Биография святой матроны московской. Житие блаженной старицы матроны московской
День рождения Матроны Московской - знаменательный день, когда на свет появилась святая, помощница и заступница, женщина с удивительной судьбой и силы воли. Миссия Матроны на земле стала понятна семье и окружающим людям еще при рождении и крещении младенца.
В статье:
День рождения Матроны Московской
Матрона появилась на свет в девятнадцатом веке, в Тульской губернии, селе Себино, что находится в Епифанском уезде . Точный год и дата рождения святой не ясны: в разных источниках указываются и 1885-й и 1881-й, и годы между ними. Одни называют как дату рождения Матроны Московской 22 ноября 1881 года. Хотя тогда велась перепись населения, а при крещении записывали имя и год человека, но все утеряно.
К 132 дню рождения святой Матроны Московской на родине открыли музей.
Святая родилась слепой. Незрячей рожденная уже в следующем столетии и Изначально родители хотели сдать младенца в приют, но матери, богобоязненной и глубоко верующей женщине по имени Наталья, дочь во сне пришла в облике необыкновенно красивой белой птицы с лицом человека, но глаза закрыты. Наталья сочла подобное божьим знамением и пересказала сон мужу, столь же верующему и благочестивому Дмитрию. Совместно они решили не отдавать девочку, хоть и жили небогато.
При крещении, когда священник Василий (он почитался прихожанами как человек просвещенный, обладающий немалой верой) опустил Матрону в купель, над ней поднялся столб легчайшего благоуханного дыма с запахом церковного ладана. Тогда Василий сказал, что дитя ждет необыкновенная участь, и чтобы при необходимости или нужде у девочки родители шли к нему. Сам удивился такому повороту событий.
Матрона и впрямь избранница Бога: с младенчества соблюдала пост. Не пила молоко из материной груди по средам и пятницам, спала двадцать четыре часа в сутки, добудиться ее невозможно. По свидетельствам современников, родилась с отметиной на теле в форме крестика. Когда мать ругала за то, что Матрона снимала нательный крест, отвечала, что есть собственный. И Наталья решила, что неправильно ругать дочку за это и сочла подобное явление очередным знаком божьим.
Детские годы Матроны
Дом в селе Себино Тульской области, где родилась блаженная Матронушка. Фото 6 октября 2001 г.
Божьих знаков оказалось немало - начиная от физических особенностей девочки и заканчивая способностями, и их иначе как чудотворными назвать нельзя. Матрона не имела глаз: глазницы прикрыты веками, что не размыкались. Она имела иное, духовное зрение, невероятные слух, осязание и обоняние.
С детства она много времени проводила в красном углу перед иконами, в молитвах и мыслях о Боге. Деревенские детишки измывались над ней, дразнили и всячески мучали, Матрона нашла товарищей и друзей среди икон святых. Помимо природной тяги ко всему небесному, сама жизнь укрепила Матрону в мысли, что спасение есть в вере.
Способности к исцелению проявились лет с семи или восьми - девочка лечила больных, избавляла страждущих от недугов телесных и душевных. В этом возрасте удивила мать, сказав, что скоро у ее дочери будет свадьба. Мать позвала священника и причастила девочку. Вскоре к дому Натальи и Дмитрия подошла процессия, многие люди спрашивали Матрону. Здесь и проявился чудесный дар исцеления: просившие благословения уходили домой здоровыми, хотя многие имели неизлечимые болезни или увечья.
С ранних лет будущая Матрона Московская отмечена талантами, даром предвидения. Духовного состояния, он помогал прозревать будущее. Ощущала, когда приближается опасность, предсказывала общественные или стихийные бедствия. Имела духовную и телесную чистоту, потому ее молитвы огромной силы – исцеляли от хворей, утешали в скорби, избавляли от нужды.
К чудотворице потянулись просящие со всей России. Из местных деревень и селений, из дальних краев люди приезжали, поверив слуху о необыкновенной целительнице. Привозили больных, не встававших самостоятельно, безнадежных. В благодарность за спасение они оставляли семье подарки, порой щедрые. Слепая девочка превратилась в главную кормилицу.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской
Детские годы Матроны прошли в храме - близ дома Никоновых располагалась церковь Успения Божьей Матери. Как сказано выше, родители Матроны хранили в душах глубокую веру в Христа и посещали богослужения, старались не пропускать ни одного. Поэтому дочь спервоначала ходила в храм с родителями, а после - сама, она запомнила дорогу до деталей и не нуждалась в проводнике. У нее было свое привычное место: за входной дверью, слева, где она недвижимо стояла при службе. Там ее и находила мать, когда не докричалась дочери.
С самого детства будущая святая знала молитвы, соблюдала пост. Годы жизни Матроны Московской наполнены трудностями и препятствиями, но Бог оставался внутри души. Матрона приняла судьбу со смирением, как подобает истинно православному человеку.
Зрелые годы святой Матроны
Необыкновенный дар целительства сделал Матрону известной. Но девочка не гордилась: она начинала путь к истинной святости. В четырнадцать лет с помощью благочестивой девицы Лидии Яньковой , дочери зажиточного помещика, отправилась в паломничество по святым местам, посетила духовные столпы – Киево-Печерская лавру, Троице-Сергиеву лавру. Побывала в Санкт-Петербурге, а также других крупных и малых городах, священных местах России.
Отец Иоанн Кронштадский отметил Матрону, когда та пришла в Адреевский собор на служение. Подозвал девушку к себе, назвал преемницей. Со свойственной прозорливостью отец Иоанн предугадал особое служение Матроны во время грядущих гонений на православную церковь и годах большевистско-коммунистического террора.
Размеренная и обустроенная жизнь Матроны Московской закончилась в семнадцать лет - у целительницы отнялись ноги. Для многих подобный поворот судьбы – повод укорить Бога и усомниться в Его воле и провидении, но не для Матроны. Девушка наперед знала, что встретит женщину, и она лишит дара передвижения. Матрона не роптала на судьбу. До скончания дней, еще полвека, она смиренно несла этот крест по жизни, помогала страждущим и ничего не просила для себя.
Икона написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре.
Всю жизнь Матрону окружали иконы. В той комнате, где она провела годы, – целых три красных угла. Иконы висели на стенах до потолка. Поспособствовала святая и созданию одной из них: с ее помощью собрали средства на создание иконы «Взыскание погибших ». Образ Богоматери имел чудодейственную силу, на долгие годы стал объектом паломничества. Во время жестокой засухи икону выносили на луг, служили молебен. И начинался дождь, поивший землю живительной влагой. Такова сила Божьей Матери.
Искавшие спасения во Христе, исцеления руками Матроны потоки людей не ослабевали с годами. Она помогала больным и скорбящим, просила за них, молилась за людей, какое бы зло они ни чинили. Молитва Матроны над водой давала особые силы: пившие исцелялись. Не обладая никаким церковным саном, Матрона не дерзала освящать воду, это право священника или монахини, она творила чудеса, скромно о них умалчивая. А, как мы знаем, скромность - украшение добродетели.
Годы жизни при большевиках
Во время семнадцатого года, когда к власти пришли большевики, братья Матроны стали убежденными коммунистами и активистами села. Присутствие в доме православной сестры, к которой ходили люди со скорбями, было для них как бельмо на глазу. Братья боялись, что подобное родство опасно для них и их семей – в те годы набирала обороты антирелигиозная и антиправославная, направленная на искоренение веры в Христа кампания.
Не держа зла на своих заблудших братьев, матушка покинула родное село и переехала в столицу России, где жила до конца своих дней. Многие считают, что это событие - точка отсчета, поворот судьбы, где исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. Путь оказался нелегким: жизнь Матроны в Москве сопровождали тяготы, лишения и опасности. Приходилось скитаться по квартирам, перебиваться с хлеба на воду, опасаться прихода милиции – могла нагрянуть по доносу соседей приютивших хозяев. Чудесный дар помогал святой предсказывать приход милиции. Он спасал саму и ограждал владельцев квартиры от ареста.
Со слепой провидицей происходили жуткие вещи: в одном из домов, где жила, было так холодно, что волосы женщины примерзли к стене. В другой раз, зная о грядущем приходе милиции, Матрона намеренно осталась в квартире. Милиционеру сказала, что не убежит, потому что слепая, но ему нужно поторопиться домой. Тот послушался матушку и спас жену, которая могла сгореть при пожаре. После этого милиционер наотрез отказался арестовывать Матрону.
Матрона продолжала принимать людей днем, слушать просьбы. Ночью молилась. Не спала, подобно подвижникам древности. Дремала на жесткой лежанке. Молитвы спасли многих от заблуждений и погибели, от утраты души.
Предсказала Матрона и грядущие мировые войны. Утешила: Россия не падет, но будет страдать до избавления от захватчиков. Сказала, что в Тулу враги не войдут. Все подтвердились.
Помощь ее также действенна. Не отказывала матушка никому, кроме людей лукавых, со злым умыслом. Во всякой заблудшей душе она видела свет, но человек сам не искал спасения, приходил лечиться. Тех, кого могла, спасала, несмотря на давление коммунистической власти.
Второго мая 1952 года Матрона Московская отошла в мир иной. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долго ходили люди. И сегодня место погребения Матронушки привлекает тысячи паломников из России и заграницы. Смерть стала началом канонизации и прославления как святой и посланницы Божьей .
Праздник святой Матроны Московской
Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!
Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.
Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.
Рака с мощами святой Матроны
Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…
В Покровском монастыре
Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.
Слепая девочка. Святая Матрона Московская
Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.
Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…
…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.
Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.
Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.
Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».
Дар святой Матроны Московской
На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.
В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.
К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.
От Арбата – до Посада
Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.
До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.
Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.
Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».
С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.
А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.
Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».
Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.
И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.
В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.
Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:
1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).
2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).
Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона .
1.
«Приехала я в Москву в октябре 1994 года. Поступила в Свято-Тихоновский Богословский институт, но очень трудно было устроиться с жильем. За месяц сменила три квартиры, и нигде не могли принять меня надолго. Уже и к батюшке обращалась за помощью, даже после его благословения попытки устроиться на квартиру были неудачны. Наконец, поехала к Матроне: «Матронушка, помоги!». На другой день пришла на службу в храм Всех Святых. После службы подходит ко мне священник (он знал о моих мытарствах): «Вот у нее будешь жить, у Матроны», - и подводит ко мне старушку. Я еще и не встречала-то человека с таким именем. Вот так помогла Матрона. «Вот тебе квартира, а чтоб не сомневалась, что помощь от меня, вот тебе и Матрона!».
Шилаускене М., Клайпеда, Литва
2. «Хочу рассказать о тех чудесах, что сотворила Матрона. До сорока лет я не был женат и просил Господа даровать мне брак. Наконец встретил девушку, которую полюбил. К тому времени я уже прочитал житие святой Матронушки, многое узнал о ее благодатной помощи людям. Вместе с мамой мы отправились в Покровский монастырь к Матроне. Просили ее молитв, чтобы мне жениться, если есть на то Божия воля. И через несколько дней, в Покров Пресвятой Богородицы - престольный праздник монастыря, я сделал предложение, которое сразу было принято. Через три с небольшим месяца нас обвенчали. И вот уже почти пять лет мы с моей Инночкой живем в любви и согласии. Растим сына Мишеньку - Богом нам данную радость. Этим счастьем мы обязаны молитвам святой Матроне.
В другой раз серьезно заболела моя мама. Потребовалась сложная операция по удалению почки. Мы молились изо всех сил. Особенно горячо обращались за помощью к святой Матроне. Перед операцией мы с мамой побывали у нее в монастыре. Вернулись совершенно успокоенные и уверенные в благополучном исходе. Икону Матроны мама взяла с собой в больницу и не расставалась с ней. Операция состоялась в день празднования в честь иконы Божией Матери Иверской. Оперировал прекрасный хирург, профессор Юрий Геннадьевич Аляев - и все прошло очень успешно. Мама поправилась и через три недели вернулась домой. Молитвы святой Матронушки, чью помощь мы все это время чувствовали с необычайной силой, спасли ее.
Бывали и другие многочисленные случаи, когда в больших затруднениях мы обращались к Матронушке, и все неожиданно разрешалось быстро и хорошо. Для нашей семьи, как и для множества православных людей, Матронушка стала родной святой, доброй молитвенницей и великой помощницей».
Григорий Зобин, Москва
3. «Несколько лет назад я окончила курсы народных целителей, имея благородную цель - исцелять моих родных от всевозможных недугов. В то время в церковь я ходила изредка и знала всего насколько молитв. Постепенно друг от друга обо мне узнавали люди, все чаще и чаще ко мне обращались за помощью. За лечение я брала, кто сколько даст, получалось немного, только на питание мне и дочери. Во время своих сеансов я зажигала церковную свечу, читала молитвы, применяла экстрасенсорный метод лечения, психотерапию.
Почти у всех пациентов проходили заболевания, по крайней мере, было явное улучшение. У меня же не шли никакие дела. Кроме того, у моей дочери стало сильно прогрессировать давнее хроническое заболевание. Ни я и никто из моих знакомых целителей не мог ей помочь своими методами. С каждым годом дочери становилось все хуже. Я не заметила, как попала в полную зависимость от темных сил, и они повели меня к погибели. Что бы ни случалось в моей жизни, я думала: значит, Богу так угодно. Поскольку я ходила на курсы целителей, читала оккультную литературу, - тогда я не понимала, что подлинный дар целительства Бог дает только своим избранным, святым подвижникам, проводящим жизнь в посте и молитве. Господь не стал препятствовать сатане овладеть мной. Падший ангел гораздо умнее человека и знает его слабые места. Моим слабым местом была дочь, которой требовалась помощь. И я вместо того, чтобы обратиться к Господу, Божией Матери и святым угодникам, отклонилась от истинного пути. Но через это искушение Господь дал мне великий урок. Он не оставил меня за то, что, занимаясь целительством, я не прельстилась деньгами, искренне хотела помочь людям, не возгордилась, не считала себя особенной и выдающейся и старалась исполнять Его заповеди. От верующих людей я узнала о матушке Матронушке. Когда я впервые приехала к ней на могилку, то, встав в очередь, стала просить молить обо мне Бога, чтобы Он простил меня, чтобы она помогла мне разобраться, от каких сил целители, и если мне надо очиститься, то чтобы она не оставила меня, помогла в этом. На кладбище я купила книжечку о блаженной Матроне, взяла с могилки свечи, воду, маслице. Дома прочитала книжку о житии нашей неоцененной помощницы, выпила воды, зажгла свечу, поставила перед собой иконы и портрет Матронушки и стала слезно просить ее дать мне понять, кто мне помогает лечить людей. Вдруг пальцы мои скрючились и стали помимо моей воли пытаться сломать свечу и потушить пламя, но к Матронушкиной свече они так и не приблизились. Это был ответ, не оставляющий никаких сомнений. С этого момента я стала каждый день читать Библию, молитвы утром, днем и вечером, даже вставала ночью, чтобы прочитать покаянные каноны Иисусу Христу, Божией Матери и ангелу-хранителю.
ко мне присоединились моя дочь и мама. Кроме того, мы несколько раз в день пили воду и натирались маслом с могилки. В последующие поездки к Матронушке я брала с могилки песочек. Когда впервые положила его себе на голову, предварительно поставив перед собой зажженную свечу, прося Господа и Матрону простить меня и очистить, я упала, меня стало корежить, вырвался крик. Так со мной произошло три раза. Ездила я к Матроне и с дочкой, и с мамой, и с другими родственниками. И всем она помогла. И сейчас, время от времени, мы ездим на ее могилу, растираемся маслом, прикладываем к больным местам мешочек с песком. Часто ходим в церковь, исповедуемся, причащаемся. Теперь здоровье дочери улучшилось, у мамы прекратились боли. В храме Воскресения Христова в Сокольниках ко мне и дочери очень по-доброму и с пониманием отнесся протоиерей Валентин, который и помог нам покаяться в грехах. Он мне сказал, что если бы я еще немного продолжала лечить, то сильно заболела. Он благословил меня и дочь ехать на отчитку к отцу Герману в Троице-Сергиеву Лавру. Почти всегда, когда я бываю в храме, ставлю на канон свечу матушке Матроне и благодарю Бога за то, что она была и есть».
Валентина, Москва
4. «Год назад в нашей семье был большой кризис. Хотел бросить семью, жену и маленького сына. Запутался окончательно. Решил взять отпуск и поехать в Москву к сестре. Жена просила заехать к матушке Матроне и передать записку. И вот мне удается попасть в монастырь к матушке и приложиться к святым мощам ее. Положил записку и вышел из храма. Уехал из Москвы и по приезду домой жена меня просто не узнала, говорит, что приехал абсолютно другой человек. Слава Богу, в семье все понемногу наладилось. Спасибо тебе, матушка Матронушка, за помощь твою».
р.Б. Роман
5. «У меня хроническая болезнь почек, врачи категорически запрещали мне рожать, т.к. говорили, что осложнения будут очень плачевными… Однажды я пролежала месяц в больнице с обострением. После чего у меня была долгая депрессия, вплоть до того, что были мысли, что мне мало жить осталось…(тогда мне было 20 лет). Вспомнила про Матронушку, решила поехать к ней, просить помощи, т.к. в душе творилось что-то страшное. Приехав в монастырь, припав к мощам, я со всей искренностью и беспомощностью просила помощи! Причем я попросила излечения болезни почек, т.к. мне еще надо будет рожать в будущем. В тот месяц женские дела не начинались у меня… Оказалось, что я беременна! Конечно, беременность протекала с оттеками, но никаких осложнений не было. Даже анализы были лучше, чем до беременности. Родилась здоровая девочка. Вера моя укрепилась, молюсь, надеюсь только на Бога».
Без подписи
Небольшая история про Святую Матронушку...
Если выйти из Московского метро на станции «Марксистская» к торговому центру «Таганка», слева от вас будет немного странная, не типичная для суетливой Москвы картина: троллейбусная остановка, заполненная обладателями красивых букетов. Здесь почти каждый держит в руках цветы! Эти цветы - для Матронушки.
Так любовно называют православные св. Матрону Московскую. Две остановки на любом троллейбусе – и перед вами стены Покровского женского монастыря, где покоится прах столь почитаемой народом святой.
Она еще при жизни была любимицей народа, а сейчас, после прославления в лике святых в 1998г., монастырь едва справляется с человеческим потоком.
Тысячи людей идут сюда за утешением, за исцелением, за надеждой. Перед смертью Матрона говорила:
«Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»
«Маленькая святая»
Так иногда называли ее у себя на родине, в селе Себино Тульской губернии. Маленькая – потому, что ростом она была очень мала, а святая – потому, что с детства умела исцелять людей, предсказывать события, видеть грехи человека «духовным зрением».
Обычного зрения у Матроны не было – с самого рождения она была слепой. А в возрасте семнадцати лет перестала ходить – отказали ноги. Всю оставшуюся жизнь Матрона провела сидя, но никогда ни на что не жаловалась.
Родившись в 1881 году в большой крестьянской семье, в 1925 году Матрона навсегда переехала в Москву – чтобы не быть обузой для престарелых родителей - ведь прокормиться в те годы в деревне было очень сложно.
В Москве она не имела не только своего жилья, но даже прописки – кочевала от одних «добрых людей» к другим. И так – всю жизнь, до самой смерти в 1952 г.
«Москва – это святой город»
Говорила Матрона и очень любила Москву. Правда, ей приходилось очень часто переезжать, менять адреса – в те годы можно было легко получить уголовную статью за религиозность, за распространение «опиума для народа».
Несколько раз Матрона чудом избегала ареста: она всегда предчувствовала, что будет обыск или визит милиции и спешно перебиралась в другое место. Жила там, куда ее приглашали – сама ни к кому не навязывалась, не напрашивалась.
Дольше всего Матронушка прожила в Староконюшенном переулке, в семье своей односельчанки Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды – целых семь лет.
В старинном особняке (до революции муж Е. М. Ждановой был очень богат) она занимала комнату, в которой три угла сверху донизу были заняты иконами и лампадами - здесь она принимала людей, сидя на старом сундуке.
«С чем приходили к матушке люди?
Пишет в своих воспоминаниях З. Жданова. - С обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны начальства…
С житейскими нуждами и вопросами. Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации…
Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла.
Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания.
Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы.
Она учила не осуждать ближних. Говорила: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
Какой она запомнилась очевидцам?
«С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос»
(Из книги «Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской»). Она читала молитвы громко, внятно, и всегда подчеркивала, что помогает не она – помогает Бог.
Трудно представить, как жилось практически недвижимой женщине, не имеющей ни пенсии, ни другого дохода. Не имеющей своего угла, своих вещей. Однако Матронушка при этом еще и другим помогала…
Помощь Матронушки
Получили очень многие люди. Каждый день она принимала около сорока человек, среди которых были и тяжелобольные, и те, от кого отказывалась официальная медицина.
Сотни случаев исцелений описаны в житии матушки. Она помогала найти работу, помириться с близкими, забеременеть, выйти замуж. Люди не только исцелялись по ее молитвам, но и получали духовную поддержку.
В этом было предназначение святой. Маленькая, слепая, убогая женщина, которая не могла самостоятельно даже передвигаться, была очень сильна духом. Многих людей она привела к Православию, помогла обрести душевный покой.
Описан такой случай: в 1946 году к Матронушке пришла женщина, которая занимала очень высокое положение и была атеисткой. Муж ее погиб на фронте, единственный сын сошел с ума. Она возила сына в Европу, у нее был доступ к лучшим врачам, но результата не было – сын продолжал находиться в полном душевном расстройстве.
«Я пришла к вам от отчаяния, - сказала она, - мне идти некуда». Матушка помолилась, дала несчастной матери пузыречек святой воды и велела ехать «в Кащенко» и сбрызнуть сына этой водой.
«Через некоторое время, - вспоминает З. Жданова, - мы с братом стали свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях благодарила матушку и сообщила, что ее сын теперь здоров».
Подобные истории
Вы можете услышать сами, если захотите побывать «у Матронушки». В огромной очереди, которая ведет к ее святым мощам, обязательно есть те, которым она уже помогла.
До официального прославления и перенесения мощей в Покровский монастырь желающие приходили на могилку матушки на Даниловском кладбище – с теми же просьбами, мольбами…
Сама она предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет людей ходить, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет…
Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.
При жизни Матронушки у её дома всегда были паломники. Люди приезжали за помощью к матушке за десятки километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. И Матронушка помогала, исцеляла, наставляла.
Блаженная Матрона не требовала от людей многого, но всегда требовала — верить в Бога. Также учила не отчаиваться и по мере сил пытаться исправлять свою жизнь от грехов и пороков с помощью Божией.
Поток паломников, чтобы приложиться к её святым мощам, не иссякает и сегодня: с раннего утра до поздней ночи к Абельмановской заставе, где расположен , идут люди с цветами. Чаще всего это белые розы и хризантемы – их Матрона любила более всех и не любила цветов искусственных. К Матронушке – так ласково называют её люди – приходят семьями с детьми, идут женщины, мужчины.
Современники запомнили её очень светлой, ласковой, с тихим голосом. Никогда не жаловалась, принимая все, выпавшее на её долю, как даваемое от Бога.
Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
Ещё перед смертью Матрона сказала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Краткое житие
Матрона Московская (урождённая Матрона Дмитриевна Никонова) (22 ноября 1881 года - 2 мая 1952) - святая Русской Православной Церкви.
Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии, она была четвёртым ребёнком в семье. Согласно житию святой Матроны, родители, Наталья и Дмитрий Никоновы, сначала хотели оставить слепую дочь в приюте, но мать передумала после того, как ей приснился необыкновенный сон: белая птица необычайной красоты, но слепая, села на её груди. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила своё «дитя несчастное».
Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже, когда ей было уже лет шесть мать как-то стала ругать её: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», - отвечала девочка.
Житие сообщает, что уже с семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.
Много людей приезжало за помощью к Матроне. В четырёх километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра идёт ко мне, ползёт. Часам к трем доползёт». Он полз эти четыре километра, а от неё пошел на своих ногах, исцелённый.
До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена - восьмой столп России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Как говорила сама Матронушка, «такова была воля Божия». До конца дней своих она была «сидячей». Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.
В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой так и прожила до конца своих дней. Жила где придётся - у друзей и знакомых. В день Матрона принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи.
Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей в свои последние дни. Скончалась 2 мая 1952 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве. позже стала местом неофициального паломничества.
8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную .
2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая. Определение Священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881-1952)». В том же году состоялась общецерковная канонизация. Документ об этом был принят на заседании Архиерейского Собора РПЦ 6 октября 2004 г.
Памятные даты
2 мая
— День Памяти святой Матроны Московской установлен Православной Церковью в День её кончины (02.05.1952 года); День канонизации;
22 ноября
— День Тезоименитства (День Ангела). День, в который родилась святая Матрона (22.11.1881 года);
7, 8* марта
— Празднование обретения святых мощей блаженной Матроны (08.03.1998 года).
Вспоминается святая блаженная Матрона также в дни Собора Московских святых - 2 сентября и Собора Тульских святых - 5 октября.
* — 7 марта в високосный год или 8 марта в невисокосные годы (Православный календарь)
— 8 марта установлен как дополнительный день памяти святой Матроны Московской Решением Священного Синода РПЦ от 16 июля 2013 г. (Журнал № 81).