Грамоты антония римлянина и их датирование. Преподобный антоний римлянин
Антоний Римлянин
Карпов А. Ю.
Антоний Римлянин (ум. 1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.
Житие преп. Антония сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем возрасте в некой "пустыни", пробыл в ней двадцать лет и после разорения обители "латинянами" еще год с лишним провел на камне близ берега моря, после чего чудесным образом - минуя "теплое" море, Неву, Ладожское озеро и Волхов - приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище "Римлянин" появляется в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи же никоим образом не намекают на "римское" или вообще иноземное происхождение основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности. Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом "римлянин" мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.
Известно, что Антоний появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.). Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.) В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он "возвещает", что "изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа". За земли и "тони", на которых возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и еще 100 гривен "на селе… на Волховскомъ".
В Новгородской Первой летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством, развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний "заложи церковь камяну Святыя Богородиця манастырь"; эта церковь была завершена строительством в 1119 г.
В 1125 г. Богородицкая церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей.
Тем не менее в течение длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110-1130), что в свою очередь отражало более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом. И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской (и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: "А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ".
Лишь после появления в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января - феврале 1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по летописи, скорее, зимой 1147/48).
Преп. Антоний был погребен в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена Антониева монастыря (1147-1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547-1552) в монастырь с берега Волхова был перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле (1580-1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп. Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г. мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты; их нынешнее местонахождение неизвестно.
Церковная память преп. Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3 августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых.
Как уже было сказано, в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала; по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.
В новгородском Софийском соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному камчатые ризы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.
Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.
Антоний Римлянин, преподобный. Слово о его Святых Мощах
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском.
Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника, основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.
Почитание Антония Римлянина в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игумене Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в монастырь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игумен Кирилл (Завидов; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам Антония Римлянина. По повелению игумена Кирилла над камнем у западной стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник.
Поскольку по молитвам к Антония Римлянина происходило большое число исцелений, монах Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 г. ; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому, в ней говорится о мощах Антония Римлянина, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII в. было записано 18 новых чудес. Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи Антония Римлянина были вскрыты в 1927 г. , весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г.Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского.
Ученые подтвердили подлинность мощей святого Антония Римлянина, найденных в Великом Новгороде
Мощи святого Антония Римлянина, которым должно быть около тысячи лет, недавно найдены в Великом Новгороде. Как известно, чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в «Музей атеизма», который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи святого вскоре затерялись среди других «экспонатов» и долгое время считались утраченными.
Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», - цитирует Пежемского Интерфакс.
Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия.
Источник Rusk.ru
Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине. Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем». Праздник, посвященный чествованию памяти этого подвижника, отмечают ежегодно 16 августа.
Прибытие Преподобного в Россию
Кончина и обретение мощей преподобного
В 1131 году святой Антоний удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Обретение мощей «русского итальянца» состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.
В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.
Бросить наследство в море
Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.
В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей...
Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть... оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и... бросил в море.
Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.
Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.
XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.
Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.
Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.
Эти события упоминаются в новгородских летописях.
В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.
А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку...
Дело жизни
Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.
Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.
Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.
А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».
Чудеса
Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.
После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».
На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.
Трагедии в судьбе монастыря
История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.
Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.
В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.
С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.
Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными... А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.
Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас!