Закон о выдаче жилья сиротам. Закон о предоставлении детям-сиротам жилья в российской федерации
Порядок предоставления жилья детям-сиротам. До 2015 года дети-сироты обеспечивались жилыми помещениями вне очереди на основании договора социального найма, то по новым правилам жилье сиротам предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет 5 лет. По истечении этого времени жилое помещение переходит в бессрочное пользование на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жилья исключен из жилищного кодекса.
Таким образом, новый закон исключает возможность приватизации, передачи жилого помещения по любым сделкам, а также выселение нанимателя во избежание случаев мошенничества и других нарушений, давая возможность детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни. Кроме того, по новым правилам жилье должно предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир. Ранее же имелась практика вселения детей-сирот в коммунальные квартиры. Поэтому коммунальные и неблагоустроенные квартиры сиротам в 2015 году предоставлены быть не могут.
Основными законами, регламентирующими право детей-сирот на получение жилья, являются Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и жилищный кодекс РФ.
Условия предоставления жилых помещений детям-сиротам
Помимо обязательного отношения к одной из указанных выше категорий лиц закон содержит еще одно немаловажное условие получения жилья – отсутствие закрепленной за сиротами жилой площади, причем не только на праве собственности, но и на условиях социального найма либо признание проживания в ранее занимаемых помещениях невозможным, в связи с определенными обстоятельствами. К ним относятся проживание в жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, непригодность жилых помещений для проживания, несоответствие жилой площади учетной норме и другие обстоятельства, установленные законами субъектов РФ.
В любом случае жилые помещения дети-сироты могут получить лишь по достижении совершеннолетнего возраста либо в случае приобретения полной дееспособности до совершеннолетия. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены региональным законодательством. Нуждающиеся в жилье дети-сироты включаются в специальные списки, которые ведутся субъектами федерации. Именно по ним определяется очередь предоставления им жилых помещений в зависимости от даты рождения, а при их совпадении – от дат принятия решений о включении детей-сирот в список. После получения жилого помещения сирота из такого списка исключается.
Важно то, что по новому порядку право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Ранее с наступлением указанного возраста такое право утрачивалось. Однако встать на очередь необходимо именно до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста — право на получение жилья сирота утрачивает.
Как получить жилье ребенку-сироте от государства
Льготное предоставление жилья детям сиротам осуществляется на основании письменного заявления по окончании срока нахождения в образовательных и иных учреждениях, создаваемых для данной категории детей, завершении получения профессионального образования, окончании прохождения ими военной службы по призыву или отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями лежит на субъекте РФ. В настоящее время нет единого нормативного акта, который бы устанавливал обязательный для всех порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, поэтому каждый субъект самостоятельно определяет органы, в которые сирота может обратиться с соответствующим заявлением, перечень необходимых документов, а также сроки их рассмотрения и принятия решений.
Общая практика сложилась таким образом, что заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в администрацию района по месту своего жительства.
Перечень документов для получения жилья сироте
К заявлению на получение квартиры сиротой необходимо будет приложить следующие документы и их копии:
- паспорт;
- документ, подтверждающий статус сироты;
- документ, подтверждающий место жительства;
- документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);
- свидетельства о рождении детей (при наличии таковых);
- документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;
- документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;
- справка о составе семьи.
Нужно учитывать, что в зависимости от региона могут потребоваться и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключен договор найма специализированного жилого помещения. По закону жилье детям сиротам предоставляется по тем же нормам площади, что и по договору социального найма. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма квадратных метров на человека.
Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).
До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.
Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.
Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.
Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, Порядок, утвержденный приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).
В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.
К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:
Паспорт;
Документ, подтверждающий статус сироты;
Документ, подтверждающий место жительства;
Документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);
Свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);
Документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;
Документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;
Справку о составе семьи.
В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.
Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.
Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61, п. 2 приложения N 1 к Постановлению, п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).
В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 приложения N 1 к Постановлению):
Имеющие место жительства в г. Москве;
Не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
Не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.
Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п. 4, 6 приложения N 1 к Постановлению).
С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 приложения N 1 к Постановлению).
В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП, п. 1.2 приложения N 3 к Постановлению).
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.
На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 приложения N 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. 4.5 - 4.7 приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, п. 4.8 приложения N 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61, п. 4.11 - 4.12 приложения N 3 к Постановлению).
Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.
Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.
В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (с изменениями на 02.12.2015 N 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.
Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.
Закон Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.
Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.
Например, частные определения выносились:
В адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);
В адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);
В адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);
В адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);
В адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).
В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).
При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:
1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, N 1).
5. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).
6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 10.04.2013 (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, N 6, вопрос N 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 17 января 2013 года N 36-О).
7. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.
Все жители страны имеют право на жилье. Дети, выросшие в полной (или неполной) семье, при создании собственного отдельного домашнего очага проблему приобретения новой квартиры или строительства дома часто решают вместе с родителями. Если ребенок остался один, проблему обеспечения его достойным жильем при его вступлении во взрослую жизнь, берет на себя государство.
«Дееспособность» – так юристы на профессиональном языке называют взрослость. Дееспособный человек может и должен сам совершать юридически обоснованные поступки: покупать и продавать, работать и зарабатывать, заботиться о близких несовершеннолетних родственниках, платить налоги.
Обычно дееспособные граждане являются собственниками квартир, домов или их части. Иногда люди пользуются жильем на праве социального найма – особой формы бессрочного пользования жильем по договору с государством.
Право на получение отдельной квартиры имеет любой ребенок, который к 18 годам лишился родителей и не имеет собственного жилья либо не проживает в нем на праве .
При наступлении дееспособности органы государственной социальной защиты (опеки) обязаны ребенку-сироте предоставить квартиру или отдельный дом для проживания.Категории сирот, имеющих право на жилье
Обычно состояние полной юридической дееспособности наступает с совершеннолетием. Фактически же возможность человека принимать полностью самостоятельные решения может быть ограничена по ряду причин. Он, например, может:
- быть призван в ВС или ВМФ;
- учиться на дневном отделении вуза или колледже (этом случае ребенок считается иждивенцем);
- проходить длительное лечение в стационаре;
- отбывать наказание в виде лишения свободы.
Во всех этих случаях право на получение жилья сохраняется за .
Изменения в законодательстве
В текущем 2015 году порядок предоставления квартир и домов детям сиротам несколько изменился. Причиной нововведений стали требования к повышению надежности сохранения права пользования помещением именно ребенком сиротой. Дополнения к закону, который регламентирует порядок обеспечения сирот жильем (Закон № 159-ФЗ), так и называются «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По новым нормам сирота становится нанимателем специализированного жилого помещения: с ним заключается соответствующий договор на пятилетний период. Таким образом, на протяжении всего срока с данным помещением невозможно провести никаких сделок. По истечении периода сирота пользуется предоставленной квартирой на праве социального найма, если заключит соответствующий договор.
Порядок действий для оформления жилого помещения для детей-сирот
Право на получение жилого помещения возникает у сироты после подачи заявления в уполномоченный государственный орган. В разных регионах России это могут быть различные учреждения – их определяет каждая область, край или автономная республика самостоятельно. Чаще всего такой организацией является орган опеки.
Заявление на получение жилья необходимо подать до 23-летнего возраста.До наступления 18 лет оформить право сироты на внесение в список получателей жилья может опекун – лицо, на попечении которого ребенок находится в данный момент. С момента совершеннолетия сирота сам может подать заявление или уполномочить на это действие того же опекуна (попечителя) через нотариуса.
В каких случаях поселение в помещение признается невозможным
Поселению в помещение сироты может препятствовать лишь один фактор – наличие у него в собственности либо социальном найме другого помещения. Причем это помещение должно быть пригодно для проживания, а права сироты на владение или пользование им должны быть бесспорными.
Отказать ребенку сироте в праве предоставления жилого помещения не имеют права, если:
- он вынужден проживать с лицами, лишенными родительских прав;
- учетная площадь жилья ниже нормативной или она станет ниже нормативной при вселении сироты;
- состояние помещения, в котором он вынужден ютиться, не отвечает нормам санитарии.
В каком возрасте детям-сиротам предоставляется жилое помещение
Право сироты на пользование жильем может быть реализовано после 18 лет. Если до 23-летнего возраста государственные учреждения не предоставили сироте жилье, они обязаны его дать после. В случае, когда ребенок сирота ведет самостоятельную трудовую жизнь – работает (о чем есть запись в трудовой) или при вступлении в брак, ему должно быть предоставлено жилье. Просьба сироты в этом случае должна быть оформлена письменно, в заявлении должны быть указаны соответствующие обстоятельства и основания.
Описание жилого помещения
Жилье, предоставляемое сироте должно быть:
- отдельным (не являться частью коммунальной квартиры);
- оборудовано водоснабжением и водоотведением, подключено к электросети;
- в нем должна работать система обогрева, сантехнические приборы (туалет, душ, рукомойники);
- площадь помещения должна соответствовать нормативам, установленным для жилья в данном регионе.
Если у сироты отсутствовала регистрация, ему предоставляют помещение по месту пребывания под опекой.
К кому обращаться
Законодатели России не устанавливали перечень конкретных организаций, уполномоченных вести обеспечение сирот жильем. На уровне каждого субъекта федерации эти функции возложены на различные учреждения:
- в столице за выполнение данных требований законодательства отвечает городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов;
- в других областях эту деятельность ведут органы образования, социальной защиты населения или опеки.
Необходимые документы
Кроме заявления в органы, занимающиеся внесением детей сирот в список нуждающихся в жилом помещении требуются копии документов:
- свидетельства о рождении;
- паспорта гражданина федерации;
- свидетельства о смерти отца и матери или иных документов, подтверждающих статус сироты (судебных решений о признании их умершими, лишении родительских прав, нахождении в заключении и т. д.);
- документов, подтверждающих сведения о регистрации и проживании.
Точный перечень необходимых документов может зависеть от субъекта РФ. По месту приема заявления гражданину обязаны его предоставить. В ряде регионов действуют специальные программы помощи детям сиротам, которые позволяют местным властям вести самостоятельный учет несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительской опеки. Например, муниципальные власти Москвы самостоятельно формируют списки таких детей.
Однако нельзя решение такого важного вопроса, как получение жилья, пускать на самотек. Написать заявление о предоставлении помещения для проживания необходимо до 23 лет.
Как встать в очередь на квартиру для детей сирот? Для детей, лишившихся родительской опеки, государство предусмотрело ряд льгот. Одной из них является предоставление бесплатного жилого помещения.
Жилье сиротам в 2019 году будет предоставляться по той же процедуре, что и ранее. Каким же образом дают квартиры детям-сиротам?
Программа государственного социального обеспечения предполагает ежегодное выделение средств на приобретение квартир для данной категории лиц. Другой вопрос, в местных администрациях не всегда хотят соблюдать требования закона.
В этой статье:
Право на жилое помещение детей-сирот
Законодательство предоставляет право детям – сиротам получить соц жилье. Оно реализуется местными властями регионов, которые разрабатывают на основании федерального законодательства соответствующую процедуру передачи людям квартир и домов.
Обеспечение жильем сирот осуществляется вне существующей очереди за счет специализированного фонда из квартир и домов, создаваемого на местах.
Как и раньше, на квартиры детям – сиротам 2019 год дает право следующим людям:
- Дети, которым исполнилось 18 лет, либо ставшие дееспособными раньше срока (например, после вступления в брак).
- Дети, которые вернулись из армии или закончили профессионально-техническое образование.
- Дети, которые закончили отбывать наказание в колонии для несовершеннолетних за совершённое преступление.
Также следует учитывать, что на квартиры сиротам 2019 год сохраняет порядок, в соответствии с которым право на льготы получают дети, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности оставаться в прежнем доме.
Предоставление соц жилья детям-сиротам в 2019 году
Как сироте получить квартиру от государства? Если ребенку исполнилось 14 лет, он включается в реестр детей-сирот, которым положена квартира.
Для этого необходимо заявление от опекуна, попечителя либо администрации учреждения, в котором пребывает ребенок.
Если оно по каким-либо причинам подано не было, то человек вправе это сделать самостоятельно по достижении совершеннолетия.
Заявление подается в специальный орган, уполномоченный опекаться судьбой детей сирот. В каждом регионе он свой. Например, в Москве – Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот.
Когда до 18 летнего возраста ребенка остается один год, опекуны или администрация учреждения готовят в уполномоченный орган необходимый пакет документов. Для каждого субъекта РФ он свой.
Порой он может включать в себя комплект из 10 и более официальных документов. Поэтому о них желательно узнать заранее в соответствующем органе.
После этого, властями на местах принимается решение о включении ребенка в программу обеспечения сирот жильем на будущий год. Следовательно, после прохождения всех инстанций ребенок должен уже в следующем году получить квартиру.
Порядок предоставления квартиры для проживания
Как детдомовцам дают квартиры? После того, как решение принято, ребенок вместе со своими представителями должен изучить все варианты. Когда подходящая площадь устраивает, заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Его условиями предусматривается, что оно должно использоваться исключительно в целях личного проживания. Срок действия данного договора составляет 5 лет. После этого, в исключительных случаях, действие договора может быть продлено еще на один срок.
Когда период действия договора, с учетом пролонгации истек, можно оформить социальный найм. В этом случае соглашение подлежит соответствующему переоформлению.
Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенной квартиры по окончании пребывания в детских домах или в приемных семьях.
Такое право возникает, если они не имеют закрепленной за ними квартиры или дома. Либо их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).
Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например субсидии на приобретение или строительство дома, квартиры в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).
Порядок обеспечения социальным жильем сирот, устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок, утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).
Этап 1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
Когда воспитанник детского дома не обеспечен квартирой на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то в 14 лет он включается в список детей-сирот, которым должно предоставляться соцжилье из специализированного фонда по достижению 18 лет.
Реестр ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61; п. 2 Приложения N 1 к Постановлению; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).
В список включаются дети-сироты (п. 3 Приложения N 1 к Постановлению):
- имеющие место жительства в г. Москве;
- не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
- не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом под местом жительства понимается фактическое проживания, а не адрес регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Заявление о включении ребенка в список должно быть подано опекуном в срок не позднее двух месяцев со дня достижения им возраста 14 лет в уполномоченный орган.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением самостоятельно (п. п. 4, 6 Приложения N 1 к Постановлению).
С даты обращения с заявлением до получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе, может пройти примерно три месяца (п. п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 Приложения N 1 к Постановлению).
Этап 2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте квартиры и принятие решения по нему
В г. Москве предоставлением квартир детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению).
Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого фонда.
Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении квартиры законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения им возраста 18 лет.
Лица из числа детей-сирот, опекуны которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также лица, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, могут самостоятельно подать заявление (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).
Вместе с заявлением представляются :
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия;
- документ о месте фактического проживания на день обращения с заявлением;
- справка, выданная мед. организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты на льготы по предоставлению квартиры по состоянию здоровья.
Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 - 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).
На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены заявления в отношении каждого ребенка.
По итогам изучения материалов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.
В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии, заявитель должен быть уведомлен о вынесенном заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).
Этап 3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения
Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр квартиры вместе с ребенком и его опекуном.
При согласии на предоставление предложенного варианта, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней, направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.
Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 - 4.7 Приложения N 3 к Постановлению).
Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).
Сирота по такому договору обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за наем квартиры не взимается.
Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61; п. п. 4.11 - 4.12 Приложения N 3 к Постановлению).
Этап. 4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения
По окончании действия договор найма спецнайма может быть единожды продлен на новый срок.
Это возможно если сирота находится в трудной жизненной ситуации и исполнял обязанности по договору надлежащим образом, или же подлежит расторжению в связи с заключением социального найма (ч. 9, 10 ст. 13 Закона N 61).
Можно ли заменить жилье для сирот денежной выплатой
Государство не предусматривает возможности замены предоставляемой сиротам квартиры на деньги. Это невозможно, поскольку такой обмен противоречит целям программы - обеспечению жилыми помещениями малозащищенные слои населения.
В некоторых субъектах РФ, в которых разрешается монетизация льгот, возможно предоставление сироте субсидии, но средства могут быть потрачены лишь на покупку квартиры по своему выбору, соответствующее требованиям жилых помещений.
Материалы по теме статьи.
Дети-сироты находятся на попечении государства. Соответственно, все вопросы, относящиеся к их обеспечению, включая вопрос обеспечения жилой площадью, лежат на специализированных государственных структурах.
До совершеннолетия сироты живут в детских домах и специально приспособленных интернатах, но после восемнадцатилетия у многих из них возникнут вопросы с обеспечением жильем. Согласно российскому законодательству, государство предоставляет детям-сиротам жилую площадь на определённых условиях.
Базовым законодательным актом, регламентирующим права российских сирот, выступает закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон устанавливает право ребенка-сироты на безвозмездное получение благоустроенной жилой площади, выделяемой полномочными государственными структурами из специализированного жилищного фонда.
Важно, что права на бесплатную жилую площадь предоставляются российским государством не только детям, оставшимся в силу обстоятельств без родителей, но и даже взрослым людям до 23 лет, оставшихся в одним и без жилья.
Общий порядок выделения жилья детям-сиротам в 2016 году
Раньше обеспечение сирот жильём осуществлялось по принципу очередности, а правовым основанием для предоставления жилплощади выступал договор соцнайма. Но с 2013 года законодатель кардинально поменял порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Сегодня выделение жилья проводится на основе соглашения найма специализированного жилого помещения, действующего на протяжении 5 лет. По завершению названного пятилетнего периода после оформления соглашения, жильё на условиях соцнайма отдается сиротам в бессрочное пользование.
Жилая площадь, по новым правилам, сиротам выделяется, как и раньше, в порядке очереди, но ранее практиковавшееся внеочередное предоставление помещений сиротам сейчас полностью прекращено. К тому же законодатель закрепил, что сиротам должны выделяться благоустроенные помещения, то есть предоставление коммунального жилья названной категории граждан уже недопустимо.
Новый порядок обеспечения ребёнка-сироты жилой площадью полностью исключает возможности приватизации квартиры либо ее передачи третьим лицам посредством каких-то сделок.
Данная инициатива законодателя направлена на полное прекращение какие-либо махинаций с жильем, выделяемым сиротам.
Условия выделения жилья детям-сиротам
Законодателем предусмотрены определенные условия выделения квартир на безвозмездной основе детям-сиротам. Прежде всего, за ребенком-сиротой не должно числиться какой-либо другой жилой собственности, оставшейся после потери родителей, иных родственников.
При этом даже неважно, на базе чего закреплена за сиротой данная собственность (по соглашению соцнайма либо на праве собственности). Сирота, имеющий уже жилье, вправе рассчитывать на безвозмездное выделение государством квартиры, лишь когда его жилая собственность непригодна для проживания.
Термин “невозможность проживания” ребенка-сироты на нынешнем месте означает, что проживание сироты на имеющейся жилплощади серьёзно противоречит его интересам, а именно:
- вместе с ребенком на одной жилой площади живут граждане, страдающие болезнями в хронической тяжелой форме;
- вместе с ребёнком-сиротой на одной жилой площади живут граждане, именно в отношении данного ребенка;
- жильё отнесено официально к категории непригодного для проживания;
- жильё не соответствует существующим санитарным нормам;
- ребёнок-сирота обеспечен жильём, площадь которого ниже регламентированной законодателем учетной нормы.
Относительно последнего пункта стоит отметить, что каждый российский регион устанавливает собственную учетную норму.
Постановка сироты в очередь на выделяемое жилье возможна только после достижения им восемнадцатилетия либо признания ребёнка полностью дееспособным до указанного времени в силу определенных законодателем причин. Встать в очередь кандидатов на получение жилплощади сироте надо до исполнения 23 лет. После названного срока ребёнок-сирота уже теряет право на безвозмездное выделение жилой площади государственными структурами.
Порядок предоставления жилья
Жилая площадь детям-сиротам предоставляется полномочными государственными структурами после обращения соискателя в возрасте 18-23 лет (менее 18 лет в исключительных случаях признания полной дееспособности сироты) в органы опеки с собранным перечнем документации.
Списки детей-сирот, нуждающихся в безвозмездном выделении жилой площади, формируются сотрудниками уполномоченных структур исполнительной власти каждого российского региона. Именно по составленным спискам детей-сирот впоследствии будет назначаться очередность выделения жилой площади.
Такая очередность определяется датой рождения ребёнка-сироты, не имеющего собственного жилья, или, при совпадении даты рождения сирот – датой принятия соответствующего решения о включении ребёнка-сироты в государственный список очередников.
Каждый ребенок-сирота из этого государственного списка обладает возможностью встать в очередь на выделение государством жилплощади, однако он сам должен заботиться о подготовке, подаче требуемой документации для этого. Рассматриваемая государственная льгота предоставляется сиротам не автоматически, а только после их непосредственного волеизъявления и представления требуемой документации.
Соискателю-сироте придется самостоятельно узнавать о конкретных условиях выделения квартир, ведь в каждом регионе эти условия и список документации определяются отдельно, конечно, на базе общефедеральных нормативов.
Даже документация ребенка-сироты, желающего получить безвозмездную жилую площадь, может приниматься в разных государственных структурах, поскольку региональными властями такая обязанность может возлагаться или на орган опеки, или региональную (либо районную) администрацию.
Ребенок-сирота, рассчитывающий на получение от государственных структур благоустроенной жилой площади, должен представить сотрудникам органа опеки (иного полномочного органа):
- паспорт с регистрацией;
- заявление сироты в органы опеки (в районную администрацию);
- справку, удостоверяющую статус сироты;
- документ о составе семьи;
- документацию, подтверждающую отсутствие у заявителя-сироты собственной жилой площади;
- справку с места трудоустройства либо учебы;
- свидетельства о браке, о рождении детей у ребенка-сироты (при наличии).
Региональные (администрация района) могут потребовать от заявителя-сироты представления какой-то дополнительной документации, поэтому целесообразно уточнить полный перечень требуемых бумаг заранее.
Заявления в орган опеки и местную администрацию пишутся заявителем-сиротой в свободной форме, хотя региональными властями могут быть предусмотрены и образцы подобных заявлений, в которых сироты сообщают о своём намерении воспользоваться льготой.