И основных свобод 1950 г
Международно-правовые доктрины защиты прав человека обладают определенными отличиями от классических доктрин международного права. Современные институты и нормы международного права, регулирующие защиту прав человека, требуют от государств - участников соответствующих договоров принять на себя односторонние обязательства по обеспечению защиты прав человека в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, но при этом существуют международные обязательства государства по уважению основных частных прав и свобод человека. Поэтому вопросы, касающиеся нарушения частных прав отдельных лиц, государства добровольно и согласованно передали на обсуждение международных органов, в том числе и судов. Как правило, это делалось на основе международных договоров. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) является юридической основой деятельности такой межправительственной организации, как Совет Европы.
Статья 1 - Запрещение тюремного заключения на задолженность. Статья 2 - Свобода передвижения. Статья 3 - Запрет на высылку граждан. Статья 4 - Запрещение коллективной высылки иностранцев. Статья 1 - Отмена смертной казни. Статья 2 - Смертная казнь во время войны.
Статья 3 - Запрещение отступлений. Статья 4 - Запрещение оговорок. Статья 5 - Территориальное применение. Статья 6 - Связь с Конвенцией. Статья 7 - Подписание и ратификация. Статья 9 - Функции депозитария. Статья 1 - Процессуальные гарантии, связанные с высылкой иностранцев.
Статья 2 - Право на подачу апелляции по уголовным делам. Статья 3 - Компенсация за неправомерное осуждение. Статья 4 - Право не быть судимым или наказанным дважды. Статья 5 - Равенство между супругами. Статья 6 - Территориальное применение. Статья 7 - Связь с Конвенцией.
Конвенция была открыта для подписания 4 ноября 1950 г. в Риме. Россия присоединилась и ратифицировала указанную конвенцию 5 мая 1998 г. с некоторыми оговорками . Став частью правовой системы России, Конвенция включила в себя обязательства по обеспечению основных гражданских прав лиц, находящихся на ее территории и под ее юрисдикцией. Конвенция, как и основные международно-правовые документы по правам человека, посвященные гражданским и политическим правам, закладывает основы защиты прав человека, устанавливая рамки поведения государств и, скорее, является биллем о правах или конституционным аналогом, но не уголовным кодексом.
Статья 8 - Подписание и ратификация. Статья 10 - Функции депозитария. Это объединяет 47 европейских стран и 820 миллионов граждан. Суд рассматривает жалобы, поданные как отдельными лицами, так и государствами, и его решения являются обязательными. Индивидуальный механизм подачи жалоб позволяет физическим лицам, которые лично или непосредственно стали жертвой нарушения права, возбуждать судебные иски против государства и добиваться справедливости, когда это было отклонено внутри страны. Это ключевой инструмент, который может быть использован для усиления правозащитного подхода к бездомности и изоляции жилья.
Первоначально Конвенция состояла из пяти разделов.
Раздел 1, состоящий из 18 статей, определял права и свободы каждого человека, находящегося под юрисдикцией стран - участников Совета Европы. В разд. 2 было предусмотрено образование Европейской комиссии по правам человека (далее - Комиссия) и Европейского суда по правам человека , которые обеспечивали бы соблюдение обязательств, принятых на себя сторонами по настоящей Конвенции.
Дополнительный протокол к Европейской социальной хартии, предусматривающий систему коллективных жалоб, направлен на улучшение эффективного соблюдения социальных прав, гарантированных Уставом. Оценив, соответствует ли жалоба формальным требованиям, Европейский комитет социальных прав признает его приемлемым. Как только жалоба будет объявлена приемлемой, будет приведена в действие письменная процедура, состоящая из обмена меморандумами между сторонами. Комитет может принять решение о проведении публичных слушаний.
Затем Комитет принимает решение по существу жалобы, которое оно направляет заинтересованным сторонам и Комитету министров в отчет, который обнародуется в течение четырех месяцев. Наконец, Комитет министров принимает резолюцию. В случае необходимости он может рекомендовать соответствующему государству принять конкретные меры для приведения ситуации в соответствие с Уставом.
В разд. 3, 4 разграничивались полномочия Комиссии и Суда, определялся их состав, порядок избрания членов Комиссии и Суда, переизбрания и прекращения их полномочий, требования, предъявляемые к кандидатам на данные посты, внутренний регламент работы Комиссии и Суда, а также оговаривались вопросы процессуальной деятельности данных образований.
Права человека - это основные права и свободы, которые принадлежат каждому из нас. Но эти истории не говорят вам, как каждый день вы осуществляете свои права человека, даже не замечая. И вы можете это сделать, потому что государство юридически обязано уважать их.
Тот факт, что все мы обладаем правами человека, не означает, что им иногда не отказывают. И этот закон использовался для защиты пожилых людей, которые подвергаются насилию в домах престарелых, чтобы обеспечить детям-инвалидам транспорт, чтобы добраться до школы, и защитить женщин от насилия в семье.
Пятый раздел Конвенции предусматривал условия и правила ратификации и денонсации Конвенции государствами - членами Совета Европы, а также контроля со стороны Генерального секретаря Совета Европы за эффективностью ее соблюдения.
11 марта 1994 г. был принят Протокол № 11 о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией, согласно которому текст разд. 2–4 Конвенции был заменен разд. 2 Конвенции, изменились формулировки и некоторые положения бывших разд. 2–4.
Мы считаем, что Закон о правах человека следует защищать как минимальный стандарт. Согласились о нижеследующем: Статья 1 - Обязательство уважать права человека 1. Статья 3 - Запрещение пыток1. Статья 4 - Запрещение рабства и принудительного труда1. Статья 5 - Право на свободу и безопасность1.
Б. законный арест или задержание лица за несоблюдение законного порядка суда или в целях обеспечения исполнения любого обязательства, предусмотренного законом. Статья 6 - Право на справедливое судебное разбирательство1. Статья 7 - Никакое наказание без права1.
Одиннадцать протоколов, принятых в дополнение к Конвенции, расширяют по сравнению с ее первоначальным текстом список прав, подлежащих защите. В частности, Протокол № 1 закрепляет общий принцип права частной собственности: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом», а Протокол № 4 дополняет это положение: «Никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство».
Статья 8 - Право на уважение частной и семейной жизни1. Статья 9 - Свобода мысли, совести и религии1. Статья 10 - Свобода выражения мнений1. Статья 11 - Свобода собраний и ассоциаций1. Настоящая статья не препятствует установлению законных ограничений на осуществление этих прав военнослужащими, полицией или администрацией государства. Статья 13 - Право на эффективное средство правовой защиты1.
Статья 14 - Запрещение дискриминации1. Статья 15 - Отступление в срочном порядке1. Статья 16 - Ограничения политической активности иностранцев1. Статья 17 - Запрещение злоупотребления правами1. Статья 18 - Ограничение использования ограничений прав1. Когда дело передается в Большую палату в соответствии со статьей 43, ни один судья из Палаты, вынесший решение, не заседает в Большой палате, за исключением Председателя Палаты и судьи, который заседал в отношении соответствующего государства-участника.
Протокол № 1 имеет особое значение. В 1950 г. при подписании Конвенции участникам переговоров не удалось согласовать формулировку международного закрепления гражданских имущественных прав личности. Разрешить эти проблемы удалось только в 1952 г., когда и был подписан Протокол № 1.
В ст. 1 этого протокола записана формула, содержащая, по сути, три самостоятельные международно-правовые нормы, закрепившие право личности на частную собственность и очертившие пределы пользования этим правом. В этой статье, во-первых, утверждается, что каждое физическое и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом , а государство должно обеспечить возможность свободного использования частной собственности и определить порядок защиты имущественных прав.
Комитет может единогласно объявить неприемлемым или исключить из своего списка дел заявление, поданное в соответствии со статьей 34, где такое решение может быть принято без дальнейшего рассмотрения. Суд не рассматривает любую заявку, поданную в соответствии со статьей 34, что.
Суд может на любом этапе разбирательства принять решение о применении заявки из своего списка дел, когда обстоятельства приводят к заключению, что. Если Суд объявляет жалобу приемлемой, она. Слушания публикуются публично, если Суд в исключительных обстоятельствах не примет иного решения.
Во-вторых, государству - участнику Конвенции предоставляется возможность контролировать использование частной собственности отдельными лицами в соответствии с общественными интересами и при определенных условиях, в ней также оговаривается необходимость создания законодательно определенного порядка ограничений имущественных прав частных лиц.
Решение Палаты становится окончательным. Статья 52 - Запросы Генерального секретаря1. Статья 53 - Защита существующих прав человека1. Статья 54 - Полномочия Комитета министров1. Статья 55 - Исключение других способов разрешения споров1. Статья 56 - Территориальное применение1.
Любое государство может в момент его ратификации или в любое время после этого объявить путем уведомления, направленного Генеральному секретарю Совета Европы, о том, что настоящая Конвенция в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи распространяется на все или на любую из территорий для чьи международные отношения отвечают. Статья 59 - Подписание и ратификация 1.
В-третьих, физическим и юридическим лицам гарантируется, что принудительное ограничение принадлежащих им имущественных прав возможно лишь в интересах общества и на основе общепризнанных норм международного права. Это означает, что государство, ограничивающее имущественные права в интересах общества, обязано обеспечить возмездную основу такого ограничения.
Это большая часть любой страны, охваченной судом. Я очень рад, что сегодня вечером был приглашен поговорить о правах человека перед такой ученой аудиторией. У нас есть коалиционное правительство, которое по необходимости, но и по общим ценностям стремится выражать коллективную точку зрения на права человека.
И вам придется жить на необитаемом острове, чтобы не знать, что права человека остаются в новостях. Кажется, что каждую неделю рассматривается новое решение Верховного суда или решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Есть призывы отказаться от Конвенции, и постоянно идет дискуссия об отмене Закона о правах человека. Существует также полемика о том, как Конвенция работает на практике, чтобы воздействовать на нашу жизнь - субъект, который, как представляется, часто генерирует гораздо больше тепла, чем свет.
Конвенция - сравнительно небольшой документ. В ныне действующей редакции 1998 г. ее основной текст составляют короткая преамбула и 59 статей, разбитых на три раздела.
Первый раздел «Права и свободы» (ст. 2 - 18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Второй раздел «Европейский суд по правам человека» (ст. 19 - 51) состоит из норм, определяющих порядок формирования Суда, его организацию и основные процедурные правила. Третий раздел «Различные положения» (ст. 52 - 59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.
Но есть также, кроме того, непреодолимая причина, по которой это чрезвычайно благоприятное время для обсуждения проблем, стоящих перед Европейской конвенцией о правах человека. Для полемических дебатов, важных и интересных, как это, не меняет того, что мы пытаемся донести до правительства. В частности, мы должны быть абсолютно понятны в отношении одного фундаментального вопроса: нет вопроса о выходе Соединенного Королевства из Конвенции. Соединенное Королевство было первой страной, ратифицировавшей Конвенцию в следующем году.
Соединенное Королевство не станет первой страной, покинувшей Конвенцию. Это не просто взгляд правительства Коалиции. Это также общий взгляд обеих сторон, входящих в эту коалицию. Преимущество, оставшееся в рамках Конвенции и сохранение нашей позиции лидера международного сообщества, рассматривается правительством как основополагающее для наших национальных интересов. Конвенция является неотъемлемой частью послевоенного урегулирования и сыграла важную и успешную роль в предотвращении повторного появления тоталитаризма в Западной Европе.
Текст Конвенции дополняют Протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы «составляют единое целое».
По своему функциональному назначению нормы Конвенции делятся на две основные группы: организационно-процессуальные и материально-правовые
И он по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении того, чтобы новые демократические государства Восточной Европы уважали и защищали права и свободы Конвенции всех своих граждан. Легко забыть, насколько это выгодно в Европе. Например, Конвенция уже привела к широкомасштабным изменениям по всей Европе, например, декриминализации гомосексуализма, признанию свободы религии в бывших советских республиках, предотвращению жестокого обращения со стороны полиции и удалению военных судей из гражданских судов.
Это важная работа и она должна продолжаться. Британское участие в создании Конвенции, хотя и хорошо известно, заслуживает повторения. Хотя создание Конвенции было не без обсуждения, оно наполнено здравым смыслом и принципами общего человечества. Значительная часть содержания Конвенции отражает права и свободы, которые в течение многих столетий завоевали в этой стране.
Первые сконцентрированы в разделе II «Европейский суд по правам человека» и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, его компетенцию , статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные , предмет которых - определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной дея тельности Палат Суда и др.
Как сказал премьер-министр в своем выступлении в ответ на беспорядки, мы гордимся тем, что будем бороться за права человека, как дома, так и за рубежом. Невозможно представить, чтобы Соединенное Королевство могло говорить с любым авторитетом в мире о необходимости уважать права и свободы, которыми мы дорожим, и ожидаем, что нас будут слушать, если мы выйдем из Конвенции.
Нам также необходимо четко понимать, что означает отмена Закона о правах человека. Закон о правах человека не является синонимом Конвенции. И это не какая-то священная таблетка из камня. Это просто средство, посредством которого - в нашей дуалистической системе права - Соединенное Королевство выбрало включение Конвенции во внутреннее право.
Материально-правовые нормы определяют содержание правоприменительной деятельности Суда. Они относятся к нормам первого раздела Конвенции «Права и свободы» и дополняющим его Протоколам. По существующей классификации правовые нормы в общей теории права можно отнести к правоохранительным, но не в смысле карательных норм уголовно-правового характера, а в значительно более широком плане - к нормам, которые гарантируют. И в смысле гарантии охраняют права человека, предусмотренные Конвенцией в тех случаях, когда это не удалось сделать в рамках национального правопорядка.
Правительство не намерено ограничивать или подрывать применение каких-либо прав и свобод в Конвенции, включая право на уважение частной и семейной жизни. Министр внутренних дел справедливо указал, например, что статья 8 Конвенции, которая защищает право на частную и семейную жизнь, не является абсолютным правом, но может быть смягчена в общественных интересах.
Это классическое упражнение по балансированию, присущее многим статьям Конвенции. Мы считаем, что национальные суды слишком сильно повлияли на семейные права иностранных преступников, и мы намерены восстановить баланс в Иммиграционных правилах, гарантируя, что они более полно отражают непреодолимую общественную заинтересованность в поддержании эффективного иммиграционного контроля в отношении тех, кто совершил уголовные преступления.
Структурная особенность материально-правовых норм Конвенции состоит в том, что они являются нормами-диспозициями и в них нет указания на санкцию. Но это не значит, что санкции нет. Конвенция предусматривает ее как общую для всех норм. Она содержится в ст. 41 «Справедливая компенсация». Признав, что имело место нарушение Конвенции, Суд вправе присудить потерпевшей стороне денежную компенсацию, которую ей обязано выплатить в трехмесячный срок государство-ответчик.
По своей юридической природе Конвенция является не актом национального законодателя, а многосторонним международно-правовым договором с его характерными чертами. Это коллективное обязательство государств-участников обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, защиту прав и свобод, определяемых в договоре (Конвенции), в сочетании с признанием наднационального контроля («европейского контроля») за соблюдением прав человека властями государств-участников.
"Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом " (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые...
Статья 58 Денонсация
1. Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только по истечении пяти лет с даты, когда она стала Стороной Конвенции , и по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны.
2. Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу.
3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, которая перестает быть членом Совета Европы, на тех же условиях перестает быть и Стороной настоящей Конвенции.
4. Конвенция может быть денонсирована в соответствии с положениями предыдущих пунктов в отношении любой территории, на которую распространялось ее действие согласно положениям статьи 56.
В соответствии с Протоколом от 13.05.2004 N 14 пункты 2, 3 и 4 статьи 59 Конвенции считаются пунктами 3, 4 и 5 соответственно, статья дополнена новым пунктом 2 следующего содержания:
"2. Европейский Союз вправе присоединиться к настоящей Конвенции".
Статья 15 Отступление от соблюдения обязательствв чрезвычайных ситуациях
1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств , при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.
3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия . Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.
Действие во времени и в пространстве
Статья 56 Территориальная сфера действия
1. Любое государство при ратификации или впоследствии может заявить путем уведомления Генерального секретаря Совета Европы о том, что настоящая Конвенция, с учетом пункта 4 настоящей статьи, распространяется на все территории или на любую из них , за внешние сношения которых оно несет ответственность.
2. Действие Конвенции распространяется на территорию или территории, указанные в уведомлении, с тридцатого дня после получения Генеральным секретарем Совета Европы этого уведомления.
3. Положения настоящей Конвенции применяются на упомянутых территориях с надлежащим учетом местных условий.
4. Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, может впоследствии в любое время заявить, применительно к одной или нескольким территориям, указанным в этом заявлении, о признании компетенции Суда принимать жалобы от физических лиц, неправительственных организаций или групп частных лиц, как это предусмотрено статьей 34 Конвенции.
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свободЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД
(Рим, 4 ноября 1950 года)
1
Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, будучи членами Совета Европы, Принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, Учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и соблюдение провозглашенных в ней прав, Учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является утверждение и дальнейшая реализация прав человека и основных свобод, Вновь подтверждая свою глубокую приверженность этим основным свободам, которые являются основой справедливости и мира во всем мире и соблюдение которых главным образом зависит, с одной стороны, от подлинной демократической системы и, с другой стороны, от общего понимания и соблюдения прав человека, к которым они относятся, Преисполненные решимости как правительства европейских стран, придерживающихся единых взглядов и имеющих общее наследие политических традиций и идеалов, уважения свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации, Согласились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции.
РАЗДЕЛ I
Статья 2
1. Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
2. Лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если оно является результатом применения силы, абсолютно необходимой:
а) для защиты любого лица от незаконного насилия;
b) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.
Статья 3
Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию.
Статья 4
1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
3. Для целей данной статьи термин "принудительный или обязательный труд" не включает:
а) любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
b) любую службу военного характера, а в тех странах, в которых в качестве законного признается отказ от военной службы по религиозно-этическим мотивам, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;
с) любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
d) любую работу или службу, которые входят в обыкновенные гражданские обязанности.
Статья 5
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
а) законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом;
b) законный арест или задержание лица за невыполнение законного решения суда или с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом;
с) законный арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;
d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;
e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;
f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче,
2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение.
3. Каждое арестованное в соответствии с положениями пункта 1 (с) данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантии явки в суд.
4. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.
5. Каждый, кто был жертвой ареста или содержания под стражей, произведенных в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
Статья 6
1. Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо – при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия.
2. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении считается невиновным, пока виновность его не будет доказана в соответствии с законом.
3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей зашиты;
с) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
d) допрашивать показывавших против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей, на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него;
е) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на нем.
Статья 7
1. Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.
2. Данная статья не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое действие или упущение, которое в момент совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.
Статья 8
1. Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство государственных органов в осуществление этого права, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 9
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.
2. Свобода исповедовать свои религию или убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц.
Статья 10
1. Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, зашиты здоровья и нравственности, зашиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Статья 11
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для зашиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или зашиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.
Статья 12
Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с внутренним законодательством, регулирующим осуществление этого права.
Статья 13
Каждый человек, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Статья 14
Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без дискриминации по какому бы то ни было признаку, как то: в отношении пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Статья 15
1. Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожавшего жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящей Конвенции только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обязательствами по международному праву.
2. Это положение не может служить основанием для отступления от статьи 2, за исключением смерти в результате правомерных актов войны, или от статей 3, 4 (пункт 1) и 7.
3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, использующая это право отступления, информирует в полном объеме Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также информирует Генерального секретаря Совета Европы о прекращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления положений Конвенции.
Статья 16
Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.
Статья 17
Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, изложенных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции.
Статья 18
Ограничения, допускаемые настоящей Конвенцией в отношении указанных прав и свобод, не применяются для каких-либо целей, иных, чем те, для которых они были предусмотрены.
РАЗДЕЛ II
Статья 19
Для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции, образуются:
а) Европейская Комиссия по правам человека, далее именуемая "Комиссия";
b) Европейский Суд по правам человека, далее именуемый "Суд".
РАЗДЕЛ III
Статья 20 1
1. Комиссия состоит из такого числа членов, которое равно числу Высоких Договаривающихся Сторон. Никакие два члена Комиссии не могут быть гражданами одного и того же государства.
2. Комиссия работает в рамках пленарных заседаний. Однако она может создавать Палаты, каждая из которых состоит по меньшей мере из семи членов. Палаты могут рассматривать петиции, переданные в соответствии со статьей 25 настоящей Конвенции, которые могут быть рассмотрены на основе сложившейся устоявшейся судебной практики или которые не вызывают серьезных вопросов, затрагивающих толкование или применение Конвенции. При условии соблюдения этого ограничения и положений пункта 5 настоящей Статьи Палаты осуществляют все полномочия, возложенные Конвенцией на Комиссию.
Член Комиссии, избранный от имени Высокой Договаривающейся Стороны, против которой подана петиция, имеет право заседать в той Палате, в которую была передана петиция.
3. Комиссия может создавать комитеты, каждый из которых состоит по меньшей мере из трех членов и имеет право, на основе единогласия, объявить неприемлемой и исключить из своего списка дел петицию, представленную согласно Статьи 25, когда такое решение может быть принято без дальнейшего рассмотрения.
4. Палата или комитет могут в любой момент отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Комиссии, которая может также распорядиться о передаче ей любой петиции, переданной в Палату или комитет.
5. Лишь пленарное заседание Комиссии может осуществлять следующие полномочия: а) рассмотрение заявлений, представленных на основании Статьи 24;
b) передача дела в Суд в соответствии со Статьей 48 а);
c) составление правил процедуры в соответствии со Статьей 36.
Статья 21 1
1. Члены Комиссии избираются Комитетом Министров абсолютным большинством голосов из списка, составленного Президиумом Парламентской Ассамблеи; каждая группа представителей Высоких Договаривающихся Сторон в Парламентской Ассамблее выдвигает трех кандидатов, двое из которых по крайней мере являются гражданами государства, которое представляет эта группа.
2. В той мере, в какой это применимо, эта же процедура используется при комплектовании Комиссии в случае, когда другие государства впоследствии становятся участниками Конвенции, а также при заполнении открывающихся вакансий.
3. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо иметь признанный авторитет в вопросах внутреннего или международного права.
Статья 22 2
1. Члены Комиссии избираются на шестилетний срок. Они могут быть переизбраны. Однако полномочия семи членов из числа избранных на первых выборах прекращаются по истечении трех лет с момента избрания.
2. Члены Комиссии, полномочия которых истекают в конце первого трехлетнего периода, определяются по жребию Генеральным секретарем Совета Европы сразу же после завершения первоначальных выборов.
3. С тем, чтобы обеспечить, насколько это возможно, обновляемость состава Комиссии наполовину каждые три года, Комитет Министров может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых членов составят не шесть лет, а другой период, но не более девяти и не менее трех лет.
4. В случаях, когда речь идет о более чем одном сроке полномочий, и Комитет Министров применяет предыдущий пункт, определение сроков полномочий производится Генеральным секретарем с помощью жребия сразу же после выборов.
5. Член Комиссии, избранный для замещения другого члена, срок полномочий которого еще не истек, занимает этот пост в течение оставшегося срока полномочий его предшественника.
6. Члены Комиссии занимают свои посты вплоть до замены. После замены они продолжают заниматься теми вопросами, которые уже находятся на их рассмотрении.
Статья 23 3
Члены Комиссии участвуют в работе Комиссии в личном качестве. На протяжении всего срока пребывания в должности они не должны принимать на себя отправление функций, несовместимых с предъявляемыми этой должностью требованиями независимости, беспристрастности и незанятости другими делами.
Статья 24
Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Комиссию через Генерального секретаря Совета Европы вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции другой Высокой Договаривающейся Стороной.
Статья 25
1. Комиссия может получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что Высокая Договаривающаяся Сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из Высоких Договаривающихся Сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.
2. Такие заявления могут быть сделаны на определенное время.
3. Заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы, который направляет их копии Высоким Договаривающимся Сторонам и публикует их.
4. Комиссия осуществляет функции, предусмотренные настоящей статьей, лишь в том случае, когда по крайней мере шесть Высоких Договаривающихся Сторон связаны обязательствами, сделав заявления, согласно предыдущим пунктам.
Статья 26
Комиссия может принимать дело к рассмотрению только после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутренние средства зашиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутреннего решения.
Статья 27
1. Комиссия не рассматривает любую петицию, поданную в соответствии со статьей 25, которая:
а) является анонимной, или
b) является по существу той же, которая уже была рассмотрена Комиссией или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации.
2. Комиссия считает неприемлемой любую петицию, представленную в соответствии со статьей 25, которую она считает несовместимой с положениями настоящей Конвенции, явно необоснованной или злоупотреблением права подачи петиций.
3. Комиссия отклоняет любую переданную ей петицию, которую она сочтет неприемлемой в соответствии со статьей 26.
Статья 28 1
1. В случае, когда Комиссия принимает переданную ей петицию:
а) она с целью установления фактов предпринимает совместно с представителями сторон изучение петиции и, если это необходимо, расследование, для эффективного ведения которого заинтересованные государства после обмена мнениями с Комиссией создают все необходимые условия;
b) она в то же время предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека, определенных в настоящей Конвенции.
2. Если усилия Комиссии по дружественному урегулированию вопроса увенчаются успехом, она составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам, Комитету Министров и Генеральному секретарю Совета Европы для опубликования. Этот доклад ограничивается кратким изложением фактов и достигнутого урегулирования.
Статья 29 1 , 2
После принятия петиции, представленной в соответствии со статьей 25, Комиссия тем не менее может большинством в две трети голосов своих членов принять решение отклонить петицию, если в ходе ее рассмотрения выяснится наличие одной из причин, в связи с которыми по статье 27 данная петиция не может быть принята. В таком случае решение доводится до сведения сторон.
Статья 30 3
1. Комиссия может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении петиции из своего списка дел, если обстоятельства приводят к выводу о том, что:
а) заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей петиции, или b) вопрос был решен, или
с) по любой другой причине, установленной Комиссией, не оправданно далее продолжать рассмотрение петиции. Однако Комиссия продолжает рассмотрение петиции, если этого требует уважение прав человека, определенных в настоящей Конвенции.
2. Если Комиссия решит исключить петицию из своего списка дел после ее принятия, она составляет доклад, содержащий изложение фактов и решение об исключении петиции вместе с основаниями для этого. Доклад направляется сторонам, а также Комитету Министров для информации. Комиссия может опубликовать его.
3. Комиссия может принять решение восстановить петицию в списке дел, если она сочтет, что обстоятельства оправдывают такой шаг.
Статья 31 4
1. Если рассмотрение петиции не было завершено в соответствии со статьями 28 (пункт 2), 29 или 30, Комиссия составляет доклад, содержащий факты, и высказывает свое мнение о том, доказывают ли установленные факты нарушение соответствующим государством его обязательств по настоящей Конвенции. В докладе могут быть изложены индивидуальные мнения членов Комиссии по этому вопросу.
2. Доклад направляется Комитету Министров. Он также направляется заинтересованным государствам, которые не вправе его опубликовать.
3. Направляя доклад Комитету Министров, комиссия может вносить такие предложения, которые она сочтет уместным.
Статья 32
1. Если вопрос не передается в Суд в соответствии со статьей 48 настоящей Конвенции в течение трехмесячного периода со дня направления доклада Комитету Министров, то Комитет Министров решает большинством в две трети голосов членов, имеющих право участвовать в заседаниях Комитета, имело ли место нарушение Конвенции.
2. При положительном ответе Комитет Министров устанавливает срок, в течение которого соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона должна принять меры, предусмотренные в решении Комитета Министров.
3. Если соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона не примет удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет Министров решает большинством, предусмотренным в пункте 1 выше, какие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад.
4. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются рассматривать как обязательное для них любое решение, которое Комитет Министров может принять во исполнение предыдущих пунктов.
Статья 33
Комиссия проводит заседания при закрытых дверях.
Статья 34 1
При условии соблюдения положений статей 20 (пункт 3) и 29 Комиссия принимает свои решения большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.
Статья 35
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. Заседания созываются Генеральным секретарем Совета Европы.
Статья 36
Комиссия вырабатывает собственные правила процедуры
Статья 37
Секретариат Комиссии предоставляется в ее распоряжение Генеральным секретарем Совета Европы.