Что делать при аварии мостового крана? Устройство для аварийной эвакуации крановщика Действие крановщика при возникновении пожара на объекте.
Проектирование, реконструкция и эксплуатация кабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящими Правилами и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Гостехнадзором СССР, а также государственными стандартами. Настоящие Санитарные правила не распространяются на строительно-дорожные машины.
Обозначение: | 1204-74 |
Название рус.: | Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов |
Статус: | действующий |
Заменяет собой: | «Санитарные правила по устройству и оборудованию кабин горячих цехов» (утв. Главным государственным санитарным инспектором СССР 30.09.53 г., N 151-53) |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 08.12.1974 |
Разработан: | Минздрав СССР |
Утвержден: | Главный государственный санитарный врач СССР (08.12.1974) |
Опубликован: | МП "Рарог" № 1991 |
Санитарныеправила
по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 8 декабря 1974 г. N1204-74) (с изменениями от 16 ноября 1976 г.)
Изменениями, утвержденнымиГлавным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в раздел 1 настоящих Санитарных правил внесены изменения
1. Общие положения
1.1. Проектирование, реконструкция и эксплуатациякабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящимиПравилами и "Правилами устройстваи безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ", утвержденныхГостехнадзором СССР, а также государственными стандартами.
Примечание. Настоящие Санитарныеправила не распространяются на строительно-дорожные машины.
1.2. Кабинымашинистов кранов должны поставляться заводами-изготовителями комплексно сосредствами обеспечения нормальных условий труда.
1.3. В зависимости от условий работы кабины крановразделяются на открытые и закрытые. Кабины устраиваются закрытыми в случаеработы кранов продолжительностью более 20 % рабочего времени в смену в зоненеблагоприятных условий. Кабины кранов горячих, химических или других цехов свыделением пыли или вредных газов должны быть герметизированными.
1.4. Кабинакрана должна быть оборудована:
а) надежнойзвуковой сигнализацией, хорошо слышимой в зоне действия крана;
б) общимосвещением всей кабины и местным для контрольно-измерительных приборов иприборов управления;
в)диэлектрическими ковриками размером не менее 500×700 мм, укладываемыми вместах для обслуживания электрооборудования;
г) креслом смягким сидением, спинкой, при необходимости - подлокотниками, системойвиброизоляции; кресло должно иметь регулировку как в горизонтальной, так ивертикальной плоскостях;
д) аптечкой первойпомощи, термоизолированным бачком для питьевой воды и крюком для одежды.
1.5. Наружнаяотделка кабины и крана должна соответствовать "Указаниям по проектированиюцветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленныхпредприятий". Отделка внутренних поверхностей ограждающих конструкцийдолжна допускать их периодическую уборку.
1.6.Электрооборудование кабин, являющееся источником тепловыделений (магазинысопротивлений, пускатели и др.), должно быть теплоизолировано.
1.7. Уровнивыиброскорости на рабочем месте крановщика не должны превышать величин,предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, ана рукоятках управления основным и вспомогательным оборудованием - величин,предусмотренных ГОСТ 17770-72для вибрационных колебаний, передающихся на руки работающих.
Изменениями, утвержденнымиГлавным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в раздел 2 настоящих Санитарных правил внесены изменения
2. Требования к закрытымкабинам машинистов кранов
2.1. Закрытыекабины крановщиков должны быть оборудованы устройствами (вентиляторы,отопление, кондиционеры и др.), обеспечивающими на постоянных рабочих местахтемпературу, относительную влажность и скорости движения воздуха, а такжесодержание в воздухе вредных веществ, паров, пыли в количествах, не превышающихтребований "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".
2.2.Ограждения кабин в зависимости от условий эксплуатации кранов должны бытьтеплозвукоизолированы и герметизированы (внутреннее избыточное давление - 2-3мм в ст.).
2.3.Кондиционеры в зависимости от потребности должны поставляться с фильтрами дляочистки воздуха от пыли, аэрозолей, двуокиси серы SO 2 , сероводородаН 2 S и др., а также для окисления СО в СО 2 . При отсутствиикондиционеров кабины должны быть оборудованы установками для очистки воздуха.
2.4. Кабиныдолжны обеспечиваться подачей свежего воздуха в количествах, регламентируемых"Санитарными правилами проектирования промышленных предприятий".
2.5. Уровеньшума в кабине не должен превышать 80 дБА.
2.6. Площадьостекления кабины должна быть достаточной для обеспечения свободного обзораобслуживаемой краном зоны. Необходимо предусматривать возможность очисткистекол как изнутри, так и снаружи. Нижние стекла должны иметь защитные решетки,способные выдержать вес крановщика и предотвращающие падение осколков.Остекление кабин должно иметь солнцезащитные козырьки.
2.7. Дляобеспечения температуры внутренних поверхностей кабин не более 35° в горячихцехах с избыточным излучением, необходимо их тщательно теплоизолировать,экранировать с помощью щитов из материалов с высокой отражательной способностью(алюминий, нержавеющая сталь).
2.8.Интенсивность лучистого потока через смотровые стекла не должна превышать 300ккал/м 2 ·ч. Затенение смотровых стекол теплоизоляционным и двойнымостеклением должно проверяться светотехническим расчетом.
2.9.Кондиционеры, устанавливаемые вместе с кабинами кранов, должны быть такжезащищены от лучистого тепла, вибрации и других воздействий.
2.10. Воздухиз кондиционеров должен подаваться в кабину таким образом, чтобы скоростьдвижения его в кабине не превышала нормируемых санитарными правилами величин.
2.11. Длякабин кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо предусматриватьследующие мероприятия в зависимости от климатического района:
а) защиту отперегрева, холода и дискомфортной влажности воздуха (кондиционирование воздуха,отопление, устройство теплозащиты, козырьков и др.);
б) смотровыеокна должны иметь "дворники" для очистки стекла, обогрев или обдувего.
2.12. Вусловиях интенсивного шума звукоизолирующие характеристики конструкций кабины(стены, потолок, окна) и выбор материалов для их изготовления должныпроверяться акустическими расчетами.
2.13.Внутренние размеры кабины без кондиционеров, используемой в горячих цехах, вцелях обеспечения должного воздухообмена, скорости движения воздуха в кабине,удобства размещения приборов управления и сидения машиниста, должнысоответствовать следующим минимальным величинам: высота кабины - 2,0 м, ширинакабины - 2,0 м, глубина кабины - 2,5 м, объем кабины - 10,0 м 3 .
3. Требования к открытымкабинам кранов
3.1. Краны,периодически работающие при воздействии лучистого тепла и конвекционных потоковгорячего воздуха, должны иметь экраны, закрылки, теплофильтры, а ограждениякабины должны иметь достаточную изоляцию.
Изменениями, утвержденными Главнымгосударственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N1520-76 , в пункт 3.2 настоящих Санитарных правил внесены изменения
3.2. Краны с открытыми кабинами могут использоватьсятолько в производственных помещениях, обеспечивающих на рабочем месте машинистауровни шума, не превышающие 80 дБ (А).
Примечание. Настоящие правиларазработаны взамен утративших силу "Санитарных правил по устройству иоборудованию кабин горячих цехов", утвержденных главным государственнымсанитарным инспектором СССР 30 сентября 1953 г., N 151-53.
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА
"____" _______________ 2011 год
1. Наименование объекта:
ЗАО "_______________"
Адрес: ________________________________________
2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):
Председатель – _______________________________
Члены комиссии:
- _________________________
- _________________________
- _________________________
- _________________________
Приказ № ___ от ____ января 2011 года
3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:
Удовлетворительное.
4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):
Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.
5. Описание обнаружения пожара и его развития:
Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.
6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:
При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).
Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.
На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.
Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.
Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.
7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:
Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.
Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.
Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.
8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:
Не известно.
9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:
Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.
Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.
10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:
Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).
Также понесен ущерб _________________________.
11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:
Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).
12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:
Персонал павильона.
13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):
Персонал павильона
14. Сведения о пострадавших на пожаре:
Пострадавших нет.
15. Материальный ущерб от пожара:
Уточняется.
16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:
Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.
17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта:
По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.
Приложения:
1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.
2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.
3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.
4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.
5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.
Подписи членов комиссии
Опасность возникновения пожара
Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию,
перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
Опасность опрокидывания крана
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.
Опасность падения груза
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA
Безопасность работы ГПМ обеспечивается:
Расчётом и конструкцией крановых механизмов;
Расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
Подбором тормозом;
Определением устойчивости кранов;
Расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
Определением опасной зоны при работе ГПМ;
Подбором и расчётом устройств безопасности.
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:
неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
перегрузки кранов при подъеме грузов;
· допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;
эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;
установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
· отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
· допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.
Основой безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов является систематические обследования (проверки) состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъёмных сооружений. Обследованию подвергается в целом всё предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъёмное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года.
Государственному надзору в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъёмные сооружения. При наличие на предприятии надлежащего надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядке, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.
Безопасность в процессе производства работ по подъёму и перемещению грузов кранами обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на улучшение условий труда и техники безопасности на определённом участке производства работ. В зависимости от вида, объёма и сложности выполняемой работы, применения различных типов грузоподъёмных кранов, характера и условий производства принимаются соответствующие меры безопасности.
Условия безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ регламентируется проектами, технологией погрузки и разгрузки, технологическими картами складирования, схемами правильной строповки грузов.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое при проведении погрузочно-разгрузочных работ, должно соответствовать требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Ростехнадзора, а также требованиям безопасности, изложенным в стандартах и технических условиях на оборудование конкретного вида.
Установка, регистрация, испытание и техническое освидетельствование подъемно-транспортного оборудования и грузозахватных приспособлений должны быть выполнены в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Ростехнадзором, и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине (кран, перегружатель кранового типа) при скорости ветра, превышающей значение, указанное в паспорте машины, а также при снегопаде, тумане, дожде, снижающих видимость в пределах рабочей зоны.
Не допускаются работы на грузоподъемной машине, если температура окружающего воздуха ниже значения, указанного в паспорте машины.
Подъёмно-транспортное оборудование, транспортные средства при производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть в состоянии, исключающем их самопроизвольное перемещение.
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Подъёмно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.
Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также защемленный, примерзший или зацепившийся.
III. Вредные вещества, пути их проникновения в организм. Классификация вредных веществ. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Пути снижения опасности отравлений вредными веществами
Пары, газы, жидкости, аэрозоли, химические соединения, смеси при контакте с организмом человека могут вызывать изменения в состоянии здоровья или заболевания. Воздействие вредных веществ на человека может сопровождаться отравлениями и травмами.
Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу мостового грузоподъемного оборудования, руководство любого предприятия всегда тщательно следит за соблюдением сроков технического обслуживания оборудования.
Для того, чтобы предотвратить возможные неполадки в работе машины, а так же обезопасить персонал, существует свод правил техники безопасности при работе с мостовым краном. Эти правила существуют не только для повседневных работ, но и на случай возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций.
Техника безопасности имеет первостепенное значение на любом производстве
Поскольку грузоподъемное оборудование довольно крупное и громоздкое, возникновений аварий или аварийных ситуаций с участием мостовых кранов является очень серьезным ЧП. Действия сотрудников предприятия, в таких ситуациях, должны быть максимально скоординированы и согласованы, поэтому каждый работник всегда четко знает, что необходимо будет предпринять.
Причины возникновения аварий на производстве, где имеется мостовой кран
Грузоподъемное оборудование производится на основе точных расчетов и чертежей, монтаж механизмов всегда производят только профессиональные работники. Поэтому, при соблюдении всех заявленных в паспорте и другой документации правил пользования мостовым краном, риск возникновения ЧП минимален.
Основными причинами, которые могут повлечь за собой аварию мостового крана, являются:
- Некачественное изготовление деталей, узлов, либо механизмов крана;
- Некачественная сборка конструкции;
- Ошибки монтажа крана;
- Нарушения правил пользования оборудованием или нормального режима работы;
- Отсутствие ухода за техникой или некачественное техническое обслуживание мостового крана;
- Несвоевременное проведение ремонтных работ;
- Нарушение техники безопасности крановщиком, либо другими сотрудниками.
Авария – это ситуация, при которой возникают нарушения целостности механизма оборудования, его частичное или полное разрушение, поломка каких-либо деталей, либо полное обрушение конструкции мостового крана. Работа крана в этих случаях останавливается, и проводятся мероприятия по ликвидации последствий.
По статистике, аварии мостовых кранов происходят чаще на тех предприятиях, где регулярно или разово пренебрегли правилами техники безопасности , а так же правилами пользования оборудованием, приведенными в прилагаемой документации.
Важно соблюдать не только общие правила безопасности на производстве, но и те, которые разработаны производителем мостовых кранов индивидуально, с учетом специфики именно этого вида грузоподъемных устройств, поскольку в них учитываются конструктивные и функциональные особенности оборудования.
Действия при аварии мостового крана на производстве
В «Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов» существует пункт, в котором обозначены и прописаны обязанности крановщика в аварийных ситуациях. Помимо этого документа, на каждом производстве существует отдельный свод правил по предупреждению несчастных случаев или ликвидации последствий ЧП.
Существует несколько факторов, при возникновении которых машинист обязан остановить работу крана и подать предупредительный звуковой сигнал:
- Появление посторонних шумов во время работы механизма;
- Нехарактерное поведение техники во время работы (резкие движения, «зависание», непредвиденные остановки и т.д.);
- Нарушения в работе тормозной системы, грузоподъемного механизма и других узлов крана ;
- Искры и замыкания в любой части электрики крана;
- Трещины или поломки отдельных деталей, либо целых узлов мостового крана.
Все перечисленные выше обстоятельства обязуют машиниста опустить груз, остановить работу машины, предупредить сотрудников производства об аварии, а затем приступить к оценке масштабов повреждений и выяснению причин возникновения ЧП.
Для крановщиков мостовых и козловых кранов существует типовая инструкция по технике безопасности
Бывают ситуации, когда конструкция мостового крана попадает под напряжение, вследствие замыканий проводки. В этом случае, крановщик, в первую очередь должен принять меры личной безопасности, а затем отключить источник питания механизма. Возгорание мостовых кранов так же представляет серьезную угрозу для всех сотрудников производства, для ликвидации пожара используются специальные средства пожаротушения, которые имеются в кабине крана, либо в цеху.
Стихийные бедствия (ураган, наводнение, торнадо и прочие), а так же в случаи возникновения угрозы разрушения стен или перекрытий помещения, представляют серьезную опасность. Машинист мостового крана в таких случаях обязан опустить груз и остановить работу всех механизмов. Нередки так же случаи угона крана ветром, особенно на открытых площадках, остановка машины может производится всеми доступными способами, с применением любых противоугонных устройств , чтобы исключить ситуацию потери управления.
В случае аварии мостового крана на производстве, крановщик обязательно должен сообщить обо всех обстоятельствах происшествия ответственным лицам, а так же сохранять обстановку происшествия до прибытия компетентных лиц, если это не угрожает жизни и здоровью людей. Запись об аварийных ситуация и авариях обязательно производится в вахтенном журнале.
ВВЕДЕНИЕ
Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъёмно-транспортных машин качественно возросла, и они стали органической частью технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.
Задачей данной курсовой работы являлось определение опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин, определение требований по безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин и создание безопасных условий труда машинистов. Основной целью в достижении поставленной задачи являлась определение опасных зон, при подъёме груза краном, тем самым снизить возможность происшествия аварии.
Предприятие технологического транспорта и специальной техники (ПТТ и СТ) является структурным подразделением филиала «Севербургаз».
Задачей предприятия является организация бесперебойного транспортного обслуживания подразделений филиала и филиала в целом, для обеспечения ритмичной работы по выполнению плана поставки при наименьших затратах, улучшение использования транспортных средств, повышение их экономичности.
В функции предприятия входят:
Контроль над своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, планов погрузочно-разгрузочных работ;
Осуществление сводного учёта выполнения плана транспортными подразделениями по основным технико-экономическим показателям. Составление необходимой отчётности по транспортным подразделениям;
Разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию и боле рациональному использованию транспортных средств, повышению производительности труда, внедрению прогрессивных видов транспорта и снижению транспортных отходов;
Организация рационального использования привлечённого транспорта общего пользования и контроль фактически выполненных им объёмов работ;
Контроль за своевременностью согласования перевозок негабаритных грузов и расчёт их крепления, которые производят отделы, выдавшие заявку на их перевозку;
Организация совместно с отделом автоматизации и механизации внедрения разработанных технологических процессов при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на грузопотоках внутри филиала;
Подготовка и заключение в установленном порядке договоров со сторонними организациями на выполнение транспортных погрузочно-разгрузочных работ и других видов транспортных услуг.
Организация и осуществление аттестации специалистов и рабочих транспортных цехов предприятия.
Надзор за техническим состоянием всех видов транспорта и погрузочно-разгрузочных средств в транспортных подразделениях предприятия;
Участие в разработке мероприятий, обеспечивающих безаварийную, механизированную и высокопроизводительную работу на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах, контроль над их выполнением.
В распоряжении предприятия находятся грузоподъёмные машины Liebcherr LTM 1080 (максимальная грузоподъёмность 25,24 т), Demag 265C (максимальная грузоподъёмность 100 т), Урал 5557 КС-55722(максимальная грузоподъёмность 80 т), трубоукладчики ТО 1224.1Е, трубоукладчик Комацу Д-355С.
1 АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН
Опасность при работе грузоподъёмных машин рассмотрим на примере автокранов.
Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.
Стреловые самоходные краны по сравнению с другими грузоподъёмными кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.
Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (ГПМ), в основном, связаны:
С непреднамеренным контактом человека с движущимися частями оборудования;
С возможными ударами от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза;
С высыпанием части груза;
С падением ГПМ;
С наездом и ударами при столкновении с передвижными ГПМ.
Опасность поражения электрическим током
Производство работ грузовыми кранами вблизи линий электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее - 0,5- 1,2 м. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью грузоподъемных кранов.
Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями: не проводится дополнительный инструктаж, не оформляются наряды-допуски, не ограждаются места работы и т.д. Подобное отношение может привести к самым тяжелым несчастным случаям. Работы следует проводить грузовыми кранами не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда. Опасность поражения током снижается на кранах, оборудованных прибором типа АСОН, сигнализирующим о приближении машины к линии электропередачи.
Опасность возникновения пожара
Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.
Опасность опрокидывания крана
В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.
Опасность падения груза
Опасность падения груза является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.
Аварии кранов чаще всего проходят без несчастных случаев. Проводя оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:
опрокидывание крана (рис. 1);
повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки (рис. 2);
дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов (рис. 3).
Безопасность работы ГПМ обеспечивается:
Расчётом и конструкцией крановых механизмов;
Расчётом на прочность канатов крана и грузозахватных устройств;
Подбором тормозом;
Определением устойчивости кранов;
Расчётом металлоконструкции кранов при воздействии статистических и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;
Определением опасной зоны при работе ГПМ;
Подбором и расчётом устройств безопасности.
Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:
неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
перегрузки кранов при подъеме грузов;
допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;
эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;
установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы.
Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат расследованию и учёту органами Ростехнадзора.
Возникновение опасности, связанной с травмированием человека вследствие падения груза грузоподъёмной машины представлено на рис. 4.
Рисунок 4 – Дерево причин травмирования человека вследствие падения груза ГПМ
Анализирую дерево причин можно сделать вывод, что наибольшую опасность представляет износ строп в дополнении с несоблюдением техники безопасности при работе грузоподъёмных машин.