Дворец миноса в кноссе. Кносский дворец, Крит, Греция: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Дворец царя Миноса – легендарный памятник архитектуры, находящийся на острове Крит. По легенде древних греков, царь Минос построил его, чтобы скрыть измену свой жены, которая родила от священного быка чудовище – Минотавра. Дворец был построен с многочисленными залами в форме лабиринта, чтобы присланные в жертву Минотавру юноши и девушки единожды войдя во дворец, не смогли найти выход обратно. Согласно мифу, Минотавра убил Тесей, добровольно вошедший в дворец-лабиринт. После убийства чудовища ему удалось найти путь обратно с помощью нити, которую он тянул от самого входа.
Посетив этот памятник архитектуры, можно перенестись в то время, когда, согласно легенде, в дворце еще находился бык, а Тесей направлялся на битву со зверем. На фресках и стенах, среди прочих рисунков, сохранились изображения быка - иногда миролюбивого, а иногда - разъяренного. В дворце находилось более тысячи комнат и перемещаясь по нему можно дойти до помещений по высоте находящихся на четвертом этаже. Также на стенах дворца были найдены изображения древних символов, часть из которых до сих пор остается загадкой.
Дворец царя Миноса - одно из немногих мест, которое освещалось в древних мифах и легендах, и которое может посетить и увидеть своими глазами современный человек.
Кносский дворец
Кносский дворец можно сравнить с возрастом пирамид Египта или английского Стоунхенджа. Время начала его строительства датируется вторым веком до нашей эры, и продолжалось оно не одно тысячелетие. Площадь дворца составляет порядка 20 тысяч квадратных метров и состоит из сложной системы сотен помещений, казавшейся древним грекам очень запутанной.
С Кносским дворцом связанно множество легенд. Самая известная из них рассказывает о Тесее и Минотавре. Именно в лабиринтах этого дворца древний царь Минос заточил полубыка-получеловека, который каждые семь лет брал дань с афинян – 7 девушек и 7 юношей. Благодаря нити Ариадны – дочери Миноса, Тесею удалось убить Минотавра и сбежать со своей помощницей с острова.
Теперь и вы можете побродить по запутанным галереям и залам дворца, полюбоваться фресками критских художников того времени, посвященных религиозным процессиям, сценам игр, цветам и птицам, фантастическим грифонам.
Особое внимания, с точки зрения архитектурного исполнения, занимают колоны - их форма сужается к низу, а не расширяется, как обычно бывает в постройках древних народов.
Минойский дворец Фестос
Минойский дворец Фестос - одно из самых древних сооружений, дошедших до наших дней. В некоторых источниках указывается, что возраст его свыше 4 000 лет. Основателями дворца принято считать мифического царя Крита - Миноса, и его брата Радамантиса. Судьба оказалась не благосклонной к этому уникальному памятнику архитектуры, и уже спустя два столетия он был практически полностью уничтожен землетрясением. Не смотря на все старания строителей, вновь отстроенный дворец вновь был разрушен в 1450-ом году до н.э. Причины катастрофы, которая уничтожила дворец и все строения на острове, нам не известны.
Минойский дворец прославился ещё и тем, что именно здесь был найден знаменитый Фестский диск - изображённые на нём символы не расшифрованы до сих пор. Изображение диска стало негласным символом Кипра, его можно встретить на многих сувенирах.
Является Кносский дворец. Его окружает ореол мифов и загадок, многие знаменитые личности древних эпосов так или иначе связаны с ним. Смотрите сами: его построил отец Икара – Дедал, в запутанном лабиринте жил Минотавр, убитый Тесеем, при помощи принцессы Ариадны.
В настоящее время дворец представляет собой остатки древних руин и реконструированные постройки.
История
Сначала на этом месте существовало неолитическое поселение, которое впоследствии превратилось в город Кносс - крупнейший на Крите в ту эпоху.
Непосредственно Кносский дворец был построен в 5 км к югу от . Точная дата постройки дворца неизвестна, но ориентировочно это произошло около 2000-1700 г. до н. э. Его размеры были очень большими по тем временам - 180 х 130 м. Внутри находилось более 1000 комнат и помещений, которые соединялись запутанным лабиринтом. Здесь жил царь и придворная свита.
Просуществовал дворец недолго, так как был разрушен землетрясением около 1700 г. до н.э. Но почти сразу же начались работы по восстановлению и он был отстроен заново. В новом виде он просуществовал еще пару веков, но опять был разрушен: сначала землетрясением с цунами, а потом дело довершил пожар.
После этого дворец заново не отстраивался, но сам город Кносс продолжал существовать.
«Новое открытие» Кносского дворца произошло в конце 19 века, когда в 1878 году начались раскопки. Правда, вскоре они были прерваны турецким правительством и возобновились лишь в 1900 году английским археологом Артуром Эвансом. Именно под его руководством было реконструирована часть дворца.
Внутреннее убранство Кносского дворца поражает: залы, лестницы, галереи, колоннады. На стенах повсюду висят фрески. Переходы между помещениями часто запутаны, это своего рода лабиринт со множеством секретных комнат и тупиков.
Ниже представлена карта территории.
Фильм о дворце
Небольшой фильм рассказывающий об истории Кносского дворца, о том, как он выглядел, а также мифы и легенды, связанные с ним.
Как добраться до Кносского дворца
Кносский дворец находится недалеко от , добраться туда можно на автобусе с автовокзала и от фонтана на площади Львов.
Посещение дворца платное, стоимость билетов - 15 евро. Часы работы 8:00 - 20:00 с июня по октябрь, режим работы в остальное время - 8:00 - 15:00.
При желании можно доехать на такси из любого места на .
Знаменитый греческий остров Крит, мечта путешественников, находится к югу от Балканского полуострова. Туристические маршруты охватывают всю его территорию. Экскурсии на Крите начинаются в провинции Ханья, затем проходят по округам Ретимно и Ираклион, а заканчиваются в административной территории Ласити. Каждый тур включается в себя целую программу, осмотр достопримечательностей и знакомство с обычаями и традициями эллинов, коренных греческих жителей.
История появления
Остров Крит во все времена был окружен мифами и легендами. В настоящий период он также является хранилищем древнегреческой истории. Главной достопримечательностью Крита считается Кносский дворец - уникальное античное сооружение. Некоторые любители древностей отождествляют резиденцию царя Миноса с легендарным лабиринтом Дедала, но следует понимать, что это не одно и то же. Обе исторические структуры находятся на значительном расстоянии друг от друга.
В целом, экскурсии на Крите носят фольклорный характер, они очень интересны и познавательны. Но самым привлекательным туристическим объектом на острове является древний Кносс, который находится в четырех километрах к югу от столицы Крита, города Ираклиона. Историческая взаимосвязь этих территорий уходит корнями во времена господства царя Миноса, после которого островом стали владеть знатные ахейские греки, положившие начало микенской цивилизации.
Современность
Сегодня одной из самых грандиозных достопримечательностей Греции является Кносский дворец на Крите, знаменитый своими лабиринтами, в которых жил Минотавр - человек с головой быка, чудовище, тайно рожденное женой царя Миноса, Пасифайей. По легенде греческий инженер-художник Дедал построил для него огромный подземный лабиринт, из которого невозможно было выйти. Ужасный монстр в образе человека с бычьей головой постоянно требовал жертв и в подземелье к Минотавру время от времени доставляли семь девушек и семь юношей, которых тот пожирал.
Избавление
Но однажды в лабиринты Кносского дворца пришел Тесей, сын афинского правителя Эгея. Он решил убить Минотавра и избавить Элладу от страшной напасти. Однако войти в лабиринт - означало там погибнуть. Тесей встретился с дочерью царя Миноса Ариадной, которая дала ему клубок ниток. Тесей закрепил конец нити на входе и углубился во владения Минотавра. Он разыскал чудовище и убил его. А нить Ариадны вывела героя на поверхность.
Заколдованный лабиринт,Кносский дворец Минотавра, перестал существовать. Отныне эллины могли жить спокойно.
Стихия
В 2000 году до нашей эрыКносский дворец на Крите пострадал от сильнейшего землетрясения, а спустя 300 лет, в 1740-м, его почти полностью уничтожили пожары, следовавшие один за другим.
Окончательно Кносский дворец на Крите разрушился во время извержения вулкана на острове Санторине, произошедшего в 1450 году до нашей эры и вновь вызвавшего повсеместные пожары. Население тогда бежало со всех близлежащих островов на материк. Кносский дворец на Крите был не единственным пострадавшим архитектурным сооружением, вместе с ним погибли дворцы Закрос и Фест.
Обновление
По мнению ученых, исторически сложились два периода существования дворца. Первый - "раннедворцовый" - относится к 2000 году до нашей эры. Дворец простоял триста лет, а затем был разрушен стихией.
На его руинах эллины построили новый, который существует по сей день. Он считается шедевром "позднедворцового" периода на острове Крите. На то время пришелся расцвет минойской цивилизации, высоко поднялся уровень архитектурного мастерства, развивались инженерные технологии - все это наилучшим образом отразилось на строительстве обновленного Кносского дворца.
Расположение
Шедевр минойского зодчества раскинулся на обширной площади в два с половиной гектара. Во дворце более тысячи комнат и несколько огромных залов. По сути, Кносский дворец, история которого насчитывает уже несколько тысячелетий, стал резиденцией царя и включил в себя все жизненно важные административные и экономические службы. Такая централизация оказалась очень полезной для города, который окружил дворец и стал словно его продолжением.
Археологические раскопки
Первые исследования верхних культурных слоев на территории Кносского дворца были сделаны греческим меценатом Миносом Калокерино в 1878 году, когда остров Крит находился под турецким владычеством. Результаты раскопок были удручающими: нигде не удалось обнаружить ни захоронений, ни следов жизнедеятельности людей. Учеными было сделано предположение, что в период стихийных бедствий, землетрясений, пожаров и извержений вулканов эллины, населяющие Крит и другие близлежащие острова, покинули обжитые земли и перебрались на материк.
Эти выводы косвенно подтверждаются раскопками западной части Апеннинского полуострова, места проживания древних этрусков. В Италии во множестве были найдены и захоронения, и свидетельства жизнедеятельности людей. То же самое можно сказать и про Палестину, где также находили артефакты. Некоторые исследователи сравнивали судьбу древнего Крита с аналогичными событиями в Атлантиде, с той лишь разницей, что греческий остров погубила огненная стихия, а океанский остров-государство ушел под воду.
Кносский дворец: как добраться
Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита - городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.
Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец - полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.
Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.
Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.
Внутреннее убранство
Фрески Кносского дворца, древнейшие настенные росписи, неповторимые по красоте, имеющие историческую и художественную ценность, расположены отдельно от полуразрушенных дворцовых помещений. Большинство изображений были реставрированы художниками из команды английского археолога Артура Джона Эванса, который занялся раскопками Кносского дворца в 1900 году. Работы продолжались до 1931 года.
Некоторые фрески получили название, например, изображение молодой женщины с прической жрицы, стали называть "Парижанка". В ее облике действительно есть что-то от французской моды начала 20-го века. Однако в каталогах она значится как "Минойская леди".
Структура
Посетители попадают во дворец с западного входа, и первое, что предстает перед туристами, это три широких каменных колодца для ритуальных жертвоприношений. Далее идет коридор, выводящий в обширный двор, который производит впечатление некоторой хаотичности. Множество беспорядочно расположенных галерей, больших и малых залов, лестниц, никуда не ведущих. На стенах ряд декораций на спортивную тематику. Юноши, состязающиеся друг с другом, и девушки, играющие с быками. Все картины выписаны в мельчайших деталях.
Далее широкая лестница соединяет двор с царскими покоями. Здесь все гармонично и упорядочено, строгое чередование красных и черных колонн, расположенных особым образом. Исследования показали, что колоннада в царских покоях связана с более крупными внешними столпами. Воздушные потоки поступают сверху и несут прохладу, которая равномерно распределяется между нижними колоннами. Таким образом, создавался микроклимат в спальне царей.
Кносский дворец сегодня
Грандиозный памятник античности, уникальный шедевр сакральной архитектуры, его величественные руины передают дух 3000-летней давности. Удивительный рельеф монолитных каменных блоков, ювелирная мозаичная кладка, неподвластная времени, - все это привлекает миллионы туристов со всего мира.
Кносский дворец является не только редчайшим музейным экспонатом, он еще и объект пристального внимания ученых. Архитекторы, этнографы, графические дизайнеры и многие другие специалисты изучают строение с точки зрения классического зодчества, художественно-исторической ценности, социально-общественного обустройства.
Дворец вобрал в себя историю нескольких тысячелетий, начиная с позднего неолита, и это требует научного анализа и систематизации. Ученые всего мира считают за честь для себя участвовать в проектах по изучению уникального строения на Крите. С каждым годом материалы по Кносскому дворцу становятся все более объемными и достоверными.
Современному биографу, задумавшему в подражание Плутарху дать параллельные жизнеописания выдающихся героев археологии, бесспорно, пришлось бы объединить Шлимана в одну пару с Эвансом. Оба они были первооткрывателями эгейской культуры, давшими толчок к ее изучению.
Между тем в биографиях и характерах, судьбах обоих ученых имеется мало общего. Артур Эванс родился в 1851 г. в состоятельной семье. Его отцом был один из знаменитых английских антикваров, собиратель и исследователь доримских монет Италии. Артуру Эвансу, в отличие от Шлимана, не приходилось колесить по свету в погоне за куском хлеба и добиваться сомнительными предприятиями обеспеченности и положения в обществе. Ему не требовалось изобретать собственные методы ускоренного изучения языков. Знание классических и новых языков дала Эвансу учеба в лучших университетах Англии и Германии.
Оттуда же он вынес твердые познания в области истории и искусствоведения, обеспечившие ему звание профессора. Эвансу не приходилось бороться с нападками невежд и недоброжелательством коллег. Наука не была его прихотью или временным увлечением. Она являлась его предназначением и профессией, а удача - постоянной спутницей. Хладнокровный и чопорный, как истый англичанин, Эванс не предварял своих трудов автобиографическими этюдами и не рекламировал своих открытий.
В 1889 г. Эвансу, бывшему с юности страстным коллекционером, попалась на глаза странная каменная печать. На ней были вырезаны удивительные иероглифы: голова волка с высунутым языком, голова барана, птица и т.п. Эванс узнал, что печать купили в Афинах, и он отправился туда, чтобы выяснить ее происхождение. Ему удалось приобрести несколько подобных печатей с иероглифами и узнать, что они происходят с острова Крит.
В 1893 г. Эванс выступил с научным сообщением о 60 иероглифах, восходящих к распространенному на Крите рисуночному письму. Так было привлечено внимание к острову, со времени Гомера прославленного в греческих легендах. «Очевидно, там есть и другие памятники древнейшей культуры», - решил Эванс. Весной 1898 г. он прибыл на северное побережье Крита в город Гераклейон, рассчитывая задержаться здесь на пару недель. Бродя по городу и его окрестностям, он натолкнулся на холм Кефала, скрывавший, как ему показалось, развалины древнего города. Именно на это место некоторое время назад обратил внимание Шлиман, полагавший, что под холмом укрыт древний Кносс, столица легендарного Миноса. Открыватель Трои и Микен едва не стал пионером критской археологии. Его, дельца, остановила лишь высокая цена, назначенная за участок его владельцем. Купив холм, Эванс на правах собственника приступил к раскопкам, затянувшимся на тридцать лет и ставшим едва ли не главным открытием приближающегося XX в.
На протяжении первых двух месяцев работы, осуществлявшейся на собственные средства Эванса, на площади в полтора гектара было вскрыто величественное здание. Не было сомнений, что это - дворец, принадлежавший могущественному царю. Впоследствии, уже после итальянских раскопок в Фесте и Агиа Триаде, выяснилось, что это самое древнее монументальное сооружение Крита. Оно было грандиознее дворцов в Микенах и Тиринфе, обнаруженных Шлиманом, и обладало значительно более сложной и запутанной планировкой. В нем имелись несколько этажей, подземелья с многочисленными ходами, коридорами и множеством залов. Тут же были святилище, школа для обучения письму, мастерские, школа для художников, кладовые. Все это позволило археологу сравнить новооткрытый дворец с лабиринтом греческих мифов .
В одном из залов нижнего этажа обратили на себя внимание поднимающиеся одна над другою ступени. Ясно, что они предназначались для зрителей или зрительниц. Не эти ли зрительницы изображены на стенах в голубых и желтых одеждах, с вычурными прическами и локонами, ниспадающими на грудь? Среди этих женщин могла быть и сама Ариадна. Но о чем они беседовали между собой? Может быть, об удивительной ловкости укротителей быков, прыгающих через спины разъяренных животных? Игры с быками, запечатленные художником, невольно заставляют вспомнить о Минотавре, «быке Миноса». Не была ли легенда о схватке Тесея с Минотавром навеяна этими играми? А, может быть, рассказ о съедении Минотавром юношей и девушек - переосмысление совершавшихся во дворе человеческих жертвоприношениях?
В другом зале был обнаружен впечатляющий царский трон с высокой спинкой. Здесь должны были восседать цари. Легенда сохранила их имена - Минос и его братья Радамант и Сарпедон. Может быть, существовала целая династия Миносов? А в чем смысл легенды о том, что Минос был сыном Зевса и прекрасной финикиянки Европы? Свидетельство ли это обожествления критянами царской власти или, может быть, воспоминание о финикийском происхождении властителей Крита?
Каждый день раскопок приносил новые свидетельства богатства и изощренности критской культуры. В Кносском дворце были обнаружены ванная комната и водопровод. А ведь много позднее, в V в. до н.э., считавшимся периодом наивысшего расцвета греческой культуры, греки не знали ни водопровода, ни канализации, ни ванн.
Эванса поразил необычный вид сосудов, найденных в развалинах дворца и других местах. Подобных им не было ни в Греции, ни на Востоке. На одних были изображены растения с тщательно выписанными деталями стебля, дающими возможность безошибочно определить, какой именно цветок изображен. Стенки других сосудов были украшены изображениями морских растений и животных, осьминогов, наутилусов, рыб, ракушек. Эти же сосуды обнаружены в других частях Крита. На круглом сосуде из Гурнии представлен осьминог с выпученными глазами: щупальца с присосками охватывают всю поверхность вазы, а промежутки между ними заполнены кораллами и водорослями, создающими иллюзию водной среды. На сосуде из Псири видны запутавшиеся в сетях дельфины - первое свидетельство истребления человеком этих удивительных животных. Некоторые вазы с мастерством имитируют поверхность бронзовых изделий. Критская керамика, расцвет которой приходится на XVIII до н.э., не имеет аналогов в мировом искусстве, создавая впечатление текучести и гибкости, упругого напряжения, которое так прекрасно передает стихотворение Осипа Мандельштама:
Гончарами велик остров синий -
Крит зеленый - запекся их дар.
В землю звонкую: слышишь дельфиньих
Плавников подземный удар?
Это море легко на помине
В осчастливленной обжигом глине.
И сосуда студеная власть
Раскололась на море и страсть.
Наряду с расписными глиняными вазами в 18 помещениях дворца Эванс обнаружил глиняные сосуды двухметровой высоты вместимостью до 185 литров. Они располагались рядами и предназначались для хранения и транспортировки зерна, оливкового масла, вина, фиников, бобов. Всего эти пифосы вмещали 475 тысяч литров провизии, которой, по подсчетам Эванса, было достаточно, чтобы прокормить город с населением в 80 тысяч человек. Таким образом, археологические данные показали, что царский дворец Кносса, подобно дворцам Египта и Двуречья, был хозяйственным организмом, местом сбора и хранения продуктов и ремесленных изделий. Удалось также установить, что с древнейших пор на Крите материалом для ремесла служил камень. На стенках каменных сосудов изображены кулачные бои, схватки (игры) с быками, шествия воинов и земледельцев.
Мастерству гончаров и камнерезов не уступало искусство критских ювелиров. На двух золотых кубках из Вафио (Пелопоннес, с которым Крит был связан торговыми контактами) рельефно изображены ловля и укрощение диких быков. На одном из рельефов видны растения, показывающие, что действие происходит в лесу. В центре рельефа представлена сеть для загона животных. Можно думать, что охота в то время уже не была главным источником пропитания, а являлась развлечением царей и знати. Художник, искусно изобразивший сцену охоты на золотых кубках, выполнял заказ владельца дворца.
Оригинальным достижением дворцового искусства была стенная роспись, достигшая совершенства к 2000 до н.э. По фрескам, обнаруженным Эвансом, можно судить о костюмах, прическах, украшениях того времени. Женщины носили длинные юбки, состоящие из нескольких нашитых друг на друга кусков материи. Верхняя часть тела, за исключением плеч, была обнажена. Но более всего фрески интересны как источник сведений о политической истории. На одной из фресок изображен молодой царь (или жрец?). Из-под короны выбиваются длинные волосы. На шее юноши - несколько рядов украшений, на руках - массивные браслеты. Ближайшей опорой царя была армия, где наряду с критянами служили наемники-чужеземцы. Некоторые из египетских памятников дают такое же изображение критских воинов. С шеи до ног их защищал щит, имевший форму восьмерки. Наступательным оружием являлось копье.
Фрески так же, как и сосуды «морского стиля», иллюстрируют роль моря в жизни древних критян. Морской пейзаж с дельфинами и рыбками украшал «мегарон царицы» Кносского дворца. По фрескам мы знакомимся со священными «бычьими играми» с участием акробатов. Фрески, рельефы на стенках сосудов и печатях, миниатюрные модели святилищ позволили изучить религию древних критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Недаром легенда о Зевсе, превратившемся в быка и похитившем Европу, привязана к Криту. Изображения быков и бычьих рогов можно найти в святилищах, на «столах для приношений» (алтарях), на фресках и печатях. Часто встречается рисунок двойной секиры, использовавшейся при жертвоприношениях и со временем превратившейся в предмет культа. Эванс полагал, что слово «лабиринт», которое связывали с Кносским дворцом, происходит от названия двойной секиры - «лабрис».
О почитании критянами змей свидетельствуют женские статуэтки со змеями и ритуальные предметы с изображениями змей. Возможно, существовало также почитание птиц, в особенности голубя, связанного с женскими божествами плодородия. Имеются намеки на культ солнца (рисунки колеса). Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Форму пещеры имели древнейшие святилища критян. Важным ритуалом было посвящение богам первинок урожая.
Тридцать лет отдал Эванс раскопкам на легендарном острове. Их результатом явилась монументальная работа «Дворец Миноса в Кноссе», выходившая отдельными томами с 1921 по 1935 г. Эванс познакомил читателей с изумительной архитектурой, с высокохудожественной керамикой, с прекрасными рисунками живописцев и великолепными изделиями ремесленников, с искусством множества мастеров, которых легенда представила в едином обрезе - умельца Дедала.
Эванс не только опубликовал материалы раскопок, но и прекрасно систематизировал их, снабдив четкой хронологией. История догреческого Крита была разделена на три периода, названных «минойскими» по имени легендарного царя Миноса: раннеминойский (3000-2200 гг. до н.э.), среднеминойский (2200-1600 гг. до н.э.), позднеминойский (1600-1200 гг. до н.э.).
Основой датировки послужило сходство предметов, найденных на Крите, с хорошо изученными памятниками из Египта и Двуречья. Это же сходство позволило проследить контакты критян с египтянами, вавилонянами, финикийцами. На критских печатях нередко изображены корабли, идущие под парусами и на веслах. На некоторых кораблях можно различить палубы для пассажиров. Критяне обладали военным и торговым флотом, позволявшим им господствовать в Средиземноморье в XVI-XII вв. до н.э., еще до того, как славу первых мореплавателей и торговцев завоевали финикийцы. Именно к этому времени относятся египетские вазы из алебастра, камня и фаянса, амулеты с именами египетских фараонов. Критские торговцы проникали в Египет. Их изображения находят на египетских рисунках. Египтяне называли критян «кефти». Интенсивные торговые отношения поддерживались также с Сирией и Финикией, о чем свидетельствуют найденные там предметы критского производства. Египетский фараон Тутмос III, побывавший в Финикии в XV в. до н.э., видел там критские корабли, построенные из кедра с Ливанских гор.
Связи были установлены не только с Востоком, но и с Западом. Легенда рассказывает о том, что в погоне за Дедалом, покинувшим остров с помощью прикрепленных к рукам крыльев, Минос посетил Сицилию и Сардинию. На Сардинии были обнаружены слитки меди в форме бычьей шкуры - такие же, какие Эванс нашел на Крите. В Кноссе, среди памятников первой половины II тысячелетия до н.э., был найден янтарь, привезенный с берегов Балтики. Многочисленны находки критской керамики в Африке. Так, получила подтверждение легенда о контактах критян со странами Запада. Во время раскопок Kносского дворца было открыто множество табличек с надписями. По характеру письма эти надписи были разделены Эвансом на отдельные группы - иероглифическое, линейное письмо А и линейное письмо Б.
Таинственные таблички дешифровке не поддавались. Эванс, поднявший из забвения дворец Миноса, оказался бессильным подобрать ключ, который открыл бы «уста» его обитателям: они продолжали молчать. Именно поэтому он не торопился публиковать свои таблички в надежде, что сможет прочесть их сам. Такова, впрочем, слабость многих ученых, считающих все открытое ими своей научной собственностью: тем самым вольно или невольно тормозится развитие науки.
Возможно, это было единственной неудачей в триумфальном шествии к высшим почестям. В 1909 г. Артур Эванс занял кафедру археологии в Оксфордском университете. В 1916 г. он был избран президентом Британской академии наук. В 1936 г. Королевское общество наградило его медалью Коплея.
Около 1450 г. до н.э. Крит был занят переселенцами с Пелопоннеса, которых Гомер называл ахейцами. Так Кносс стал главной резиденцией правителя пришельцев, имя которого неизвестно Гомеру, равно как и сам факт этого переселения. Несмотря на некоторые разрушения, Кносский дворец остался нетронутым. Его планировка не была нарушена. На своем месте оставался и царский тронный зал, украшенный новыми, присущими ахейскому материку фресковыми росписями. По-видимому, кноссцы владели всем островом или, по крайней мере, его значительной частью. В отличие от минойцев, бывших мирными людьми, они отправляли своих покойников в Аид вместе с оружием. Это, наряду с другими находками, свидетельствовало о наступивших на острове этнических переменах.
Сэр Артур Эванс скончался в июле 1941 г., через месяц после того, как гитлеровские парашютисты захватили Крит. Это было последним
ударом судьбы. Кносс подвергся бомбардировке. Английский археолог Дж. Пендлбери, продолжавший дело Эванса, был расстрелян немцами. Но Дворец Миноса был уже известен всему миру. Эванс оставил этот дворец как памятник своему труду и упорству. И у него появились последователи.
Знакомясь с классическим трудом «Дворец Миноса…» через век после его опубликования современный исследователь не может не отдать должное научному подвигу Эванса и великолепию открытой им цивилизации. Но многие из авторских оценок, считавшихся некогда откровением, кажутся ныне наивными и ошибочными. Кто, например, будет теперь считать, вслед за Эвансом, микенскую культуру провинциальным отголоском критской или трактовать критян в этническом и языковом отношении как карийцев? Совершенно устарела предложенная Эвансом периодизация истории древнего Крита. Во время раскопок Кносса в 1958-1966 гг. выявлен слой с остатками неолитических хижин. Радиоуглеродный анализ дал 6340 г. (плюс-минус 100 лет) до н.э. Это почти такая же древность, как в Чатал-Гуюке и Иерехоне, где обнаружен докерамический неолит. Раскопками на Крите был поставлен ряд проблем, не встававших перед Артуром Эвансом. Это, прежде всего, отношение между Минойской культурой и другими культурными очагами, Элладской, в собственно Греции, Кикладской на островах. Разрешением всех этих проблем занимаются современные ученые, использующие не только археологические данные, но и письменные источники.
Кносский дворец - уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос - столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец - это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?
Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените?...
Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона . На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира . Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.
План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад - помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.
План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов.
40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога.
(Н
азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)
Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг - точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: "Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины". А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!
В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ - глубоких подземных помещений - находились и в западном, и восточном крыльях дворца.
Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную - мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.
Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.
Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.
Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново - наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие - о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.
Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые "могилы воинов", которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность - Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это - греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.
В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.
Кносский дворец - лабиринт Минотавра
Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра : чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!
Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими... Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.
Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога "посвящения" на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита .
Вспомним и знаменитую фреску "Акробаты. Игры с быком" (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.
Фрески Кносского дворца
и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. "Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование", - писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную "Парижанку", например).
У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин - с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.
Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали "праздничным обществом". Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.
Сэр Артур Эванс - заслуги и ошибки
Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).
Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.
Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.
Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.
Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.
Посещение Кносского дворца
Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность - выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.
Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.
Возможно, вам также будет интересно:
- Минойский дворец в Малии
- Малия - оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами