Вещества которые пишутся только во множественном числе. Множественное число существительных в английском языке
Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).
Тема урока: «Множественное число имен существительных».
Тип урока : ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;
Развивающие:
- развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания;
- интерес к родному языку.
Оборудование:
Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
Формы работы учащихся : групповая, индивидуальная
Планируемые результаты:
1. Предметные:
знать особенности образования множественного числа существительных;
освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.
2. Метапредметные:
Познавательные:
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
извлекать информацию из различных источников;
давать определения понятиям;
объяснять языковые явления;
строить рассуждение;
приводить примеры в качестве доказательства;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий, работать по плану;
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
выдвигать версии решений;
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
уметь сотрудничать в группе;
учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
высказывать и отстаивать свою точку зрения;
договариваться, задавать вопросы по теме;
выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
выражать положительное, осознанное отношение к учению;
оценивать собственную учебную деятельность;
применять правила сотрудничества в группе.
Ход урока
Вступительное слово учителя. (2 слайд)
Язык наш - универсальное средство общения, средство передачи знаний, мудрости от одного поколения другому. Свободное владение родным языком - признак культуры человека. И потому, чтобы стать культурными людьми, уметь свободно общаться, грамотно писать, нам нужно постигать тайны языка. Эти тайны вы открывали в начальных классах, уже узнали о том, что изучает орфография, можете назвать некоторые виды орфограмм, знаете, как правильно произносить слова. Сегодня мы продолжим работу над совершенствованием культуры нашей речи.
2.Орфоэпическая разминка . (На столе у каждого ребенка карточки со словами, в которых нужно поставить ударение): (3 слайд)
Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель.
(взаимопроверка с соседом по парте, сверяются по слайду презентации, выставление друг другу оценок)
3.Актуализация знаний - определение темы урока
Орфографическая разминка. (4 слайд) Записать существительные, определить склонение. (пишут на этом же листочке под диктовку учителя):
Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей. (Проверка по слайду презентации, выставление оценок друг другу.)
Какое из всех слов является лишним? (профессии)
Почему? (Оно одно во множественном числе)
Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)
Запишите в тетради число и тему урока «Множественное число имен существительных» (5 слайд)
Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?
Гриб - , стул - , окно - , цветок -
А договор? договора или договоры?
4.Целеполагание. Проблема урока.
Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа? (6 слайд)
Определите цель свою на урок.
Материал для наблюдения: Поставьте пропущенную букву. (7 слайд)
Болото - болот.., войско - войск.. болото - болот.., век - век.. шелк - шелк..., инженер - инженер…, директор - директор…, договор - договор…, мысль - мысл…, буква - букв… тон (о цвете) - тон…и тон (о звуке) - тон…, хлеб (о злаках) - хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) - хлеб…,
Год - (года и годы), цех - (цеха и цехи (на предприятии), шторм - (шторма и штормы).
Затрудняетесь?
5.Решение проблемы. (8 слайд)
Как узнать, правильно ли вы выполнили задание? (спросить у учителя, найти в словаре, отыскать в интернете). Работа в группах . Первым предлагается таблица в учебнике и на слайде, вторым - орфоэпический словарь с указанием страниц, на которых расположены трудные слова, третьим - интернет в помощь.
После того как окончания определены, обобщается способ действия.
Можно ли как-то сгруппировать слова?
1. мужской род
2. женский род
3. средний род
Попробуйте в виде таблицы или в виде словообразовательной модели представить новые знания. (9 слайд)
1. мужской род - а (- я); - ы (- и)
2. женский род - и (- ы)
3. средний род - а (- я)
Как различить окончания мужского рода?
По произношению: - а (- я) под ударением, дополните таблицу.
Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 218.
А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем). А слова: год, цех, шторм? (двоякое или равноправное употребление обеих форм).
6. Рефлексия
Что было самым трудным? Интересным? (10 слайд)
7. Физкультминутка. (11 слайд)
Упражнение 550
Что общего у слов 1 - й, 2 - й, 3 - й группы? Прочитайте и запомните слова (читает 1 ученик вслух). Учитель называет слово в единственном числе, если во множественном числе - ы, то стоя хлопают, если - а, приседают. Во время выполнения движения проговариваем хором слова.
Адрес - адреса, инженер - инженеры, профессор - профессора, офицер -
офицеры, мастер - мастера, торт - торты, приз - призы, доктор - доктора
8. Применение полученных знаний в новых условиях.
Упр. 552 (12 слайд)
Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой - листья; под какой - зубы, под какой - зубья; под какой - корни, под какой - коренья? Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.
Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо. 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»
А как правильно?
Форму какого падежа не могли правильно образовать мальчики? (родительного)
(13, 14 слайды) Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа. (Много апельсин, помидоров, носков, чулок). Проверка по слайду. Запомнить!
Выполнить упр. 554
Найдите четвертое лишнее, объясните. (15 слайд)
Пара ботинок, сапог, чулок, носок;
много мест, дел, консерв, макарон;
килограмм апельсинов, яблоков, абрикосов, помидоров;
группа инженеров, партизанов, офицеров, тренеров;
песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.
Упражнение на внимание (устно):
Будь внимателен! Образуйте множественное число от единственного: дуга - дуги, рука - руки, мука - ? Звонарь - звонари, грек - греки, человек - ?
Будь внимателен! Образуйте единственное число от множественного: певцы - певец, венцы - венец, щипцы - ? Олени - олень, пони - ? успехи - успех, доспехи - ? Объясните.
Перед вами существительные, оканчивающиеся на шипящий. В каких из этих слов на конце пишется ь , а в каких нет? Сформулируйте правило. (ь пишется в сущ. Ж.р. ед ч.; не пишется в сущ. М.р. ед. ч. И в сущ. Мн.ч. р.п.) (16 слайд)
Дочь, меч, плач, с крыш, врач, около дач, товарищ, много задач, помощь, молодёжь, вещь, печь, нет передач, из училищ, этаж, малыш, луч, речь, кирпич, из-за туч.
Письменно упр. 553 (С ь или без ь? Проверка, объяснение орфограмм).
9. Домашнее задание: (17 слайд)
Параграф 98, упр. 551 или 555 (на выбор)
Индивидуальное задание (карточка): Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.
Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь, директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.
10.Рефлексия (18 слайд)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
В уголок русского языка в классе вывешиваю дополнительный материал: П равописание имен существительных
Падежные окончания существительных во множественном числе.
Cуществительные мужского рода в именительном падеже множественного числа:
У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я) : курсы, сады, гвозди, берега, края.
Формы на -а(-я) употребляются:
у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;
у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге : адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба (отруб), паруса, паспорта, перепела (и перепелы), повара, погреба, поезда, потроха, сторожа, тенора (и теноры), терема, тетерева, трактора, фельдшера (и фельдшеры), флюгера (и флюгеры), холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;
у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (самец свиньи) - борова (часть дымохода), корпусы(туловище человека или животного) - корпуса (здание, войсковая единица), лагери (общественно-политические группировки) - лагеря(временная стоянка), мехи (механизм для нагнетания воздуха, емкость для вина) - меха (выделанная шкура зверя), образы (обобщенное представление) - образа (то же, что икона), ордены (организация с определенным уставом) - ордена (знак отличия), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) - пропуска (документ на право входа куда-либо), соболи (пушной зверек) - соболя (мех соболя), токи(движение электрического заряда в проводнике) - тока (место токования птиц, площадка для молотьбы), тоны (музыкальный звук) - тона(оттенок цвета по яркости, колориту), тормозы (перен. препятствие в развитии чего-либо) - тормоза (устройство для замедления или остановки движения), учители (глава учения) - учителя (преподаватель), хлебы (продукт, выпекаемый из муки) - хлеба (злаки на корню), цветы (цветущее растение) - цвета (окраска, световой тон).
Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) - счета (финансовый документ).
Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а (-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки - клочья [ср. также у слов среднего рода: колени (сустав) - колена (особый прием в танцах) - коленья (сочленение у трубы)].
Примечания :
1. От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья - устаревшая).
2. При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков, в кои веки; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать.
3. В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: договоры (книжн.) - договора (разг.), инспекторы - инспектора, корректоры - корректора, крейсеры - крейсера, пекари - пекаря, прожекторы - прожектора, редакторы - редактора, секторы - сектора, слесари - слесаря, токари - токаря, цехи - цеха, штурманы - штурмана.
Есть разделы грамматики, которые только кажутся простыми, и им обычно не уделяют должного внимания. Из опыта знаю, что как раз именно на этих “простых” правилах и спотыкаются многие учащиеся и делают досадные ошибки, за которые снимаются драгоценные баллы при сдаче тестов TOEFL или любых других тестов.
Я уже рассказывала об Теперь поговорим о расхождениях, которые касаются единственного и множественного числа, между английским и русским языками.
Напоминаю,что в английском языке, слова, которые заканчиваютя на букву “S” могут быть:
1. Существительные во множественном числе. Например:
2. Глаголы в настоящем неопределенном времени (Present Indefinite Tense), если подлежащее – это третье лицо едиственноного числа (he, she, it); Например:
He reads. My sister works.
3. Cуществительные в притяжательном падеже: например:
Mary’s sister.
My brother’s wife.
Во всех трех случаях окончание “S”– это суффикс, который присоединяется и отсоединяется.
Слов, которые просто сами по себе заканчиваются на “S” ничтожно мало и они всем известны: is, has, was, this, thus, plus, bus.
Но есть существительные с суффиксом “S”, который намертво приклеился к слову, и его НЕЛЬЗЯ отсоединять, то есть такие существительные употребляются только с окончанием “S”. Условно их можно разделить на две группы:
Первая группа. Всегда во множественном числе.
Существительные, которые обозначают предметы, состоящие из двух одинаковых частей (пары), и эти части соединены с одно целое. Например: “брюки”, состоящие из двух штанин. Это обычно одежда или какие-то инструменты. Такие существительные можно навать “парными”.
В английском языке “парные” существительные заканчиваются на неотсоединяемый суффикс “S” и употребляются ТОЛЬКО во множественном числе. Напишу несколько таких существительных:
binoculars = бинокль;
braces = подтяжки;
breeches = штаны, бриджи;
glasses (= spectacles) = очки;
knickers = бриджи;
pants = кальсоны, панталоны, брюки, штаны;
pincers = клещи, щипцы, щипчики, пинцет;
pliers = щипцы, клещи, плоскогубцы;
scales = весы;
pyjamas = пижама;
scissors = ножницы;
shorts = трусики, шорты;
tights = трико;
tongs = щипцы, клещи;
tweezers = пинцет;
trousers = брюки, штаны, шаровары;
These trousers are on the bed. = Эти брюки на кровати. (одни брюки, не много брюк)
This pair of trousers is very expensive. = Эта пара брюк — дорогая. (эта пара брюк, значит одни брюки)
George has ten pairs of trousers. = Джордж купил десять пар брюк.
I need some new trousers. = Мне нужно несколько штанов (брюк, пар брюк)
I need a new pair of trousers. = Мне нужна одна пара брюк.
Вторая группа. Всегда в единственном числе.
1. Существительные, которые обозначают названия научных дисциплин:
mathematics = математика;
physics = физика;
economics = экономика;
athletics = атлетика;
gymnastics = гимнастика;
dynamics = динамика;
dialectics = диалектика;
automatics = автоматика;
mechanics = механика;
kinematics = кинематика;
linguistics = лингвистика;
politics = политика;
statistics =статистика;
2. Существительные, которые обозначают некоторые заболевания:
mumps = свинка;
measles = корь;
shingles = опоясывающий лишай;
rickets = рахит;
С названиями научных дисциплин и названиями болезней используются слова: KIND /TYPE = ВИД, РАЗДЕЛ, ТИП, КЛАСС, РОД.
Внимательно посмотрите на примеры:
Measles is an infectious disease. = Корь – инфекционное заболевание.
Mumps is a infectious disease. = Свинка – инфекционное заболевание.
This type of mumps is dangerous. = Этот тип свинки – опасный.
This kind of measles is dangerous. = Это тип (вид) кори – опасный.
Physics is a science. = Физика – это наука.
These types of physics are difficult to understand. = Эти разделы физики трудны для понимания.
3. Существительные, которые обозначают названия некоторых игр:
billiards = бильярд:
bowls = игра в шары, кегли:
darts = дартс (метание дротиков)
dominoes = домино:
draughts = шашки; (Британский английский)
checkers = шашки (Американский английский)
fives = игра в мяч;
ninepins = кегли;
4. Существительное news = новость, новости.
This is a very good news.
Это предметы, поддающиеся счету. Они могут употребляться в сочетании с Такие существительные имеют формы обоих чисел: и единственного, и множественного: стол - столы, парта - парты, облако - облака. Эти формы имеют разные окончания и по-разному сочетаются с другими частями речи.
Значение форм множественного числа существительных
Если единственное число используется для обозначения единичного предмета из ряда подобных, то множественное число обозначает множество однородных предметов.
Механизм образования множественного числа
Существительные, использующиеся только во множественном числе
В противовес существительным, не образующим множественное число, в языке есть слова, которые существуют лишь в форме множественного числа. Это существительные
отвлеченные (сумерки, каникулы);
вещественные (сливки, щи);
названия некоторых шахматы);
предметы, включающие в себя несколько частей (ножницы, брюки, джинсы, весы и др.).
В английском языке два числа существительных, как и в русском: единственное и множественное (в некоторых языках бывает и по-другому). На первый взгляд может показаться, что множественное число существительных в английском языке образуется по каким-то трудным, непонятным правилам. На самом деле все просто, поскольку в большинстве случаев множественное число образуется по основному правилу, а остальные случаи быстро запоминаются с практикой.
Правила образования множественного числа существительных в английском языке
1. Основное правило
В большинстве случаев множественное число существительных в английском языке (plural) образуется с помощью окончания -s . Обратите внимание на то, как произносится это окончание:
- После гласных и звонких согласных – как [z],
- После глухих согласных – как [s].
Впрочем, если вы будете путаться в произношении -s в конце слова, вас наверняка поймут.
2. Существительные на -s, -sh, -ch, -x, -z, -ss
А что, если слово и так заканчивается на – s ? В таком случае (для большего благозвучия и удобства произношения) нужно добавлять -es . То же касается слов на -ss , -sh , – ch , – x, -z .
Окончание -es помогает выговорить сочетания звуков, которые были бы без него трудновыговариваемыми. Напомню, -es добавляется в конце слов на -s, -ss, -sh, -ch, -x, -z . Представьте, что было бы без -es :
watchs, matchs, boxs, buss (!), classs (!!!)
Согласитесь, куда проще выговорить слова:
watches, matches, boxes, buses, classes.
3. Существительные на согласную + y
согласную + окончание -y , то -y меняется на -ies .
Если существительное заканчивается на гласную + окончание -y , то к -y добавляется -s . Иначе говоря, множественное число образуется по основному правилу.
4. Существительные на -o
Если существительное заканчивается на -o , нужно прибавить -es .
Исключения:
- photo – photos (фотография),
- memo – memos (памятка).
- piano – pianos (пианино),
5. Существительные на -f, -fe
В существительных, заканчивающихся на -f или –fe, нужно заменить-f или –fe на -ves .
6. Таблица: множественное число существительных в английском языке
На этом изображении приведена краткая сводка правил образования множественного числа существительного.
Особые случаи образования множественного числа в английском языке
В английском есть исключения из правил образования множественного числа. Большинство из них касаются довольно редких слов, важнее всего запомнить случаи из первого пункта (man – men, woman – women и др.), поскольку они самые частые.
1. Основные исключения: множественное число образуется не по общим правилам
Ряд существительных образует множественное число нестандартным способом:
Примечание: слово women читается как [ˈwɪmɪn].
2. Совпадают формы множественного и единственного числа
У некоторых существительных формы множественного и единственного числа совпадают. К ним относятся:
3. Существительные, употребляемые только в единственном числе
Как и в русском языке, некоторые существительные в английском языке используются только в единственном или множественном числе. К ним относятся:
1. Абстрактные, неисчисляемые существительные
- Knowledge - знание,
- Love – любовь,
- Friendship – дружба,
- Information - информация,
2. Названия наук, учебных дисциплин на -ics
Хоть они и заканчиваются на -s, эти слова используются в значении единственного числа.
- Ecomonics – экономика,
- Physics – физика,
- Aerobics – аэробика,
- Classics – классическая литература.
3. И другие
- Money – деньги,
- Hair – волосы.
3. Существительные, употребляемые только во множественном числе
Как и в русском языке, многие названия парных предметов не имеют единственного числа
- Pants – брюки,
- Scissors – ножницы,
- Glasses – очки (для глаз, а не очки в игре),
Некоторые слова, употребляемые в английском только во множественном числе, в русском языке употребляются во множественном и единственном:
- Goods – товар, товары.
- Clothes – одежда.
Примечание: clothes is или clothes are?
Часто возникают трудности со словом clothes – одежда . Употреблять его как единственное число или множественное? Как правильно писать: clothes is или clothes are ?
Мы привыкли, что “одежда” – это единственное число в русском языке, поэтому норовим употреблять английское clothes на русский манер, как если бы это было существительным в единственном числе, но это ошибка. В английском это слово – множественного числа и употребляется соответственно:
- Неправильно: Your clothes is so dirty. – Твоя одежда такая грязная.
- Правильно: Your clothes are so dirty. – Твоя одежда такая грязная.
4. Множественное число составных существительных
Составные существительные состоят более чем из одного слова, они могут писаться:
- Раздельно или через дефис: mother-in-law (теща), assistant headmaster (помощник директора школы).
- Слитно: postman (почтальон), schoolboy (школьник).
В раздельных составных существительных как правило, форму множественного числа принимает слово, имеющее основное значение: