой Папской областью и другими территориями Италии. Византийские патриархи, в отличие от пап, имели только духовную власть, хотя и занимали важнейшее место в государственной системе.
Со временем накапливались различия между восточной и западной ветвями христианской церкви, делились на сферы влияния, появилось соперничество. Противоречия между двумя ветвями прежде единой церкви продолжали обостряться вплоть до IX-X в., когда достигли наибольшей остроты. Отношения дополнительно ухудшались из-за территориальных споров. Объектом разногласий стали земли Южной Италии, Сицилии.
16 июля 1054 года произошёл окончательный разрыв, и возникли две христианские церкви: право славная и католическая.
КАТОЛИЦИЗМ, ПРОТЕСТАНТИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ
Некоторые различия между православной и католической верой:
В католическом костеле нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные слева направо и сложенными тремя. Слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша - наиболее близкая к нам католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно назвать костелом. К храмам Западной Европы этот термин обычно не применяется.
Католицизм - это одно из основных направлений христианской церкви. В ХVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма - добавление к «символу веры» (догмат Троицы) флиокве (предположения о том, что святой дух происходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром (духовенством) и мирянами; целибат (обязательное безбрачие католического духовенства).
Протестантизм (от лат. публично доказывающий) - одно из направлений христианства. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI века. Объединяет множество церквей и сект (лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптисты и др.). для протестантства характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причастию). Основной источник вероучения.
Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление «примирить» религию с наукой, дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения); противоположные тенденции фундаментализм, диалектическая теология.
Православие - религия, строго следующая традиции, старине. Само русское слово «православие» подчеркивает правильность и неизменность вероучения и традиций этой ветви христианства.
Важнейший догмат православия - триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскрешение и вознесение Христа. В православии нет обета безбрачия.
К реформированным формам христианства относились в начале ХХ века лютеранство или протестантизм, кальвинизм, англиканский вариант христианского вероисповедания, старокатолицизм. Это были наиболее крупные религиозные конфессии.
В течение ХХ века возникло множество более мелких конфесий, а также разного толка сект. Одновременно стал все более выраженным феномен возникновения тоталитарных сект и полурелигиозных (или псевдорелигиозных) организаций.
Если первые четыре конфессии все же более или менее недалеко отходили от христианского вероучения, во всяком случае, не сомневались сами в своей принадлежности к христианству, то современные нам секты зачастую даже и не ставят себе цель иметь к христианству хоть какое-то отношение.
Причиной раннего реформирования христианства являлось развитие реформистских тенденций самого католицизма. Вступив на путь собственного реформирования, римо-католичество породило своих последователей. Это было естественным итогом того отступления от норм Церковной жизни, которые были заложены ранее Апостолами, святыми отцами и учителями Церкви в первые три столетия христианства.
Неблагочестивая жизнь западного священства и самого римского папства стали основой для оправдания реформаторами своей деятельности.
Разумеется, реформаторство, отвергавшее саму Церковь, ее таинства, посты, обеты монашества, почитание святости, не могло не подрывать авторитета самого Священного писания. Это было основой лютеранства. Церковь сливалась с государством, проповедником (по сути - моралистом) становился выбранный людьми мирянин.
Чисто формально сохранялось лишь окропление водой при крещении, храмовые строения и священные изображения в них. Отвергая призвание святых и почитание икон, лютеране все же сохраняют их в своей религиозной жизни.
Оправдание одной верой составляет основу учения Лютера.
Реформаторство Кальвина идет дальше. Согласно его учению, спасение или не спасение человека предопределены свыше. Свободы выбора, данной каждому человеку как проявление высшей милости Божьей, по Кальвину, как бы не существует. Если вера дается от Бога, то верующий - уже Божий избранник, он спасен своей верой, вне зависимости от его дел.
Кальвинисты проводят свои службы не в храмах, а молитвенных комнатах, для причащения ставят обыкновенный стол.
Англиканское вероисповедание содержит элементы католицизма - некоторые литургические обряды, наличие епископов, а также лютеранства - учение о евхаристии.
В англиканском вероисповедании не признаются:
Таинства покаяния;
Миропомазания;
Елеосвящения;
Священства.
Подчеркивается церковное главенство короля.
В вопросах вероучения английский парламент имеет решающее слово. При коронации король присягает, клянясь в неверии в таинства причащения, в пользу поклонения святым и Божьей Матери, в также подтверждает, что признание жертвенного значения литургии противно протестантскому вероучению.
Вариантом христианского вероисповедания в Англии является пуританизм, отвергающий все остатки католицизма. Пресвитеры, избираемые группой людей, управляют такими религиозными объединениями людей.