Задания для детей дошкольного возраста, буква «Ц.
Красакова О.А., учитель-логопед, г. Новокузнецк.
Цель:
Закрепить знания о согласном звуке [ц], буквах Ц, ц;
Задачи:
Выделение звука на фоне слогов, слов;
Закрепление звуко-буквенного анализа на примере слов ЦЫПА ЦУМ ЦИРК;
Дифференциация свистящих звуков;
Закрепление звука Ц в словах;
Развитие общей моторики;
Формирование слоговой структуры слов;
Закрепление навыков чтения;
Формирование притяжательных прилагательных;
Развитие связной речи;
Развивать мышление, память, фонематический слух;
Воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Оборудование:
- индивидуальные наборы звуковых символов и схем предложений,
- набор магнитной схемы предложения и магнитных звуковых символов для логопеда,
- изображение буквы Ц,
- картина “Цирк”,
- карточки с написанными словами и предметными картинками к ним,
- изображения мотоциклиста, жонглера, фокусника,
- предметные картинки со звуками С, З, Ц
- картинки животных и их хвостов,
- набор карточек гномов - предлогов.
Ход занятия
- Орг. момент.
Ребята, сегодня мы отправимся в цирк. Сейчас я вам раздам билеты. Вы должны сесть каждый на свое место.
Детям раздаются билеты - карточки с написанными на них словами. На стульчиках лежат картинки. Дети должны сесть на тот стульчик, на котором лежит та картинка, название которой написано на их карточке.
2. Мотоциклисты.
Представление начинается! Встречаем первого артиста!
Выставляется картинка мотоциклиста.
На чем едет это артист? (На мотоцикле.) Кем работает артист(мотоциклистом). Покажем, как мы едем на мотоцикле (звукоподражание). Кто теперь мы? (Мотоциклисты.)
Ребята, а какой слышится звук, с которым мы познакомились на прошлом занятии? (Звук Ц ) Давайте вспомним какой это звук? (Согласный, глухой, всегда твердый ) Каким кружком мы его обозначаем? (Синий кружок, без колокольчика )
Выставляется изображение буквы Ц и звуковой символ.
3. Жонглеры (звуковой анализ)
А сейчас выступают жонглеры. (Выставляется картинка жонглера )
Смотрите они жонглируют цветными мячиками - красными, синими и зелеными. Ребята, на что похожи эти мячики? (Мячики похожи на звуковые символы, круглые и таких же цветов ) Давайте и мы с вами пожонглируем. Выложим из наших “мячиков” слова ЦЫПА ЦУМ ЦИРК.
Дети выкладывают звуковые схемы слов ЦЫПА ЦУМ ЦИРК.
- Проверка задания. Молодцы!
На арене веселые мартышки. Давайте поиграем вместе с мартышками.
Мы весёлые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках,
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Лишь скажу я слово “три”
Все с гримасами замри!
Раз, два, три!
Дети выполняют движения по ходу стихотворения.
5. Дрессированные животные. (притяжательные прилагательные)
Ребята, сейчас будут выступать дрессированные дикие животные, но пока видны только их хвосты. Давайте попробуем угадать, чьи это хвосты.
На доске выставляются картинки с изображением хвостов. Дети отвечают на вопрос “Чей хвост?” (волчий, лисий, медвежий, тигриный, львиный, заячий )
Когда дети называют правильно, чей хвост, открывается картинка с животным.
6. Антракт. (развитие фонематического восприятия)
А теперь антракт! Что означает это слово? (Перерыв) Отправляемся в фойе. За вкусными и интересными покупками, за сувенирами.
Дети делятся на 3 команды - очереди. На столе выкладываются картинки. Дети одной команды отбирают картинки со звуком Ц, вторые - со звуком С, третьи со звуком З. Затем дети озвучивают свои покупки.
7. Гномики. (составление предложений)
Наше представление продолжается! И сейчас выступают гномики.
Детям показываются гномы (схемы предлогов - В, НА, ПОД, НАД, С, К, ПО, ЧЕРЕЗ, ЗА).
Придумайте для каждого гномика текст выступления.
Дети придумывают предложения с каждым предлогом. Выкладывают схемы предложений.
8. Фокусник. (слова со звуком Ц)
На арене фокусник. В его волшебном ящике появляются предметы из ниоткуда. Угадайте, что у фокусника в ящике. Но помните, что в названиях всегда есть звук Ц.
Дети придумывают слова со звуком Ц.
9. Алле-парад. (итог занятия)
Давайте вспомним, кто сегодня выступал. Кто вам понравился больше всего?
Задачи:
Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».
Программное содержание:
ОО «Познавательно-речевое развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.
3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.
4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.
5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.
7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.
2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.
Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»
Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал :
1. «Корзина идей» панно;
2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».
3. Конверт с заданиями:
схемы предложений
а) « __ __ |__ __»,
б) «__ __ __ __»,
в) «__ __ __».
5. Карточки с буквами «Ц», «ц».
6. Касса букв с выученными буквами.
7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.
8. Экран для самоанализа.
9. Карточки с именами детей для самоанализа.
10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.
Раздаточный материал:
1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».
2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.
3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».
Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон
с конвертом в руке.
Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»
Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.
Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»
I задание.
Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?
Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?
Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.
Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»
Дети: «Нет, не правильно.»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»
Дети: «В схемах допущены ошибки.»
Не обозначена Большая буква в начале предложения.
Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.
Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.
Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.
Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»
Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».
Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»
Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.
Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.
II задание.
1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».
Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».
Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.
2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».
Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»
Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.
Дети: «Буквой «цэ».
Воспитатель: «А какая это буква и почему?»
Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»
Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».
Воспитатель: «Это какая буква?»
Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».
Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».
Воспитатель: «А это какая буква?»
Дети: «Это маленькая буква «цэ».
Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»
Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»
III задание.
Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.
Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.
Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»
Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»
Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является
первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.
Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.
Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»
ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»
Смотри приложение презентацию.
Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.
Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»
IV задание.
Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.
Воспитатель раздает всем по 1 листу.
а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;
б) Чтение столбиков с заданиями:
Воспитатель: Найдите:
В 1 ряду столбиков:
В первом столбике первое слово;
В первом столбике третье слово
Во втором столбике первое слово;
Во втором столбике второе слово;
Во 2 ряду столбиков:
в) Работа над текстом «Год».
Чтение по одному предложению по очереди.
Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:
г) Чтение и отгадывание загадок.
Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).
Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.
«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.
«Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……
Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»
Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).
Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .
Подведение итогов:
Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»
подготовила учитель-логопед
Кудрина Наталья Владимировна
Таежный, 2014
Звук и буква Ц.
Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Ход занятия
Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(цыпленок)
— А кто мама цыплят?
Дети: курица.
— А хотите я расскажу вам сказку?
1. Логопед рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».
— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .
Повторяйте за мной:
ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ
АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ
3. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.
Не устали вы в пути?
Хотите водицы испить из колодца?
Дети: Да.
Ой, а водицы-то нет. Что это?
Логопед достает из колодца картинку.
Дети: Кольцо.
— А где в этом слове находится звук Ц?
Дети: в середине слова.
— Правильно.
Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.
5. Отгадывание загадок.
Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.
Логопед загадывает детям загадки.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
На гору бегом,
С горы кувырком.
6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.
А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.
Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.
— Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.
7. Составление схемы слова ЦЫП.
Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова.
Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.
8. Знакомство с буквой Ц.
Ой, что это, ребята?
Дети: Буквы.
А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?
Дети: Это буква Ц.
— Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.
Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!
Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.
Использованная литература:
Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.
Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Цель:
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: "Звук [ц] и буква Ц."»
Дата класс 1
Тема: Звук и буква Ц
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.
Задачи:
Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;
Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;
3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;
Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор
Планируемый результат : знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Организационный момент. Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций. | Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!» Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим. Первым сядет тот у кого имя начинается с звука С,А... Дыхательная гимнастика: Глубокий вдох-выдох Подыши одной ноздрей Упражнение «Бабочка» Кинезиологические упражнения Кулак-ребро-ладонь В гости к пальчику большому… | Проговаривают стихотворение Выполняют дыхательные и кинезиологические упражнения | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Сообщение темы урока. Постановка цели. Задачи:пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку. | Знакомство со звуком [Ц]. Послушайте внимательно чистоговорку и скажите какой звук мы будем сегодня изучать Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»: Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок, подарю тебе цветок! Про кого чистоговорка? Какой звук первый слышится в слове цапля! Как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится? А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук? Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает) Чему мы должны будем научиться? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. |
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука. | Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]: Характеристика звука [ц] по схеме. Давайте произнесём звук ц Что делают губы? (улыбаются) Что делают зубы? (заборчик) Что делает язык? (приподнимается) Какой дует ветерок? (тёплый) А есть ли в горлышке звоночек? (нет) Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Найти образное сравнение звука Как стрекочет кузнечик? Как подзывает хозяйка цыплят? Как стучат мамины каблучки? | ||
Артикуляционная гимнастика Лягушка (улыбочка). «Трубочка». Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Качели. | |||
Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях. Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса; овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза. | Фонетическое упражнение. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука... Дидактическое упражнение «Один - много» - упражнение в словообразовании (игра с мячом) Курица - курицы, мельница - ..., больница - ..., рукавица - ..., пуговица - ..., луковица - ..., граница - ... Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове). Дерево - деревце, блюдо - ..., болото - ..., зеркало - ..., дело - ..., мыло - ... Найди слова (презентация) Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. Игры с картинками: Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три,цыпленка…) Что изменилось? Чего не стало? Найти лишнюю картинку. Прослушать отрывок из сказки . Назвать все слова со звуком [Ц]: Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец. | ||
Физминутка снять усталость и напряжение; | цыплятки | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи: зафиксировать новое содержание урока; | А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц. Любовалась цыплятами курица, Что не цыпленок – умница! Молодец, удалец! Очень славный птенец! Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка Проверим по образцу, | Выполняют работу. Осуществляют: самооценку; самопроверку; предварительную оценку. | Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; |
Закрепление нового Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Чтение слогов Чтение слов Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам) Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди. Чтение текста (если останется время) Логоритмическое упражнение | Выполняют задание на закрепление полученных знаний Составляют схемы Читают слоги, слова, работают с учебником | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить? Что было особенно трудно на занятии? Что было интересно на занятии? | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности |
«Звук и буква Ц».
Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы
Цель: комплексная коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;
развитие активного и пассивного словаря;
развитие грамматического строя и связной речи;
развитие мелкой моторики рук;
развитие слухового, зрительного внимания и памяти, мышления;
Оборудование: интерактивная доска, игры для интерактивной доски «Накрой стол» и «Веселые кочки», карточки-картинки для звукового анализа слов и квадраты-символы, бумажные цветы с вынимающимися лепестками.
Орг. момент.
Дети входят в группу и здороваются с гостями.
2. Слоговой анализ.
Логопед: Ребята, а помните сказку про Цаплю и Журавля, которые друг к другу в гости ходили? Картинка-заставка Цапли и Журавля на инт. доске.
И вот собралась Цапля в гости к Журавлю. А Журавль ждал Цаплю, готовился.
Скажите, а как мы встречаем гостей дома? Чем мы их угощаем? (ответы детей)
А что нам понадобиться для чаепития? (ответы детей)
Вот и Журавль накрывал стол.
Интерактивная игра «Накрой стол»
Скажите, как называется посуда, в которую мы насыплем сахар? (Сахарница)
Как называется посуда для конфет? (Конфетница)
Как называется подставка для салфеток? (Салфетница)
Как называется посуда, в которую положим сухари? (Сухарница)
Как называется посуда, в которую положим хлеб? (Хлебница)
Какую посуду мы поставим под чашки? (Блюдца)
Ребята, проговорите названия посуды, разделив слова на части с помощью хлопков. (Дети прохлопывают. Считают количество слогов в каждом слове.)
3. Выделение и характеристика звука.
А какой общий звук есть в каждом слове? (звук Ц)
Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый.
Сегодня мы с вами будем работать со звуком и буквой Ц.
Идет Цапля в гости. Ребята, пойдемте вместе с Цаплей.
4. Выделение звука Ц на слух из рядя звуков, ряда слов.
А на болоте летало много насекомых, которых Цапле хотелось поймать. А мы с вами будем ловить насекомых с помощью «ловушек» и поиграем в игру, будем «ловить» звук Ц.
Ребята, приготовьте свои «ловушки» и будем ловить звук «Ц». Дети выделяют звук Ц из ряда звуков, затем из ряда слов (стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец).
- Вот так много наловила насекомых Цапля для Журавля.
5. Определение место звука в слове.
Но лягушата были ловкие, прыгали с кочки на кочку. Ребята, мы поможем лягушатам и подскажем на какую кочку нужно прыгать. Мы отгадаем загадки и определим, где находится звук Ц в слове: в начале, середине или в конце. Будем выбирать нужную кочку.
Игра на интерактивной доске.
Загадки: На гору бегом,
А с горы кувырком.
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(цыпленок)
Два кольца, два конца,
А по середине гвоздик.
(ножницы)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и солёный.
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
6. Звуковой анализ слова
Замечательно справились. Перешла Цапля через болото и оказалась на поляне, где было много красивых цветов. И пока цапля наслаждается ароматами, мы присядем за столы и сделаем подарок-сюрприз для журавля, подпишем открытку с помощью звуковых схемы слов ЦВЕТЫ, ЦАПЛЯ.
Дети присаживаются за два стола, работают в группах. Выполняют схемы слов с анализом звуков на карточках-картинках.
7. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»
(с использованием мнемотехники)
Наши алые цветы распускают лепестки, Плавно разжать пальцы.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Помахать руками перед собой.
Наши алые цветки закрывают лепестки, Плавно сжать пальцы.
Тихо засыпают, головой качают. Плавно опустить их на стол.
8. Звуковой синтез.
Ребята, цветы на поляне были необычные. Лепестки цветов с буквами. Но подул ветерок, и лепестки разлетелись. Мы соберем лепестки и получим слово.
Дети собирают лепестки для цветка и из предложенных букв составляют слова: цирк, свет, улица.
Ребята, какие слова вы получили?
А какой общий звук есть в этих словах? А в слове свет вместо звука Ц мы какой звук слышим? (С)
Нам подходит это слово?
Какие звуки надо заменить, чтобы слово нам подошло? (звук С заменить на Ц и получить слово ЦВЕТ )
Ребята, давайте мы с вами подарим звук и букву С нашим гостям-ребятам.
- Вот так долго, не спеша, шла Цапля к Журавлю. А что было дальше в этой сказке, мы расскажем завтра…
Негосударственное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»
Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы
«Звук и буква Ц».
Выполнила: учитель-логопед Рябикова Н.Н.