Что такое деяние в административном праве. Понятие и признаки административного правонарушения
Понятие субъекта административного правонарушения
Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.
Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические, так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:
- граждан России;
- иностранных граждан;
- граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
- лиц без гражданства;
- должностных лиц и многих других.
Виды субъектов административного правонарушения
Субъекты административного правонарушения можно разделить на:
- Общие субъекты административного правонарушения;
- Специальные субъекты административного правонарушения.
Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.
Определение 2
К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.
Определение 3
К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.
Должностные лица как субъекты административных правонарушений
Определение 4
Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.
От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.
Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.
Военнослужащие как субъекты административных правонарушений
Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:
- сотрудники Следственного комитета РФ;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы;
- сотрудники МЧС;
- сотрудники таможни;
- сотрудники органов полиции.
В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.
Замечание 1
Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.
Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.
Физические лица как субъекты административного правонарушения
Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:
- должны быть вменяемыми;
- должны достигнуть определенного законом возраста.
Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.
Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.
Юридическое лицо как субъект административного правонарушения
В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.
В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются:
· индивидуальные субъекты
Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.
Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
· Индивидуальные субъекты административных правонарушений
· делятся на
· общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые)
· специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).
Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст.
17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.
Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.
Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.
Еще по теме Субъекты административного правонарушения: понятие, виды.:
- 71.Понятие административного правонарушения как фактического основания административной ответственности. Виды и элементы состава административного правонарушения.
- 20.2. Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
- Участники производства по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, права, обязанности.
Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам. Субъектом – это тот, кто его совершил, т.е. выполнил описанный в законе состав административного правонарушения. Очевидно, что сам он в состав не входит. Состав включает в себя лишь признаки, характеризующие субъекта.
Такие признаки можно поделить на две группы: общие и особенные (специальные).
Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, подвергаемое административному наказанию.
К общим признакам, характеризующим физическое лицо, относятся достижение 16-летнего возраста и вменяемость, т.е. способность осознавать фактический характер и общественную вредность своего поведения или руководить своими действиями. Они закреплены статьями Общей части КоАП РФ. Однако к лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются, как правило, меры, предусмотренные Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Подростки в возрасте до 16 лет административной ответственности не несут, но в некоторых случаях за их действия отвечают родители или заменяющие их лица. Например, ст. 20.22 КоАП РФ устанавливает ответственность родителей за появление в общественных местах в состоянии опьянения несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста. К административной ответственности могут привлекаться не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранцы. В Особенной же части Кодекса содержатся только особенные, специальные признаки субъектов.
Как уже отмечалось, наряду с физическими лицами, субъектами административной ответственности могут быть и юридические лица. В соответствии со ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признаются организации, отвечающие ряду признаков. К их числу относятся: наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде; наличие самостоятельного баланса или сметы. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Правовое положение различных индивидуальных субъектов права неодинаково, что предопределено различием их социальных ролей и другими факторами. Индивиды различаются по трудовой деятельности, которую они осуществляют, занимаемым должностям, отношению к воинской обязанности и т. д. Должностной обязанностью служащего могут быть организация, обеспечение строгого соблюдения определенных общеобязательных правил.
Во всех названных случаях речь идет о специфичном правовом статусе тех или иных лиц, возникающем обычно на основе индивидуальных актов компетентных органов управления. Эти особенности правовых статусов и обусловили закрепление специальных признаков субъектов. Их появление в законе отражает стремление законодателя дифференцировать ответственность различных категорий граждан, а значит, создать условия для индивидуального, справедливого воздействия на правонарушителей.
Специальные признаки не касаются каких-либо различий национального, классового характера, отношения к религии, пола, возраста, образования (ст. 1.4 КоАП РФ).
По общему правилу специальные признаки носят временный характер (хотя лицо может обладать таким свойством довольно длительное время), они более мобильны, лицо может иметь их сразу несколько, приобретать новые, утрачивать старые.
Особенные (специальные) признаки имеют следующие характерные черты: присущи лишь отдельным группам граждан; отражают специфику их правового статуса; возникают на основе индивидуальных актов управления или иных юридически значимых действий уполномоченных органов; более динамичны, чем общие признаки; выступают конструктивными признаками составов; содержатся в статьях Особенной части КоАП РФ, закрепляются законодателем в целях дифференциации ответственности различных категорий лиц, обеспечения справедливой правовой оценкиих неправомерных действий. В анализируемую группу особых признаков (не входящих в состав) включаются и те, которые характеризуют место службы (работы), возраст, состояние здоровья, отсутствие гражданства, выполнение депутатских обязанностей. Для обобщения названных признаков используется понятие «особый субъект административной ответственности».
Особый субъект обладает свойствами, не включенными в состав административного правонарушения, но влияющими на размер и вид наказания, порядок его применения. Если специальные признаки субъекта закрепляются в статьях Особенной части КоАП РФ, служат конструктивными элементами составов правонарушений, то особые признаки субъекта ответственности закрепляются в статьях Общей части КоАП РФ и при квалификации действий не учитываются. В соответствии с действующими нормами административного права, к рассматриваемой группе правонарушителей относятся: несовершеннолетние; инвалиды I и II группы; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет; военнослужащие и призванные на военные сборы граждане; сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов; депутаты, судьи; иностранные граждане; лица, повторно в течение года совершившие однородное правонарушение, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию.
Наличие признаков особого субъекта имеет ряд юридических последствий. Во-первых
, они могут быть обстоятельствами, смягчающими или отягчающими ответственность. Во-вторых,
особые субъекты не подвергаются некоторым видам административного наказания. Так, административный арест не может применяться к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, лицам, не достигшим возраста 18 лет, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп.
В-третьих
, лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов за административные правонарушения, могут быть подвергнуты не административным, а дисциплинарным наказаниям. В-четвертых
, лица в возрасте с 16 до 18 лет могут быть освобождены от административной ответственности с применением к ним мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).
Таким образом, наличие признаков особого субъекта может иметь либо материально-правовые, либо процессуально-правовые, либо те и другие последствия сразу.
Признаки особого субъекта, или особые признаки, характеризуются следующим: присущи лишь отдельным категориям граждан; отражают специфику правового статуса различных групп граждан или их возраст, состояние здоровья; в состав правонарушения не входят, на квалификацию действий не влияют, но влияют на виды, размеры наказаний, процедуру их применения; содержатся в статьях Общей части КоАП РФ.
Субъективную сторону административного правонарушения составляют вина нарушителя, мотив и цели, которыми он руководствовался при совершении правонарушения.
В каждом деянии человека тесно переплетаются объективные и субъективные моменты. Внешний акт поведения – результат определенной психической деятельности. Действия вменяемого лица находятся под контролем его сознания и воли.
Психическая деятельность лица, связанная с совершением административного правонарушения, образует его субъективную сторону. Она единый и в то же время многообразный по содержанию процесс, включающий в себя эмоции, мотивы, сознание, волю. Основным признаком субъективной стороны состава любого правонарушения является вина, т. е. психическое отношение физического лица к совершаемому деянию .
Виновность не есть нечто внешнее по отношению к правонарушению, это его существенный признак, обязательное условие наступления ответственности. Если в действиях лица вины не установлено, если вредные последствия стали результатом случайного стечения обстоятельств, значит, нет вины, нет субъективной стороны, нет правонарушения, и не может быть ответственности.
Вина правонарушителя – отрицательное психическое отношение к интересам общества и конкретных граждан. Поскольку деятельность психики органично связана с правонарушением, психическое отношение к антиобщественному деянию становится административно-правовой виной.
Вина – понятие родовое, охватывает две возможные формы состояния психики: умысел и неосторожность . Только умышленное или неосторожное отношение к своему противоправному поведению может осуждаться государством, только в этих двух формах может существовать вина.
«Административное правонарушение, – сказано в ч. 1ст. 2.2 КоАП РФ, – признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично».
Закон называет два элемента умысла:
1. Интеллектуальный , выражающийся в осознании гражданином противоправности деяния и предвидении его вредных последствий.
2. Волевой , состоящий в желании наступления вредных последствий, сознательном их допущении либо в безразличном к ним отношении.
Предвидение – это отражение в сознании тех событий, которые могут или должны произойти. Формула закона «предвидело возможность наступления вредных последствий» означает, что лицо представляло, какой вред причинит его деяние общественным отношениям, охраняемым законом, здоровью, интересам людей, имуществу, окружающей среде. Так, умышленно осуществляя проезд на запрещающий сигнал светофора, т. е. совершая административное правонарушение, предусмотренный ст. 12.12 КоАП РФ, гражданин предвидит, к каким отрицательным последствиям это приведет или может привести, как повлияет на безопасность дорожного движения.
Волевой момент , характеризующий направленность воли субъекта, определяется законодателем как желание, сознательное допущение либо безразличное отношение к наступлению вредных последствий. Когда речь идет о желании, то имеют в виду стремление к определенной цели, волю, направленную на достижение предвидимого результата (прямой умысел). Сознательное допущение и безразличное отношение – это активное переживание, данное с положительным волевым отношением к вредным последствиям (косвенный умысел).
Многие составы административных правонарушений являются формальными, они не содержат такого признака, как наступление вредных последствий, причинение правонарушителем ущерба. Это обусловлено разными обстоятельствами: в одних случаях ущерб очевиден (например, при безбилетном проезде), в других – его исчисление сложно, и законодатель не считает нужным обременять правоприменителей установлением еще одного признака состава (например, при нарушении правил мелиорации земель), в третьих – существование вредных последствий данного деяния вообще проблематично, хотя наличие вреда от массы аналогичных правонарушений очевидно (например, при проживании без удостоверения личности – паспорта).
В формальных составах объем объективной стороны исчерпывается перечислением признаков действия и обстоятельств его совершения. Значит, и от виновного можно требовать осознания, понимания лишь тех обстоятельств, деяний, которые названы в составе, но не предвидения вредных последствий и тем более желания их наступления. При выполнении формальных составов умысел состоит в осознании противоправности действий в данных обстоятельствах и желании их совершить, в преднамеренности противоправного поведения.
В части 2 ст. 2.2 КоАП РФ дано определение административно-правой неосторожности: «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».
Описание психической деятельности при небрежной форме вины перенесено из уголовного законодательства в КоАП РФ. В науке уголовного права различают два вида неосторожной вины: преступную самонадеянность и преступную небрежность. По аналогии можно различать два вида неосторожной вины и в административном праве: самонадеянность и небрежность.
Самонадеянность характеризуется как предвидение возможности наступления вредных последствий своего деяния и легкомысленный расчет на их предотвращение.
Небрежность заключается в том, что виновный не предвидел вредных последствий, но был обязан и мог их предвидеть. В данном случае лицо, имея возможность и будучи обязанным осознавать общественную вредность своего поведения и не совершать правонарушения, не осознал антиобщественного характера деяния и совершил его, т. е. действовал безответственно.
От неосторожной вины отличается невиновное причинение вреда – «казус», при котором лицо не должно и не могло предвидеть вредные последствия своего деяния.
На основании изложенного отметим, что психическое состояние правонарушителя значительно больше, объемнее по своему содержанию по сравнению с теми компонентами, которые включены в субъективную сторону состава и составляют содержание умысла, неосторожности, цели. В психике виновного лица в период подготовки и совершения административного правонарушения существенное место занимают настроение и эмоции, побуждения, различного рода переживания. Эти явления не включаются в число конструктивных признаков составов, но в ряде случаев имеют юридическое значение. Так, совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств признается обстоятельством, смягчающим ответственность (п. 3 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ).
В статьях Особенной части КоАП РФ форма вины, как правило, не определена. В этих случаях административная ответственность наступает независимо от того умышленно или по неосторожности совершено правонарушение. Однако установление формы вины имеет важное значение для определения меры наказания, применяемого к нарушителю.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны существуют признаки факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе. Например, ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных ответных купонов. Отсутствие цели сбыта исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.
Законодательное определение вины как психическое отношение к совершаемому деянию в большей степени можно отнести к физическому лицу. Иначе решается вопрос о виновности юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Такой подход обусловлен тем, что выяснение характера вины юридического лица через призму умысла или неосторожности является беспредметным. Вина здесь состоит в непринятии всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения либо смягчения его неблагоприятных последствий. Подход к вине юридического лица должен быть комплексным, учитывающим объективную и субъективную вину организации.
Объективная вина – это вина организации с точки зрения государственного органа, налагающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего установленные правила.
Субъективная вина – это отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию. При этом субъективная вина может выступать при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего ответственность. Наличие в действиях юридического лица объективной вины представляет достаточное основание для привлечения организации к ответственности. Тем самым будет снят вопрос о невиновной ответственности юридических лиц. Итак, только при выяснении всех элементов состава административного правонарушения, лицо, его совершившее, может быть привлечено к ответственности. Следует отметить, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо.
Изложенное позволяет сделать вывод, что признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав, который служит единственным основанием административной ответственности правонарушителя.
Однако важно понимать, что совокупность признаков и юридический состав правонарушения - явления нетождественные. С помощью признаков дается общая характеристика наказуемого деяния.
Юридический состав решает задачу, связанную с квалификацией, т.е. правовой оценкой конкретного деликта, заключающейся в установлении соответствия признаков административного правонарушения основным (элементам) признакам состава административно-наказуемого деяния и привлечения нарушителя к ответственности.
Квалификации правонарушения придается большое значение, поскольку правильная юридическая оценка проступка - необходимое условие соблюдения законности в административно-юрисдикционной деятельности правоприменительных органов, создает основу соблюдения прав и законных интересов граждан, своевременного отграничения административного от дисциплинарного проступка и уголовного правонарушения.
Ошибка в квалификации может повлечь за собой либо необоснованное привлечение к ответственности, либо оправдание лица, совершившего деликт, либо применение к виновному не того закона, который им нарушен.
Квалификация правонарушения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, их должностными лицами, а окончательно, как правило, решением судебных органов. В порядке и пределах, установленных законодательством, уполномоченный на то орган исполнительной власти или суд могут изменить квалификацию административного правонарушения.
Глава 17. Административные наказания
Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)
Признаки:
1.Антиобщественность
2.Противоправность
3.Виновность
4.Наказуемость
Антиобщественност ь предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).
Противоправност ь - вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.
Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.
Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).
Вина физического лица. Формы вины:
1.Умысел - лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2.Неосторожность - лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наказуемость – если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.
Состав административного правонарушения – совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.
Признаки состава:
Обязательные: вина
Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)
Элементы состава (4):
2) объективная сторона
3) субъект
4) субъективная сторона.
Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности .
Объект – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.
Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:
1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)
2.наступившие вредные последствия
3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.
Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.
Состав:1. формальный 2.материальный
Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.
Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.
Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.
Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.
Субъект – физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:
1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет
2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.
3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.
Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина - это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.
Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).
Цель - предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив - то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.
Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
То налицо не , а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во "Библиотечка РГ", 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во "Экзамен", 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, - это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3 , см. коммент. к ним);
2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:
В совершении определенных действий;
В том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);
3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).
2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:
1) объект - то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2 , см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:
Права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);
Здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);
Имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);
Отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);
Отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);
Отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);
Отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);
Отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);
Отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);
Отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);
Отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);
Отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);
Отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);
Отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);
2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:
а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);
б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);
в) время, место, обстановку его совершения;
г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. "формальные составы" правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);
д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);
3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:
а) физические лица . При этом речь идет о лицах:
Достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);
Не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);
Относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);
б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).
Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения "группой лиц", "по предварительному сговору" и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);
4) субъективная сторона административного правонарушения - это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:
Прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;
- косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);
- легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;
Небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).
При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.
В ряде случаев для последнего также необходимы:
Мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);
Цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).
Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;
5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:
а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);
б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);
в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).
2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица - самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;
3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) - к административной ответственности.
5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:
1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.
Преступление |
Административное правонарушение |
|
1. Представляет собой виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное только УК (ст. 14 УК). |
1. Представляет собой виновное деяние, запрещенное не только КоАП, но и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2.1 КоАП). |
|
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК). |
2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические, и юридические лица (ст. 2.1 КоАП). |
|
3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК). |
3. Административные правонарушения не делятся на категории по степени тяжести. |
|
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК). |
4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается. |
|
5. Учитываются совокупность и рецидив преступлений (ст. 16 , УК). |
5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность. |
|
6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет. |
6. Минимальный возраст физических лиц - субъекта административного правонарушения составляет 16 лет. |
|
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК). |
9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП). |
Есть и другие отличия между преступлением и административным правонарушением (в объекте, объективной стороне и т.п.), см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во "Экзамен", 2006.
Административное правонарушение
1. ДП представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
1. Представляет собой противоправное и виновное нарушение лицом КоАП и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Влечет наложение мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, увольнение и др.), но не штрафа, конфискации и т.п.
2. Влечет административное наказание (в т.ч. и штраф, и конфискацию, и административный арест).
3. Допускается ответственность и по уставам, положениям о дисциплине и федеральным законам (а не только по нормам ТК)
3. Допускаются лишь административные наказания, предусмотренные в самом КоАП либо законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. К ответственности за ДП привлекает работодатель.
4. К ответственности привлекает судья, уполномоченный орган, должностное лицо.
5. Субъектом ДП являются лишь работники.
5. Субъектом административного правонарушения являются физические, а так же юридические лица.