Глухие звонкие согласные в корне слова примеры. Глухие и звонкие согласные
Итак, мы с вами отправимся в «Сказку парных согласных звуков».
А теперь слушайте сказку. Слайд
Живёт себе Зимушка, живёт, не тужит. Землю лёгким пуховым одеялом укутывает, согревает. Деревья в белоснежные одежды наряжает: чистые, сверкающие. Развешивает бахрому на ветви елей. Создаёт покой и уют в лесном царстве. (Слайды?)
Но не ходит Зима одна, с ней её верные помощники. Угадайте, кто они.
Возьмите в руки вееры
Белое покрывало
Землю покрывало
Солнце припекло
Одеяло утекло…(Снег)
Как по зеркалу качусь,
На коньках кручусь-верчусь,
Разгонюсь, как самолёт -
Под ногами что же? (Лед)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Сделайте вывод: Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….
Придумайте предложение с одним из слов.(выслушать разные варианты ответов)
Запишите предложение: На реке треснул лёд.
Подчеркните главные члены предложения.
Это предложение распространённое или нераспр.? Докажи.
Самостоятельная работа.
Работа с классом (связь с жизнью)
Правила поведения на льду. Слайд
На реке треснул лёд. А ведь это может быть опасно.
Давайте вспомним правила поведения на льду.
Молодцы, ребята, запомните эти правила и всегда их выполняйте.
Проверка работы на доске (1 вариант проверяет у одного ученика, а 2 - у другого)
Дополнительные вопросы:
Почему в слове лёд слышится звук т?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать парный согл. на конце слова?
Физминутка Слайд
А теперь все тихо сели
На меня все посмотрели
Работа с учебником
Зимушка приготовила для вас задание, но разгулялась метель и некоторые буквы потерялись.. Поможем Зимушке собрать их!
Найдите упр 37 стр. 18 . Прочитай, ….., задание.
Комментирует с места……
Учитель следит за осанкой
А теперь послушайте стихотворение, которое прочитает …. и ответьте на вопрос:
О ком идёт речь в этом стихотворении?
– Я знаком с одним моржом.
Ест он кашу, пьет боржом,
Очень любит эскимо,
Вместе ходим мы в кино.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковин Боря,
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
Так о ком идет речь в стихотворении?
Кто такой морж?
Слайд
– Что вы можете сказать об этом слове?
Правильно. А почему я выбрала для сегодняшнего урока именно его?
Продолжите фразу…
Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно….
Послушайте, как звучит это правило в стихотворном виде.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Повторите последние строчки.
Гимнастика для глаз
Руки на колени, расслабьтесь
Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием офтальмотренажёра и схемы для глаз.
Работа с текстом Слайд
- Внимание на слайд . Зимушка приготовила для вас текст. Но он заколдованный, замороженный . В нём есть пропущенные буквы и не расставлены границы предложений. Давайте исправим ошибки
Что такое предложение? Как пишутся предл? Что может стоять в конце предл?
Иди к доске, ……. , исправь ошибки .
Зимний лес
Ле… оделся в зимний наря…. Сне.. укутал деревья ду… надел пушистый шар….
В нём не страшен моро….
Сколько предложений в этом тексте?
………….выпишет слова с п/с из 1 предл. ……….- из 3 предл., подбирая провер слова.
2 предлож. комментирует у доски ……….
Пальчиковая гимнастика (мы повесили замок …) Руки! На месте…. И т.д.
Завели как- то, Мороз и Холод спор: кто знает больше слов с парной согласной на конце.
Давайте поможете нашим героям!
Игра "Цепочка слов " Возьмём в помощь веер парных согласных. Будем придумывать слова с п.с. на конце. Я назову слово. Вы должны молча применить правило, показать букву, на которую заканчивается это слово и придумать своё.
Например: Зуб – бант-танк- карандаш- шарф- флаг-год- друг-гараж-жираф .
Вот вы и справились ещё с заданием. Помогли нашим героям.
Каким правилом вы пользовались?
Вы знаете, как превратить бар в пар? А жар в шар? Нужно заменить звонкий согласный парным глухим. Это была бы забавная игра, если бы эти согласные не оказывались на конце слова или перед другим согласным. В этом случае мы можем допустить ошибки в написании слов. Избежать подобной неприятности поможет данный урок.
Тема: Повторение изученного в начальных классах
Урок: Правописание глухих и звонких согласных
Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], , - и шумные, которые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким относятся: [б], [б"], [д], [д"], [г], [г"], [в], [в"], [з], [з"], [ж]; к глухим относятся: [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [х], , [ц], [ч"], [щ"].
Озвончение и оглушение согласных
Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Мы оглушаем звонкий согласный в абсолютном конце слова (например, в слове пруд конечный согласный произносится глухо - пру[т]) и перед глухим согласным (ре[с]кий, но ре[з]ок). Глухой согласный озвончается перед звонким согласным (например, в слове косить произносим - коить, а слове косьба - [з"] - ко[з"]ба). Написание согласных в этих позициях (они называются слабыми позициями) необходимо проверять.
Как проверить написание согласных?
Для того чтобы проверить написание согласных, нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы согласный оказался перед гласным или перед р, л, м, н : пруд - пруды, молотьба - молотить, узкий - узок, мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать). Эти позиции называются сильными. Мы различаем звонкие и глухие в словах злой и слой (перед сонорным л ), бой и пой (перед гласным). Исключением является слово свадьба (от сватать ).
В некоторых иноязычных словах парный по глухости-звонкости согласный нельзя проверять однокоренным словом: абстрак ция (абстрагировать), транскрип ция (транскрибировать).
Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: варежка, ветчина, вокзал, зигзаг, здание, здесь, космонавт, потчевать, сдоба.
Домашнее задание
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
Фура...ка, впереме...ку (беспорядочно), теле...ка, изморо...ь (осенняя), зама...ка, сне...ки, меховая шу...ка, веселая шу…ка, про…ка, варе...ка, ве...чина, пого...ка.
2.Упражнение №42, 43 (Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012).
1. Правила русской орфографии и пунктуации. Правописание глухих и звонких согласных ().
2. ОРФО - система проверки правописания ().
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.
Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.
Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.
Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.
Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.
Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.
1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.
1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.
1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.
1. Я люблю арбуз, а брат - дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.
1. Собака - верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.
1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.
1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.
1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.
1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб - серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.
1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.
3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.
1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.
1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.
1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.
1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.
Дети встали в круг. Они играют. Миша - волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.
Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.
Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!
Выборочные диктанты.
Идет отряд.
Барабанщик
Очень рад.
(А. Барто.)
За оградой виден сад -
Молодые яблони.
Там работает отряд
С тачками и граблями.
(А. Барто.)
Щуря глаз
И хмуря брови,
Поворчав себе в усы,
Часовщик Иван Петрович
Осторожно взял часы.
(С. Михалков.)
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.
(С. Маршак.)
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку…
(Г. Ладонщиков.)
Снег расстроился до слез:
Дом сосульками оброс.
(Л. Зубкова.)
Говорят прохожие:
Вот весна идет!
А это я работаю,
Разбиваю лед.
(А. Барто.)
Флот плывет к большой земле;
Флаг на каждом корабле.
(С. Маршак.)
Мед медведь в лесу нашел -
Мало меду, много пчел.
(С. Маршак.)
Вот какой у нас арбуз
Замечательный на вкус!
Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
(3. Александрова.)
На иглу нацепит ежик
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдет.
(П. Воронько.)
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
(М. Познанская.)
Самодиктанты.
Светофор мигнул и - раз!
Вдруг открыл зеленый… (глаз).
Замечательный на вкус!
Алый, сахарный … (арбуз).
Дружно выстроившись в ряд,
Дети вышли на … (парад).
Береги нос
В сильный … (мороз).
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский… (сад).
Всякий молод
В зимний… (холод).
Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
Это в небо голубое
В честь победы пушки бьют,
И звучит над всей страною
Майский, праздничный… (салют).
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет - это … (крот).
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? … (тетрадь)
Солнце жарче припечет,
С неба дождь на нас польет.
Зацветет, зазеленеет
Наш веселый … (огород).
В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.
Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке
Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»
На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.
Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.
Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.
Позорный проигрыш
Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.
А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.
Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.
Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.
Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных
На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.
Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.
Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»
Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.
Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.
Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.
Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .
Таблица согласных по звонкости-глухости
Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.
Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.
Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются
- й, л, м, н, р;
- х, ц, ч, щ.
Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.
Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].
В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].
Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»
Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.
Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.
По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.
Внеклассные мероприятия по русскому языку
Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.
Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.
Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:
Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;
Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;
Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.
Чередование согласных в русском языке
Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».
Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.
Чередуются такие согласные звуки:
- з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
- т - ч (пример: летать - лечу);
- ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
- с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
- ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
- з - ст (пример: фантазия - фантастический);
- щ - ск (пример: лощеный - лоск);
- щ - ст (пример: мощеный - мостить).
Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».
Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.
В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.
Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Парные согласные | примеры слов с парными согласными |
|
стол[б]ы - стол[п] |
||
дро[в]а - дро[ф] |
||
доро[г]а - доро[к] |
||
боро[д]а - боро[т]ка |
||
бла[ж]ить - бла[ш] |
||
моро[з]ный - моро[с] |
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
- бо[п] - бобы - боб;
- бро[т] - брода - брод;
- бро[ф"] - брови - бровь;
- гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
- огоро[т] - огороды - огород;
- дро[ш] - дрожи - дрожь;
- поло[с]ка - полосонька - полоска;
- ко[з"]ба - косить - косьба;
- ре[з"]ба - резать - резьба;
- горо[д"]ба - городить - городьба;
- кро[в"] - кровный - кровь;
- стра[ш] - стражник - страж.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ - (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
- кора (дуба) - (высокая) гора;
- (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
- (букет) роз - (мальчик) рос;
- (новый) дом - (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Тест по изученной теме
трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки
6. Ж или Ш?
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
- гу…ки (__________);
- фла…ки (__________);
- гри… (__________);
- гла… (__________);
- пры…ки (____________);
- ло…ка (____________);
- лоша…ь (______________);
- зу.. (_______).
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.
9. Вставьте буквы в тексте:
Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаски.
- Как душисты яготки земляники!
- На грятках посеяна моркофка.
- Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
- Лотка плыла по озеру.
- Берек постепенно приближается.
- Сторош не спит.
- Громко тяфкает во дворе дворняшка.
- Ёш шуршит в кустах.
Ответы
1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.
3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки
6. Ж или Ш?
Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гуДки (гудок);
- флаЖки (флажок);
- гриБ (грибы);
- глаЗ (глаза);
- прыЖки (прыжок);
- лоДка (лодочка);
- лошаДь (лошади);
- зуБ (зубы).
8. Выберите правильный вариант:
ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
9. Вставьте буквы в тексте:
ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаЗки.
- Как душисты ягоДки земляники!
- На гряДках посеяна моркоВка.
- ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
- ЛоДка плыла по озеру.
- БереГ постепенно приближается.
- СтороЖ не спит.
- Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
- ЁЖ шуршит в кустах.