Анкор-ват, камбоджа - самый большой храм в мире. Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров
Вас очень трудно удивить? Вы побывали во всех уголках планеты и считаете, что видели все? Тогда предлагаю развеять ваш скепсис очередным туром, что включает посещение одного из самых ярких памятников древней религии кхмеров. Сегодня мы отправляемся в далекую Юго-Восточную Азию, в джунглях которой сокрыто ничуть не меньше тайн и артефактов, чем в Южной Америке с ее знаменитыми поселениями майя и инков. Конечная цель нашего туристического путешествия – величественный храм Ангкор-Ват, история которого насчитывает примерно 900 лет.
Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:
- AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
- AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб
До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.
Если верить официальным источникам, то строительство храма было начато еще в 12 веке. Считается, что Ангкор-Ват являлся частью некогда огромной Кхмерской империи, вокруг которой даже сегодня существует немало споров.
Ангкор – это название города, который считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных км, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров. Сам храмовый комплекс был посвящен богу Вишну и считался самым ярким представителем индуистской религии. Именно архитектура строений напоминает о религии, что проповедовалась на этой территории многие века.
Строительство было завершено во время пребывания на троне короля Сурьявармана II. Именно в этот период Анкор переживал пик своего становления, представлял собой мегаполис и насчитывал население в несколько сотен жителей. Всего же к храму были отнесены огромные площади с деревнями и другими поселениями, в которых проживали не менее 80 тысяч крестьян. Немногим позже, Анкор-Ват стал не только центром для поклонения Вишну, но и Будде.
Уже в те далекие годы храм поражал воображение своей величественностью. По всему его периметру были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.
Вся самая интересная информация и обзор самых потрясающих достопримечательностей Камбоджи в нашем путеводителе.
Расположение религиозного центра
Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.
Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.
Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!
Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…
Чем уникален?
Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.
Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.
Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.
Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.
Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.
Экскурсия по древнему храму
Сегодня туристические экскурсии по храмовому комплексу доступны практически каждому. Главное требование – соблюдать простые правила пребывания в храме и уважительно относиться к этому культурному и архитектурному памятнику.
Ангкор-Ват подарит одни из самых ярких впечатлений каждому, кто окажется в Камбодже. Экзотические приключения, история, пропитанная восточной культурой и удивительная религия – это лишь малая доля того, с чем вам предстоит познакомиться за его стенами.
Нужно также знать, что комплекс строений включает в состав несколько десятков храмов и отдельных строений, а вся ирригационная система, которой насчитывается 900 лет, и сегодня исправно работает и выполняет свои функции. Особого внимания заслуживают храмовая гора, что имеет название Байон, изображения главного бога Будды, вытесанные из камня, Слоновая терраса и изваяние Прокаженного Короля. Конечно, описать словами грандиозное творение рук человека невозможно. Каждое строение выполнено в особом стиле и имеет свои особенности. Остановимся на некоторых достопримечательностях подробнее.
Одним из ранних строений Ангкоры считается Пном-Бакхенг. Считается, что он возводился в девятом столетии и в конечном итоге получил вид сооружения с пятью ярусами и несколькими башнями. Центральная область комплекса называется Ангкор-Тхом, что в дословно переводе означает «большой город». По всему периметру он окружен водяным каналом и стенами (100 м и 8 м соответственно). Цитадель включает пять ворот, что окружают высокие башни, стены которых украшены изображениями божеств.
За стенами цитадели находится пирамида Байон, о которой уже упоминалось выше. Ее окружают 54 башни. Здесь же находятся и такие достопримечательности, как храм Бафуон (точнее его руины, которые сохранились до наших дней), дворец, святилища Бапхуоп и Пимеанакас (что больше известен как «Дворец Неба»), терраса Слонов (с которой правители и наблюдали за ходом всех церемоний). Здесь же можно насладиться оригинальными чертами Врат Победы и мостами из камня, что украшены ликами богов.
Если упомянутые выше строения, в большинстве своем, подвергались частичной или полной реставрации, то некоторые храмы сохранили свой первозданный вид. К примеру, Та-Пром.
Как добраться и где остановиться
Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.
Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.
Подробный исторический экскурс, который расскажет про Ангкор Ват — легендарный храмовый комплекс в Камбодже. Приготовьтесь, будет интересно!
Религиозное сооружение Ангкор Ват — крупнейший в мире индуистский храм. Считается одной из великолепнейших «жемчужин» Ангкора — древней столицы могущественной кхмерской империи. Находясь на отдыхе в Камбодже, самостоятельному путешественнику непременно стоит посетить это таинственное и прекрасное место.
Ангкор Ват: история
Более десяти столетий назад на территории Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда существовала Кхмерская империя (Камбуджадеша). Ее основателем был царь Джайяварман II (802-850 гг.), объединивший эти земли путем кровопролитных войн.
Своего расцвета империя достигает чуть позже, во времена правления Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Царь поклонялся индуистскому богу Вишну, в честь и был воздвигнут Ангкор Ват. Строительство религиозного сооружения продолжалось более 30 лет. Над его созданием трудились не только местные умельцы. По приказу правителя мастеров искали по всей Азии.
В качестве основного материала использовался песчаник, который привозили с карьера, расположенного в 40 км. от места строительства. Камни полировались и укладывались друг на друга. При укладке никакого раствора не применялось.
В те далекие времена правители считались посланниками богов. После смерти Сурьявармана II храм стал его усыпальницей. С тех пор история Ангкора и его главного религиозного памятника неразрывно связаны между собой.
Строительство храмового комплекса подорвало экономику страны. К тому же столица была перенаселена, на тот момент в ней проживало более 1 млн. человек. Воды катастрофически не хватало, а плодородные земли были истощены. Во времена правления Джаявармана VII (1181-1218 гг.) произошло несколько восстаний, в результате которых Ангкор был частично разрушен.
Позднее столица неоднократно подвергалась нашествию сиамских войск. После последнего вторжения в 1431 году, Ангкор окончательно пришел в упадок. Люди навсегда покинули город. В храмах остались жить лишь монахи. Столицу империи перенесли в Пномпень. Территорию Ангкора поглотили тропические леса, а сооружения стали домом для тысяч животных. Но город не исчез навсегда.
Планируете поездку? Вам сюда!Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.
В начале XVII века португальские и испанские путешественники случайно наткнулись на таинственные каменные сооружения в джунглях. Но по каким-то причинам европейцы не придали значения необычной находке и об этом вскоре забыли. Своим вторым рождением (конец XIX века) древний Ангкор обязан французскому путешественнику Анри Муо. Он подробно и с восхищением описал в своих рукописях древний город. Толпы исследователей, ученых, историков, паломников и торговцев ринулись в Ангкор.
Фото через 45 лет после открытия: 1906 годК сожалению, от былого великолепия столицы не осталось и следа. Песчаник, из которого были построены здания, с течением времени разрушился под воздействием ветра, солнца и воды. Большинство деревянных построек было сожжено вандалами в периоды военных действий. Сквозь стены зданий во многих местах проросли корни и ветки деревьев.
Благодаря стараниям тысяч людей, к середине XX века многие здания города, в том числе и Ангкор Ват, были восстановлены. После окончания гражданской войны, реставрацией храмового комплекса занимались, в основном, индийские специалисты. С 1992 года уникальное творение кхмерских мастеров находится под охраной ЮНЕСКО.
Фото через 45 лет после открытия: 1906 годУстройство и архитектура Ангкор Ват
Находится храм в самом центре древнего города. Ангкор Ват имеет протяженность с севера на юг — 1,3 км, а с запада на восток — 1,5 км. Религиозное сооружение прямоугольной формы. Состоит из трех уровней (ярусов), которые увеличиваются по высоте к центру. По внешнему виду чем-то напоминает пирамиду. Уровни олицетворяют собой три стихии: воздух, землю и воду. Территория комплекса окружена пышной зеленью и надежно защищена со всех сторон рвом с водой. Ширина рва составляет более 100 м. Через него проложен каменный мост, соединяющий прямоугольный «остров» с сушей. Далее дорога ведет к главному входу. Центральные ворота и лицевая сторона сооружения ориентированы на запад. К восточной стороне Ангкор Вата также есть дорога, но она менее заметна, и найти ее можно, воспользовавшись услугами проводника.
Всю территорию храма приходится обходить пешком, транспорт здесь запрещен.
Ангкор Ват расположен таким образом, что при взгляде на него с любой стороны всегда видны только три башни из пяти. Это доказывает мастерство архитекторов того времени. Башни и ярусы соединены между собой лестницами, перекрещивающимися между собой галереями, крытыми переходами. Образующееся таким образом внутреннее пространство поделено на многочисленные, квадратной формы, внутренние дворики.
Стены галерей и коридоров, колонны и лестницы покрыты барельефами, резьбой и росписью. Потолочные перекрытия украшены изображениями лотоса и затейливыми узорами. На территории комплекса сохранилось множество статуй диковинных животных, мифических героев и реальных исторических персонажей.
Первый ярус самый большой, состоит из нескольких галерей и переходов. Стены украшены многочисленными изображениями. Здесь находятся 8 панно, общая протяженность которых более 800 м. Основные «сюжеты» — битвы богов, период правления великого Сурьявармана II и многочисленные сражения за могущество империи. Несколько панно посвящены сценам из эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Внешняя стена выполнена в виде двойного ряда колонн.
В конце каждой галереи есть угловые павильоны. Два павильона соединены с главными галереями. Еще два оканчиваются неглубокими нишами в стене. Когда-то эти углубления также были украшены барельефами, но со временем они стерлись и едва заметны.
Надвратные башни главного входа соединены с башнями второго яруса с помощью переходов. Между ними расположены четыре внутренних дворика, которые в сезон дождей наполняются водой и служат бассейнами. Внутренние стены галерей выполнены в виде колонн, сквозь которые видны дворики-бассейны. На противоположных стенах, между окон с фигурно выточенными столбиками, вырезаны фигурки тысяч небесных танцовщиц (апсар). В длинных коридорах установлено множество статуй.
В месте пересечения галерей (с севера на юг) установлены угловые колонны с надписями на неизвестном языке. С обеих сторон на втором ярусе расположены библиотеки, каждая из которых имеет по четыре входа.
Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации. Огромный храм с остроконечными башнями - чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват - самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.
В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) - города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.
Кликабельно 3000 рх
Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже - это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей.
Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) - находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями.
Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов.
Самая популярная фигура, которая здесь встречается - это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura - подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания - это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками - два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая - одна в центре каждой стороны и 2 по углам - поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы.
Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно - примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») - жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.
История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.
В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита - «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.
На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.
Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города - еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э. Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Как возводился комплекс не известно - не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина - почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами - соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.
На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.
Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.
Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.
Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.
Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.
Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.
White Bicycles - довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.
Такси - довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.
Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.
Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.
Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.
Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса - приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) - приблизительно 50$ в день.
Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.
Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.
Кстати, буквально в Августе 2014 года
Ангкор-Ват был внесен в Список чудес света
Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома . Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.
"Можно найти множество фотографий и видеофайлов об Ангкор Вате, но наверное лучшее из всего виртуального это панорама Ангкор Вата, сделанная airpano.ru "
Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.
История Ангкор-Вата
Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.
"Ват" в переводе с кхмерского означает "храм". Вероятно, это слово было добавлено к слову "Ангкор" , когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень , за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.
Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.
Архитектурный план Ангор-Вата
Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом , к которому ведет длинная мощеная дорога.
Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.
Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен - четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.
Символизм
Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, - океаны.
Расположение Ангор-Вата
Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником , фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: "Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие - все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире".
Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина - 250 м (820 футов), ширина - 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва - 5,5 км (3,4 мили).
Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.
Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: "Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада - непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками ". Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.
"Перед тем, как идти по мощеной дороге, поверните направо, спуститесь на пару ступеней террасы и пройдите пару метров по дорожке. Так вы сможете насладиться видом всех пяти башен Ангкор-Вата. Вернитесь в центр террасы и пройдите по главной мощеной дороге по направлению к главной части храма. Левая сторона мощеной дороги изготовлена из более древнего песчаника, чем правая сторона, которая была отреставрирована французами."
В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.
Верхние части трех секций этой башни - одна в центре и две по бокам - обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.
Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).
По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов - друзей неба, сестер облаков?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.
Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти "драгоценные шкатулки кхмерского искусства" имеют идеальную форму.
Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина - 65 м (213 футов), ширина - 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.
"Пройдя библиотеку, но не доходя до водоемов, поверните налево и пройдите по дороже около 40 м (131 фут) до большого дерева. С этой точки открывается отличный вид на пять башен Ангкор-Вата, особенно на закате. Дорожка ведет к крестообразной террасе, известной как "Терраса ужаса". Эта терраса располагается прямо перед главной башней у входа в Ангкор-Ват. "
Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: "Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…".
С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется "Галерея барельефов" (215 x 187м (705x614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.
"В этой точке вы можете или продолжить движение прямо к центральным башням, или повернуть направо, чтобы посмотреть Галерею барельефов. Крестообразные галереи представляют собой связующее звено между первым и вторым уровнями. Этот уникальный архитектурный дизайн состоит из двух крытых галерей с квадратными колоннами в виде креста. Внутренний двор разделен на четыре равные части и декорирован водоемами и лестницами. Несколько декоративных элементов в этих галереях - это окна с балюстрадами, розетки на сводах, бордюр из апсар под карнизами и аскеты у основания колонн. "
"Некоторые колонны в галереях этого внутреннего двора имеют надписи на кхмерском языке и санскрите. По обеим сторонам двора расположены две библиотеки, которые по размеру уступают библиотекам около входа в комплекс. В правой библиотеке - Галерее 1000 Будд - когда-то хранилось множество изображений, относящихся к периоду упадка Ангкор-Вата. До наших дней дошло лишь несколько таких изображений. Левая библиотека - Зал Эхо - получила такое название благодаря своей необычной акустике."
"Чтобы услышать эхо, нужно пройти в конец галереи, встать в левый угол спиной к стене, ударить себя по грудной клетке и внимательно прислушаться. Если вы хотите побывать в библиотеке, пройдите в дверь в конце галереи. С этой библиотеки открывает хороший вид на верхний уровень Ангкор-Вата."
"Вернитесь в центр крестообразных галерей и продолжите движение к центральным башням. Вам предстоит подниматься по лестнице. Внешняя стена галереи второго уровня - та, что ближе к посетителям (100 x 115 м, 328 x 377 футов) - сплошная и недекорированная. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать подходящую обстановку для медитаций священников и короля."
Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.
Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.
В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: "Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами - живые, прекрасные женщины! ". На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.
Высота квадратной основы (длина - 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.
Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.
"Пройдитесь по всему периметру внешней галереи верхнего уровня, чтобы насладиться видом окружающей вас местности, мощеной дороги на западе и центральной группы башен. Галерея не настолько высока, чтобы предоставить полноценный вид окружающей местности. Но все же вы сможете увидеть достаточно, чтобы осознать, какая смелость потребовалась архитекторам, чтобы воздвигнуть этот храмовый комплекс. Вам будет видна северно-западная часть рва до высящейся вершины в виде лотоса, принадлежащей центральному святилищу. С этой точки Ангкор-Ват кажется таким необъятным, что трудно осознать, что такое грандиозное строение было воздвигнуто людьми."
Галерея барельефов
"Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью ", - писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2 изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.
Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством - творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление "высочайшего достоинства", как писал один посетитель 50 лет назад.
Барельефы разделяются на 8 частей - по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.
Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников - индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово "ба" означает "низкий" или "мелкий" и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.
Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности - черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая "стена", тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.
Посещение Галереи барельефов
Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.
"Помните, что барельефы Ангкор-Вата следует смотреть слева направо. Зайдите с западного входа, заверните направо и войдите в галерею, а потом продолжайте движение против часовой стрелки. Если вы начнете осмотр с другой точки галереи, то следите за тем, чтобы храм оставался по левую сторону от вас. Если ваше время в Анкгор-Вате ограничено, мы советуем вам посмотреть следующие барельефы."
Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В сцене изображена последняя битва в Курукшетре - одной из индийский провинций - между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.
Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев "Махабхарата" и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.
"В настоящее время готовятся к публикации фотографии галерей."
Угловой павильон (юго-запад)
Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса "Рамаяна".Восток
А - Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)В - Центр, над дверью: Бог принимает дары
Юг
С - Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смертьD - Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E - Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F - Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G - Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры
Север
H - Левая сторона: Взбивание Молочного моряI - Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J - Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.
Южная (историческая) галерея - армия короля Сурьявармана II
В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.
На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.
Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.
Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.
Суд ямы. Небеса и ад.
На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах - небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.
Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.
Восточная галерея - Взбивание молочного моря
Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе "Бхагавата-пурана". В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту - эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища - источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.
Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные - как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны - ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман - бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги - за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.
Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.
Здесь изображены и другие существа - например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.
Надпись
В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века - времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.
Победа Вишну над Демонами.
Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.
Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.
Победа Кришну над королем демонов Баной
В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.
Битва между Богами и Демонами
21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) - на павлине, Индра? на слоне, четырехрукий Вишну - на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.
Угловой павильон (северо-запад)
Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.Север
А - Справа: женская часть дворца.В - Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С - Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из "Рамаяны"
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер
Запад
D - Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город АйодхьяE -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F - Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.
Юг
G - Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарамиH - Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I - Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.
Восток
J - Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.K - Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L - Слева: Вишну склоняется к змею Внизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве
Западная галерея - битва на ланке
Эта сцена из "Рамаяны" представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.
Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.
Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.
Огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват является главным символом Камбоджи и даже изображен на флаге этой страны. Жители Камбоджи гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли возвести такое чудо света, не уступающее по великолепию другим известным архитектурным памятникам. Европейские же исследователи, изучая храм, часто задавались вопросом: а не присвоили ли кхмеры себе чужие заслуги?
В 1858 году французский натуралист Анри Муо отправился в Индокитай на сбор научных сведений о Камбодже, Лаосе, Сиаме. Приехав в камбоджийский город Сиемреап, он решил обследовать его окрестности. Анри оказался в глубине джунглей и через несколько часов понял, что заблудился.
После нескольких дней плу-тания в джунглях Муо увидел в лучах заходящего солнца три каменные башни, напоминающие прекрасные бутоны лотоса. Подойдя поближе, Анри увидел ров с водой, а за ним огромный каменный забор в искусной резьбе, изображающей богов, людей и животных. За ним высились строения необычайных размеров и красоты.
Заблудший путник
«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, - писал Муо в книге «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индокитая». - Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».
Решив, что перед ним древний замок или храм, француз стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в величественной постройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умиравшего от малярии и голода.
Когда Анри стало лучше, монахи рассказали ему, что он находится в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Европейцы о нем ничего не знали. Хотя еще в 1550 году храм был посещен португальцем Диогу ду Коуту, который издал заметки о своем путешествии.
В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Антониу да Мадалена посетил Ангкор-Ват и оставил письменные свидетельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».
А в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм. Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке. Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путешествии. Но описания Буйево и его предшественников не зацепили внимания общественности. Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.
Центр Вселенной
Храм Ангкор-Ват представляет собой комплекс зданий, расположенных на участке прямоугольной формы площадью 200 гектаров. За каменной стеной, как предполагают археологи, был не только храм, но и королевский дворец и другие постройки. Но так как эти строения были возведены из древесины, они не сохранились.
Сам храм символизирует священную гору Меру -«центр Вселенной и местожительство богов» в индуистской мифологии. Красивее всего пятибашенный храм смотрится в сезон дождей, когда 190-метровый ров заполняется водой. Тогда Ангкор-Ват выглядит центром Вселенной в окружении вод Мирового океана. Именно таким его и задумывали создатели.
Сам трехступенчатый храм с остроконечными башнями -торжество симметрии. Оказавшись в нем, человек сразу видит все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. Кажется, будто храм вырастает на глазах приближающегося человека. Такой эффект оказался возможен из-за расположения террас. Первая терраса возвышается над землей на 3,5 метра, вторая - на 7 метров, а третья - на 13 метров. При этом каждая окружена галереями, крытыми двускатными крышами.
С какой бы стороны посетитель не подходил к Ангкор-Вату, он всегда видит только три башни. Высота центральной из них составляет 65 метров. Учитывая, что все это великолепие покрыто сотнями скульптур и рельефами с образами из древнеиндийских эпосов - Рамаяны и Махабхараты, можно лишь восторгаться этим творением рук человеческих.
Самый большой город
Когда-то храм Ангкор-Ват находился в сердце империи кхмеров - городе Ангкор. При этом «Ангкор» не является историческим названием. Оно распространилось позднее, когда эти места были покинуты кхмерскими властителями, а после пришли в упадок. Это место кхмеры стали называть просто «город» - на санскрите «нагара», позднее трансформировавшееся в «Ангкор».
В самом начале IX века кхмерский император Джая-варман II начал строительство первого культового сооружения в этих местах. За 400 лет Ангкор вырос в город-гигант, состоящий из более 200 храмов. Главным из них был Ангкор-Ват. Историки приписывают его строительство императору Сурьяварману II, правившему в 1113-1150 годах.
Правитель считался земным воплощением Вишну, и кхмеры поклонялись ему как живому божеству. А храм, являясь символом небесного дворца, служил прибежищем духа правителя и его будущей усыпальницей.
Ангкор-Ват строился более 40 лет. Храм, превышающий по площади весь Ватикан, возводили десятки тысяч рабочих и каменотесов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.
В 2007 году международная экспедиция провела исследование Ангкора с использованием фото со спутника и других современных технологий. В итоге был сделан вывод, что Ангкор - самый крупный город доиндустриальной эпохи. Размеры Ангкора с запада на восток составляют 24 километра, а с севера на юг - 8 километров.
На пике его развития здесь проживал миллион человек - немыслимая цифра для тех лет. Для обеспечения такой массы людей продовольствием кхмеры соорудили сложную гидравлическую систему, способную питать как сельскохозяйственные угодья, так и служить источником воды. Кроме того, эта система предохраняла Ангкор от наводнения в сезон дождей.
В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Потеряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Впрочем, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.
Легенды и фантазии
Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древнее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.
У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у королевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спустился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь божества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвержен соблазнам и его необходимо вернуть обратно.
Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он будет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.
Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что традиции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он подошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян».
Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».
Лев КАЛЛИН