Фз о государственной регистрации прав на. Какие изменения в ФЗ о государственной регистрации? Внесение информации в реестр
Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество - это юридический акт, в результате которого признается и подтверждается факт перехода прав определенного лица на землю или дом (квартиру, строение и т. д.) Как осуществляется данный юридический акт, какие особенности следует учитывать, читайте в нашей статье.
Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость
Основания для прекращения прав собственности перечислены в гл. 15 Гражданского кодекса РФ. Это:
- добровольное отчуждение имущества собственником;
- принудительное изъятие имущества;
- отказ собственника от того, что ему принадлежит;
- гибель и уничтожение вещей;
- утрата прав по иным законным основаниям.
Некоторые из перечисленных ситуаций приводят к смене собственника имущества, т. е. происходит переход прав от одного лица к другому.
Важно! Единственным доказательством наличия права на недвижимость на сегодняшний день является запись об этом в ЕГРН. Зарегистрированное право можно оспорить только через суд (ч. 5 ст. 1 закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ).
Поскольку самым распространенным основанием перехода прав собственности на недвижимость является сделка купли-продажи, в следующем разделе хотелось бы уделить особое внимание правам ее сторон. В частности, покупателя.
Права покупателя недвижимости, их защита
В п. 2 ст. 223 ГК РФ указывается на необходимость госрегистрации отчуждения имущества со ссылкой на то, что право собственности у приобретателя появляется только после проведения этой процедуры. При этом у него (будущего собственника) имеются определенные права, которые он может защищать.
Например, хозяин может передать недвижимое имущество приобретателю по договору купли-продажи до регистрации перехода права собственности, а потом передумать и уклониться от оформления сделки в Росреестре.
Тогда покупатель может воспользоваться правом, предусмотренным п. 3 ст. 551 ГК РФ, и принудить собственника к этому.
В то же время покупатель не может распоряжаться имуществом, поскольку собственником все еще остается продавец (п. 60 постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22).
Важно! По общему правилу госрегистрация перехода права собственности проводится на основании совместных заявлений продавца и покупателя.
Если сделка была заключена, факт перехода прав к новому собственнику не зарегистрирован, а продавец скончался, то обязанности продавца выполняют наследники. Или правопреемники, если собственником была ликвидированная организация.
Если наследников или правопреемников нет, суд удовлетворяет поданный иск о регистрации перехода права собственности на недвижимость на основании того, что стороны выполнили свои обязанности по договору: покупатель оплатил, а продавец передал имущество. Ответчиком в этом случае будет Росреестр.
Регистрация договора купли-продажи недвижимости в Росреестре
Важно! До 01.03.2013 нужно было оформлять государственную регистрацию договора купли-продажи недвижимости. Но с принятием закона «О внесении изменений…» от 30.12.2012 № 302-ФЗ это требование аннулировано.
В связи с этим порядок регистрации договора купли-продажи недвижимости, в т. ч. электронной, сегодня неактуален в связи с отменой самой процедуры. Аналогичная ситуация — со всеми договорами о передаче недвижимости, по причине заключения которых переходит право собственности на нее.
Электронная регистрация перехода права собственности
В п. 2 ч. 1 ст. 18 закона № 218-ФЗ говорится о возможности отправки заявления и приложенных к нему документов в электронной форме — в виде электронных документов или их образов, подписанных ЭЦП.
Согласно ч. 11 ст. 18 закона № 218-ФЗ отправить все электронные документы можно через портал госуслуг или официальный сайт Росреестра (соответствующий раздел).
Важно! С 13.08.2019 для того, чтобы подавать документы электронно физлица должны представить в Росреестр заявление о возможности электронной госрегистрации (ст. 36.2 закона № 218-ФЗ).
Обратите внимание! Форма заявления и требования к его оформлению утверждены приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920. При этом не имеет значения, в какой форме происходит его подача — электронной или материальной.
Согласно ч. 3 ст. 7 закона № 218-ФЗ все сведения в ЕГРН ведутся и хранятся в электронной форме. Если документы были сформированы и отправлены на бумажном носителе, сотрудник Росреестра сам переводит их в электронную форму, подписывает своей ЭЦП, а при возврате бумажных документов заявителю на них делается отметка (ч. 13 ст. 18 закона № 218-ФЗ).
Вывод! Таким образом, электронная регистрация перехода права собственности возможна, но для этого нужно иметь ЭЦП, созданную по правилам, установленным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Кроме того физлица должны подать заявление о том, что электронная регистрация возможна.
Документы для Росреестра при регистрации перехода права собственности
Согласно ч. 4 ст. 18 закона № 218-ФЗ к заявлению о регистрации перехода прав собственности прикладываются:
- Документ, являющийся основанием проведения данного юридического акта, в 2 экземплярах. Таким документом может быть судебное решение, договор, акт госоргана, свидетельство о праве на наследство и т. д. (ч. 2 ст. 14 закона № 218-ФЗ).
- Нотариально заверенная доверенность, если за госуслугой обращается представитель заявителя.
- Иные документы, предусмотренные законом № 218-ФЗ.
Другие документы для регистрации перехода права собственности Росреестр с заявителя не требует, если он выполнил следующие требования:
- Имеется подлинная информация об объекте недвижимости.
- Документы на бумажном носителе заполнены понятным, разборчивым почерком.
- Там, где должно быть, имеются ЭЦП, печать и подпись должностного лица.
- Представленные документы соответствуют иным требованиям к их оформлению и содержанию.
Сроки проведения госрегистрации перехода прав
ЕГРН включает в себя реестр объектов недвижимости, реестр прав на недвижимость и т. д. В зависимости от того, в какой реестр вносятся сведения, определяются сроки госуслуги.
В частности, на госрегистрацию перехода прав собственности отводится (ст. 16 закона № 218-ФЗ):
- 7 дней со дня принятия Росреестром документов;
- 9 дней со дня приема документов в МФЦ.
Обратите внимание! Сроки регистрации могут растянуться, если Росреестр решит приостановить процедуру. В ч. 2 ст. 26 закона № 218-ФЗ указывается общее правило для приостановления: срок не должен превышать 3 месяцев. Но для отдельных случаев установлены иные правила исчисления.
Так, регистрация перехода прав продлевается:
- На 1 месяц, если не пришел ответ (документы) на межведомственный запрос.
- На срок регистрации сделки по ранее принятым документам в отношении того же объекта недвижимости.
- До разрешения спора судом, если таковой имеется, и т. д.
Порядок проведения госрегистрации перехода прав, госпошлина
Порядок проведения госрегистрации перехода прав собственности установлен административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 07.06.2017 N 278, и выглядит следующим образом:
- Сотрудник Росреестра принимает документы от заявителей, регистрирует их.
- Проводится оценка и правовая экспертиза представленных документов.
- Принимается решение о проведении госрегистрации, приостановлении или отказе.
Если Росреестр принял положительное решение, он в установленные сроки вносит сведения в ЕГРН и возвращает заявителю все документы, кроме заявления.
О каждом этапе заявитель уведомляется в обязательном порядке.
Что касается госпошлины, то ее размеры указаны в подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:
- 2 000 руб. — для граждан;
- 22 000 руб. — для организаций.
Приостановление или отказ в госрегистрации перехода прав
Приостановление процесса регистрации перехода прав собственности возможно по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 26 закона № 218-ФЗ:
- Лицо, заявившее себя правообладателем в отношении недвижимости, таковым не является или не имеет права распоряжаться имуществом.
- С заявлением обратилось ненадлежащее лицо либо заявление подписано неправомочным лицом.
- Отсутствуют документы — основания для проведения госрегистрации.
- Документ содержит недостоверные сведения.
- Сделка, по которой должен произойти переход прав, признана недействительной или ничтожной.
- Представленные документы не влекут за собой последствия в виде перехода прав.
- Объект, указанный в заявлении, не является недвижимостью.
- Имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
- Ответы на отправленные межведомственные запросы не поступили или отсутствуют и т. д.
Обратите внимание! Для причин каждого вида, приведших к приостановлению госрегистрации перехода прав, в ст. 26 закона № 218-ФЗ установлены сроки их устранения. Если в указанные сроки причины устранены не были, Росреестр отказывает в оказании госуслуги.
Справка из ЕГРН о переходе прав собственности
Форма выписки из ЕГРН о переходе прав собственности указана в приложении 2 к приказу Минэкономразвития от 20.06.2016 № 378. В ней содержится следующая информация:
- дата формирования выписки;
- название объекта недвижимости, его кадастровый номер;
- адрес нахождения объекта;
- кто является новым правообладателем, на каком основании к нему перешли права;
- кому выдается выписка.
Таким образом, государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество проводится в обязательном порядке. Без этого у нового владельца, в частности покупателя, право собственности не появится.
Какие документы нужно представить, каков порядок и в какие сроки осуществляется этот юридический акт, подробно разъясняется в законе № 218-ФЗ.
Изменения в законе о регистрации права . Статья обновлена 29.05.2019 года
В конце 2015 года, в 2016 году и с наступлением 2017 года произошли серьезные изменения в законе о регистрации права .
- Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»от 29.12.2015 г
- Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 02.06.2016 г
- Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 03.07.2016 г
- Новый закон «О государственной регистрации недвижимости» ФЗ-218 от 13.07.2015 года,
- В ФЗ -218 постоянно происходят дополнения и изменения.
Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 03.07.2016 г
В статью 14 фз-122 «Удостоверение государственной регистрации прав»
внесены изменения, касающиеся документа подтверждающего регистрацию права собственности на недвижимое имущество за физическим или юридическим лицом.
Статья 14. Удостоверение государственной регистрации прав
1. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
15.07.2016 г поправки вступили в законную силу и отныне Свидетельство о государственной регистрации права отменяется.
Право подтверждающим документом становится Выписка из Единого государственного реестра прав (с 01.01.2017 г — ЕГРН).
На документе-основании возникновения права -договоре, соглашении или ином правоустанавливающем документе, ставится специальная регистрационная надпись.
Если документ-основание подается в электронном виде — такая надпись удостоверяется усиленной квалифицированной подписью государственного регистратора.
Повторные Свидетельства и дубликаты так же выдаваться не будут.
Дополнение статьи 19 пунктом 6.
В случае устранения причин, повлекших за собой приостановление государственной регистрации прав, течение срока, предоставленного на совершение регистрационных действий, возобновляется с учетом срока, прошедшего до приостановления государственной регистрации прав.
Практические последствия дополнения к статьи 19:
Теперь регистратор обязан взять в работу отложенное, по причине недостающих документов, дело в работу с учетом срока, прошедшего до приостановления регистрации.
Поскольку к регистратору в работу дело поступает от эксперта за 2-3 дня до истечения срока регистрации, смею предположить, что регистратор продолжит работу с документами в день их поступления, ну или на следующий день.
Изменения в фз-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 02.06.2016 г
Статья 24. Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество
1. Сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)
С 01.08.2019 г вступают в силу изменения, которые отменяют нотариальные сделки , при одновременном отчуждении долей всеми участниками долевой собственности. Подробнее:
https://сайт/2019/05/04/otmena-notarialnyh-sdelok/
На основании статьи 3 ФЗ № 391,который регулирует вопрос коррекции некоторых актов законодательства РФ, приняты поправки в ФЗ № 122 о гос. регистрации прав граждан на недвижимое имущество. Теперь процедура государственной регистрации объектов собственности упрощена и уменьшен срок выполнения необходимых действий.
Изменение положений 122 ФЗ, регламентирующего государственную регистрацию собственности
Закон о гос. регистрации прав на объекты недвижимого имущества был принят 21.07.1997 года.
С 2018 года действуют внесённые в него изменения некоторых пунктов:
1. Новая редакция - пункт 1 ст. 24 ФЗ № 122
- При продаже доли совместной собственности, её владелец обязан сообщить о своих намерениях всем другим собственникам в письменном виде с указанием цены, а также иных прописанных условий договора.
- Регистрация прав недвижимости или её доли, являющейся совместной собственностью, обязательно должна производиться в присутствии нотариуса для заверения документа его подписью и печатью. Сделка по оформлению регистрации прав собственности и передаче имущества на стороннее лицо назначается по истечении срока 30 календарных дней со дня письменного оповещения других собственников относительно продажи.
- Нотариус обязан проверить документы, предоставленные продавцом, которые подтверждают, что другие собственники имущества добровольно отказываются на долевые части. При наличии таких документов регистрация прав собственности на покупателя может выполняться ранее 30 дневного срока.
При возникновении споров во время передачи прав другим лицам, они решаются в судебном порядке на основании действующего закона о регистрации прав на недвижимое имущество.
2. Новая редакция - пункт 3 ст. 24.1 ФЗ №122
- Для совершения сделки продажи земельной доли, документы подлежат нотариальному заверению.
3. В статье 30 обозначен пункт «1.Любые права» в связи дополнения этой статьи ещё одним пунктом.
Новый пункт 2 ст. 30
- Совершение продажи недвижимого имущества и государственной регистрации права на объект, принадлежащий несовершеннолетнему лицу, либо недееспособному гражданину, производится обязательно в присутствии нотариуса. При этом необходимы документальные подтверждения, которыми могут быть письменное разрешение на сделку родителей или опекуна, заверенное в органах опеки и попечительства.
Разъяснение закона о регистрации прав на недвижимость
В прежней редакции закона о гос регистрации прав на недвижимое имущество, граждане должны были выполнять двойную процедуру:
- Внесение записи в кадастр.
- Регистрация прав на объект недвижимости.
Такие правила заставляли пользователей сдавать одинаковые документы в две структуры для признания своих прав:
- Первый пакет - для регистрации в кадастровую палату.
- Второй пакет - территориальному отделению Росреестра.
Таким образом, на этапе регистрации происходит двойная процедура. Кроме этого, единый государственный реестр запрашивает данные для получения информации у следующих организаций:
- Выписку у ЕГРП о данных объекта и сделках с ним.
- Сведения .
Данные этих двух ресурсов не всегда совпадают.
Внесённые в ФЗ № 122 новые правила упростили регистрационно учётную процедуру. Теперь признание прав собственности производится одновременно. Единый государственный реестр недвижимости аккумулирует в себе регистрацию в кадастровом реестре и получение выписки ЕГРП.
Преимущества новых правил
Действующий в 2018 году порядок регистрации имущественных прав более эффективен, чем прежняя редакция закона.
Сейчас ФЗ о регистрации прав совмещает в себе три функции:
- Контроль.
- Учёт.
- Ответственность.
Установленный порядок регистрации исключает несоответствие информации об одном объекте недвижимости. В плане ответственности, нотариус, заверяющий документы о недвижимости, отвечает за производимые им действия. В случае ошибки нотариуса гражданин имеет право заявить о том, что ему причинён ущерб.
Предусмотрено страхование деятельности нотариуса, чтобы в случае доказанных ошибок в его действиях компенсировать пострадавшему лицу сумму ущерба. В настоящее время Федеральной нотариальной палатой создаётся специальный компенсационный фонд, средства которого в определённых случаях будут финансировать доказанные ошибки нотариуса.
Принятые новшества закона положительно отразились на сроках проведения всех мероприятий. Процедура регистрации сокращена. С момента подачи документации для оформления сделки до совершения регистрации установлен срок 10 рабочих дней.
Внесённые поправки закона уточняют все обстоятельства, при соблюдении которых регистрация права на недвижимость может быть утверждена, объект ставится на кадастровый учёт. Новая редакция закона при этом обозначила причины, по которым регистрация права может быть приостановлена. Основанием для этого могут быть разные обстоятельства, в результате которых существуют препятствия:
- Отсутствие у гражданина действительных прав на имущество.
- Несоответствие данных предыдущей регистрации прав на объект и информации единого реестра.
- Предоставление документов в Росреестр замедлено по вине других ведомств.
- Неправильная оплата госпошлины. При оформлении покупки на несколько лиц, должна быть квитанция оплаты госпошлины от каждого лица. Оплата всей суммы от одного лица не допускается.
- Наличие судебного решения, которое информирует, что сделки и регистрация права собственности с рассматриваемым объектом недействительны.
Приостановление процесса государственной регистрации имущественных прав производится на период устранения препятствий. При этом срок не должен быть более трёх месяцев.
В исключительных случаях он может быть увеличен, но основанием для этого должны быть определённые ситуации. Для получения полной информации на текущий момент рекомендуется знакомиться с обновлениями редакции закона о регистрации прав недвижимости.
Пункт 2 применяется к правоотношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ введена система органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
2. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.
3. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
4. Поручить Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
5. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом действующие на территории Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
6. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
7. До 1 января 2012 года в случае поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запроса о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре прав сведений об объекте недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на который данный орган не уполномочен осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом, или запроса о предоставлении обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости выписка из Единого государственного реестра прав предоставляется в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения данным органом указанного запроса.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
8. Впредь до вступления в силу федерального закона, устанавливающего взимание за государственную регистрацию прав государственной пошлины, за государственную регистрацию прав взимается плата. Размеры указанной платы, порядок ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9. Предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона положения о выплате Российской Федерацией компенсации за утрату права собственности на жилое помещение применяются в случае, если государственная регистрация права собственности добросовестного приобретателя на жилое помещение была проведена после 1 января 2005 года.
(п. 9 введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 217-ФЗ)
10. До 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
11. После 1 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;
7. Каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.
Государственная регистрация права проводится без заявления правообладателя при переходе права собственности на недвижимое имущество, права аренды недвижимого имущества или права участника долевого строительства в результате обращения залогодержателем взыскания на недвижимое имущество или указанные права либо в результате оставления залогодержателем за собой недвижимого имущества или указанных прав в связи с признанием повторных торгов несостоявшимися.
8. Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.
2. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.
Для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
Государственная регистрация арестов недвижимого имущества и залога, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, проводится без уплаты государственной пошлины.
Статья 30.2. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений.
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, имеют право предоставлять обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, по запросу любого лица, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.
Выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
8. Единый государственный реестр прав ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
5. При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены или направлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан уведомить в письменной форме заявителя о возврате приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. В случае наличия соответствующего указания в заявлении уведомление и приложенные к заявлению документы выдаются заявителю или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем объекте недвижимости.
3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
1. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
2. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
2. В случае обращения одного из сособственников с заявлением о государственной регистрации перераспределения долей в праве общей собственности необходимым условием государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия иных сособственников, чьи доли в праве общей собственности перераспределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными сособственниками.