Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ
Тренинговое занятие «Здоровье – главная ценность человека»
Тема: «Путь к здоровью»
Предоставленная работа будет интересна для педагогов, социальных работников, учащихся 13-16 лет и студентов. Мероприятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала. В разработке подробно расписаны цели предложенных упражнений, которые можно применять отдельно для развития у детей творчества, нестандартного мышления, коммуникативных способностей. Данный материал можно применять на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Продолжительность тренинга 60 минут. Количество участников 15-20 человек.
Цель:
способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи:
объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию.
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.
Результаты обучения
В конце занятия ученики:
- объясняют значение терминов: здоровье, составные здоровья, холистическое представление о здоровье;
- приводят аргументы в пользу здоровья;
- демонстрируют навыки получения информации, критического мышления, ответственности за свои поступки.
- показывают умение осознавать ценности собственного здоровья и навыки принятия решений по сохранению собственного здоровья.
Методические рекомендации
(для достижения цели
): учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование: плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; тетради, бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)
Содержание работы
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Знакомство (5-7 мин).
3. Ожидание (2-3 мин).
4. Упражнение «Интервью» (9-10 мин).
5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью» (5 мин).
6. Упражнение «Скрепочка» (5 мин).
7.Упражнение «Найди себе пару» (3 мин).
8. Упражнение «Угроза жизни» (2 мин).
9. Работа в малых группах. Упражнение «Преимущества здоровья» (15 мин).
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь» (3 мин).
11.Упражнение «Путь к здоровью» (5 мин).
12.Завершение тренинга (2 мин).
1.Актуализация знаний (1-2 мин). На доске написан эпиграф к уроку:
Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел... Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
Авиценна
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
Ход тренинга:
Здравствуйте, ребята! Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся.
Мы говорим вам «здравствуйте», а это значит, что мы всем вам желаем здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Здоровье для человека – одна из главных ценностей.
Давайте поприветствуем друг друга на разных языках.
Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
Мы предлагаем вам немного поиграть.
И первая игра называется - «Ассоциации». (Задания по отрядам).
Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на слово, которое я произнесу (всего листочков 5).
Слово: Здоровье.
(Время для подбора ассоциаций – 2 минуты, во время выполнения задания играет музыка).
Каждый отряд зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.
И так, здоровье для вас – это…
(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).
А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.
Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).
Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание.
У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).
И сначала рассмотрим физическое здоровье.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья».
Упражнение со словами-ассоциациями.
Нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).
Время на выполнение задания – 1 минута.
Озвучиваются выводы по упражнению.
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках».
Давайте произнесем девиз все вместе.
Теперь поиграем в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)
1.Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя?
Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести здоровый образ жизни.
Занятие с элементами тренинга «Быть здоровыми хотим»Романцова И. И., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни , формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье ; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
изменение отношения детей к вредным привычкам;
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование полезных навыков здорового образа жизни, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
2. Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ среди детей и подростков;
3. Формирование четкой позиции по отношению к злоупотреблению ПАВ и умения оказать сопротивление в случае давления со стороны сверстников.
Методы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
беседы;
мозговые штурмы;
интерактивные игры;
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 9-11 классов.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, чистые листы, карандаши, ватман со списком ценностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие. Знакомство.
Игра «Я умею лучше всех…»
Инструкция: Каждый участник, по очереди называет свое имя и продолжает фразу «Я умею лучше всех…». (Н-р: Меня зовут Лена, я умею лучше всех готовить).
Беседа:
Что такое здоровье человека?
Какие факторы определяют здоровье человека?
Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
Упражнение 1.
Инструкция: Каждая группа, в течение 3 минут, должна сформулировать определение здорового образа жизни. Затем определения зачитываются. Тренер решает, чье определение было самым полным и точным и записывает его на доске.
Упражнение 2.
Групповая работа «ЗОЖ».
Инструкция: Работа происходит в группах по 3-4 человека. Используя метод мозгового штурма, каждая группа должна привести три примера людей (реальных людей), которые, по их мнению, ведут здоровый образ жизни. Каждый пример должен быть обоснован. Затем каждая группа зачитывает свои примеры.
Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек, лидерство, забота о других, много друзей, хорошая работа, семья, отдых, спорт и т.д.
Упражнение 3.
Групповая работа «10 заповедей».
Инструкция: Участники делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать 10 заповедей здорового образа жизни – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. Затем, представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
Упражнение 4. Оценка усталости.
Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, насколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.
Упражнение 5.
Индивидуальная работа «Мои жизненные ценности».
На доске (либо на листе ватмана) записывается список возможных человеческих ценностей:
интересная работа
хорошая обстановка в стране
общественное признание
материальный достаток и хорошее здоровье
любовь
семья
удовольствия, развлечения
самосовершенствование
свобода, независимость
справедливость
доброта
честность
искренность
вера
целеустремленность
Каждому предлагается выбрать из списка и выписать семь самых главных для него ценностей. Затем предлагается вычеркнуть из списка самых значимых ценностей те ценности и цели, которые невозможно исполнить, будучи зависимым человеком, и написать, почему они будут невыполнимы. Желающие могут объяснить свое мнение.
Упражнение 6.
Индивидуальная работа «Мой день».
Каждый учащийся должен разделить тетрадный лист на две колонки. В левой колонке он должен написать свое обычное расписание дня: подъем, завтрак, школа, уроки, досуг (как конкретно проводит), отбой. Пусть распишет день по часам. Затем, в правой колонке, он должен подумать и написать расписание дня известного спортсмена. Не обязательно знать факты. Надо просто представить, как живет этот человек.
Вопросы к классу:
– Вы видите разницу? В чем она? (жизнь ради других, ради высшего блага)
– Есть ли время у ответственного человека на наркотики и алкоголь?
– Как вы думаете, пожалеет ли человек о своей жизни, если хотя бы часть ее поживет так, как известный спортсмен? Будет ли, чем гордиться, что вспомнить?
– Как вы думаете, этот человек предъявляет к себе высокие требования? Почему?
– Как вы думаете, почему спортсмены не курят? Почему по телевидению не показывают курящих спортсменов?
Упражнение 7.
Индивидуальная работа «Дерево моей жизни».
Учащимся предлагается на листе бумаги нарисовать дерево так, как они себе его обычно представляют. Затем учитель объясняет, что почва – это воспитание человека. На месте почвы учащиеся должны письменно продолжить утверждения:
Я был воспитан с верой в то, что:
· работа – это
· деньги – это
· мужчина – это
· женщина – это
· брак – это
· семья – это
· успех – это
· ошибки – это
Корни – видение важнейших вопросов жизни. Если корней нет, то видение очень слабое в человеке. Если корни глубокие, то видение очень ясное. Я верю в то, что:
· Смерть – это
· Зло – это
· Добро – это
· Любовь – это
· Люди, основном,…
· Я…
· Жизнь – это
· Здоровый образ жизни – это
Ствол дерева – это представления о природе человека.
· Я, в основном хороший, т.к.
· Я свободен и отвечаю за свои поступки, т.к.
· Я, в основном, заботливый и добрый человек, т.к.
· Мои убеждения влияют на мой характер, т.к.
Ветви дерева – это ваши этические ценности. Если листва дерева густая – то человек уравновешен. Если изображены иголки – человеку присуще агрессивное поведение.
· В отношениях с близкими мне людьми для меня важно …
Цветы – это эмоции человека. Если цветы на дереве есть – то человек, скорее всего, очень эмоционален. Если цветов не изобразили, то человек сдержан на эмоции.
· Мои положительные эмоции: …
· Мои отрицательные эмоции: …
Плоды – это поступки человека. Опишите ваши поступки в разных ролях:
· Как сын (дочь) своих родителей, я …
· Как брат (сестра), я …
· Как друг, я …
· Как учащийся школы, я …
· Как гражданин, я …
Вывод занятия: самые большие ошибки человека начинаются с отсутствия ценностей и убеждений. И самые большие достижения человека начинаются с ценностей и убеждений. Ваша задача – составить для себя кодекс ваших ценностей и убеждений и никогда от них не отступать, даже если будет непросто.
Ткачева Татьяна
Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ»
Цель семинара-практикума : формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботиться о своем здоровье.
Задачи : мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.
Инструкция ведущего : В нашей жизни есть слова, над смыслом которых ввиду частого их употребления мы уже не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции, иногда даже искажая. Одним из таких слов является «здравствуйте» . Скажите, как вы понимаете это слово?. Какой посыл, какую энергию оно несет?. Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы говорите это слово другим людям?. Представьте, что, произнося его, вы как бы открываете невидимый канал, по которому передаете другому человеку особую энергию. Что она несет?. Удержите этот образ в своем воображении. А теперь давайте возьмемся за руки и с поклоном скажем друг другу «Здравствуйте!» … Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
«Кто я?»
У каждого из нас есть имя. Оно может изменяться и иметь несколько вариантов. Все участники группы садятся в круг и по очереди говорят : «Я – …» , называют свое имя и все его варианты. Надо выбрать то, которое нравится вам больше всего.
Задание «Воздушный шар» .
(на столах находятся заранее приготовленные чистые листы, ручки) . Инструкция : 1. Давайте представим такую ситуацию, что вам представилась возможность полетать на воздушном шаре, нарисуйте, пожалуйста, воздушный шар таким, каким вы его представляете.
2. Нарисуйте себя в воздушном шаре.
3. Поместите в шар следующие понятия : семья, работа, карьера, здоровье, деньги, любовь, путешествия, дружба. (понятия заранее написаны на экране) .
4. Шар падает, поэтому лишний груз вам нужно выбросить за борт и оставить в нём только 3 самых важных понятия для вас.
Давайте посмотрим, какие ценности у вас имеются на данном жизненном этапе (на доске записывается кол-во выбранных понятий – на заготовленном листе вписывается количество выборов).
Итак, здоровье выбрали ___ человек. Это говорит о том, что тема здоровья и ЗОЖ актуальна во все времена.
Упражнение “Ассоциация”
На экране фраза : “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно) . После этого поместите листочки на магнитной доске.
На экране определение понятия здоровье.
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Тест «Я и мое здоровье»
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет» . Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы. Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило» . Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да» , если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет» .
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Обработка результатов : за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.
Упражнение “Ассоциации”
На экране написана фраза “Здоровый образ жизни - это…”, а слева - “Вредные привычки – это …”. У каждого из вас есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на словосочетание “здоровый образ жизни”, а на оставшихся трех – по одной ассоциации на словосочетании “вредные привычки” (анонимно) .
На экране определение ЗОЖ
На экране вредные привычки
Игра-разминка «Броуновское движение» - разбились на 4 группы.
Упражнение “Анализ вредных привычек”
Один из уч-ся записывает общее мнение группы по данному вопросу. Запись проводим ручками, карандашами, фломастерами разного цвета (для каждой группы свой цвет) .
Вопросы для групп.
1. Дайте определение понятию вредные привычки и опишите симптомы их проявления.
2. Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.
3. Алкоголизм - тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?
4. Компьютерная зависимость - вредная привычка или норма? (Обоснуйте свой ответ)
Психологический комментарий : упражнение позволяет участникам осознать опасность вредных привычек.
НА экране - курение…
Алкоголь, алкоголизм…
Наркомания…
Музыкальная пауза
Видеоролик «Песня о здоровом образе жизни»
Упражнение «Комплименты» .
Профилактикой любой болезни является хорошее настроение. А оно во многом зависит от тех слов, что мы слышим.
(Участникам предлагается сказать соседу слева комплимент и так по кругу) .
Нарисуй свое настроение (смайлики) – обратная связь.
Здоровый образ жизни
Цели:
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
Выработка у участников осознанной социальной позиции по отношению к социальным явлениям «здоровой/нездоровой» жизни.
Состав группы: учащиеся 10-11-х классов в количестве 16 человек (желательно равное соотношение участников мужского и женского пола).
Время на игру: около четырех часов.
1 ЭТАП
Упражнение «Многоликая универсальность»
Материалы: листы бумаги формата А4, ручки, карандаши по числу участников.
Время: 50 минут.
Ведущий. Множество культур за время существования человеческой цивилизации пытались объединить природные богатства и человеческие возможности. Само духовное начало коренится в единстве человека с природой. И неизменно в культурах присутствовали символы, которые отражали единение людей и природных сил.
Например, четыре стороны света соответствовали четырем временам года: Восток – это весна; Юг – лето; Запад – осень; Север – зима. Кроме того, эти пары связаны с представлениями о типах людей, чьи особенности предопределяют их отнесение к соответствующим сторонам света и временам года.
Я прошу вас буквально несколько секунд подумать, почувствовать, к какой стороне света (и соответственно – временами года) вы сами можете себя отнести … А сейчас разойдитесь по разным сторонам нашей комнаты: здесь будет Север, здесь – Юг, здесь – Запад, а вот здесь – Восток.
Для дальнейшей работы удобней будет, если участники окажутся разделены на четыре равные группы. Если в какой-то группе оказывается значительно больше участников, необходимо попросить членов этой группы подумать, с какими сторонами света они еще могут соотнести себя, и перейти в ту или иную группу для выравнивания численности состава групп. Чтобы избежать подобной ситуации, можно просто разделить участников на четыре равные группы путем расчета: «Юг, Восток, Север, Запад…».
Участники получают карточки: Север, Запад, Юг, Восток.
Ведущий. Таким образом, у нас определились четыре группы, и вы теперь являетесь представителями разных народов! В течении пяти минут я попрошу вас подумать над тем, что именно может служить символом вашей стороны света. И какой девиз может разнестись над вашими просторными землями?
(Участники в группах обсуждают символ своей стороны света и девиз. Рисовать символ и записывать девиз в данном случае необязательно.)
Но ведь у всех народов есть свои особенности, тем более в разных частях света. Климатические и географические условия той местности, где вы живете, различаются и накладываются определенный отпечаток на ваш образ жизни, на вашу внешность, на ваш организм, на ваше здоровье. Какая же она – здоровая жизнь вашего народа и чем здоровье одних народов отличается от других?
Теперь у вас есть возможность познакомиться с этими различиями.
Мы сделаем это особым образом. Всем известно, что у каждого народа есть свои предания, легенды, мифы, сказки и тому подобное. Разумеется, все это есть и у ваших народов. Я предлагаю каждой группе представителей разных народов рассказать нам в одном из этих жанров – мифа, легенды или сказки – об особенности здоровой жизни своих народов. На эту работу у вас есть двадцать минут. Приступайте!
(Участники приступают к выполнению задания. Тексты записываются на отдельных листах.)
Ведущий. А теперь я попрошу представителей каждого народа рассказать свой миф, легенду или сказку, а остальных участников – слушать внимательно и отмечать для себя, что говорят представители других народов, потому что чуть позже нам понадобится эта информация.
Группы начинают представлять созданные ими произведения. Когда все четыре народа озвучат свои мифы, легенды и сказки, организуется обсуждение, основная тема которого – различные проявления и формы здоровья, необходимо для полноценной жизни того или иного народа.
Перерыв 15 минут.
2 ЭТАП
Упражнения - разминка «Рельеф страны»
Время: 15 минут.
Ведущий. Друзья, мы познакомились с замечательными литературными памятниками ваших народов, но упустили маленькую деталь из вашей жизни. Но прежде всего давайте сядем каждый в своей стороне света (все рассаживаются). Что же это за деталь? А вот она: где вы живете? Каков ландшафт вашего места проживания? Давайте восполним этот пробел в наших знаниях. В качестве разминки придумайте за десять минут и изобразите рельеф вашей страны, который необходимо исполнить из ваших тел. Это может быть неподвижная картина, а может – живое изображение, можно представить несколько сменяющихся друг друга картин или что-то иное – все, что вы посчитаете нужным.
Участники приступают к подготовке задания, а затем демонстрируют его результаты.
3 ЭТАП
Упражнение «Мозаика здоровья»
Время: 1,5 часа.
Материал: журналы, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, степлер, скрепки, ватман формата А1 (на каждую группу).
Ведущий. Вы уже рассказали о некоторых особенностях здоровой жизни своих народов и проделали это отлично. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И поэтому следующее наше упражнение направлено на то, чтобы показать и увидеть эти особенности.
Пусть каждая группа посмотрит на другие стороны света, немного подумает и в течение определенного промежуточного времени, который я назову, изобразит на листе ватмана черты здоровой жизни каждой стороны света. Располагать изображения на ватмане можно так, как посчитаете нужным. Это могут быть рисунки, фразы, коллажи – любые средства, чтобы охарактеризовать ваших соседей. Помните, что перед вами представители Севера, Запада, Юга, Востока с их особенностями. В вашем распоряжении все имеющиеся на столе материалы: журналы, фломастеры, карандаши, клей, скотч, ножницы, степлер, скрепки. Время на выполнение задания – тридцать минут.
Работы вывешиваются на стены, и представители народов поочередно рассказывают о группах-соперниках. При этом позволяются ассоциации относительно конкретных участников уже не в контексте стороны свтеа и условного