Вежливые слова. Список самой важной красоты
Русская речь наполнена вежливыми (волшебными) словами, несущими добро, радость, надежду человечеству. Произношение полезных фраз делает людей отзывчивее, мягче, культурнее. Допустим отсутствие вежливых выражений русского языка. Моментально последуют значимые изменения. Достойный поступок окажется незамеченным, простая просьба станет приказом, обычная речь покажется дерзкой, вызовет недовольство, испортит настроение…
Обученные волшебным словам дети, взрослые, осознают силу разговорной речи, подкрепляя личный, деловой успех. Важно уметь своевременно, искренне говорить добрые слова.
Приветствие при встрече и обращении
- Здравствуйте (здорово живете, здравия желаем)
- Доброе утро (добрый день, добрый вечер)
- Привет (приветствую, приветик, салют, хелло)
При знакомстве друг с другом
- Здравствуйте
- Представление: имя, фамилия, отчество
- Рад знакомству
- Приятно познакомиться
Слова благодарности
- Благодарю
- Спасибо
- Признателен
- Тронута вниманием
- Наше почтение
Слова при извинении
- Извините
- Простите
- Прошу прощения
- Сожалею
Слова с просьбой
- Пожалуйста
- Прошу
- Окажите любезность, великодушие
При прощании
- До свидания (до встречи)
- Всего хорошего (всего доброго)
- Всех благ
- Удачи
При разговоре по телефону
- Здравствуйте
- Доброе утро (добрый: день, вечер)
- Привет
- Имеете время поговорить?
- Сейчас удобно вести беседу?
- Благодарю
- Тронута вниманием
- До свидания (встречи)
Список для детей
- здравствуйте;
- с добрым утро, добрый день, добрый вечер;
- извините, пожалуйста;
- спасибо;
- спокойной ночи;
- до свидания;
- пожалуйста;
- позвольте;
- разрешите спросить, узнать, поинтересоваться;
- приятного аппетита;
- позвольте помочь;
- угощайтесь либо возьмите, пожалуйста;
- приятно познакомиться.
Важно ли говорить вежливые слова?
Люди живут окруженные магией, отражающейся в природных явлениях, искусстве, повседневном быту. Сила волшебства таится в словах, произносимых постоянно в бесконечном количестве. Удивительно, фразами, выражениями собеседник может ранить, обидеть либо вдохновить, обрадовать, развеселить.
Как сделать, чтобы общающийся индивид получал положительную энергию?
Людям хочется слышать приятные слова. Произношение вежливых фраз наполняет душу теплом, светом, надеждой, спокойствием.
Взрослые, малыши, подростки обладают вербальной магией
Важно умело пользоваться волшебством, научить детей добрым, полезным фразам, грамотно применять магические выражения. Достаточное количество вежливых словосочетаний используется ежедневно в моменты встречи, знакомства, просьбы, прощания, телефонной беседы. Нужно запомнить »волшебные» фразы, вовремя и правильно их произносить.
Благодаря вежливым словам люди способны творить добро, производить приятное впечатление при знакомстве, находить верного друга, подругу, спутника жизни, делового партнера.
Люди постоянно убеждаются в магической силе вежливого выражения, независимо от назначения. Утром, встречаясь с соседом, подругой, сокурсником, юноша, девочка, пенсионер здороваются, произнося »Здравствуйте», »Привет» и обязательно слышат теплое приветствие. Люди вдохновляются, заряжаются положительной энергией, теплота слов вселяет позитив, появляется улыбка.
Прощание обязательно сопровождается фразами »До встречи», »До свидания», являющимися подтверждением важности общения. Собеседники выражают дружелюбие, подают надежду на новые встречи.
Как поступить, если необходима помощь?
Следует просить, искренне произнося, »Пожалуйста, помогите», »Окажите любезность». Собеседник, к которому обращены добрые фразы, обратит внимание, обязательно проявит доброжелательность.
Какие слова употребляют во время знакомства с девушкой, парнем либо руководящим лицом?
Важно произвести впечатление, чтобы заметили, достойно оценили, захотели продолжить общение, пригласили на работу. Вежливых выражений при знакомстве немало - »Разрешите представиться», »Приятно познакомиться» и т. д. Главное, произносить душевно, максимально искренне. Собеседник обязательно проявит интерес, оценит интеллект, поймет, насколько приятно общаться.
Сложнее извиняться
Требуется правильно подобрать вежливые слова, сказать их с чувством большого сожаления. Это поможет возобновить прежние взаимоотношения с партнером, друзьями, родными. Фразы извинения облегчают душевное состояние людей. Собеседники смягчаются, проявляют доброжелательность.
Важность применения вежливых слов неоспорима
Волшебные выражения, фразы помогают расположить собеседника, вызвать положительные эмоции, внимание. Люди, употребляющие полезные слова, фразы, выражения, приятны, притягательны, интересны при общении. Вежливые слова поднимают настроение, позволяют наслаждаться душевным покоем, независимо от возраста, пола, статуса, занятости.
Слова вежливости необходимо говорить постоянно, они являются ключом успешной деятельности в повседневной жизни!
Что говорят правила вежливости при разговоре?
Правила вежливости - самые основные каноны воспитанного гражданина. Вежливый человек - настоящий друг, приятный собеседник, желанный гость.
Существует немало законов вежливости во время общения большого числа людей либо двух человек. Главное, не забывать произносить, правильно и своевременно использовать волшебные слова.
Плюс к знаниям, употреблению добрых фраз, выражений: необходимость проявлять грамотную тактику поведения при разговоре с собеседником:
- При обращении незнакомого человека с просьбой, необходимо отложить дела, проявить максимальное уважение, принять активное участие в разговоре.
- Перебивать ведущего беседу человека - невоспитанность. Слушать надо внимательно, проявлять терпение, подождать до окончания разговора. Неуместны замечания, подсказки, высказывание мнений во время рассказа собеседника.
- Разговор ведется в окружении людей? Проявлять следует культуру, нельзя реагировать на речь, обращенную к сидящему рядом человеку.
- Бестактное поведение общающегося человека необходимо мягко остановить, прекратить разговор.
- Ведется обсуждение, либо оскорбление людей? Пробуйте перевести тему беседы.
- Плохим тоном считается долгий разговор.
- Общение предполагает проявление вежливости, внимательности, такта. Собеседнику необходимо срочно уйти? Своевременно нужно завершить беседу. Требуется поменять тему разговора, если присутствующим людям неинтересно слушать.
- Нестандартные фразы следует исключить. Значения выражений собеседнику могут быть неизвестны, непонятны.
- Общаясь с другом, знакомым, родственником, нельзя критиковать, обсуждать, оговаривать отсутствующих людей. В противном случае создастся неприятная обстановка. Об отсутствующих говорить надо хорошее, либо просто молчать.
- Общаться, размахивать руками - признак дурного тона, показывающий невоспитанность индивида. Нужно достаточно ясно, четко выражать собственные мысли.
Предоставленная информация поможет понять значимость вежливых выражений. Произнося волшебные фразы, люди делают окружающий мир светлым, добрым, богатым.
Сказано классиком, что у людей и мысли, и одежда должны быть прекрасными. Но откуда берется в человеке то шестое или седьмое чувство, которым он различает, что красиво, а что - безобразно? Воспитывается красотой межличностных отношений. От богатства внутреннего мира наших далеких предков появились вежливые слова в русском языке.
Вербальный мусор, от которого чахнут души
Когда слышим от людей других национальностей утверждение, что русские неприятны, потому что общаются между собой, то хочется каждому русскому раздать по разговорнику, в который была бы вписана сотня обыкновенных вежливых фраз. Но ведь многие бы и не взяли. Оскорбились бы, потому что гордятся тем, что весь мир ругается «русскими матами». Это страшно. Народ, который породил из своей среды светочей всечеловеческой культуры, матерным, грязным словом пользуется во всех сферах человеческой деятельности.
А ведь в русском языке имеются вежливые слова. их можно составить довольно длинный. Почему бы не обновить, не ввести вновь в обиход прекрасное русское слово «сударь»? (А в обращении к женщине это слово звучит еще лучше и благозвучнее - сударыня). Но многие души успели зачахнуть в атмосфере словесного мусора. «Эй, ты, лысый, передай на билет!» - такая фраза омрачит настроение не только тому, кому она адресована, но и многим другим, до чьего слуха донеслись эти слова. А представить, что можно сказать и по-иному, многие уже и не могут. «Будьте так любезны, передайте на билет» - кто из нас слышал подобное обращение в транспорте?
«Да какая разница!»,- восклицают, а не спрашивают даже. Но позвольте! Неужели действительно обращение «Эй, ты!» слышать приятнее, чем «Сударь»?
Как нас воспринимают другие?
Чуткие души поэтов уже заметили изменения в ментальности русского народа, а случилось это потому, что из нашего обихода ушли предложения с вежливыми словами. Читаем стихи нашего современника из Польши (подстрочный перевод): «Свой мир русские создать не могут, потому что словно знамя, несут с собою мат». А ведь поэт говорит именно о нас, о простых русских людях. Политиков он в глаза свои не видел.
И страшен вывод, который сделал простой обыватель: на Колыму за такие стихи нужно отправлять.
Да нет, сударь, вы не правы! К таким стихам нужно прислушаться. И изменить себя, а затем, потихоньку и мир начнет меняться вокруг тебя. И требуется-то малось: нужно всего лишь говорить друг другу вежливые слова. Список их можно составить, например, из произведений А.С. Пушкина:
Будьте любезны.
Рад вам услужить.
Желаю здравствовать.
Вашими молитвами.
Сударыня, рад я вам сказать, что вы прелестны.
Сударь, и муж мой так же говорит.
Некоторые скажут, что это все о графах да князьях. Но Пушкин из гущи народной выхватил и увековечил фразу: «Невежда драки ищет, а вежливый - друзей». Данная мысль соизмерима с его романом в стихах.
Детей рожают взрослые, но учатся они у взрослых сами
Существует сайт, на котором дети выражают свои мысли о пользе вежливости. Хорошая затея.
Но ей недостает внимательного взрослого, который хотя бы список вежливых слов для детей составил. Бедность детского лексикона в стихотворениях могла бы поразить человека ХІХ века. Три выражения: «Спасибо», «Здравствуйте», и «До свидания» переползают из одного детского творения в другое. Но они не виноваты. Учатся-то детки у нас, а научиться, простите, нечему. И детские восторги о том, как хорошо и замечательно быть культурным и вежливым, отдают фальшью. Но взрослые, которые курируют тот сайт, тоже глухи. У них в головах, как и у их детей, те же вежливые слова. Список им никто не составлял, и они тоже не видят, как и их дети, в нем необходимости.
Красота отношений
Красота человеческих отношений сужена, она не находит своего выражения и увядает. И стих девочки 12 лет о том, что «не важны слова, а важны чувства» звучит по-взрослому не искренне.
Обман своих собственных чувств слышится во фразах, в которых говорится о «не важности» слов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что данный дурной тон, который маленькая поэтесса услышала от взрослых и ввела в свое произведение, взрослые не заметили и отметили с лучшей стороны умение девочки подбирать рифмы. Но техника - это не поэзия. Не техника создает поэзию, а наоборот. Вежливые слова... Список их не нужно специально составлять, они должны идти из глубины души. Более того, они должны быть к месту, а не в рифму. Лучше бы наполнили сайт детскими стихами со словами бабушкам, друзьям, даже игрушкам! А примеры... пусть бы были, как техническое пособие, чтобы дети и взрослые учились выражать свои лучшие чувства и радовали ими близких людей.
Методическая разработка классного часа
"Вежливые слова".
Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;
побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.
Методы и формы работы: беседа, работа в группах.
Необходимое оборудование: плакаты по теме, листы с текстами для групповой работы.
Класс: 3
Время: 45 минут
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Учитель (У). Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.
Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
А что для вас означает слово здоровье? Счастье? (Дети отвечают).
2. Вступление.
(У). Дядя Стёпа огорчён.
Рассказал он вот о чём:
Настя – славная девчонка.
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова… («Здрасте»).
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустною была:
Налетел он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте!
Зря от Вити ждал я слова… (Извините).
А слово-то, какое – очень дорогое!
Он про внучку говорил:
Экая досада! Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба.
Ну, сказала бы… (Спасибо).
Слово-то, какое – очень дорогое!
(Шкатова Л.А.)
(У). Ребята, я вижу что вы смеётесь, действительно, стихи кажутся очень весёлыми, а давайте-ка с вами подумаем, а так ли это на самом деле?
(На доске два рисунка. Сюжеты: подросток бежит на выход из театра, отталкивая на ходу прохожих; в класс зашел взрослый человек, ребята встали).
(У). - Посмотрите на рисунки. Какое отношение вызывает этот рисунок? А этот? (Дети объясняют)
А почему этот рисунок вызвал у вас одно отношение, а этот другое (Дети объясняют)
- Как вы думаете, а как нужно было поступить в первом случае? Для чего важно соблюдать нормы поведения и общения? (Ответы детей)
- Молодцы!
3. Беседа по теме.
(У). Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уметь слушать других людей, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.
Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?
Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.
Думаю, что наш мальчик с первого рисунка тоже этого хочет (внимание - на рисунок).
Что необходимо этому мальчику сделать, чтобы он тоже, когда вырастет, стал успешным взрослым человеком?
Дети: Предполагаемые ответы:
Научиться общаться с другими людьми правильно, научиться себя вести, соблюдать правила поведения и общения.
(У). А как вы думаете, ребята, какие волшебные вежливые слова помогут этому мальчику добиться уважения окружающих и стать успешным человеком?
(на доске закрепляются слова рядом с первым рисунком)
- Здравствуйте
- До свидания
- Разрешите пройти
- Будьте добры
- Извините, простите
- и т.п.
(У). Ребята, а знаете ли вы, как появились в русском языке вежливые слова?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор -
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
(С.Веселовская).
Вот такие интересные стихи мы с вами сейчас прочитали. А кто из вас услышал в этом стихотворении вежливое слово? Что это за слово?
Ответы детей (спасибо).
(У).
Очень хорошо. А кто из вас знает, что означает это слово? Вот послушайте, что написала одна девочка в своем сочинении: «Оказывается, вот из такого старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С.И.Ожегова слово благодарность означает чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, а выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а, сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они забывают ещё об одном способе проявления вежливости- приветствии. В русском языке существуют десятки способов приветствия: «Здравствуйте», «Доброго здоровья», «Моё почтение», «Добро пожаловать», «Рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе утро!» В течение всего дня мы говорим: «Добрый день», «Здравствуйте». Здороваемся с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братом, сестренкой. Можно поздороваться с котёнком, пощекотав его за ухом, соседям и учителям сказать: «Добрый день»! Итак, целый день, пока, наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем: «Спокойной ночи»!
Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых слов: все улыбаются, любезны и добры, а какие слова, какая речь, словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение, делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня слышалась только вежливая речь, поэтому я и сам стараюсь разговаривать вежливо…
Очень рад я видеть Вас,
«Здравствуйте»,- скажу сейчас.
А когда я ухожу,
«До свидания»,- всем скажу.
Много разных слов на свете,
Очень разные слова.
Но «спасибо» говорите
Всем за добрые дела».
(У). Понравилось вам это сочинение? А какие вежливые слова и выражения вы в нем услышали? (ответы детей)
4. Физминутка. Упражнение “Вверх по радуге”.
Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.
5. Групповая работа.
(У). О чём мы узнали с вами на сегодняшнем занятии?
Дети: О вежливых словах.
(У). Я предлагаю немного поиграть и ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:
«Вежливое слова»
Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).
(У). А теперь мы с вами попробуем разобрать ситуации и решить, как надо было правильно в них поступить.
Класс делится на группы по 5-6 человек.
Каждой группе даётся задание: прочитать текст, обсудить ситуацию, слушая и уважая мнение каждого в группе и определить, какое правило вежливого поведения нарушается в данном случае. Определитесь, кто будет спикером у каждой команды, кто сможет грамотно выразить мнение группы
(раздаются листы с ситуациями ) Ситуации.
1. У Маши Васильевой День рождения. Она пригласила к себе на праздник несколько друзей. Всем было очень весело. Но скоро пришла пора ребятам идти по домам. Витя схватил первым свои пальто и ботинки, быстро оделся и выскочил за дверь, громко хлопнув дверью.
Вопрос для обсуждения в группе: Все ли в поведении Вити было правильно, если на празднике были ещё и другие ребята (мальчики и девочки), а так же родители Маши? А как надо было поступить вежливо?
2. Петя Иванов возвращался из школы домой. Перед этим прошел дождь и на дорогах были лужи. Мальчик шёл в резиновых сапогах и сильно топал по лужам. Мимо шла девочка в красивом пальто. Петя не сразу её заметил и когда в очередной раз топнул по луже ногой, обрызгал девочке пальто. Девочка остановилась и заплакала, а Петя пошёл дальше.
Вопрос для обсуждения в группе: Как нужно было поступить Пете?
3. Света Пуговкина спускалась по лестнице вниз, когда ей навстречу с тяжелой сумкой шла наверх соседка-пенсионерка. Девочка быстро пробежала мимо пожилой женщины и вышла на улицу.
Вопрос для обсуждения в группе: Что забыла сделать Света? А что ещё вы сделали бы на её месте?
4. Толя Петров быстро бежал из школы домой. Он торопился на любимый фильм и поэтому бежал, почти не разбирая дороги. Мальчик налетел на пешехода и сбил его с ног, при этом сам упал и рассыпал книги из портфеля. Пешеход встал, помог Толе подняться, собрать упавшие на дорогу книжки. Толя схватил свой портфель и побежал домой.
Вопрос для обсуждения в группе: Как бы вы поступили на месте Толи?
5. У Кости Емельянова День рождения. На праздник он пригласил друзей. Пришел и его одноклассник Юра. Юра принес подарок, завернутый в красивую бумагу. Костя схватил подарок, быстро сорвал упаковку и увидел что там заводная машинка. «Ну-у-у…» - протянул Костя разочарованно, - «У меня уже такая есть», и кинул подарок в коробку с игрушками. Затем он отвернулся от Юры и протянул руки за подарком, который ему принёс одноклассник Женя.
Вопрос для обсуждения в группе: А как надо было поступить в такой ситуации Косте?
6. Подведение итогов занятия.
(У). Молодцы! Я вижу что все ребята поняли зачем нужны волшебные вежливые слова и как их надо использовать правильно в различных ситуациях. Я также надеюсь что вы их не забудете и будете чаще ими пользоваться.
Спасибо за урок!
Список источников:
- Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н. Степанова,
М.А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=10447blogi.vitebsk.biz/tuttsie/1305/
- http://images.yandex.ru
Открытый урок
«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2
Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.
Цели урока:
1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.
3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Проверка домашнего задания
–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?
(общение в семье, общение в школе).
Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
** Игра «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и.... (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, ...(не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ...(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку...(поднимать).
На математике считают,
На перемене...(отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не.....(сорока). 1
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты ….(звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда …(готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Почему громко кричать вредно для здоровья?
(Ответы детей)
Молодцы!
** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.
Оценим свои знания: (на доске ответы)
№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.
Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».
** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).
Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.
3. Введение в тему.
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)
Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?
Какая же тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться сегодня?
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.
– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2
III. Новый материал
– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.
1) Остров Волшебных слов
– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.
Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.
1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)
2) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.
– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)
3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)
– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.
(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)
*** ИГРА «Доскажите словечко»
– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3
Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была.
На меня, он как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова … (извините).
Откройте учебники на с 54
Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.
4) Озеро Театральное
– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)
– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Давайте эти правила приклеим на свои страницы.
Схема разговора по телефону:
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
Благодарность.
Прощание. 4
Работа в группах
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
ФИЗМИНУТКА
3) Гора Вредных советов
– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)
– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
2 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
(Обсуждение совета по вопросам.)
3 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
(Обсуждение совета учащимися.)
– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).
Правила вежливости
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)
2) Море Вежливости
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5
1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.
2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.
3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь
IV . Подведение итогов.
Тест «Оцени свою вежливость».
– На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)
V . Домашнее задание.
**Каждой группе нужно найти значение слов:
1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.
(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3
Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)
Обещал отцу Петрусь…
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дёрнет за косынку;
- Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!-
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты,- вожатый закричал,-
И невежа и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»
Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.
- Поздороваться при встрече.
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место пожилому человеку в автобусе.
- Перебивать того, кто говорит.
- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.
- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.
- Помочь маме помыть посуду.
- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- В столовой за обедом громко разговаривать.
- После еды вытереть рот рукавом.
- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.
- Помогать младшим.
- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
Молодцы!
Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.
Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.
У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.
Проверка.
1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?
2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Как вы это понимаете?
3 ряд - Учись вежливости у невежи.
Что это значит? (Делать наоборот.)
1- Классный час: "Вежливые слова"
Расширять запас «вежливых слов».
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
Воспитывать доброе, вежливое отношение друг другу.
Учитель:– Ребята, давайте поговорим сегодня о словах. Это обычные, добрые, простые и полезные слова , .ещё их называют волшебными. Соберите в группах слово из рассыпанных слогов /веж-ли-вость/
Кто догадался о каких словах мы будем говорить?
Правильно, тема нашего классного часа «Вежливые слова»
А вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
Вы закончите школу, выберите профессию по душе. Но прежде всего вы должны стать настоящими людьми: воспитанными, вежливыми ,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: ...(Спасибо)
Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К Медведице – маме понурый пришёл:
…(Прости) меня, мама, я больше не буду!
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень, когда услышишь ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
То сидя на уроке,
Не будите с товарищем
Трещать, как две сороки.
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
Ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
К классному часу вы подготовили пословицы и поговорки о вежливости и доброте. Познакомьте нас с ними , подумаем, о чем они говорят.
Хочу познакомить вас с другими пословицами, которые необходимо составить.
Игра «Составь пословицу»
- Соедините части пословиц:
Учись доброму - на добрые дела
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
Физминутка
Предлагаю отдохнуть и отгадать весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если учат добру и вежливости, то в ответ надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!» Будьте внимательны, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на вредную загадку – молчите.
«С добрым утром!» скажет твёрдо?
У кого у вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки
· Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
·Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
· Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Наш класс – это наша семья. Я думаю, каждый из вас хочет, чтобы эта семья была добрая, благополучная, поэтому давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу положительную энергию. (Выполнение задания)
Как бы мы не общались – словами, через рукопожатия, мы должны быть добрыми, вежливыми и дарить друг другу радость.
Песня» Если добрый ты»