Цель комплексной проверки. В чем заключается комплексная и целевая проверка в сфере безопасности труда? Этапы аудиторской проверки
1. Общие положения
1.1. Настоящими Методическими рекомендациями устанавливается общий порядок организации и проведения комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда, проводимых техническими инспекторами труда Росхимпрофсоюза в субъектах Российской Федерации.
1.2. Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения.
1.3. Технические инспекторы труда профсоюза при проведении комплексных проверок должны руководствоваться требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральных законов "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положения о технической инспекции труда Росхимпрофсоюза и настоящими Методическими рекомендациями.
Наиболее приоритетными являются проверки соблюдения всего комплекса требований законодательства о труде и охране труда, проводимые совместно с техническими и правовыми инспекторами труда.
1.4. Во всех случаях в состав комиссии следует включать уполномоченных (доверенных лиц) профсоюза по охране труда.
2. Подготовка к проведению комплексной проверки
2.1. Планирование комплексных проверок:
2.1.1. Комплексная проверка может проводиться в плановом или неплановом порядке.
При планировании проведения комплексных проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда выбор организаций, подлежащих проверке, осуществляется по следующим основаниям:
а) по данным статистической отчетности (формы (условия труда) и № 7 – травматизм), мониторинга или другого способа наблюдения и анализа показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за определенный период (в сравнении со средними показателями по региону или в сравнении с показателями других организаций той подотрасли, к которой относится данная организация) в случаях выраженной тенденции роста этих показателей;
б) при частом поступлении в техническую инспекцию труда заявлений и жалоб работников организации, в том числе при их посещении приемной инспекции, о фактах нарушения законодательства о труде, непредставления компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, систематической задержке выплаты заработной платы , нарушении установленного порядка обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, об отказах администрации в составлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, о невыполнении мероприятий коллективного договора и т. д.
Субъективные факторы (недоверительное или предвзятое отношение к руководителям и должностным лицам организации, эмоциональные суждения и т. д.) не могут служить основанием для определения организации, подлежащей комплексной проверке.
2.2. Мероприятия, осуществляемые до начала проведения комплексной проверки:
2.2.1. Технический инспектор труда направляет работодателю или уполномоченному им лицу сообщение о целях и сроках проведения комплексной проверки, перечень документов, которые должны быть представлены техническому инспектору труда до начала проведения проверки и в первую очередь:
3.2.9. Проводится проверка установленного порядка предоставления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, соответствующих компенсаций (доплаты к заработной плате, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока, лечебно-профилактического питания), имеются ли перечни работ, на которых должны предоставляться такие компенсации, предусматриваются ли эти работы в коллективном договоре организации.
3.2.10. Проводится проверка действующего в организации порядка подготовки работников по охране труда, включая руководителей и специалистов высшего и среднего звена. При этом устанавливается, проводится ли в организации специальное обучение работников, занятых на работах с повышенной опасностью, с выдачей им соответствующих удостоверений или это ограничивается проведением разовых инструктажей по безопасному ведению работ.
Устанавливается, в каком порядке проводятся обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов организации (в учебных центрах, комбинатах и других учебных учреждениях или непосредственно в организации). На основании протоколов заседаний комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов и по данным численности руководителей и специалистов организации определяется показатель охвата обучением этих категорий работников и устанавливаются конкретные лица, не прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда.
По данным производственного травматизма на работах с повышенной опасностью определяется степень достаточности и эффективности применяемых форм обучения рабочих по охране труда.
3.2.11. Проводится проверка действующего в организации порядка обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. При этом устанавливается, в каких объемах удовлетворяются потребности в указанных средствах защиты в целом по организации и по подразделениям. В случае выявления недостаточного обеспечения подразделений этими средствами по объемам, номенклатуре или отдельным видам устанавливаются причины такого положения.
В ходе этой проверки необходимо также ознакомиться с организацией и проведением контроля качества приобретаемых средств индивидуальной защиты, прежде всего по защитным характеристикам, соответствия их Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, по видам и назначению в зависимости от характера производства, работ и условий труда, а также контроля за наличием на эти средства сертификатов соответствия.
3.2.13. Проводится проверка организации деятельности службы охраны труда, в ходе которой с учетом требований ст. 217 ТК РФ устанавливается соответствие:
– структуры и численности работников службы Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденным постановлением Минтруда России от 01.01.2001 г. № 10;
– возложенных на специалистов службы охраны труда обязанностей должностным обязанностями этой категории работников, предусмотренным в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37, и Рекомендациям по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденным постановлением Минтруда России от 30.01.95 г. № 6;
– нормативно-технической обеспеченности службы охраны труда профилю деятельности организации и отдельных производств, которые по характеру деятельности относятся к другим отраслям экономики, включая соответствие кабинета охраны труда нормам, предусмотренным п. 3.23 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" и Рекомендациям по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда России.
Проводится анализ результатов работы службы охраны труда по контролю за соблюдением требований охраны труда в подразделениях организации. Устанавливается количество предписаний, выданных в течение года работниками службы охраны труда должностным лицам подразделений, и как они выполнялись (в установленные сроки или с задержкой, в полном объеме или частично и т. д.). Документально устанавливается, какое количество предложений было внесено службой охраны труда руководству организации в течение года, в том числе количество предложений, не получивших поддержки для реализации. Выявляются причины такого положения (отсутствие средств, сомнительная эффективность, отсутствие внимания руководства к поднимаемым вопросам и т. д.), особенно по предложениям, которые, по мнению комиссии, имеют для данной организации актуальное значение.
На основании анализа определяются эффективность деятельности службы охраны труда, ее влияние на решение вопросов улучшения условий труда, повышения его безопасности, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.2.14. По имеющимся в организации документам проводится проверка соблюдения требований ст. 215 ТК РФ в части соответствия эксплуатирующихся в организации производственных объектов требованиям охраны труда.
Если в организации осуществлялось либо осуществляется на момент проверки строительство новых или реконструкция действующих производственных объектов, внедрение новой техники и новых технологий , то необходимо ознакомиться с заключениями государственной экспертизы условий труда, разрешениями на проведение указанных работ соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также с заключениями этих органов, выданными при приемке в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.
При наличии в разрешениях и заключениях замечаний об имеющихся в проектах на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов недостатках, о допущенных при строительстве и реконструкции отступлениях от проектов без оформления разрешений в установленном порядке и о других недостатках, ухудшающих условия труда и снижающих его безопасность, необходимо документально установить, какие меры были приняты по устранению этих недостатков.
Одновременно с этим рассматривается техническая документация на отдельные из находящихся в эксплуатации производственные здания и сооружения (акты приемки в эксплуатацию с приложением сведений об отступлениях от проекта и недоделках к моменту ввода в эксплуатацию, технические паспорта на каждое здание и сооружение, акты проведения экспертиз отдельных зданий и сооружений) с целью определения их состояния и пригодности к эксплуатации.
3.2.15. Проводится проверка соблюдения ст. ст. 227–231 ТК РФ действующего порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. В ходе проверки необходимо установить достоверность учета несчастных случаев на производстве в организации путем проверки наличия актов расследования несчастных случаев (актов по форме Н-1 и актов расследования несчастных случаев) по оплаченным листкам
временной нетрудоспособности с диагнозом травматического характера. При отсутствии соответствующих актов эти случаи, так как акт по форме Н-1 является основным документом для обеспечения по этому виду страхования, указанные несчастные случаи следует считать сокрытыми.
При проведении проверки необходимо также обратить внимание на соблюдение в организации требований Трудового кодекса Российской Федерации о расследовании и учете несчастных случаев на производстве по следующим вопросам:
соблюдение установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве;
участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, относящихся по Схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утвержденной приказом Минздрава России от 17.08.99 г. № 000 к категории легких, специалиста по охране труда (или лица, назначенного приказом работодателя, ответственным за организацию по охране труда) либо специалиста по договору и представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;
обоснованность выводов комиссии по расследованию несчастного случая о причинах и лицах, ответственных за допущенные нарушения, включая решение об установлении вины пострадавшего, соответствие указанного решения заключению профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа;
расследование и оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых пострадавшие были переведены на другую работу в соответствии с медицинским заключением без оформления листка временной нетрудоспособности;
участие доверенных лиц пострадавших в расследовании происшедших с ними несчастных случаев на производстве;
правомерность непризнания работодателем несчастного случая на производстве, отказа в проведении его расследования и составлении акта по форме Н-1 в случаях, предусмотренных ст. 230 ТК РФ;
соблюдение установленного ст. 228 ТК РФ срока направления сообщения о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом в соответствующие органы и территориальный профсоюзный орган и расследование указанных несчастных случаев в установленном порядке.
3.2.16. Проводится проверка выполнения в организации требований предписаний, выданных должностным лицам при проверках, проводимых ранее государственными инспекторами труда, а также по представлениям технического инспектора труда профсоюза, уполномоченных по охране труда профсоюзной организации об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
3.3. Проведение проверки соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в структурных подразделениях организации
3.3.1. На завершающем этапе комплексной проверки проводится проверка соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в структурных подразделениях организации, основной целью которой является уточнение фактов и сведений, полученных при проведении анализа и проверки по вопросам, указанным в п. п. 3.1 и 3.2 настоящих рекомендаций.
В целях рационального использования времени, отведенного на проведение комплексной проверки, и достижения необходимых результатов целесообразно проводить указанную проверку в структурных подразделениях с относительно высоким уровнем производственного травматизма и наличием производств с вредными или опасными условиями труда. При этом допускается проведение выборочной проверки структурных подразделений организации.
3.3.2. При проведении проверок производственных объектов и рабочих мест структурных подразделений основное внимание в первую очередь должно уделяться соблюдению требований правовых норм законодательных и иных нормативно-правовых актов, имеющих императивный запретительный ("запрещается", "не допускается", "не должно быть") и ограничительный характер ("не ближе", "не более", "не менее", "не выше", "в пределах от и до" и т. п.).
Проверка соблюдения требований правовых норм разрешительного характера ("разрешается", "допускается" и т. п.) при комплексной проверке может проводиться в выборочном (эксклюзивном) порядке.
3.3.3. В ходе проведения проверки структурных подразделений при необходимости могут быть затребованы у руководителя подразделения и рассмотрены следующие документы и сведения:
– акт приемки в эксплуатацию производства, паспорт производственного здания или сооружения (схематический план той части здания, где расположено данное подразделение, если в здании размещено несколько подразделений) с указанием контуров и размеров площадей производственных участков, складских, служебных, гардеробных, душевых, умывальных и туалетных помещений, а также помещений для медицинского пункта, личной гигиены женщин, приема пищи и отдыха, если такие помещения предусмотрены проектом здания;
– технический журнал по эксплуатации здания и сооружения по форме, установленной Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 г. № 000, приказ о назначении должностных лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленного за подразделением здания или его части;
– перечень участков подразделения с указанием видов деятельности на них и основных профессий рабочих, занятых на каждом участке, в том числе на участках с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, с указанием предоставляемых льгот и компенсаций по условиям труда по каждой профессии;
– перечень применяемых в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров с предоставлением по ним разработанных методик метрологического контроля и токсикологической (санитарно-гигиенической, медико-биологической) оценки, а также информации о применяемых средствах метрологического контроля (ст. 215 ТК РФ);
– сертификаты соответствия на производственное оборудование, технологические процессы, применяемые механизмы, транспортные средства, материалы, химические вещества и средства коллективной защиты (ст. 215 ТК РФ);
– должностные инструкции руководителя подразделения, начальников участков, мастеров;
– перечень имеющихся в наличии нормативно-правовых актов по охране труда;
– перечень инструкций по охране труда (по профессиям и видам работ), действующих в подразделении;
– удостоверения руководителя подразделения, начальников участков, мастеров, прорабов, механика, энергетика и других специалистов о прохождении обучения и проверки знаний по охране труда;
– перечень работ, на выполнение которых оформляется наряд-допуск;
– перечень средств индивидуальной защиты, которые выдаются работникам подразделения;
– журналы регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой), регистрации прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, регистрации инструктажа и проверки знаний у персонала по первой группе электробезопасности, учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделения, учета выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, регистрации выдачи нарядов-допусков и разовых разрешений на выполнение опасных работ, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, ведение которых регламентировано требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
– проверка соблюдения требований безопасной эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 вольт может проводиться только членами комиссии, имеющими не ниже IV группы по электробезопасности. Проведение проверки электроустановок потребителей напряжением выше 1000 вольт исключается полностью.
3.3.5. В случаях, когда в ходе проверки структурного подразделения выявляются нарушения, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья работников, руководителю структурного подразделения незамедлительно выдается требование о приостановке эксплуатации оборудования или выполнения работ . При этом технический инспектор труда, принявший указанное решение, обязан разъяснить работникам причины принятого решения и принять необходимые меры по сохранению их среднего заработка (ст. 220 ТК РФ).
3.3.6. При выявлении в ходе проверки структурного подразделения фактов непрохождения должностными лицами в установленном порядке обучения и проверки знаний по охране труда, руководителю структурного подразделения незамедлительно вручается представление об отстранении указанных должностных лиц от работы. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ подобное отстранение работника сопровождается приостановкой выплаты ему заработной платы.
При выявлении в ходе проверки фактов нарушения конкретными работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда (в том числе вследствие недостаточных знаний указанных актов из-за непроведения обучения, инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте), в результате чего они подвергают реальной опасности травмирования себя и других работников производственного подразделения, техническим инспектором труда должны быть приняты исчерпывающие меры по предотвращению опасности, включая отстранение указанных работников от выполнения работ. Конкретное решение о достаточности указанных мер принимается техническим инспектором труда самостоятельно, в зависимости от характера и тяжести выявленных правонарушений.
3.3.7. Выявленные в ходе проверки структурного подразделения нарушения законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда отражаются в представлении, выдаваемом руководителю структурного подразделения под роспись. При этом по каждому выявленному нарушению в представлении должна быть ссылка на нарушенную статью (параграф, пункт) соответствующего законодательного или иного нормативно-правового акта.
При оформлении представления, выявленные аналогичные (одноименные) нарушения целесообразно излагать в укрупненном количественном выражении. Например, на такое-то количество единиц оборудования отсутствуют сертификаты соответствия, такое-то число работников принято на работу с вредными условиями труда без прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования), в таком-то подразделении на такое-то число работников не оформлены личные карточки выдачи средств индивидуальной защиты, записи о выдаче этих средств производятся мастером в общей тетради без указания даты выдачи и т. д.
Копия представления приобщается к акту комплексного обследования.
3.3.8. Решение о привлечении к административной ответственности руководителя структурного подразделения и иных должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда, целесообразно принимать представителями государственного надзора и контроля.
4. Порядок оформления результатов проведенной комплексной проверки
4.1. По результатам комплексной проверки составляется акт-предписание о соблюдении законодательства о труде и охране труда в организации.
Акт-предписание составляется в 2-х экземплярах и состоит из констатирующей, результирующей и предписывающей частей.
4.2. В констатирующей части акта-предписания указываются:
дата начала и окончания проверки и место ее проведения;
состав комиссии, проводившей комплексную проверку, с указанием фамилии, инициалов и должности каждого из членов комиссии, принимавших участие в ее проведении;
фамилия, имя и отчество руководителя организации, его заместителей, главных специалистов, включая руководителя (специалиста) службы охраны труда, и председателя профсоюзной организации;
отдельные статистические сведения о результатах работы организации, связанные с целями комплексной проверки (численность персонала, сведения о средней заработной плате работников, характеристики состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и т. д.).
Кроме того, в констатирующей части акта-предписания даются общие оценки состояния соблюдения в организации законодательства о труде и охране труда по основным вопросам, по которым проводилась комплексная проверка, и основные недостатки в организации указанной работы. Наряду с этим в констатирующей части акта-предписания также могут быть отражены решения и практические действия руководства организации и ее отдельных структурных подразделений, которые, по мнению комиссии, заслуживают положительной оценки.
4.3. В результирующей части акта-предписания отражаются выявленные нарушения требований законодательных и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда (со ссылкой на нарушенные статьи и пункты этих актов), изложенные в составленных протоколах проверки структурных подразделений и служб организации.
В начале результирующей части акта-предписания целесообразно излагать нарушения, общие для всех (большинства) проверенных структурных подразделений и служб организации, сгруппированные по институтам трудового права (вопросам комплексной проверки). После этого следует излагать иные правонарушения, выявленные в конкретных структурных подразделениях и службах, с указанием их наименования.
4.4. В предписывающей части акта-предписания излагаются предложения комиссии о мерах по устранению отраженных в акте-предписании выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Предложения целесообразно группировать по институтам трудового права (вопросам комплексной проверки).
4.5. Акт-предписание подписывается всеми членами комиссии.
Первый экземпляр акта-предписания вручается работодателю (уполномоченному им представителю) для устранения выявленных нарушений под роспись с указанием даты ознакомления с актом-предписанием на его копии, представляемой председателем комиссии руководителю государственной инспекции труда.
5. Заключительные положения
5.1. По результатам проведенной комплексной проверки должно быть проведено совещание с управленческим персоналом организации с участием представителей профсоюзной организации.
На совещании подробно освещаются все выявленные нарушения, их причины и какие могут быть последствия, если они не будут устранены.
Особое внимание должно быть обращено на факты бездействия руководства организации, вследствие чего не только формально, но и практически не соблюдаются отдельные требования законодательства и иных нормативно-правовых актов.
Разногласия между комиссией и представителями организации по отдельным вопросам, отраженным в акте-предписании, разрешаются только на основании дополнительного рассмотрения соответствующих документов. Устные доказательства не могут считаться основанием для изменения выводов комиссии.
5.2. Все материалы комплексной проверки передаются руководителю предприятия и председателю профсоюзного органа для рассмотрения и принятия мер, а также оформления при необходимости дополнительных материалов по ее результатам (представлений и писем в вышестоящие и иные заинтересованные органы и др.).
5.3. По результатам комплексной проверки составляется график осуществления контроля выполнения предписания выданных руководителю и другим должностным лицам организации.
5.4. Контроль выполнения мероприятий, предусмотренных в графике, возлагается на технического инспектора труда, который осуществляет контроль соблюдения законодательства о труде и охране труда в данной организации, независимо от его участия или неучастия в проведении комплексной проверки.
Приложение
Перечень
основных законодательных и иных межотраслевых нормативно-правовых актов и других документов, которыми следует руководствоваться при проведении комплексной проверки соблюдения в организациях законодательства о труде и охране труда
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 01.01.01 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 01.01.01 г., 10 января 2003 г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
4. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. № 176‑ФЗ.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
6. Уголовный кодекс Российской Федерации, ст. ст. 140, 143, 145.
7. Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 234 "О перечне предприятий (организаций), производств, объектов и работ, надзор за которыми осуществляют органы Федерального горного и промышленного надзора России".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "О Федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании ".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "О нормативно-правовых актах, содержащих нормативные требования охраны труда".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 000 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 000 "Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда моложе восемнадцати лет".
14. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 000 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжести вручную".
15. Постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
16. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда".
17. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 64 "О Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек".
18. Постановления Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и от 01.01.01 г. № 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
19. Постановление Минтруда РФ от 01.01.01 г. № 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
20. ГОСТ ССБТ 12.2.004-90 "Обучение по охране труда".
21. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих".
22. Приказ Минздравмедпрома России от 01.01.01 г. № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" с приложениями 1, 2, 4, 5.
23. Приказ Минздрава России от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников".
24. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.01.01 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и(или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)".
25. Постановления Минтруда России "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по отраслям экономики и отдельным производствам".
26. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда России от 01.01.01 г. № 39, .
27. Постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
28. Приказ Минздрава России от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве".
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
30. Постановление Госстандарта России от 3 мая 2000 г. № 25 "Об утверждении Правил сертификации производственного оборудования".
31. Гигиенические критерии оценки и квалификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99), утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 апреля 1999 г., введены в действие с 1 сентября 1999 г.
32. Постановление Госстроя СССР от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений".
33. Соответствующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, межотраслевые и отраслевые правила охраны труда, которые определяются инспектором труда, осуществляющего комплексную проверку, в зависимости от видов деятельности организации.
34. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.0. "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации".
Согласно законодательству о ценных бумагах большинства стран, компания и ее директоры несут полную ответственность за достоверность информации, содержащейся в проспекте. Кроме того, организаторы размещения несут, в свою очередь, ответственность за проведение проверки, чтобы гарантировать точность документов, используемых при эмиссии. Поэтому инвестиционные банки и их юридические советники проводят «комплексную проверку» бизнеса компании, которая могла бы подтвердить точность и справедливость любого утверждения, сделанного в проспекте, или в ином смысле представляла бы интерес для потенциального покупателя.
Комплексная проверка - это процесс сбора информации о компании с целью провести процедуру маркетинга и подготовить документ, полностью раскрывающий информацию и таким образом выводящий компанию из-под ответственности за потенциальные риски. С марке- тинговои точки зрения, комплексная проверка позволяет снизить следующие риски:
неадекватное либо неточное раскрытие информации;
риск, не учтенный в цене;
неверные решения, принятые инвесторами в результате недостатка информации;
подрыв репутации эмитента и вовлеченных инвестиционных банков.
С юридической точки зрения, комплексная проверка частично выводит из-под гражданской и/или уголовной ответственности компанию, директоров, инвестиционные банки, экспертов и юристов в отношении недостаточного раскрытия информации. Потенциальная ответственность вовлеченных сторон (например, инвестиционных банков, аудиторов, юристов, экспертов) изменяется в зависимости от законодательства страны.
Стандарты проведения комплексной проверки, при общей их неизменности, зависят от характера каждой сделки, типа эмиссии, от компании, инвесторов (институциональных или частных), внешней рыночной информации, доступной в настоящее время, и требований, налагаемых законодательством и юридической практикой. Нет никакой предписанной процедуры или установленного порядка действий для проведения такой проверки; ее детали обычно обсуждаются и согласуются заранее инвестиционными банками и компанией с учетом характера и специфики данного размещения.
Формы комплексной проверки
Комплексная проверка может быть разделена на три блока:
Коммерческая: -
риски операционной деятельности, связанные с окружающей средой, рыночные и т.д.
Финансовая: -
аудиторская проверка правильности финансовых документов; -
допущения для составления прогнозов (если таковые делаются); -
другая финансовая информация, включенная в проспект.
Юридическая (проверка документации): -
проверка корпоративных документов (включая регистр активов, кредитные соглашения и т.
проверка правильности оформления корпоративных решений.
Другие аспекты комплексной проверки, связанные, например, с окружающей средой, маркетингом и управлением человеческими ресурсами, отнесены нами к коммерческому блоку комплексной проверки. Коммерческий блок - прерогатива инвестиционных банкиров, хотя основная работа может быть выполнена силами компании. Обзор финансовых отчетов и прогнозов - сфера ответственности аудиторов, а гористы, как и следует ожидать, проводят юридическую проверку чистоты и правильности оформления документов.
Несколько аспектов являются общими для всех трех форм комплексной проверки:
предварительный обзор;
временные ограничения;
контекст исследования.
Быстрый предварительный обзор, проделанный инвестиционными банками и аудиторами, может сэкономить много времени впоследствии. Первоначальный обзор - это ключ к пониманию компании и ее менеджмента, корпоративной структуры (активов и обязательств), к оценке ее систем учета и управленческой информации, высвечиванию любых рисков и возможных «черных дыр».
Обеспечение доступа к людям, местам их работы и документам - ключевой пункт успешной комплексной проверки. Это может стать большой проблемой в случае, если продающий акционер осуществляет сделку без полной поддержки менеджмента компании или если сделка проводится конфиденциально (например, при вторичном размещении).
Специалисты, проводящие комплексную проверку, захотят четко знать, какие помещения они могут посетить, с кем могут разговаривать, какая внутренняя документация им доступна и будет ли отведена специальная комната для советников.
Инвестиционный банк и компания должны убедиться, что в компании есть определенный человек, ответственный за предоставление информации советникам. Этот человек должен занимать в компании достаточно высокий пост для того, чтобы обеспечить предоставление информации. Однако рекомендуется, чтобы это не был финансовый или исполнительный директор - у них много других забот.
Коммерческий блок комплексной проверки
Коммерческая и стратегическая составляющие комплексной проверки помогут организаторам размещения лучше разобраться в бизнесе
компании и ее способности продвигать свою продукцию на рынок. Для «молодой» частной компании, собирающейся осуществить публичное размещение, комплексная проверка может оказаться первым моментом от основания компании, когда высшее руководство детально рассмотрит свою стратегию. Понимание стратегии компании и ее положения на рынке может быть полезным для успеха будущей деятельности.
Инвестиционные банки будут обращать внимание на рыночное и конкурентное окружение компании, включая:
основные рыночные показатели: размер, тенденции, ключевые факторы создания стоимости;
решающие факторы конкуренции на рынке;
влияния внешней среды в прошлом и будущие последствия;
источники конкурентоспособности и преимущества/недостатки;
качество работы;
источники риска (отраслевые и специфические для данной компании);
главные факторы успеха.
Столь же важной, как исследование отрасли, в которой действует компания, и ее стратегии, является проверка ее операционной деятельности. Инвестиционные банки проведут интервью с основными сотрудниками, а также посетят важнейшие производственные подразделения компании.
Финансовая проверка
Финансовая проверка проводится в отношении исторических и прогнозных финансовых показателей. Масштаб проверки будет зависеть от того, проводился ли аудит финансовой отчетности компании ранее или компания наняла аудиторскую фирму из «Большой четверки» только в преддверии размещения. Другие вопросы, касающиеся масштаба финансовой проверки: существовала ли компания как отдельное юридическое лицо по крайней мере в течение трех лет до размещения, или была выделена из состава другой компании, или приватизирована. В любом случае аудиторы подготовят «ревью» (обзор) исторических отчетов о прибылях и убытках и балансов. Учетная политика, используемая частной компанией, может быть неприемлема для публичной компании. Во многих случаях компании приходится корректировать свою учетную политику и готовить обновленную финансовую отчетность на основании учетных политик, приемлемых для инвестиционного сообщества.
Аудиторы подготовят «комфортное письмо» в адрес компании и организаторов размещения. Содержание этого документа в значительной степени стандартное и включает:
подтверждение того, что финансовые данные, содержащиеся в проспекте размещения, согласуются с финансовой отчетностью и управленческой отчетностью компании.
После печати предварительного проспекта младший сотрудник инвестиционного банка-организатора размещения изучит документ и отметит пункты, в отношении которых организаторы захотят получить
«комфортное письмо».
Юридическая проверка
Кропотливая проверка всей правовой документации компании отдается обычно на откуп молодым юристам, работающим на почасовой оплате и действующим от имени организатора размещения и непосредственно компании. В большинстве случаев две команды юристов договариваются разделить работу пополам, чтобы ускорить процесс. Нет ничего более раздражающего, чем ожидание момента определения цены размещения, отложенного потому, что кто-то забыл получить подтверждение решения совета директоров о выпуске новых акций.
Компания должна подготовить «комнату данных» для того, чтобы помочь юристам в проверке необходимых материалов. Вот некоторые из наиболее важных документов:
письма аудиторов;
учредительный договор и уставные документы;
протоколы собраний акционеров и совета директоров;
документы, имеющие отношение к долговым инструментам и банковской задолженности;
документы, связанные с соглашениями о выкупе акций;
соглашения о вознаграждении сотрудников на основе акций;
соглашения о найме на работу и консультационные соглашения;
В чем заключается комплексная и целевая проверка в сфере безопасности труда?
Комплексные проверки:
Основной целью комплексных проверок является обеспечение защиты трудовых прав членов профсоюза, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, включая право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, путем выявления нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде, норм и правил по охране труда, принятия мер по устранению выявленных нарушений и исключению возможности их повторения. Комплексные проверки проводятся по графику, утвержденному Председателем Правления - генеральным директором, а также вне графика, если в структурной единице произошел несчастный случай со смертельным исходом. Комиссию по комплексной проверке состояния охраны труда в структурной единице возглавляет заместитель генерального директора по охране труда.
При комплексной проверке рассматриваются следующие вопросы:
- - функционирование Системы управления охраной труда;
- - выполнение Комплексных мероприятий по достижению нормативов безопасности…, коллективного договора, мероприятий по результатам расследования несчастных случаев, ранее выданных предписаний и изданных приказов;
- - проведение инструктажей по охране труда, их оформление, наличие и качество инструкций по охране труда, знание их специалистами и рабочими;
- - проработка приказов, информационных материалов по авариям и несчастным случаям;
- - своевременное проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда на допуск к самостоятельной работе.
- - состояние охраны труда и пожарной безопасности;
- - состояние и соответствие эксплуатируемого оборудования требованиям стандартов безопасности, правил и норм по охране труда;
- - наличие проектов, паспортов, технических инструкций и другой документации и их соответствие нормативным актам по охране труда;
- - работа аспирационных и вентиляционных установок, состояние воздушной среды на рабочих местах;
- - состояние проходов, проездов, маршрутов для пешеходов;
- - состояние блокировок и сигнализации;
- - состояние эксплуатируемого оборудования;
- - состояние оградительной техники;
- - состояние газовых коммуникаций;
- - состояние территории, зданий и сооружений;
- - учет, хранение и использование вредных химических веществ, взрывоопасных материалов;
- - наличие и содержание плана ликвидации аварий, знание его производственным персоналом;
- - санитарно-бытовое обслуживание трудящихся;
- - обеспеченность бытовыми помещениями, состояние этих помещений;
- - обеспечение спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями;
- - соблюдение питьевого режима;
- - условия труда и меры их улучшению;
- - состояние кабинетов охраны труда, наличие наглядной агитации;
- - состояние основного технологического транспорта;
- - соответствие технологических схем проектам и регламентам;
- - выполнение методических указаний по составлению планов ликвидации аварий;
- - формирование ежемесячных затрат, предусмотренных мероприятиями по охране труда, для включения в план затрат товарной продукции;
- - выполнение предписаний контролирующих органов;
В результате проверок оформляются акты или выдаются предписания. Результаты проверок прорабатываются на совещаниях со специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда, по результатам проверок издается приказ с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и сроков выполнения, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.
Целевые проверки:
Проведение целевых проверок состояния охраны труда определяется производственной необходимостью. Целевой проверке подлежат следующие вопросы:
- - проверка порядка хранения, выдачи и применения работниками средств индивидуальной защиты;
- - хранение, учет и использование вредных и ядовитых веществ, взрывчатых веществ и материалов;
- - организация проведения работ с повышенной опасностью, оформление нарядов-допусков;
- - эффективность работы аспирационных и вентиляционных установок;
- - проведение и оформление инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда, наличие и содержание инструкций, программ;
- - состояние санитарно-бытовых помещений;
- - организация безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, коммуникаций, транспортных средств, грузоподъемных машин и механизмов, электрооборудования;
- - организация и проведение ремонтных работ;
- - проверка исправности и работоспособности средств противоаварийной защиты, управления и контроля технологическим процессом;
- - ведение технологического процесса персоналом цехов, соблюдение требований технологического регламента, инструкций;
- - аттестация рабочих мест по условиям труда;
- - проведение систематического контроля вредных производственных факторов на рабочих местах;
- - организация медицинского обслуживания.
Целевые проверки проводятся и по другим вопросам по усмотрению службы охраны труда, руководителей и главных специалистов отделов.
В результате проверок оформляются акты и (или) выдаются предписания. Результаты целевых проверок прорабатываются на совещаниях с руководителями и специалистами структурных единиц, уполномоченными по охране труда. По результатам проверок издается приказ по предприятию с назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений, сроками выполнения и привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушениях.
1. Порядок организации и проведения комплексных, целевых, оперативных (внеплановых) проверок.
При осуществлении контрольно-профилактической работы в подразделениях Общества проводятся комплексные, целевые и внеплановые (оперативные) проверки.
Комплексные проверки
Комплексные проверки состояния условий и охраны труда, безопасности производства проводятся согласно «Сводному плану работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО», но не чаще одного раза в год в одном подразделении Общества. Комплексная проверка включает в себя всестороннюю проверку деятельности подразделения Общества по всем направлениям.
Основной задачей комплексных проверок является выявление имеющихся нарушений в работе по обеспечению требований промышленной, пожарной, энергетической и экологической безопасности, охраны труда и разработка мероприятий по их устранению. В связи с этим комплексные проверки рекомендуется проводить с участием всех главных специалистов.
При комплексном обследовании проверяются:
состояние аварийности, травматизма и профзаболеваемости;
своевременность и качество проведения инструктажа, обучения и проверки знаний; соблюдение порядка допуска к самостоятельной работе;
соблюдение технологической дисциплины и обеспечение безопасности технологических процессов;
соблюдение требований безопасности при обслуживании и ремонте технологического оборудования и коммуникаций;
соблюдение требований при проведении газоопасных и огневых работ, работ повышенной опасности;
соблюдение требований безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта;
санитарно-техническое состояние подразделения Общества;
состояние санитарно-бытовых помещений;
состояние и эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);
организация и проведение профилактической работы по охране труда:
состояние эксплуатируемого оборудования (проводятся выборочные проверки);
устранение ранее выявленных нарушений.
Комплексные обследования проводятся комиссией, в состав которой входят: председатель комиссии (заместитель директора проекта технический директор), заместитель председателя комиссии (начальник УПБ), члены комиссии (главные специалисты Общества). Время проведения комплексного обследования и состав комиссии определяется приказом, проект которого готовит заместитель председателя комиссии комплексного обследования.
Руководители проверяемых подразделений обязаны заранее проинформировать подчиненный персонал о предстоящем обследовании, и выдать указания о подготовке и предоставлении проверяющим необходимой документации и оказании помощи в проведении обследования.
Комплексное обследование проводится на основе действующих нормативно-технических документов. Члены комиссии анализируют представленные материалы, выявляют имеющиеся нарушения требований безопасности.
Отсутствие необходимых для проверки материалов является основанием для вывода о том, что данная работа в подразделении Общества не проводится.
Завершение комплексной проверки сопровождается проведением учебной тревоги по ПЛАС, оперативному плану (карточек пожаротушения) действий персонала при пожаре и т.п.
Члены комиссии результаты (замечания) комплексной проверки в электронном варианте (программа Exsel) прикладывают к служебной записке и направляют по СЭД «Дело» начальнику УПБ. Результаты (замечания) комплексной проверки составляются с указанием отступлений от требований охраны труда, промышленной, пожарной, энергетической и экологической безопасности, сроков устранения нарушений, а также лиц, ответственных за устранение нарушений.
Начальник УПБ оформляет предоставленные результаты (замечания) комплексной проверки в виде акта комплексного обследования. Акт комплексного обследования подписывается всеми членами комиссии и утверждается заместителем директора проекта – техническим директором.
Оригинал акта в течение 5 лет хранится у начальника УПБ. После утверждения акта комплексного обследования начальник УПБ регистрирует данный документ в СЭД «Дело и направляет по СЭД «Дело» руководителям по направлению деятельности для проведения анализа, проработки и устранения нарушений, председателю комиссии комплексного обследования, заместителю председателя комиссии комплексного обследования, членам комиссии комплексного обследования, участвовавшим в комплексном обследовании данного подразделения Общества.
После получения по СЭД «Дело» акта комплексного обследования руководитель по направлению деятельности обеспечивает ознакомление с данным документом подчиненный персонал.
Контроль за устранением нарушений акта комплексного обследования в установленные сроки возлагается на руководителя по направлению деятельности, в подразделениях которого были выявлены данные нарушения.
Общий контроль за устранением нарушений акта комплексного обследования возлагается на председателя комиссии комплексного обследования.
В сроки, указанные в акте, руководитель подразделения предоставляет служебную записку о ходе устранения нарушений акта комплексного обследования члену комиссии комплексного обследования (главному специалисту), который выявил нарушение (нарушения).
Члены комиссии комплексного обследования (главные специалисты) предоставляют председателю комиссии комплексного обследования служебную записку о ходе устранения выявленных нарушений акта комплексного обследования.
Целевые проверки
Целевые проверки проводятся в соответствии со Сводным планом работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО». Проведение целевой проверки не должно исключать выявления нарушений и по другим вопросам безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, охраны труда.
При целевой проверке проверяются:
правильность и безопасность выполнения технологических операций, работа приборов, средств защиты и автоматики;
безопасность и правильность эксплуатации технологического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, установленный порядок их подготовки к ремонту;
безопасность и правильность эксплуатации энергетического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, электрических сетей и установок, систем защиты, установленный порядок их подготовки к ремонту, соблюдение мер безопасности при проведении ремонтных работ в электроустановках;
состояние, правильность показаний и эксплуатации контролирующих, регулирующих и сигнализирующих приборов и устройств, систем противоаварийной защиты, автоматизации управления технологическим процессом;
техническое состояние внутризаводского транспорта;
состояние инструктажа, обучения, проверки знаний персонала;
исправность систем противопожарной защиты, паровых завес технологических печей в цехах;
порядок выдачи и применения средств индивидуальной защиты;
соблюдение требований стандартов предприятия интегрированной системы менеджмента работниками Общества;
соблюдение правил производства ремонтных работ, работ повышенной опасности, установленного порядка вывода технологического оборудования в ремонт и приема его из ремонта;
техническое состояние сливо-наливных эстакад, ведение технической документации по СНЭ;
соблюдение в подразделениях Общества требований промышленной и пожарной безопасности при длительной остановке объектов (оборудования) и их консервации;
состояние технологической дисциплины;
готовность персонала подразделения Общества к действиям в аварийных ситуациях;
состояние систем контроля, управления и противоаварийной защиты;
состояние и безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов;
состояние вентиляционного оборудования в подразделениях Общества;
состояние ограждающих устройств;
организация и проведение сварочных работ, соблюдение правил эксплуатации сварочного оборудования;
другие вопросы соблюдения требований охраны труда, промышленной, пожарной и энергетической безопасности, охраны окружающей среды.
Периодичность проведения целевых проверок:
Главный специалист Общества с участием руководителей и специалистов возглавляемого подразделения Общества не реже одного раза в квартал, совместно с уполномоченным по охране труда (проверяемого подразделения Общества) проводят целевые проверки как минимум в одном подразделении Общества.
Целевые проверки планируются с учетом динамики аварийности, травматизма, профзаболеваемости и состояния профилактической работы, а также уровня взрывопожароопасности подразделения Общества, наличия вредных (опасных) производственных факторов. Более частым проверкам подвергаются взрывопожароопасные подразделения Общества с тяжелыми и вредными условиями труда. Периодичность проверок обуславливается структурой и количеством подразделений Общества.
Отсутствие необходимых для проверки материалов являются основанием для вывода о том, что данная работа в подразделении Общества не проводится.
По окончании целевой проверки составляется акт, либо предписание.
Акты целевых проверок в течении 5 лет хранятся в подразделениях Общества, проводившие данные проверки.
После подписания акта целевой проверки главный специалист, проводивший целевую проверку, регистрирует данный документ в СЭД «Дело» и направляет по СЭД «Дело» руководителю подразделения в целях устранения выявленных нарушений. Руководитель обеспечивает доведение акта целевой проверки до уполномоченного по охране труда.
Контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе целевых проверок, осуществляют главные специалисты Общества, проводившие данные проверки.
Главный специалист, проводивший плановую целевую проверку, направляет начальнику УПБ служебной запиской информацию о выполнении «Сводного плана работы главных специалистов ОАО «ТАНЕКО».