Звуки речи и буквы. Что такое Фонетика
1. Что изучает фонетика?
2. Что такое звук и что такое буква?
3. Что называется алфавитом?
Фонетика (от греч. – phone – звук, phonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и классификацию, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки.
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В фонетическую систему русского языка входят 43 звука, с помощью которых различается смысл слов:
6 гласных: [а/ и/ о/ у/ э/ ы/]
37 согласных: [ б/б’/ в/ в’/ г/ г’/ д/ д’/ ж/ ж’/ з/ з’/ j/ к/ к’/ л/ л’/ м/ м’/ н/ н’/ п/ п’/ р/
р’/ с/ с’/ т/ т’/ ф/ ф’/ х/ х’/ ц/ ч’/ ш/ ш’ (щ)].
В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и два знака.
Необходимо различать звуки и буквы. Звук – это минимальная, нечленимая звуковая единица. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква – это то, что мы видим и пишем. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между буквами и звуками (яблоко – 6 букв, 7 звуков (jаблоко)). В некоторых словах произносятся не все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове «праздник» не произносится звук, обозначенный буквой «д»), или произносится другой звук (в слове «сделать» произносится звук «з», а пишется буква «с») и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в общепринятом порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.
Русский алфавит и названия букв.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка
Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ
Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ь Ээ Юю Яя
чэ ша ща ы э ю я
Упражнение 13.
Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?
Край, стол, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.
Упражнение 14.
В слове «бак» замените гласный звук [а] последовательно звуками [о], [у], [ы]; объясните как меняется смысл слов от замены гласного звука.
Упражнение 15.
Объясните, какие звуки меняют смысл слов. Какими буквами обозначены эти звуки?
Пил – пыл – пыль; мёл – мол – моль; бил – был – быль.
Упражнение 16.
Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.
Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, блюдо, аромат, глобус, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, жюри, расчет, рассчитать, цыган, цапля, форма, ураган, щавель, юность, яблоко, экзамен, филология, грамматика, графика, инвентарь, маршрут.
Упражнение 17.
Объясните происхождение следующих слов и фразеологизмов. (В случае затруднений обращайтесь к словарям: Н.М. Шанский др. Краткий этимологический словарь русского языка, Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова).
Алфавит, азбука, звук, буква; ни аза не знать, с азов начинать, от альфы до омеги, от аза до ижицы, от доски до доски, от корки до корки.
Составьте предложения, используя данные слова и фразеологизмы.
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки... Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее. Что же такое звук? С точки зрения физики это волна. Волна, которая возникает в результате колебания какого-то упругого тела. Его колебание передается воздуху, а воздушная волна, в свою очередь, действует на нашу барабанную перепонку, и мы слышим звук. Но звуки бывают очень разные. Те, что слышатся вокруг нас и создают постоянный фон нашей жизни -- звуки, не организованные в какую-то стройную систему, не связанные между собой. И звуки, обладающие особыми свойствами: более чистые, более звонкие, обладающие определенной высотой, обладающие смысловой выразительностью -- звуки музыкальные. Издают их музыкальные инструменты или голос -- тоже своего рода музыкальный инструмент, притом самый совершенный. Звуковая волна в них возникает от колебания струны, металла, натянутой кожи или, наконец, столба воздуха, заключенного внутри металлической или деревянной трубки. Звуки различаются между собой по высоте; по длительности, то есть протяженности, продолжительности звучания; по тембру -- специфической окраске, которая зависит от материала, величины и формы инструмента, от способа звукоизвлечения; и, наконец, по динамике, то есть силе звучания. Обо всех этих свойствах вы можете прочесть в рассказах «Высота звука», «Длительность», «Тембр» и «Динамические оттенки». Звуков неизмеримо много, но в музыке может быть применено сравнительно ограниченное количество. Возникают эти ограничения как из-за свойств самих звуков, так и из-за особенностей человеческого восприятия. Так, например, чересчур высокие или чересчур низкие звуки наше ухо не воспринимает. Это так называемые ультразвук и инфразвук. Они применяются человеком. Ультразвуком лечат; инфразвук действует на психику: вызывает чувство страха. Другими словами, мы их воспринимаем, но не в качестве звука. Или ограничения в длительности: самым коротким может быть звук, который человек все же способен издать или извлечь из инструмента, а вот протяженность его не может быть чрезмерной. Есть границы и для динамики: чересчур сильный звук перестает быть эстетической категорией. Он может даже причинить настоящую физическую боль, не говоря уже об отрицательном воздействии на психику. Кстати, поэтому вредно распространившееся в последние годы увлечение слишком громкими звучаниями. Не следует включать на полную мощность магнитофон, проигрыватель или радиоприемник. Самое меньшее, к чему это приведет -- ухудшение слуха, частичная глухота. В XX веке появились особые виды музыки -- так называемая конкретная и электронная музыка. В конкретной музыке используются немузыкальные звуки, такие, как шорохи, различные шумы и стуки, визг пилы и прочие, которые композитор организует по своему усмотрению. В электронной музыке слышны звуки, возникающие или преобразованные при помощи различных приборов. И тот и другой виды музыки часто применяют в кинофильмах. Особенно любят композиторы использовать электронные звучания в фантастических фильмах.
Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .
Синонимы :Смотреть что такое "ЗВУК" в других словарях:
звук - звук, а … Русский орфографический словарь
звук - звук/ … Морфемно-орфографический словарь
Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? звука, чему? звуку, (вижу) что? звук, чем? звуком, о чём? о звуке; мн. что? звуки, (нет) чего? звуков, чему? звукам, (вижу) что? звуки, чем? звуками, о чём? о звуках 1. Звук это физическое… … Толковый словарь Дмитриева
ЗВУК, звука, муж. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки… … Толковый словарь Ушакова
А; мн. звуки, ов; м. 1. Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды; то, что мы воспринимаем, слышим ушами. Звуки голоса. З. выстрела. Прислушаться к звукам. Запись… … Энциклопедический словарь
В широком смысле колебательное движение ч ц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или тв. средах то же, что упругие волны;, в узком смысле явление, субъективно воспринимаемое органом слуха человека и животных.… … Физическая энциклопедия
Звук - Звук. Форма колебаний (сверху) и частотно амплитудный спектр (снизу) звуков рояля (основная частота 128 Гц). ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Основные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Тон, интонация, аккорд, звон (трезвон, благовест); (звуки: бряцание, гром, грохот, гудение, дребезжание, журчание, звяканье, лязг, плеск, скрип, стук, треск, шелест, шорох, шуршание, раскаты грома). Ср. . .. См … Словарь синонимов
ЗВУК - ЗВУК, распространяющиеся в виде волн колебательные движения материальной среды; такого рода движения, достигая уха, создают внем раздражение.являющееся причиной слухового ощущения (см. также Акустика). Чтобы в среде мог возникнуть 3., в ней… … Большая медицинская энциклопедия
Упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит звук с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Звук с частотами до 16 Гц называют инфразвуком 2.104 109 Гц ультразвуком, а 109… … Большой Энциклопедический словарь
Единица языка (фонетический уровень). Без изучения звука невозможно было бы изобретение алфавитного письма, но затем письмо оттеснило в культуре звучащий язык (в школе обучали письму!), а буква заслонила собой звук (говорят: «Он не выговаривает… … Литературная энциклопедия
Звук и буква: звук - единица звучащей речи, а буква - графический знак для обозначения звука речи на письме.
Звуки произносятся и слышатся, а буквы пишутся и читаются. Звучащая речь - естественный способ существования языка, его материальное выражение, а письменность - искусственное, созданное человеком средство фиксации, записи звучащей речи при помощи графических знаков. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеется ли письменность на этом языке, так как звучащая речь первична по отношению к письму.
Итак, звучащая речь фиксируется на письме при помощи букв. При этом предполагается, что каждый звук должен иметь свое графическое обозначение - букву. Так, например, слово дом состоит из трех звуков - [д], [о], [м] - и на письме, соответственно, представляет собой последовательность трех букв - д, о, м. Если каждый произнесенный звук записывается отдельной буквой, то в основе письменности лежит фонетический принцип - «пишу, как слышу». Однако очевидно, что русское письмо устроено по-другому (см. Принципы русской орфографии).
В русской звучащей речи трудно найти два совершенно одинаковых звука: звуки могут заметно меняться в зависимости от позиции (например, гласные под ударением и в безударной позиции, согласные в позиции конца слова), могут меняться и под воздействием соседних звуков (озвончение глухих согласных перед звонкими, оглушение звонких согласных перед глухими). Тем не менее, на письме эти разные звуки часто обозначаются одной буквой. Например, в слове кот мы слышим звук [о] и пишем букву о, а в слове кота мы произносим и слышим звук [а] в корне, но пишем ту же букву о. Или на конце слова пруд мы пишем букву д, хотя произносим не звук [д], как в слове пруда, а звук [т].
Иногда, наоборот, мы одинаковые звуки обозначаем разными буквами. Например, в первом предударном слоге слов леса, лиса, вязал мы произносим и слышим один и тот же звук, но на письме используем разные буквы: е, и, я.
Кроме того, иногда буква обозначает два звука: я , ю и т.п., а иногда один звук передается буквосочетанием: ль [л’]. Есть буквы, которые вообще не отражают никакого звука: твердый знак ъ и мягкий знак ь.
Итак, очевидно, что взаимоотношения звуков и букв иногда могут быть очень сложными. Понятно, что не каждый звук речи должен обозначаться на письме специальной буквой, потому что в таком случае букв было бы очень много. Однако в любом языке есть определенные звуки, чрезвычайно важные для языка, и эти звуки обязательно должны отражаться на письме. Такие звуки выполняют смыслоразличительную функцию и называются фонемами (см. Фонема). Русское письмо почти целиком построено на фонематическом принципе, то есть буквы отражают на письме не звуки, а фонемы (см. Принципы русской орфографии).
Идеально, если алфавит отражает фонемный состав языка, то есть для каждой фонемы имеется специальная буква. Отсутствие специальных букв для фонем создает огромные трудности, поэтому алфавит одного языка приходится специально приспосабливать к системе другого языка (см. Графика).
Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Направление : исследовательская деятельность .
Тема :
«Что такое звук , скажи ?»
1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.
2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.
3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.
4. Актуальность :
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.
Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .
5. Новизна :
Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.
Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.
6. Описание практической значимости :
Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков ?» Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.
Так что же такое звук ?
Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .
7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?
8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .
9. Задачи для ребенка :
Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
10. Задачи для воспитателей :
Закреплять представления детей о понятии «звук » .
Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.
Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .
Выявить причины усиления ослабления звука
Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук ?»
Что такое звук ? Скажи !
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук , попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
11. Реализация :
Наше исследование проходило в три этапа.
I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,
использование звуков , о слухе и способов его сохранения.
Проведение элементарных опытов;
Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;
Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых
звуков ;
Распознавание звуков окружающего мира .
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
Знакомство с высокими и низкими звуками ;
Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;
Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,
усиление и ослабление звука .
В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .
12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.
Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .
Исследование № 1
«Увидеть звук »
Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .
Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.
Исследование № 2
«Музыкальная шкатулка» .
Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .
Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.
Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.
Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.
Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.
Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .
Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.
Исследование № 3
«Почувствуй звук » .
Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .
Материал : лист бумаги.
Лист бумаги свернуть в трубочку.
Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .
Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
Исследование № 4
«Еще немного музыки»
Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.
Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.
Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.
Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.
Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.
Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .
Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.
13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .
Литературные источники :
1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.
2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.
Как известно, существует устная и письменная речь: письменную речь мы пишем и читаем, а устную произносим и слышим. Звучащие слова состоят из звуков речи, которые принято делить на гласные и согласные.
Гласные звуки
Гласные звуки отличаются от согласных тем, что они произносятся исключительно с помощью голоса, тогда как при произношении согласных возникают различные шумы.
Школьникам достаточно помнить основных 6 гласных звуков: [а], [э], [о], [и], [у], [ы]. Для обозначения их в русском языке существует 10 букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Функция гласных звуков – сделать речь звучной и плавной. Именно гласные можно петь.
Еще одна важная функция — гласные звуки бывают слогообразующими, то есть главными звуками в слоге.
Образование гласных звуков
При произнесении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через речевой аппарат, не встречая преград. Однако это не значит, что рот и губы никак не участвуют в процессе произношения. В зависимости от того, какой звук мы хотим произнести, мы создаем во рту резонаторную полость различной формы, приподнимая язык, сдвигая его к зубам, открывая рот более или менее широко и складывая губы определенным образом. Например, произнося звук [у], мы вытягиваем трубочкой вперед губы, от их формы гласный звук приобретает специфическое звучание.
Ученые разработали обширную классификацию гласных звуков. В нее входят такие понятия, как ряд, подъем, лабиализация. Однако принципы классификации, принятой у лингвистов, не годятся для средней школы: они требуют детального знакомства с процессом артикуляции. Поэтому в школе рассматривают гласные звуки только с точки зрения их ударности.
Ударение
Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.
Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.
Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».
Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.
Безударная позиция
Гласный звук звучит кратко, слабо, он сам на себя не похож. Безударные гласные часто можно спутать с другими. Например, первый гласный звук в слове «рябина» звучит настолько неясно, что трудно определить, надо ли писать «е», «и» или «я».
Ученые заметили, что в абсолютном начале слова безударный гласный звучит более ясно, чем в середине слова. Но все равно его лучше проверить.
Произношение гласных звуков
В разных областях нашей страны люди, для которых русский язык родной, часто несколько по-разному произносят гласные в одних и тех же словах. Например, в некоторых областях «окают» — произносят звук, близкий к «о», в безударной позиции там, где он пишется. Однако такое произношение не считается нормативным.
Актеры Малого театра во время спектакля используют произношение, которое считалось нормативным около века назад; за счет этого их речь очень разборчива, прекрасно понятна даже на задних рядах.
Фонетический разбор гласного звука
При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.
Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают
- два звука [йа], [йэ], [йо], [йу] в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
- один звук [э] [о] [у] [а] после согласной.
Эта информация представлена в таблице.
Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?
В начале слова |
После гласной |
После Ъ и Ь |
После согласного |
[йа], [йэ], [йо], [йу] |