Знаки препинания в прямой. Оформление цитат, примеры
Знаки препинания при прямой речи
§ 133. Прямая речь , т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.
Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , - сказала она погодя. - Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).
Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):
Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.
- Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?
- Приехали.
- Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).
Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:
- Я так сказал?
- О, жуткий глупец! (Бонд.).
- Ты сон, что ль, видал?
- Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).
§ 134. Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора , то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», - съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было!..» - понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» - хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).
Если прямая речь стоит после слов автора , то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья…» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).
1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак , то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? - думал Кипренский. - Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! - приказал дежурный. - Можете вы помолчать?!» (Шукш.).
2. Если на месте разрыва прямой речи должно быть многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… - подумала Машенька, - или с мужем поссорилась…» (Ч.); «Погоди… - высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).
3. Если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны быть знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире , то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, - шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, - потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, - Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, - как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, - думал Семен, - а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, - заговорил Туман, - жарко больно» (Т.); «Но как ты будешь играть, - сказал Дарвин в ответ на его мысли, - это, конечно, вопрос» (Наб.).
4. Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка , то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Их распустили до приговора, - сказал Дворник. - Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).
5. Если слова автора распадаются по смыслу на две части , которые относятся к разным частям прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся двоеточие и тире: «Эхма… - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил : - Судьбина моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! - приказал Лермонтов и добавил , ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: - Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? - спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал : - Ядовитый, омерзительный» (Пауст.).
§ 136. Если прямая речь оказывается внутри слов автора , то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:
а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;
б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» - и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);
в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» - и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» - но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» - и держу ее долго на стойке (Пришв.);
г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).
Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;
б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит , указывающее на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить ; или если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.
§ 137. Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:
а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар - готов?» - «Нет еще…» - «Отчего? Там пришел кто-то». - «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);
б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» - спросил он тихо. «Третий год». - «Долго были замужем-то?» - «Год и пять месяцев…» (М. Г.);
в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». - «Постараюсь», - ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» - «Постараюсь», - ответила я ;
г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - «Мне холодно», - ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» - он ответил: «Мне холодно» (Ток.).
§ 138. При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:
Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.
- Я доиграю, - сказала она.
- Когда?
- Когда ты будешь со мной (Грин).
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :
- Составьте иначе. Вы - взрослый человек, не в детсаде.
- Почему? - спросил Чудик. - Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверное, подумали…
- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма - это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал (Шукш.).
То же при единственной реплике:
Шацкий прошелся по комнате.
- Духота, духота! - пробормотал он. - Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).
Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:
- Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).
§ 139. Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя - при помощи кавычек:
- М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.
Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, - хотелось ей сказать . - Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).
А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:
- Ну ладно, тогда пойдем.
«Вот я тебе покажу „пойдем“», - подумал я про себя (Сол.).
Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:
Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава - красиво. «Какая-то из них - Марья», - спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» - думал он (Шукш.).
Тема:1. Прямая речь, идущая в строку (в подбор, без абзаца), выделяется кавычками, например: Герасимов с веселой злостью выговаривал в такт своему пулемету: «Нет, шалишь, тут тебе не Париж!» (Люб.); «Вы куда, на Ремизовскую?» - спросил Саенко (Сим.) и т. п.
Если авторские слова вставлены в середину прямой речи, то кавычки не ставятся между прямой речью и авторскими словами, а только в начале и в конце прямой речи, например: «Оперативный дежурный ближе с этой стороны,- сказал старшина,- а политотдел - с той, надо обойти дом» (Сим.) и т. п.
2. Если реплики следуют в строку и не сопровождаются авторскими словами, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Ты, Васька, знаешь, какая она большущая?» - «Кто?» - «Луна». (Алекс.)
3. В кавычки заключаются цитаты. При приведении цитаты в сопровождении авторских слов остальные знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, например: Мелькнула в голове давешняя погореловская фраза: «В нашем полку прибыло» (Люб.); «Баратынский,- говорит Пушкин,- принадлежит к числу отличных наших поэтов». (Бун.)
Примечания.
1. Перед цитатой, вставленной в середину предложения, двоеточие не ставится: Не согласен я с Вами в том, что «напрасно читаю всякую дребедень». Я думаю, что это настоящее мое дело. (Горьк.)
2. Кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном, ироническом значении, а также в различного рода наименованиях: Предстояло взвесить множество «за» и «против» (Гран.); Это был рыхлый молодой человек с рыжеватой бородкой. Таких людей принято называть «шляпами» и «тюфяками» (Пауст.); Из городка Н. профессор Вершинин мчался на «газике» больше суток (Залыг.); Над трубой «Любимчика» еще не вьется даже дымок. В машинном отделении пусто (Кор.); «”За отвагу” вам вручили, а, Мартыненко?» - спросил Серпилин, радуясь, что все же вспомнил фамилию солдата. (Сим.)
Упражнение 381 . Перепишите. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их употребление.
1. Главпочтамт размещался в комнате и кухне обычного жилого дома. Рязанцев получил телеграмму от семьи. Два слова. Все здоровы. (Залыг.) 2. Тракторный завод, проходная, первая смена она с удовольствием повторяла в уме эти слова. (Ник.) 3. Жены офицеров, встречаясь, все разговоры начинали теперь с того, что вот пройдет проверка, и мы …; или Мой майор совсем покой потерял … (Бер.) 4. Птица говорит да Винчи при полете опирается на воздух, делая его более густым там, где она летит. (Пауст.) 5. Габуния закрыл глаза. Это была ария Лизы из Пиковой дамы Туча пришла, гром принесла … (Пауст.) 6. Искушенный читатель прочтет эту историю и пожмет плечами,- стоило ли так волноваться. Он скажет слова, способные погасить солнце Что же здесь особенного? и романтики стиснут зубы и отойдут в сторону. (Пауст.) 7. До сознания Крылова дошла вся мудрость заключенная в изречении Алтынова Чем меньше ты делаешь, тем меньше тебе надо делать. (Гран.) 8. Денисов? переспросил Полтавский. Ну-ну. Что значит ну-ну? Междометие. (Гран.) 9. Хотите выспаться? Да! сказал Полынин. Когда? Сегодня. Сколько спали в первую ночь? Пятнадцать часов. А не врете? Не обижайтесь, я как врач спрашиваю. Четырнадцать. А вторую? Десять. Если так - выпишу. (Сим.) 10. Один за другим следовавшие ответы Под Москвой, Под Воронежем, Под Тихвином, Имею За отвагу, Дважды ранен производили впечатление на остальных. Шеренги подтянулись и напряглись. (Сим.) 11. Приехав на дачу в большой компании и с женщиной, которая казалась Масленникову такой замечательной, что от нее нельзя было отойти ни на шаг, брат вдруг говорил Миша, пойдем на биллиард и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Сим.) 12. Неужели опять попаду в такое же колесо? думал Серпилин, подъезжая к штабу армии Нет, врешь, не дамся! Да и время все же меняется: кое-что поняли, кое с чем простились - война научила. (Сим.)
Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).
Рис. 1. Способы передачи чужой речи ()
Петров сказал: «Отыскать клад - это отличная идея! » - прямая речь
Петров сказал, что отыскать клад - это отличная идея . - косвенная речь.
Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:
Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду! »
или с косвенной речью:
Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.
Прямая речь - это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи .
(от греч. dialogos - разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).
Прямая речь в таких конструкциях - это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.
Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения - конструкция с придаточным изъяснительным.
Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи , а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.
Косвенная речь
Цель высказывания |
Способ присоединения |
|
Повествовательное предложение |
Союзы будто, что |
Он сказал, что прилетит утром . |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза |
Мама спросила, когда прилетит самолет . |
Побудительное предложение |
Союз чтобы |
Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу. |
Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.
Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.
Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.
Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно
Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам
(само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).
Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции - прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.
Если прямая речь следует за авторскими словами , то после слов автора ставится двоеточие , прямая речь выделяется кавычками , первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки , а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка - всегда после кавычек:
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ».
Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ! »
Петров подумал и сказал: «? »
Петров подумал и сказал: «… »
Если прямая речь стоит перед авторскими словами , то она также выделяется кавычками . После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире . Слова автора начинаются со строчной буквы:
«Я буду искать клад один », - подумав, сказал Петров.
«Я буду искать клад один ! » - подумав, сказал Петров.
«Можно я буду искать клад один ? » - подумав, сказал Петров.
«Я, пожалуй, буду искать клад один … » - подумав, сказал Петров.
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире , после которых первое слово пишется со строчной буквы:
«Я решил , - сказал Петров, - искать клад один ».
Исходная фраза: Я решил искать клад один .
«Я решил ,- сказал Петров, - что буду искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Я хочу вам кое-что сообщить , - подумав, сказал Петров. - Я решил искать клад один ».
Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак , то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире , слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире
«Все-таки буду искать клад один ! - решительно сказал Петров. - И вам так проще будет ».
«Может быть, мне одному пойти ? - спросил Петров. - А то я вам мешать буду ».
Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие , то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:
«... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение , после слов автора ставится точка и тире , вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:
«Даже не знаю ... - протянул Петров. - Наверное, все-таки с вами за кладом пойду ».
«Даже не знаю, может быть, все-таки ... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:
Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать », потом опять задумался.
Запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался , между которыми находится прямая речь.
Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать », развернулся
и вышел из комнаты.
Запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.
Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:
Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду ! » - и решительно
вышел из комнаты .
На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти ? » - никто не ответил.
Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ()
Дополнительно
Стилистические особенности прямой речи.
В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.
В художественной литературе и публицистических произведениях , близких к ней по стилю (очерках, фельетонах ), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.
Список литературы
- Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
- Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
- Чужая речь (собрание материала) ().
- Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
- Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().
Домашнее задание
Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты ().
Цитаты способны украсить текст, подтверждая или шире раскрывая мысль, высказанную автором, поэтому, наверное, их охотно используют и в публицистике, и в научных работах. Но иногда введение в текст цитаты может вызвать затруднения с точки зрения пунктуации.
В этой статье мы постараемся вспомнить правила оформления цитат при разных способах включения их в текст. Вспомним, какие нужно использовать при этом, а также способы выделения каких-то слов в цитируемом отрывке.
Что такое цитата: пример
Цитата - это дословное воспроизведение сказанного, при этом неразрывно связанное по смыслу с текстом, куда данный отрывок включается.
Пожилой возраст - это, прежде всего, опыт, накопленный в течение жизни. Как говорила в свое время великая Фаина Раневская: «Воспоминания - это богатство старости».
Объединение нескольких отрывков из разных мест произведения в одной цитате не допускается. Их следует оформлять как разные цитаты. Обязательным требованием является и наличие указания на ее источник.
Если приводящееся вами место начинается не с начала предложения оригинала, то в цитате там ставится многоточие. На месте всех пропущенных слов в отрывке также ставится этот знак.
«… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает», - подчеркивала Раневская.
Как указывается автор или источник цитируемого отрывка
О том, как оформляется библиографическая сноска, в этой статье мы рассказывать не станем, но обсудим способы, которыми указывается автор или источник цитируемого. Правила хорошего тона требуют делать это каждый раз, когда вы пользуетесь чьей-то мыслью.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (Дэвид Даннинг).
Обратите внимание, что точка после цитаты в таком варианте не ставится, ее ставят лишь после ссылки! Кстати, если первое слово в скобках, указывающее на источник, не имя собственное, то пишется оно с маленькой буквы.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (из статьи психолога Дэвида Даннинга).
Если же оформление цитат в тексте требует вынести имя автора или их источник на другую строку, то они пишутся уже без скобок и иных знаков препинания. А после самой цитаты ставится точка или любой необходимый знак.
У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам.
Дэвид Даннинг
Это же правило распространяется и на эпиграфы.
Выделения внутри цитат
Если в приведенном в качестве цитаты отрывке имеются авторские выделения, их сохраняют в том же виде, как и в первоисточнике. Оформление цитат не требует специально подчеркивать, что данные отметки принадлежат автору. В случаях же, когда выделить что-то хочет цитирующий, он должен сделать соответственную сноску. Для этого в скобках указывают: «курсив мой» или «выделено мной» - и ставят инициалы.
А. Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать (курсив мой - И.И.)».
«Литературное предание, соединившее их имена (Гоголя и Островского - И.И.), знаменательно. Ведь Островского поначалу восприняли как прямого продолжателя дела Гоголя…»
Способы, которыми цитаты вводятся в контекст
Цитаты могут вводиться в предложение как прямая речь. В этих случаях и в русском языке ставятся так же, как при выделении прямой речи.
И. Захаров подчеркивает: «Раневская выносила другим жестокие определения, смахивающие на решения судебных инстанций. Но и себя не щадила».
В случаях же если цитата должна быть разделена словами автора, это выглядит так:
«Его величество совершенно остается уверенным, - писал А.С. Пушкину А.Х. Бенкендорф, - что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего Отечества…»
Если цитата - это дополнение, или же она входит в придаточную часть то никаких знаков, кроме кавычек, не ставится, а саму цитату начинают с маленькой буквы, даже если в источнике она писалась с большой:
В свое время философ Дж. Локк говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».
в конце цитаты
Отдельно нужно рассмотреть оформление цитаты на письме в ситуациях, когда необходимо определиться со знаками препинания в конце нее - до и после кавычек.
- Если цитируемая фраза заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками:
Восклицала: «Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя множества удовольствий!»
- А в ситуации, когда в цитате перед кавычками знаков нет, в конце предложения ставится точка, но только после них:
Раневская сокрушалась: «85 лет при диабете - не сахар».
- Если же цитата - это часть придаточного предложения, то точку после кавычек следует ставить, даже если перед ними уже имеется либо восклицательный, либо вопросительный знак или многоточие:
Марлен Дитрих справедливо полагала, что «нежность является лучшим доказательством любви, чем самые страстные клятвы…».
Строчная или стоит в начале цитаты?
Если цитата помещается после двоеточия, то необходимо обратить внимание на то, с какой буквы она начиналась в первоисточнике. Если со строчной буквы - то цитата пишется с маленькой, только перед текстом ставится многоточие:
Описывая А.С. Пушкина, И.А. Гончаров подчеркивал: «…в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
Если же приводимый отрывок начинается с прописной буквы, то оформление цитат происходит так же, как и при прямой речи - с большой буквы после двоеточия.
В. Лакшин писал об А.Н. Островском: «Много продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе».
Еще некоторые нюансы обозначения цитат
А как обозначить цитату, если необходимо привести только одно слово или словосочетание? В таких случаях приводимое слово заключается в кавычки и вводится в предложение с маленькой буквы:
В. Лакшин подчеркивал, что лица в комедиях Островского точны исторически и «этнографически ярки».
В ситуациях, когда первоисточника цитаты нет в свободном доступе (нет перевода на русский или же это редкое издание), то при цитировании следует указать: «цит. по».
Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
Оформление цитат требует не только соблюдения правил пунктуации, но и корректного отношения к цитируемому тексту. Со стороны автора статьи, в которой приводятся эти отрывки, допускается только несколько отклонений от их исходного состояния:
- употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка знаков не признак индивидуального стиля автора;
- восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в например, св-во - св[ойст]во;
- оформление цитат допускает и пропуск отдельных слов в них, с обозначением места пропуска многоточием, если это не исказит общий смысл приводимого отрывка;
- при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.
Если же автору требуется дополнительно выразить свое отношение к цитируемому отрывку или к некоторым его словам, он, как правило, ставит после них заключенный в круглые скобки вопросительный или восклицательный знак.
Не только знаки препинания в русском языке должны служить для передачи цитаты
Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата - это убедительный и экономный прием, который позволяет представить факты читателю, провести их обобщение и, конечно же, подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.
В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия. Но нельзя забывать, что приводимый отрывок должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста. А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.
И это в равной мере можно отнести как к официальным документам, так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы. Лишь помня об этом, можно до конца понять, что такое цитата. Пример бережного отношения к цитируемому материалу - это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.
1. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
а). Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире , например:Маленькая девочка бежала и кричала:
Не видали маму? (М. Горький).
б). Если прямая речь идет в строку , без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки , например: Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
2. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи ; в этом случае после него ставится двоеточие , а после прямой речи - знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например: Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (М. Лермонтов).
б) следовать за прямой речью ; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие , или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире , например:
«А что Казбич?» - спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (М.Лермонтов).
Как это скучно! - воскликнул я невольно.
«Умерла…» - эхом откликнулась Аксинья (М.)Шолохов
в) разрывать прямую речь на две части ; в этом случае ставятся:
перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире, например: «Неужели… - произнес он нерешительно. -А дальше что делать?» (В.Короленко).
г) после слов автора - точка , если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая - если незаконченное, далее ставится тире : «Может быть, мы никогда больше не увидимся, - сказал он мне. – Перед разлукой я хотел с вами объясниться» (А.Пушкин).
Идём, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь? (М. Горький)
Примечание 2. Данные правила относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
3. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
«Скажи-ка мне, красавица, - спросил я, - что ты делала сегодня на кровле?» - «А смотрела, откуда ветер дует». - «Зачем тебе?» - «Откуда ветер, оттуда и счастье». - «Что же разве ты песнею зазывала счастье?» - «Где поётся, там и счастливится». (М.Лермонтов).
Литература
Валгина, Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник для абитуриентов, студентов, редакторов. - М., 2008. Режим доступа http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook142/01/index.html
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2009. – 432с.
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. - 4-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2003.-384 с.
Розенталь, Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная?/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс», 2007.-108 с.-М.: ООО «Издательство Оникс», 2007.- 108 с.
Тесты для самопроверки
1. Пунктуационная ошибка при выделении вводной конструкции допущена в предложении …
а). С одной стороны она была права в своей настойчивости.
б). Вся эта история случилась, признаюсь, неожиданно для меня самого.
в). Спустя некоторое время мы, однако, успокоились.
г). Очевидно, прав был Гёте, когда утверждал, что у гениев на протяжении жизни бывает несколько возвратов юности.
2. Перед союзом и запятая ставится в предложениях …
а). С неба свет лился прямыми потоками и под этим светом особенно выпуклыми казались вершины леса.
б). Все люки были наглухо закрыты и свежий воздух не проникал.
в). Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.
г). Трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще.
3. Знаки препинания расставлены верно в предложениях …
а). Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают её фонтаном вверх.
б). Когда Каштанка проснулась, было уже совсем светло и с улицы доносился шум.
в). Человек должен, хотя бы раз испытать себя в трудном деле.
г). Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли, и куда нужно вам идти.
4. В предложении «Хочешь быть счастливым () научись добиваться поставленной цели» на месте скобок должен стоять следующий знак препинания:
б). двоеточие
в). точка с запятой
г). Запятая
5. Вводные слова имеются в предложениях (знаки препинания в предложениях не расставлены) …
а). Действительно резко увеличился поток заимствований из английского языка.
б). Посреди ровного газона стояли солнечные часы которыми видимо никто не интересовался.
в). Очевидно что у каждого языка свой путь.
г). Тем не менее новые заимствования вытесняют русские слова из обращения.
6. Тире ставится в предложениях …
а). Наступит весна снова зазеленеет роща.
б). Богата речь богат и внутренний мир.
в). Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.
г). Поднимаю глаза к небу там ни одной звезды.