Закона не освобождает от ответственности. Если бы было по-другому
Если некоторые депутаты не смогут сразу растолковать тот или иной закон, то почему налогоплательщики должны отвечать в том числе и перед депутатами по правилу – незнание закона не освобождает от ответственности?
С 2000 года по 2002 год мой небольшой магазин был переведен на единый налог на вмененный доход. В областном законе об этом налоге не расшифровывалось понятие розничной торговли. Мой налоговый инспектор объяснил мне, что под этот налог попадает вся торговля, осуществляемая мною из моего магазинчика.
У меня в магазине покупали товары не только физические, но и юридические лица. Причем, не только юридические, но и некоторые физические лица платили мне за мои товары путем перечисления денег со своего расчетного счета на мой расчетный счет.
Спустя три года налоговая полиция возбудила против меня уголовное дело за то, что, по их мнению, продажа товаров юридическим лицам по безналичному расчету является не розничной, а оптовой торговлей и мне по этим продажам придется доплачивать сумасшедшую сумму налогов, предусмотренных общей системой налогообложения.
Могу ли я сумму ущерба (дополнительно начисленные мне налоги) отнести за счет законодателей, которые только в конце 2002 года дали определение розничной торговли как продажа товаров за наличный расчет?
К сожалению, нет такого закона.
Чиновники говорят рядовым налогоплательщикам, что незнание закона не освобождает от ответственности.
А сами-то чиновники эти законы знают? Чаще всего не только чиновники, но и многие налогоплательщики начинают понимать смысл той или иной статьи Налогового кодекса РФ только после нескольких прослушанных семинаров.
Спросите у рядовых законодателей, например, у того же Василия Ивановича Шандыбина, что такое розничная торговля и чем она отличается от торговли оптовой?
Думаю, что без дополнительной консультации не ответят.
Как не ответят на вопрос, а сколько же кодексов (по наименованиям) они приняли и почему сразу же после принятия части второй Налогового кодекса потребовалось вносить в неё поправки, не поместившиеся на целой странице «Российской газеты»?
Пусть Василий Иванович Шандыбин разъяснит таким же как он рядовым налогоплательщикам, какой смысл он вкладывал в текст очень краткого Федерального закона № 196-ФЗ от 31.12.02, практически состоящего из одной следующей фразы: «В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу».
Или, почему индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования в течение шести месяцев?
Именно так дословно звучит статья 2 Федерального закона № 190-ФЗ и тоже от 31.12.02.
Если некоторые депутаты не вникли в то, что под фразой «пособие по обязательному социальному страхованию» скрывается банальная оплата больничного листа, то тогда пусть либо признаются в этом, либо объяснят народу, почему предприниматель не имеет права заболеть до истечения этих шести месяцев.
А нам всем пора перестать кричать о том, какое же красивое платье у короля. Может пора признаться, что король-то голый!
И пусть сначала каждый чиновник сдаст публичный экзамен на знание всех законов, а потом уже требует от нас их исполнения.
Все современные законодательные системы Европы и части Азии по большей своей части уходят своими корнями напрямую к Римской империи. Именно там была зафиксирована простая и понятная фраза: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Латынь в этом плане считалась идеальным языком, который позволял емко и четко формулировать мысли. Римская империя в свое время была величайшей державой, просуществовавшей огромное количество времени. По своей территории она превосходила любые другие страны мира и из них всех считалась самой культурной. По крайней мере самими гражданами империи. Помимо всего прочего, в этом государстве была крайне развитая система законодательства, охватывающая большинство сфер деятельности человека.
Смысл
Не все люди понимают главное значение фразы "незнание законов не освобождает от ответственности". Смысл ее сравнительно прост, хотя может показаться странным определенным группам населения. Так, подразумевается, что человек обязан разбираться в законодательстве. Даже если он ничего не знает, это вовсе не является причиной его невиновности. К примеру, человек может не знать, что курить в общественном месте запрещается. Но при этом, если его поймают, он все равно по полной программе должен отвечать за свои действия.
Законодательство
Статья «Незнание закона не освобождает от ответственности» как таковая не существует. Тем не менее подобное исходит из некоторых норм. К примеру, статья 19 Конституции России, если внимательно вчитываться, имеет именно такой смысл. В целом аналогичную информацию можно найти и в других законодательных документах. Тем не менее найти фразу в ее изначальном виде не получится. Разве что если изучать документы Древнего Рима, в которых она была записана как Ignorantia juris non excūsat, ignoratio facti excūsat.
Следует отметить, что современное законодательство учитывает и тех людей, которые по той или иной причине в принципе не способны отвечать за свои действия. Это верно по отношению к душевнобольным, маленьким детям и так далее. То есть ко всем группам населения, которые на самом деле не понимают, что происходит и в чем они виноваты. Но вот если личность полностью дееспособна, она будет отвечать по всей строгости закона. Подразумевается, что такой человек имеет хотя бы теоретическую возможность изучить все выставляемые обществом требования, и то, что он этого не сделал, – исключительно его проблема.
Прецеденты
На практике ни один суд не принимает во внимание тот факт, что человек просто о чем-то не догадывался. Незнание закона не освобождает от ответственности – вот основной фактор, учитывающийся в подобных ситуациях. Это значит, что даже совершивший проступок гражданин, чем бы он ни руководствовался, все равно обязан понести наказание. Никого не интересует, понимал ли он, что его ждет за такое преступление, или нет. В некоторых случаях определенные категории ошибок стараются предвосхитить при помощи предупреждающих знаков. Это верно касательно управления автомобилем. Другой пример – значки запрета на курение, которые располагаются где только возможно. Таким образом, чтобы не возникал вопрос: «Почему незнание законов не освобождает от ответственности?», государство старается развешивать различные оповещения везде, где это возможно.
Если бы было по-другому
Это выражение возникло не просто так. Всю свою историю человечество видоизменяет законодательство, стараясь его оптимизировать и привести к тем показателям, которые были бы удобны всем. Как следствие, в разные времена существовали самые различные системы поощрений и наказаний. К примеру, в древности вполне нормальным считалось выносить приговор животному, камню или дереву. Законодательные нормы постепенно улучшались и в конечном итоге привели к тому состоянию, в котором они находятся на данный момент. Если бы использовалась противоположная система, и человек, который не знает закона, освобождался от ответственности, общество быстро скатилось бы в хаос. Таким образом, система, в которой незнание закона не освобождает от ответственности, на данный момент является самой эффективной из всех придуманных человечеством.
Пример
Можно привести достаточно простой и понятный пример. Допустим, человек не знает о том, что нельзя брать в магазине еду и не платить за нее. Он просто пришел, взял и ушел. Это нарушение закона, но так как он не знает об этом, никакой ответственности это лицо не несет. Как следствие, магазин разорился. А вот в том случае, когда незнание закона не освобождает от ответственности, в той же самой ситуации человек считался бы вором. Неважно, действительно ли он не знал всего этого или хорошо скрывал. Кстати, момент вранья также очень важен в данном случае. То есть вместо того, чтобы каждый раз гадать, действительно ли человек чего-то не знает или же просто делает такой вид, по умолчанию считается, что в законе он разбирается. Даже самые продвинутые детекторы лжи не дают 100% гарантированного результата, и потому такой подход оправдан.
Итог
Незнание закона не освобождает от ответственности – это главный принцип практически всех существующих на данный момент систем, обеспечивающих стабильность общества. Он в той или иной мере встречается во всех странах, начиная со времен Древнего Рима. Пока не будет придумана более эффективная и продуманная законодательная система, этот принцип продолжит свое существование. Нужно помнить, что для любого человека важно иметь хотя бы базовое понимание тех законодательных норм, которые касаются лично его. Их на самом деле не так много, любая адекватная и нормальная личность на уровне подсознания уже знает, как именно и в каких ситуациях можно или нельзя поступать. В любом случае детальное понимание законов может значительно облегчить жизнь, поможет чувствовать себя правым в определенных ситуациях и так далее. Если человек может в любой момент сослаться на тот или иной пункт закона, его крайне сложно обмануть.
Как
свидетельствуют все без исключения опросы, да и просто житейский опыт каждого
из нас, граждане России крайне слабо разбираются в нашей Конституции, и большей
частью даже ее не читали. Это тем более странно и парадоксально, если принять
во внимание постоянное обсасывание неких прав и свобод, дарованных нам
Конституцией, и муссирование о неконституционности всего и вся, включая цвета
светофора и размер дневника школьника.
Те же борцы за конституционность, готов поспорить, в своем большинстве понятия не имеют даже о количестве статей в Конституции (для справки – их 137). Страшно даже копать глубже, и наверное, бессмысленно спрашивать таких пламенных конститутоведов, конститутолюбов и коснститутофилов, а знают ли они, какие ОБЯЗАННОСТИ закреплены Конституцией перед каждым гражданином РФ.
«Обязанности? Вы с ума сошли!?»
Ну так вот, давайте почитаем, раз пошел такой разговор.
Обязанности граждан Российской Федерации
Статья 15 п.2. Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.
Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону.
Статья 32 п.5. Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия.
Статья 38 п.2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Статья 38 п.3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43 п.4. Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 44 п.3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
Статья 59 п.1. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Это то, что касается конституционных обязанностей граждан.
По сути, идеальный гражданин – это вежливый солдат со средним образованием, который постоянно платит налоги, а также растит детей и защищает растительный и животный мир.
Это, конечно, шутка, но как таковых обязанностей у нас по Конституции крайне немного, и нет никаких проблем, чтобы их знать – и выполнять.
Если просеять все 137 статей нашей Конституции последовательно через все более мелкое сито, то первыми отсеются статьи с 3 по 8, составляющие так называемую изменяемую часть Конституции, т.е те положения, которые теоретически можно изменять и дополнять, без отмены собственно существующего Основного Закона.
После фильтрации остаются главы 1, 2 и 9, которые составляют ее неизменяемое “ядро”, которое по определению нельзя изменить, прежде просто не отменив самую действующую Конституцию. Сюда входят главы Основы конституционного строя , Права и свободы человека и гражданина , и Конституционные поправки и пересмотр Конституции .
Если профильтровать и эти статьи, то в сухом остатке мы имеем вот что.
При том, что согласно ч.1 ст.15 Конституции, Конституция имеет высшую юридическую силу среди всех законов России, над ВСЕЙ Конституцией имеют безусловное преимущество ПРАВА И СВОБОДЫ человека и гражданина.
Смотрите внимательно.
Положения статьи 2 провозглашают права и свободы человека высшей ценностью, обязывают государство признавать, соблюдать и защищать их.
Интересно, что при этом права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в двойственной манере:
Первое: они гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права
Второе: они гарантируются в соответствии с Конституцией РФ.
Таким образом, формулировка ч.1 ст.17 Конституции (с учетом положения ч.4 ст.15 Конституции об общепризнанных принципах и нормах международного права как составной части российской правовой системы) фиксирует вторичный характер закрепления в нашей Конституции прав и свобод человека и гражданина.
Иными словами, эти самые права человека по сути предшествуют самой нашей Конституции и обладают приоритетом в отношении всех остальных положений, включая все остальные принципы, составляющие Основы конституционного строя России.
То есть мы имеем два важных момента:
1 – Международные принципы и нормы в области прав человека имеют приоритет над российскими.
2 – Права человека имеют приоритет над остальными положениями Конституции.
На данный момент соблюдение прав и свобод людей в международной сфере регулируется Всеобщей декларацией прав человека (принята Генассамблеей ООН в 1948 году), а также Международным пактом о гражданских и политических правах от 1966 года и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 1950 года.
В 1996 году мы вступили в Совет Европы, что означает, что на данный момент под международными нормами в области прав человека, имеющими приоритет над российскими (см. выше), являются европейские нормы из той самой Конвенции.
Это означает, что мы, добровольно, несмотря на визг и инсинуации так называемых правозащитников и либерастических кругов, возложили на себя обязательства по защите прав и свобод людей, выходящие за рамки собственно российского законодательства.
Они Конституцией ПРИЗНАЮТСЯ, гарантируются и защищаются.
Таким образом, Конституция России говорит о том, что каждый из нас по праву рождения обладает естественными, природными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина.
Вывод: неотчуждаемость в данном случае означает, что невозможность ущемления основных прав и свобод – это основа конституционности государственного строя России.
Какой вывод можно сделать изо всех этих построений?
Конституция России – это реально прогрессивный документ, который при внимательном прочтении и тщательном соблюдении не оставляет камня на камне от бесконечных претензий к России и ее законодательству со стороны «человеколюбивого» Запада.
Мы можем и должны гордиться нашей Конституцией, которая защищает наши многочисленные права и свободы.
Но мы обязаны помнить и о том, что права имеют могут существовать только тогда, когда они подкреплены обязанностями.
Давно хотелось поговорить с читателями ЭВР о том, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем мы публикуем на страницах Вестника извлечения из него.
И вот законодатель снова дал повод для такой статьи.
Один из основных правовых принципов - незнание закона не освобождает от ответственности . С другой стороны, лицо признается виновным, если оно имело возможность исполнить волю законодателя, но не исполнило. А как оно может исполнить волю законодателя, если оно не будет знать об этой воле? Законодатель обязывает знать. И считает, что лицо обладает возможностью знать его волю, поскольку он публикует издаваемые акты в официальных СМИ.
Лицо, в том числе и физическое, в том числе и 80-летний житель тайги, где даже электричество еще не провели, обязано изучать все официальные СМИ, причем не только федеральные, но также субъекта федерации и муниципального образования, выискивать в огромном массиве законодательных изменений те изменения, которые его могут коснуться. Не нашел – сам виноват. Что-то пропустил, не прочитал, не изучает тщательно официальные СМИ – его риск.
У нас для изучения официальных СМИ и разного рода правовых рассылок предусмотрен целый штат сотрудников. А у вас? Ведь еще надо, вчитываясь в массив информации, не потерять бдительность, не пропустить важную норму. Я поражаюсь внимательности коллег, выполняющих данную функцию в ЭКОТИМе.
Но если даже Вы нашли 10-20 свободных часов в месяц, чтобы медленно и вдумчиво вчитываться в перечни и тексты публикуемых документов, не потеряете ли Вы бдительность, читая текст, подобный тексту Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"?
Вот так этот документ прокомментирован в ЭКОЗАКОНе:
Настоящий закон внес изменения в 37 федеральных законов. Процентов 95 изменений – слово контроль заменено на надзор. Либо другое подобное изменение. Этим такие законы и опасны, т.к. за потоком редакторских правок легко упустить значимые изменения. Может, законодатель специально их так маскирует? Ведь ни по названию, ни по тексту, например, нельзя догадаться, что именно этот закон внесет поправки в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и оставит лицензирование в сфере обращения с отходами только для случаев их обезвреживания и размещения. То есть теперь лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
На сей раз, законодатель спрятал поправку, радостную для многих хозяйствующих субъектов. Видимо, прятал не от них. Но ведь и о ней хорошо бы узнать своевременно.
А бывает и наоборот. Причем гораздо чаще.
Честно скажу, что я смогла заметить эту поправку только потому, что профессиональная интуиция подсказала – этот закон надо читать предельно внимательно. Т.к. именно в таких документах законодатель прячет интересные или спорные нормы.
И вот, продираясь через многочисленные «в пункте 1 слова "и контроль" исключить, слово "осуществляются" заменить словом "осуществляется" я на 22-й странице подобного текста, изучая изменения, внесенные в 35-й закон ("О лицензировании отдельных видов деятельности") обнаружила скромную запись:
б) пункт 30 изложить в следующей редакции: "30) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;"
До сих пор глазам своим не верю. Пока в Госдуме идут громкие дебаты по законопроекту № 584399-5 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты РФ в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», в котором заложена отмена лицензирования по отходам с заменой на СРО для организаций, занимающихся утилизацией или захоронением отходов, тихо и незаметно вышел данный Федеральный закон, который формально вносил редакторские правки в целях приведения к терминологическому соответствию федеральные законы, имеющие хотя бы малое отношение к государственному надзору. И в эти редакторские правки прокралась полуотмена лицензирования по отходам.
Значит ли это, что поскольку законопроект об отходах погряз в дебатах, важные нормы из него по одной пропустят через подобные законы ? Ведь еще есть много поводов для принятия подобных законов в будущем. Еще много терминологических несоответствий осталось.
Например, в следующий Федеральный закон, который будет вносить изменения в 50-60 федеральных законов, запрячут норму об ответственности производителя за утилизацию продукции, перешедшей в отход?
А потом придут штрафовать производителя, эту норму не заметившего? Поскольку большинство производителей не имеют штат квалифицированных сотрудников для надлежащего отслеживания и изучения изменений. Как правило, штатные сотрудники завалены текущей работой настолько, что они с трудом и не сразу находят время прочитать ЭКОЗАКОН.
Все же рекомендую пробежать глазами Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , а может, и руководству показать. Тогда не надо будет объяснять, зачем нужен ЭКОЗАКОН, зачем нужно правовое сопровождение (услуга компании ЭКОТИМ ), зачем нужна данная рубрика в ЭВР…
А пока, эколог, будь бдителен – незнание закона не освобождает от ответственности!
Ни перед работодателем, ни перед государством.
Классный час: Незнание законов не освобождает от ответственности
Класс : 6-В
Учитель : Губская Я. В.
Дата : 17.10.16 г.
Цель : Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;
Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».
Ход проведения классного часа
Кл.рук: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)
Социальный педагог : К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Давайте свами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ОДН.
Инспектор ОДН :
- Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток.Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.
-Что называется преступлением?
Преступление -запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности . Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение -нарушение права, действующих законов, преступление .
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.
В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)
-Что такое ответственность?
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»