Власть не отделима от. История менеджмента
Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.
Лорд А.Эктон
Любая шайка может при благоприятной обстановке захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора.
М. Алданов
Самой губительной ошибкой, когда-либо сделанной в мире, было отделение политической науки от нравственной.
П. Б. Шелли
Аморальность власти - главная проблема России.
Борис Немцов
По улицам стоят билборды,
Шумит, волнуется столица -
Ведь с них глядят все те же морды,
А хочеться чтоб были лица.
Невидим в яме дирижер,
Но лишь взмахнет своей рукою -
Глядишь - стоит у власти вор,
И пешка стала проходною.
Кто написал сценарий пьесы,
Где наш народ играет «скот»?
А правят нами то балбесы,
То откровенный идиот (И. Чернов)
«Да здравствует власть!» - так называется книга Ж.Зиглера и называется потому, что власть традиционна, вездесуща, необходима, обязательна; потому, что стремление к ней - неотъемлемое человеческое качество; потому, что она необходима везде, где существует несправедливость, а несправедливость тотальна; потому, что она - инструмент принятия решений, средство борьбы за грядущее, результат стремления человека к собственной безопасности. Сопротивляться институту власти - значит восставать против жизни, говорил Дж. Сантаяна.
Надо раз и навсегда перестать описывать проявления власти в отрицательных терминах: она, мол, «исключает», «подавляет», «цензурует», «извлекает», «маскирует», «скрывает, «лжет» или: «политика - неизменно грязное дело». На самом деле, власть - производит. Она творит реальность; она производит области объектов и ритуалы истины. Власть - категория, далеко выходящая за пределы государства: власть - в организации, в семье, во взаимоотношениях полов и людей. Власть возникает всякий раз, когда один пытается подчинить другого. Власть - человеческое качество, мера физического и духовного насилия, атавизм стада и… мера человеческой культуры.
Власть выходит из недр социума, пронизывает все социальное тело и прорастает над ним. Все социальные связи носят властный характер. Власть не может быть локализована - она заполняет мир, она есть «место всех мест». Вездесущность власти означает «встроенность» господства-подчинения в структуру мира. Согласно «новым философам» (Г. Жамбе, Ги Лардро, А. Глюксман), история человечества может быть представлена в виде двух историй - господства одних и подчинения других.
Многие интеллектуалы рассматривают историю власти как смену одних видов саранчи другими, но это опасное заблуждение. Во-первых, не любая власть - саранча. Во-вторых, общество без власти и есть саранча.
Власть - это сила на службе идее, но и идея на службе силы.
Власть - сила, но и контроль над силой.
Власть - экспансия, но и принятие на себя ответственности.
Свобода неотделима от принуждения, власть неотделима от понуждения. Но альтернативы, кроме анархии, нет, а анархия хуже любой власти. Раз существуют человеческие страсти, должен быть и инструмент их обуздания, а лучший инструмент - это власть и право, власть права. Свидетельствует М. Фуко: «Власть вездесуща. Не в том смысле, что она всё охватывает, а в том, что она отовсюду проистекает».
Власть заложена в природе жизни: во врожденной потребности повелевать и повиноваться, что, впрочем, не означает разделения этих функций. Принято считать, что покорность одних украшает других, но это неверно: чтобы властвовать, надо подчиняться. Вся система господства, именуемая иерархией власти, построена по принципу подчинения-властвования. Встроиться в иерархию способен лишь тот, кто ради господства готов к подчинению и даже унижению.
Человек немыслим без воли, сообщество - без власти. Везде, где есть контроль или надзор, есть власть. Власть как способ принуждения, как угроза, как стимул, как средство убеждения, как набор обязательств, как условие порядка и… свободы.
Власть ipso facto, самим условием своего существования, должна быть сильной, ибо бессильная власть - это не просто хаос, но предпосылка к бунту и войне, куда более гибельным, чем власть. «Вооруженные пророки побеждают, безоружные погибают».
Власть многолика, изменчива, разнообразна. Власть неотделима от культуры народа и отправляется не только через лобное место, но и через демократические традиции, либеральные билли о правах, демократические ценности и всеобщее согласие.
Важна не власть, а КАКАЯ власть. Либеральная власть - это идеи и ценности, их эффективность. Этическая ценность власти - в ее культуротворческой способности.
Природа власти и способы борьбы за нее эволюционизируют. Грубость и варварские формы насилия в эпоху Светония, затем - макиавеллизм, затем - Просвещение. Чем культурнее общество, тем чаще физическое насилие уступает иным формам борьбы: избирательные кампании, парламентские дебаты, дискуссии в комиссиях, компромиссы, консенсус, «битва журналов», меритократия, или иерархия достойных, ненасильственное сопротивление…
Самый грозный из мифов - культ власти. Самый опасный - культ безвластия. Бороться надо не с властью, а с «похотью господства», с тиранией, деспотизмом, монопартизмом, тоталитаризмом, племенным варварством тираний и вождей.
Власть - способ обуздания человеческих страстей, а не средство для их разгула. Не хаос против хаоса и не от одного хаоса к другому, а от варварства к культуре, к политической культуре…
Власть не есть добро или зло, она только потенция. Она определяется качеством элит и степенью омассовления. Власть может усилить темный фон бытия, а может гуманизировать общество - дело в количестве запасенного духа и в качестве самого общества.
Мир меняет не характер власти, но ее гуманизация, культивация ее основ. Демократия - не очень удачное слово, дело не в народности, общественности, советах, а в подконтрольности, подзаконности власти, в социальной механике, в прочности и надежности института разделения властей и в степени их рассредоточения.
Воля к власти только многозначительный символ. Она может быть волей к насилию, а может - орудием познания, волей к интерпретации, знаком рангового порядка общественных отношений.
С сократических времен понятие «власть» было неразрывно связано с понятием «мудрость». И во все времена вызывало удивление, почему эта связь, столь прочная в теории, легко рвется в жизни. Ответ Бертрана Рассела: «Проблема, состоящая в том, чтобы найти определенное количество избранных «мудрых» людей и предоставить им управление, является, таким образом, неразрешимой проблемой». Человеческие качества не сводятся к воле к власти и насилию. Свидетельство тому - созданная человеком культура. Но сам выбор - культуры или варварства, свободы или тирании - определяется зрелостью народных масс, долей одномерного человека-массы в каждом из нас.
Хотя совсем недавно словосочетание «моральная политика» могло восприниматься как абсурдное, самопротиворечивое, мораль все больше вторгается в политику, навязывая ей нравственные методы решения конфликтов и согласования интересов: Сахаров, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Далай Лама, Мубарак Авад, идеи ненасильственной борьбы, объединенной Европы, союзничества, международной взаимопомощи и т. д.
Я вижу проблему совсем в ином: в степени зрелости общества, в мощи культурных традиций и в степени личной свободы каждого. «Отцы народов» - это только отражения качества самих народов. Одна из причин тоталитаризма заключается в том, что обществу рабов пытались привить идеи господ - «господ земли». Именно поэтому в одной части Европы столетиями шло восхождение от «Хартии вольностей» и средневекового парламента к меритократии, а в другой рабы объявляли себя передовой силой. Одни выращивали свой сад, другие рубили садовников…
Деспотизм впитал в себя худшие пороки человеческой природы. У Фридриха Ницше я обнаружил очень мудрую мысль: «Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен - правило». Свидетельствует Н. А. Бердяев: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, то есть возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».
Без знания свойств подсознания, бессознательного и возможностей внушения не понять власти. Внушаемость - важнейшее человеческое качество, можно даже сказать, что человек - это внушаемое животное, а власть - способность к внушению. Но все это относится, главным образом, к низшим, биологическим пластам власти, где власть адекватна умению манипулировать толпой, зажигать разрушительные страсти и вести ее за собой на погром. Внушаемость масс - это их подчиненность языку.
Неразвитое общество так и не создало механизмов по ограничению произвола властей. Это позволяет власти с вызовом демонстрировать различные непорядочные способы по недопущению общественного контроля за своей деятельностью. Против тех, кто пытается протестными акциями привлечь внимание граждан к безнравственности власти, лавиной фабрикуются уголовные дела, а в подконтрольных власти СМИ потоком льется ложь по дискредитации протестных активистов.
Главная причина торжества аморальности власти - политическая отсталость общества, отсутствие у запуганного населения брезгливости к аморальным политикам, неспособность масс распознать обманщиков и лицемеров. Хуже того, развелось огромное количество корыстных адвокатов дьявола, оправдывающих любые подлости. Адвокаты власти прекрасно понимают, что Пол Пот, Гитлер и Сталин и прочие ничтожества тоже руководствовались «государственными интересами», что преступные действия прошлой власти преподносились массам как «благодеяния». Забыв уроки недавней истории и их трагические последствия, нынешние адвокаты дьявола оправдывают власть, не пытаясь даже понять, что же эти «интересы», «цели» и «ценности» из себя представляют. А многотысячные жертвы для них - ничто. Они им не интересны. У них есть собственные интересы, которые они назвали государственными. Ради интересов власти люди, забывшие «фикцию, называемая совестью», готовы оправдать убийства и войны. Это вдалбливают населению через телевизионную пропаганду.
Для победы нравственности власть и государство должны начать с себя, показать всем пример нравственности первыми! Но как, если сегодня именно государство и сама власть являет собой тысячи примеров ужасающей безнравственности, воруя, расхищая, распространяя беззастенчивую ложь? Примеры подлости и безнравственности государства и власти может привести каждый из нас, их бесконечное множество, и они множатся буквально каждый день!
Что такое аморальная власть?
Аморальная власть - это огромное увеличительное зеркало, отражающее состояние социума, средоточие всех самых негативных свойств народа. К тому же издавна известно, что народы сами растят своих тиранов.
У нас сделалось обычаем ругать правительство. Но, стоит правительству позвать нас, мы застегнемся в мундир и явимся; ругаем правительство, и у того же правительства просим места (Л. Н. Толстой). К числу недоразумений или неверных представлений о французской революции относится и то, что полагают, будто народом руководит кучка злодеев. А может быть, эти злодеи использовали настроение нации? (Г. К. Лихтенберг).
Сегодня я вполне могу повторить слова, сказанные некогда Альбером Камю: «Всякий раз, когда я слушаю политическую речь или читаю заявления тех, кто нами управляет, я ужасаюсь - и уже не первый год - оттого, что не улавливаю в словах ни малейшего человеческого оттенка. Вечно все те же слова, несущие все ту же ложь».
Аморальная власть - это жуткий грабеж страны, коррупция, нищета народа, бесправие, бесконечная осознанная ложь, безнаказанность, несменяемость. Невыносимая аморальная власть - это грандиозный отрыв между жизнью власти и жизнью народа, огромный разрыв между жизнью и реальностью. Аморальная власть собирает с нищих гроши, чтобы отдавать богатым миллионы. Аморальная власть - когда люди живут в свинарниках, а она сама во дворцах.
Аморальная власть - это политика с позиции силы, политическая экспансия, политика, осуществляемая по принципу «разделяй и властвуй».
Аморальная власть эксплуатирует не культуру, а животную природу человека -ненависть к врагу или зависть к преуспевающим соседям. Образ врага - внутреннего или внешнего - является непременным средством в арсенале всякого диктатора или тирана.
У аморальной власти цель одна - захватить власть и быть у власти как можно дольше. Ради этого она готова на всё, ибо понимает, чем может окончиться для нее утрата власти…
Аморальная власть почти всегда вершится чужими руками, питается выгодой и личным или групповым интересом, умением скрывать мысли («все договоры скреплены задней мыслью»), государственным шулерством и плутовством. Вероятность интоксикации в аморальной политике близка к 100%. Иными словами, это всегда политика тотального оболванивания и обмана народа (Ленин, Сталин, Гитлер, Мао, большинство лидеров арабских стран). В аморальной политике преуспевают волки, которые не упускают случая показаться перед народом в овечьей шкуре.
Мишель Монтень так характеризовал неправедную власть: «За привилегиями, должностями и прочей мирской мишурой они гонятся вовсе не ради служения обществу, а скорее ради того, чтобы извлечь из общественных дел выгоду для себя. Бесчестные средства, с помощью которых многие в наши дни возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова».
Формула политического аморализма или этика причинения зла может быть сформулирована в виде каламбура: «В конце концов ничто так не похоже на добродетель, как большое преступление».
И внес бы я в политику мораль,
да мне морали бесконечно жаль.
Нынешняя власть больше не стеснятся демонстрировать вакханалию своей аморальности: самодурство, безграничное воровство, нерасследуемые преступления, политические убийства, посадки оппонентов, людоедский закон в отношении детей-сирот, постоянный полицейский и судебный произвол. Глобальность и всепроникаемость сегодняшней политики превращают хитроумие Фуше или изощренность Ришелье в мелкий расчет мелких провинциальных мошенников.
Жить в такой среде, где аморальность становится нормой, могут далеко не все, оттого - голосование ногами, утечка мозгов.
Джон Мильтон:
Но разве есть предел
Падения для мстительной алчбы
И честолюбья? Жаждущий достичь
Вершины власти должен быть готов
На брюхе пресмыкаться и дойти
До крайней низости…
Здесь наша власть прочна,
И мне сдается, даже в бездне власть -
Достойная награда. Лучше быть
Владыкой Ада, чем слугою Неба!
Принципы политики проверяются по результатам. Конечно, и с плохой политикой можно продержаться какое-то время, но уцелеть с плохой политикой невозможно. Вырождение следует за всеми деспотическими режимами, основанными на насилии, поскольку насилие неизбежно притягивает нравственно неполноценных людей. Время доказало, что на смену известным тиранам приходят подлецы (А. Эйнштейн).
И последнее: политический аморализм автокаталитичен. Когда власть захвачена безнравственными людьми, исторический опыт показывает, что появляться новым лидерам неоткуда, кроме как только из окружения диктатора. А чтобы в нем изначально оказаться, они, по определению, должны быть законченными мерзавцами. Таковыми были «соратники Сталина», укокошившие «любимого вождя» во время его трапезы в ночь на 1 марта 1953 года. Да и граф Клаус фон Штауффенберг, который почитается сегодня в ФРГ как герой Сопротивления, был убежденным нацистом…
Альюрехт Хаусгофер:
Когда почуял деспот Ши Хуан-ди,
Что ополчиться на него готово
Духовное наследие былого,
Он приказал смести его с пути.
Все книги он велел собрать и сжечь,
А мудрецов - убить.
На страх народу
Двенадцать лет, властителю в угоду,
Вершили суд в стране огонь и меч.
Но деспоту настало время пасть.
А те, кто выжили, учиться стали,
И мыслили, и книги вновь писали.
И новая пришла на смену власть.
Китай расцвел. И никакая сила
Ни мудрецам, ни книгам не грозила.
ВО ЧТО ЗАБАВЫ ПУТИНА ОБХОДЯТСЯ РОССИИ
По официальным данным правительства РФ общие прямые переводы из России в Крым составляют 310,6 млрд руб. Согласно данным сайта госзакупок, на мост через Керченский пролив в 2015-2017 годах потрачены 172,1 млрд руб., не считая расходов по множеству менее крупных контрактов, сопровождающих этот проект. Вместе с уже подсчитанными бюджетными расходами (310,6 млрд) общая сумма денег, которые Россия направила на развитие Крыма, составляет 482,7 млрд руб.
https://oleg-leusenko.livejournal.com/1269125.html
Это явно заниженное значение расходов, потому что президент Американского совета по внешней политике Илан Берман и научный сотрудник этого совета Аманда Азинерав своей статье для издания Forbes приводят цифру крымских расходов РФ около 650 млрд долларов.
Поддержала Россией вооруженных формирований в Донбассе составляет от 85 до 165 млрд рублей в год (максимальная оценка достигает грандиозной цифры 390 млрд рублей в год).
Скоротечная война с Грузией в 2008 г. навесила на российский бюджет содержание двух непризнанных никем кроме РФ республик – Абхазии и Южной Осетии, бюджеты которых формируются из российских дотаций – суммарно более 130 млрд. рублей ежегодно. Только маленькая Южная Осетия с момента признания ее независимости (2008г.) получила от России около 65 млрд.рублей.
Аналогичная финансовая помощь выделяется и Приднестровью. Более того, «гуманитарный» газ для Тирасполя за годы независимости Приднестровья обошелся Москве примерно в 390 млрд. рублей.
https://www.svoboda.org/a/29073239.html
В марте 2016 года, президент Владимир Путин сообщил, что первые шесть месяцев военной операции в Сирии обошлись бюджету России в 33 млрд рублей (в среднем 156 млн рублей в день). А по оценкам экспертов на войну в Сирию уходит около 100 млрд. рублей в год. На начало марта 2018 года бюджетные расходы на сирийскую кампанию составили от 172,3 млрд до 245,1 млрд рублей.
https://politua.org/2017/06/14/22390/
https://www.rbc.ru/story/5630d4d19a79471fa99932bf
Даже считая по минимуму, получаем годовую стоимость «русского мира» в 690 млрд. рублей. В пересчете на пенсии 45,687 миллионам российских пенсионеров (2017 г.) получаем добавку в 15000 рублей (!!!).
Но это сущая мелочевка по сравнению с расходами на вооружения и национальную оборону, где расходы определяются не миллиардами, а триллионами. Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов оружия будет потрачено свыше 660 миллиардов рублей за три года. Действующая госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы подразумевает обновление Вооруженных сил России по меньшей мере на 75 процентов за десять лет. Расходы на перевооружение в 2016 году обошлось российским налогоплательщикам в 1,5 трлн руб, при 479 и 564 млрд руб выделенных соответственно на здравоохранение и образование.
https://lenta.ru/news/2012/10/25/nuclear/
Россия заняла первое место в мире по государственным затратам на пропаганду. Россия стала тратить на пропаганду в 2 раза больше, чем США. Суммарная господдержка проправительственных СМИ в достигла рекордных 48,65 миллиардов рублей в 2012 году. Однако, рекорд долго не продержался и достиг 61 миллиард рублей, выделенных из госбюджета России на поддержку СМИ в 2016 году.
К этому можно было бы добавить помощь союзничкам типа Мадуро (по данным Министерства экономического развития РФ, накопленные российские инвестиции в Венесуэлу составляют более 4,1 миллиарда долларов), неведомые расходы на Ына, вагнеровцев, фабрики троллей и т.д.
А вот Алексей Леонидович Кудрин недавно озвучил, сколько денег Россия должна тратить на борьбу с бедностью. По словам Кудрина, за последние шесть лет число бедных в России увеличилось на 3 млн человек, достигнув 20 млн человек.
https://www.business-gazeta.ru/news/403772
Вообще менеджмент существует столько же, сколько существуют люди и их взаимоотношения, то есть фактически всегда. Но в разные эпохи он принимал разные формы. Тем не менее, как показали многочисленные исследования, менеджмент всегда базировался на трёх основных способах управления людьми:
Создание чётких отношений собственности;
Построение различных организационных структур;
Выработка системы «писанных и неписанных» ценностей.
Целостные системы менеджмента, имеющие теоретическую основу, стали создаваться только в эпоху становления развитого капитализма, то есть в конце XIX столетия. Это объясняется тем, что капитализм настолько усложнил производственные и социальные отношения между людьми, что интуитивных понятий стало недостаточно – потребовались серьёзные обобщения накопленных практических результатов и новые теоретические разработки. Эти процессы особенно активизировались на рубеже XIX-XX столетий – начали возникать, так называемые, «школы менеджмента».
Исторически первой возникла «школа научного менеджмента», основоположником которой считается американский инженер Ф. Тейлор. Также к этой школе принадлежат известные американские авторитеты в сфере менеджмента Г. Форд (основатель всемирно известного автомобилестроительного концерна «Ford motors») и Г. Эмерсон. Эта школа предполагает «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет проведён систематический учёт, измерение и т.д. их действий».
Несколько позже появилась «школа классического или административного управления». Её основоположником был также американец А. Файоль. Он впервые сформулировал принципы административного менеджмента:
Власть неотделима от ответственности;
Единство распоряжения;
Дисциплина для всех;
Единство руководства;
Подчинение индивидуальных интересов общим;
Вознаграждение труда;
Централизация и иерархия;
Порядок во всём;
Справедливость во всём;
Устойчивость персонала;
Корпоративный дух.
Применение этих принципов в практике управления организацией снимает целый комплекс вопросов, связанных со взаимоотношениями между людьми.
Следующей в США возникла «школа человеческих отношений», основоположником которой был Дж. Мэйо. Он показал важность неформальных связей, возникающих между людьми в организациях. Суть его концепции заключается в том, что установление «человеческих отношений» между людьми, то есть определённой и достаточно сложной системы формальных и неформальных связей приводит к значительному росту производительности труда и снижению различных потерь, в частности потерь рабочего времени.
Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стало появление «школы поведенческих наук», автором которой считается американский социолог с русскими корнями А. Маслоу. Он построил «пирамиду потребностей», которая позволяет достаточно хорошо прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.
Также из «школы человеческих отношений» возникла «эмпирическая школа управления», основой которой было концептуальное утверждение, что хорошим менеджером можно стать, только опираясь на собственный опыт.
После Второй мировой войны в управлении стали появляться математические методы:
Исследование операций;
Экономико-математические методы;
Линейное программирование (планирование).
В разработке методов линейного программирования больших успехов добился советский математик Л. В. Канторович. Ему была присвоена Нобелевская премия.
В конце 1940-х годов американский математик Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика», открывшую новую эру в управлении. В этой работе автор доказывал, что процессы управления в технических, физических, биологических и социальных системах одинаковы. Также он ввёл понятие отрицательной и положительной обратной связи, положившей начало другому важнейшему понятию – устойчивости функционирования системы. В СССР это направление было активно подхвачено, хотя по политическим соображениям вместо термина «кибернетика» использовалось «автоматическое управление». Благодаря достижениям отечественных исследователей того периода – А. И. Берга, А. Н. Колмогорова, В. М. Глушкова и других стала возможна реализация сложнейших систем управления полётами ракетно-космической техники.
В этот же период появились работы австрийца Людвига фон Берталанфи, в которых использовались приёмы, получившие название «системного подхода в управлении». Хотя, как выяснилось позже, многие идеи использованные фон Берталанфи были предложены ещё в 1920-х годах отечественным естествоиспытателем А. А. Богдановым.
В 1990-х годах в управлении стали активно использовать синергетический подход, основоположником которого считается бельгийский физик русского происхождения И. Пригожин. Синергетика позволяет учесть в управлении, так называемые, кооперативные эффекты, позволяющие добиться большего меньшими усилиями.
В России, говоря в исторической ретроспективе о развитии менеджмента в современном понимании, можно упомянуть эпоху царя Ивана IV Грозного (середина и вторая половина XVI столетия), когда впервые было введено чёткое государственное и местное управление. Следующей важной вехой была эпоха Петра I, когда в России было заложено государство европейского типа. После изгнания армии Наполеона в эпоху правления императора Александра 1 его тогдашним фаворитом М. М. Сперанским была проведена существенная модернизация российского государства – были введены министерства и департаменты, которые сохранились до сих пор несмотря ни на какие внешние и внутренние трансформации. После неудачной Крымской войны императором Александром II в 1856 году было отменено крепостное право и проведены государственная, военная и судебная реформы. В результате появилось во второй раз местное самоуправление – земство, а также стал активно развиваться капитализм. Уже в 1880-1890-х годах тогдашним министром финансов, а затем премьер-министром С. Ю. Витте были приняты беспрецедентные в истории России управленческие усилия по развитию национальной экономики и, в частности, железных дорог. После поражения в Русско-Японской войне 1904-1905 годов премьер-министром П. А. Столыпиным были приняты значительные меры по усилению развитию в России капитализма и, в частности, капитализма в деревне, что стоило ему жизни.
В советскую эпоху также были предприняты значительные меры по развитию управления:
Уже упоминавшийся А. А. Богданов в 1920-х годах заложил основы общей теории систем, являющейся основой современного менеджмента;
А. К. Гастев в 1920-1930-х годах предложил идею «узких мест» в управлении, которые требуют приоритетной расшивки; позже его идеи были возрождены в виде сетевых графиков;
П. М. Керженцев в этот же период предложил целый ряд основополагающих моментов: план, организация работ по выполнению плана, учёт и контроль выполнения, распределение прав и обязанностей и др., ставшие в настоящее время общепринятой практикой управления во всём мире;
Г. А. Кулагин разрабатывал в 1960-1970-х годах вопросы управления сложными производственными комплексами и крупными предприятиями
Власть неотделима от несправедливости. Хорошая власть - это здоровое и осторожное управление несправедливостью... Сосредоточить в своих руках величайшую власть - не для того, чтобы господствовать, но для того, чтобы давить.
А. Камю
Интеллектуальную и художественную атмосферу Франции 1930- 1950-х гг. трудно понять, если не учесть той роли, которую играли поистине пронизывающие ее литературу идеи экзистенциализма. Эта философская система не была чисто умозрительной и модной, но во многом питалась жизненными обстоятельствами эпохи, вырастала из них. Жесточайшие войны, преступления тоталитарных режимов против человечности и самой жизни, крах многих идеологических систем и нравственных понятий - все это сформировало представление о мире, в котором нет Бога, порядка, логики и смысла, но царствуют хаос и абсурд. В условиях, когда индивид беззащитен перед лицом жестоких, роковых сил, единственная ценность - это личное человеческое существование, экзистенция личности. На ее долю выпало одиночество и неотвратимость конца. В условиях тотальной разобщенности и некоммуникабельности людей, отсутствия прочных нравственно-этических ориентиров оказавшийся в экстремальных обстоятельствах человек мог полагаться только на себя, свою внутреннюю свободу и право выбора. Экзистенциалистские идеи, столь глубоко пропитавшие литературу Франции, заявили о себе, пусть не так широко, также в словесном искусстве Англии, Германии и США. Самый пессимизм экзистенциалистского мироощущения отражал существенные реалии французской истории: это и позор поражения 1940 г., и тяжесть оккупации, и моральная трусость коллаборационистов и предателей, сотрудничавших с нацистами. В наиболее глубоком и оригинальном виде экзистенциальные идеи преломились в творчестве двух в чем-то разных по манере и стилистике художников слова, Нобелевских лауреатов, без которых нельзя представить литературу минувшего столетия. Это Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.
Камю и национальная традиция. Как отмечалось, традиция философии и моралистики, у истоков которой Монтень , во многом определяла национальную самобытность французской литературы.
Идеи Декарта и Гассенди животворили драматургию и прозу классицизма. Паскаль , Лабрюйер и Ларошфуко являли высокие образцы моралистики. Великие писатели Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, Дидро и Руссо, соединяли в себе художников и философов, «идеологов». Философская мысль обрела художественное воплощение у Франса. В XX в. развитие экзистенциалистских идей стимулировалось знакомством с творчеством Достоевского, исключительно популярного во Франции XX в., одним из первых пропагандистов которого был Андре Жид. В романе «Имморалист» его герой решается на аморальные поступки в духе Раскольникова, ибо подобным образом происходит его самоутверждение. Уподобиться Раскольникову с помощью «немотивированного преступления» пытается и Лафкадио, персонаж другого романа А. Жида «Подземелье Ватикана».
«“Все дозволено” Ивана Карамазова - единственное выражение свободы», - полагал Камю. А. де Сент-Экзюпери воспевал подвиг, не уставая размышлять над жизнью в духе идей, близких к экзистенциализму. Что до Камю, то он высказался на этот счет с необходимой прямотой, когда писал, что «без Достоевского французская литература не была бы той, каковой она является в действительности». Без автора «Карамазовых» не было бы и автора «Постороннего».
Почему же писатели оказались столь восприимчивы к этой философской системе? А среди них и Ж. Ануй, А. Мальро и Симона де Бовуар, и многие другие. Повлиял он и на писателей Германии, Англии и США. Именно эта философия, обращенная не к абстрактным метафизическим категориям, а к человеку, к коренным проблемам его существования, позволяла выражать смысл не с помощью тяжеловесного наукообразного «академического» мудрствования, а языком художественных образов. И делать это на основе реальных эстетически представленных жизненных ситуаций и образов. «Хотите мудрствовать - пишите романы», - советовал своим коллегам А. Камю. Вот почему в художественной ткани оказались взаимопроникающими философская идея и писательское слово. «...Экзистенциализм, - пишет Л. Г. Андреев, - не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где “все дозволено” и выбор соответствует его поведению». Оба - и Камю, и Сартр - дополняли художественное творчество написанием специальных трудов научно-философского характера. Эти два творческих аспекта были у них органично взаимозависимы.
Камю: «Миф о Сизифе». Альбер Камю (1913-1960) родился в маленьком городке Мондови в Алжире, его отец был сельскохозяйственным рабочим (он погиб в начале мировой войны в битве на Марне), а мать - неграмотной служанкой, испанкой по происхождению. Семья нуждалась. Позднее Камю писал: «Я обучился свободе не по Марксу. Меня научила ей нищета». С немалым трудом Камю удалось окончить лицей, стать бакалавром, поступив в Алжирский университет, где он продолжил учебу, но закончить который ему не удалось по болезни. Работал он журналистом, увлекался философией, прежде всего русскими мыслителями, Л. Толстым и своим соотечественником великим А. Бергсоном. Непременными своими учителями он все же считал большую троицу: Ницше, Кафку и Достоевского. Разделяя представление о тотальном абсурде и «смерти Бога», не называл себя экзистенциалистом, а склонялся к понятию моралист. Ключевым же для него оставалась концепция бунта , т.е. сопротивление горестной судьбе и неизбежности смерти. Как и многие французские интеллигенты, Камю пережил кратковременное увлечение левыми идеями, состоял в компартии (1935-1937), из которой вскоре вышел. Литературную деятельность начал в качестве корреспондента ряда газет.
В годы Сопротивления работал в подпольной газете «Комба », а написанные им передовицы с их антифашистским звучанием прочитывались с пониманием и живым интересом. К этому времени он уже был автором пьесы «Калигула», герой которой римский император, олицетворявший разгул и жестокость, иллюстрировал пагубность и аморальность философии вседозволенности. Когда в 1945 г. она была поставлена в Париже, заглавную роль в ней исполнил несравненный Жерар Филип.
В 1942 г., пожалуй, в самую тяжелую пору оккупаций, когда нацисты захватили южную зону, Камю публикует свой философский трактат «Миф о Сизифе». Это был блистательный образец того, как античный сюжет служит выражению глубинной жизненной правды и одновременно остается источником надежды. Герой мифа Сизиф был осужден богами втаскивать на вершину горы обломок утеса, который затем скатывался вниз из-за собственной тяжести. Но Сизиф неутомимо возобновляет свои безнадежные усилия. Разве это не метафора человеческой жизни? Если человек всю жизнь к чему-то стремится, чего-то добивается, думает о завтрашнем дне, то в финале его ждет лишь неотвратимая смерть. Тогда к чему все наши усилия? Проблема смерти - сердцевина экзистенциализма. Трагизм человеческого удела в мире одиночества и бездуховности - таков главный тезис этой философии.
Почему же трактат Камю о Сизифе, раздавленном каменной глыбой, был понят и с надеждой воспринят соотечественниками Камю в самую безысходную пору нацистской оккупации Франции? Андре Моруа , блестящий мастер биографического жанра, в очерке о Камю так отвечает на этот вопрос: «И тут раздался молодой голос, сказавший: “Да, это так: да, мир абсурден; да, от богов ничего не приходится ждать. И, однако, нужно, глядя в лицо судьбе, осознать ее, презреть и в той или иной мере, в какой это в наших силах, изменить ее”. К голосу молодого писателя прислушались, потому что он словно “проник в самое сердце современного мира”, чтобы сделать его приемлемым для отчаявшейся молодежи, вопреки, казалось бы, безнадежной ситуации».
«Посторонний»: жизнь и смерть Мерсо. «Миф о Сизифе» перекликается с хрестоматийным художественным созданием Камю - «Посторонний» , одним из двух его самых прославленных романов. Он долго обдумывался и был завершен в 1942 г. Он выдержал бесчисленное количество изданий на разных языках, «оброс» комментариями и интерпретациями, касающимися и общего смысла, и загадочной фигуры главного героя. Это многоплановое произведение, близкое по жанру к философской притче. Но сила Камю, его притягательность как раз в том, что образы и сюжет романа, выполняя определенную философско-идеологическую функцию, обладают художественной наглядностью, впечатляющей силой и эстетической завершенностью. В Камю в счастливой гармоничности соединяются моралист и мастер слова. В романе «не реальность и не фантастика». В нем миф, «укорененный в конкретной живой жизни, в жаркой плоти дня». Внутренний мотив романа - глубочайшее отчуждение личности. Про тагонист - молодой француз Мерсо, обычный мелкий конторский служащий, обитатель пригорода города Орана в Алжире, той части Африки, где прошла юность Камю, навсегда ему памятная. Но будучи реальным персонажем, он одновременно олицетворяет мифологию абсурда.
В романе выделяются две части. В первой события как бы пропущены сквозь «субъективную призму» героя. Во второй те же самые эпизоды и события представлены с точки зрения участников и очевидцев судебного процесса над Мерсо. Во всем произведении словно разлита атмосфера африканской жары, палящего солнца, отупляющей духоты. Это подчеркивает некое заторможенное состояние, которым парализован герой. Он - посторонний, безучастный, равнодушный. И в то же время питающий презрение к фальши окружающего мира. Его бытие монотонно, бездуховно. Изо дня в день ходит на работу, выполняет служебные функции с вызывающим безразличием, его встречи с любовницей лишены эмоций и сводятся к сексу. Равнодушие выказывает он и на похоронах матери; этот факт будет позднее обыгран на суде как свидетельство его преступной бесчувственности. Ничем не мотивированной вспышкой неконтролируемого раздражения становится и убийство им араба.
Во второй части центр художественного внимания - судебная процедура. Она воспроизведена с очевидной иронической и даже сатирической ретушью. Прокурор в речи, исполненной «обвинительного уклона», рассуждает о чудовищном злодеянии Мерсо. Адвокат же, напротив, в словесной эквилибристике живо рисует подзащитного как истинного труженика и верного сына. Под пером Камю механизм правосудия в действии обретает фарсовые черты.
Все это время Мерсо пребывает в состоянии некой прострации и отрешенности. Слабо воспринимает то, что говорится по его поводу, и всего более желает поскорее избавиться от духоты судебного зала и возвратиться в свою одиночную прохладную камеру. С таким безразличием встречает он и вынесенный ему смертный приговор, поскольку ощущает фальшь и несправедливость закона.
Мерсо у Камю - человек, который, не претендуя на героизм, согласен умереть за правду. Ожидая казни, он открывает для себя «вечность» и блеск звезд, и «нежное безразличие мира»... Он не раскаивается перед смертью, отклоняет любые догматы, будучи привержен к истине реальной жизни. Разъясняя свой замысел, Камю пишет: «Ненамного ошибутся те, кто прочтет в “Постороннем” историю человека, который безо всякой героической позы соглашается умереть во имя истины».
Абсурдному миру в романе противопоставлена природная стихия: солнце, прохлада моря как антитеза нависшей неодолимой духоте. Сияющее солнце - один из главных образов «Постороннего». В письме к Камю Борис Пастернак писал о впечатляющей силе романа: «Я все видел, все испытывал и почувствовал: жару, пустыню, необитаемую в воскресный день, близость моря, страшное соседство одухотворенной природы и бессердечного человека».
Как же можно определить жанр «Постороннего»? В нем есть черты романа воспитания , но особого рода. Столкнувшись с абсурдностью мира, герой не принимает его законы, не приспосабливается к нему. Он от него отторгается. Погружается в себя, в свое «я». И оно остается для него единственной самоценностью.
«Чума»: подвиг доктора Риэ. «Чума» (1947) - второй «вершинный» роман Камю. Дальнейшее развитие и одновременно обогащение мотивов, запрограммированных в «Постороннем». Более того, очередной этап в художественном преломлении экзистенциалистской философии в творчестве писателя. Камю - и это была существенная черта его творческой индивидуальности, - не был неизменен в своем миропонимании. Пребывал в движении, извлекал уроки жизни и не чурался признания своих ошибок. В романе, написанном уже после войны и крушения фашизма, нет безнадежного пессимизма. В нем виден «свет в конце туннеля». По свидетельству самого Камю, луч надежды, вспыхнувший в финале романа, - плод освоения писателем опыта победы над фашистской «чумой» и героики французского Сопротивления. Но эти новые философские подходы получили у Камю специфическое преломление на языке аллегории и притчи. Сама же структура романа - сложна и многопланова.
Как и в «Постороннем», место действия - Северная Африка и конкретно город Оран. Его поразила эпидемия чумы. В ней - квинтэссенция, метафора смертоносной природы фашизма. Эпидемия не просто косит людей. Главное, она парализует их волю. Фазы ее распространения, реакция на нее разных лиц и слоев общества - все это символично и значимо. В памяти всплывают события недавнего прошлого, а в них - важнейшие уроки.
При первых признаках эпидемии запираются ворота. Запрещен выезд из города. Будучи блокирован, он - символ оккупации. Чума же - метафора «атмосферы удушья, опасности и изгнания».
Хроникальная манера повествования, предложенная Камю, позволяла писателю рассмотреть проблему в историческом контексте. Смысл аллегории очевиден. Распространение чумы - это этапы усиления фашизма в обстановке трусости и попустительства властей (намек на буржуазные правительства Европы, благословившие «мюнхенское» предательство). Появление чумных крыс на улицах Орана, начальные симптомы болезни вызывают у городской «головки» желание сделать вид, что опасности нет. Затем наступает переполох среди оранцев, желающих смягчить приступ страха посредством ускоренного захоронения умерших, интенсификации работы крематория, расширения услуг черного рынка.
В «Чуме» Камю ориентирован на художественную методологию вольтеровских философских повестей . Романные персонажи в своей реакции на эпидемию демонстрируют определенную идейно-философскую позицию. Отец Панелу наставляет горожан в том смысле, что чума нам послана свыше в качестве «бича», дабы поразить грешников. Тарру - непротивленец, хочет быть в стороне, ни во что не вмешиваться, поскольку в природе заведено быть бичам и быть жертвам. Поэтому сострадание к последним - бесполезно. Принципиально значим парижский журналист Раймон
Рамбер , случайно оказавшийся в зачумленном городе. На первых порах он предпринимает огромные усилия, чтобы бежать из этого опасного места и воссоединиться со своей любовницей. Но в тот самый момент, когда Рамбер получает наконец возможность покинуть Оран, он неожиданно решает остаться. Им движет не только профессиональная журналистская потребность увидеть, запечатлеть трагические события, но и нравственные соображения. Это - прозрение, обретенное в результате пережитых испытаний. Посреди всеобщего горя ему «стыдно быть счастливым в одиночку».
Не менее значима фигура протагониста, доктора Бернара Риэ , носителя нового аспекта в экзистенциалистской концепции Камю. Он отказывается безропотно подчиняться злу. Он ему сопротивляется. И своим примером влияет на решение Рамбера. Риэ и его коллеги не знают, как лечить чуму, однако он предпринимает все, чтобы спасать людей, хотя и признается: его самоотверженный труд - это все же «бесконечное поражение». Но его человеческий долг - противостоять чуме. Риэ изолирует больных, проводит карантинные мероприятия, организует больницы и санитарные дружины. Вместе со своим верным помощником Граном у скромным медста- тистиком, неудачливым и в жизни, и в делах служебных, Риэ - пример стоицизма. А подобная позиция, по Камю, - оптимальная форма противостояния окружающему хаосу. Один из пациентов Риэ рассуждает о том, что «чума все та же жизнь». Чума - эго, конечно, фашизм, но не только. Камю понимает зло метафизически: оно укоренено в самом миропорядке, а потому войны и трагические катаклизмы - неизбежны. Свобода выбора в подобных ситуациях - выражение достоинства и чести человека.
В финале романа звучит светлая нота. Чума временно отступает, а ликующие жители Орана приветствуют Риэ. Значит, в жизни победы возможны, если не окончательные, то хотя бы частичные. Сама притчевая природа романа предопределила наличие в нем целого комплекса актуальных нравственно-этических проблем. Писатель их ставит, побуждает читателя задуматься и вникнуть в их сложность, не всегда предлагает их однозначное решение. А это дало основание одному из наших лучших и проницательных прозаиков Василю Быкову назвать роман «Евангелием XX в.».
Последние годы. В 1957 г. 44-летнему Камю, самому молодому среди писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. В своей Нобелевской речи он изложил свою жизненную философию. А год спустя в письме к Б. Пастернаку выразил солидарность с ним, когда того вынудили от премии отказаться. Еще ранее он опубликовал свой второй по значимости после «Мифа о Сизифе» философский трактат «Бунтующий человек », в котором прокламировал тезис: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Трактат этот вызвал неудовольствие марксистской критики, в СССР поклонники Камю старались его замалчивать.
Для Камю приемлем лишь «бунт метафизический». Он в самой природе человека, протестующего против абсурдной действительности. В итоге он ведет к самоусовершенствованию личности. Противопоставляет индивидуальный «бунт» и «революцию», последнюю считает «химерой», которая ведет лишь порабощению и тоталитаризму. В итоге он даже уравнивает Сталина и Гитлера. Трактат вызвал расхождение Камю с Сартром по принциниальной проблеме выбора. Сартр, близкий в начале 1950-х гг. к левым, упрекал Камю в том, что тот занимает пассивную позицию и не желает открыто вмешиваться в политическую борьбу.
Жизнь Камю была безжалостно оборвана на пике творческих исканий: он погиб в 1960 г. в результате автомобильной катастрофы. В машине была обнаружена рукопись незавершенного романа «Первый человек », опубликованного в 1994 г.
Камю проделал непростую внутреннюю эволюцию, но при этом его художественный мир органичен и целен. Он сам группировал свои произведения разных жанров по определенным циклам. Один из его исследователей С. Фокин выделяет в его развитии четыре этапа: раннее творчество (1932- 1938), «абсурд» (1938-1941), «бунт» (1941 - 1952), «любовь» (1952-1960). Автор одной из лучших работ о Камю С. Великовский определял его сущность в заголовке своего труда «Грани “несчастного сознания ”» (1973).
«Записные книжки»: философия Камю. В течение почти четверти века (1935-1959) писатель вел дневник, а также пополнял записные книжки, которые называл тетрадями. Как и «Записные книжки» Чехова, они приоткрывают его творческую лабораторию. Мир исканий и размышлений. Их отзвуки ощутимы в его художественных текстах.
Приведем некоторые из его сентенций, относящиеся к нему самому, к морали, этике, политике.
«Иногда я чувствую, как меня охватывает бесконечная нежность ко всем людям вокруг - людям, что живут в моем веке».
«Нобелевская премия. Странное чувство уныния и меланхолии. В 20 лет я был беден и гол, но именно тогда познал истинную славу».
«То, что я сказал или открыл, может и должно служить другим людям».
«Власть неотделима от несправедливости. Хорошая власть - это здоровое и осторожное управление несправедливостью».
«Сосредоточить в своих руках величайшую власть - не для того, чтобы господствовать, но для того, чтобы давать».
«Жизнь в истине и для истины. Истина того, чем ты являешься изначально. Отказаться от игры с другими. Истина того, что есть. Не хитрить с реальностью. То есть принимать все ее своеобразие и бессилие. Жить в соответствии с этим своеобразием. В центре - творчество и безграничные силы человека, которым, наконец, должно быть дано уважение».
Камю хочется еще долго цитировать. И неслучайно у него частые ссылки на наших Толстого и Достоевского. Камю - большой художник XX в., классик при жизни, обращенный к глубинным проблемам человеческого удела во всем его трагизме. Он притягивает магией самобытного яркого таланта, искренностью, пафосом исканий и способностью к самокритике, а главное - неброским, но глубинным гуманизмом, который всегда необходим людям и составляет неотторжимую сторону писательской деятельности.
О Камю накоплено огромное количество критической литературы. Среди многих его характеристик приведем одну, принадлежащую критику А. Леруа: «Он был великим классиком и в то же время художником современным, тесно связанным со своей эпохой. И он остается примером писателя, который никогда не сдавался».
Анри Файоль (1841-1925), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне, и в известной мере их выполняют даже рабочие.
Для обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.
Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). Выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.
Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности:
Технической, то есть осуществлению производственного процесса;
Коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции;
Финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;
Бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.
Административной, призванной оказывать воздействие на работников.
Основной сферой деятельности Файоль считал административную. Он определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.
Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Анри Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день:
1. Разделение труда. Цель разделения труда - увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.
2. Власть неотделима от ответственности. Власть - есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции - награды или кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.
3. Дисциплина - это по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.
4. Единство распорядительства. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство руководства. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны становиться выше интересов предприятия. Здесь представлены две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.
7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.
8. Разумная централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации - вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.
9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.
10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.
11. Справедливость. Для тог, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно.
12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.
1. Введение
2. Возникновение науки об управлении
3. Формулировка принципов и целей управления
4. Школы и подходы в науке об управлении. Школы в управлении
5. Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении
6.Заключение
ВВЕДЕНИЕ.
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Практика управления так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.
Хотя само управление старо как мир, наука управления - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в XX веке. Что же касается теории принятия управленческих решений, то началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы. В 50-60-е годы сложившаяся и получившая широкое использование система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде специально возникших научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. Современная наука управления утвердилась как особая область знаний, стала предметом изучения высшей школы.
2. Возникновение науки об управлении
Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов государств.
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения. Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т.д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели. Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 гг. до н. э) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".
В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное, место и добиться выполнения своих указаний".
В Древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н. э) советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.
Управленческие ноу-хау передавались из поколения в поколение в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность".
Он говорил также: "Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю". Макиавелли принадлежит и эта блестящая управленческая мысль: "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы". В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно иных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20 го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне". Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т.д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих. Отметим в соответствии с основные вехи. Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно приуменьшить, был внесен в древнем Шумере в 5м тысячелетии до н.э. - это введение письменности.
Впервые появилась возможность передавать и накапливать информацию. Это послужило стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере.
Во время правления вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э) был разработан и введен в действие Свод законов управления государством. В соответствии с этим Сводом законов управление в государстве переходило от религиозного к светскому стилю управления. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ. При правлении Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э) произошло соединение государственных методов управления с управлением, и прежде всего контрольными его функциями, в сфере производства и строительства.
Этапы развития управленческой мысли:
5000 - Шумеры - Письменность, регистрация фактов
4000 - Египтяне - Признание необходимости планирования, организации и контроля
2600 - Египтяне - Децентрализация в организации управления
1800 - Хаммурапи - Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности
1491 - Евреи - Концепция организации, скалярный принцип
600 - Навуходоносор - Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
400 - Сократ - Формулировка принципа универсальности менеджмента
400 - Ксенофонт - Признание менеджмента как особого вида искусства
175 - Кат он - Использование описаний работ
20 - Иисус Христос - Единоначалие Золотое правило Человеческие отношения
1100 - Газали - Требования к менеджеру1835 - Маршалл, Логман - Признание и обсуждение относительной важности менеджмента
1881 - Джозеф Вартон Разработка для колледжа курса предпринимательского менеджмента
1900 - Фредерик У Тейлор - Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка
1916 - Генри Файоль - Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента Александр Г Черн - Функциональная концепция менеджмента
1919 - Моррис Л Кук - Различные области использования менеджмента
1927 - Элтон Мейо - Социологическая концепция групповых устремлений 1943 - Линделл Урвик - Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
1949 - Норберт Винер - Разработка системного анализа в теории информации
1976 - Ромари Стюарт Альтернатива и ограничение действий менеджера в различных ситуациях 1985 - Том Петере - Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.
Наука об управлении Тейлора.
Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Этому в значительной степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали, прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления. Тем не менее управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении. Современная наука об управлении начинается с момента выхода в 1911г. книги Тейлора "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния".
Основные ее положения можно сформулировать следующим образом:
1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента.
2. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение.
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Интересны его, носившие революционный характер, предложения по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности: заработная плата начисляется человеку, а не месту; установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках; расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными; благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно; заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству. От линейной, по типу армейской, системы организации, когда рабочий получал распоряжения от одного-единственного начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда. Работы Тейлора были приняты в штыки. Профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся. Отрицательной была реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы. Первые опыты по внедрению системы Тейлора на предприятиях США были достаточно впечатляющими. Но переломную роль в признании системы Тейлора сыграл получивший широкий общественный резонанс конфликт между железнодорожными компаниями, бывшими гордостью страны, и группой фирм - отправителей грузов, происшедший в 1910г. Железнодорожные компании под предлогом высоких издержек на заработную плату стремились повысить тарифы, с чем не были согласны отправители. С помощью системы Тейлора удалось показать, что издержки железнодорожных компаний могут снижаться на 1 млн. долл. (в ценах 1910г) ежедневно. Железнодорожные компании в этом споре потерпели поражение. Это послужило стимулом для более внимательного отношения со стороны широких предпринимательских кругов к принципиально новым управленческим идеям Тейлора. Идеи научного управления получили широкое признание. Уже в 1912г. в 55 отраслях бизнеса, включая транспорт и строительство, были внедрены методы научного управления. Одним из основных науки об управлении положений Тейлора явилось то, что он впервые отделил процесс планирования работы от самой работы. Таким образом, Тейлором была впервые выделена одна из основных управленческих функций. В развитие методов научного управления значительный вклад внесли и последователи Тейлора. Так, супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении). Г. Гант ввел в практику управления линейный график, позволявший планировать и проверять выполнение достаточно сложных комплексов работ. График, или, как его иначе называют, диаграмма, Ганта, стал предшественником широко используемых сегодня в практике планирования сетевых графиков, являясь их составной частью. А диаграммы Ганта широко используются и в современном календарном планировании деятельности предприятий.
Формулировка принципов и целей управления
Двенадцать принципов Эмерсона. Основное направление работ Эмерсона посвящено повышению производительности труда не рабочих, а управленцев. Он справедливо считал, что основной причиной, по которой расточаются природные богатства и человеческие возможности, является неправильная организация. Согласно Эмерсону, мастер работает на заводе не для того, чтобы снять напряжение с заведующего, а для того, чтобы руководить рабочими, директор-распорядитель существует для обслуживания заведующих и т.д., т.е. он впервые осознал истинную миссию и назначение управленческого труда. Сформулированные Эмерсоном двенадцать целей и по сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Напомним их.
1. Отчетливо поставленные цели. Правильно ориентированные и согласованные цели участников производственного процесса позволяют добиться колоссальных результатов. Не согласованность целей приводит к большим потерям.
2. Здравый смысл. В основе организации производства должна быть не погоня за тоннажем, не стремление вложить в дело больше капитала, а разумная организация производства, решение проблем организации на основе здравого смысла.
3. Компетентная консультация. Эмерсон предлагал организовывать на каждом предприятии отдел, который "занимался бы выработкой рекомендаций по совершенствованию управления во всех подразделениях". Это положение Эмерсона вполне соответствует пониманию роли менеджмента на современном предприятии.
4. Дисциплина, Должны существовать инструкции, каждый работник должен их знать и выполнять. Отклонение от них - шаг в сторону анархии.
5. Справедливое отношение к персоналу. Работникам должны быть обеспечены улучшение условий труда, повышение его оплаты, постоянное повышение квалификации. Должны обеспечиваться хорошие отношения на производстве. Работники должны тщательно отбираться, при этом должны учитываться внутренние склонности и способности человека.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Эмерсон считал, что только тот, кто учитывает количество продукции, цены, эффективность, может достигнуть высокой производительности и выполнять другие принципы.
7. Диспетчирование. Диспетчирование представляет собой часть планирования. Практика показывает, что лучше диспетчировать даже не планированную работу, чем планировать работу и не диспетчировать ее.
8. Нормы и расписания. Нормирование позволяет определять резервы производительности и работать над сокращением потерь. Определение рациональных трудовых норм должно производиться на основании хронометража всех операций, эффективного планирования, участия таких специалистов, как психологи, физиологи и т.д. Примитивная сдельщина, поштучная оплата стимулируют чрезмерное напряжение сил работника и в конечном счете не оправдывают себя.
9. Нормализация условий. Нормализация условий необходима для точного и полного учета, а также при планировании работ. Она обеспечивает расчет будущего на основании знания настоящего.
10. Нормирование операций. Нормирование операций способствует, с одной стороны, стандартизации производства, что позволяет внедрять автоматизацию производства, а с другой нормированию времени на выполнение операций.
11. Письменные стандартные инструкции. По Эмерсону, сборник стандартных письменных инструкций является кодификацией законов и практики предприятия. Это необходимо для того, чтобы успехи, достигнутые на предприятии, закреплялись письменно Мнение, что стандартные инструкции убивают инициативу, ошибочно. Наоборот, выполнение рутинных операций самым быстрым и легким способом освобождает мозг для изобретения и разработки новых способов. Многие из положений Эмерсона хорошо согласуются с бюрократической организационной структурой, впервые предложенной немецким социологом Максом Вебером.
12. Вознаграждение за производительность. Отсутствие стимулирования и повышения оплаты труда за лучшую работу приводит к снижению производительности. Для стимулирования работников помимо оплаты труда целесообразно использовать и другие формы. Принципы управления организацией Файоля.
Следующий прорыв в науке об управлении связан с работами Анри Файоля (1841 - 1925). В течение 30 лет Файоль возглавлял крупную французскую металлургическую и горнодобывающую компанию. Он принял ее на грани банкротства, а оставил одним из самых мощных французских концернов. Соединение творческой мысли с огромным практическим опытом и возможностями эксперимента в области управления организацией стало заметной вехой в развитии управленческой мысли. Файоль в своих работах не ограничивался рамками производства, а распространял свои идеи на любую организацию, являющуюся объектом управления. Он дал четкое определение понятия "управление": Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Он выделял 6 областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять:
1. техническую (технологическую);
2. коммерческую (закупка, продажа и обмен);
3. финансовую (поиски капитала и его эффективное использование);
4. защитную (зашита собственности и личности);
5. бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
6. административную (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственно никакого влияния ни на материалы, ни на механизмы).
Файоль сформулировал принципы управления, которые он считал гибкими, требующими творческого подхода, а не абсолютными.
В области обучения искусству управления Файоль считал, что для этого далеко не достаточно обучаться лишь тонкостям инженерной подготовки. Необходимо учиться профессиональному умению управлять или, выражаясь современным языком, учиться менеджменту.
Принципы управления организацией, сформулированные Файолем.
1. Власть неотделима от ответственности. Те, кто отдают приказы и распоряжения, должны нести ответственность за наступающие вслед за этим последствия.
2. Разделение труда при специализации. Для всех видов труда, как управленческого, так и технического, характерно разделение труда. Это позволяет производить больше и лучше при примерно тех же усилиях.
3. Единство распоряжения. Работник должен получать указания от одного начальника. Очевидно, этот принцип противоречит принципу Тейлора о многофункциональном подчинении. Хотя, скорее всего, эти принципы должны дополнять друг друга.
4. Дисциплина. Под дисциплиной Файоль понимал уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения. Дисциплина обязательна как для рядовых работников, так и для руководителей.
5. Единство руководства. Файоль считал, что нужен "один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель". Иными словами, в каждом деле нужна одна голова, отвечающая за достижение поставленной цели. Коллективной может быть только выработка рекомендаций.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес работника или группы работников не может превалировать над интересами дела. Если наметились расхождения внутри коллектива, руководитель должен обеспечить принятие единого решения.
7. Вознаграждение. Файоль считал, что вознаграждение должно быть справедливым и удовлетворять как работника, так и работодателя.
8. Централизация. Эффективное производство обеспечивается сочетанием разделения труда и централизованного управления. Степень централизации может быть различна в зависимости от величины организации и специфики области деятельности. Как правило, в маленьких компаниях степень централизации выше; в более крупных - она несколько ослабевает.
9. Иерархия. В каждой организации должна существовать четко заданная "цепь начальников" - от более высокого ранга до менее высокого. Нарушать ее без надобности не стоит. Но если она приносит вред, ее целесообразно укорачивать.
10. Порядок. Файоль считал, что всему должно быть определено свое место и все должны быть на своем месте. Иными словами, предполагается четкая расстановка сил и четкое их взаимодействие в процессе достижения цели.
11. Справедливость. Лояльность и преданность делу рядовых работников
должны обеспечиваться добрым и справедливым отношением со стороны руководства.
12. Устойчивость персонала. Текучесть кадров, как правило, сопровождает недостаточно эффективную деятельность организации. В эффективно действующих организациях состав персонала обычно стабилен.
13. Инициатива. Инициатива способствует более полной реализации потенциала работников в деятельности организации. Файоль призывает руководителей по возможности поступаться реализацией собственной инициативы в пользу инициативы работника, стоящего рангом ниже.
14. Корпоративный дух. При управлении организацией Файоль не советует придерживаться принципа "разделяй и властвуй". Гораздо более целесообразным он считает принцип коллективизма в деятельности организации, обеспечивающий стремление коллектива к достижению единой цели.