День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть. День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1015)
Православный журнал Фома
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.
Кто такие Борис и Глеб
Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.
История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.
Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:
15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.
Житие Бориса и Глеба
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.
Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.
Сказание о Борисе и Глебе
Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.
Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.
Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси
Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.
За что канонизировали Бориса и Глеба
Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.
Икона Бориса и Глеба
Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.
Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба
День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.
Стихотворение о Борисе и Глебе.
Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.
Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Мук не приявший вовек не спасется.
Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.
Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.
Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.
Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.
<1977 год Борис Чичибабин >
Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так - без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.
Основным информационным источником о жизни угодников Божьих, живших в Древней Руси, были и остаются летописи. Составленные много лет назад очевидцами событий, они содержат сведения, считающиеся историками вполне достоверными. По крайней мере, именно эти документы служат в большинстве случаев основанием для канонизации святых. Так было, к примеру, с благоверными князьями Борисом и Глебом. День памяти их православные христиане празднуют ежегодно 6 августа.
Происхождение братьев
Князь Владимир Ясное Солнышко, крестивший Русь-матушку и уничтоживший на родной земле язычество, являлся счастливым отцом прекрасных сыновей. Братья Борис и Глеб были младшими из его детей. По примеру отца своего мальчики – будущие князья-страстотерпцы – росли богобоязненными и смиренными. С детства родные братья воспитывались вместе. Оба они были доброго нрава, милосердны, отзывчивы, всегда готовые прийти на помощь обездоленным и немощным. Старший Борис много времени с удовольствием проводил за чтением божественных книг, в особенности Священного Писания, жизнеописаний Божьих угодников и трудов святых отцов. Он восхищался подвигами Христовых мучеников и мечтал повторить их путь, о чем часто и пылко молился Господу. Глеб полностью поддерживал и разделял желание брата посвятить свою жизнь Творцу.
Коварный замысел Святополка
Когда братья подросли, повзрослели, Владимир определил каждому из них удел. Бориса он послал на княжение в Ростов, а Глеба отправил в Муром. Жизнь шла своим чередом, и оба брата превосходно справлялись со своими обязанностями. Но когда князь Владимир стал совсем немощен и стар, то получил неутешительное известие о том, что на Русь движутся полчища кочевников, печенегов с целью осуществлять по всей стране грабежи и разорения. Сам князь по состоянию здоровья и за неимением физических сил уже не мог отправиться в поход против недруга. Поэтому поручил выполнение данной миссии Борису. Тот не посмел ослушаться повеления отца и, возглавив многочисленную дружину, двинулся в путь. Он еще не достиг пункта назначения, когда князь Владимир скончался. На престол в Киеве взошел Святополк – старший брат Бориса. Мало того, он задумал страшное: устранить конкурентов – законных наследников умершего князя, имевших все права на власть в столице Руси.
Борис получил известие о кончине отца, когда возвращался из похода в Киев. Вместе с тем, ему было вручено письмо от Святополка, в котором тот клялся брату в любви и дружбе, а также сулил расширить прежние владения родственника. Воины Бориса, узнав об этом, предложили своему предводителю занять стольный град, применив силу, поскольку желали, чтобы именно добрый и мудрый Борис занял место князя Владимира, а вовсе не хитрый и коварный Святополк. Но наш герой остановил своих верных дружинников: ему не хотелось развязывать междоусобную войну. Он порешил, что придет в Киев к брату со словами: «Будь моим отцом, ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?» Узнав о намерениях князя, воины отказались продолжать с ним путь в столицу.
Гибель Бориса и Глеба
А Святополк не терял времени зря. Он подослал своих людей к Борису, чтобы те убили брата. Это случилось в воскресное утро: князь находился у себя в шатре и распевал псалмы во славу Божию, когда вдруг туда ворвались незнакомцы и со всех сторон на мужчину посыпались смертельные удары. Удивительно, но Борис не просил убийц о пощаде. Его просьба была иного рода: он хотел успеть помолиться перед кончиной. Она была удовлетворена. Когда же Борис завершил молитву, то повернулся к своим палачам и вымолвил со слезами на глазах: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья». Слова эти, наполненные любовью и смирением, были последними словами князя. Удар меча, что пришелся прямо в сердце Бориса, оборвал жизнь последнего раз и навсегда.
С Глебом, младшим братом, произошло то же самое: он также погиб от рук убийц, подосланных коварным и бесчеловечным Святополком. Последний выманил брата за пределы Мурома, где тот княжил. Там, недалеко от Смоленска, в устье реки Смядыни его встретили дружинники Святополка. Глеб прекрасно понимал, что ждет его, ведь, отправившись в путь по просьбе Святополка, он уже был в курсе гибели своего старшего брата Бориса. Князь сознательно предпочел смерть жизни без горячо любимого брата, с которым рос вместе, и войне с братом старшим. Но если Бориса похоронили по христианской традиции в Вышгороде, то тело Глеба убийцы не предали земле, а бросили на пустыре, вдали от глаз людских.
Отмщение и обретение мощей
Вскоре о гибели младших братьев своих узнал сын князя Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Снарядив войско, князь пошел войной на Святополка. Решающий бой произошел близ места захоронения Бориса. Сражение продолжалось в течение дня, и только, когда солнце стало клониться к закату, войско Ярослава начало брать верх над таковым вероломного убийцы, прибравшего к рукам киевский престол. В итоге Святополк бежал с поля боя, испугавшись такого натиска. Он покинул Русь, а через какое-то время умер от тяжкой болезни.
Таким образом, киевским князем стал Ярослав, прозванный за благочестие свое и ум «Мудрым». Душа его не могла обрести покоя, пока тело младшего брата Глеба не будет найдено и погребено согласно христианским традициям. Организованные Ярославом поиски быстро увенчались успехом: до правителя дошли слухи о том, что под Смоленском на одном из пустырей люди видят свет и слышат пение ангелов. Именно там убили и бросили ни в чем неповинного молодого князя.
Ярослав послал к указанному месту священнослужителей. Те обрели тело Глеба, обнаружив его источающим благоухание и абсолютно не тленным. Мощи князя-страстотерпца представители духовенства с почестями перенесли в Вышгород, где предали земле возле могилы второго погибшего брата – Бориса. Так исполнилось желание двух братьев повторить подвиг многочисленных мучеников, принявших страдания за Христа.
Послесловие
Подвиг князей-страстотерпцев весьма поучителен для нас, представителей современного мира, погрязшего во всяческих пороках. Святые братья своей добровольной гибелью показали, что нельзя отвечать злом на причиненное тебе зло, и даже смертельная угроза не должна быть тому помехой. С другой стороны, Борис и Глеб продемонстрировали важность послушания и покорности воле старших, пусть даже губительных для исполняющих свой долг. Правда, данный факт вряд ли может быть воспринят многими как пример для подражания. В любом случае, князья достойны чести называться святыми, поскольку, во-первых, вели жизнь благочестивую; во-вторых, совершили настоящий подвиг, а в-третьих, после смерти по молитвам к этим угодникам Божьим, в том числе у их мощей совершалось множество чудес. Святые благоверные князья Борис и Глеб являются первыми русскими праведниками, причисленными к лику святых сразу и Русской, и Византийской Церковью. Спустя короткое время после их гибели святителем Иоанном I, митрополитом Киевским была составлена служба угодникам Божьим.
Как только дело приближается к именинам, сразу хочется узнать историю святого покровителя, имя которого мы получили при крещении. А иначе теряется весь смысл именин. Ведь в этот день нужно постараться прийти в храм, помолиться перед Господом и своим святым, чтобы и дальше получать помощь и защиту от врагов и житейских невзгод, а когда придет последний час земной, получить кончину покаянную и непостыдную. И теперь поинтересуемся, когда же именины Бориса? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории древней Руси, потому что самым известным святым с этим именем является русский князь Борис, которого поминают в связке со святым князем Глебом. Однако было много и других, уже современных, местночтимых святых Борисов.
Страстотерпцы
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, когда именины Бориса, заглянем далеко в историю, чтобы узнать, чем прославился наш святой. Борис и Глеб два благочестивых брата, русские князья, которые были мученически убиты в 1015 году. Это были сыновья Киевского князя Владимира Святославовича, рожденные византийской царевной Анной. После смерти отца в междоусобной войне за престол, начавшейся в 1015 году, братьев Бориса и Глеба убил старший брат Святополк Окаянный.
Это были первые которых канонизировали как Теперь Русская Православная церковь почитает их как заступников земли Русской, небесных помощников и покровителей князей русских. Именины Бориса проходят дважды в год, но об этом чуть позже.
История жития святых Бориса и Глеба записана в древних литературных произведениях, в «Сказании» Иакова Черноризца и в «Чтении» Нестора Летописца. В честь этих святых построено огромное количество церквей и монастырей.
Житие
Борис и Глеб при крещении получили имена Роман и Давид. Хотя уже к тому времени имя Борис перестало быть языческим, и его могли использовать в наречении при крещении. Например, уже в X веке прошла канонизация князя Бориса крестившего Болгарию.
Он родился незадолго до Крещения Руси его отцом Владимиром и был воспитан в христианкой вере. Он получил прекрасное образование, зачитывался Библией, Преданием святых отцов и житием святых. Его брат Глеб с детства был рядом с братом, и поэтому оба выросли добросердечными и милостивыми.
Около 987-989 гг. от своего отца Борис получил право княжить в Ростове, а Глеб - в Муроме. Когда заболел князь Владимир, то Борис был призван в стольный град Киев. Но потом отец отослал его с дружиной отражать набеги печенегов. Но печенегов он нигде не встретил и на обратной дороге остановился на реке Альта, где вскоре узнал о смерти отца и о том, что престол его занял Святополк. Дружина захотела идти войной на него, но Борис не хотел устраивать братского кровопролития. Тогда войско отца покинуло благочестивого князя, и он остался один со своими отроками.
Борьба за царский престол
Святополк самовластно утвердился в Киеве. Он не удержался и решил отправить бояр во главе с Путшей на Бориса, так как последнего очень любил народ, и это делало его опасным соперником. Воины подкрались к шатру Бориса ночью 24 (30) июля и услышали оттуда пение псалмов. Они решили подождать, пока Борис не уснет. Как только Борис окончил молитву, опечаленный смертью отца и, зная злодейское намерение брата, лег спать. Убийцы внезапно ворвались в шатер и копьями пронзили тело Бориса и его слуги Георгия, который хотел защитить своего господина.
Смертельно раненного, но еще живого Бориса они завернули в полотно шатра и повезли. Святополк, обеспокоившись таким делом, послал варягов, чтобы те добили Бориса. Так и было сделано - его убили мечом в сердце.
Тело князя было тайно доставлено в Вышгород, и там его похоронили у церкви Святого Василия. Святому князю Борису тогда было 25 лет.
К теме «Именины Бориса» надо добавить и то, что потом так же жестоко и варварски практически через месяц Святополк расправился и с Глебом, который запретил своим служащим отрокам использовать оружие для его защиты. Тело Глеба через некоторое время было тоже перевезено в Вышгород и похоронено рядом с усыпальницей брата Бориса.
Именины Бориса по церковному календарю
Так святой страстотерпец Борис принял мученический венец от Господа, был сопричтен с праведниками и водворился с апостолами, и пророками, и с ликами других мучников, веселясь в лике святых и воспевая с Ангелами.
День ангела Бориса отмечается дважды в год 2 (15 мая) и 24 июля (6 августа) - день убиения князя. Отдельно чтится день убиения князя Глеба 5 (18) сентября.
Многие ошибочно думают, что день почитания Святого Бориса 20 июня. Дата вроде бы и близкая к именинам, но все же неверная. Вся Православная церковь 20 июня отмечает День Святого Духа.
Жизнь этих двух святых мучеников была принесена в жертву любви - основному христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 20).
10 интересных фактов
15 мая отмечается День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба . История этого праздника берет свое начало в 1115 году, и посвящен он первым русским святым, которые были канонизированы как Русской церковью, так и Константинопольской. И сегодня, в честь этой даты, мы подобрали несколько о первом православном празднике.
Факт 1. Дата праздника выбрана неслучайно: именно в этот день были перенесены в храм в Вышгороде, который построил князь Изяслав Ярославович .
Факт 2. Посвящен праздник братьям Борису и Глебу , младшим сыновьям великого князя Владимира . Юноши получили хорошее образование, читали религиозную литературу и собирались посвятить свою жизнь служению Богу. Кроме этого они мудро управляли своими княжествами: Борис – в Ростове, а Глеб – в Муроме, и считались искусными воинами. Молодых князей любили поданные, поэтому, когда умер их отец, великий князь Владимир, брат Глеба и Бориса Святополк , опасаясь соперничества с их стороны в борьбе за власть, принял решение убить князей. Они знали, что против них замышляется убийство, но не стали скрываться и смиренно приняли свою смерть от рук подосланных братом убийц.
Факт 3. Праздники в честь святых Глеба и Бориса (в крещении – Давида и Романа ) отмечается три раза в году: 15 мая – когда их мощи были перенесены в храм, 6 августа – когда был убит Борис и 18 сентября – когда смерть принял Глеб.
Факт 4. В народе этот день называют еще «соловьиный праздник», «Барыш-день», «свистопляски», «свистуньи», Борис-день… А самих святых именуют «Сеятелями».
Факт 5. Название «барыш-день» этот праздник получил в честь того, что святого Бориса в народе прозвали барышником (от слова барыш). Поэтому этот день особенно отмечали купцы и торговцы, считая, что если 15 мая товар будет успешно продаваться, то хорошая выручка на весь год обеспечена.
Факт 6. Название «соловьиный праздник» этот день получила потому, что, считалось, что к 15 мая повсеместно начинали петь соловьи. С главными певчими птахами связаны и некоторые приметы в этот день. Так, считалось, что если громко, то лето уже не за горами. Если поют всю ночь накануне – жди теплый и солнечный день. А если, услышав первую трель соловья, рубаху снять, – то блохи в этом году кусаться не будут.
15 еще называют «соловьиным днем». Фото babyblog.ru
Факт 7. Название «Сеятели» для этого дня наши предки также выбрали неслучайно. Именно 15 мая было принято заканчивать все огородные и полевые работы. Говорили: «Не отсеялся на Бориса – с Бориса и сам боронися».
Также этот день считался благоприятным для посадки тыквы, огурцов и кабачков. Причем, перед тем, как приступить к посадке, нужно было помолиться. А во время сева напротив необходимо молчать.
Факт 8. Святые князья Борис и Глеб , кто к ним обращается. Наиболее часто у святых просят помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервных расстройствах и при неизлечимых недугах, молятся о спасении души и сохранении мира на земле.
Факт 9. В этот день нужно покупать мелкую домашнюю живность и цыплят. Также 15 мая можно обращаться с просьбами к начальству – наверняка, оно не откажет. А еще можно попытаться наладить отношения с людьми, с которыми утратили общий язык, и помириться с ними, поговорив по душам.
Факт 10. С этим днем в народе связано . Так, если 15 мая на закате хорошо видно солнце, то летом будет недостаток дождей. Если к этому дню соловьи громко поют, а на черемухе уже цвет распустился, то следует ждать похолодания на две недели. А если днем будет тепло, то летом следует ждать хороший урожай зерна.