Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Рукоположение в сан диакона
В православии Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) ичёрное духовенство (монашество)
Чины белого духовенства:
Алтарник
- именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинствосвященства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре.
в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами.Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.
Чтец
(псаломщик
; ранее, до конца XIX - дьячок
, лат. lector
) - в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.
Иподиакон (греч. ; в просторечии (устар.) поддьякон от греч. ??? - «под», «внизу» +греч. -служитель ) - церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла.Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.
Диакон
(лит. форма; разг. дья?кон
; др.-греч. - служитель
) - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение - быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины. Ввиду того, что священник и без диакона может совершать все службы и требы, диаконы не могут быть признаны совершенно необходимыми. На этом основании возможно сокращение числа диаконов при церквях и приходах. К такому сокращению прибегали у нас для увеличения содержания священников.
Протодиакон
или протодьякон
- титул белого духовенства
, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. Титул протодиакона
жаловался в виде награды за особые заслуги, а также диаконам придворного ведомства. Знаки отличия протодиакона - протодиаконский орарь со словами «Святъ, святъ, святъ
».В настоящее время титул протодиакона обычно даётся диаконам после 20 лет служения в священном сане.Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.
Иерей - термин, перешедший из греческого языка, где первоначально обозначал «жреца», в христианский церковный обиход; в буквальном переводе на русский язык - священник. В Русской церкви используется как младший титул белого священника. Он получает от епископа власть учить людей вере Христовой, совершать все Таинства, кроме Таинства Рукоположения священства, и все церковные службы, кроме освящения антиминсов.
Протоиерей (греч. - «первосвященник», из «первый» + «священник») - титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея происходит через хиротесию. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.
Протопресвитер - высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквях После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам священства, как награда; не является отдельной степенью В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и Всия Руси.
Чёрное духовенство:
Иеродиакон (иеродьякон) (от греч. — - священный и - служитель; древнерусское «чёрный диакон») - монахв сане дьякона. Старший иеродьякон называется архидиаконом.
Иеромонах - в православной церкви монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства). Иеромонахами становятся монахи через хиротонию или белые священники через монашеский постриг.
Игумен (греч. - «ведущий», женск. игуменья ) - настоятель православного монастыря.
Архимандрит (от греч. - главный, старший + греч. - загон, овчарня, ограда в значении монастырь ) - один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует митрофорному (награжденному митрой) протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Епископ (греч. - «надзирающий», «надсматривающий») в современной Церкви - лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей .
Митрополит - первый по древности епископский титул в Церкви.
Патриарх (от греч.- «отец» и - «господство, начало, власть») - титул представителя автокефальной Православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому), которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным Собором.
Рукоположение в сан диакона
Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того, что диакон не является совершителем Евхаристии, а лишь участвует в ее совершении, рукоположение в сан диакона на литургии происходит после окончания евхаристического канона, а именно после слов архиерея: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».
Рукоположение в сан диакона может быть совершено не только на полной литургии (Василия Великого или Иоанна Златоуста), но и на Литургии Преждеосвященных Даров. В этом случае оно совершается после великого входа.
С левой стороны от престола ставится кафедра, на которую садится епископ . Два иподиакона, одной рукой взяв ставленника за руку, а другую возложив ему на шею, ведут его из середины храма к алтарю. В алтаре диакон возглашает «Повели». Перед тем как ставленник будет введен в алтарь, другой диакон возглашает «Повелите» . При вступлении ставленника в алтарь старший диакон возглашает «Повели, преосвященнейший Владыко». Первый из трех диаконских возгласов обращен к народу, второй к клиру, третий к архиерею. Они сохранились в чинопоследовании диаконского рукоположения с тех времен, когда на рукоположение публично испрашивалось согласие народа, клира и епископа.
В царских вратах ставленника принимают диаконы: один берет его за правую, другой за левую руку. Ставленник делает земной поклон архиерею, который осеняет его крестным знамением. Диаконы трижды обводят рукополагаемого вокруг престола; при каждом обхождении он целует четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руку и колено архиерея, после второго – палицу и руку архиерея, после третьего совершает три поклона перед престолом (два поясных и один земной).
Во время обхождения рукополагаемым престола священнослужители в алтаре поют те же тропари, что поются при совершении Таинства Брака:
Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит ИерофейПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им
Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.
Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев ВячеславТаинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти
Из книги Святитель Игнатий - Богоносец Российский автора (Петровская) ИгнатияРукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в
Из книги Литургика автора (Таушев) АверкийПостриг, рукоположение и настоятельство Постриг этот тоже не был обычным. Подготовка к нему происходила в глубокой тайне от всех членов высокопоставленной семьи послушника, и, приехав в Вологду, он укрылся на постоялом дворе, готовясь к решительному и долгожданному дню
Из книги Не от мира сего автораРукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во
Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф ФилипРукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней
Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев ИларионРукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для
Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,
Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел ЕвгеньевичРукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,
Из книги Избранные творения автора Нисский ГригорийРукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в
Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей НиколаевичРукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина
Из книги автораРукоположение преп. Феодора 10. Между тем, когда дела их так преуспевали и братство их умножалось и, подобно тучной и плодоносной ниве, отлично возделываемой опытностью искусных земледельцев, приносило многократный плод Господу, тогда мудрый пастыреначальник Платон,
Из книги автораРукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.
Из книги автораНа свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо
Из книги автораМОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с
Существуют три степени священства. К высшей и средней степени относятся епископы и священники. Дьякон - это низшая степень. Её представители хотя и сподобились Благодати Божьей при рукоположении в сан, но самостоятельно совершать таинства не могут. Их задача ― помогать в этом архиереям и священникам.
Несколько рангов дьяконского сана
Дьякон, совершающий службы совместно с архиереем, называется "протодьякон", то есть старший дьякон. Если это священнослужитель, принявший то называется он архидьяконом. Монах, не удостоенный ещё служения с архиереем ― иеродьякон. Можно назвать ещё и иподьякона, но он не является священнослужителем, так как не наделён Благодатью Божией. По своему рангу он ниже чем дьякон и выполняет чисто вспомогательные обязанности.
Обязанности дьякона во время богослужения
Роль, отведённая этим священнослужителям в церковной службе, видна из перевода самого слова «дьякон». На языке древних греков оно обозначает ― «слуга» или «служитель». Чтобы понять, кто такой дьякон в церкви, достаточно побывать на богослужении и увидеть, сколь много обязанностей на него возлагается. Это и каждение ― окуривание храма дымом ладана. Образующееся при сгорании ароматической смолы благовоние неразрывно связано в сознании каждого прихожанина с церковной службой и тем самым способствует созданию благоприятного молитвенного настроя.
Кроме того, у дьякона есть ещё одна важная обязанность. Открыв Церковный календарь, можно увидеть, что каждому дню года соответствуют определённые отрывки из Евангелия и из Апостола.
Апостол обычно читает псаломщик, а дьякон - это как раз тот, кому доверено чтение нашей главной Новозаветной книги ― Евангелия. Ежедневно под сводами храма его голос доносит до прихожан её бессмертные строки. Кроме этого, на него возложена обязанность во время службы давать определённые указания богомольцам.
Во время богослужения дьякону поручено возглашать Божественные ектении. Это молитвенные прошения, обращённые к Богу. В конце каждого из них хор поёт: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектении делятся на несколько видов. Среди них: Великая, Сугубая, Просительная и Малая. Каждая несёт определённую смысловую и психологическую нагрузку, и к их чтению предъявляются особые требования. Дьякон это должен хорошо понимать и уметь донести до сознания молящихся всю глубину возглашаемых им слов.
Недооценка роли дьякона при богослужении
Следует заметить, что во время церковной службы все обязанности дьякона может выполнять непосредственно священник или архиерей. Это иногда служит причиной недооценки роли дьякона в ходе богослужения. Известны даже периоды в новейшей истории церкви, когда шло массовое сокращение приходских штатов за счёт упразднения в них этой должности. В подавляющем большинстве случаев подобная практика вызывала резкое недовольство со стороны прихожан. Нередки случаи, когда дьякона, выведенного за штат и лишённого тем самым жалования, брала на содержание община храма.
Дьяконское служение в эпоху раннего христианства
Из истории Церкви известно, что во времена первых христиан существовало подобное служение. Дьякон - это служитель, на которого тогда возлагались обязанности, связанные с благотворительностью. Благодаря тому, что он брал на себя все хлопоты по сбору и распределению между малообеспеченными прихожанами милостыни и провизии, священники имели возможность, не отвлекаясь на эти нужды, всецело посвятить себя богослужению.
Следует заметить, что в те давние времена были не только дьяконы-мужчины, но и женщины. Диакониссы ― в переводе «служительницы», занимались в основном уходом за больными женщинами и подготовкой прихожанок к Святому Крещению. Со временем было упразднено.
Марк Е. Дэвер
В зависимости от того, к какой церкви вы принадлежите, «диакон» может ассоциироваться в нашем воображении с седоволосыми банкирами, сидящими за длинными, до блеска отполированными столами, находящимися в роскошно устроенных церковных приемных. Или же это слово может вызвать образ усердных служителей церкви, координирующих служения, служителей, нацеленных на хозяйственные нужды, евангелизационные мероприятия, или пасторскую заботу. Таковыми являются диаконы в наших церквах. А какими они представлены в Библии?
Определение «Диакона»
Мир Нового Завета мало чем отличался от нашего в его отношении к служению. Служение другим людям не было предметом восхищения среди греков. Напротив, прежде всего ими почиталось в человеке развитие характера и личности, всегда с учетом сохранения самоуважения. Диаконское служение другим воспринималось как нечто, что мы называем уничижительным словом «раболепство».
Однако же, Библия представляет служение совершенно по-другому. В наших современных переводах Нового Завета слово диаконос часто переводится как «слуга», иногда как служитель, а иногда оно так и дано дословно как «диакон». Это слово может относится как к служению в общем понятии (напр. Деяния 1:17, 25; 19:22; Римлянам 12:7; 1Коринфянам 12:5; 16:15; Ефесянам 4:12; Колоссянам 4:17; 2Тимофею 1:18; Филимону 13; Евреям 6:10; 1Петра 4:10-11; Откровение 2:19), так и к начальникам в частности (напр. Римлянам 13:4) или же к заботе о физических нуждах (напр. Матфея 25:44; Деяния 11:29, 12:25; Римлянам 15:25-31; 2 Коринфянам 8:4, 19-20; 9:1, 12, 13; 11:8).
В Новом Завете ясно показано, что женщины могут исполнять, по меньшей мере, некоторую часть подобного служения (например, Матфея 8:15; Марка 1:31; Луки 4:39; Матфея 27:55; Марка 15:41; Луки 8:3; Луки 10:40; Иоанна 12:2; Римлянам 16:1). Ангелы служат таким образом (например, Матфея 4:11;Марка 1:13). Иногда это относится непосредственно к обслуживанию столов (например, Матфея 22:13;Луки10:40; 17:8; Иоанна 2:5, 9; 12:2), и хотя такое служение презиралось в греческом мире, Иисус относился к нему совсем иначе. В Иоанна 12:26 Иисус сказал: «Кто Мне «диаконит», Мне да последует; и где Я, там и диакон Мой будет. И кто Мне «диаконит», того почтит Отец Мой». Опять же в Матфея 20:26 (Марка 9:35) Иисус сказал: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам диаконом». И в Матфея 23:11 (Марка 10:43; Луки 22:26-27), Он сказал: «Больший из вас да будет вам диакон».
Фактически, Иисус даже представил Себя как одного из видов диакона (например, Матфея 20:28; Марка 10:45; Луки 22:26-27;Иоанна 13; Луки 12:37; Римлянам 15:8). Христиане представлены, как диаконы Христа и Его Евангелия. Такими изображены апостолы (Деяния 6:1-7), и, именно так, Павел регулярно говорит о себе и и о тех, кто работал с ним (например, Деяния 20:24;IКоринфянам 3:5; IIКоринфянам 3:3, 6-9; 4:1; 5:18; 6:3-4; 11:23; Ефесянам 3:7; Колоссянам 1:23; I Тимофея 1:12; II Тимофея 4:11). Он говорил о себе, как о диаконе, служащем язычникам, определенной группе, к которой он был призван для того именно, чтобы послужить (Деяния 21:19; Римлянам 11:13). Павел называет Тимофея диаконом Христа (напр. В I Тимофея 4:6; II Тимофея 4:5), а Петр говорит о пророках Ветхого Завета как о диаконах для нас, христиан (I Петра 1:12). Ангелы тоже названы диаконами (Евреям 1:14), и даже Сатана имеет своих диаконов (II Коринфянам 3:6-9; 11:15; Галатам 2:17).
Мы внимательно должны относиться к сохранению различия между служением диаконов и служением пресвитеров. В каком-то смысле и пресвитеры, и диаконы вовлечены в «диаконство», но это служение принимает две очень разных формы. Именно в первых семи стихах шестой главы книги Деяния мы находим значимый отрывок, где диаконство разделяется на традиционное диаконство (обслуживание столов, физическое служение) и некое «диаконство» Слова, к которому были призваны апостолы, а впоследствии и пресвитеры. Диаконы, показанные в Деяния 6, очень напоминают официантов, прислуживающих в церкви, по крайней мере, в административном смысле. Им поручено заботиться о физических нуждах церкви. Создание группы с подобным служением крайне важно, ибо в противном случае это может привести к путанице и между этими двумя видами диаконства — служители Слова (пресвитеры) и служители столов (диаконы), и впоследствии к утере одного из этих служений. Церковь не должна пренебрегать ни проповедью Слова, ни практической заботой о членах, так как это все способствует поддержанию единства и исполнению нашего долга в любви друг к другу. Оба эти аспекта жизни и служения церкви важны. Чтобы быть уверенными, что в наших церквах действуют оба вида диаконства, нам следует отличать диаконское служение от служения пресвитеров.
Историческая обстановка
Во времена апостолов ситуация в церквах была достаточно изменчива, хотя множественность пресвитеров и множественность диаконов, как кажется, присутствовало постоянно. Даже по завершении времен Нового Завета эти отдельные должности в церкви продолжили свое существование. Роль пресвитеров начала различаться между епископами и священниками, но диаконы на протяжении всего времени перечислялись совместно и сразу после епископов и священников, и, как правило, они считались теми, кому поручено, главным образом, содействовать епископам и начальствующим. В ранней церкви, как правило, служительская должность, по-видимому, занималась пожизненно. Функции же этой должности в разных местах отличались друг от друга. Функции диаконов могли включать в себя:
Пение или чтение Священного Писания в церкви,
Получение пожертвований и ведение документации о том, кто был дарителем,
Распределение пожертвований епископам, пресвитерам и самим себе, незамужним женщинам, вдовам и малоимущим,
Преподавание Вечери Господней,
Проведение молитв во время богослужения и уведомление тех, кто не может принимать Вечерю Господню, о том, что они должны уйти до проведения обряда.
Это может быть достаточно верным кратким описанием обязанностей диаконов, живших между вторым и шестым веком новой эры.
По мере развития монархического епископата под ним развивался и некий вид монархического диаконства. По мере развития роли епископа развивалась и роль архидиакона. Архидиакон был главным диаконом определенной местности и мог быть представленным как заместитель, занятый материальными вопросами. Не удивительно и то, что архидиакон в Риме стал особенно важной фигурой. Достаточно сказать, что некоторые злоупотребления вкрались и в эту сферу, и диаконы, а особенно архидиаконы, стали весьма богатыми. Насколько это иронично звучит, те, кто был призван служить другим, вместо того использовали их в угоду собственным интересам. Ввиду ряда причин, в средние века влияние диаконов пошло на убыль. Забота о бедных для дарителей стала скорее средством получения Божьей похвалы для того, чтобы как им представлялось, уменьшить свой срок отбывания в чистилище.
Восточная православная церковь всегда имела отдельных диаконов — мирян, служащих в этой роли. На западе же к концу средневековья должность диакона стала всего лишь шагом на пути к рукоположению в сан священника, то есть пресвитера. Роль диаконов в Римско- Католической и Епископальной церквах до сих пор так и рассматривается: это служители- стажеры, служащие в качестве диаконов в течение года перед тем, как стать окончательно оперившимися священниками. Второй Ватиканский Собор заново открыл возможность для иного, постоянного, более библейски — обоснованного вида диакона в Римско-Католической Церкви.
Лютер восстановил понимание того, что на церкви лежит ответственность, чтобы заботиться физически о самой церкви, особенно о малоимущих в церкви, хотя Лютеранские церкви и не возродили идею новозаветного диакона. В сегодняшних Лютеранских церквах практика различна. В некоторых местах диаконы нерукоположены, а в других местах любые рукоположенные помощники служителей могут называться диаконами, в частности те, на кого возложены обязанности пасторской заботы и благовестия.
Во многих евангельских протестантских церквах во время Реформации была вновь признана библейская практика различия между диаконами и пресвитерами или пасторами. Во времена Реформации некоторые протестанты, такие как Мартин Батзер из Кембриджа, убеждали, что обязанности диаконов следует возродить. Они говорили, что в каждой церкви диаконы должны проводить различие между достойными бедняками и недостойными, по отдельности осведомляясь и заботясь без лишнего шума об одних и изгоняя из церкви других. Им также следовало по мере сил вести учет пожертвований членов церкви.
В пресвитерианской церкви диаконами являются люди, распределяющие милостыню и заботящиеся о бедных и больных (хотя мы можем оспаривать тот факт, что эти функции во многом были взяты на себя государством). Диаконы являются отдельным от пресвитеров, и подотчетным им органом. Так же были некогда организованы многие баптистские и конгрегациональные церкви. Некоторые и поныне организованы в этом порядке, и многие, по меньшей мере, до определенной степени сохранили эту структуру.
Тем не менее, во многих баптистках и конгрегациональных церквах и духовные функции возложены на диаконов. Они, помогая пастору разными путями, особенно в проведении Вечери Господней, переросли в некий вид исполнительного и финансового совета для церкви, особенно в тех конгрегациях, где больше не существует совета старейшин. Диаконы зачастую несут активное служение в течение ограниченного срока, хотя признание человека диаконом обычно считается постоянным.
Марк Е. Дэвер, Выражение Божьей славы. Основы структуры церкви: Диаконы, пресвитеры, конгрегационализм и членство в церкви,
Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень – диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.
На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова. По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом δι α κονέω (diakoneō) – «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ δι α κονία (diaconia) – «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».
Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля. На уголь который кладется ладан - душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.
Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона – длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Великий русский писатель Н. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».
В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6, 2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6, 4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.
Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония – самый древний чин в Церкви после апостольского.
И самый первый мученик в истории Церкви – это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.
В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7, 57). Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл – будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.
Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы – «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.
Однако в начале 20 века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в Москве. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.
Иллюстрация: Диакон. А. Рябушкин, 1888 г.