Защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
Человек как субъект права имеет возможность так защищать свои права - и политические, и, конечно, гражданские, - чтобы они могли реализовываться. Как международные документы, в том числе Декларация Прав Человека ООН, так и национальные - а именно, конституции и системы законодательства различных стран - предоставляют такую возможность и закрепляют ее юридически. В России само понятие и способы защиты прописаны в Гражданском Кодексе. Согласно этому документу, защита прав - это возможность принятия законных мер, предоставляемая управомоченному лицу, чтобы восстановить его или ее нарушенные права или права, которое оспариваются. Предметом защиты выступают, в таком случае, нарушенные гражданские права и интересы, охраняемые законом.
Таким образом, различают (юрисдикционная и неюрисдикционная) - это совокупность согласованных и установленных законом мер, призванных защитить субъективные права и интересы. При юрисдикционной форме действуют уполномоченные органы государства, когда лицо, чьи права нарушены, обращается за защитой (например, в органы власти, подает административную жалобу или же обращается в суд). При неюрисдикционной форме граждане и организации самостоятельно действуют в защиту попранных гражданских прав, и не обращаются за помощью ни к представителям власти, ни к местному самоуправлению, а объединяются для самозащиты или даже действуют в одиночку. Но неюрисдикционная форма защиты должна быть санкционирована закондательно.
Способы защиты гражданских прав - это утвержденные законодательно или санкционированные законом меры носящие принудительный характер по отношению к правонарушителю, с помощью которых восстанавливаются нарушенные права. В зависимости от вида или формы того, как восстанавливать нарушенные права, различают: устранение нарушения (то есть признание) права и компенсацию потерь, которые были вызваны таким нарушением.
В Гражданском Кодексе РФ есть специальная статья 12, посвященная этому вопросу, и она перечисляет одиннадцать различных способов того, каким образом можно осуществить подобную защиту. Но это не значит, что защищать свои права можно только так, как описано в данной статье. Так, существуют такие способы защиты гражданских прав, как признать недействительность права определенного субъекта, или же какого-либо акта, выданного государственным или иным органом (например, местного самоуправления). Эти два способа защиты реализуются только в судебном порядке, а во втором случае право на обжалование в суде имеет только человек или организация (юридическое лицо), права которых были нарушены вследствие издания такого акта. Перекликается с этим еще один способ защиты права, а именно неприменение судом противоречащего закону акта или документа, который был выдан органом государственной власти или же органом самоуправления. Этот способ распространяется как на нормативные, так и на индивидуально-правовые акты указанных институтов власти.
Есть и такие способы защиты прав, которые не требуют обязательного обращения в суд и могут быть восстановлены добровольно нарушителем или путем самозащиты. Например, когда какая-либо сделка признается недействительной, а последствия этого признания применяются в дальнейшем на практике. Или же когда восстанавливается то положение, которое существовало до того, как данное право было нарушено; когда пресекаются действия, которые угрожают или даже нарушают его. Гражданское законодательство предусматривает в некоторых случаях и такие способы защиты гражданских прав, как самостоятельная защита или решение самого нарушителя добровольно восстановить нарушенные права. Это может быть добровольное возмещение убытков в виде денежной компенсации; или возмещение предусмотренных договором или законом неустойки (которая может быть предоставлена добровольно или в результате решения суда). Но присуждение к исполнению обязательств, компенсация прекращение или изменение провоотношений являются теми формами восстановления попранных гражданских прав, которые реализуются только через обращение в суд, то есть в юрисдикционном порядке.
Каждое право, которое принадлежит гражданину и закреплено законодательно, фактическое значение для него имеет только тогда, когда оно может защищаться на законных основаниях, действиями государственных, уполномоченных органов или действиями управомоченного субъекта.
Охрана (в теории права) - это меры, которые осуществляются государственными органами и некоторыми другими субъектами права, они направлены на то чтобы предупредить нарушения свобод и прав гражданина и человека, устранить порождающие их причины, препятствия и способствовать реализации установленных законом свобод и прав. См.: Эрделевский А. Об изменениях в способах защиты личных неимущетвенных благ // Хозяйство и право. 2013. № 11. С. 30.
Защитой является совокупность мер, которые направлены на недопущение ограничений и нарушений свобод и прав и гражданина и человека, предупреждение этих ограничений и нарушений, а еще возмещение вреда, который был причинен в случае, когда не удалось отразить или предупредить нарушение в ограничение. Объектами защиты, в данном случае выступают права, свободы, объекты или субъекты правоотношений. Вместе с тем, составной частью каждого субъективного права, является правомочие на защиту, вместе с правомочием предъявления требования о совершении конкретного действия (или воздержания от него) и на собственные действия обязанным лицом. См.: Андреев Ю.Н. Механизм гражданско - правовой защиты. М., 2007. С. 613 - 646.
Оба компонента - охрана, и защита, направлены на то чтобы законные права граждан не нарушались, и обычно составляют, функции и задачи соответственных органов, а третье лицо (фактический или потенциальный правонарушитель) будет выступать объектом воздействия.
Помимо сходства понятий защиты и охраны, у них существуют и различия, хоть и не всегда явные на первый взгляд, в связи, с чем некоторые правоведы считают данные понятия равнозначными. Наиболее распространенной точкой зрения считается, что защита - это одна из форм охраны, ее момент. Вместе с тем охрану рассматривают в широком и узком смысле.
В широком смысле, охрана состоит из мер правового, политического, экономического, организационного и другого характера, которые ориентированы на создание нужных условий, осуществляющих субъективные права.
В узком смысле, термин охрана включает лишь меры, предусмотренные законом, которые направлены на признание или восстановление гражданских прав, так же на защиту оспариваемых или нарушенных интересов, во избежание путаницы терминов, охрану в узком значении данного слова, принято называть защитой прав граждан. См.: Гришаев С. Проблемы правовой охраны права на изображение / С. Гришаев, А. Николаева //Хозяйство и право. - № 9. - 2013. С. - 57 - 64.
Под охраной понимается деятельность, которая направлена на будущее, а ее основной задачей является недопущение правонарушений, профилактико-предупредительная деятельность, устранение препятствия для реализации правомочия.
А деятельность, которая возникает в случае наличия определенного правонарушения, или устранение состояния, которое действительно приведет к наступлению отрицательных последствий, и ориентированы на восстановление нарушенного права, будет называться защитой, ее функциональным назначением является предупреждение правонарушений, так же восстановление и обеспечение правопорядка. В данном случае лицо, чье право виновными действиями ограничено и конкретный правонарушитель, уже присутствует. См.: Андреев Ю.Н. Механизм гражданско - правовой защиты. М., 2007. С. 613 - 646.
Категория "охрана" в гражданском праве по своему объему гораздо шире понятия "защита" и полностью охватывает его, а реализация права на защиту происходит в рамках возникающего при этом охранительного правоотношения.
В действующем законодательстве применяют различные термины для обозначения защиты прав: "формы", "способы", "меры", "средства". Тем не менее законодательного определения понятия способов защиты субъективных прав граждан нет, что безусловно является недочетом в гражданском законодательстве.
По мнению одного ученого, средствами защиты считается первоначальное действие по правовой защите, которым будет возбуждаться делопроизводство: жалоба, иск, ходатайство, заявление и т.д. А разновидность или порядок юрисдикционной деятельности по правовой защите в целом - это форма защиты. Завершающим защитным актом будут способы или меры. См.: Тимешов Р.П. Нематериальные блага в гражданском праве и их защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 2010.
Способы защиты даются субъекту гражданского права законодательством. А Проблемой для всех участников гражданского оборота будет заключаться в эффективном использовании, оптимальном выборе и применении способов защиты, предусмотренных законодательством. Решение данной проблемы может обеспечиваться, с одной стороны, обширными знаниями законодательных положений, которые регулируют различные гражданско-правовые способы защиты, с другой стороны, овладением необходимыми умений в их применении. См.: Эрделевский А. О некоторых вопросах защиты личных неимущественных благ / Эрделевский А. // Хозяйство и право № 6. - 2015. - С. 87-96.
Можно выделить (согласно гражданскому законодательству) два уровня регулирования гражданско-правовых способов защиты.
В первом уровне определяются способы защиты, которые имеют универсальный характер и могут применяться, обычно, для защиты каждого субъективного права граждан. Такие способы защиты установлены ст. 12 ГК РФ, а именно: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязательства в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону). См.: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
Данный перечень не является исчерпывающим. При нарушении прав граждан могут использоваться и другие способы их защиты, которые предусмотрены законом. Вместе с тем из всех множественных законодательно предусмотренных способов защиты прав граждан, вряд ли можно найти такие, которые бы могли встать в один ряд, с названными в ст. 12 ГК РФ способами.
Дело в том, что предназначение всех других способов защиты, которые известны в данный момент, заключается в обслуживании некоторых видов гражданских прав - они не подходят для универсального применения. Сфера применения универсальных способов защиты прав граждан, тоже может быть ограничена, но такие ограничения допустимы не применительно к отдельным видам субъективных гражданских прав, а в зависимости от существа правоотношений, самого способа защиты или субъекта гражданского права, исключающих возможность применения того или иного способа защиты. См.: Эрделевский А. Об изменениях в способах защиты личных неимущетвенных благ // Хозяйство и право. 2013. № 11. С. 30.
Следующим уровнем гражданско-правового управления способов защиты гражданских прав является устанавливание законом способов защиты, которые применяются для защиты только отдельных видов прав граждан или для защиты от конкретных нарушений. Именно эти способы защиты определены ст. 12 ГК как иные способы, которые предусмотрены законом.
Существует две ключевые формы защиты - юрисдикционная и неюрисдикционная.
Юрисдикционная форма защиты, представляет собой деятельность уполномоченных органов государства по защите оспариваемых или нарушенных субъективных прав. Ее суть отражается в том, что лицо, законные интересы и права которого были нарушены противоправными действиями, обращается к государственным или иным компетентным органам за защитой (в суд, вышестоящую инстанцию, арбитражный суд, и т.д.), которые в свою очередь должны принять меры необходимые для пресечения правонарушения и восстановления нарушенного права.
В пределах юрисдикционной формы, выделяют общий порядок защиты нарушенных прав и специальный. По общему правилу защита прав граждан и интересов, которые охраняются законом, реализуется в судебном порядке. Существенную часть гражданско-правовых споров рассматривают областные, городские, районные и другие суды общей юрисдикции. Вместе с ними судебную власть реализуется через арбитражные суды, разрешающие споры, которые возникают в процессе деятельности предпринимателей. Спор между ними, по соглашению участников гражданского правоотношения, может передаваться в третейский суд, для разрешения. В случаях, когда конституционные свободы и права граждан могут быть нарушены или уже нарушены законом, подлежащим применению или примененным в конкретном деле, рассмотрение которого начато или завершено в суде или ином органе, граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ.
В виде средства судебной защиты охраняемых законом интересов и прав граждан выступает иск (по общему правилу) т.е. требование, обращенное к суду, об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику требование (материально-правовое) о признании отсутствия или наличия правоотношения о выполнении возложенной на него обязанности, с другой стороны. В некоторых случаях средством судебной защиты будет заявление, а именно, по делам особого производства, или жалоба, а именно при обращении в Конституционный Суд РФ. Судебный порядок защиты или, как его часто называют, исковой применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
Административный порядок, на основании ст. 11 ГК, следует считать специальным порядком защиты прав граждан и охраняемых законом интересов. Его применяют в порядке исключения из общего правила (только в случаях прямо указанных в законе). В таком виде происходит, к примеру, защита прав и интересов граждан и организаций, которые охраняются законом, от действий лиц, занявших самоуправно жилое помещение. Осуществляемым в административном порядке, средством защиты прав граждан, будет являться жалоба, которая подается в соответствующий управленческий орган лицом, чьи законные интересы и права были нарушены, в результате правонарушения. См.: Тимешов Р.П. Нематериальные блага в гражданском праве и их защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. 2010.
В отдельных случаях на основании закона будет применяется смешанный порядок защиты нарушенных прав граждан, т.е. административно-судебный. В данном случае потерпевший сначала должен обратиться с жалобой в орган
государственного управления, а потом предъявить в суд иск. В этом порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений в сфере управления и др. См.: Фоков А.П. Защита чести, достоинства и деловой репутации, охрана частной жизни гражданина и иных нематериальных благ: новации Гражданского кодекса Российской Федерации / А.П. Фоков //Российский судья. - № 9. - 2013. - С. 2-6
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. В ст. 12 ГК указанные действия объединены в понятие "самозащита гражданских прав" и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. В рамках самозащиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы защиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В ГК РФ к допускаемым мерам относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, применение к нарушителю так называемых мер оперативного воздействия и некоторые другие действия. См.: Гришаев С. Новое в законодательстве: правовое регулирование частной жизни в ГК РФ / С. Гришаев // Хозяйство и право № 11. - 2013 - С. 31-42.
Что касается права на использование изображения гражданина, то при нарушении данного права, способы защиты, подлежащие применению, указаны в пп. 2 и 3 ст. 152. 1 ГК РФ. См.: "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
Как уже было упомянуто способы защиты нарушенных гражданских прав, так же перечислены в ст. 12 ГК РФ. На основании этого возникает вопрос о том, возможно ли применять способы, обозначенные в ст. 12, но не упомянутые в пп. 2 и 3 ст. 152. 1 ГК РФ к случаям нарушения права на изображение гражданина.
Если способы защиты нарушенных прав, указанные в пп. 2 и 3 ст. 152. 1 дополняют перечень способов защиты гражданских прав, содержащийся в ст. 12ГК РФ (а это возможно, так как перечень открытый), то способы защиты, названные в ст. 12 ГК РФ, могут применяться к случаям нарушения права на изображение гражданина. Если же способы защиты, предусмотренные в пп. 2 и 3 ст. 152. 1, повторяют некоторые способы защиты прав, закрепленных в ст. 12, то при нарушении права на изображение гражданина должны использоваться только те способы защиты, которые установлены п. пп. 2 и 3 ст. 152. 1 ГК РФ.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что приведенные в пп. 2 и 3 ст. 152. 1 способы защиты фактически идентичны следующим способам защиты гражданских прав, содержащихся в ст. 12.: "восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения" и "прекращение или изменение правоотношения".
Следовательно, к случаям нарушения права на изображение гражданина, указанным в пп. 2 и 3 ст. 152. 1 ГК РФ, могут быть применены только те способы защиты, которые названы в этих пунктах.
Что касается способов, с помощью которых защищаются нарушенные права на неприкосновенность частной жизни, то в ст. 152. 2 ГК РФ об этом нечего не сказано. Есть лишь упоминание, сделанное в п. 4 ст. 152. 2 ГК РФ о санкциях, которые могут применяться к нарушителям. В частности случаи, когда информация о личной жизни гражданина была получена с нарушением закона и содержится в видеозаписях, в документах или на других материальных носителях. Только тогда гражданин может обратиться в суд и потребовать удаления соответствующей информации, так же требовать запрета или пресечения ее дальнейшего распространения, посредством уничтожения или изъятия без всякой компенсации, экземпляров материальных носителей, с определенной информацией, изготовленных для введения в гражданский оборот, если невозможно удалить данную информацию, без уничтожения этих носителей. См.: Эрделевский А. Об изменениях в способах защиты личных неимущетвенных благ // Хозяйство и право. 2013. № 11. С. 30.
Так же в п. 2 ст. 150 ГК РФ говорится о защите нематериальных благ в соответствии с гражданским законодательством, в предусмотренных им порядке и случаях и пределах, в которых применение способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Можно предположить, что имея право на защиту каждого личного неимущественного права, управомоченного лица, так же и право на неприкосновенность частной жизни, существует возможность применения к нарушителю мер пресекающих действия, которые нарушают право.
Так же, потерпевший может предъявить требование о компенсации морального вреда (так как речь идет о неимущественном праве), который будет выражаться в нравственных страданиях в связи с вторжением в его частную жизнь. См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Компенсация морального вреда: комментарии, судебная практика и образцы документов (под ред. М.Ю. Тихомирова). - "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г.
Следует обратить особое внимание на применение самозащиты, как способа защиты предусмотренного ст. 12 ГК РФ. В данном случае может возникнуть вопрос о том, могут ли в качестве самозащиты рассматриваться действия, которые будут направлены на физические препятствия к вторжению в личную жизнь. Ведь не редки случаи, когда публичные люди замечая, что без их согласия их фотографируют, физически уничтожают сделанные фотографии. Вопрос весьма неоднозначный и конкретного решения по нему в судебной практике нет.
Дело в том, что все иные известные способы защиты предназначены для обслуживания определенных видов гражданских прав и непригодны для универсального применения. Что же касается универсальных способов защиты гражданских прав, то сфера их применения также может быть ограничена, однако такие ограничения допустимы не применительно к отдельным видам субъективных гражданских прав, а в зависимости от существа правоотношений, самого способа защиты или субъекта гражданского права, исключающих возможность применения того или иного способа защиты. К примеру, исходя из определения морального вреда – «физические или нравственные страдания» (ст. 151 Гражданского кодекса), очевидно, что такой способ, как компенсация морального вреда, не может быть использован для защиты гражданских прав юридических лиц .
Второй уровень гражданско-правового регулирования способов защиты гражданских прав представляет собой установление законом способов защиты, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений. Именно такие способы защиты отнесены ГК (ст. 12) к иным способам, предусмотренным законом. В этом смысле можно говорить о самостоятельных способах защиты прав учредителей (участников) юридических лиц, собственника имущества (титульного владельца), кредитора в обязательстве и т. д.
Способы защиты гражданских прав поддаются классификации по различным критериям: по сфере применения (универсальные и специальные); по методам осуществления (предъявление иска в суд, обращение к государственным органам, самостоятельное применение) и т. п.
Однако представляется, что наиболее практически значимым критерием для классификации способов защиты гражданских прав является результат, на который рассчитано их применение, характер последствий их применения для нарушенного права. Указанный критерий одновременно может служить одним из основных критериев для выбора субъектом нарушенного права оптимального способа его защиты. Именно в этом заключается его практическое значение.
Итак, если в основу классификации способов защиты гражданских прав положить результат, на который рассчитано их применение, то все универсальные способы защиты (ст. 12 Гражданского кодекса) могут быть распределены на следующие группы.
Первая группа включает в себя способы защиты, применение которых позволяет подтвердить (удостоверить) защищаемое право либо прекратить (изменить) обязанность. К такому результату приводит применение следующих способов защиты: признание права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; прекращение или изменение правоотношения.
Все названные на первый взгляд совершенно различные способы защиты объединяют последствия их применения для защищаемого права. Что может означать решение суда о присуждении к исполнению обязанности в натуре? В первую очередь это подтверждение наличия у лица, обратившегося в суд с соответствующим иском, права требовать от ответчика исполнения этой обязанности. Обращаясь к суду с ходатайством о неприменении акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, субъект гражданского права также просит подтвердить это право, удостоверить, что это право не могло быть затронуто незаконным актом.
Анализ арбитражно-судебной практики свидетельствует о том, что все названные способы защиты используются субъектами в основном на первом предварительном этапе в целях создания благоприятных условий для применения иных способов защиты. Необходимость в подобных действиях возникает, как правило, в ситуациях, когда имеется иное лицо, претендующее на защищаемое право либо его оспаривающее. К примеру, требование о признании права собственности зачастую предшествует иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствий в реализации права собственности либо иску о выселении или об освобождении занимаемого помещения. После удовлетворения судом иска о присуждении к исполнению обязанности в натуре нередко следует иск о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением соответствующей обязанности.
Ко второй группе способов защиты гражданских прав можно отнести такие способы, применение которых позволяет предупредить или пресечь нарушение права. К их числу относятся: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; взыскание неустойки. Цель применения указанных способов защиты заключается в том, чтобы заставить или побудить нарушителя прекратить действия, нарушающие субъективное гражданское право, либо предупредить такие действия. Именно этой целью продиктованы, например, массовые обращения в арбитражный суд организаций, выступающих в роли налогоплательщиков, с исками о признании недействительными актов налоговых органов о применении к ним финансовой ответственности за различные нарушения налогового законодательства. Такие иски предъявляются и в случаях, когда в соответствии с актом налогового органа уже произведено частичное списание денежных средств со счетов организаций.
Третья группа объединяет способы защиты гражданских прав, применение которых преследует цель восстановить нарушенное право и (или) компенсировать потери, понесенные в связи с нарушением права. Такой результат может быть достигнут путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; возмещения убытков; компенсации морального вреда.
Из названных способов защиты гражданских прав наиболее универсальным является возмещение убытков, причиненных нарушением права. ГК 1994 г., как отмечалось ранее, несколько модернизировал понятие убытков, сделал его более пригодным для защиты всякого нарушенного права.
Предоставив лицу, чье право нарушено, возможность требовать от нарушителя возмещения не только фактически понесенных им расходов, но и расходов, которые оно должно будет произвести для восстановления нарушенного права в качестве одного из элементов реального ущерба, законодатель тем самым открыл возможность для широкого использования абстрактного способа исчисления убытков в обязательственно-правовых отношениях. Данный метод определения убытков значительно облегчает доказывание их размера, поскольку в его основе лежит сравнение договорной цены неисполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства с ценой на товар (работы, услуги), существовавшей на рынке в установленный момент (текущей ценой). От кредитора не требуется представления доказательств, подтверждающих совершение им сделки, заменяющей не исполненную должником.
Что касается второй части убытков – упущенной выгоды, то необходимо отметить два существенных обстоятельства. Во-первых, Кодекс говорит о неполученных доходах , не оставляя места для толкования категории «упущенная выгода» как не полученной лицом, чье право нарушено, чистой прибыли , за исключением всех не понесенных им расходов, а также сэкономленных средств в связи с нарушением его права. До недавнего времени такой подход господствовал в арбитражно-судебной (а еще ранее – арбитражной) практике.
Во-вторых, Кодекс дает ориентир и в определении размера упущенной выгоды, который не может быть меньше, чем доходы, полученные лицом, допустившим нарушение права, вследствие этого нарушения. Данное обстоятельство приобретает особое значение в довольно типичных сегодня ситуациях, когда, например, продавец (поставщик), получив в качестве предоплаты деньги покупателя, вместо закупки товаров, подлежащих передаче покупателю, использует его деньги для совершения иных сделок, не имеющих отношения к договору, либо просто помещает эти деньги на депозитный счет в банке в целях извлечения прибыли в виде процентов.
Возмещение убытков, основанное на усовершенствованных гражданско-правовых нормах (ст. 15, 16, 393, 394 Гражданского кодекса), должно стать обычным, часто употребляемым способом защиты нарушенных гражданских прав. Многое будет зависеть и от арбитражно-судебной практики, предъявляющей сегодня чрезмерно жесткие требования к доказательствам, подтверждающим как наличие убытков в связи с нарушением субъективного права , так и их размер. В качестве первого шага в этом направлении можно было бы предложить исходить при разрешении споров из определимого в зависимости от конкретных обстоятельств минимального размера убытков, не требующего доказательств.
Представляется, что такой подход применительно к нарушениям обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью , возможен уже в настоящее время. К примеру, в случае неисполнения должником денежного обязательства для кредитора, исполнившего свои обязанности (по передаче товара, выполнению работ , оказанию услуг), в качестве минимального размера убытков, не требующих доказывания, можно было бы принять средний размер процентов по кредитам , взимаемых банками в месте нахождения кредитора. При этом не должно иметь значения, обращался ли кредитор в банк за кредитом или обошелся денежными средствами, имеющимися на его расчетном счете, ибо, исходя из правильно понимаемых условий делового оборота, такой кредитор должен был обратиться к банку с просьбой о выдаче кредита.
В случае невыполнения продавцом (поставщиком) обязанности передать покупателю товар, а равно необоснованного отказа покупателя от товара в качестве минимальных убытков можно принять разницу между текущей ценой на данный товар на день предъявления требований и ценой, указанной в договоре. Аналогичным образом могли бы определяться минимальные убытки, вызванные неисполнением своих обязательств подрядчиком (исходя из текущей цены, взимаемой за аналогичные работы).
Значительным изменениям по сравнению с ранее действовавшим законодательством подвергся в ГК и такой способ защиты субъективных гражданских прав, как признание сделки недействительной. В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 6 Гражданского кодекса РСФСР, ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик) признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки непосредственно содержатся в перечне способов защиты гражданских прав, которые носят универсальный характер (ст. 12 Гражданского кодекса).
Давно признанная в юридической науке и в судебной практике дифференциация недействительных сделок на оспоримые и ничтожные также нашла отражение в ГК. Правда, арбитражно-судебная практика отреагировала на данное обстоятельство неоднозначно: стали появляться определения арбитражных судов о прекращении производства по делам, возбужденным по искам о признании недействительными сделок при наличии оснований считать их ничтожными (противоречие сделки требованиям законодательства, мнимая и притворная сделки и т. п.). Такой подход основывается на том, что ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса), применение последствий недействительности ничтожной сделки рассматривается в качестве самостоятельного требования (ст. 12), в отношении которого предусмотрен специальный более продолжительный срок исковой давности (п. 1 ст. 181).
Вместе с тем отказ от принятия к производству исков о признании недействительными сделок, которые по определению относятся к категории ничтожных, мог бы негативным образом повлиять на обеспечение защиты субъективных прав, нарушенных такими сделками. В целом ряде случаев имеет принципиальное значение именно судебное признание ничтожной сделки недействительной, к примеру если сделка повлекла передачу имущества другому лицу либо имела иное правоустанавливающее значение или кто-либо оспаривает наличие оснований ничтожности сделки. Следует учитывать также, что для исков о признании сделки недействительной предусмотрен сокращенный срок исковой давности в один год (п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса).
Анализ текста ст. 166 Гражданского кодекса позволяет сделать вывод о том, что лицо, чье право нарушено, не лишено возможности обратиться в суд с требованием о признании ее недействительной, поскольку положение о том, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом, предполагает как отсутствие, так и наличие решения суда. Во всяком случае нет никаких оснований считать, что спор о недействительности сделки по мотивам ее ничтожности не подлежит рассмотрению в суде.
Обращает на себя внимание также, что обновленные положения об основаниях и последствиях недействительности сделок, содержащиеся в ГК, в гораздо большей степени, нежели предшествующее законодательство, сориентированы именно на выполнение задачи защиты субъектов гражданских прав. Ранее соответствующие нормы в равной степени имели конфискационный характер. Возможность взыскания в доход государства всего полученного по сделке с одной или с обеих сторон предусматривалась ГК 1964 г. в отношении недействительных сделок, совершенных с целью, противной интересам государства и общества (ст. 49); противоречащих целям юридического лица (ст. 50); сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 58).
В русле данного направления складывалась и арбитражно-судебная практика, когда, например, общим правилом было взыскание в доход государства доходов, полученных организацией по сделкам, совершенным в рамках деятельности без лицензии либо одного из видов предпринимательской деятельности, не предусмотренных ее уставом.
В настоящее время в ГК 1994 г. последствия конфискационного характера сохранены лишь в отношении недействительности сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169), а также сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179). Причем следует отметить, что указанные нормы права практически не находят применения в арбитражно-судебной практике.
Что касается таких оснований недействительности сделки, как совершение ее юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, либо в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах юридического лица, наличие которых еще недавно зачастую приводило к изъятию всего полученного по сделке в доход государства, то даже в случае их подтверждения и признания судом сделки недействительной в качестве последствий может быть применена лишь реституция (ст. 167 173 Гражданского кодекса).
Витрянский В.В. Договорное право. 2006
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд).
2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
1. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.
Коммент. статья закрепляет три важных положения. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.
2. В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин – суд.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.
Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Третейские суды, упомянутые в п. 1 коммент. статьи, не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.
3. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.
Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан – физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан – кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан – индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.
Этот же критерий использован при отнесении к компетенции судов общей юрисдикции разрешения споров между органами транспорта и организациями – клиентами, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном, автомобильном и воздушном грузовом сообщении.
Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" (Вестник ВАС РФ, 1992, № 1, с. 84), а также в п. 13–15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8.
4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447). К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.
5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами – индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.
Ст. 22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры, возникающие в предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских отношений. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина – индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др.
Перечень экономических споров, перечисленных в ст. 22 АПК, не является исчерпывающим.
Арбитражные суды – это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в коммент. статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.
Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК). Ст. 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается.
Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, подведомственных арбитражным судам, установлена Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. (Ведомости РФ, 1992, № 30, ст. 1700). Этим положением предусмотрено создание третейских судов для рассмотрения конкретного дела иди постоянно действующих судов. Последние получили достаточно широкое развитие. Постоянно действующие суды разрешают споры в соответствии с правовыми актами в форме положений, правил и иных актов, определяющих порядок предъявления исков и рассмотрения ими споров. Эти акты утверждаются органами – учредителями постоянно действующих третейских судов.
К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при ТПП РФ суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" (Ведомости РСФСР, 1993, № 32, ст. 1240), Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (Приложение № 1 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже") и Регламентом о нем, вступившим в силу 1 мая 1995 г. (Комментарий судебно-арбитражной практики. 1995. Вып. 2, с. 138). Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ действует на основании Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже" и Положения о ней (Приложение № 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже").
МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории: а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей; б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Стороны договора вправе включить в него так называемую "арбитражную оговорку", т.е. условие о передаче возникшего или могущего возникнуть гражданско-правового спора на рассмотрение третейского суда. Соглашение о передаче в третейский суд конкретного спора (при отсутствии оговорки) должно быть заключено в письменной форме. Согласно ст. 23 АПК споры, вытекающие из административных отношений, подведомственные арбитражному суду, не могут передаваться на решение третейского суда. В силу ст. 23 АПК соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда может быть достигнуто и сообщено арбитражному суду до принятия им решения.
Решения третейских судов стороны исполняют добровольно. Решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, не исполненные добровольно, принудительно исполняются на основе исполнительных листов, выдаваемых судами (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Арбитражный суд при наличии предусмотренных нормативными актами оснований вправе отказать в выдаче исполнительного листа.
7. К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК, при соблюдении установленной нормативными актами процедуры.
В соответствии со ст. 371 ТК граждане и юридические лица, не согласные с постановлением таможенного органа, сначала подают жалобу в его вышестоящий орган – региональное таможенное управление и только после этого, если постановление таможни оставлено без изменения, иски предъявляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в арбитражный суд, а гражданами – в суд общей юрисдикции по месту нахождения таможни. (См. п. 15 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства – Вестник ВАС РФ, 1996, № 9, с. 119).
Также в административном порядке могут быть обжалованы решения налоговых органов. Однако в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1992, № 11, ст. 527) юридические лица и граждане вправе выбирать между административным порядком защиты гражданских прав и судебным, т.е. обращаться в суд, минуя вышестоящий налоговый орган.
Административный порядок оспаривания патента или решения об отказе в выдаче патента установлен ст. 22 и 29 Патентного закона. Возражения на отказ в выдаче патента и опротестование его выдачи направляются в Апелляционную палату. Жалоба на решение Апелляционной палаты может быть подана в Высшую патентную палату. И хотя Патентный закон не допускает передачи таких споров в суд, признавая решение Высшей патентной палаты окончательным, оно в силу п. 2 ст. 11 ГК может быть обжаловано в судебном порядке.
8. Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Законами о конкуренции, "О рекламе", О защите прав потребителей антимонопольные органы (Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные управления) в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Они рассматривают возбужденное дело с вызовом заинтересованных лиц, с соблюдением сроков, порядка, установленных Правилами, принимают решение и на основании решения направляют предписание прекратить нарушение установленных этими законами запретов; восстановить первоначальное положение; заключить или расторгнуть договор с другим хозяйствующим субъектом или внести в него изменения; возместить причиненные убытки; осуществить контррекламу и др. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК.
Аналогичными полномочиями наделил Закон о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий.
Дела, связанные с нарушением Закона о конкуренции, рассматриваются в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. (БНА РФ, 1996, № 4, с. 47). Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе был утвержден Приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147 (БНА РФ, 1996, № 3, с. 9).
Положение о порядке рассмотрения ГКАП РФ и его территориальными управлениями дел о нарушении законов и иных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, действует в редакции, утв. Приказом ГКАП РФ от
В соответствии со ст. 23 Закона о естественных монополиях порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушении этого Закона должен быть установлен Правительством РФ.
Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суд решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.
Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий.
9. Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов. Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами.
В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 АПК), решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно. Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и (или) предъявление антимонопольным органом иска в суд.
Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ: а) не требуется уплата госпошлины; б) нет формальных требований к заявлениям; в) антимонопольный орган оказывает содействие в сборе доказательств и сам собирает документы, позволяющие установить доминирующее положение и злоупотребление гражданскими правами; г) его предписание может оказаться более эффективным и быстрым способом защиты нарушенных прав, чем обращение в суд. Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами.
Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.
10. Повышение роли судебной защиты гражданских прав, расширение компетенции суда в применении гражданского законодательства отражено во многих нормах ГК. Он отводит суду важную роль в осуществлении гражданских прав и в применении способов их защиты. Расширение случаев, когда заключение гражданско-правового договора становится обязательным для одной из сторон, придание судебному решению значения юридического факта усиливает влияние судебных актов на осуществление предпринимательской деятельности (см. ст. 8, 421, 426, 445, 446 и др. и коммент. к ним).
Ряд норм ГК содержит оценочные критерии. Так, в силу ст. 151 ГК размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом принципа добросовестности и разумности. Уважительность причин пропуска срока исковой давности гражданином оценивается судом (см. ст. 205 ГК и коммент. к ней).
Такие понятия, как добросовестное и разумное поведение, нормальное (необходимое) время, разумный срок и др., в ГК не конкретизированы, их содержание выявляется в судебной практике и пополняется судебным толкованием. Все это означает повышение роли суда в защите гражданских прав, значения судебной и судебно-арбитражной практики в применении ГК и других актов гражданского законодательства.
Защита гражданских прав.
Уровень осуществления и защиты прав и свобод является тем критерием, по которому можно определить состояние гражданского общества. По тому, как решена проблема прав и свобод, насколько действенна их защита, судят о степени развития общества. , как профессионал и знаток юридической науки, является инструментов в осуществлении защиты гражданских прав.
Нормальный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраной. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятием «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В него включаются меры не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав.
Наряду с таким широким пониманием охраны гражданских прав в науке и законодательстве используется более узкое понимание. В этом случае в него включаются лишь те, предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Согласно традиционной концепции право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц. По мнению ряда учёных, обеспечение субъективного права возможностью государственного принуждения - это его неотъемлемое качество и такая возможность существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, т.к. без этого они не были бы юридическими возможностями.
Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Таким образом, основной формой защиты гражданских прав является судебная форма защиты . Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод .
Основной целью гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охрана интересов граждан, организаций, публичных образований и других субъектов гражданских, трудовых и иных правоотношений.
В рамках гражданских правоотношений, на наш взгляд, наиболее уязвимыми являются трудовые и семейные правоотношения. Как и другие правоотношения, они, безусловно, нуждаются в охране и защите со стороны общества и государства.
В связи с этим, предметом исследования данной статьи являются особенности законодательного регулирования защиты охраняемых законом прав и интересов и практика непосредственной реализации норм гражданского права в данной сфере.
Обеспечение нормами гражданского права защиты охраняемых законом прав и интересов с полным основанием следует расценивать как особое направление в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.
На основании исследования и анализа действующего гражданского процессуального законодательства России, научной литературы и материалов судебной практики преследуется цель определить сущность, правовую природу защиты прав и законных интересов, установить существующие теоретические и практические проблемы в данной области.
Право на судебную защиту
Возможность судебной защиты гражданских прав является одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту гарантирует ст.46 Конституции Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 г. закрепила нормы, которые обеспечили действенную защиту прав человека и гражданина:
закреплен принцип прямого и непосредственного действия конституционных норм, в том числе норм о правах и свободах человека и гражданина.
Это означает, что при отсутствии соответствующих законов необходимо руководствоваться непосредственно Конституцией РФ (ч. 1 ст. 15, ст. 18);
введен новый институт - институт Уполномоченного по правам человека;
зафиксированы новые нормы демократического судопроизводства - введены институты Конституционного Суда РФ, присяжных заседателей (ст. ст. 123, 125);
значительно расширился список норм, предусматривающих судебные, правовые механизмы защиты прав (ст. ст. 19, 22, 45 - 54).
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» судебная система России выглядит следующим образом:
Конституционный Суд РФ и уставные суды субъектов федерации;
федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды, специализированные суды;
федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ;
мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
В правовом государстве и демократичном обществе международные стандарты прав человека, безусловно, предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав. Важным шагом в этом направлении стал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. (ред. от 14.12.1995 г.) № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Он установил за каждым право на судебную защиту прав и свобод, которое впоследствии будет закреплено законодателем в ст. 46 Конституции РФ 1993 г.
С вступлением в силу данного закона стало возможным обжалование действий и решений всех государственных служащих, в то время как раньше это допускалось только в отношении должностных лиц. Муниципальные служащие также попадают под действие данного Закона в случаях, когда они приравниваются федеральным законодательством к государственным служащим.
Ст. 1 упомянутого Закона гарантирует каждому гражданину право на обращение с жалобой в суд в случаях, если гражданин посчитает, что неправомерными действиями, решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.
Однако, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» по этому вопросу дает следующие разъяснения.
ГПК РФ определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и к таким делам он относит, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Однако, в отличие от Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ГПК РФ не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 3003 г. (с момента введения в действие ГПК РФ) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.
Обязанность доказывания законности обжалуемых решений и действий (бездействия) возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления и т. д., решения и действия которых обжалуются; гражданин обязан доказать только факт нарушения его прав.
В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные решения (действия), в результате которых:
Нарушены права и свободы гражданина;
Созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
На гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Статья 11 ГК РФ определяет три важных положения:
во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах;
во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право;
в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.
Допускается также административный порядок защиты гражданских прав , но только в случаях, предусмотренных законом.
В данном случае за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжалования решения, принятого в административном порядке, в суд. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.
В статье указаны судебные органы, которые осуществляют защиту гражданских прав. К таким органам закон относит суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.
Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Третейские суды не входят в судебную систему РФ, но ст.11 ГК РФ прямо указывает на то, что они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующим законодательством. Передать спор на разрешение третейского суда возможно лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Спорящие стороны имеют возможность выбора между компетентными судами и третейским судом. Третейские суды могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 102-ФЗ.Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Решение третейского суда исполняется сторонами добровольно, при неисполнении применяется принуждение на основе исполнительного листа, выдаваемого судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам, прежде всего, относятся Международный коммерческий арбитражный при Торгово-Промышленной Палате РФ суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной Палате РФ.
Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными законами РФ.
Полномочия Конституционного Суда РФ установлены федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». К компетенции Конституционного Суда РФ отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.
Для того, чтобы разграничить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в процессуальном законодательстве определены два критерия: характер правоотношений, на основании которых возник спор, и субъектный состав спорящих сторон. Подведомственность того или иного спора определяется субъектами спорных правоотношений.
Споры с участием граждан — физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры, где участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, рассматривает арбитражный суд.
Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 12.07.2006) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.
Гражданские права защищаются только теми способами, которые предусмотрены в законе. Статья 12 ГК РФ называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Старое законодательство действительно не имело термина «самозащита», но некоторые из ее приемов, например, удержание, были известны гражданскому законодательству и ранее.
Названные в статье способы можно разделить следующим образом:
Способы, применяемые только судом (признание оспоримой сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа и т.д.);
Способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как с помощью суда, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и др.);
Самозащиту, защиту гражданских прав без участия суда.
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.
Право на собственные действия в данном случае включает в себя такие меры воздействия на нарушителя, как, например, необходимая оборона, применение так называемых оперативных санкций и т.д. Право требования определенного поведения от обязанного лица включает, в основном, меры воздействия, которые применяются к нарушителю компетентными государственными органами, куда потерпевший обращается за защитой нарушенных прав.
Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Подразделяют в зависимости от содержания действий на материально-правовые и процессуальные.
Так, в ст. 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав осуществляется следующими путями:
Признание права;
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
Самозащита права;
Принуждение к исполнению обязанности в натуре;
Компенсация морального вреда;
Прекращение или изменение правоотношений;
Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
Иными способами, предусмотренными законом.
Для защиты гражданских прав можно использовать один из указанных в статье способов (например, возмещение убытков), или несколько способов одновременно (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.п.).
Ряд перечисленных в статье способов может быть применен не только судом, но и государственными органами, которые в случаях, предусмотренных законом, осуществляют защиту гражданских прав в административном порядке. Например, государственные органы (государственная инспекция труда, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.) вправе направить предписание, которое обязывает заключить или расторгнуть договор либо внести в него изменения; а также требование о прекращении тех или иных действий, нарушающих права и законные интересы общества. В случае отказа выполнить предписание необходимо обратиться в суд, т.к. только суд может вынести решение, обязательное для исполнения.
Способ защиты того или иного гражданского права в большинстве случаев определяется правовыми нормами, которые регулируют конкретное правоотношение. Например, для защиты права собственности может быть предъявлен иск о признании права собственности.
Защитить свои гражданские права можно обращения в суд с требованием . Субъект права может выбрать один или использовать несколько способов защиты одновременно. В случаях, когда нормы права определяют для конкретного правоотношения конкретный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять именно его. Так, например, собственник, незаконно лишенный владения вещью, в соответствии со ст.301 ГК РФ вправе истребовать её из чужого незаконного владения (виндикационный иск), а значит восстановить положение, существовавшее до нарушения права.
Следует учитывать, что указанные в ст.12 ГК РФ способы защиты имеют разную юридическую природу, что не может не оказывать влияния на возможность их реализации. Чаще всего в литературе их подразделяют на меры защиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению, выполняемым функциям и некоторым другим критериям. Как правило, меры ответственности, в отличие от мер защиты, применяются к виновному нарушителю субъективного права и могут выражаться в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав и возложении на него дополнительных обязанностей. Руководствуясь данной градацией, среди способов защиты гражданских прав , предусмотренных ст.12 ГК РФ, в качестве меры ответственности можно выделить ; все остальные способы являются мерами защиты.
Отсутствие правовых норм, закрепляющих конкретный способ защиты гражданских прав, и наличие возможности применить разные способы означает, что выбор оставлен на усмотрение сторон. При этом возможно сочетание (одновременное использование) нескольких способов защиты.
Признание субъективного права возникает тогда, когда наличие у лица определенного субъективного права подвергается сомнению, субъективное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность субъективного права приводит к невозможности его использования или, по меньшей мере, затрудняет такое использование. Так, если собственник жилого дома не имеет на него правоустанавливающих документов, он не может совершать сделки в отношении него (продать, подарить, обменять и т.д.).
Признание права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению. Признание права как средства его защиты по самой своей природе может быть реализовано лишь в юрисдикционном порядке, а не путём совершения истцом каких-либо самостоятельных действий.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное субъективное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты предусматривает широкий спектр конкретных действий (например, возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения, выселение лица, самоуправно занявшего жилое помещение). Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, может происходить посредством применения как юрисдикционного, так и неюрисдикционного порядка защиты.
Распространенным способом защиты субъективных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков или неустойки, или иметь самостоятельное значение. В последнем случае интерес обладателя субъективного права выражается в том, чтобы прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, например, автор произведения, которое незаконно используется третьими лицами, может потребовать прекратить эти действия, не выдвигая никаких иных имущественных претензий.
В науке гражданского права различают две основные формы защиты права: юрисдикционную и неюрисдикционную.
Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав.
Суть данной формы заключается в том, что лицо, права которого нарушены, обращается за защитой к государственным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, вышестоящую инстанцию), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
Юрисдикционная форма защиты подразумевает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке, так называемый общий и специальный порядок защиты нарушенных прав.
В большинстве случаев, защита осуществляется в судебном порядке, т. к. данная форма отражает принцип равенства участников гражданских правоотношений. П.1 ст.11 ГК РФ указывает, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. В данном случае имеет место исковой порядок защиты гражданских прав.
Споры между юридическими лицами, как и споры, одной из сторон которых выступает гражданин как индивидуальный предприниматель, подведомственны арбитражному суду. Дела, предусмотренные статьей 33 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. В том числе подлежат рассмотрению в арбитражных судах дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), а также дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Каждый способ защиты гражданского права может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке. Такой порядок называется формой защиты гражданского права.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает действия граждан и организаций, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав отличаются друг от друга по поведенческому и материальному содержанию.
По этим признакам способы защиты гражданских прав можно классифицировать на следующие виды:
1) самозащита гражданских прав;
2) меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав;
3) меры правоохранительного характера, применяемые к нарушителям гражданских прав компетентными государственными или иными органами.
Самозащита — это один из способов защиты гражданских прав. Для него характерно то, что субъект гражданского права защищает себя собственными действиями. По сравнению с другими средствами защиты это защита без обращения в суд или иной орган, осуществляющий защиту гражданских прав. Статья 14 ГК РФ допускает использование данного способа при наличии в совокупности трех условий:
нарушение права или возможность (опасность) его нарушения;
необходимость пресечения (предупреждения) нарушения;
применение мер, соответствующих характеру и содержанию правонарушения.
Этим условиям отвечает защита прав и интересов собственными силами при захвате имущества и иных противоправных действиях нарушителя. Действия обладателя права в защиту личных и имущественных прав не признаются противоправными, если они совершены в состоянии необходимой обороны. Вред, причиненный при самозащите в состоянии необходимой обороны без превышения ее пределов, не подлежит возмещению. Возможно, применение мер самозащиты и в состоянии крайней необходимости, которую ст. 1067 ГК РФ трактует как опасность, угрожающую самому обладателю прав или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами.
Такие действия, как и действия в состоянии необходимой обороны, ГК РФ не признает противоправными. Однако, если в состоянии крайней необходимости причинен вред, то он, как правило, подлежит возмещению. Самозащитой действия в состоянии крайней необходимости могут признаваться, если ценность защищенных прав превышает причиненный вред.
Судебная практика не признает самозащиту правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный. Одним из проявлений самозащиты можно признать удержание имущества кредитором, несмотря на то, что ГК РФ трактует это действие как один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329, 359, 360 ГК РФ). Удержание вещи допускается, пока обязательство не будет исполнено. Кроме того, требования кредитора, удерживающего вещь, могут быть удовлетворены из стоимости этой вещи. В таких случаях обладатель имущественных прав защищает свои права и интересы собственными действиями, не обращаясь к суду.
К самозащите, например, можно отнести фактические действия собственника или иного законного владельца, направленные на охрану имущества, равно как и аналогичные действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости (ст. 1066, 1067 ГК РФ).
Самозащита применяется в тех случаях, когда обстоятельства исключают возможность обращения в настоящее время за защитой к государственным органам. Она не должна выходить за пределы тех прав, которые отстаивает потерпевший, и должна быть соразмерной по форме посягательства, обеспечивая, как правило, защиту вещественных прав.
Самозащита подразумевает использование только таких мер защиты, которые не ущемляют прав и законных интересов других лиц. Если же использование недозволенных средств защиты причиняет вред другим лицам, то возникает предусмотренная законом обязанность по возмещению причиненного вреда.
Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, причинение вреда правонарушителю или третьим лицам действиями управомоченного лица по защите своих прав и интересов признается правомерным, и не влечет за собой мер юридической ответственности. Речь идет о действиях в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости.
Необходимая оборона и крайняя необходимость - это два самостоятельных способа самозащиты, предусмотренных специальными нормами (ст. 1066, 1067 ГК РФ). Ст. 14 ГК РФ связывает самозащиту с уже нарушенным правом, а не с правом, которое еще только может быть нарушено в будущем. Об этом же свидетельствует и терминология, которую использует законодатель. Статьи 12 и 14 ГК РФ указывают именно на защиту, а не на охрану. Следовательно, речь идет о самозащите, а не о самоохране, когда возможно использование определенных приемов и мер, направленных на обеспечение каких-либо прав в будущем. Статьи 12 и 14 ГК РФ дают право на самозащиту, как в рамках договорных отношений, так и в силу закона. В данной ситуации только имеет место вопрос о специфике самозащиты в тех и других отношениях.
Очевидно, что во внедоговорных отношениях самозащита может осуществляться преимущественно фактическими действиями (например, необходимая оборона). В договорных отношениях, безусловно, на первый план выступают юридические действия управомоченного лица. Например, отказ от исполнения договора (ст. 463, 484, 523 ГК РФ и др.); отказ от товара (ст. 464, 466, 468 ГК РФ и др.). Однако, в договорных отношениях не исключается самозащита и посредством фактических действий управомоченной стороны. Например, устранение недостатков товара (ст. 475 ГК РФ); производство капитального ремонта (ст. 616 ГК РФ) и др.
Меры оперативного воздействия - это юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении без обращения к компетентным государственным или общественным органам за защитой права. В науке их также именуют организационными мерами, организационными санкциями.
Этим мерам, как и самозащите, свойственна дозволенность законом. Но их субъектом обязательно выступает одна из сторон правоотношения, которая в одностороннем порядке, без обращения в компетентные государственные органы, отвечает на ненадлежащее поведение другой стороны.
Эти меры отличает принцип одновременности выполнения обязательств, например, железная дорога не выдает груз получателю до оплаты перевозки.
Это один из способов обеспечения исполнения обязанностей, один из видов правовых гарантий.
Среди мер оперативного воздействия можно выделить:
1) исполнение управомоченным лицом работы невыполненной должником за счет последнего (например, устранение недостатков товаров - п. 1 ст. 475 ГК РФ);
2) обеспечение встречных требований, платежей (например, задержка выдачи груза получателю или его отправления до внесения всех причитающихся платежей - п. 4 ст. 790 ГК РФ);
3) отказные (отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента; односторонние расторжение договора или изменение его условий при неправомерным поведении контрагента - например, п. 1 ст. 468, п. 2 ст. 475, п. 3 ст. 723 ГК РФ и др.);
4) расчетно-кредитные меры по аналогии с санкциями (например, перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов);
5) удержание (ст. 359 - 360 ГК РФ, п. 4 ст. 790 ГК РФ).
Меры правоохранительного характера, применяемые к правонарушителям государством - способы защиты гражданских прав, которые реализуется в юридикционной форме - в судебном или административном порядке.