Запятая перед и, и, и, а, но, чтобы, потому что, когда, как. Урок по русскому языку на тему «Запятая в сложном предложении
СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ
Урок № 39 р>
Тема: Сложные предложения с сполучниковим и бессоюзным связи ’ связью. Запятая между простыми предложениями, входящими в сложное.
Запятая перед и, и, и, а, но, чтобы, потому что, когда, как
Цель: углубить понятие о сложное предложение; формировать у учащихся умение определять грамматические основы в сложных предложениях, правильно интонировать сложные предложения, употреблять знаки препинания между простыми предложениями в сложном, оr рунтовувати употребления разделительных знаков; воспитывать любовь к родному слову; формировать умение анализировать воспринятое; развивать мышление, речь, память.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
Работа у доски. Записать предложения, в каждом из них определить и подчеркнуть грамматическую основу. С’ выяснить, из скольких простых предложений состоит каждое сложное предложение. Объяснить употребление разделительных знакi в. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.
Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер завива... (Т. Шевченко) Туча небо кроет, солнце не блеснет, ветер волком воет, дождь потоком виснет. (П. Грабовский.) Проклювали жаворонки тучи дождевые, а сами спрятались в густой траве. (В. Заяц.) И море переливается в огнях, волнуется трава. Поет в небе дальний птица душа моя поет. (В. Сосюра.) Дремлет сад, и остро пахнет г’ ята. (В. Сосюра.) В калины о кукушке я спрашиваю, но калина не отвечает. (Есть. Гуцало.)
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
И II. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 87-88).
ИV . Выполнение упражнений на закрепление.
Работа у доски. Записать предложения. Определить и подчеркнуть в каждом грамматические основы, объяснить, как эт’ связаны простые предложения в сложное: без союзов или при помощи союзов (соединительных слов)?
Большие тучи холодом нагусли, красная листва падает в роще. Летят в теплые края очень дикие гуси, а я слонам привет передаю. (Л. Костенко.) Журавлята сожалели, что растут они медленно. (М. Сингаевский.) Как спит малая травка, лебеды дождик снится. (А. Мястковский.) Отцвели голубые маттиолы, погасло лето на желтых полях. (В. Гринчак.) Лещиновые кусты позадирали копья, по пикам дождь стика, а ветер обтіка. (Есть. Гуцало.) Пробег автомобиль, и синее облачко дыма за ним развеялась. (М. Рыльский.)
Творческая работа. Из каждой пары простых предложений образовать сложные с помощью союзов (или связующих слов). Образованы сложные предложения записать, объяснить знаки препинания.
1). 1. Ночь прошла быстро. Наступил серый утро туманное. 2. Буря утихла. Волны продолжали бушевать. 3. Понесся первый порыв ветра. Лодка вздрогнул.
2). 1. Была прекрасная, но грустная пора. Ее называют поздней осенью. 2. Над городом стояла ночь. Высоко среди неба светил ясный месяц. 3. Прошел проливной дождь. Небо теперь ясное.
Завершить сложные предложения и записать их, ставя, где нужно, запятые. Прочитать получившиеся предложения, правильно их інтонуючи. Начертить схему каждого предложения.
1. Солнце уже взошло, но...
2. Золотые лучи солнца коснулись деревьев, а...
3. Осень торжественно прощалась с землей, и...
4. Вокруг стояла торжественная тишина, ...
Работа с учебником. Выполнение упражнения 224 (устно).
Объяснительный диктант. Указать сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Начертить схемы сложных предложений (по образцу, данному в упражнении 224), объяснить употребление разделительных знаков.
Днепр ревет, дрожит подмытая круча... (Б. Гринченко.) Гром креснув, и дождь полился. (Л. Боровиковский.) Гром гогочет, а молния облако раздирает. (Т. Шевченко.) Сияет солнце, волна играет, опилки с ветром шелестит. (С. Черкасенко.)
Опилки трав’ яниста степное растение с узкими листьями и цветками, собранными в пушистую метелку; ковыль-волосатик.
Переписать, подчеркнуть в каждом из предложений грамматические основы.
1. Эт’ ялы пышные цветы, затих осенний сад, туманом лег на ветви холодный ноябрь. Медленно на рассвете бредет он в степях, где листиком последним легкий мороз пропах. Зима вот-вот прилине, в снегах уснет земля, и песня хуртовинна над ней загуля. (Д. Мегелик.)
2. Иду путем; солнце сияет, ветер с травами говорит; перед мной и за мной степь колышется, как море. Он нагнулась опилки белая, зверобой скрутил стебельки, краснеет душица, как звезды, горят козельце. Крикнул перепел в овражке, стрепет брызнул над терниями; по кустам между дерезой ходят дрофы табунами. (Я. Щоголев.) Наймисливіша ткачиха не зітче такой обильной плахты, как природа заткала на чудо людям ту широкую долину! (Панас Мирный.) Вы представьте, посмотрите, как восходят звезды украдкой, потому что они хотят приготовить сюрприз луне; а он поднимается спокойно, величественно над темным и молчаливым степью. Лес становится мрачным; высокая скала таинственно склоняется над второй, а та стоит, как гора, и луна обливает их своим бледным сиянием. (Марко Вовчок.)
Переписать предложения, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Расставить пропущенные запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить употребление запятых. Доказать, что представленные предложения являются сложными. Прочитать их, правильно інтонуючи.
П...ся калинка, явор молодеет, а кругом их в..рболози и лозы с..леніють. (Т. Шевченко.) По горизонту неба серыми барашками побежали мохнатые тучки, над оз..ром заш...лестів оч...рет, а с д...рев тихо снимались и задумчиво падали на землю сухие л...сточку (С. Васильченко) Желтые пал..колючки цвета тихо качались на волосинках вдоль колосьев, и незаметный п..лок золотився на солнце. (М. Коцюбинский) С..лена трава горит с..леним огнем, а на ее длинных л..сточках играет и сверкает чистая роса. (Панас Мирный.)
Работа с учебником. Выполнение упражнения 226 (устно).
Переписать, расставляя запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить наличие или отсутствие запятой перед союзом и. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложения простые и сложные.
Спрятал декабрь подо льдом реки и повдягав леса в белые кружева. (Ю. Старостенко.) Улетел последний аист, и не остался на нашей земле ни один перелетная птица. (Из журн.) Толстая снежная одеяло и прочный ковер опавших листьев надежно укроют землю от мороза. (Из журн.) Мчались кони напрямик, перебросили санки, и уже наша вьюга дальше не поехала. (В. Заяц.)
В представленных пословицах дописать вторую часть сложного предложения, поставить нужные знаки препинания.
Кто людей спрашивает... . Чем умный стыдится... . Кто рано встает... . Страшно бывает поэтому... .
Для справок.
Тот и разум имеет. Тем дурак превозносится. За тем дело водится. У кого совесть нечиста.
V. Подведение итогов урока.
Беседа.
· Какие предложения называются сложными?
· Сколько грамматических основ, то есть сколько простых предложений может быть в сложном предложении?
· Как связаны между собой простые предложения в сложном?
· Как інтонуються сложные предложения?
· Какими союзами могут соединяться простые предложения в сложном?
· Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?
Учебный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Указать сложные предложения.
Мы идем через сенокос, и темнеет над нами небо. Звенит земля, а я слушаю. Слушаю небо, слушаю землю и слушаю дедову язык. И в мое сердце вливается какая-то незримая сила, что на веки вечные она привяжет меня к этой земле, к певучей тихой речи.
Чем гуще изморозь падала на дедову голову, тем больше он любил меня и щедро раскрывал свою душевную сокровищницу. (По В. Симоненко; 63 сл.)
V И. Домашнее задание.
§ 12, упражнение 228 или творческая работа: составить текст (объем - 6-8 предложений) на тему “Прощание с осенью”, использовав в нем 3-5 сложных предложений. Работу записать, в каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу.
Тема : Запятая в сложном предложении.
Планируемые предметные результаты:
Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.
Универсальные учебные действия:
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Ход урока :
- Организационный момент.(слайд 1)
Прозвенел звонок, начался урок.
Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)
Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)
Сможете стать такими?
2. Словарная работа (слайд 3)
Заполните кроссворд словарными словами.
Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (к о лено, к о рова, к о пыто, к о стёр, к о лесо )
Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.
Запишите по 3 однокоренных слова:
1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)
2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)
Выделите корень в словах. Проверим.
Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.
Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения (д)
А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)
Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)
Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)
3. Формулирование темы и цели урока.
Ключевые слова : сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)
Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)
Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)
4. Обобщение и систематизация умений и навыков.
Составьте предложения.
Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)
И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)
Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)
Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)
Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.
Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)
Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)
Физминутка (слайд 12)
Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)
Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.
Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?
Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)
Как соединены части этого предложения?
Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)
Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.
Письмо (слайд 14)
Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([= - ,=],[= -], и [= -].) (д)
Разберите по составу имена прилагательные.
5. Итог урока.
Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)
Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)
6. Домашнее задание.
С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10
Предварительный просмотр:
Ключевые слова: сложное предложение; союзы и, а, но; запятая
Запятая в сложном предложении.
рядом и мой школой находится с бассейном дом туда сестрой мой и бассейном находится с ходим рядом с мы дом часто
Мой дом находится рядом с бассейном и школой. Мой дом находится рядом с бассейном, и мы с сестрой часто туда ходим.
Простое предложение с однородными членами, а, но, и и Сложн ое предложение
части разделяются связываются Союзами с интонацией интонацией,
Правила работы в парах Говори тихо Выслушай мнение товарища до конца Не перебивайте друг друга Будь вежлив и сдержан
Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С.Есенин)
[ - =] и [ - =]. [ - = , и = ].
Итог урока Что мы повторили? Что понравилось? Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности Оцени свою работу
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.
Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: компьютер, карточки, учебник
Ход урока:
I . Организационный момент
1. Положительная установка
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.
2. Развитие слухового восприятия (за экраном)
- Какое сегодня число?
- Кто сегодня дежурный?
- Какой сейчас урок?
- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.
II . Проверка домашнего задания
- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?
III . Орфографическая разминка
1. Словарная работа
- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:
гимнастика
осанка
снаряд
чемпион
тренер
тренироваться
- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )
- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)
2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)
- Откройте тетради и выполните задание из карточки
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:
(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду
Взаимопроверка
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу
IV . Повторение пройденного
- Закончите фразы:
Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …
К служебным частям речи относятся …
Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …
Союзы бывают …
Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)
V . Подготовка к изучению новой темы
1. Лингвистическая разминка
- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды
- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!
Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.
2. Знакомство с темой урока
- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.
АЗа
О
пред
Д
тая
У
ями
Й
ду
Ч
союз
Щ
ном
Э
пред
Х
в
Ы
слож
Ю
ложе
Ь
ном
М
ми
В
пя
С
ложени
Ж
меж
Л
просты
Я
нии
(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)
(Запись темы в тетради)
3. Целеполагание
- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.
(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)
VI . Работа по теме урока
1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)
- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.
1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.
2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.
3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.
4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.
5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.
(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали
№ 2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить
№ 3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул
№ 4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло
№ 5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)
Общий вывод:
- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)
- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?
Физминутка
Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)
VII . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Чтение правила
- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)
2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.
(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы
- Какой союз соединяет предложения?
- Что соединяет союз и ?
№ 2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка
№ 5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)
Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.
3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу
- Какие союзы связывают предложения?
- Что связывают союзы?
Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.
VIII . Подведение итогов урока
- Чему мы учились в течение урока?
(- видеть структуру сложных предложений;
Определять границы простых предложений в составе сложного;
Правильно расставлять знаки препинания;
Видеть орфограммы в словах.)
- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)
- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)
- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.
(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)
Рефлексия
Оценивание
- Какую отметку вы себе поставили бы?
- Как себя оценивает …
Домашнее задание
§ 61
Упр. 366 или 367 (по выбору)
Тема урока: Запятая в сложном предложении
Цель: Способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно - деятельностных методов и приёмов, способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах
Формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединённых союзами: и, а, но.
Развитие синтаксических и пунктуационных умений.
Ход урока
1.Организационный момент
Тихо сели. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Л. Н. Толстого. « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
2. Минутка чистописания
3. Постановка проблемы
И, НО,А, ПО
Исключите лишнее слово. Свой ответ аргументируйте.
Прочитайте пословицу.
Лето собирает зима подъедает.
Как вы понимаете эту пословицу?
Слова с какими орфограммами в ней встретились?
Объясните правописание этих слов.
Как можно подчеркнуть противопоставление в этой пословице? Какой союз можно использовать?
Лето собирает, а зима подъедает.
Запишите это предложение.
Разберите по составу слово собирает
Разберите как часть речи слово зима
Сколько звуков и букв в слове подъедает?
В пословице встретилось слово, которое является служебной частью речи Назовите его. Что оно соединяет?
Назовите грамматические основы предложений.
Нужна ли запятая в сложном предложении с союзом а?
Какие ещё союзы соединяют части сложного предложения? (и, но)
Работа с книгой
Упражнение№72
Посмотрите, как оформлены предложения в рассказе М. Пришвина.
Сравните предложения в обеих колонках.
В чём разница?
Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях?
Чем это объясняется?
(Ученики читают по 2 предложения, одно из левого, другое из правого столбика. Сравнивают оба предложения, доказывают,что состоят из 2-х частей, в левой части, соединенны союзом(а, но, и), а в правом- без союза. Запятая ставится в любом случае)
Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему нашего урока.(Ответы детей)
Запишите тему урока.
Определите цель урока (Ответы детей)
Работа над новым материалом
С помощью чего соединяются части сложного предложения?
Какую роль в сложном предложении играют союзы (и, но, а)?
Попробуйте, самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзаи.
Подумайте, зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложных предложениях.»
1.Найди и подчеркни …………………………..
2.Определи количество……………………………
3.Выдели…………………………………………………
4.На границе частей………………………………………
Что у вас получилось? _Сравните свой алгоритм с авторским
на странице 160
Физминутка
Работа по карточкам
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания.
1.Наука в лес не ведёт а из лесу выводит.
2.Мир освещается солнцем человек освещается знаниями.
3. Учёный водит а неучёный следом ходит.
Что объединяет эти пословицы?
Как понимаете их смысл?
Итог урока
Рефлексия
Какими словами вы бы описали своё состояние после уроа
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»
Ах,как я устал от этой суеты….
Домашнее задание стр.80 №3
Максимова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Чувашская Республика, Урмарский район
Цели урока: Формировать умение распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; пунктуационно оформлять предложения данных типов. Развивать речь учащихся, память, внимание и мышление. Воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету.
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту
Урок русского языка,4 класс, программа «Школа России»
Учитель МБОУ «Челксинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики
Максимова Татьяна Ивановна
Учебник В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова
Русский язык
Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.
Цели урока: Формировать умение распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; пунктуационно оформлять предложения данных типов.
Развивать речь учащихся, память, внимание и мышление.
Воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету.
Организационный момент.
Орфографическая минутка.
Эпиграф: Русский знают все ребята
В нашей солнечной стране.
Как прекрасен и велик
Русский близкий нам язык!
Назовите слова с непроверяемыми орфограммами. (Русский, ребята, прекрасен, велик, язык)
Почему правописание этих слов надо запомнить? (Правописание этих слов нельзя проверить)
Назовите слова с проверяемыми орфограммами. (Страна, близкий)
Найдите слово с приставкой. (Прекрасен)
3. Языковая разминка.
а) Правда в огне не горит, в воде не тонет.
Что вы записали? (Пословицу)
Как вы ее понимаете? (Нельзя обманывать, правда всегда выйдет наружу)
Найдите грамматическую основу.
б)Терпение и труд все перетрут.
Обьясните значение пословицы. (Терпением и трудом можно преодолеть все трудности)
Найти грамматическую основу. (Самооценка)
Что вы можете сказать об это предложении?
Вывод: Оба предложения простые с однородными членами. В первом предложении ставится запятая, потому что нет союза и. Во втором предложении однородные подлежащие соединяются с союзом и, потому что запятая не ставится.
4.Игра «Найди пару»
1). Даны простые предложения. Необходимо найти грамматическую основу каждого предложения.
2), Попробуйте найти пары предложений.
(1 столбик) Черная туча закрыла небо
Труд человека кормит
В классе наступила тишина
(2 столбик) Лень человека портит
Проливной дождик
Застучал в окно
Сделайте схему этих предложений.
Какие предложения получились? (Сложные)
Почему? (Две грамматические основы)
Чем соединяются части сложного предложения? (При помощи интонации)
Чтобы правильно записать сложное предложение с союзами что нам нужно знать?
Проблема: Всегда ли нужна запятая в сложном предложении с союзом?
На этом уроке мы должны выяснить всегда ли ставится запятая в сложных предложениях с союзами и, а, но?
5. Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика)
6. Поиск решения.
Упр.1, стр.229. Давайте понаблюдаем, как поставили запятые в сложных предложениях.
(Ученики читают по два предложения: Одно из левого столбика, другое из правого столбика, сравнивают)
(Оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами а, но, и, в правом с помощью интонации, т.е. бессоюзная связь)
Какой мы можем сделать вывод? (Запятая ставится в любом случае)
Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного проедложения?
7. Самостоятельная работа по вариантам. Упр.4, стр232.
1- сложные предложения.
2- простые предложения с однородными членами.
8. Работа над правилом.
Сколько частей в правиле? (Две)
Чтение по частям.
Словарная работа
алмазный
Что такое алмаз? (Очень твердый драгоценный камень)
Почему нужно запомнить эти слова? (Проверочное слово не подберёшь)
9. Самостоятельное составление инструкции (алгоритма)
Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении?
1. Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
3.Если основ две и больше – предложение сложное.
Найти границы частей сложного предложения и пронумеровать части.
Выделить союзы, если они есть.
6. Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
Итог урока. Тест.
Сложными называются предложения, в которых:
а) одна грамматическая основа;
б) две грамматические основы;
в) две и более грамматических основ.
Отметить схему сложного предложения.
3. Выбери схему для данного предложения:
Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.
4. Перед союзом и ставится запятая:
а) в предложениях с однородными членами;
б) в сложных предложениях в) никогда
5. Перед союзами а, но, запятая ставится:
а) никогда
б) в простых предложениях с однородными членами