Выбор в демократическом обществе. Демократичные выборы, их признаки и отличительные особенности Отличительные черты выборов в демократическом обществе сообщение
Профильный уровень
Cсылка на файл:
http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html
Урок обществознания в 11 классе на тему:
«Выборы в демократическом обществе».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации
Задачи урока:
Образовательные и развивающие:
1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.
2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;
3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;
5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Воспитательная:
Формировать активную гражданскую позицию
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»
На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.
Структура урока.
- Мотивационная беседа.
- Изучение нового материала.
- Работа в группах.
- Обобщение.
- Закрепление.
- Рефлексия.
Используемые педагогические технологии:
1. Проблемное обучение;
2. Интерактивные формы;
ТСО :
· Демонстрационный экран
· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)
· Компьютер
План изучения темы.
- Избирательный процесс .
III . Типы избирательных систем
Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа учителя.
Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.
Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.
Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.
Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.
В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.
Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.
II. Изучение нового материала.
I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .
Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.
Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).
В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.
Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.
Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.
II. Избирательный процесс
Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:
1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);
2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;
3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);
8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);
9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.
III . Избирательные системы.
Теоретический блок 1
Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная
Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).
Практическая работа
Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.
1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:
· группа А получила 8 голосов.
· группа В получила 2 голосов.
· группа Г получила 9 голосов.
Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.
2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:
· группа А получила 9 голосов.
· группа Б получила 7 голосов.
· группа Г получила 11 голосов.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?
Недостатки:
· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.
· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.
· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).
· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.
Преимущества:
· Простота определения результатов
· Реализуется демократический принцип большинства
· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.
Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.
Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.
Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?
Возможный вариант ответа может быть следующим.
Недостатки:
· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.
· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.
Преимущества:
· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии
· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.
Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.
Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.
III . Обобщение.
Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.
Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!
IV . Закрепление.
1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».
Задания:
Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.
Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.
2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его
Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.
Выдержки из документов.
1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.
3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.
Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.
Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.
4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?
Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.
Проект закона «Об обязательном участии в выборах»
Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.
В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.
За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.
Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.
Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью
Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.
После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.
V . Рефлексия.
Вопросы к классу:
Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?
Какие затруднения возникли при работе с документами?
Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?
Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?
Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
VI . Итог урока.
Урок завершается заполнением карточки
«Пять слов об уроке»
«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?
Литература:
- Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
- Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009
1. Функции выборов в современных демократических государствах
Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.
Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.
При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.
Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.
Основные функции выборов
1)Обеспечение легитимности органов власти;
)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);
)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;
)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;
)Активизация политической социализации личности и политического участия.
Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:
)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);
)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;
)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);
)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).
Из других ограничений избирательного права сохранились:
)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;
)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;
)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.
Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.
В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.
. Избирательная система
Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:
)Мажоритарная;
)Пропорциональная.
При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:
1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:
а) Простота и ясность;
б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;
в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.
Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и
а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);
б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.
Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.
2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)
Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.
Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:
1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;
)Слабая связь между депутатами и избирателями;
)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;
)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.
Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.
Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.
А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.
В России приблизительно так же, как в Германии.
. Порядок проведения выборов и референдумов
В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:
)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;
)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.
Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .
Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).
Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.
Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.
При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.
Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.
Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.
В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.
Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.
Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.
Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .
Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):
)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум
)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.
Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.
Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).
Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.
Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.
Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.
Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.
Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:
)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;
)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;
)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.
Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.
Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Малоугреневская СОШ»
Исследовательская работа
Тема «Выборы в демократическом обществе»
Выполнила:
Хворова Екатерина
телефон: (8 906
Научный руководитель:
преподаватель истории и обществознания
МБОУ «Малоугреневская СОШ»
телефон (8 960
с. Малоугренево
I. Введение.......................................................................................................
2. Основная часть
2.1. Основные термины и понятия................................................…...............5
2.2.Принцип демократического избирательного права...........................
2.3.Компоненты избирательной системы в демократическом обществе... 10
2.4.Функции выборов в условии демократии................................................ 12
2.5. Проблемы выборов в России.................................................................... 13
3. Заключение …..............................................................................................
4. Список использованной литературы………………………………………...18
5. Приложение№1.................................................................................................19
6. Приложение ………………………………………………………………20
7. Приложение ………………………………………………………………21-22
« О народ, если бы знал,
что можешь!»
Ф. Гойя
1.Введение.
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права .
Тема работы «Выборы в демократическом обществе» мной была выбрана не случайно. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность темы заключается в том, что в последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах и они составляют новую проблемную область .
Цель работы – выяснить, какими действительно должны быть выборы в демократическом государстве и показать влияние выборов на формирование современного демократического общества.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
1. Познакомиться с теоретическими аспектами исследования с нормативно - правовой базой.
2. Определить значение основных понятий и терминов, необходимых для понимания заявленной темы.
3. Рассмотреть основные принципы демократического избирательного права.
4. Охарактеризовать компоненты избирательной системы в демократическом обществе.
5. Выяснить функции выборов в условиях демократии.
6. Раскрыть основные проблемы выборов в России и предложить пути их решения
7. Сделать соответствующие выводы, исходя из цели работы.
Еще на уроках обществознания в 9 классе я поняла, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше, но мы способны повлиять на действия власти, на принятие важных решений, используя право участвовать в управлении делами государства. Что представляет собой система выборов? Какие проблемы избирательной системы России существуют? Как в идеале должны проходить выборы в демократическом обществе? На эти и другие вопросы я попытаюсь узнать ответ и представить его в своей работе.
Основная часть
2.1. Основные термины и понятия.
В самом начале своей работы, хотелось бы обратиться к источникам и определить некоторые важные термины и определения, необходимые для раскрытия заявленной темы: демократия, представительная демократия, выборы, избирательное право, избирательная система
Демократия
Термин "демократия" происходит от древнегреческого слова
demokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течением
времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией
понимается форма государственного устройства, политический режим, при
котором народ служит источником государственной, политической власти.
Ведущими демократическими признаками являются:
народовластие, равноправие граждан (независимо от пола, языка, социального
происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и
неотчуждаемых правах.
Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех
политических прав в представительной и непосредственной демократии. (1)
Мне стало интересно, что же такое представительная демократия?
Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решении через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.
Выборы – это способ формирования государственных и общественных органов непосредственно населением путем выдвижения из своей среды представителей для осуществления государственных или общественных функций. В Российской Федерации с помощью выборов формируется президентская власть, органы законодательной власти федерации и ее субъектов, органы местного управления.
Юридическую форму выборов образует избирательное право . Оно представляет собой совокупность правовых норм , регулирующих условия участия граждан в голосовании, порядок организации и проведения выборов .(2) Основным источником избирательного права является Конституция РФ , обратимся к ней.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (3)
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (4)
Право гражданина избирать – активное избирательное право, а быть избранным – пассивное избирательное право.
Избирательная система является наиболее широким явлением, объединяющим в единое целое как выборы, так и избирательное право. Она представляет и конкретный способ избрания представителей в государственные органы. Избирательная система отражает тип устройства выборов в том или ином государстве, их главные особенности и черты. (5)
Исходя из юридической терминологии можно сделать вывод, что в ыборы, являются важнейшим компонентом современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.
2.2. Принцип демократического избирательного права
Мне очень хотелось познакомиться с избирательным правом в целом и его принципами, вот, что я узнала:
Избирательное право (см. Приложение) предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.(6)
Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.
Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на
выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год на день голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.(7)
По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования , если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования. (8)
Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:
ñграждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
ñграждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
ñосужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких
судимость за указанные преступления;
ñосужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
ñподвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях , если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
ñлица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
ñгражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;
ñгражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.(9)
2.3. Компоненты избирательной системы в демократическом обществе.
Я считаю, важно знать из каких компонентов состоит избирательная система. (см. Приложение )
Существует множество типов избирательных систем. (см. Приложение №3 ). За организацию выборов в России отвечают избирательные комиссии .
Их систему возглавляет Центральная Избирательная комиссия в составе 15 человек, назначаемых поровну Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. Все 83 региона РФ формируют свои избирательные комиссии. Нижние уровни избирательной системы представлены Территориальными (2,8 тыс.) и Участковыми (93-95 тыс.) комиссиями. Выборы в 225 избирательных округах организуют Окружные избирательные комиссии.
Центризбирком России отвечает за подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ, а также за развитие избирательного законодательства. Каждый член Комиссии отвечает за конкретное направление - учет избирателей, финансирование выборов, взаимодействие с партиями, СМИ, правоохранительными органами , координация деятельности ГАС «Выборы» и др. Все решения принимаются коллегиально . Работа ЦИК поддерживается высококвалифицированным аппаратом.
С 1991 года существует Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, члены которой, в том числе и Россия, помогают друг другу в развитии избирательного законодательства и правовой культуры. Россия берет на себя инициативу в создании кодифицированного общеевропейского документа, призванного контролировать качество национальных избирательных систем.
Без свободных СМИ нет и свободных выборов. Но свобода агитации «за» и «против» кандидатов должна удерживаться в рамках права и морали. Проблема «черного пиара» в России тревожит сегодня и политические партии, и избирателя, и законодателя. Важнейшие правила ведения предвыборной агитации зафиксированы в новой редакции Закона «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».(8)
Мне кажется, демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей. В дополнение к статьям закона, избирательный процесс должен быть защищён и неписаными этическими нормами.
2.4. Функции выборов в условиях демократии.
Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Постараемся рассмотреть некоторые из таких функций:
1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их запросы и ожидания.
2. Легитимация власти . Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.
На самом деле, как мы знаем, фунций выборов в демократическом обществе много, но я, в качестве примера, привела лишь наиболее важные из них.
2.5. Проблемы выборов в России.
Проблем выборов в России, к сожалению, достаточно много. Но наиболее актуальная из них, на мой взгляд, заключается в вопросе о том, почему люди не ходят на выборы?
Меня всерьёз заинтересовал этот вопрос. Проанализировав ответы людей из Интернета (10) , побеседовав с одноклассниками и бывшей Председателем Избирательной комиссии с. Малоугренева я составила небольшой перечень ответов:
Было высказано несколько версий: потому, что
1) не верят в чесность выборов
2) люди сегодня аполитичны
3) людей не научили ходить на выборы, как это было в СССР
4) молодежь не идет, потому что родители сами не идут
5) люди безответственны перед своими близкими, городом, государством.
6) результаты выборов часто фальсифицируются.
Но, я считаю, что сегодня, интересующихся политикой довольно много и в том числе среди молодежи.
А ведь не идут на выборы даже те, кто политикой интересуется ежедневно. Постараемся найти ответ почему?
Я думаю, потому что нет доверия к самому механизму выборов.
Самое важное в процедуре выборов - это то, чего не ставят на голосование, но что автоматически признается избирателями. Участвуя в выборах, они голосуют за все политическое господство - за аппарат власти, его задачи и его работу, за "национальные интересы", а также и за то, что стране необходимы политические лидеры, которые ею управляют. То есть за все то, что широкие массы ощущают на собственной шкуре как ограничение своей материальной свободы, как невзгоды трудовой жизни - другими словами, как все те неприятности, которые им устраивают в полном соответствии с буквой закона. Со всем этим на выборах соглашаются, как ни в чем не бывало.
Более того, избирателям предлагают сделать выбор, кого из кандидатов они считают наиболее достойным власти, которая сама по себе не ставится под вопрос и которой они в любом случае должны подчиняться. Так выборы делают из подвластных мнимых правителей, а значит, безусловных приверженцев осуществляемой над ними власти. К вышесказанному хочется процитировать строки Владимира Шиукашвилли:
Все знают волки есть и овцы, объяснять не надо,
И правды – разные у тех и у других, спокон веков:
Вожак к своим рукам всегда, ведь, прибирает стадо,
А им все кажется, что стадо выбирает вожаков .
Вопрос про то, как привлечь молодежь на выборы? Один из предложенных
вариантов - это мотивировать молодежь какими-либо мероприятиями или
небольшими презентами. А разве подарки должны способствовать тому, что
Так же многих граждан волнует проблема фальсификации результатов выборов.
Действительно, одной из серьезнейших проблем избирательной системы является фальсификация итогов выборов. Расчет показывает, что общий объем фальсификации (подброс бюллетеней, приписки в протоколах, незаконное давление на избирателей, особенно эффективное в сельских районах) составил не менее 9-11 миллионов бюллетеней по каждому из голосований.
Таким образом, результатом фальсификации стал каждый пятый официально признанный действительным бюллетень!(11)
Я предлагаю нексколько способов, как бороться с незаконной фальсификацией итогов выборов:
1. Установить на избирательных участках веб-камеры и вывести все съемки в Интернет, чтобы снять все фальсификации и увеличить доверие к
избирательной системе среди народа.
2. Люди должны приходить на выборы и использовать их бюллетени, чтобы они не оставались пригодными для заполнения и фальсификации в пользу какой-либо партии или кандидата.
3. Ужесточить наказание за фальсификацию итогов. Увеличение штрафов за нарушение избирательного права.
4. Увеличить количество профессионалов - наблюдателей на избирательных учатках.
Я уверена, что все в наших руках, и мы можем сделать так, чтобы выборы в нашем демократическом государстве проходили честно!
3. Заключение
Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм , но большинство этих проблем разрешатся, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества.
На мой взгляд, пракические пути реализации пректа могут заключаться в использовании работы на уроках обществознания, внеклассных мероприятиях и классных часах по данной теме, а также при проведении занятий в клубах «Молодого избирателя» для повышения правовой грамотности и правовой культуры будущих избирателей.
В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ним связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверинетета народа.
В заключение своей работы хочется сформулировать выводы , по поводу того, какими же все-таки, на мой взгляд, должны быть выборы в демократическом обществе? Я считаю, что они должны соответствовать букве и духу закона, соответствовать принципам справедливости, периодичности, обязательности, подлинности и свободы на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.
Я знаю, что совсем скоро жителям Бийского района предстоит сделать
выбор Главы района. Это произойдет 14 сентября 2014 года. И хотя я сама ещё не смогу принять участия в выборах, но я точно знаю, что от выбора каждого избирателя будет зависить будущее всех сёл района, всех нас. И каждому из нас важно из множества кандидатов выбрать достойного, который сможет повести по правильному курсу. Верю и надеюсь, что это будет именно так! Только НАМ выбирать будущее!
4. Список литературы
1. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.34
2. Там же с.35
3. Конституция Российской Федерации. М.2008 с.32
4. Там же с. 34
5. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.35
6. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
7. Баглай право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. с.142
8. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
9. . Политика и право. Москва, Просвещение, 2000 г. с.96
10. Интернет –ресурс: sakhapress. ru›archives/58326
11. «Выборы»Вестник Московскго университета.2010 №5 с.9
12. Обществознание. Полный справочник/ под ред. Баранова. М.:Астрель 2013
Приложение Основные принципы демократического избирательного права
Демократическое избирательное право предпологает обязательное соблюдение ряда принципов.
Принципы | Их сущность |
Принцип равенства | Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов |
Принцип всеобщности | Любой дееспособный гражданин имеет право быть избирающим, так и избираемым. Органичения, накладываемые на действия данного принципа, называют цензами . В российском избирательном праве действуют два основных ценза - возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых - лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданинами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время почти нигде в мире не применяются |
Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него |
|
Принцип непосредствен- |
Данный принцип не реализуется при выборах президента в США, а так же не соблюдается в дореволюционной России |
Принцип состязательности | Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель имеет возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствие к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г. |
Принцип гласности | Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. |
Принцип свободы выборов | Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление (назначение даты выборов, регистраия и учет избирателей) 2. Выдвижение и регистрация кандидатов 3. Предвыборная агитация и финансирование выборов |
Приложение
Типы избирательных систем
Типы избирательных систем | Его сущность | Достоинства | Недостатки |
Мажоритарная система | Система определения резльтатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов | Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа. Обеспечивает партии победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство | Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах Частная нерезультати- вность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативно-му голосованию. Практически исключается возможность победы на выборах маленькой партии |
Относительного большинства | Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть меньше 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др. |
||
Абсолютного большинства | Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Фрации |
||
Пропорциональная система | Система представительства партии в движении, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Применяется при выборах депутатов российской Государственной думы, а так же при выборах в Израиле, Италии и др. | Является гарантом представитель-ства в парламенте мелких и средних партий | Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. |
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система | Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой. Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в РФ проходят в соответсявии с законодательством по мажаритарной системе (выборы Президента РФ) | Формируется действительно-предствавитель-ный парламент | В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кондидатов Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей |
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии.
Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
Еще по теме § 24. Выборы в демократическом обществе:
- Демократическая революция в ГДР: от протеста к свободным выборам
- ОГРАНИЧЕНИЯ И ШАНСЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ВОСТОЧНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ В. Меркель
- 21.5. Выбор между договорным урегулированием и судебным разбирательством; выбор правил гражданской процедуры и эволюция общего права
1.Формы политического участия.
2.Значение выборов в. демократическом обществе.
Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти
Основные формы
Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями
Ст. 33 КРФ
Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений
Ст. 30 КРФ
Участие граждан в выборах
Ст. 32 КРФ
Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации)
Ст. 31 КРФ
Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.
Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.
– массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.
Шествие
Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.
Выборы:
Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;
Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;
Это эффективный способ политического просвещения народа;
Это «барометр» общественного мнения
а)Кого мы выбираем?
П Р Е З И Д Е Н Т
О Р Г А Н Ы В Л А С Т И
Федеральные
(Гос. Думу)
Местные
Субъектов федерации
Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса
Конституция Российской Федерации
Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ»
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»
Избирательное право
- Избирательное право
Избирательные права Нормы правовых актов,
граждан регулирующих выборы
Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право
Активное право
право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления
Пассивное право
Право быть избранным
Всеобщего
Равного
Прямого
+ обязательность и периодичность проведения выборов
Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Равное избирательное право.
Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос .
Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.
Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.
Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.
+ Добровольность и периодичность выборов.
Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами:
- Оседлости , т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
- Возрастной , избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет
В Российской Федерации:
- избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста;
- с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы;
- с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;
- С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;
- с 35 – Президентом страны.
Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах.
Права избирателя:
1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания;
2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку;
3) право участвовать в формировании избирательных комиссий;
4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей;
5) право выдвижения кандидатов;
6) право вести агитацию за участие в выборах;
7) право принимать участие в формировании избирательных фондов;
8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;
9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.
Основные стадии избирательного процесса
1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей)
(выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)
2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.
Право выдвижения кандидатов имеют:
Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели
Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.
3. Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)
В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.
- Какие избирательные системы существуют?
- В чем их преимущества и недостатки?
Мажоритарная система
Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника).
Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов.
Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.
Пропорциональная система.
Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий.
Недостатки: может применяться только в многомандатных округах
Пропорционально- мажоритарная система .
Одна часть депутатов избирается
по мажоритарной системе, другая
часть депутатов избирается на
основе пропорциональной
системы, по партийным спискам.