Эссе понятие и содержание прав человека. Права ребенка
Французский писатель XIX века, Виктор Гюго, сказал: «Право – это всё то, то истинно и справедливо», в своих произведениях он всегда был на стороне обездоленных и оскорбленных, выступал за защиту их прав.Но не только обездоленные и оскорбленные нуждаются в защите.
При рождении человек приобретает права и свободы, которые неотчуждаемы, то есть никто не может лишить человека этих прав. Конечно же, главным из них является право на жизнь. В главном законе нашей страны, Конституции, сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Право регулирует отношения и поведение людей, каждый человек имеет равные права, и с этой стороны в обществе создаётся баланс «чёрного и белого», ведь осуществления прав и свобод одного человека не может нарушать права и свободы другого человека.К сожалению, в современном мире не каждый человек может сказать: «Я полностью реализую свои права». Чаще можно услышать фразу: «Мои права нарушены» или «Я должен обратиться за защитой своих прав».
Человек взрослеет, а вместе с ним развивается и общество, находящееся вокруг него. Социальный статус гражданина меняется вместе с его возрастом, сначала он ученик, абитуриент или студент, а потом любой молодой человек приобретает такой статус как призывник. Вместе с новым статусом юноша получает список обязанностей. В целях обеспечения воинского учёта молодые люди обязаны: состоять на воинском учёте по месту жительства, явиться в установленное время и место по повестке (вызову) в военный комиссариат по месту жительства, бережно хранить военный билет и так далее. Также каждый призывник обязан пройти обязательную подготовку к военной службе. Но не только обязанностями наделяет юношу статус призывника. В первую очередь, у молодого человека, вставшего на военный учёт, появляются новые, особые права, которые, зачастую остаются неразъяснёнными и, якобы, «забытыми» руководством. Чаще всего виной всему правовая неграмотность призывников и их родителей.
Отдельное внимание мне хотелось бы уделить праву на альтернативную гражданскую службу. Каждый призывник имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, для этого необходимо за полгода до начала призыва подать соответствующее заявление, а срок несения альтернативной гражданской службы составляет 18 месяцев. Это возможно только при наличии убеждений, которые противоречат несению военной службы, которые должны быть подтверждены документально. К таким относятся,
например вероисповедание, не позволяющее участвовать в военных действиях, отвергающее убийство и насилие. Граждане, которые предпочли военной службе альтернативную гражданскую службу, как правило, несут ее в социальных и медицинских учреждениях нашей страны.
Попадая в ряды солдат, призывник и его родители или же законные представители должны быть уверены, что молодой человек ни в чём не будет нуждаться. Государство обязано обеспечить военнослужащего денежным довольствием. Но, на мой взгляд, самая распространенная проблема – задержка денежного довольствия, а скорее его «удержание» в руках старших по званию или руководства армии. Чаще всего последние делают вид, что, якобы, забывают об этом и попросту не обращают внимания. Но такое поведение ни в коем случае не должно оставаться безнаказанным. Особенно это касается случаев, когда нарушаются права сирот, которым урезают денежное довольствие. И чаще всего военнослужащие попросту не знают об этом опять же из-за правовой неграмотности.
Повышение правовой грамотности будущих защитников нашей страны – решение большого количества проблем. Приобретя элементарные знания, молодые люди будут иметь представления о своих правах и о том, как их защитить. Чтобы каждый призывник имел представления о том, что предстоит ему за этот год несения службы, узнал больше информации об особенностях военной службы в разных войсках. Для всего этого необходимо организовать лекции, семинары и беседы с представителями военкомата, ветеранами вооруженных сил и ветеранами Великой Отечественной войны в школах, средне-профессиональных и высших учебных заведениях. Эти мероприятия помогут ребятам не пугаться несения военной службы и заинтересовать призывника. Ведь воинский долг обязан отдать каждый молодой человек нашей страны.
Права человека - понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т. е. определенную независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Признаки прав человека:
1. Принадлежат человеку от рождения.
2. Имеют неотчуждаемый , неотъемлемый характер, признаются как естественные.
3. Признаются высшей социальной ценностью.
4. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Права гражданина подразделяются на права человека и права гражданина.
Права человека |
Права гражданина |
Принадлежат всем людям от рождения , независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут. |
Принадлежат только гражданам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Речь идет о политических правах: право избирать и быть избранным в органы власти, право доступа к государственной службе и др. |
Существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. |
Признаются государством и законодательно закреплены в нормативных актах конкретной страны. |
Являются моральными и социальными понятиями, не всегда выступают как понятия юридические. |
Являются юридическими понятиями. |
Права могут подразделяться на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные.
Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ
Наименование группы прав |
Её состав |
Гражданские (личные) права - принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19−55; 27−29; 45−54; 60; 62). |
Право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; честь и достоинство; гражданство; равенство перед законом и судом; свободу совести, свободу слова; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. |
Политические права - обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30−33; 63). |
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объединений; направлять личные и коллективные обращения в органы власти и др. |
Экономические права - обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34−37). |
Право быть собственником; право наследования; на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; отдых; защиту от безработицы и др. |
Социальные права - обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38−43). |
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; образование; медицинскую помощь; защиту материнства и детства; благоприятную окружающую среду и др. |
Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44) |
Право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям; свободу творчества; культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.). |
Права человека могут подразделяться на абсолютные (гражданские) и относительные (политические, экономические, социальные, культурные). Необходимым условием реализации прав человека является исполнение им обязанностей: не посягать на права других людей, уважать конституцию и демократический строй своей страны, соблюдать законы, нормы морали и др.
Основные обязанности человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ:
1) соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей;
2) защита Отечества;
3) уплата законно установленных налогов и сборов;
4) забота о памятниках истории и культуры;
5) бережное отношение к природе и окружающей среде;
6) забота о детях и нетрудоспособных родителях;
7) получение основного общего образования.
Развернуть
Темы эссе:
1. (Второй тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2012 г.)
«Несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью».
Иммануил Кант
Каждый хотя бы раз в жизни слышал о правах человека, о том, как важно соблюдать и защищать их. Существует множество различных законов, которые гарантируют, что большая часть населения Земли может рассчитывать на защиту своих прав. А как же дела обстоят с детьми?
Всего несколько столетий назад дети не имели абсолютно никаких прав, наравне с женщинами. Патриархальный уклад общества просто не считал их равными взрослым мужчинам.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Но со временем дети стали приобретать все больше и больше прав, и сейчас, я бы даже сказал, что они лучше защищены государством и законами, чем взрослые граждане.
В развитых странах права детей относятся к числу наиболее приоритетных. Дети могут подать в суд на своих родителей за плохой уход, родители должны поддерживать своих детей, пока им не исполнится по крайней мере восемнадцать лет, и эта поддержка должна быть качественной. В случае плохого отношения или любого вида жестокого обращения с детьми родители могут потерять свои родительские права и их ребенок может быть отнят у них.
Кроме того, правительство заботится о тех детях, у которых нет родителей, или тех, которые потеряли их из-за какого-либо несчастного случая. В зависимости от уровня страны качество этой помощи может варьироваться. В некоторых странах дети помещаются в специальные учреждения, где их кормят, обучают и заботятся о них до тех пор, пока они не станут взрослыми. Но иногда администрация таких учреждений пытается найти новый дом и семью для своих подопечных.
Маленькие дети иногда не могут сказать, пренебрегают ли их правами или не заботятся о них, поэтому задача правительства - защитить их законом настолько хорошо и качественно, насколько это возможно, чтобы исключить все шансы несправедливого отношения к детям. Я считаю, что со временем наш мир станет еще более цивилизованным, и нам, возможно, даже не понадобятся эти законы, так как люди поймут важность прав детей и просто не будут их нарушать.
Обновлено: 2019-04-29
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Деушевская средняя общеобразовательная школа Апастовского муниципального района РТ
422361 РТ Апастовский р-он
с. Деушево
директор Халиков
Е:mail *****@***ru
Сочинение на тему:
«Защита прав человека - высшая ценность!»
Самигуллина
Руководитель учитель русского
языка и литературы
Права человека на социальное обеспечение в моем понимании
Человек, его права и свободы
Являются высшей ценностью.
Каким бы высоким не было развитие современного общества, в нем все еще встречаются и, к сожалению,слишком часто, правонарушения. И вопрос о том, каким образом защищать свои нарушенные права, очень и очень актуален на сегодняшний день. Ибо вся ценность объявленного и реализованного права может быть в один момент сведена к нулю. И от того, каким образом сможет государство или сам гражданин свое право защитить и восстановить, во многом зависит как процветание всего общества в целом, так и благополучие каждого отдельного гражданина в частности.
Организация Объединенных Наций определяет права человека, как «права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди». Права человека называют также «общим языком человечества» - и не без оснований. Наряду с врожденной и присущей исключительно людям способностью научиться говорить на каком-либо языке, есть и другие врожденные потребности и свойства, отличающие нас от всех остальных земных существ. Например, у человека есть потребность получить знания, самовыражаться в искусстве и стремиться к духовному. Тот, кто лишен возможности удовлетворять эти основные потребности, вынужден вести недостойное человека существование. Чтобы защитить людей от таких лишений, объясняет юрист, специализирующийся на правах человека, «мы используем термин права человека», а не потребности человека, поскольку с юридической точки зрения слово «потребность» не имеет такой силы, как слово «право». При такой формулировке мы возводим удовлетворение человеческих потребностей в ранг права, которым в моральном и юридическом отношении наделен каждый человек.
Чтобы не допустить нарушения своих прав, либо суметь отстоять свои права, нужно знать источники основных прав. На уровне национального законодательства это:
1. Национальные декларации о правах человека и гражданина.
2. Конституция государства. Среди источников основных прав и международные документы: Устав ООН (ряд принципиальных положений), общая декларация прав человека (1948 год. Рассматривается как трактовка положений Устава ООН), пакты «про права человека», «про политические и гражданские права» (1946 г), «Европейская конвенция «прав человека» (1956 г).
Все права, закрепленные в Конституции, делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные.
Личные права - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, признанные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.
Эти права и свободы, также именуемы гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, то есть является не только неотъемлемы, но и не подлежащие ограничению. Это- право на жизнь, достоинства личности, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальная принадлежность, свобода передвижений и места жительства, свобода совести и вероисповедания , свобода мысли и слова.
Политические права - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.
Социальные прав - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ. К ним относятся: право на экономическую деятельность, право частной собственности , трудовые права и свободы, защита материнства детства и семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода творчества и право на участие культурной жизни.
Что я понимаю под правом человека на социальное обеспечение?
В каждом государстве есть люди, которые в силу болезни или старости, а также по причине других обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование сами. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы и поэтому создает государственную систему по их обеспечению материальными благами за счет общества. В России тоже существует такая система, так же и право на социальное обеспечение, зафиксированное в статьи 39 Конституции.
Закон устанавливает возраст, с наступлением которого люди, получают право на получение пенсии – 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. Пенсионное законодательство в нашей стране подробно детализировано, основным актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях от 01.01.01 года (дополнениями).
Закон о занятости населения в Российской Федерации от 01.01.01 года с дополнениями от 5 июля 1992 года ввел пособия по безработице . Указ президента РФ о совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышение их размеров от 01.01.01 года установил ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Существуют также пособия по временной нетрудоспособности , а также ряд других пособий. Выплаты по пособиям производятся из средств федеральных учреждений.
Как осуществляется на сегодняшний день защита прав человека на социальное обеспечение в нашем районе?
В районном центре действует Центр социального обслуживания населения Апастовского района РТ «Рассвет», начальником которого является человек своего дела, опытный и компетентный руководитель Зульфия Фатыховна Гайнуллина. При беседе с ней я более подробно ознакомилась с системой работы управления социальной защиты . Цель деятельности учреждения – содействие в реализации прав граждан на социальное обслуживание, улучшение социально-экономических условий их жизни, оказание гражданам, в том числе семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, комплекса необходимых мер по ее предложению при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, доступности и конфиденциальности представляемой помощи. Деятельность Учреждения направлена на проведение социальных оздоровительных, профилактических мероприятий. В связи с этим Учреждение осуществляет реализацию мер социальной помощи и предоставляет социальные услуги в рамках социальных гарантий , которые являются составной частью деятельности управления социальной защиты в районе. Управление проводит целенаправленную работу по организации поддержки наиболее уязвимых категорий населения. В первую очередь, инвалидов, семей с детьми и семей воспитывающих детей – инвалидов.
Центр «Рассвет» имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания населения, в том числе отделения социального обслуживания на дому, специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационное отделение, отделение социальной помощи семье и детям и отделение социально-психологической помощи.
В четырех отделениях социальной помощи на дому ведется постоянная работа по оказанию социальных услуг 263 одиноким престарелым и инвалидам. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому предоставляет социально-бытовые и медицинские услуги 30 тяжелобольным гражданам на дому. Наряду с гарантированными государством социальными услугами, клиентам отделений предоставляются дополнительные, включающие в себя бытовые, санитарные, социально-психологические услуги.
Деятельность срочной службы направлена на оказание неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В 2005 году этой службой оказана помощь более 7 тысяч
человек, за 1 полугодие 2006 года - почти 4 тыс. человек, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
Учитывая возрастающую потребность пожилых людей и ветеранов в оздоровительных и реабилитационных услугах, социально-реабилитационное отделение предоставляет клиентам полный комплекс мероприятий, включая парафинолечение, массаж, физиотерапию , водолечение, лечебную физкультуру, музыкотерапию и фитолечение. В 2005 году в отделении поправили здоровье 632 граждан пожилого возраста и инвалидов, за 6 месяцев 2006 года -346 человек. Кроме того, наличие стационарного учреждения позволяет оказать экстренную помощь и приют для граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. 9 человек этой зимой нашли здесь комфортное пристанище. В отделении практикуются специализированные заезды для различных категорий населения: участников войны, репрессированных граждан, жителей малых отдаленных деревень, во время каникул – детей-инвалидов и детей малообеспеченных семей.
Отделение социально-психологической помощи оказывает пожилым и инвалидам психологическую поддержку, консультативные, психотерапевтические, диагностические услуги, способствующие их социальной адаптации в различных жизненных ситуациях. Специалистами отделения разработана и внедряется в практику программа деятельности адаптационного объединения женщин раннего пенсионного возраста, призванного содействовать в адаптации к изменившимся жизненным условиям, а именно: прекращению профессиональной деятельности .
Работа с семьей – важнейшее направление деятельности Учреждения социальной защиты населения. Кризисные ситуации в семьях возникают по различным причинам - это и алкоголизм обоих родителей, домашнее насилие в различных его проявлениях, социальный образ жизни некоторых пап и мам, их полная, личная и педагогическая несостоятельность, приводящая к социальному сиротству детей. Такие семьи - серьезная опасность для общества, так как они воспроизводят этот образ жизни в других поколениях. Двадцать семь таких семей района находятся на социальном патронаже. В сферу внимания социальных служб попадают и семьи, которые из-за сложных жизненных ситуаций оказались ни в состоянии самостоятельно решать свои проблемы, в том числе и финансовые.
В 2005 году всеми службами Центра социального обслуживания охвачено 19 854 граждан района, в 1 полугодии 2006 г. -11809 человек. Эти цифры наглядно демонстрируют, что деятельность учреждения – средство реализации права граждан района в случае необходимости воспользоваться услугами социальных служб столь же свободно, как, например, медицинскими, образовательными, независимо от места проживания.
Особое место в деятельности управления занимает работа по реализации федерального и республиканского законодательства в части предоставления мер адресной социальной поддержки населения.
За 2005 год выплаты всем категориям льготников РФ и РТ через отделение материальной помощи составили более 25 млн. руб, за 1 полугодие 2006 г-почти 11 млн. руб. Таким образом, налицо увеличение расходов на систему социальных выплат в соответствии с федеральным и республиканским законодательствами различным категориям населения. При этом охват населения района социальными гарантиями составляет 47 %
В последние годы в районе, как и в республике, существует тенденция увеличения количества инвалидов, поэтому особое внимание уделяется совершенствованию мер социальной защиты инвалидов. Сегодня в районе 1953 граждан с ограниченными возможностями, из них 94 –дети-инвалиды
Центр «Рассвет» прилагает все усилия, чтобы помочь им преодолеть жизненные трудности, провести физическую и психологическую реабилитацию, так как это является одним из важнейших аспектов социальной политики.
В районе имеется 37 инвалидов-колясочников, все они колясками обеспечены. В виду того, что технические средства реабилитации с 1 января 2005 выдаются через органы социального страхования, действующий в Центре социального обслуживания Банк взаимопомощи с прокатом инвалидной техники, медицинского оборудования позволяет обеспечивать наиболее нуждающихся на конкретный момент необходимыми техническими средствами.
Ежегодно в управление поступает в среднем 35 индивидуальных программ реабилитации инвалидов, по которым люди с ограниченными возможностями проходят оздоровление в реабилитационном центре «Идель» в г. Зеленодольск
е. Впервые в Центре социального обслуживания был организован день приема детей-инвалидов специалистами Центра реабилитации детей-инвалидов г..Зеленодольска.: ортопед , окулист, психотерапевты провели консультации, выписали направления для прохождения дальнейшей реабилитации. В перспективе планируется продолжить подобный опыт работы.
Учитывая большой спрос граждан пожилого возраста и инвалидов на бытовые услуги, при Центре социального обслуживания открыты социальная парикмахерская и социальная швейная мастерская. Для этого были выделены и соответственно оборудованы специальные помещения. В основу ценообразования услуг взяты расценки государственных предприятий района. Но для льготной категории граждан (инвалиды, малоимущие граждане, многодетные семьи и пенсионеры) цены услуг ниже до 50%.Услуги парикмахерской клиентам надомных отделений Центра предоставляются бесплатно.
Организуются совместные выезды специалистов управления и Центра социального обслуживания по населенным пунктам района с разъяснительной и практической деятельностью. Проводятся дни открытых дверей, которые пропагандируют работу органов социальной защиты.
Мне радостно отметить, что по результатам всей деятельности Учреждение социальной защиты населения моего района было удостоено грамоты Министерства социальной защиты.
Несмотря на значительную положительную динамику социальной защищенности населения Апастовского муниципального района, существует необходимость открытия дополнительного отделения социальной помощи на дому и социальной помощи семье и детям, значительного укрепления требует материально-техническая база отрасли.
Стоит задача повышения образовательного уровня работников с целью более качественного предоставления услуг.
Я верю, что при такой целенаправленной работе, правовой деятельности, которая вливается в дело государства, Центр социального обслуживания населения «Рассвет» решит поставленные перед собой задачи и достигнет более высоких результатов в защите прав человека. Во время своего путешествия по лабиринту правовых знаний, я узнала много нового о правах человека, особенно о правах человека на социальное обеспечение и путях их осуществления. Я рада, что права человека являются определенным нормативным измерением социально-культурной деятельности моего района, выступают как одна из величайших культурных ценностей. Таким образом, хочу громко сказать, что права человека - высшая ценность, их уважение и соблюдение – наше общее дело!.
РЕЦЕНЗИЯ
Работа интересна по идее, по способу ее раскрытия, иллюстрирует стремление автора проникнуть в мир правовых знаний. В работе проявляются хорошие знания учащейся о социальных правах человека. Логично вплетается в работу изложение опыта работы Центра социальной защиты населения Апастовского района.
Сочинение написано последовательно, логически правильными предложениями с соблюдением речевых норм и
Ольга Сингилеева
Эссе «В чем смысл права ребенка на защиту?»
Эссе
В чем смысл права ребенка на защиту ?
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 99» г. Саранск
Сингилеева О. А.
«Права , обязанности и ответственность несовершеннолетних» очень актуальная тема в современном мире. Ведь право человека - это возможность что - либо делать, поступать определенным образом, иметь что – то. Каждый ребенок рождается , чтобы быть счастливым. С равными для всех правами на жизнь , развитие, любовь и заботу. В Конвенции о правах ребенка сказано , что родители несут ответственность за ребенка и должны обеспечить ему нормальные условия жизни. Но так часто это право нарушается самыми любимыми взрослыми – мамой и папой.
Ребенку порой приходится терпеть издевательства со стороны родителей, например. Я была свидетелем такой «картины» . Мама в детский сад вела ребенка рано утром . Мальчик очень сильно плакал и сопротивлялся. В ответ на его крики следовала нецензурная брань и подзатыльники. А что будет дальше, когда он повзрослеет? Ребенка критикуют , оскорбляют, унижают или даже бьют. Что ему делать? Дети становятся беспризорниками или даже погибают по вине безответственных взрослых. Бывают семьи алкоголиков, где дети вообще голодают или их пичкают таблетками, чтобы те спали и не мешали пить водку. Любой человек имеет право на защиту . А если ребенка бьют до кровавых синяков? И такое бывает. Беда в том, что дети вряд ли знают, что получить защиту возможно . А даже если и знают, то сами себе помочь не могут никак. Для этого ребенок должен хотя бы решиться и рассказать кому-то о своей проблеме. А что если он не понимает, что его права нарушаются и он живет с этим, считая что так должно быть? Тогда только кто-то взрослый, неравнодушный может помочь ему улучшить положение.
Таким образом, если ребенок будет с самого детства знаком со своими правами , то ему удастся реализовать себя и все намеченные планы и цели, вне зависимости от того, испытывал ли он трудности в детстве или нет. Именно неоспоримые права ребенка должны защищать его от небрежного и жестокого отношения, а также эксплуатации.