Значение обстоятельства в русском языке. Определение и виды обстоятельств в русском языке
Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.
Чем выражено обстоятельство
В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:
- существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
- наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
- глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
- сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
- деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
- пословицы и поговорки: Рука руку моет
- фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)
Виды обстоятельств
- обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
- времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
- образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
- причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
- условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
- уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
- цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
- сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.
Другие значения слова «обстоятельство»
В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:
- явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
- определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, зависящий от других слов. Обозначает признак действия или признак другого признака. Как правило, обстоятельства выражены существительным в форме косвенных падежей или наречием. Другие обстоятельства могут быть выражены деепричастным оборотом, инфинитивом. Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечает обстоятельство. Обстоятельства по значению делятся на несколько разрядов: обстоятельства времени, образа действия, места, меры и степени, причины, цели, условия и уступки.
Список вопросов и примеры
Итак, на какие вопросы отвечает обстоятельство? Чтобы лучше понять это, поговорим немного о разрядах, на которые подразделяются обстоятельства. Приведенные примеры помогут быстрее сориентироваться:
- Обстоятельства времени дают временную характеристику действия: «когда?», «до каких пор?», «как долго?». Примеры: уезжаем завтра, вернемся в мае.
- Обстоятельства образа действия дают качественную характеристику действия и способ его совершения: «как?», «каким образом?». Примеры: учиться усердно, жить припеваючи.
- Обстоятельства места указывают на место действия, путь: «где?», «куда?», «откуда?». Примеры: он переехал сюда из Самары, альпинист взобрался на скалы.
- Обстоятельства меры и степени говорят нам о степени проявления действия или признака: «в какой степени?», «насколько?». Примеры: очень самостоятельный, достаточно игривый.
- Обстоятельства причины - повод: «на каком основании?», «почему?». Примеры: не пришел по причине болезни, прогулял из-за лени.
- Обстоятельства цели подразумевают цель совершения действия: «зачем?», «с какой целью?», «для чего?». Пример: он принимает витамины для улучшения здоровья.
- Обстоятельства условия - условие совершения действия: «при каком условии?». Пример: при усердии в учебе можно стать отличником.
- Обстоятельства уступки - условие, вопреки чему совершается действие: «вопреки чему?». Пример: ехать, несмотря на плохую погоду, бежать вопреки усталости.
Что мы знаем о таком второстепенном члене предложения как обстоятельство? По сути, совсем немного, лишь стандартный набор информации, которую нам на блюдечке преподносят учителя. Но даже в таком состоянии мы не можем понять тему в полной мере, потому что относимся к данному члену предложения крайне пренебрежительно. Но что случится, если мы попробуем выкинуть обстоятельство из нашего языка, искореним из обихода? Что тогда?
Возможно, вам покажется это смешным и абсурдным, но вы только представьте эту картину: наша речь упростится, потеряет свой колорит, обеднеет, станет сухой, скупой и односложной. Без обстоятельств, как и без любого второстепенного члена предложения, мы не сможем в полной мере рассказать о своих чувствах и мыслях, не сможем правильно и корректно донести до других ту или иную информацию. Такая перспектива не кажется оптимистичной и радужной, не так ли? Поэтому важно ценить наш язык, оберегать его, не забывать, на первый взгляд, о таких ненужных и сложных второстепенных членах предложения. Не поленитесь и попытайтесь хотя бы понять значение и виды обстоятельств. Таблица и указанные ниже материалы помогут вам в изучении.
Обстоятельство: что же это такое?
Для начала, чтобы вникнуть в суть темы, стоит обратить внимание на основополагающие аспекты, на значение и понятие самого обстоятельства. Если мы обратимся к курсу русского языка, то легко сможем вспомнить о том, что обстоятельство - это второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому и обозначающий признак действия.
Обстоятельство в предложении
Существует несколько способов выражения обстоятельств. В большинстве своем, мы встречаем данный член предложения, выраженный наречиями или существительными в косвенном падеже. Однако это далеко не все. Кроме выше сказанного, обстоятельство может быть представлено в виде деепричастия, инфинитива, сравнительного оборота, словосочетания или даже фразеологического оборота. При разборе на члены предложения обстоятельства обозначаются пунктиром с точками.
Понятие и основная информация в таблице
Довольно интересно, что существует множество обстоятельств, разнообразных по своему значению. К сожалению или, быть может, к счастью, в школьном курсе изучаются всего лишь 8 видов обстоятельств.
Обстоятельства | Что означают? | На какие вопросы отвечают? |
Образа действия и степени | Качество действия и способ его совершения | Как? Каким образом? В какой степени? |
Времени | Время действия | Когда? С каких пор? Как долго? |
Места | Место действия, его путь | Где? Куда? Откуда? |
Сравнения | Сравнение | Как? Подобно чему? |
Цели | Цель совершения действия | Зачем? С какой целью? Для чего? |
Причины | Причину совершения действия, повод | Почему? Отчего? По какой причине? |
Условия | Условие, при котором это действие будет совершаться | При каком условии? |
Уступки | Условие вопреки препятствиям | Вопреки чему? Несмотря на что? |
В данной таблице представлены основные виды и вопросы обстоятельства. При более глубоком исследовании вы узнаете, что их классификаций гораздо больше. Упорядоченные и рассортированные виды обстоятельств в таблице - это прекрасный способ изучения, потому что вам больше не нужно собирать информацию по кусочкам: все доступно в одном месте.
Примеры
Невозможно разобраться в данной теме, выучив лишь виды обстоятельств в таблице. При этом важно обращаться и к примерам, простые, наглядные и понятные, они представлены ниже.
Обстоятельства образа действия и степени:
1. Кондуктор (как? ) громко объявил нужную остановку.
2. Друзья шли, (как? ) медленно передвигая ноги.
Кроме того, существует другая разновидность обстоятельства образа действия - обстоятельство степени, например:
1. Он ударил кулаком (в какой степени? ) очень сильно .
2. Количество игроков в теннис увеличилось (во сколько раз? в какой степени? ) втрое .
Обстоятельства места:
1. Преступники выскочили (откуда? ) из-за угла .
2. (Где? ) Везде был слышен этот странный звон.
Обстоятельства времени:
1. (Когда? ) Вчера Аркадий приехал к бабушке в деревню.
2. (Когда? ) Уезжая из этого места , он пообещал вернуться.
3. Мы пробыли на берегу моря (как долго? ) целый день .
Обстоятельства уступки:
1. (Несмотря на что? ) Несмотря на ненастную погоду , мы отправились в путь.
2. (Вопреки чему? ) Вопреки всем ожиданиям , спортсмен хорошо выступил на соревнованиях.
3. (Вопреки чему? ) Вопреки предубеждениям , он оказался хорошим и порядочным человеком.
Обстоятельства причины:
1. (По какой причине? ) Из-за сильного недомогания я пропустил встречу.
2. Нам пришлось пропустить эту встречу (по какой причине? ) из-за плохой погоды .
Обстоятельства цели:
1. Он донес сумку, (зачем? ) желая помочь .
2. Игорь забрал игрушку (зачем? ) назло брату .
Обстоятельства условия:
1. На улицу не выйти (при каком условии? ) при сильном дожде .
2. Нужно звонить пожарным (при каком условии? ) в случае возникновения возгорания .
Обстоятельства сравнения:
1. Её зеленые глаза сверкали, (как? ) словно изумруды .
2. Песок в лучах солнца сверкал, (как? ) будто золото .
Значение обстоятельства
Изучая основные виды обстоятельств в 8 классе, мы не придаем им большого значения, хотя это чрезвычайно важно. Как и говорилось в самом начале, обстоятельства играют небезынтересную и далеко не последнюю роль в русском языке. Таким образом, в данной статье мы разобрались в этом, узнали о вопросах обстоятельства и его видах, поняли всю значимость и многогранность данного члена предложения, почерпнули нечто новое и интересное.
Не стоит зазубривать таблицу видов обстоятельств наизусть, потому что грань между их значениями очень тонка. При такой форме изучения вы можете легко ошибиться. Дабы улучшить и усовершенствовать ваши знания, постарайтесь вникнуть в смысл вопросов и понять их.
Русский язык - сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены - подлежащее и сказуемое - даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.
Общие сведения
Обстоятельства в предложении - важный член, который позволяет сохранять колорит нашей речи и обогащает ее. Попробуйте убрать его из любого предложения и убедитесь в этом сами. Например:
- Он ударил по столу кулаком. 2. Он ударил по столу кулаком со всей силой.
В первом предложении недостаточно экспрессии, нам не понять, как действовал человек. Второе предложение, благодаря введенному словосочетанию «со всей силой», показывает уже состояние действующего лица.
Давайте теперь выясним, что такое обстоятельство в русском языке . Начнем рассуждения с правила .
Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.
Ученикам нужно также знать, чем выражено обстоятельство . Знакомство с данным членом начинается в 4 классе по любой программе, но ученики получают общие сведения. Начиная с 5 класса, информация расширится после изучения новых частей речи, знакомства с устойчивыми словосочетаниями.
Дети должны понимать, что выражаться обстоятельства могут:
Виды обстоятельств
Нередко детям дается задание охарактеризовать виды обстоятельств. Это не совсем легкий вопрос, потому что нужно иметь большой багаж знаний. Помощь в выполнении задания оказывают таблицы , имеющиеся в каждом учебнике русского языка. Нужно только умело ими пользоваться.
Итак, давайте разберемся с видами обстоятельств в русском языке. Всего их насчитывается восемь.
Место и время
Этот разряд обстоятельств указывает на место, где происходит действие. Чаще всего к второстепенному члену задают вопросы: где? куда? откуда? Выражаются они наречием или существительными с предлогами или без них. Например. (Где) Кругом, куда ни глянь, синело море.
Нередко обстоятельство обозначает время действия . К слову можно задать вопросы:
- когда?
- как долго?
- с каких пор?
- на какое время? и так далее.
В этом случае члены предложения выражаются наречием, существительным или деепричастием:
- Бабушка (когда?) от восхода солнца до заката хлопотала по дому.
- Новую школу в селе Александровка сдали (когда?) в начале 2017 года.
- Солнце (в какое время), уходя за горизонт, окрасило небо в багрянец.
Образ действий, мера и степень
Это еще один представитель разряда обстоятельств . Их задача - выражать признак действия определенным образом или в какой-то степени. Вопросы:
- каким образом?
- сколько раз?
- в какой степени?
Они могут выражаться наречиями, существительными в косвенной форме с предлогами или без них, деепричастиями и деепричастными оборотами. Они чаще всего зависят от глагола, но иногда ими управляют наречия, прилагательные, указывающие на степень качества:
Причина и цель
Член предложения, в этом случае может обозначать причину, по которой происходит действие. Он отвечает на вопросы:
- почему?
- отчего?
- по какой причине?
Варианты предложений:
- (По какой причине) Из-за аварии на перегоне, поезд застрял в поле на десять часов.
- (Почему?) По милости бабушки у Дашутки появились новые друзья.
- В саду (Отчего?) от аромата цветов было душно.
- Мы выехали из дома рано, (почему?) чтобы успеть до жары.
Наличие такого второстепенного члена предложения указывает на цель действия. Выражаются начальной формой глагола, существительным в косвенном падеже или наречием. Задаваемые вопросы: для чего? с какой целью?
Если член предложения выражен начальной формой глагола, то перед ним можно поставить союз «чтобы». Например: Маргарита зашла в магазин купить хлеб. Зашла (с какой целью?) - купить хлеб. Перефразируем предложение: зашла в магазин, чтобы купить хлеб.
Сравнения
Нередко необходимо сравнить какие-то предметы, более точно назвать основные характеристики. Вот тут и приходят на помощь обстоятельства сравнения. Они отвечают на вопросы существительных. Вопрос ставится один - как? Перед обстоятельством часто стоят слова «словно», «будто».
Например:
- Зеленые глаза подружки сияли, (как?) словно изумруды.
- Рябь на реке в лучах заходящего солнца переливалась, (как?) будто фольга.
Условия и уступки
Выражается существительным с предлогом или без него, а также деепричастным оборотом. Этот вид обстоятельств в речи употребляют редко, поскольку это книжные обороты. Обозначает условия, при которых действия могут быть совершены, отвечает на вопрос: при каких условиях? Например: В полицию звонят (при каком условии) в случае возникновения опасности для жизни.
Эти второстепенные члены, выражающие уступку, появляются в предложениях, если нужно обозначить явления, которые препятствуют или не соответствуют действию, состоянию, но все равно происходят как бы вопреки происходящему.
К таким членам предложения задают вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Могут выражаться существительными. Обязательное условие - наличие слов-помощников: хотя, несмотря ни на что, вопреки.
Примеры:
- Вопреки плохому прогнозу погоды, мы все равно отправились на рыбалку.
- Хотя мама меня отругала, я все равно на нее не рассердился.
- Несмотря на невыносимые условия содержания, декабристы всегда оставались настоящими людьми.
Специально заучивать таблицу нет нужды. Нужно только понять суть второстепенных членов, их значение, тогда и трудностей с определением видом не будет.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:
1. наречие:
Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)
2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:
Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);
3. инфинитив (со значением цели):
Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);
4. сравнительный оборот:
Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);
5. деепричастие (деепричастный оборот):
Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);
6. цельное словосочетание:
Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);
7. фразеологический оборот:
…спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).
Основные виды обстоятельств
По значению обстоятельства делятся на следующие группы:
1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.
Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).
2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.
Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).
3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.
Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).
4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.
Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).
5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?
Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).
6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).
7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?
Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).
8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?
Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).
Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Давайте сделаем разбор предложений:
1. Вечером у озера громко квакали лягушки.
(Кто?) лягушки - это подлежащие.
(Что делали?) квакали - это сказуемое.
Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.
Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.
Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.
2. Сова вылетает на охоту ночью.
(Кто?) сова - это подлежащие.
Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.
Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.
Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.
3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.
(Кто?) Дятел - это подлежащие.
Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.
Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.
Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.
В тиши (какой?) лесной - это определение.
Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку: