Великие реформы Александра II (конспект). Презентация на тему "Реформы Александра II"
В. РЕФОРМЫ АЛЕКСАДРА II.
- Предпосылки реформ Александра II.
- Аграрная реформа. Условия отмены крепостного права.
- Реформы 1860 – 1870 гг.
- Контрреформы Александра III.
Слайд 2
Экономическое развитие России в середине XIX в. (Европейская часть)
Слайд 3
Предпосылки реформ
- Кризисное состояние помещичьего хозяйства, неэффективность.
- Противоречия между промышленностью и феодальным с/х, дефицит свободной рабочей силы.
- Поражение в Крымской войне 1853-1856гг., военная и техническая отсталость.
- Рост крестьянских антифеодальных выступлений.
Слайд 4
Крестьянские волнения накануне и после реформы 1861 г.
Слайд 5
Эпоха «Великих реформ» Александра II
- 1861г. 19 февраля – отмена крепостного права
- 1864г. – земская реформа
Реформа образования
Судебная реформа
Реформа печати
- 1870г. – городская реформа
- 1860 – 1870-е гг. – военная реформа
- 1874г. – всеобщая воинская повинность
Слайд 6
Подготовка реформы
- Секретный комитет (1857-1858)
- Главный комитет (1858-1861)
- Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.)
- Разработка проекта об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»»)
- 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
Слайд 7
Слайд 8
Правовое положение крестьян
- Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков
- Крестьянин имел право владения движимым и недвижимым имуществом, заниматься любым ремеслом, переходить в любые сословия
Ограничения:
- Сословная неравноправность крестьян
- Крестьян не принимали на гос. службу
- Сохранения телесных наказаний
- Неразрывная связь крестьян с общиной
Слайд 9
Земельные крестьянские наделы
- Вся земля – собственность помещиков
- Обязательное получение надела для крестьян
- Земельный надел подлежал денежному выкупу
- Размеры душевых крестьянских наделов устанавливались в зависимости от районов «отрезки»
- Выделение крестьянам худших земель
- Чересполосица
- Дарственный надел – ¼ высшей нормы надела без выкупа
Слайд 10
Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,096 гектар
Слайд 11
Размеры наделов в зависимости от природно-климатических полос
Черноземная:
- «высшая» норма – от 3 до 4,5 десятин
- «низшая» норма – от 1 до 1,5 дес.
Нечерноземная:
- «высшая» норма – от 3,25 до 8 дес.
- «низшая» норма – от 1,08 до 2,67 дес.
- «указная» норма – от 6,5 до 12 дес.
1 десятина = 1,096 га
Слайд 12
Крестьянские повинности
- 2 года после принятия «положения» земля - у помещиков; крестьянин нес прежние повинности
- До выкупа крестьяне – временнообязанные, несли барщину или оброк – 8 -12 руб. в год
- За данный срок (2г.) – составление мировыми посредниками (из дворян) совместно с сельскими старостами«уставных грамот» о выделении за выкуп земельных наделов
Слайд 13
Выкуп наделов
- Выкуп обязателен
- Гарант выкупных платежей – крестьянская община
- Выкуп – принудительный
- 20% выкупной суммы – крестьяне помещику
- 80% - государство помещику ценными бумагами под 5% годового дохода
Слайд 14
Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
- 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно.
- 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых).
33 руб.33коп.
Слайд 15
Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых)
Если оброк
- 10 руб. в год
- 10 р. – 6%
- Х р. – 100%
- Х=(10Χ100):6=166р.66коп.
Слайд 16
Выкупная цена земли
Черноземная:
Рыночная цена наделов – 284 руб
Нечерноземная:
Рыночная цена наделов – 180 руб
По выкупным расчетам – 342 руб
- Выкупная цена по всей земле – 867 руб
- Рыночная цена всей земли – 544 руб
- Разница в ценах - помещики получали выкуп за освобождение крестьян!
Слайд 17
Освобождение удельных и государственных крестьян
Слайд 18
Условия реформы для удельных и государственных крестьян
- Более благоприятные, чем для помещичьих крестьян
- 1863 – 1865гг. - удельные (дворцовые) крестьяне переведены на выкуп, но (!) фактически прежний оброк в виде выкупных платежей
- 1886г. – гос. крестьяне переведены на выкуп, но(!) платежи увеличены в 1,5 раза по сравнению с оброком. Выкуп – только для целого селения с единовременной выплатой.
Слайд 19
Последствия отмены крепостного права
- Через 20 лет 15% бывших крепостных крестьян – временнообязанные!
- Сумма крестьянских выплат – свыше 1,5 млрд. руб. (в 3 р выше первоначально установленной)
- 4 млн. крестьян освобождены совсем без земли или с миним. наделами
- Практически половина крестьян – наделы менее 3 десятин!
- 1861г. – волна крестьянского протеста
- Выкупные платежи полностью отменены лишь в 1907г.!
Слайд 20
Земская реформа
- 1 января 1864г. – Положение о губернских и уездных земских учреждениях
- Проведена только в 34 губерниях, где отмена крепост. права
- 1880г. – завершение реформы в Сибири, Нижнем Поволжье, Архангелогородской губернии, Прибалтике, Польше, Казахстане, Средней Азии, на Кавказе
Слайд 21
Земства – бессословные выборные органы местного самоуправления. Избирались на 3 года всеми сословиями.
Слайд 22
Городская реформа
- 1870г. – «Городовое положение»
- Цель – введение городского управления по типу земского
509 городов
- Городское выборное самоуправление
- Городская управа возглавляла городскую думу
- Городская дума избиралась на 4 года
Вопросы: охрана порядка, благоустройство, образование, здравоохранение, местная торговля и т. д.
Слайд 23
Судебная реформа 1864г.
- Цель: разделение ветвей власти
- Бессословный гласный суд
- Равенство всех перед законом
Слайд 24
Военная реформа
1860 – 1870-е гг.
Цель: устранение военной отсталости и создание массовой образованной армии
- Военный министр – Дмитрий Алексеевич Милютин
- 15 военных округов подчинены только министру
- 1874г. – всеобщая воинская повинность (с 20 лет)
- Предоставление льгот по образованию
- Создание всесословных военных и юнкерских училищ
- Перевооружение
- Паровой флот
- Совершенствование системы управления
Слайд 26
Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.
- Начальное образование
- Среднее образование
- Высшее образование
- «Положение о начальных народных училищах» 1864 г.
- Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации, частные лица
- «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г.
- Прогимназии (4 года обучения)
- Гимназии
- Реальные
- Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
- Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г.
- Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов)
- Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
Слайд 27
Внешняя политика Александра II
- А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882)
- Основные задачи
- Отмена ограничений
- Парижского договора 1856 г.
- Укрепление международного авторитета 1870 г.
- Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г.
- Отказ России от унизительных статей Парижского мира 1871 г.
- Лондонская конференция.
- Пересмотр условий Парижского мира 1873 – 1878 гг.
- «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
Слайд 28
Политика на Дальнем Востоке
- Китай
- Айгунский договор 1858 г.
- Пекинский договор 1860 г.
- Граница
- Япония
- Симодский договор 1855 г.
- Петербургский договор 1875 г.
- Курилы – российские
- Курилы – японские
- Сахалин - российский
- США 1867 г.
- Продажа Аляски
Слайд 29
Александр III (1881-1894)
- 1 марта 1881 года Манифест
- «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г.
- Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
Слайд 30
Политика в отношении сословий
- Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления)
- Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок)
- Протекционизм в интересах отечественных промышленников
- В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
Слайд 31
Контрреформы
- Печать и образование
- 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
- 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
- 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий)
- Местное самоуправление
- Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением
- Ограничены права и полномочия земств
- Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий
- Судебная контрреформа
- Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881)
- Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887)
- Ликвидированы мировые суды (1889)
Посмотреть все слайды
Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.
Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).
Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.
Рис. 2. Мировой судья ()
Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.
Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.
Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.
Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.
Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.
Рис. 3. Три адвоката за разговором ()
В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.
Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()
Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.
Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()
Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.
Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()
Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.
Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.
Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()
Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.
Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.
Рис. 8. Военнообязанные ()
Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.
В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.
Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.
Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.
Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.
К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.
Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()
Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()
В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.
В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.
Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()
Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()
Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.
Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.
Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.
Список литературы
- Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
- Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
- Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
- Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
- Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
- Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
- Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
- Российское военно-историческое общество ().
- Grandars.ru ().
- Studopedia.ru ().
- Biofile.ru ().
Домашнее задание
- Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
- Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
- Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?
Открытый урок по истории по теме:
«Россия в эпоху великих реформ Александра II»
Еренкова В.М., преподаватель
истории
Белгород, 2014
Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.
Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.
Задачи:
образовательные:
проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;
познакомить студентов с личностью Александра II;
исследовать основные положения реформы 1861 года;
познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой
закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями
воспитательные:
способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей
развивающие
способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;
способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.
Форма проведения учебного занятия : урок
Тип урока: комбинированный
Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов
Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»
Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,
мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи
Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.
План урока
Этапы Урока | ||
Организационный момент: Приветствие; Отметка присутствующих; Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы); Мотивация; Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально). | ||
Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу: Проверка домашнего задания; Разминка (опрос); Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты); Постановка проблемного задания. | ||
Ориентировочно-мотивационный этап. | ||
Изучение нового материала: 1. Причины отмены крепостного права 2. Личность Александра Второго 3. Основные положения реформы 1861года 4. Великие реформы 60-70-х.годов | ||
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест). | ||
Рефлексивно-оценочный этап | ||
Домашнее задание |
Ход урока
Эпиграф урока:
«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»
I . Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.
Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.
II . Ориентировочно-мотивационный этап.
Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)
Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос
« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .
Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»
III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.
Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.
Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.
С какими событиями вы связываете эту эпоху?
Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.
Разминка:
I . «Соотнесите: дата – событие».
1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)
1839-1843 в)финансовая реформа
1842 г)указ об обязанных крестьянах
1847-1848 д)казнь декабристов
1826 е)создание III отделения
1834 ж)создание Министерства государственных имуществ
1853-1856 з)подавление Венгерской революции
1839 и)Крымская война
1830-1831 к)восстание в Польше
л)создание «теории официальной народности»
II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д
III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »
Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.
Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)
Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?
Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.
Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649
IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :
Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»
Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».
Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?
Ответучащихся (можно предложить им соотношения):
1803 - Указ о вольных хлебопашцах.
1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.
1842 - Указ об обязательных крестьянах.
1847 – 1848 – Инвентарная реформа.
Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.
Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала
IV . Изучение нового материала.
Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)
Слова преподавателя:
- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.
Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.
Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.
- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)
Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.
Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).
Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).
Включение нового знания в систему знаний
Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов
-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:
А)личное освобождение крестьян
Б)наделение землей
В)выкупная сделка.
Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:
Временнообязанное состояние;
Личная свобода;
Уставные грамоты;
Мировые посредники;
Выкупная сделка;
Отрезки;
Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.
Обсуждение результатов работы группы
На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).
Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?
Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?
Чем объясняется их реакция?
Что думают изображенные на картине люди?
Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока
Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.
В чем же историческое значение реформы 1861г?
Правомерно ли эту реформу назвать Великой?
Студенты называют итоги:
Покончено с крепостным рабством.
30 млн. крепостных получили свободу.
Россия стала на путь капиталистических отношений.
Реформа создала условия для модернизации экономики.
Способствовала изменению крестьянства.
Стала переломным моментом в истории России.
Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.
8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.
Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.
V. Закрепление изученного материала.
Исторический диктант (Приложение №6).
VI .Рефлексивно-оценочный этап
Оценки студентам.
VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).
Урок по теме: « Реформы Александра II »
Данный урок целесообразно проводить в классе, имеющем навыки работы с историческими источниками. Урок проводится после изучения темы: "Отмена крепостного права" и рассчитан на два часа. Представлена первая часть урока.
Цели урока :
– познакомить учащихся с реформами 60–70 гг., показать их либеральный характер с одной стороны и ограниченность с другой;
– развивать умения строить аналогии, определять и объяснять понятия, анализировать исторические источники и иллюстративный материал;
– на примере работы земств показать необходимость и важность существования подобных учреждений, самоотверженную работу людей, стремившихся сделать жизнь крестьян лучше.
Тип урока : комбинированный с элементами лабораторной работы.
Оборудование урока : раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 60–70 гг. ХIХ века; репродукция картины Трутовского «Заседание земства».
План урока .
I. Проверка домашнего задания .
II. Изучение нового материала :
а) либеральные реформы 60–70 гг., их необходимость;
б) реформа местного самоуправления;
в) судебная реформа.
III. Закрепление материала .
Новые термины : земства, »гласные», курии, имущественный ценз, городская дума, городская управа, всеобщая воинская повинность.
Ход урока.
I. Вводное слово учителя и проверка домашнего задания. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о преобразованиях, проведённых Александром Освободителем в 60–70 гг.
Какую первую реформу провёл Александр II? (отмена крепостного права).
Перечислите исторические термины и понятия, связанные с отменой крепостного права.
(Ученики работают в парах: один называет термины, другой даёт определения). (Редакционные комиссии, отрезки, прирезки, личная свобода, мировой посредник, уставная грамота и т.д.)
В поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо " есть строки:
В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости,
Из смежных деревень – Заплатова,Дырявина, Разутого,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.
Следуя призыву Некрасова, рассчитайте время, когда могла произойти эта встреча. (1861 г. по 1881 гг.). Почему автор дал такие названия губернии, уезду, деревням? (бедственное положение крестьян после реформы).
В этой же поэме говорится о реформе:
Порвалась цепь великая, порвалась и ударила:
Одним концом по барину, другим по мужику!
Как вы понимаете слова Некрасова? (сложность, двойственность и противоречивость реформы)
Каковы плюсы и минусы этой реформы? Правомерно ли называть эту реформу Великой? (учащиеся дают аргументированные ответы)
II. Изучение нового материала .
Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определённой мере выполнили реформы 60-70 гг. Мы должны с ними познакомиться и дать им характеристику, выявив положительные и отрицательные стороны.
Первая реформа – земская, проведена в 1864 г. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою несостоятельность, т.к. чиновники назначались в столице, а население отстранено от управления. Как следствие этого – запустение хозяйств. Надо было привлечь к решению местных проблем всё население. С другой стороны, Александр II должен был считаться с мнением дворянства, которое утратило прежнюю власть и было недовольно отменой крепостного права. 1 января 1864 г. последовал указ о введении Положения о губернских и уездных земских учреждениях, которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления – земств. Распорядительными органами являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов. Выборы проходили 1 раз в 3 года. Избиратели делились на 3 курии.
Вспомните, что это такое? (требование избирательного закона, согласно которому избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определённой стоимости).
Подумайте, кто входил в первую курию, если известно,что для этого необходимо было иметь не менее 200 десятин земли, недвижимого имущества на 15 тыс. рублей и годовой доход свыше 6 тыс. руб.? (крупные землевладельцы – дворяне, владельцы крупных предприятий, крупная буржуазия).
Кто входил в курию городских избирателей, если известно, что для этого необходимо было владеть городской недвижимостью на сумму от 500 руб. в мелких городах и до 2-х тыс. в крупных? (купцы, владельцы средних и мелких предприятий).
Какие же вопросы решали земства?
Учащиеся работают с документом 1. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утверждённое 1 января 1864г." (Извлечение)
1.Для заведования делами,относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда,образуются губернские и уездные земские учреждения…
2. Дела,подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадежности, суть:
I .Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II .Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.
III .Меры обеспечения народного продовольствия.
IY. Заведование земскими благотворительными заведениями.
Y. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
YI .Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
YII .Участие...в попечении о народном образовании,о народном здравии и тюрьмах.
YIII .Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...
7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел...
8. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...
Вопросы к документу для обсуждения с учащимися:
1.Какие дела находились в ведении земств?
2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?
3. Какие вопросы не решали земства? (политические)
4.В чём сильные и слабые стороны земской реформы?
5. Где не было земств? Почему?
По такому же принципу разбирается городская реформа. Учащиеся работают с извлечением из Городового положения от 16 июня 1870 г.:
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану; заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб, каналов,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах,законом указанных...об сохранении народного здравия,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек,музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...
Вопросы к документу:
1. Какие проблемы городской жизни решало городское общественное управление?
2. Сравните земскую и городскую реформы. В чём значение этих реформ?
Самая последовательная реформа – судебная (1864 г.)
Учащиеся разбирают извлечение из Учреждения судебных установлений, Высочайше утверждённое 20 ноября 1864 г.:
1. Власть судебная принадлежит:
мировым судьям,
окружным судам,
судебным палатам и
Правительствующему Сенату –
в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях,означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
Вопросы к документу:
1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?
2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?
3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?
Учитель комментирует ответы учащихся, при необходимости дополняет их. Коллективно составляется схема "Судебная система по реформе 1864 г.". В заключении этой части урока учитель объясняет новые принципы судопроизводства: состязательность, выборность мирового судьи и присяжных, независимость судей, гласность.
Учащиеся делают вывод о достоинствах и недостатках проведённой реформы.
III. Закрепление.
1. Почему изученные на уроке реформы: земскую, городскую, судебную - мы называем либеральными?
2. Какие вопросы не были решены этими реформами? Какие пережитки феодального строя не были ликвидированы?
Домашнее задание : текст параграфа;
Опережающее задание : вспомнив причины поражения России в Крымской войне, предположите, проведение каких мер в армии было необходимо.
На следующем уроке рассматриваются военная реформа и реформа в области народного образования, а также происходит обобщение знаний по всем изученным реформам, включая крестьянскую.
Делается вывод о положительном влиянии реформ на развитие страны и определяются те проблемы, которые не были решены в результате преобразований Александра II.
Александр II и его реформы
Введение
Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.
Глава 2. Отмена крепостного права.
Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.
Заключение. Последствия реформ Александра II.
Список использованной литературы.
Введение.
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.
Прежде всего, в первой главе я сказал несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного права, потому что, на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.
В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.
В заключении я попытался оценить последствия реформ Александра II.
Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.
Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.
Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной «муштры» того времени не смог.
В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.
Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее… », говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. » В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности… „
Отмена крепостного права.
Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.
Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?
Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению “лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. » В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.
В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.
Для сравнения приведем данные: 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.
Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во «вторую пугачевщину».
Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны.
Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».
Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.
Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, - 8 Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.
В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака: 1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»; 2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»; 3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».
Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.
К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного» (крестьяне называли его «сиротским»).
19 февраля «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.
По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях „указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет “Выкупными платежами».
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику.
Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.
Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Буржуазные реформы Александра II.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.
1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).
PAGE_BREAK--
Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.
Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.
16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).
Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21- 14 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).
Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.
Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.
При Екатерине II частные лица «откупали» право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось «акцизом» (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).
Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.
Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с пре - 16 обладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.
Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища.
Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.
Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
Заключение.
Последствия реформ Александра II.
Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.
С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: «Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. „
Список использованной литературы:
1. С. Ф. Платонов “Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.
2. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории», Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1993 год.
3. С. Ф. Платонов «Собрание сочинений», т. 1.
4. В. А. Федоров «Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века», Москва, издательство «Манускрипт», 1993 год.