Что такое безударные гласные в корне слова. Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры
И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004
Правописание безударных гласных в корне слова
Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые ударением
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Прогл_тить, препод_ватель,
перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
под_лить.
При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :
прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;
опо здавший – по здно , а не опа здывать ;
спро сить – спро с , а не спра шивать .
Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):
примир ять врагов (мир) – пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);
посед еть от невзгод (сед енький) – посид еть на завалинке (сид я);
поласк ать котенка (ласк а) – полоск ать белье (полощ ет);
крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);
посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).
Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).
Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние – обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .
В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:
гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );
гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );
бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );
шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?
Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.
Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.
2. Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.
Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».
Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.
Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».
Упражнения
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).
3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?
1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
Ответ: 3.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование,
обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
Ответ: 2.
Чередование гласных в корне
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.
Чередование гласных и /е в корне
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .
Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !
Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .
Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Ответ: 2.
2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.
1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.
Ответ: 3.
3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .
Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.
4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Ответ:
чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;
проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .
Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.
3. Правописание корня зависит от последующей согласной.
К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от смысла.
Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .
Существует еще одно важное чередование.
Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :
нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .
Упражнения
I.В каких словах надо вставить а?
1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.
Ответ: 1, 4, 5.
II. В каких словах надо вставить о ?
1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).
Ответ: 1, 2, 4, 5
III. а ?
1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.
IV. В каких словах надо вставить о ?
1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.
Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.
V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце,
шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн,
которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн
подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные
глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины
гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция
– родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают
горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их
шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью.
У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых
м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами
бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и
пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу
свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине,
расст_лающейся между морем и горами, обл_ка
цв_точной пыли.
Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.
Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.
Способы проверки безударных гласных
1. Измените форму слова:
а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;
б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;
в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;
г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.
2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.
3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.
4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.
Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.
2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.
3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).
Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.
К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.
Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.
Чередование гласных в корне
В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.
Чередование а-о
1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).
2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).
3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).
4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).
5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.
6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (ма кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).
7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.
8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.
9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).
10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).
11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.
Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.
Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)
Чередование е-и
В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).
Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.
Похожая информация.
В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:
- Безударная проверяемая гласная в корне слова.
- Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
- Чередующиеся гласные в корне слова.
- Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.
Безударная проверяемая гласная в корне слова
Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.
Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать - опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.
Безударная непроверяемая гласная в корне слова
В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.
Чередующиеся гласные в корне слова
В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:
- написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
- написание зависит от ударения;
- написание зависит от конечной согласной корня;
- написание зависит от значения слова.
Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-
В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.
Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.
Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.
Написание зависит от ударения
В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.
Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения - -а-.
Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.
Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения - -о-.
Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.
Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.
Написание зависит от конечной согласной корня
В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.
Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.
Написание зависит от значения слова
В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.
Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.
Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.
Корни -плов-/-плав- (-плыв-)
В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.
4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные
После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.
Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.
Кроме того, исключением является слово взимать.
После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.
Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.
В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.
С.Б. Нужнова, учитель русского языка
Дополнительные материалы и упражнения на сайте "Инновационная компьютерная дидактика".
1.1.Введение
Раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов называется орфографией. Значимые части слов (корни, приставки, суффиксы, окончания) называются морфемами . В русской орфографии изучаются написания морфем: слитное, раздельное, полуслитное (дефисное), а также употребление прописных букв и правила переноса слов. В правилах орфографии отразилась история русской письменной культуры. Поэтому написание многих русских слов основано на традиционном принципе.
Для написания некоторых слов характерно правило: как слышим, так и пишем. В этом состоит фонетический принцип написания слов. Написание таких слов соответствует их произношению.
Однако в русской орфографии традиционное и фонетическое написания не получили широкого распространения. Написания большинства слов подчиняются морфологическому принципу. В соответствии с ним морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, корни слов в родственных словах имеют одинаковое написание.
1.2. Словарные слова
В русском языке немало слов, написание которых не регулируется орфографическими правилами. Такие слова называются словарными. Их написание нельзя проверить подбором родственных слов или других словарных форм. Оно основано на традиции или заимствовано из европейских языков. Словарные слова пишутся по орфографической норме, которая установлена не по какому-либо правилу, а специально для данного слова. Эта норма зафиксирована в орфографических словарях.
Правописание гласных в корне
1.3. Проверяемые безударные гласные в корне
Правописание безударных гласных в корне часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: нога - ноги, бежать - бег. При этом в безударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах: вода - воду - подводный. Чтобы не ошибиться в написании гласных в корне, можно проверять безударные гласные, изменяя слова. Например, чтобы ударение падало на сомнительный звук, можно поставить существительные в другом падеже: голова - голову - голов. В других случаях возможен подбор родственных слов с ударением на сомнительном звуке: говорить - говор, разговорчивый; спешить - спешка.
Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи звучат одинаково.
Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла). Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль; глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.
1.4. Чередование гласных в корне
В некоторых корнях происходит чередование гласных: заря - зорька (чередование а - о); умереть - умирать(чередование е - и). В таких корнях безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Основные из них приведены ниже.
1. В корнях гар - гор под ударением пишется а , без ударения - о (загар - загорелый).
2. В корне зар - зор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зарница, озарять - зорька).
3. В корнях клан - клон, твар - твор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (склониться - кланяться, поклон - наклониться; тварь - творчество, творить).
4. В корне лаг - лож перед г пишется а , перед ж пишется о (предлагать - предложить).
5. Корень мак пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость» (макать кисть в краску). Корень мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (промокли, вымокнуть, непромокаемый).
6. В корне плав гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть). Корень плов пишется в словах пловец, пловчиха.
7. Корень равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнивать, поравняться). Корень ровн пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). И с к л ю ч е н и е: равнина.
8. В корне раст - рос пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). И с к л ю ч е н и е: отрасль, Ростов, росток, Ростислав.
9. В корне скак - скоч перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).
10. При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать - опаздывать, уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.
11. Для некоторых слов, в которых гласный звук находится под ударением, возможны варианты написания: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать, оспоривать (устаревшее) - оспаривать.
1.5. Гласные о - е после шипящих в корне слова
После шипящих ж, ч, ш, щ под ударением в корне пишется е или ё (хотя произносится звук о), если в родственных словах или в другой форме этого же слова пишется е (жёлтый - желтеть, шёлк - шелка).
В словах иноязычного происхождения после шипящих возможно в безударном слоге написание о: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, шотландский. В собственных именах написание о после шипящих встречается как под ударением, так и вбезударном слоге: Жорж, Печора, Шолохов, Щорс, Шостакович, Шопен, Джордано.Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Пожарный получил ожог. Пожарный ожёг себе руку.)
1.6. Гласные после буквы ц
1. Согласный звук ц в русском языке всегда твёрдый. Поэтому после него пишется а (не я), у (не ю). Отступления от этого правила встречаются в географических названиях и иноязычных фамилиях (Цюрих, Коцюбинский). Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твёрдого согласного слышится [э]: цель.
2. Гласные о - е после ц могут чередоваться. Тогда в соответствии с произношением под ударением пишется о, а в безударном слоге - е: танцевать - танцовщик, цокать - цокотуха. Однако в некоторых заимствованных словах под влиянием языка-источника и в безударном слоге пишется о: герцог, меццо, скерцо.
3. Правописания гласных и- ы после ц основаны на различных правилах орфографии. Вопреки произношению в корнях некоторых слов после ц пишется и: цитата, цифра . Это заимствованные русским языком слова, и на их написания влияют языки-источники. Не подчиняются общему правилу и некоторые исконно русские слова: цыплёнок, цыган, цыц, на цыпочках.
Правописание букв э, й
2.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением: этот, эхо, есть, ехать, еда.
3.В середине слов после согласных пишется е : адекватный, денди, леди, стенд. Исключения из этого правила: мэр, пэр, сэр (а также производные от этих слов: мэрия, пэрство) и некоторые собственные имена: Бэла, Бэкон, Улан-Удэ и др.
4.Гласная э сохраняется после согласной буквы: в приставке (сэкономить, отэкзаменовать) , в сложных, сложносокращенных словах и аббревиатурах (трёхэтажный, квинтэссенция, политэкономия, нэп).
5.Как правило, после гласной и пишется е : диета, диез, реквием. Написание э после и встречается только в сложных иноязычных словах (полиэфирный ), а также после приставок на и (антиэстетический ).
6.После остальных гласных обычно пишется э в соответствии с произношением: дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт. Исключения из этого правила: проект, проекция, реестр и др.
7.Буква й в начале слова пишется, если это слово заимствованное или собственное имя: йогурт, йод, Нью-Йорк.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):
хор О ший – прихор А ш ИВА ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в ОРО та – прив РА тник,
х ОРО нить – ох РА на,
з ОЛО то – з ЛА то,
х ОЛО дный – прох ЛА да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент - ?
в…кторина - ?
ор…гинал - ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность