Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают? Формы права собственности на землю в российской федерации.
Согласно Конституции РФ ст. 9 в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом
Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.
Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124-127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.
Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.
Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.
Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.
В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).
Первые два способа отграничиваются от оснований возникновения прав собственности, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, что, конечно, нельзя считать правильным.
Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В настоящее время в соответствии с федеральными законами в федеральной собственности находятся: земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; земли, предоставленные внутренним войскам; земля, предоставленная для размещения и деятельности Железнодорожных войск; земельные участки органов федеральной службы безопасности; земельные участки, находящиеся в ведении федеральных органов правительственной связи и информации; земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; земельные участки, на которых располагаются, входящие в систему государственного резерва организации; земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть; земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объекта; земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны; земельные участки в городе Москвы, на которых расположены здания, строения и сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Все вышеперечисленные федеральные законы, в том числе и Земельный кодекс Российской Федерации, были изданы до вступления в силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю». При составлении статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель попытался учесть, как требования Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", так и сложившуюся до принятия этого закона практику установления собственности Российской Федерации на землю в различных федеральных законах. Нетрудно догадаться, что такая попытка не могла быть удачной.
Несогласованности между соответствующими федеральными законами слишком очевидны, чтобы их можно было не заметить. Целесообразно привести несколько примеров: к федеральной собственности отнесены земли лесного фонда, значительная часть водных объектов, особо охраняемые природные территории федерального значения. Таким образом, собственность Российской Федерации уже установлена на земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли, занятые водными объектами. В тоже время Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" исходит из того, что указанные земли не являются, а должны быть отнесены к федеральной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации (статья 87) установил федеральную собственность на земли обороны и безопасности. Однако этот вопрос уже давно решен Федеральным законом "Об обороне" (статья 1) и другими федеральными законами. В федеральных законах при регулировании вопросов, связанных с федеральной собственностью на землю, допускаются повторы, используются несогласованные между собой понятия и имеются другие неточности. Вместе с тем в них достаточно ясно обозначена принадлежность определенной земли к федеральной собственности. Под приобретением земельных участков в федеральную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности другим лицом в порядке, установленном законом. Появление этой нормы в Земельном кодексе Российской Федерации вряд ли можно считать оправданным. Соответствующие проблемы уже давно решены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Если установление собственности Российской Федерации на землю федеральными законами или при разграничении государственной собственности основано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной правовой сфере.
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.
С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение.
Используются два юридически несогласованных подхода.
С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически.
С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.
Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.
Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в городе федерального значения Москве) права собственника на землю, находящуюся в не разграниченной государственной собственности, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Попытка решить на региональном уровне проблему разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы привела к тому, что соответствующие положения законодательства субъектов Российской Федерации были оспорены в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 7 июня 2000 г. № 10 -П и Определение от 27 июня 2000 г. № 92 -О) разъяснил, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку это нарушает суверенитет Российской Федерации.
Из решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок отнесения земли и других природных ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации должен решаться в федеральных законах. Конституционный Суд Российской Федерации специально подчеркнул, что Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации предписывает при решении вопросов разграничения государственной собственности на природные ресурсы обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и основных принципов земельного законодательства. Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации с одной стороны говорит о необходимости выделения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности из состава государственных земель, а с другой стороны - ведет речь о том, что этот процесс может осуществляться только в соответствии со специальным федеральным законом. Основное правовое значение пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации состоит в том, что он внес окончательную ясность в вопросы о том, кто может стать собственником разграничиваемых земель и в соответствии с каким нормативным правовым актом.
В настоящее время в Новосибирской области, как и по всей стране, есть две формы собственности на землю: государственная и частная. В частной собственности граждан в области находится 5481,9 тыс. га или 30,8% от общей площади области и 82,9 тыс. га в собственности у юридических лиц.
В соответствии с федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» во втором полугодии 2002 года в области начата работа по разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность области и муниципальную собственность.
К собственности области будут отнесены земли фонда перераспределения, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности области, в также ранее приватизированные предприятия, находящиеся в собственности области, земельные участки, на которых расположены государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, созданные органами государственной власти области и т.д.
Все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности, земель, отнесенных к федеральной собственности и к собственности области, будут переданы в муниципальную собственность.
Департамент имущества и земельных отношений администрации области по поручению областного Совета депутатов, главы администрации области готовит перечень земельных участков, которые предлагает отнести к собственности области; муниципальные образования должны готовить перечень земельных участков, которые они предлагают отнести к муниципальной собственности.
На каждый земельный участок, включенный в перечень, формируется дело с необходимыми документами, которые подтверждают основания для включения его в этот перечень. Кроме этого необходима кадастровая карта (план) земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет. Перечень земельных участков, предлагаемых к отнесению к муниципальной собственности, направляется на согласование в департамент имущества и земельных отношений администрации области, который он затем направляет также в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации.
В дальнейшем Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации направляет для согласования субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям перечни земельных участков, для отнесения их в собственность субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность. Согласованные перечни направляются в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации для утверждения их Правительством Российской Федерации отдельно по землям собственности области и муниципальной собственности.
В случае разногласий создается согласительная комиссия, если она не приходит к согласию, дело рассматривает суд.
Работа по разграничению государственной собственности на землю потребует немало времени, значительных средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов.
И здесь самое активное участие должны проявить органы местного самоуправления муниципальных образований, т.к. они заинтересованы получить в распоряжение как можно больше земель, как одного из источников доходов их бюджетов.
По состоянию на 1 июля 2003 года из 460 муниципальных образований только 5 приступили к этой работе. Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении».
В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36 78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями. Статьи 36 78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.
Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.
В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (школами, больницами, предприятиями общепита, домами культуры, детскими учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища.
В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.
Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию. От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями. Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.
Они вправе проводить объединения, обмен, перераспределение муниципальных земель между муниципальными образованиями. Это может производиться на основании договора между ними по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.
Право муниципальной собственности на землю -- это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления.
Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность.
В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки:
Разграничение государственной собственности на землю;
Приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.
В отличие от государственной, муниципальная собственность не делится на виды. Она едина.
Основное назначение муниципальных земель -- обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться не только в государственной и частной, но и в муниципальной форме собственности.
Указанное конституционное требование реализуется не только в Земельном кодексе Российской Федерации, но и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и целом ряде других федеральных законов.
Субъектом права муниципальной собственности на землю выступают муниципальные образования. Муниципальными образованьями признаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория.
Федеральные законы не устанавливают муниципальной собственности на какие-либо земельные участки, а лишь констатируют возможность возникновения на землю данной формы земельной собственности.
Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 и 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи. Согласно этим нормам Земельного кодекса Российской Федерации федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами субъектов в собственность муниципальных образований можно передать земли, находящиеся в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации). В Земельном Кодексе определено, что государственная собственность на землю безвозмездно передается в муниципальную собственность только для обеспечения развития муниципальных образований, причем как в его границах, так и за ее пределами.
В заключение следует отметить, что в настоящее время осуществляется подготовка проектов федеральных законов, в которых предполагается существенно изменить правовое регулирование вопросов, касающихся права государственной и муниципальной собственности на землю.
К этим законопроектам относится не только ранее упоминаемый проект федерального закона «О государственных и муниципальных имуществах». Планируется разработать законопроекты о внесении изменений и дополнений во все законодательные акты, где затрагиваются в той или иной мере проблемы государственной и муниципальной земельной собственности. В частности, уже разработан законопроект, где предлагается обновить нормы Земельного кодекса Российской Федерации о публичной земельной собственности. Представляется, что в этих условиях анализ действующего в Российской империи, в СССР и в современной России законодательства о государственной и муниципальной собственности на землю может оказаться весьма полезным. Пока в значительной мере опыт решения данных вопросов в нашей стране остается невостребованным. До тех пор, пока этот опыт не будет учитываться при совершенствовании законодательства, все попытки урегулировать отношения собственности на землю не принесут желаемых результатов.
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы привести в пример таблицу 1, в которой наиболее полно и четко перечислены основные полномочиям органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Таблица 1 - Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права
Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права |
||
Субъекты РФ |
Органы местного самоуправления |
|
Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений Государственное управление в области мониторинга земель Установление порядка изъятия земельных участков Изъем для нужд РФ земельных участков Разработка и реализация программ использования и охраны земель |
Изъятие земель для нужд субъекта РФ Разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъекта РФ Управление и распоряжение земельными участками, находившимися в собственности субъектов РФ |
Изъятие земель для муниципальных нужд Установление правил землепользования и застройки муниципальных образований Разработка и реализация местных программ использования и охраны земель Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности |
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности |
Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.
Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц -- субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.
Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.
Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (ст. 33 ЗК РФ).
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»).
В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.
Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (ст. 57 ЗК РФ).
Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ «О недрах». Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.
Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.
Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Участок называется делимым, когда его можно разделить на части и образовать самостоятельные земельные участки с разрешением целевого использования. В соответствии с законодательством не допускается раздел городских земель, земель фермерских хозяйств и пр.
Земельный фонд в РФ по экономическому назначению разделен на семь категорий земель:
1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой статус на рынке недвижимости и используются:
Для сельскохозяйственного производства (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, целина и другие угодья);
Для личного подсобного хозяйства;
Для коллективного садоводства и огородничества;
Для подсобных сельскохозяйственных производств;
Для опытных и научных станций.
Перевод земель из этой категории в другую осуществляется только по решению субъекта Федерации. Особо ценные земли не подлежат приватизации.
2. Земли городов и населенных пунктов занимают 4% территории страны. На этих землях размещаются жилые дома и социально-культурные учреждения, а также улицы, парки, площади, природоохранные сооружения; могут размещаться промышленные, транспортные, энергетические, оборонные объекты и сельскохозяйственные производства. Эта категория земель обеспечивает 86 % поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование и может использоваться только в соответствии с генпланами и проектами. Земли населенных пунктов могут быть выделены в качестве земельных участков ижс .
3. Земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Имеют особый режим использования.
4. Земли особо охраняемых территорий включают в себя заповедники; зеленые зоны городов, домов отдыха, турбаз; памятники природы, истории и культуры; минеральные воды и лечебные грязи, ботанические сады и др. Данная категория земель предназначена для оздоровления людей, массового отдыха и туризма, а также для историко-культурного воспитания и эстетического наслаждения. Такие земли охраняются особым законодательством, и вести хозяйственную деятельность на них запрещается.
5. Земли лесного фонда полностью определяются правовым режимом лесов, произрастающих на них.К этой категории земель относятся земли, покрытые лесами и предоставленные для нужд лесного хозяйства и местной промышленности.
6. Земли водного фонда .Это земли, занятые водоемами, ледниками, болотами (кроме тундры и лесотундры), гидротехническими сооружениями и полосами отвода при них.
7. Земли запаса служат резервом и выделяются для различных целей.
Продажа земельных участков, а также выделение их для предпринимательской деятельности и перевода из одной категории в другую осуществляется в соответствии с законами РФ и субъектов Федерации.
Виды собственности на землю
Государственная собственность на землю - земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Собственность на землю муниципальная - земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Управление и распоряжение землями муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Собственность на землю общая долевая - общая собственность на землю двух или нескольких лиц с определением доли каждого из них.
Собственность на землю общая совместная - общая собственность на землю без определения долей каждого из собственников.
Собственность на землю субъекта Российской Федерации - земли, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации.
Собственность на землю федеральная - земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Собственность на землю частная - право юридических лиц, граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками.
Основным законом Российской Федерации закреплены права и свободы граждан. К главным и неотъемлемым правам гражданина РФ относится неприкосновенность частной собственности .
Этапы развития земельных отношений
Переход от первобытно общинного строя к рабовладельческому сопровождался началом . В древнем Египте виды права на имущество были ограничены и распределялись по рангам чиновников . Чем знатнее был вельможа, тем больше его надел. Наследовались наделы из поколения в поколение, так как должности в Египте тоже передавались по наследству.
Межевание в древнем Риме впервые стало государственной нормой и регулировалось сенатом. Имена владельцев участков записывалось на табличках, вносилось в реестры и хранились в архивах.
Во Франции средних веков наделение землей было исключительной прерогативой господина . Наличие поместий ставило в прямую зависимость от господина тех, кто был этим поместьем пожалован. Заключенные вассальные договоры наделяли сюзерена как правами, так и обязательствами перед господином. Если договор нарушался, вассал нарушал свои обещания или предавал, то он терял надел. Поместье изымалось и передавалось другому слуге господина.
В древнеславянских государствах формы владения землей были схожи со средневековой Европой.
Иная форма хозяйствования и землевладения внедряется после начала царствования Романовых. Окончательно формируется феодальный облик России и утверждается крепостное право. Петром Первым Романовым вносятся европейские нормы в законодательство, но земельное право остается практически неизменным до 1917 года .
Период СССР кратко характеризуется полным отсутствием частной собственности на землю . Вся территория СССР принадлежала государству, и только оно ею распоряжалось.
После распада СССР в РФ начинается формирование нового правового поля с принятием Конституции, закрепляющей неприкосновенность частного имущества, в том числе и земли.
Разделение форм собственности на землю
Понятие собственность подразумевает возможность осуществлять все имущественные права, то есть права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ). Частной собственностью на землю называется право использовать ее по назначению на свое усмотрение, доверять ее в пользование, передавать во владение, .
Формы частной собственности на землю:
- Индивидуальная собственность.
- Коллективная собственность.
Государственная земля не может быть в коллективном владении, и все имущественные права на нее принадлежат только ему. По статье 17 ЗК РФ органом, распоряжающимся государственным земельным имуществом до его разграничения является Министерство имущественных отношений . Когда определена территориальная принадлежность участка, он передается в частное, муниципальное или федеральное ведение.
При индивидуальной форме владения всем участком, плодородным слоем и всем, что находится под ним, распоряжается единственный собственник. Коллективное владение подразумевает долевое пользование участком на основе коллективного договора .
Примером может служить крестьянское хозяйство с участием большого количества дольщиков. На основании статьи 257 ЗК в коллективном договоре оговаривается размер участия, распределение обязанностей и иные правила пользования землей. Если же величина доли не оговаривается, то вся земля находится в коллективном пользовании. Пример такой формы хозяйствования — садоводческое товарищество .
Распределение земель по формам собственности:
- Государственная собственность.
- Муниципальная собственность.
- Частная собственность.
Виды государственной собственности
Земля, находящаяся в государственной собственности, делится на Федеральную и Муниципальную . Принадлежность земли определяется законом о разграничении прав собственности между субъектами Российской Федерации и Федеральным Правительством .
Федеральной считается земля, права на которую не зафиксированы ни субъектами Российской Федерации, ни муниципалитетами на частными лицами.
Федеральная собственность находится в ведении федерального правительства . Ее оборот и использование регулируется на основании федерального законодательства.
На основании статьи 18 ЗК РФ к землям субъектов федерации относятся те территории, которые закреплены на основании конституции Российской Федерации и перешли к этому субъекту на основании договора о разграничении территории.
Муниципалитеты – это объекты права, которые являются государственными образованиями четвертого уровня после федеральных территориальных органов . Их целью является самоуправление государственной территорией и находящимся на ней населением, удовлетворение потребностей граждан на этой территории в социальной инфраструктуре и реализации их конституционных прав.
К муниципальным относятся все городские, поселковые и другие земли населенных пунктов . При необходимости земля муниципалитетов может передаваться в ведение федерального центра и наоборот, передаваться под строительство жилых площадей и объектов инфраструктуры.
Участок, находящийся во владении государства может быть отдан для безвозмездного пожизненного пользования гражданину, чтобы он мог осуществлять на нем свою деятельность. Такой участок можно приобрести в частное владение или передать в качестве наследства.
Выделение таких участков может быть программой по социальной поддержке населения или целевой программой субъектов федерации. Примером может служить программа по выделению земли в Дальневосточном федеральном округе или выделение земли многодетным семьям в Краснодарском крае.
В пользование общественным организациям или культовым сооружениям также могут передаваться земельные участки, если это не противоречит ЗК РФ и не нарушает правил землепользования.
Виды частной собственности
В конституции РФ закреплено право граждан и их объединений владеть и распоряжаться ими по своему усмотрение в рамках российского законодательства. Владельцы вправе осуществлять на своем участке любую деятельность, если она не вредит окружающей среде, не нарушает и не противоречит законодательству Российской Федерации. Физические и юридические лица также могут владеть земельными участками и осуществлять на них свою деятельность.
В частную собственность может быть передан любой участок, если он не изъят из оборота, не находится на территории заповедника, приграничной или особо охраняемой зоны.
Частная собственность на землю может быть коллективной и индивидуальной. В качестве коллективной формы владения чаще всего выступают сельскохозяйственные и садоводческие общества.
Физические лица, в отличие от юридических, могут передавать имущественные права на земельные участки по и в .
Иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства, иностранные юридические организации, а также иностранные государственные организации тоже могут приобретать землю в РФ. Но они не могут приобрести участки в приграничных областях и в тех регионах, список которых утвержден указами президента РФ и законах о государственной границе.
Из государственной в частную и наоборот
Вопрос перераспределения земельных богатств между государством и населением — это всегда в какой-то степени вопрос «дележа». На видео ниже рассматриваются весьма спорные законопроекты, согласно которым многие текущие собственники земельных участков могут перестать ими быть. Новые законы комментирует Людмила Фадеева, председатель Профсоюза садоводов России.
Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.
Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.
Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.
- Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
- Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
- Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.
Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.
Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.
Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.
Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.
Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.
Надел предоставляется в собственность для следующих целей:- ведение хозяйства;
- строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
- садоводство;
- дачное или гаражное строительство;
- осуществление хозяйственной деятельности.
У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.
- Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
- Право на пользование участком - это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
- Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.
Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.
Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.
В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.
- Безвозмездное пользование - этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
- Аренда – требует также договора с собственником.
Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.
Общая собственность подразделена на следующие группы.
- С выделением доли каждому из совладельцев - при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
- Без выделения долей - проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.
В случае совместного владения собственниками выступают в кадастре недвижимости несколько субъектов. Кроме того, право владения подразумевает оплату налогов за землю, освоение ресурсов, установку границы, которая проводится совместно всеми владельцами в различных или в одинаковых долях. Совместное владение предполагает и защиту земли от незаконных посягательств.
Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.
Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:
- специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
- передача земли из государственной собственности;
- судебные акты о разграничении участков;
- приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.
Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.
К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:- участки под муниципальными зданиями и постройками;
- наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
- земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
- земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
- иные участки в соответствии с федеральным законодательством.
- утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
- земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.
Землями, которые принадлежат к муниципальным, управляет орган местного самоуправления. Порядок перехода земель в эту форму собственности регулируется федеральными и местными нормативными актами.
В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.
Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.
Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.
К федеральным землям относятся:- земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
- земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
- участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
- земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
- иные участки.
- с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
- природные участки под особой охраной государственного значения;
- леса и территории в пределах особых экономических зон;
- земли, находящиеся в резерве для госнужд;
- территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
- находящиеся в ведении государственных органов;
- земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
- земли с железнодорожными объектами;
- сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.
- земли, на которых построены сооружения субъектов РФ;
- земельные наделы, предоставленные органам и организациям субъектами федерации;
- сельскохозяйственные земли под дорогами и другими средствами связи, лесными и водными объектами, кроме тех, которые находятся в муниципальной и частной собственности;
- иные наделы.
Особый статус имеют города Севастополь, Москва и Санкт-Петербург. В их ведение, кроме вышеуказанных, относятся и земли муниципальной собственности.
К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.
Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.
- Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
- Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
- Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.
Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.
Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:- приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
- перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
- распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
- необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.
Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.
Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.
Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.
Получить участок без оплаты, к примеру, могут многодетные граждане, религиозные и благотворительные организации
.Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.