1 понятие предмет метод дисциплины правоохранительные органы. Федулов А.В
Правоохранительные органы - это совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности. Правоохранительные органы как учебная дисциплина - система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предмет курса «Правоохранительные органы России» - юридические институты и нормы права разного уровня, правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы. В предмет данного курса также включаются :
1)структура и устройство органов;
2)основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;
3)функции, которые выполняют правоохранительные органы;
4)правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.
Курс «Правоохранительные органы» делится на 6 разделов :
Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные
черты, задачи и функции правоохранительных органов; основные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.
Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти их понятие и систему принципов правосудия, отражает судебную систему РФ.
Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы милиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы и органы налоговой полиции; таможенные органы; органы юстиции.
Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.
Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.
Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. А также рассматриваются частные детективные и охранные службы.
Значит, учебный курс «Правоохранительные органы» изучает вопросы организации и основы деятельности суда, прокуратура, органов дознания и предварительного следствия адвокатуры, нотариата и др.
Нормативная база «Правоохранительные и судебные органы».
Как и любая другая юридическая дисциплина, курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нормативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить.
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:
1) установление системы федеральных органов судебной власти;
2) судоустройство; прокуратура:
3) формирование федеральных органов судебной власти:
4) формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из несколькихчастей.
К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:
1) Конституция РФ:
2) Гражданский процессуальный кодекс РФ:
3) Уголовный процессуальный кодекс РФ;
5)Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие, т.е. такие нормативные акты, которые определяют принципы организации и порядок осуществления деятельности правоохранительных органов.
Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Закон РФ «О милиции». Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например.Федеральный закон от 28 ноября 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"».
Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов - с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ - с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений - с положениями ведомственных нормативных актов и т.д.
Понятие судебной власти.
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.
Впервые судебные органы как носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Таким образом, Конституцией РФ определено,что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как система судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Признаки судебной власти.
Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающихиз закона:
1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в государственном механизме. Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.
2. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”). Никакой другой государственный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.
3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в судебную деятельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.
4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административное - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществляется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.
5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”. Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об административных правонарушениях (4 и 5 разделами).
6. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.
Наконец, следует указать такую черту судебной власти, какучастие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.
Введение
Настоящая учебная дисциплина является своего рода каркасом для дальнейшего изучения правовых институтов в пределах конкретных отраслей юридической науки и дает общее представление о системе правоохранительных органов в РФ.
В качестве предмета курса "Правоохранительные органы" выступают общественные отношения, возникающие по поводу организации и деятельности государственных и иных органов, призванных осуществлять охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.
Мы разбираем системы и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"; Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей и Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан.
1. Система и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"
Задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"
Задачи любой учебной дисциплины естественным образом связаны с предметом соответствующей дисциплины. Задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.
Прежде всего, необходимо отметить, что задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является также и привитие студентам первоначальных навыков самостоятельной работы с этими актами, опыта их грамматического, систематического, логического и иного толкования, что пригодится в их будущей практической правоохранительной деятельности.
Еще одна задача учебной дисциплины "Правоохранительные органы" - это изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью и правоохранительными органами, привитие студентам навыков правильного употребления и применения этих терминов, обучение своеобразному юридическому языку, владеть которым обязан современный юрист.
Дисциплина "Правоохранительные органы" одновременно представляет собой своеобразное введение в специальность и призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии.
Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы":
Изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другим юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.
Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы"
Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы" делится на Общую и Особенную части.
В Общей части рассматривается такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса является действующие законодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их развитии и правоприменении с учетом сложившихся в этой области проблем. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.
В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов. (1)
Особенную часть учебной дисциплины следует делить на разделы для обеспечения последовательности и понятного изложения изучаемой юридической дисциплины.
1. «Общие положения»
2. «Судебная система РФ»
3. «Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности»
4. «Органы предварительного расследования»
5. «Прокуратура в РФ»
6. «Органы правовому обеспечению и правовой помощи»
7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (2) 1. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. - М.: Дошков и К, 2006 - стр. 16
2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004 - стр. 23
Общая часть
В Особенной части
Вопрос №2 – Законодательные источники курса « Правоохранительные органы»
Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, к которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.
Для изучения курса « Правоохранительные органы» наиболее приемлемой предоставляется классификация законодательных актов по двум основаниям: их юр. силе и содержанию применительно к деятельности правоохранительных органов.
КРФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного суда РФ и других высших судов (глава 7 КРФ). Непосредственно отношение к деятельности всех правоохранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и д.р. (глава 2 КРФ). В соответствии с КРФ (ст.72) в конституционно-правовых актах субъектов РФ реализуются некоторые вопросы предметов совместного ведения, относящихся к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и правоохранительных органов.
Вопрос №3-Правоохранительных орган: понятие, основные признаки и особенности.
Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
Существует ряд критериев, которым должен соответствовать правоохранительный орган:
· ПО уполномочивается законом для осуществления этой деятельности
· ПО осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юр. ответственность
· В процессе своей деятельности ПО, используя властные полномочия, имеют право применять гос. принуждение
· Законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечет дополнительную юр. ответственность
ПО разделяют на государственные и негосударственные. К государственным относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, прокуратура и т.д. А к негосударственным организациям относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины и т.д.
Вопрос № 4 – Понятие правосудия, его отличительные признаки
Правосудие- это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени гос-ва на основании Конституции и действующего законодательства РФ.
Признаки правосудия:
1. Осуществление правосудия только судом. Согласно ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ « О судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами.
2. Осуществление правосудия происходит в строго регламентированном процессуальном порядке и определенными способами.
3. Решения, принимаемые органами правосудия, носят общеобязательный характер.
Вопрос №5-Соотношение правосудия и уголовного процесса
Сходство правосудия и уголовного процесса в том, что одним из отличительных общих признаков понятия правосудия является разрешение в судебных заседаниях как уголовных дел, так и дел граждански, административных и арбитражных.
Существуют и различия. Понятие уголовного процесса охватывает не только то, что делает суд при разрешении уголовных дел, но и деятельность органов дознания. Предварительного следствия. Прокуратуры по предварительному расследованию и обеспеченью обвинения, а равно деятельность суда при выполнении им функций, не связанных с разрешением дел по существу.
Также уголовный процесс-деятельность и отношения, урегулированные уголовно-процессуальным правом. Юр. основа правосудия в широком смысле этого слова значительно разнообразнее. Оно включается в себя нормы всех отраслей права, которыми должен руководствоваться суд при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских(арбитражных) дел, дел о подведомственных суду административных правонарушениях, т.е. не только нормы уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и т.д.
Вопрос №6- Понятие принципов правосудия, и их система
Особенность принципов правосудия заключается в том,что почти все они даны в КРФ и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судопроизводства и процессуального права.
В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия. Которая строится по двум направлениям это прежде все те, которые закреплены в КРФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.
Вопрос №7 –Принцип презумпции невиновности
Презумпции- это положения. Устанавливающие наличность фактов или событий без полного доказательства их существования. В ч.2 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано:« Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону».
Как один из важнейших демократических принципов уголовного процесса презумпция невиновности обеспечивает охрану прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение.
Согласно ч. 2 ст.49 КРФ и ч.2 ст.14 УПК запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою вину. Из презумпции невиновности вытекает и еще одно важное положение: все сомнения, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого (ч3.3 ст.49 КРФ и ч.3 ст.14 УПК). Вывод о виновности лица в совершение преступления может быть сделан только на основании объективно точно установленных доказательств.
Вопрос№58- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемые на должность прокурора и следователя.
Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. Лица, впервые назначаемые на должность прокурора(следователя) принимают присягу (ст.40 Закона о прокуратуре). В указанном законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена и др.
Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
· Признано решением суда недееспособны или ограничено дееспособным;
· Лишено решением суда занимать гос. должности гос. службы в течение определенного срока;
· Имело или имеет судимость;
· Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей.
· Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
· Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющим гос. тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Вопрос №69-Предварительное расследование: понятия и основные задачи.
В РФ рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальная законом правоохранительная деятельность, уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица, виновного в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.
Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения, пресечь или предотвратить совершение преступления, установить и изобличить преступника, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещения ущерба, причиненного преступником.
Вопрос №70-Система органов предварительного следствия, подследственность уголовных дел.
Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов Госнарконтроля России в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения.
Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия. Подследственность- это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
a. Предметная(родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
b. Подследственность по видам преступлений;
c. Территориальная подследственность;
d. Персональная подследственность.
Вопрос№71- Дознание как форма предварительного расследования: понятие, виды и соотношения
Дознание-это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирании доказательств такого факта. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное расследование. Расследование в форме дознания осуществляет дознаватели органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнарконтроля России, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальник военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.
Вопрос №1 - Предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»
Курс «Правоохранительные и судебные органы» - это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая пол определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию и источникам отраслей права и правоприменительных актов.
Дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» определяется как такая совокупность юридических знаний, в рамках которой изучается устройство, организация наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов. Их взаимодействие друг с другом и иными органами гос-ва в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка.
Предмет курса « Правоохранительные и судебные органы» определяет и его содержание. Оно упорядоченно в определенно и системе и разделено на две части – Общую и Особенную.
Общая часть включает в себя два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Здесь освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса и т.д.
В Особенной части рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования и т.д.
Взаимную ответственность государства и граждан .
Функции правоохранительных органов
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.
Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.
В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,
Лекция: Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы».
Реляционная алгебра
Носитель реляционной алгебры – множество отношений. Сигнатура – кроме введенных операций – объединение, пересечение, разность, расширенное декартово произведение отношений, включаются и специальные операции над отношениями.
В реляционной алгебре расширение сигнатуры заключается в включении специальных операций над отношениями: выбор, проекция и соединение.
Операция Выбор представляет собой процедуру построения «горизонтального» подмножества отношений, т.е. подмножества кортежей, обладающих заданным свойством. Пример – отношение R" – расписание экзаменов преподавателя. Результатом операции выбора являются строки, в которых домен D представлен строками.
Проекция.
Соединение
R 5 | D 1 группа | D 2 дисциплина | D 3 преподаватель | D4 дата | D 4 аудитория |
1. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ».
2. Соотношение курса « Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами.
3. Основные понятия учебной дисциплины « Правоохранительные органы России».
4. Общая характеристика правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов.
Предмет любой учебной дисциплины определяется вопросами, которые подлежат изучению в рамках этой дисциплины. В рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ» происходит ознакомление с устройством правоохранительных органов и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам этих органов, организации правоохранительных органов и их полномочий, ознакомление с нормативными актами, устанавливающими правила деятельности правоохранительных органов.
Учебный курс «Правоохранительные органы России» изучает вопросы организации и основы деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, нотариата, адвокатуры и других, а также правовой статус, компетенция и полномочия сотрудников этих органов.
К задачам курса «Правоохранительные органы России» относятся:
Ознакомление знаний студентов о правоохранительной деятельности и о тех государственных и негосударственных органах и учреждениях, которые призваны осуществлять данную деятельность;
Формирование у будущих юристов уважительного отношения к правам и свободам людей в процессе осуществления правоохранительной деятельности;
Привитие осознания у студентов важность знания законов и иных нормативно-правовых актов, практику применения их в процессе правоприменительной деятельности.
Предмет курса и его задачи определяют систему учебной дисциплины, которая состоит:
Из общих положений, в которых рассматриваются: предмет, задачи и система учебной дисциплины, основные понятия; нормативно-правовые акты о правоохранительных органах; судебная власть и конституционные принципы осуществления правосудия;
Изучение деятельности судебной системы РФ: федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Конституционного суда РФ, судов субъектов РФ, правового статуса судей, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и к судьям, а также участие в рассмотрение дел присяжных и арбитражных заседателей;
Ознакомление с деятельностью государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности: органов внутренних дел, обеспечения безопасности, юстиции, налоговых и таможенных органов;
Органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры;
Органов правового обеспечения правовой помощи: значение деятельности уполномоченного по правам человека («омбудсмена»), работы адвокатуры и нотариата;
Негосударственных организаций - частные детективные и охранные службы.
С учетом того, что «Правоохранительные органы России» как учебная дисциплина является в какой-то степени глобусом знаний о правоохранительных органах, вводной учебной дисциплиной и поэтому она взаимосвязана с иными дисциплинами, которые изучают студенты юридических факультетов.
К числу дисциплин, связанных с курсом «Правоохранительные органы России», относится в первую очередь «Теория государства и права», в которой содержится азбука и в какой-то степени философия права, определение правовых понятий правоохранительной деятельности, без уяснения смысла которых студент, получающий высшее юридическое образование, обречен не стать профессиональным юристом.
Конечно же, следует отнести к дисциплине, связанной с курсом «Правоохранительные органы России» курс «Конституционное право», в котором изучаются нормы Конституции, устанавливающие фундаментальные основы сферы права государства, которые находят более детальное развитие в других законах, являющихся предметами изучения различных юридических дисциплин.
Курс «Правоохранительные органы России» связан с такими курсами, как «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражно-процессуальное право», «Административное право», в которых изучаются понятия преступления и проступка, изучаются их признаки, определяются какие действия являются преступными, а какие, относящиеся к правонарушениям и иные вопросы материального права (уголовное право и административное право), процедура рассмотрения дел с соблюдением принципов судопроизводства.
Имеется определенная связь дисциплины «Правоохранительные органы России» с дисциплинами «Криминалистика» и «Криминология», данные которых используются сотрудниками правоохранительных органов в работе.
Правоохранительная функция реализуется государством непосредственно путем создания государственных органов с соответствующими полномочиями, а также через негосударственные учреждения, организации, объединения, уполномоченных государством на правоохранительную деятельность.
В учебниках и словарях (в законодательстве отсутствует определение) предлагаются следующие определения правоохранительных органов:
Правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение
С учетом этого определения к правоохранительным органам относят: суды; органы прокуратуры; органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы госнаркоконтроля; органы налоговой службы; таможенные органы; нотариат; адвокатура и др.
(Задание в словарь юридических терминов в часы самостоятельной подготовки - дефиниция «законность» и «правопорядок»).
Правоохранительные органы - это обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора.
Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы раскрытия и расследования преступлений, органы по правовой помощи и правовому обеспечению
Можно привести и другие определения понятия «правоохранительные органы», но и приведенных достаточно для вывода, что основными направлениями в деятельности правоохранительных органов, по мнению авторов дефиниций, являются:
«- защита прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечение надлежащего общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности; принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения; обеспечение исполнения принятых решений; обеспечение квалифицированной юридической помощи»
Следует отметить, что о понятиях и видах правоохранительных органов существуют два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы 8тносят суды к правоохранительным органам, а другие оспаривают отнесение судов к правоохранительным органам.
В учебники «Правоохранительные органы» под редакцией В.П.Божьева несостоятельность точки зрения об ошибочности не отнесения судов к правоохранительным органам аргументирована cледующим образом:
«На наш взгляд, несостоятельность подобных точек зрения вполне убедительно обосновывает К.Ф.Гуценко, указывающий, что исключение судов из числа правоохранительных органов - результат упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности».26.
Все же, как представляется, более предпочтительной является вторая точка зрения.
Сейчас обратимся к понятию «правоохранительная деятельность». Кстати, в законах понятие и содержание правоохранительной деятельности также отсутствует. «Одни авторы ограничивают понятие правоохранительной деятельности с происходящим в сфере борьбы с преступностью, другие - в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, третьи- сужают содержание правоохранительной деятельности до вопросов поддержания порядка.
К.Ф.Гуценко и М.А.Ковалев утверждают, что столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности»
С учетом такого подхода выделяют следующие признаки правоохранительной деятельности:
Она осуществляется только с помощью применения мер воздействия;
При строгом соответствии применяемых в ходе ее осуществления мер предписания НПА (нормативно-правовых актов);
При соблюдении процедуры привлечения к юридической ответственности;
Специально уполномоченными государственными органами, деятельность которых регламентируется правовыми актами.
С учетом этих признаков предлагается следующая формулировка понятия «правоохранительной деятельности».
Государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.
В юридической литературе понятие правоохранительной деятельности формулируют из основных направлений (функций) данного вида государственной деятельности. Выделяют следующие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи населению.
Исходя из этих направлений предлагается следующее понятие правоохранительной деятельности:
Правоохранительная деятельность - это объективно и субъективно обусловленная правоприменительная деятельность специально уполномоченных, компетентных органов, которая базируется на нормах международного и внутригосударственного права и направлена на охрану законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина
По вопросу о задачах правоохранительных органов, о которых говорится в разрозненных правовых актах (о судебной системе, о прокуратуре, о полиции и других) их подразделяют на две группы: общие, характерные для всех направлений правоохранительной деятельности,и конкретные (специализированные), характерные для отдельных направлений этой деятельности.
При изучение курса необходимо усвоить некоторые термины, которые имеют конкретное содержание и часто используются в юридическом языке.
Нужно усвоить такие понятия, как «компетенция» и «полномочия», которые иногда используют как идентичные.
В новейшем словаре иностранных слов и выражений такое определение дано: «КОМПЕТЕНТНОСТЬ {лат. competens (competentis) надлежащий; способный} обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о ч.-л.; веское, авторитетное мнение»; КОМПЕТЕНТНЫЙ {компетентность} знающий, сведующий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать ч.-л., судить о ч.-л.; КОМПЕТЕНЦИЯ {лат. Competentia принадлежность по праву} 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» .
Таким образом, компетенция - это круг полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями,
ответственностью по осуществлению функций и задач в определенных законом формах и методах.
Полномочия - это делегированные государством конкретные виды деятельности.
Нормативные акты, регламентирующие структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности многочисленны.
К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся: Конституция РФ, законы и подзаконные акты, положения международно-правовых актов.
Важнейшим нормативно-правовым источником в области правоохранительной деятельности является Конституция РФ, в которой закреплены основы государственного строя и правовой системы России в целом.
В Конституции (глава 7) определяется статус судебной власти, формы осуществления правосудия, принципы судоустройства и судопроизводства, гарантии независимости судебной власти, основные положения о прокуратуре (ст.129 Конституции).
Конституция РФ (ст.71 и 72) определила вопросы исключительно находящиеся в ведении Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В частности, к вопросам ведения исключительно Российской Федерации отнесены: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.
К совместному ведению отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.
В учебниках «Правоохранительные органы» все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, предлагают классифицировать по нескольким основаниям
1. Акты общего действия:
Международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов. В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обращено внимание судов, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
В Пленуме также подчеркнуто, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.
К числу таких актов следует отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов и другие;
Конституция РФ имеет прямое действие, обладает высшей юридической силой.
2. Акты о судебной власти, судоустройстве, органах, обеспечивающих деятельность судов: ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»; ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и другие.
3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры: ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в Российской Федерации: ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», ФЗ от 3 апреля 1995 г. ; 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министесртва внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О полиции» и другие.
5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений и правонарушений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступивший в силу (за исключением ст. 36 этого закона) с 15 января 2011 года, Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, которым утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), принятый ФЗ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ и другие.
6. Акты об организации юридической помощи в Российской Федерации: ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате», Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 19.11.2009 № 403, ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № и1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие.
Принято все нормативно-правовые акты подразделять на группы по их юридической силе:
1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу.
2. Международно-правовые акты, содержащиеся общепризнанные принципы и нормы международного права.
3. Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы, которые издаются в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней; б) федеральные законы; в) законы субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4. Указы и распоряжения Президента РФ.
5. Постановления и распоряжения Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда» и другие.
6. Ведомственные правовые акты - акты министерств, ведомств и служб: приказ Минюста РФ № 199 и Минфина РФ № 87н от 25 октября 2007 г. «Об утверждения порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, в зависимости от сложности уголовного дела», Приказ Генпрокуратуры № 136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», приказ Генпрокуратуры № 137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и другие.
См.: Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. Ред. Г.И. Загорского и Н.А.Петухова.- 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С.15.
См.: Правоохранительные органы России: учебник /под ред. В.П.Божьева.-М.: Высшее образование, 2007. С.24.
См.: Правовой словарь /Л.Ю.Грудцына.-М.: Эксмо, 2008.-1152с.- (Новейший юридический справочник).С.875.
См.: Правоохранительные органы: учебник/под общ. ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова С.16
См.: Правоохранительные органы России:учебник/под ред. В.П.Божьева. С.22
См.: Правоохранительные органы. Курс лекций /Воронкова М.Л., Ишеков К.А., Черкасов К.В. - М.: Эксмо,2010. С.11.
См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений.-М.: Совеременный литератор,2005. С.419.
См.:Правоохранительные органы: Учебник /Под общ. Ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова. С.21-27.
В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Конституция России как основной закон государства определила, что охрана прав и свобод является обязанностью государства.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.
Таким образом, представление о системе органов обеспечения безопасности, существующей в Российской Федерации, структуре конкретных государственных органов является необходимым при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность». К сожалению, в рамках данной лекции не представляется возможным осветить все органы, обеспечивающие безопасность в России, поэтому, мы дадим характеристику системе органов безопасности, а затем разберем отдельные из них.