Функции транспортного отдела в типографии. Организационная структура типографии «Принт
Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.
Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.
Авторское право распространяется на произведения литературы , являющиеся результатом творческой деятельности автора, как обнародованные , так и необнародованные, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа ᴇᴦο выражения. Авторское право на произведение литературы возникает в силу ᴇᴦο создания, таким образом, выполнения каких–либо формальностей (государственной регистрации и т.д.) не требуется.
Произведение, созданное в соавторстве , используется соавторами совместно, в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить ᴇᴦο использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и должна быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить её по своему усмотрению, в случае если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
- исключительное (имущественное) право на произведение;
- право на неприкосновенность произведения (нельзя без согласия автора вносить в ᴇᴦο произведения изменения, сокращения, дополнения, снабжать иллюстрациями, комментариями);
- право на обнародование произведения (любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в т.ч. издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению и т.д.).
Произведение должна быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом˸
Как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, в случае если оно указано в таком источнике, и в объёме, оправданном поставленной целью;
1. Авторское право на произведение науки,
литературы и искусства возникает в силу
факта его создания. Для возникновения и
осуществления авторского права не
требуется регистрации произведения, иного
специального оформления произведения или
соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав
для оповещения о своих правах вправе
использовать знак охраны авторского права,
который помещается на каждом экземпляре
произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя
исключительных авторских прав;
года
первого опубликования произведения.
2.
При отсутствии доказательств иного автором
произведения считается лицо, указанное в
качестве автора на оригинале или
экземпляре произведения.
3. При
опубликовании произведения анонимно или
под псевдонимом (за исключением случая,
когда псевдоним автора не оставляет
сомнения в его личности) издатель, имя или
наименование которого обозначено на
произведении, при отсутствии доказательств
иного считается представителем автора в
соответствии с настоящим Законом и в этом
качестве имеет право защищать права автора
и обеспечивать их осуществление. Это
положение действует до тех пор, пока автор
такого произведения не раскроет свою
личность и не заявит о своем авторстве.
Комментарий к статье 9
1.
Возникновение авторских прав с момента
создания произведения - краеугольный
камень всей системы авторского права.
Норма первой фразы рассматриваемой статьи
корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых
следует, что авторское право
распространяется на любые - как
обнародованные, так и не обнародованные -
произведения, выраженные в объективной
форме. Следовательно, авторское право
возникает не с момента обнародования или
опубликования произведения, а с момента его
создания, т.е. выражения в объективной
форме.
2. Создание произведения как
юридический факт, влекущий возникновение
авторских прав, не является сделкой, а
потому произведения могут создаваться
малолетними и недееспособными
гражданами.
3. Если время создания
произведения не совпадает со временем его
обнародования, бывает трудно определить
время создания произведения.
Обычно
точное время создания произведения не
имеет правового значения, поскольку
авторское право не знает понятия
первенства (приоритета) в создании
произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария
к ст. 6).
Вместе с тем в отношении авторов
- иностранных граждан в тех случаях, когда
охраняемость их произведения зависит от
времени первого обнародования, считается,
что произведение было создано в момент
обнародования, а предшествующее
существование произведения в качестве
необнародованного не учитывается. Равным
образом не учитывается и место создания
необнародованного произведения.
4.
Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает
возможность того, что какая-либо
организация, административный или судебный
орган потребуют от автора или иного
правообладателя выполнения каких-то
формальностей, касающихся произведения.
Закон исходит из того, что осуществление и
защита авторских прав могут производиться
без каких-либо формальностей.
5. Более
подробный перечень таких формальностей
содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции
об авторском праве. Эта конвенция упоминает
о следующих формальностях: депонирование
экземпляров, регистрация, оговорка о
сохранении авторского права, нотариальные
удостоверения, уплата сборов, изготовление
или выпуск в свет экземпляров произведения
на территории данного государства.
Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции
устанавливает, что не выпущенные в свет
произведения также должны охраняться без
каких-либо формальностей.
Эти
конвенционные нормы применяются и на
территории России.
6. Если же автор или
иной владелец авторских прав намерен
заранее обеспечить доказательства своего
авторства, он может зарегистрировать свое
произведение у нотариуса, в общественных
организациях, а в некоторых случаях - и в
государственных организациях.
Наиболее распространенной является
регистрация, осуществляемая Российским
авторским обществом (РАО) или филиалом
РАО.
РАО берет плату за такую
регистрацию. При этом выдается
свидетельство, подтверждающее дату и факт
регистрации.
Зарегистрированы могут
быть как неопубликованные, так и
опубликованные произведения и иные объекты
интеллектуальной собственности. Правовое
значение такой регистрации неясно, а потому
нет оснований рекомендовать авторам и
другим правообладателям прибегать к ней.
7. Наряду с указанной регистрацией РАО и
его филиалы регистрируют произведения,
которые исполняются публично,
воспроизводятся в механической или иной
записи, репродуцируются, т.е. подпадают под
случаи коллективного управления
имущественными авторскими правами (см. ст. 44
и комментарий к ней).
В этом случае
регистрация произведений в РАО имеет
функциональный, технический характер: она
помогает поиску и идентификации
произведений и их авторов. Такая
регистрация не создает авторского права и
не увеличивает объем этого права, но ее
следует осуществлять в силу договоров,
которые заключаются между авторами и РАО.
8. Примером государственной регистрации
произведений может служить регистрация,
осуществляемая Российским агентством по
правовой охране программ для ЭВМ, баз
данных и топологий интегральных микросхем
(РОС АПО).
В соответствии со ст. 13 Закона
"О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных", а также
с ведомственными правилами РОС АПО
регистрирует программы для ЭВМ и базы
данных.
Регистрация является
добровольной; она может быть осуществлена в
течение всего срока действия авторского
права. Заявителю выдается свидетельство.
Регистрация облагается государственной
пошлиной.
Регистрация не создает
авторского права и не расширяет объем
существующего авторского права. После
проведения регистрации договоры о полной
уступке всех имущественных прав на
зарегистрированный объект должны быть
зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры
об уступке имущественных прав могут быть
зарегистрированы в РОС АПО.
9. Часть 2 п. 1
комментируемой статьи посвящена знаку
охраны авторского права (часто именуется
"знак копирайт" или просто "копирайт" - от
английского слова "copyright", что в переводе
означает "авторское право").
10. Знак
охраны авторского права впервые был введен
в наше законодательство в связи с
присоединением СССР ко Всемирной конвенции
об авторском праве в 1973 году.
Эта
конвенция предусматривает, что, если любая
страна, входящая в конвенцию, требует
выполнения каких-либо формальностей для
возникновения или осуществления авторских
прав, то все эти формальности считаются
выполненными, если на произведении стоит
знак охраны авторского права.
Проставление этого знака практически
требовалось для обеспечения охраны
произведений в США.
Именно поэтому в
СССР появились различные ведомственные
инструкции и даже государственные
стандарты, предусматривающие обязательное
проставление знака охраны авторского
права.
Но в 1989 году в связи со
вступлением США в Бернскую конвенцию,
которая запрещает требовать соблюдения
каких бы то ни было формальностей,
законодательство США было изменено и
снабжение произведения знаком охраны
перестало быть обязательным условием для
авторско - правовой охраны произведения в
США.
Таким образом, для российских
произведений практически отпала опасность
лишения их охраны по авторскому праву
зарубежных стран в связи с отсутствием
такого знака.
Тем не менее некоторые
ведомственные инструкции и
государственные стандарты,
предусматривающие обязательное
проставление знака охраны авторских прав, в
России продолжают действовать. Эти
документы не имеют логического
обоснования. Отсутствие такого знака на
экземпляре произведения как российского,
так и иностранного автора не лишает это
произведение авторско - правовой охраны.
11. В Законе указывается, что знак охраны
авторского права может помещать на
экземплярах произведения обладатель
исключительных авторских прав.
Эта
форма сформулирована как рекомендательная:
помещение такого знака - право, а не
обязанность.
Кроме того, из этой нормы
не может быть сделан вывод о том, что
обладатель неисключительных авторских
прав не может пользоваться знаком охраны.
Последнее часто имеет место на практике.
Вообще пользование знаком охраны
авторского права носит не правовой, а чисто
информационный характер.
12. Правовое
значение знака охраны авторского права
лишь косвенное: он свидетельствует о том,
что проставившее этот знак лицо считает
себя владельцем авторского права и
заявляет об этом.
Сам по себе знак
охраны авторского права не создает
каких-либо дополнительных прав.
13.
Владелец авторских прав, предоставляя
другому лицу право на использование
произведения, может по договору обязать его
проставлять знак охраны авторского права. В
подобной ситуации проставление такого
знака становится обязательным.
14. Сам
знак охраны состоит из трех элементов:
буквы C в окружности; имени (наименования)
владельца авторского права; года первого
опубликования произведения.
Буква "C"
первоначально означала первую букву
английского слова "copyright" - авторское право;
теперь этот символ потерял связь с данным
словом.
В качестве владельца авторских
прав обычно указывается автор, реже - его
наследник или правопреемник по договору.
Часто в знаке охраны авторских прав
фигурируют и владельцы неисключительных
авторских прав.
Указание на год первой
публикации произведения особенно важно для
произведений иностранных авторов: год
первой публикации часто позволяет
установить, охраняется ли произведение
авторским правом в России (см. комментарий к
ст. 5).
15. В соответствии с п. 2
комментируемой статьи устанавливается
презумпция того, что автором произведения
является лицо, указанное в качестве автора
на оригинале или экземпляре произведения.
Эта презумпция действует и в отношении
автора, указанного под псевдонимом.
Имя
автора может сопровождаться указанием на
то, что это лицо является автором, например:
"Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал")
- такой-то". Но обычно имя автора не
сопровождается такими указаниями.
Указанная презумпция легко опровержима:
для этого достаточно представить другой
оригинал или экземпляр произведения, на
котором нет имени автора или проставлено
имя другого автора.
16. Пункт 3 данной
статьи относится к тем ситуациям, когда
произведение опубликовано анонимно или под
псевдонимом. В этих случаях при
осуществлении и защите авторских прав
издатель вправе выступать вместо автора.
При этом он не должен предоставлять
доверенность от автора или договор с ним,
поскольку автор пожелал сохранить свое имя
в тайне.
Иными словами, здесь мы имеем
дело с законным представительством (п. 1 ст.
182 ГК).
17. Норма, содержащаяся в п. 3,
должна распространяться по аналогии на
любые обнародованные произведения.
Что
касается "издателя", то под ним следует
понимать любое лицо, которое впервые
опубликовало произведение или
обнародовало его. Второй и последующие
"издатели" не могут пользоваться этим
правом.
18. Указанное законное
представительство не действует, если автор
раскроет свою личность и заявит о своем
авторстве. Такое заявление не обязательно
должно быть публичным: автор может просто
подписать авторский договор или вступить в
гражданский процесс без широкого
оповещения о своем авторстве. При этом для
третьих лиц издатель будет продолжать
оставаться законным представителем
автора.
19. "Издатель" имеет право
выступать в качестве законного
представителя автора даже в том случае,
когда авторство на произведение,
опубликованное анонимно или под
псевдонимом, становится широко известным,
но самим автором не раскрыто.
Иными
словами, решающее правовое значение имеет
норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9
Закона.
"Российский налоговый курьер", N 15, 2004
Нередко издательства, средства массовой информации и другие организации, к примеру рекламные агентства, получают права на произведения литературы. В статье рассказано о том, как отразить в учете организации полученные права в зависимости от их характера.
Авторское право
Содержание авторского права раскрыто в Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве). Как следует из п.1 ст.6 этого Закона, произведения литературы, являющиеся результатом творческой деятельности автора, относятся к объектам авторского права. При этом для правовой защиты не имеет значения, было произведение литературы обнародовано или нет, его назначение и достоинство, а также способ его выражения. Авторское право на произведение литературы возникает в силу его создания. Что же понимается под авторским правом?
К личным неимущественным правам согласно ст.15 Закона об авторском праве относятся:
- право авторства;
- право на имя;
- право на обнародование;
- право на защиту репутации автора.
Личные неимущественные права всегда сохраняются за автором, то есть они не могут быть переданы по договору (п.3 ст.15 Закона об авторском праве).
Имущественные права, напротив, могут быть переданы автором по его усмотрению третьим лицам (п.1 ст.30 Закона об авторском праве). Какие же это права?
Статья 16 указанного Закона к имущественным правам автора относит исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, а именно:
- право на воспроизведение;
- право на распространение;
- право на импорт;
- право на публичный показ;
- право на публичное исполнение;
- право на передачу в эфир;
- право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
- право на перевод;
- право на переработку.
Поскольку другим лицам могут быть переданы только имущественные права, о них и пойдет речь в этой статье.
Договор о передаче имущественных прав
Автору произведения принадлежат исключительные права на его использование. Из этого правила есть одно исключение (см. врезку "Кстати"). Единственным способом их передачи, как сказано в п.1 ст.30 Закона об авторском праве, является авторский договор.
Примечание. Что такое служебное произведение
Согласно ст.14 Закона об авторском праве служебным считается произведение, которое создается автором в порядке выполнения его служебных обязанностей. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Исходя из объема передаваемых прав существует два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав (п.1 ст.30 Закона об авторском праве). Различие между ними состоит в следующем. Передача исключительных прав означает, что автор разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет ему право запрещать подобное использование другим лицам. При этом автор, согласно п.2 ст.30 указанного Закона, обязуется не передавать это право другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. А при передаче неисключительных прав автор, в соответствии с п.3 той же статьи, разрешает приобретателю использовать произведение, но сохраняет аналогичное право за собой и может предоставить его третьим лицам.
Обратите внимание: если в договоре не предусмотрено иное, права, передаваемые по договору, считаются неисключительными (п.4 ст.30 Закона об авторском праве).
- Способы использования произведения. То есть те конкретные права, которые передаются по данному договору. Это связано с тем, что в соответствии с п.2 ст.31 Закона об авторском праве все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому неправильной будет фраза: "По настоящему договору передаются все исключительные права на использование литературного произведения".
- Срок, на который передаются права. Если такого условия нет, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Но только в случае, если пользователь письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
- Территория, на которую передается право. Если территория в договоре не указана, право на использование произведения предоставляется только на территории России.
- Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения. Как правило, вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если же этого сделать нельзя, авторское вознаграждение может определяться в виде фиксированной суммы. При таком условии в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения (п.3 ст.31 Закона об авторском праве).
- Порядок и сроки выплаты вознаграждения.
- Другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
И последнее. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключение - авторский договор на использование произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме (п.1 ст.32 Закона об авторском праве).
Приобретение имущественных прав на произведение литературы
Итак, организация заключила с автором договор и к ней перешли имущественные права на произведение литературы. В зависимости от того, какие это права - исключительные или неисключительные, определяется порядок налогового и бухгалтерского учета приобретенного актива.
Организация приобрела исключительные права
В нормативных актах по налогообложению и бухучету исключительные права на литературное произведение как объект нематериальных активов (НМА) прямо не поименованы. Однако существенные признаки этого объекта полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к активам для признания их в качестве нематериальных.
Для целей налогового учета данные требования указаны в п.3 ст.257 НК РФ. К ним относятся:
- использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев);
- способность приносить организации экономические выгоды (доход);
- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Для целей бухгалтерского учета требования, предъявляемые к НМА, указаны в п.3 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Помимо перечисленных выше актив должен отвечать также и следующим требованиям:
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
- последующая перепродажа данного имущества организацией не предполагается.
Главным отличием в порядке учета НМА является стоимостный критерий. В налоговом учете имущество будет являться амортизируемым, если его стоимость превышает 10 000 руб. (п.1 ст.256 НК РФ). ПБУ 14/2000 такого требования не содержит.
В налоговом учете первоначальная стоимость НМА определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм НДС (п.3 ст.257 НК РФ).
В бухгалтерском учете первоначальная стоимость НМА определяется так же, как и в налоговом учете. То есть как сумма фактических расходов на приобретение актива и дополнительных расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования в запланированных целях. НДС и иные возмещаемые налоги в первоначальную стоимость не включаются (п.6 ПБУ 14/2000).
В первоначальную стоимость такого нематериального актива, как исключительные права на литературное произведение, могут включаться, например, следующие расходы: авторское вознаграждение, оплата услуг посреднической фирмы, которая участвовала в сделке по приобретению исключительных прав, и т.д.
Фактические расходы на приобретение исключительных имущественных прав на литературное произведение по авторскому договору отражаются в бухгалтерском учете так:
Дебет 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов" Кредит 76 (60)
- отражены расходы по приобретению НМА.
Сформированная первоначальная стоимость НМА, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, отражается следующей записью:
Дебет 04 Кредит 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов"
- отражены в составе НМА исключительные права на литературное произведение.
Итак, исключительные права на литературное произведение приняты на учет как нематериальный актив, и поэтому организация должна установить для него срок полезного использования.
По общему для налогового и бухгалтерского учета правилу срок полезного использования НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно российскому законодательству. Это установлено в п.2 ст.258 НК РФ и п.17 ПБУ 14/2000. Но, в отличие от налогового, в бухгалтерском учете этот срок можно определить:
- исходя из ожидаемого срока использования, в течение которого организация может получать экономические выгоды;
- или исходя из количества продукции (иного показателя объема работ), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
А если срок полезного использования определить невозможно? Тогда он принимается равным 10 годам для целей налогового учета и 20 годам - для целей бухгалтерского. Но в любом случае он не может быть более срока деятельности организации (п.2 ст.258 НК РФ и п.17 ПБУ 14/2000).
Применительно к исключительным правам на литературное произведение как объекту НМА срок полезного использования определяется на основании договора о передаче исключительных прав.
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете амортизация по НМА начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они приняты к учету в этом качестве. Об этом сказано в п.2 ст.259 НК РФ и п.18 ПБУ 14/2000.
Организация приобрела неисключительные права
В этом случае ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете организация не может отнести такой объект к НМА.
В налоговом учете неисключительные права как самостоятельный объект учета не отражаются. Отражению подлежат только расходы на получение их в пользование, то есть авторское вознаграждение и прочие связанные с этим расходы.
Что касается бухгалтерского учета, то неисключительные права на литературное произведение должны быть отражены на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Об этом сказано в п.26 ПБУ 14/2000. Согласно указанному пункту расходы на приобретение данных прав, включая авторское вознаграждение, в зависимости от порядка выплаты включаются в расходы текущего или будущих периодов.
Способы определения авторского вознаграждения
Авторское вознаграждение определяется разными способами, а именно: как процент от дохода за соответствующий вид использования произведения или как фиксированная сумма. Рассмотрим, как оно отражается в налоговом и бухгалтерском учете в зависимости от его вида и порядка выплаты.
Процент за соответствующий способ использования
Сразу оговоримся, что этот способ определения авторского вознаграждения, как правило, устанавливается в договоре, когда доход от использования полученных прав известен заранее. Иначе при передаче исключительных прав на использование произведения могут возникнуть сложности с определением первоначальной стоимости НМА. Аналогичные проблемы могут возникнуть и с условной оценкой, по которой объект отражается на забалансовом счете, при передаче неисключительных прав.
Если организация получила исключительные права на использование литературного произведения, вся сумма авторского вознаграждения независимо от порядка выплаты включается и в налоговом, и в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость нематериального актива.
Затраты по приобретению объекта включаются в расходы по мере начисления амортизации.
Сложнее организациям, которые применяют кассовый метод. Они вправе начислять амортизацию только по оплаченному амортизируемому имуществу. Об этом сказано в пп.2 п.3 ст.273 НК РФ. Из такой формулировки невозможно понять, как должно быть оплачено имущество - полностью или частично. По мнению МНС России - полностью. В данном случае амортизацию нужно начислять ежемесячно в общеустановленном порядке, а включать ее в расходы для целей налогообложения - только после полной оплаты НМА.
Пример. ООО "Альфа" предоставляет во временное пользование права на результаты интеллектуальной деятельности. Оно заключило авторский договор с И.И. Ивановым. По договору обществу передаются на два года (начиная с апреля 2004 г.) исключительные права на воспроизведение и распространение книги И.И. Иванова. Эти права общество может передать третьим лицам. Сумма вознаграждения - 10% от дохода.
После получения исключительных прав на использование книги И.И. Иванова эти права будут переданы во временное пользование издательству "Бета". Доход от использования полученных прав был известен заранее - 240 000 руб.
240 000 руб. х 10% = 24 000 руб.
Первоначальная стоимость НМА - 24 000 руб., ежемесячная сумма амортизации - 1000 руб. (24 000 руб. : 24 мес.).
Вознаграждение выплачено И.И. Иванову единовременно в апреле 2006 г.
Для целей налогообложения прибыли общество применяет кассовый метод.
В бухгалтерском учете общества данные операции были отражены следующим образом:
в апреле 2004 г.
Дебет 08 Кредит 76
- 24 000 руб. - отражено в составе вложений во внеоборотные активы авторское вознаграждение;
Дебет 04 Кредит 08
- 24 000 руб. - учтено в составе НМА исключительное право на использование книги;
Дебет 20 Кредит 05 <*>
- 1000 руб. - начислена амортизация по НМА;
в апреле 2006 г.
Дебет 76 Кредит 50 (51)
- 24 000 руб. - выплачено вознаграждение И.И. Иванову.
В налоговом учете первоначальная стоимость НМА равна 24 000 руб. Ежемесячная сумма амортизации - 1000 руб. (24 000 руб. х 1/24 х 100%). Она будет включена в расходы полностью в апреле 2006 г.
Если организация получила неисключительные права на использование произведения, авторское вознаграждение, определенное в виде процента, учитывается в зависимости от порядка его выплаты.
Так, вознаграждение, которое начисляется и выплачивается по мере издания литературного произведения и соответственно по мере получения организацией дохода от использования права, в налоговом учете относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.37 п.1 ст.264 НК РФ). Такие расходы признаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном пп.3 п.7 ст.272 НК РФ. То есть либо на дату расчетов с автором, либо на дату, когда организации предъявлены документы, служащие основанием для расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском учете периодически выплачиваемые суммы вознаграждения относятся к текущим расходам (п.26 ПБУ 14/2000).
Авторское вознаграждение, выплаченное автору в полном объеме одним платежом, включается в расходы будущих периодов и списывается на затраты на производство в течение срока действия договора (п.26 ПБУ 14/2000). Исходя из принципа равномерного признания доходов и расходов, установленного п.2 ст.271 и п.1 ст.272 НК РФ, такой же метод нужно применить и для целей налогообложения прибыли. Но сказанное относится лишь к организациям, признающим доходы и расходы по методу начисления. При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п.3 ст.273 НК РФ).
Вознаграждение, которое "накапливается" и выплачивается автору по окончании срока действия договора, также относится к текущим расходам. Это связано с тем, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы признаются в том периоде, когда они произведены, независимо от их фактической оплаты (п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и п.1 ст.272 НК РФ).
Обратите внимание: в налоговом учете этот принцип актуален только для организаций, применяющих для целей налогообложения прибыли метод начисления. Организации, работающие по кассовому методу, такие расходы, как "накапливаемое" авторское вознаграждение, признают по мере их оплаты.
Фиксированная сумма
Если вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, у бухгалтера вряд ли возникнут сложности с его учетом. Единственное, о чем нужно не забыть, - это указать в договоре максимальный тираж издания.
Порядок учета и признания расходов по выплате авторского вознаграждения тот же, что и для вознаграждения, определяемого в виде процента.
Организация бесплатно передала автору экземпляр книги
Для целей налогообложения прибыли данная операция признается безвозмездной передачей имущества. Следовательно, стоимость передаваемого экземпляра в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, не включается (п.16 ст.270 НК РФ).
Кроме того, со стоимости бесплатно переданного экземпляра нужно начислить НДС, поскольку эта операция признается реализацией (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
Налогообложение авторского вознаграждения
Согласно пп.3 п.1 ст.208 и п.1 ст.209 НК РФ доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских и иных смежных прав, признаются объектом обложения по НДФЛ. Для таких доходов предусмотрена налоговая ставка 13%, если физическое лицо является налоговым резидентом России (п.1 ст.224 НК РФ). Если автор не является налоговым резидентом России, его доходы облагаются по ставке 30% (п.3 ст.224) <**>.
На основании п.3 ст.221 НК РФ автору может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если же автор свои расходы подтвердить не может, ему предоставляется вычет в пределах норматива, определяемого в процентах к сумме начисленного дохода. Для автора литературного произведения такой норматив составляет 20%.
Обратите внимание: документально подтвержденные расходы не могут учитываться одновременно с расходами в пределах норматива (п.3 ст.221 НК РФ).
Организация, выплачивающая вознаграждение автору, должна помнить, что профессиональный вычет предоставляется только на основании письменного заявления автора. Если такого заявления нет, автор может получить профессиональный вычет, только подав соответствующее заявление в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией.
Если организация бесплатно передала экземпляр книги автору, то для него это является доходом, полученным в натуральной форме (пп.2 п.2 ст.211 НК РФ). Этот доход также включается в налоговую базу по НДФЛ (п.1 ст.210 НК РФ), которая определяется в данном случае как стоимость переданного экземпляра, исчисленная исходя из рыночных цен (п.1 ст.211 НК РФ).
Обратите внимание, что ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, на авторские вознаграждения не начисляется (п.3 ст.238 НК РФ).
Право на применение регрессивной шкалы ЕСН зависит от налоговой базы в среднем на одного работника. Для ее расчета учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом России (п.2 ст.241 НК РФ). Такой Порядок существует, он утвержден Постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105.
Согласно п.85 этого Порядка в среднюю численность включается: среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Физические лица, с которыми заключен авторский договор, не относятся ни к одной из этих категорий. Поэтому все суммы, выплаченные им, не учитываются при определении права применения регрессивной шкалы ЕСН.
Что же касается бесплатно переданного экземпляра книги (журнала и т.д.), то с его стоимости ЕСН начислять не нужно. Как уже было сказано, стоимость этого экземпляра не включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Поэтому такая выплата автору не признается объектом налогообложения по ЕСН (п.3 ст.236 НК РФ).
Кроме ЕСН, на сумму авторского вознаграждения должны быть начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" база для их начисления та же, что и по ЕСН.
На суммы начисленных за определенный период взносов на обязательное пенсионное страхование можно уменьшить ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет, за тот же период (п.2 ст.243 НК РФ).
А вот взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с суммы авторского вознаграждения начислять не нужно. Страхованию от несчастных случаев подлежат только сотрудники организации. Это следует из п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Особенности приобретения имущественных прав у организации-правообладателя
Имущественные права на произведение литературы организация может приобрести не только у автора, но и у организации, которой такие права были переданы автором или принадлежат ей в силу создания служебного произведения.
Обратите внимание: чтобы передача прав была правомерной, в первоначальном (авторском) договоре должно быть условие о том, что такая передача возможна. Таково требование п.4 ст.31 Закона об авторском праве. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам, только если это прямо предусмотрено договором.
Для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета все суммы, уплаченные организацией за имущественные права, учитываются так же, как и при приобретении прав непосредственно у автора. Об этом было сказано выше.
Передача имущественных прав облагается НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость имущественных прав, указанная в договоре. Об этом сказано в п.1 ст.154 НК РФ.
При продаже либо предоставлении в пользование имущественных прав на литературное произведение организация-правообладатель выписывает получателю (пользователю) счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС. Может ли получатель прав на использование литературного произведения принять этот НДС к вычету?
Если речь идет о приобретении исключительных прав, которые будут учтены у получателя как НМА, к вычету уплаченный НДС принять можно только после того, как эти активы будут приняты к учету (п.1 ст.172 НК РФ).
Если же права предоставляются в пользование, такая операция рассматривается как реализация услуг. Как известно, услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Такое определение дано в п.5 ст.38 НК РФ. Поэтому вычет "входного" НДС производится в общеустановленном порядке, если выполняются условия, предусмотренные ст.ст.171 и 172 НК РФ.
Директор
Общая схема подготовки и выпуска издательской продукции, будь то книги, газеты или журналы, состоит из редакционно-издательской подготовки авторских оригиналов и передачи для воспроизведения этих оригиналов на полиграфические предприятия.
Автор произведения должен обратиться в издательство с просьбой издать его работу. Издательство при наличии свободных производственных мощностей принимает у автора оригинал, составляет соответствующий договор и осуществляет работу, связанную с подготовкой авторского оригинала и передачей его для полиграфического воспроизведения в типографию.
Прежде всего издательство производит редакционно-техническую подготовку авторского оригинала к воспроизводству на полиграфическом предприятии, заключающуюся в выборе формата издания, шрифтов, расположения элементов издания, работе с автором и т.п. После подготовки издательского оригинала издательство передает его в типографию. Требования, предъявляемые к авторским и издательским оригиналам, регламентированы государственными и отраслевыми стандартами, например, ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы авторские и издательские», ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования» и др.
Общий перечень редакционно-издательской обработки авторского оригинала включает:
Работу над композицией произведения;
Работу над содержанием;
Выбор и согласование формата издания;
Выбор шрифтов;
Редакционно-техническое оформление формул, таблиц;
Оценку и редактирование иллюстраций и т.д.
Для выполнения всех работ, обеспечивающих высокое качество издательского оригинала и сопровождение типографских работ, требуется достаточно развитая производственная структура.
На рисунке 3.2. представлена обобщенная типовая схема крупного издательства, осуществляющего редакционную обработку книжно-журнальной, картографической и другой издательской продукции.
С целью повышения качества книжно-журнальной продукции издательство производит редактирование авторского оригинала.
После обработки авторского оригинала издательство заключает с типографией договор на полиграфическое воспроизведение издания и передает в типографию издательский оригинал . Издательство осуществляет сопровождение и контроль по изготовлению тиража заказа. Изготовленный тираж заказа после контроля качества и бухгалтерских расчетов передается издательству, выступающему в роли заказчика
В прежней практике авторский оригинал, как правило, предоставлялся в виде машинописных листов на формате А4. Редактор работал с таким оригиналом и после обработки и оформления соответствующей документации передавал издательский оригинал на полиграфическое предприятие для изготовления тиража.
В настоящее время в связи с введением в технологические процессы полиграфического производства цифровых технологий автор чаще всего предоставляется оригинал в редакцию на СD-диске с приложением распечатки на принтере.
Развитие практики цифровых технологий позволяет передавать в типографию издательский оригинал на компакт-диске (с приложением распечатки). Изготовление издательского оригинала в цифровом виде требует оснащения издательских структур соответствующими цифровыми издательскими системами (ЦИС) и осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Общая схема изготовления издательского оригинала
на электронном носителе
Преобразования, произошедшие в полиграфической промышленности после 90-х годов прошлого века, привели к резкому изменению структуры заказов полиграфической продукции. Прежде всего, следует отметить, что основная масса книжных издательств оказалась в Москве. На остальной территории России книжные издательства либо прекратили свое существование, либо сократились настолько, что перестали работать с крупными заказами. Тем не менее осталось большое количество мелких заказчиков, интересы которых, как правило, ограничивались региональными проблемами. Тиражи таких заказов редко превышали 1–2 тысячи экземпляров. Кроме того, на территориях регионов произошло увеличение предприятий малого бизнеса. Продукция этих предприятий стала нуждаться в упаковке, расширились потребности в рекламе. На фоне снижения тиражей центральных газет, печатаемых в региональных типографиях, увеличилось общее количество периодических изданий. Таким образом, общее количество заказчиков, нуждающихся в редакционно-технической подготовке печатной продукции существенно возросло.
Для удовлетворения потребностей в редакционно-технической подготовке печатной продукции (не только книжно-журнальной и периодической, но и этикеточно-упаковочной) типографии стали формировать свои редакционно-издательские подразделения. При наличии редакционно-издательских отделов типографии стали выполнять для заказчиков полный комплекс услуг по подготовке и печатанию заказов, не заставляя их бегать по городу в поисках организаций, выполняющих редакционную подготовку заказов. Такое построение структуры производства позволило типографиям не только не потерять заказчиков, но и расширить клиентуру, тем самым улучшив экономические показатели предприятия. Подобные полиграфические предприятия стали называться «издательско-полиграфическими комплексами», или ИПК.
С другой стороны, в это же время, учитывая дефицит в оказании редакционно-издательских услуг, стали создаваться малые редакционные центры, которые производили редакционно-техническую подготовку заказов, оказывая услуги мелким заказчикам. После получения подготовленного издательского оригинала заказчик обращался в типографию, где ему печатали тираж заказа. Со временем издательские структуры такого рода стали понимать, что, выполняя роль промежуточного звена, они теряют деньги. Наиболее предприимчивые руководители этих малых редакционных предприятий постепенно стали приобретать полиграфическую технику, тем самым не упуская заказчика и получая дополнительную прибыль. Предприятия этого направления со временем стали называться «редакционно-издательскими центрами» – РИЦ.
В настоящее время обе формы таких предприятий объединены общими целями – обеспечить заказчика, имеющего намерение получить полиграфическую продукцию полным комплексом услуг. На рисунке 3.4 представлена общая схема построения структуры ИПК и РИЦ.
Рис. 3.4. Новые формы структурного построения взаимоотношений
«заказчик – редакция – типография»