Глаголы 2 спряжения примеры. «Спряжение глагола
Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».
Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.
Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.
Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.
Видео по теме
Обратите внимание
1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу
Источники:
- 1 спряжение примеры
- Урок № 5
Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.
Инструкция
В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.
Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.
Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.
А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.
Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.
Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.
Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.
Инструкция
Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.
Спряжение глаголов
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
- Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
- Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Противоречия I спряжения
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Противоречия II спряжения
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
- смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
- слышать, гнать, держать, дышать.
Давайте приведем примеры изменения:
- гнать, гонит, гонишь, гоните;
- смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
- видеть, видит, видишь, видите и так далее.
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Учим слова-исключения
Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
А еще такие:
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть - удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.
Что такое спряжение
Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.
В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).
По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.
У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.
Правила определения спряжений
Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.
Спряжение глаголов по личным окончаниям.
Глаголы первого спряжения:
Лицо | Примеры | ||
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -ем | рисую, шью, растем |
2 | -ешь | -ете | рисуешь, шьешь, растете |
3 | -ет | -ут или -ют | рисует, шьет, растут |
Второе спряжение:
Лицо | Окончание единственного числа | Окончание множественного числа | Примеры |
---|---|---|---|
1 | -у или -ю | -им | куплю, держу, приготовим |
2 | -ишь | -ите | купишь, держишь, приготовите |
3 | -ит | -ат или -ят | купит, держат, приготовят |
Глаголы с приставкой «вы-«
Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.
Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.
Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).
По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:
- встретишь — встретить (завершённый вид);
- встречаешь — встречать (незавершённый вид).
Спряжение глаголов по безударным окончаниям
Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.
Исключения
Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.
Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.
Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).
Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.
Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.
Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).
В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.
В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:
Гнать, держать,
смотреть и видеть,
дышать, слышать,
ненавидеть.
И зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
их “на –е-” спрягать нельзя.
Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.
Примеры и упражнения
Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.
Объяснение:
- едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
- гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
- чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
- тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
- приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
- ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
- запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
- спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).
Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.
Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.
Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.
Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.
Объяснение:
- плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
- лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
- колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
- носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
- шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
- строить — строю, строим, строят (2 спр.);
- полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
- лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
- дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
- ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).
Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.
Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.
Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.
Что такое спряжение глагола?
Спряжение - это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.
Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.
Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.
Как определить спряжение глагола?
Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.
Итак, давайте разбираться.
Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения.Например: спЯт – гл. 2 спр.; несУт – гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.Например: вЫгорит – вы- горит – горИт – гл. 2 спр.
В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует – инфинитив (что делать?) рисовать.глагол (что сделает?) скажет – инфинитив (что сделать?) сказать.Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т – тратить - трятят, ход_те – ходить – ходите.К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.Например: встан_т – встать – встанет; побор_т – побороть – поборют.Из каждого правила существуют исключения. Из этого – тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать – и 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть – смотрят, гнать – гонят.А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на –ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить – бреются, зиждиться – зиждется.Способы запоминания
Спряжение глагола – одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы. Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.
Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.
А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
А еще смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Один глагол – два спряжения
Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других – второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.
Например: чтить – чтят (2 спр.) – чту (1 спр.), хотеть – хочет (1 спр.) – хотят (2 спр.).
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.
Спряжение глаголов
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Это интересно: что такое паронимы, примеры.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
- Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
- Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.
Противоречия I спряжения
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.
Противоречия II спряжения
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
- смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
- слышать, гнать, держать, дышать.
Давайте приведем примеры изменения:
- гнать, гонит, гонишь, гоните;
- смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
- видеть, видит, видишь, видите и так далее.
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.
Учим слова-исключения
Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?
Способы заучивания
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
- Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
- Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
- Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
А еще такие:
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
- гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
- держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
- смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
- видеть - удивленно смотрят вдаль.
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Правописание глаголов
Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.
Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.
Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.
Глаголы 1 спряжения
Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:
Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:
- брить (бреет);
- стелить (стелет).
Глаголы 2 спряжения
Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:
Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:
- гнать;
- держать;
- терпеть;
- обидеть;
- слышать;
- видеть;
- ненавидеть;
- обидеть;
- вертеть;
- дышать;
- смотреть.
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания
На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.
Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.
Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.
Что такое спряжение глагола
Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:
- По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
- Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 1 спряжения | Ед. число | Мн. число | Примеры глаголов 2 спряжения | |
1-е | -у (-ю) | -ем | рисую, сошью, расту рисуем, сошьем, растем |
-у(-ю) | -им | приготовлю, куплю, держу приготовим, купим, держим |
2-е | -ешь | -ете | рисуешь, сошьешь, растешь рисуете, сошьете, растете |
-ишь | -ите | приготовишь, купишь, держишь приготовите, купите, держите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | рисует, сошьет, растет рисуют, сошьют, растут |
-ит | -ат (-ят) | приготовит, купит, держит приготовят, купят, держат |
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями
Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.
Глаголы первого спряжения представлены:
- -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
- глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
- тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
- всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .
Глаголы второго спряжения представлены:
- глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
- семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
- четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .
Разноспрягаемые глаголы
Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) . Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.