Барокко в скульптуре кратко. Скульптура и живопись барокко Италии в XVII-XVIII вв
Искусство ваяния пришло к нам из глубин тысячелетий. Классические эллинские произведения искусства Европа узнала в период Ренессанса по римским копиям. Но движение неумолимо шло вперед. XVII век потребовал других форм выражения мысли. Так появилось «причудливое» и «странное» барокко. Скульптура, живопись, архитектура, литература - все откликнулось на зов времени.
Происхождение термина
Возникновение слова «барокко» вызывает много споров. Предлагается португальский вариант - «жемчужина», форма которой неправильна. Противники этого направления называли его «нелепым», «вычурным», так как в этом стиле причудливо сливались комбинации классических форм, а также эмоциональность, усиленная световыми эффектами.
Приметы стиля
Пышность и величие, иллюзия и реальность, преднамеренная возбужденность и некоторая неестественность - это все стиль барокко. Скульптура - неотъемлемая его часть, которая показывает раскрытие человеческого образа в конфликте, с повышенной эмоциональностью и психологической выразительностью персонажа. Фигуры даны в быстрых и резких движениях, их лица искажены гримасами боли, горя, радости.
Динамику образов и напряженность создал в своих работах Лоренцо Бернини. С помощью мертвого камня он изображал драматические повествования, особенно искусно используя свет. Художественное превосходство по сравнению с современниками Л. Бернини для нашего времени бесспорно. Скульптура в была поднята этим гением на необычайную высоту. Она стремилась уподобиться живописи благодаря искусным переходам света и тени. Произведения можно рассматривать со всех сторон, и всякий раз они будут совершенны.
Это происходит потому, что материал полностью подчинен художественной идее. Творчество ваятеля барокко, скульптура в особенности, входит в контакт с окружающей средой, с воздушным пространством вокруг нее. Именно барокко открывает на природе, в садах и парках, новую веху в истории светской скульптуры.
Как работает скульптор
Только гениальный Микеланджело был способен взять глыбу мрамора и отсечь все лишнее, создав шедевр. Главное - как рождается образ в голове скульптора, с какими творческими муками он связан, как продумывается каждая деталь, как заранее ваятель видит будущий результат, и как он стремится приблизиться к воображаемому идеалу. Так веками работали творческие люди. Не является исключением стиль барокко. Скульптура создавалась по этой же методике. как он сам говорил, мрамор подчинял себе, как воск.
Миф о похищении Прозерпины
Скульптурную композицию «Похищение Прозерпины» заказал молодому талантливому ваятелю Л. Бернини (1621-1622 гг.) кардинал Сципион Боргезе. Мастеру было всего 23 года. Он решил как можно ярче выразить все чувства, которые возникли в момент поимки юной Прозерпины Плутоном. Счастливо проходила юность дочери Деметры, которая резвилась и водила хороводы с подругами в лугах и лесах. Она и ее мать не знали, что могущественный Зевс решил сделать ее женой властителя подземного царства Плутона. Как-то во время прогулки ей приглянулся цветок. Прозерпина сорвала его. Именно в этот момент из-под земли явился на золотой колеснице мрачный повелитель царства теней и мертвых Плутон. Только Гелиос с небес видел, как схватил и забрал под землю красавицу могущественный бог. Прозерпина успела только вскрикнуть.
Скульптура Лоренцо Бернини
Динамичная композиция «Похищение Прозерпины» хорошо сбалансирована и симметрична.
Мощное тело Плутона с напряженными бицепсами и тщательно вырезанными икроножными мышцами, вздутыми венами и связками очень устойчиво благодаря широко расставленным ногам и выдвинутому вперед колену. Фигура Прозерпины извивается в его руках. Одной рукой она отталкивает от себя голову Плутона, а другую в мольбе о помощи выбросила вверх. Своими бедрами и всем телом юная отроковица отталкивается от грозного бога. По ее лицу текут слезы.
Она вся - порыв вверх, на волю. Нежное тело девушки крепко и нежно держат изящные пальцы бога. Их тела образуют устойчивую X-образную композицию. Первая диагональ проходит от отставленной в сторону ноги Плутона вверх к откинутой головке. Вторая - через правую ногу Прозерпины, корпус и голову бога. Тела персонажей и цербера в том числе, который призван уравновесить композицию, выглядят крайне реалистично. Если рассматривать ее с разных сторон и при разном освещении, то получаются либо зловещие эффекты, либо теплые на лицах. Интересен также контраст гладких, с мягкими округлостями тел с мохнатой шерстью цербера. Вот таким захватывающим может быть искусство. Скульптура создает впечатление, что они сделаны из разного материала. Но это не так. К тому же следует добавить, что волосы на голове бога как будто взметнул ветер, и выглядят они чрезвычайно естественно. Работу «Похищение Прозерпины» следует обходить по кругу, тогда выявится, что с минимальным количеством деталей мастер создал шедевр с совершенно беспомощной девушкой и непоколебимым в своем стремлении Плутоном.
Второй заказ кардинала Боргезе
Восхищенный совершенством работы ваятеля, кардинал Боргезе в 1622 году заказал ему следующую композицию. Она основывалась также на греческом мифе. Он был знаком просвещенным итальянцам по «Метаморфозам» Овидия. Суть состоит в том, что Аполлон, пораженный стрелой Купидона, увидев прекрасную нимфу, стал ее преследовать. Вот он уже ее настиг, но беглянка стала молить отца, бога реки, о помощи, и на глазах потрясенного Аполлона превратилась в лавровое дерево. Скульптура «Аполлон и Дафна» Бернини изображает именно тот момент, когда ноги нимфы превращаются в корни, а пальцы рук - в ветви с листвой.
Ничего от нее не осталось, кроме сияющей прелести. Феб не потерял к ней любви. Он поцеловал кору, скрывшую тело нимфы, и на свою голову надел венок из ветвей лавра. Гений Бернини превратил поэзию в реальность. Он показал динамизм действий и изменений. Особенно у Дафны. Ее наряд, спадая с плеча, превращается в кору, руки - в ветви. Выражение лица нимфы - это трагедия. Бог с бесконечной надеждой смотрит на нее и не верит, что она изменится. Эта скульптура иллюстрирует напрасную любовь. Она говорит о том, что погоня за земными удовольствиями может привести к разочарованию и, более того, навредить другому человеку.
Обе композиции сейчас выставлены в галерее Боргезе в Риме.
Наиболее характерные черты италь-янской архитектуры XVII в. вопло-тились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. "Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились но-вые типы храма, городской площа-ди и дворцового ансамбля.
Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитектора-ми Джакомо Бароцци да Виньола (1507— 1573) и Джакомо делла Пор-та (около 1537—1602) для мона-шеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной бази-лики. Центральный неф церкви здесь
короче и шире, чем в предшеству-ющих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (ча-совни).
Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ-ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при-тягивает к себе внимание вошедше-го в церковь, как бы намеренно за-трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про-рыв вверх. Всё это напоминает ду-ховный путь человека к общению с Богом — через преодоление стра-стей и пороков.
Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил ог-ромную плоскость стены на два го-ризонтальных яруса, оформив каж-дый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — во-лютами (umcm . voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это прида-ёт фасаду сложный и выразитель-ный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относя-щийся к этим постройкам). -
Огромный вклад в создание цер-ковной архитектуры барокко внес-ли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была пе-рестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зда-нию, возведённому в эпоху Возрож-дения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой при-твор, превратив весь собор из цен-трического в вытянутый базили-кальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подку-польному пространству, где нахо-дится могила Святого Петра. .
Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Ри-ме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского универ-ситета (1642—1660 гг.) и Сан-Кар-ло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).
Для церкви Сан-Карло был отве-дён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оваль-ное в плане здание перекрыто купо-лом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибает-ся, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно ме-няется прямо на глазах — это лю-бимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерь-ере храма чистый белый цвет дела-
ет все детали светоносными и лёг-кими. Здесь всё располагает к со-кровенному общению человека с Богом.
В XVII столетии в Италии возво-дилось много дворцовых ансамб-лей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий обра-зец такого подхода — палаццо (дво-рец) Барберини (1625—1663 гг.).
разворачивается, чтобы метнуть ка-мень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо от-ражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие склад-ки. Бернини превратил своего Дави-да в некий символ Божественного правосудия.
В произведениях Лоренцо Бер-нини много черт, неизвестных эпо-хе Возрождения. Скульптор показы-вал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложни-лись. В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, застав-ляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувст-венное обаяние человеческого тела.
Главная тема в творчестве Берни-ни — размышления о жизни и чувствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптур-ного портрета. Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число за-рисовок. Следя за поведением геро-ев в различных ситуациях, он пытал-ся поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Это «остановленное мгновение» он запе-чатлевал в камне.
Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо пе-реданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1632 г. Полон глубокого обаяния об-раз возлюбленной скульптора Кон-станции Буонарелли (около 1635 г.). Бернини изобразил её очень ин-тимно, с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это поз-воляет почувствовать силу темпера-мента, энергию и душевную откры-тость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма,
который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвиж-ную мимику.
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих компо-зиций — «Экстаз Святой Терезы» (1б45—1б52 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, ре-формировала монашеский орден кармелиток Бернини изобразил ми-стическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела анге-ла в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И за-тем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил моё серд-це и проник до самых моих внутрен-ностей, а когда он извлёк стрелу, по-казалось мне, что он взял с нею моё сердце, и он оставил меня воспламе-нённой великой любовью к Богу». Бе-ломраморную группу — Святую Тере-зу и ангела — мастер поместил среди колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за круп-ными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело и но-вая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигант-ское движение духа.
Бернини всю жизнь сопутство-вали признание и успех. Крут его заказчиков составляли папы, карди-налы и высшая римская аристокра-тия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской культуры XVII в. В луч-ших его работах виден настоящий мастер, вошедший в искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.
Лоренио Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи свя-тых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и ки-ворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечатель-ное творение мастера — плошадь перед собором (1657—1663 гг.).
Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, ог-ромное число паломников, говорящих на разных языках, долж-ны были почувствовать своё духовное единство.
Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное ре-шение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галерея-ми, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обраще-на к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обе-лиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Обшие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Шрства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного про-странства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.
Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Культовая скульптура — это отдельные статуи, скульптурные группы, рельефные композиции, скульптурные надгробия. Их основная тема — изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества. Культовая скульптура барокко — это подобие земных страстей и аффектов, окрашенных духовным порывом. В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Джованни Бернини “Экстаз святой Терезы”.
Светская скульптура барокко представлена монументами разного типа и назначения: парадные статуи монархов, портреты знати, скульптуры для городских фонтанов и садово-парковая пластика. Типичный признак барочной скульптуры — потребность в среде, активное взаимодействие с ней, со стихией воды, воздуха, света. Произведения скульптуры барокко нуждаются в архитектурном или пейзажном обрамлении, поэтому впечатление от них теряется в музейной среде. Скульпторы барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных декоративно выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.
В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее. Экспрессия движения в пластике барокко особенно ярко проявляется в скульптурных группах, созданных для фонтанов. Среди них — знаменитые работы Бернини — фонтан “Тритон” на площади Барберини в Риме, фонтан “Четырех рек” на площади Навона и др. Стержень их композиционного замысла — движение воды. Скульптура и вода образуют одно целое. Фигуры и необработанные глыбы камня своими несимметричными формами вторят движению воды, ее потокам и струям, бьющим в разных направлениях. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле — порождении природной стихии. Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы.В эпоху Ренессанса живопись тяготела к скульптурным принципам, в эпоху барокко скульптура стремится к живописности. Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. Этому эффекту помогают световые блики, играющие на поверхности скульптур. Замыслы скульпторов рассчитаны на восприятие нежнейших переходов света и тени на человеческом теле, поэтому воздушное пространство, окружающее фигуры, играет очень важную роль в искусстве барокко. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры.
В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола. В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства.
Ярчайшим мастером культовой скульптуры барокко был Бальтазар Пермозер (“Отчаяние проклятого”, “Святой Амвросий”). Его работы отличает экспрессия, переходящая в большую внутреннюю силу, уникальность работ мелкой пластики, глобальные философские проблемы.
Скульптор Антонио Канова известен своими работами в стиле барокко. Для его произведений характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой героического или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью, необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.
В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники.
Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, в Германии, во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
В России в стиле барочной скульптуры работал .
В переводе с итальянского языка, barocco – «странный, удивительный, причудливый». Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Он получил широкое применение в области изобразительного искусства, скульптуры, музыки и архитектуры. Его призванием стало прославление могущества церкви и аристократического общества того времени. Барокко смог выразить новое представление о безграничности и многообразии окружающего мира, его единстве и драматичной изменчивости, пробудил интерес к стихиям природы.
История возникновения барокко – новая эпоха в Европе на смену Возрождению
Именно в Италии на смену Высокого Возрождения возник (16-й век). Не смотря на тяжелое политическое положение страны, где господствовали иностранцы (испанцы и французы), Италия продолжает оставаться культурным центром Европы. В этот период итальянцы не могли позволить себе выстраивать новые шикарные или , как он назывался ранее, по стилю) .
Появление барокко позволило создавать иллюзию богатства, обходясь без дорогостоящих материалов.
Активное развитие культуры началось по причине недостатка средств. Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и представителям церковной власти, но они все же нуждались в подтверждении собственной состоятельности и мощи. Высшие сословия обратились за помощью к искусству – появившееся направление их возвышало и за счет этого набирало все большую популярность.
Черты и особенности стиля
Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Стиль барокко от унаследовал тенденцию поражать воображение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.
Классицизм – это направление в искусстве (17-19 вв). Характеризуется возвращением к и культуре, которая считалась идеальным образцом.
Неоценимый вклад в области архитектуры внесли:
- Донато Браманте – основоположник барочного зодчества.
- Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана – архитекторы раннего периода барокко.
- Франческо Брромини – представитель радикального зодчества.
- Сантино Солари – создал первый барочный собор в Зальцбурге.
Скульптура
Органически присущей частью искусства барокко являлась скульптура. Самым знаменитым скульптором 17-го столетия был признан Лоренцо Бернини. Его наиболее популярные работы на мифологическую тематику:
- Плутон (бог подземного царства), похищающий Прозерпину.
- «Экстаз святой Терезы» – алтарная группа, расположенная в одном из храмов Рима.
- Аполлон (бог света), преследующий нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.
На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Именно этот материал преобладал при создании скульптур, а для большей реалистичности с хрустальной срезкой и стеклянными глазами.
Мода
Эпоха барокко развивается во времена правления Людовика XIV (2-я половина 17-го века), когда при дворе царил безукоризненный этикет. Законодателем модных тенденций в Европе была Франция, и другие страны строго следовали французским направлениям в моде.
Для европейских нарядов характерна невероятная пышность, дополненная многочисленными украшениями.
Платья прекрасных дам видоизменились – в отличие от эпохи Раннего Ренессанса они были на китовом усе. Наряд книзу юбки плавно расширялся, а сзади платья прикреплялся шлейф. Глубокий вырез декольте открывал плечи, а вошедшие в моду высокие прически покрывались косынками и чепчиками из тонкой ткани.
Мужчины носили длинные кафтаны, украшенные кружевами и красочными бантами. Высокие ботфорты носили исключительно во время военных походов или в полях. В гражданской же обстановке представители сильного пола носили туфли. Обувь украшалась аграфами (пряжки), но со временем более популярными стали банты.
Головы кавалеров покрываются элегантными париками, распускающимися кудрявыми локонами по плечам и торчащими вверх. Как женщины, так и их кавалеры стали использовать косметику в непомерном количестве. Лица и парики тщательно напудривались. Кроме того, появились мушки – они придавали яркий контраст невероятной белизне кожи.
Пример нарядов времени барокко можно наблюдать на фото.
Введение
Лувр
Париж
Песчанник; высота - 2 м
Аккадский период 2300-2100 гᴦ. до н. э.
Стела царя Нарамсина:
Высота 2 м
В честь победы над лалубеями
Вверху – гора
2 символа – луна и солнце
Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)
Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом
Царь лалубеев молит о пощаде
Юноша выразительно откинулся назад
Единство композиции
Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)
Несколько трупов – условно показанное поражение
Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы
Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко - ϶ᴛᴏ театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.
В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.
Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме ʼʼСкульптура бароккоʼʼ, дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.
Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.
Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.
В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.
Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), к примеру, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. ʼʼДавидʼʼ Бернини - ϶ᴛᴏ бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.
Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини
был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. По этой причине в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, к примеру, одна из лучших его композиций – ʼʼЭкстаз Святой Терезыʼʼ (1645-1652 гᴦ.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: ʼʼЯ сделал мрамор гибким, как воскʼʼ. Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы ʼʼПохищение Прозерпиныʼʼ (1621-1622 гᴦ.) (Рис. 1.3) и ʼʼАполлон и Дафнаʼʼ (1622-1624гᴦ.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, ʼʼБлаженная Лодовика Альбертониʼʼ (1674 ᴦ.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.
Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.
Рис. 1.3 Рис. 1.4
Бернини – создатель, барочного портрета. Это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нём реального облика модели. Таков, к примеру, портрет кардинала Шипионе Боргезе (1632 г) (Рис. 1.6).
Рис. 1.6 Рис. 1.7. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ.
Фрагмент. 1648 - 1651 гᴦ.
Рис. 1.8. Пьяцца Навона. Фонтан ʼʼЧетыре рекиʼʼ. 1648 – 1651 гᴦ.
Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные черты этого стиля:
Стирание границ между задачами ваяния и живописи;
Отказ от пластического покоя; не только в позах, но
и в игре лиц проявляется стремление выразить жизнь и страсть;
Воспроизведение не состояния героев, а действия, из которого
выхвачено краткое мгновение;
Иллюзорная передача фактуры предметов;
Любовь к сочетанию разных материалов (по фактуре, по цвету);
Усложнение силуэтов и ракурсов фигур, что позволяет воспринимать
скульптуру с различных точек зрения;
Театрализация действия;
Включение зрителя в действие и создание интерактивного пространства
между ним и произведением.
Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼСкульптура барокко Италииʼʼ
1. Назовите характерные черты скульптуры барокко.
2. Существует ли связь между архитектурой и скульптурой барокко?
Какова роль скульптуры барокко в решении общих стилистических
3. Назовите имена итальянских скульпторов, работавших в стиле барокко.
4. Определите тематические границы скульптуры барокко.
5. Какие скульптурные композиции Л. Бернини посвящены
мифологическим сюжетам? Поясните новую трактовку этих образов,
вставших на службу католицизму.
6. Дайте сравнительную характеристику ʼʼДавидаʼʼ Л. Бернини и
ренессансной трактовки образа, выделяя присущие этому произведению
черты барокко.
7. Назовите скульптурную композицию Л. Бернини, являющуюся
примером синтеза искусств барокко; дайте характеристику.
8. Назовите характерные черты скульптурного портрета барокко на
примере произведений Л. Бернини.