Утопические идеи эпохи возрождения. Open Library - открытая библиотека учебной информации
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь
Белорусский государственный аграрный технический университет
Кафедра философии и истории
На тему: Социальные утопии эпохи Возрождения
Выполнила студентка 1 курса
Группа 83 ИМ
Зимовская М.
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские учения, утопия Возрождения
Литература
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог, а человек. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дает миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы" Основная ставка делается не на помощь Божию - «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Важным элементом мировоззрения является также куль творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценили невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания - размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души - молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма - человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек - это телесное существо. И тело - это не «о вы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.
2. Философские учения, утопия Возрождения
возрождение антропоцентрический утопизм ренессанс
Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не оставалось от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.
Самое большее, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека.
а) Первый утопист эпохи Ренессанса - это Томас Мор (1478-1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516 г. под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии", поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.
На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка.
Общество разделено на семьи, но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.
Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: "Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни". Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим "духовным удовольствием".
Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.
б) Другой представитель возрожденческого утопизма - Томмазо Кампанелла (1568-1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602 г. под названием "Город Солнца" Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю. А что, несомненно, повлияло на Кампанеллу, так это, конечно, учение Платона в его "Государстве".
В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они - абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскармливания грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.
Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.
Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случки лошадей и собак очень следят за их породой, а при случки людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. "Начальник деторождения", подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейшей наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом - в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства, а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, хотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же - это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.
Литература
1. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М., 2001.
2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
3. Философия (полный курс). - М., Р-н/Д., 2004.
4. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
5. Введение в философию. В 2 т. - М., 1989.
6. Горбачев В.Г. Основы философии. - Брянск, 2002.
7. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1972.
8. Лосев А.Ф. Этика возрождения.
Подобные документы
Ключевые предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения как периода перехода от Средневековья к Новому времени. Основные стадии и этапы становления эпохи Возрождения, ее отличительные и характерные черты. Главные носители идеологии Ренессанса.
курсовая работа , добавлен 13.11.2014
Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.
реферат , добавлен 02.05.2007
Характеристика социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы). Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия. Эволюция психоаналитической философии.
контрольная работа , добавлен 12.05.2008
Выделение антропоцентрических и гуманистических идей философской мысли эпохи Возрождения. Основные идеи натурфилософии Николая Кузанского и Джордано Бруно. Содержание социальных теорий мыслителей Ренессанса Макиавелли, Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
реферат , добавлен 10.11.2010
Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.
контрольная работа , добавлен 25.10.2013
Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.
контрольная работа , добавлен 07.07.2014
Изучение социально-философского содержания философии эпохи Возрождения и определение её гуманистической направленности. Исследование основных положений натурфилософии эпохи. Общий сравнительный анализ идей античной философии с идеями эпохи Ренессанса.
контрольная работа , добавлен 27.04.2013
Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского. Утопические и естественнонаучные социальные идеи эпохи Ренессанса (Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно).
контрольная работа , добавлен 20.11.2010
Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.
реферат , добавлен 12.04.2015
Особенности культуры эпохи Возрождения. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения. Гуманизм. Натурфилософия. Никколо Макиавелли. Новые взгляды на общественную жизнь. Влияние Ренессанса на государственное устройство.
Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.
Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых.
Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).
В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста, политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам.
Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, т.е. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.
перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 г. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 г. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье.
Онтология . Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют».
Социальная философия . Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. Если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им.
Итак, Возрождение – это эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве.
Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Они призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, т.е. быть свободным.
Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины.
Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики.
Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств.
В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса – это эпоха начала перехода от господства веры к господству разума.
Контрольные вопросы
1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса ?
2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы?
3. Раскройте этическое учение М. Монтеня.
4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом?
5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера.
6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина.
7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме?
9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь».
10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»?
11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли?
12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения?
13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому?
14. Что такое пантеизм?
15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Для эпохи позднего Возрождения был характерен возросший интерес к социально-политическим проблемам, включая проблему государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов. В истории социально-политической мысли этого периода выделяют следующие направления:
- политическая философия;
- социальные утопии.
Политическая философия. Одним из первых теоретиков новой социально-политической мысли был итальянец Никколо Макиавелли (1469- 1527), хорошо знавший внутренние механизмы функционирования власти. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни.
Он считал, что природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека , его психологии и влечений.
Из всех работ Макиавелли наибольшую известность получил трактат «Государь», в котором процессы борьбы за власть и процессы функционирования государства рассматривались не с точки зрения долженствования, а с точки зрения внутренних механизмов.
В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о праве и государстве христианской этике, Макиавелли отделял политику от морали. В политике, считал Макиавелли, действуют особые правила, не тождественные нормам нравственности. В ней можно все при условии достижения конечного результата. Он писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. В борьбе за власть допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.
При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами. Правитель должен формировать свой образ (политический имидж) и казаться щедрым, благородным и честным: «Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие» . Но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату.
Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Социальные утопии. В период позднего Возрождения расцвел такой жанр социальной мысли, как утопии. В буквальном переводе термин «утопия» обозначает место , которого нет (от греч. и - нет и top os - место). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных проектов нереальных социальных преобразований. В истории социальной мысли в жанре утопий осуществлялась критика существующего строя, осмысливался социальный идеал, делались попытки предвосхитить будущее общества.
Название «утопия» закрепилось за данным литературным жанром после появления в 1516 г. произведения английского гуманиста, писателя, святого Католической церкви Томаса Мора (1478-1535) под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Живя в эпоху больших географических открытий, когда на картах появлялись новые земли, Мор предложил читателям присоединиться к одной из экспедиций и познакомиться с жителями выдуманного им государства.
В первой части книги великий гуманист предельно реалистически изображает жизнь Англии в начале XVI в. Источником несчастий и многочисленных проблем современной ему Англии Мор считал частную собственность.
Реалистическое повествование первой части сменяется показом фантастической картины жизни на острове Утопия, где отменена частная собственность и все жители, за исключением преступников и атеистов, являются равноправными членами общества, занятыми производственным трудом. Отмена частной собственности означала и отмену частной жизни. На Утопии нет индивидуальной семьи, детей воспитывает государство, нет индивидуального хозяйства, все бытовые нужды переданы специальным службам, все, наконец, одинаково одеты.
Не будем касаться других, более мелких подробностей жизни жителей острова Утопия. Здесь важно другое. Мор утверждал, что достаточно увидеть один из 54 городов Утопии, чтобы знать, каковы все остальные, поскольку и архитектура городов, и образ жизни жителей повсюду одинаковы.
Мир, созданный Т. Мором, где нет нищеты и все равны перед законом, мог показаться идеальным его современникам, свидетелям и участникам чудовищного имущественного расслоения эпохи первоначального накопления капитала.
Томаззо Кампанелла (Джованни Доминико, 1568-1639) описал идеальный город Солнца как город всеобщего счастья. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей. Они все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни.
Источник социального зла Кампанелла видел не только в частной собственности, но и в порождаемом ею человеческом эгоизме. Средство искоренить его, по мнению Кампанеллы, - полное и всеобщее равенство , отказ от любых форм собственности, вплоть до жен и детей. Где нет частной собственности, там нет и эгоизма. Все равны, поскольку у всех ничего нет, кроме права жить в общине и сообща трудиться на всеобщее благо.
Как возможно создание такого идеального города? Ведь природу человека не переделаешь? Создать его можно по рецепту Кампанеллы так: «Сначала все исторгается и искореняется, а потом уже насаждается, созидается», - по принципу «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим». Кампанелла верил в возможное осуществление своей фантазии, в создание «всемирного государства», во главе которого встанут испанские короли и Римский Папа.
Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем. Как показала дальнейшая история, страшная сила утопий заключается в том, что, несмотря на их нереальность, они могут осуществляться.
- Макиавелли II. Государь. URL: http://modernlib.ru/books/makiavelli_nikolo/gosudar/read.
Самое большее, что было в этой области до сих пор, - это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека. а) Первый утопист эпохи...
Социальные утопии эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики Беларусь Белорусский государственный аграрный технический университет Кафедра философии и истории
Реферат На тему: Социальные утопии эпохи В озрождения
Выполнила студентка 1 курса Группа 83 И М Зимовская М.
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские учения, утопия Возрождения Литература
1. Основные черт ы мировоззрения человека эпохи В озрождения
Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, и в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается кик наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое Центральная фигура не Бог, а человек. Бог — начало всех вещей, а человек — центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостности свободомыслие становятся отличительными качествами передовая человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дает миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих яркий темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрения истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы» Основная ставка делается не на помощь Божию — «благодать», а собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.
Важным элементом мировоззрения является также куль творческой деятельности. В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценили невысоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания. В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды: он создает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя. Именно тогда появляется в философии идея прометеизма — человек как сотворец мира, сотрудник Бога. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитация человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек — это телесное существо. И тело — это не «о вы души», которые тянут ее вниз, обусловливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространенный в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело. Таковы общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений.
2. Философские учения , утопия В озрождения
возрождение антропоцентрический утопизм ренессанс Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли. Однако черты возрожденческого самоотрицания здесь вполне заметны. Уже одно то, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени. Здесь почти ничего не оставалось от возрожденческого стихийно человеческого артистизма, который доставлял такую неимоверную радость возрожденческому человеку и заставлял его находить идеальные черты уже в состоянии тогдашнего общества.
Самое большее, что было в этой области до сих пор, — это уверенность в либеральных реформах текущего и ближайшего настоящего времени, которая и внушала иллюзию стихийной самоутвержденности реального тогдашнего человека. Утописты же отодвигали все это в неопределенное будущее и тем самым обнаруживали свое полное неверие в идеальный артистизм современного им человека.
а) Первый утопист эпохи Ренессанса — это Томас Мор (1478−1535), весьма либерально настроенный английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков. Но он оставался верным католиком, выступал против протестантизма и после отхода Генриха VIII от католической церкви был беспощадно казнен за свои католические убеждения. В целом его деятельность относится либо к гражданской истории, либо к истории литературы. Нас может интересовать здесь только одно его произведение, которое вышло в 1516 г. под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», поскольку вся эстетика Ренессанса основана на стихийном самоутверждении человеческой личности в том государстве, которое сам Мор считал идеальным.
На самом деле изображение утопического человека у Мора представляет собою причудливую смесь всякого рода старых и новых взглядов, часто либеральных, часто вполне реакционных, но, по-видимому, с одним основным отличием: от яркого возрожденческого артистизма в утопическом государстве Мора, можно сказать, ровно ничего не осталось. Рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством все же достаточно абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся у Мора, особенно музыка.
Общество разделено на семьи, но семь и эти понимаются скорее производственно, в силу чего принадлежность к той или иной семье определяется не только естественным происхождением членов семьи, но в первую очередь также и государственными декретами, в силу которых члены семьи могут быть переводимы из одной семьи в другую ради производственных или других государственных целей. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется просто государственным декретом. Религия, вообще говоря, допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов весьма ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества. Во всяком случае, открытые выступления атеистов запрещаются. Кроме того, высшей религией все-таки признается христианство или вообще монотеизм.
Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Кроме некоторых отдельных случаев, и одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве рабы тоже играют не последнюю роль. Не только утверждается самый институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются. Однако у Мора мы читаем: «Утописты особенно ценят духовные удовольствия, их они считают первыми и главенствующими, преимущественная часть их исходит, по их мнению, из упражнения в добродетели и сознания беспорочной жизни». Другими словами, яркая и блестящая артистическая эстетика Ренессанса сведена здесь только на моралистику, которая и объявлена высшим «духовным удовольствием».
Бросается в глаза превознесение производства в сравнении с потреблением. Вместе с тем у Мора выпирает на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Ясно, что все такого рода черты утопизма Мора были связаны с детским состоянием тогдашнего буржуазно-капиталистического общества. Но для нас важнее то, что это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена у Мора в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.
б) Другой представитель возрожденческого утопизма — Томмазо Кампанелла (1568−1639). Это крупный писатель и общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате 1602 г. под названием «Город Солнца» Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т. е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора. Говорили о влиянии на Кампанеллу идей раннего христианства. Однако внимательное изучение идей Кампанеллы свидетельствует о том, что это влияние почти равно нулю..
В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они — абсолютные правители решительно всего государства и общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскармливания грудью немедленно отбираются у матери государством и воспитываются в особых учреждениях не только без всякого общения со своими родителями, но даже и без всякого знакомства с ними. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они являются таковыми только в моменты декретированного сожительства. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. В античности это ослабленное чувство личности вообще было явлением естественным, и у Платона лишь доводилось до своего предела. Что же касается Ренессанса, то человеческая личность была тут уже во всяком случае на первом месте. А поэтому то, что мы находим у Кампанеллы, есть, конечно, отказ от идей Возрождения.
Тем не менее, сказать, что Кампанелла совсем не имеет никакого отношения к Ренессансу, тоже нельзя. Он не только проповедник позитивно понимаемого труда; вся его утопия, несомненно, носит на себе следы возрожденческих воззрений. Поэтому точнее будет сказать, что тут перед нами именно модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.
Что касается отдельных деталей, то утописты Кампанеллы издеваются над такими правителями, которые при случки лошадей и собак очень следят за их породой, а при случки людей никакого внимания на эту породу не обращают. Другими словами, с точки зрения Кампанеллы, человеческое общество должно быть превращено в идеальный конный завод. «Начальник деторождения», подчиненный правителю Любви, обязан входить в такие интимности половой жизни, о которых мы здесь не считаем нужным рассказывать, причем астрология применяется в половых делах в первую очередь. Чистейшей наивностью являются указания на то, что люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом — в красных, причем шерстяных или шелковых, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других. Палачей при осуществлении смертной казни не полагается, чтобы не осквернять государства, а забивает преступника камнями сам народ, и в первую очередь обвинитель и свидетели. Солнце почитается почти на языческий манер, хотя истинное божество считается все-таки выше. Коперниканство отвергается, и небо признается в средневековом смысле.
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Тем самым эстетически модифицированный Ренессанс обрисован в этой утопии самыми яркими чертами. Главное же — это игнорирование того стихийно человеческого и артистического индивидуализма, которым эстетика Ренессанса отличалась с самого начала. Если мы скажем, что здесь мы находим самокритику и даже самоотрицание Ренессанса, то в этом мы едва ли ошибемся.
1. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. — М., 2001.
2. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
3. Философия (полный курс). — М., Р-н/Д., 2004.
4. Горфункель А. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.
5. Введение в философию. В 2 т. — М., 1989.
6. Горбачев В. Г. Основы философии. — Брянск, 2002.
7. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969−1972.
Социальные утопии эпохи Возрождения
Говоря о философии свободы эпохи Возрождения, нельзя не упомянуть о возникших в то время социальных утопиях.
Генриху VIII не признавать никакой власти, ни светской, ни церковной, кроме власти королей из династии Тюдоров. После смерти Т. Мор причислен католической церковью к лику святых.
Социальная утопия Т. Мора изложена в работе «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).
В первой части труда философ критикует существующие социально-политические порядки: королевский деспотизм, тунеядство и алчность аристократии и духовенста͵ политику разорения крестьянства, неразумность устройства, стремление к войнам.
Во второй части Мор описывает свою модель идеального государства – Утопии (от греч. u – нет + topos – место, ᴛ.ᴇ. место, которого нет; по другой версии, от греч. eu – благо + topos – место, ᴛ.ᴇ. благословенная страна). Во главе Утопии должен быть мудрый монарх, все остальные должности выборные. В экономическом плане Утопия – коммунистическое государство с коллективной собственностью на средства производства. Шестичасовой ежедневный ручной труд, в том числе земледельческий, обязателен для всех. Тунеядство уничтожится с уничтожением частной собственности. Рабство не отменено; рабы (военнопленные, преступники, каторжники) выполняют самую тяжелую работу. Распределение производится по потребностям. Здесь презирают роскошь и нет нищеты. Общество держится на нравственности. В Утопии под угрозой лишения гражданства запрещен атеизм. Люди должны верить в загробное воздаяние. Утопийцы – сторонники семейной жизни. Разводы там признаются крайне редко и только по весьма веским основаниям. Все дети учатся, взрослые в свободное от работы время изучают науки.
перед другими богословами, он был вынужден покинуть родину. В 1598 ᴦ. Кампанелла был обвинен в колдовстве и политическом заговоре и осужден на пожизненное заключение. Находясь в тюрьме, Кампанелла написал большинство своих трудов, в том числе и свой основной труд «Город Солнца» (1602). В 1626 ᴦ. благодаря вмешательству папы Урбана VIII он был выпущен на свободу. Конец своей жизни Кампанелла провел во Франции, где получал пенсию от кардинала Решилье.
Онтология . Кампанелла – сторонник органицизма. «Все, что движется естественно, получает движение от себя, а не от особого двигателя». «Мир - ϶ᴛᴏ огромное живое существо, а мы живем в его чреве». «Все вещи чувствуют».
Социальная философия . Кампанелла предложил свою модель идеального государственного устройства – коммунизма, где «все общее», включая жен и детей. В случае если нет частной собственности, то нет ни бедных, ни богатых. Кампанелла считает, что «собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». А значит, что в городе Солнце жены и дети должны быть общими. После вскармливания дети передаются государственным воспитателям. Затем они обучаются различным наукам и ремеслам и получают работу в соответствии со своими достижениями. Технический прогресс позволяет сократить рабочий день до четырех часов. Остальное время солярии посвящают личностному развитию. Во главе государства находится верховный правитель «Метафизик», именуемый «Солнцем», с тремя соправителями: «Мощью», ведающим вопросами войны и мира; «Мудрость», ведающим свободными искусствами, науками, образованием; и «Любовью», занимающимся вопросами деторождения, воспитания, медицины, земледелия, скотоводства, питания, одежды и т.п. Большая четверка избирается пожизненно. Но если появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями, то они должны уступить им свое место. Солярии должны руководствоваться этическим принципом: чего не хотите самим себе, не делайте этого другим, и чего вы хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им.
Итак, Возрождение - ϶ᴛᴏ эпоха расцвета искусств, наук, появления гуманистических учений Ф. Петрарки, М. Монтеня, реформации христианства, новых представлений о политике и государстве.
Гуманисты эпохи отошли от догматического средневекового типа философствования и поставили в центр мировоззрения человека. Οʜᴎ призывали человека быть творцом самого себя и окружающего мира, ᴛ.ᴇ. быть свободным.
Возникновение протестантизма означает конец средневековой католической моноидеологии, христианский мир становится более разнообразным и свободным. Протестантизм предложил добровольно-общинный характер христианской организации, позволил простым людям самостоятельно познавать библейские истины.
Натурфилософские учения Н. Коперника и Дж. Бруно опровергли аристотелевские и церковные догматы о центральном положении Земли в Солнечной системе и в космосе, сформировали первую научную картину мира, заложили предпосылки для возникновения настоящей научной дисциплины – механики.
Н. Макиавелли создал первое после античности светское учение о государстве, в котором предписывается государю не быть слишком моральным в делах политики. Т. Мор и Т. Кампанелла создали утопические концепции государств.
В целом можно сказать, что эпоха Ренессанса - ϶ᴛᴏ эпоха начала перехода от господства веры к господству разума.
Контрольные вопросы
1. Что означает выражение гуманизм эпохи Ренессанса ?
2. Какие идеи о свободе звучат в учениях Ф. Петрарки и П. Мирандолы?
3. Раскройте этическое учение М. Монтеня.
4. В чем заключаются основные различия между католицизмом и возникшим в эпоху Возрождения протестантизмом?
5. Перечислите основные принципы учения М. Лютера.
6. В чем состоит своеобразие учения Ж. Кальвина.
7. Какое значение имеет концепция предопределения в протестантизме?
9. Сформулируйте основные положения политической философии Н. Макиавелли, изложенные в работе «Государь».
10. Какие аргументы в пользу республиканского типа правления выдвигал Н. Макиавелли в работе «Размышления над первой декадой Тита Ливия»?
11. В чем состоит цель политики, согласно Макиавелли?
12. Какие натурфилософские воззрения были присущи эпохе Возрождения?
13. В чем состоит корень знающего незнания, согласно Н. Кузанскому?
14. Что такое пантеизм?
15. Раскройте основное содержание социальных утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы.