Уроки географии. План-конспект урока географии: особенности составления
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.
Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.
Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.
При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».
Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Цели урока:
1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.
2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.
3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Тип урока: открытие нового знания
Урок №1 Спор о собачьем сердце.
Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Создание установки на анализ произведения.
Слайд 1 (портрет писателя, название повести)
Слово учителя .
К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».
Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…
Слайд 2
Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?
Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)
Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:
Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:
Слайд 4:
«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.
Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров
Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.
Ученики: (честная )
УУД: личностные, смыслообразование
Этап 2 Актуализация знаний
Цель этапа
Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.
Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?
Ответы обучающихся
Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным
Слайд №5.
(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.
Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)
Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.
УУД: познавательные
Этап 3 Постановка учебной задачи
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.
Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.
Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.
Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?
Ученики: Предполагаемые ответы:
Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.
Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?
Ученики: Предполагаемые ответы:
Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.
Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.
Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.
Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.
Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.
Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?
Ученики.
Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.
Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».
Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?
Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
Нет.
Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?
Ученики.
Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.
Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.
УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные
(умение слушать, вступать в диалог)
Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений
Цель этапа
Аналитическая беседа.
а) Приём «погружения в текст».
Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?
Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).
Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.
Учитель: что же соединяет эти два мира?
Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.
Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?
б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части
2 часть | |
1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени. 2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома 3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции. 4 гл. Операция. | 5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение. 6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота. 7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора. 8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину». 9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой. |
(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)
Учитель: каковы причины такого построения произведения?
Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.
в)Прием «словесное рисование»
Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?
Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:
На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.
Учитель: — Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?
Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.
УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.
Этап 5 Самостоятельная работа
Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.
Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.
I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:
— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?
2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:
— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?
3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:
— Как воспринимает пес обитателей квартиры?
4 группа (те же главы):
Как относятся к Шарику обитатели квартиры?
5 группа (те же главы):
Ученики (желательные ответы):
I группа:
— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.
II группа:
— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.
III группа:
— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.
Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.
IV группа:
— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».
Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?
Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».
Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?
Ученики : Рабская
V группа выявила этапы изменения Шарика:
— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.
Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?
Ученики : Предполагаемые ответы:
После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.
УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
Этап 6 Рефлексия
Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности
Подведем общий итог урока:
Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)
Ученики делают вывод:
Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.
Учитель :
— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?
Ученики: — Нет.
Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?
Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.
Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?
УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)
Домашнее задание:
1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).
2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).
3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).
4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)
Урок № 2
Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)
Этап 1 Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.
Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.
Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.
Этап 2 Актуализация знаний
Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.
Учитель : Затрудняетесь ответить?
Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):
Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?
Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:
— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.
— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.
— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения
Ученики совместно с учителем приходят к выводу:
— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.
Проверка домашнего задания.
Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.
(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);
курение;
семечки (нечистоплотность);
балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);
вульгарность в одежде и поведении;
аморальность;
пьянство;
воровство;
донос;
покушение.)
Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.
Проверка индивидуальных заданий.
Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:
— Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.
— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».
— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.
Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.
УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).
Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений
Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.
Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.
Характеристика Шарикова.
Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)
Аналитическая беседа.
Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.
— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?
— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?
Предполагаемые ответы :
— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.
— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».
Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.
(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!
А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?
3) Работа с блок-схемой.
Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?
(Клим Чугункин)
Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)
(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.
Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).
Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.
( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)
Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)
Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?
Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.
Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.
Беседа
Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?
Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.
Учитель: Почему же это так опасно?
Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.
Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.
Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?
Ученики: Очевидно, что нет.
Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?
Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.
Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?
Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!
Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».
Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?
Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.
Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?
Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.
Предполагаемые результаты:
Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.
УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).
Этап 4 Рефлексия
Упражнение «Интересно».
Заполнить таблицу:
В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.
УУД: регулятивные (оценка)
Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:
1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».
3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.
4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.
5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 5 классе обучается 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.
10 человек – 2004 года рождения, 7 человек – 2005 года рождения.
11 учащихся 5 класса воспитываются в полных семьях. Двое детей - из семей, потерявших кормильцев, двое воспитываются матерями-одиночками и один ребенок, в силу семейных обстоятельств, живет с бабушкой. Четверо детей воспитываются в многодетных семьях.
В основном материальный достаток в семьях средний.
Есть дети из малообеспеченных семей – 2 человека.
Учащиеся имеют разные способности. На основании анализа результатов наблюдений, проведенных диагностик класс можно разделить на три группы с разным уровнем развития:
1 группа – обучающиеся с высоким уровнем развития - 6 человек (35 %)
Они владеют произвольным и послепроизвольным вниманием. У них хорошо развито восприятие (зрительное, слуховое), все виды памяти, особенно образная, словесно-логическая, эмоциональная, долговременная. Эти дети владеют осмысленным запоминанием, легко воспроизводят ранее изученный материал. У них присутствует практическое, образное, логическое мышление, хорошо развита речь. Она эмоциональна, выразительна. Обучающиеся умеют отвечать на вопросы, давать полные и логические ответы. Эти дети всегда активно работают на уроке, находчивы, сообразительны, умеют отстаивать свою точку зрения, способны критично оценивать свои и чужие мысли. Они владеют научной терминологией, обнаруживают осознанность усвоенного, могут переносить знания с одних явлений на другие, могут аргументировать свой ответ. У них развит самоконтроль, адекватная самооценка, взаимооценка. Им нравится учиться, они работоспособны, настойчивы, усидчивы, самостоятельны.
2 группа – обучающиеся, имеющие средний уровень развития – 7 человек (41 %)
Обычно такие дети на уроке менее активны. Чаще всего они отвечают тогда, когда их спросят. У них, наряду с познавательными мотивами учебной деятельности присутствуют эмоциональные и социальные мотивы. Эти учащиеся быстро включаются в работу, но концентрация и устойчивость внимания у них средние. Хорошо развита механическая память, они способны хорошо заучивать правила, но при этом не всегда используют логические приемы, что снижает продуктивность долговременной памяти. Преобладает кратковременная память. Порой эти учащиеся с трудом делают выводы и обобщения. Мышление репродуктивное, практическое. Учащиеся легко используют отработанные приемы, неплохо выполняют задания по образцу, но усложненные или творческие задания даются им с трудом. Эти дети усваивают учебный материал, но не сразу. Для полного усвоения им необходимо 1-2 раза повторить нужные определения, правила, выводы. Они выделяют существенные признаки, анализируют, сравнивают, обобщают, но не всегда могут правильно установить причинно-следственные связи. Эти дети любят учиться, они умеют отвечать на вопросы, имеют хороший словарный запас, уравновешены, способны к волевому усилию, общительны.
3 группа – дети с низким уровнем развития – 4 человека (24 %)
Они практически не имеют мотивации к учебе, чаще всего на уроках они пассивны. Для этих детей характерно непроизвольное внимание, низкая его распределяемость и переключаемость, невысокая концентрация. У них преобладает образная память, низкий уровень развития логического мышления. Они быстро утомляются. Память кратковременная, недостаточно развиты зрительная и слуховая память. Этим детям необходимы упражнения с комментариями, задания по образцу, частое повторение изученного материала. Они нуждаются в постоянном внимании, индивидуальной помощи и контроле со стороны учителя. У этих детей речь развита слабо, они не могут объяснить свой выбор решения проблемы, затрудняются выражать свои мысли. Для них характерна слабая организация умственной и познавательной деятельности, низкая волевая регуляция деятельности и самоконтроля. Осмысленное запоминание материала затруднено, поэтому они медленно и не всегда результативно усваивают учебный материал. Среди сверстников ведут себя по-разному: одни замкнуты, другие общительны и раскованы, иногда проявляют агрессивность.
Обучающиеся 5 класса изучают географию по УМК:
- Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9, 10-11 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина) , Москва, Просвещение, 2009г.
- Учебник: А.И Алексеев и др. География 5-6 кл. Учебник для общеобразовательных организаций, М: «Просвещение» 2015г.
Методическая разработка урока:
Раздел: Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов)
Тема урока: Земная кора – верхняя часть литосферы (1-ый урок по теме)
Оборудование:
1.Интерактивная доска или ПК, проектор
2. Магнитная доска
2.Картина «Внутреннее строение Земли»
3.Для групповой работы: карточки-инструкции, оценочные листы, листочки на клейкой основе, фломастеры.
4.Фигура Дракона
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа г.Горбатов
Методическая разработка урока
Предмет: география
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний
Разработана:
Учителем географии
Забродиной Ларисой Владимировной
2016 г.
Земная кора – верхняя часть литосферы
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.
Задачи урока :
Образовательные : дать возможность ученикам познакомиться с внутренним строением Земли, с типами земной коры, с проявлением внутренних и внешних сил Земли, с движением литосферных плит и выявлением процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение обучащихся, .
Развивающие: развивать коммуникативные умения работать в группе, умение самостоятельной работы с учебником, умение преобразовывать текст в схему, развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, анализировать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о типах литосферных плит, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
|
Организационный этап | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1 мин |
||
Актуализация знаний | Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке? Что же мы о себе узнали? Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания? В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие? | Отвечают: Человек на Земле. Предполагаемые ответы:Как люди расселялись по планете?Какие расы и народы на Земле проживают. Вкаких странах и городах люди живут. Ответ: О нашей планете Земля. Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка. | 3 мин |
||
Постановка цели и задач урока | Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:
Твердая, состоит из множества горных пород Ребята, какова же цель нашего урока? А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить? Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера Задачи: 1.из каких слоев она состоит 2. что с ней происходит во времени и в пространстве | Ответ: литосфера Предполагаемые ответы: Узнать, что такое литосфера Нужно узнать из чего она состоит. Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет. | 5 мин |
||
Первичная проверка понимания | Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же? Вернемся к поставленному вопросу. Везде ли одинакова земная кора? В чем разница между ними: | Ответ: одно и тоже Читают п.1. Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии. Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового) | 7 мин |
||
Первичное закрепление | А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли» | В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его. | 3 мин |
||
Физкультминутка | Солнце глянуло в окно, Время отдохнуть пришло. Надо всем нам дружно встать. Раз присесть, достать до пятки. И плечами покачать. А затем, как на зарядке, Прямо и красиво встать. Руки вытянуть пошире И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Физкультминутка, как зарядка | Выполняют упражнения за учителем | 1 мин |
||
Актуализация знаний Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление Первичное усвоение новых знаний Первичное закрепление | Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры. Что же изменяет облик нашей планеты? Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние. Внутренние силы - это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод. Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ. Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2 )Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3) Я начинаю. В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона – Физическая Консультирует учащихся Вторая голова дракона-Химическая Органическая На магнитной доске прикрепляет макет дракона. Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке (Полная версия сказки см.Приложение 1) Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника. Что на этом рисунке изображено? Помогает делать вывод. Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили? | Предполагаемые ответы: Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др. Слушают объяснение учителя 1гр. Выбирают факторы физического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки 2гр. Выбирают факторы химического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки 3гр. Выбирают факторы органического выветривания, записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки От каждой группы выходит ученик и прикрепляет «у своей головы» дракона листочки с факторами, объясняя «сказочно» их действие Анализируют рис.44. Отвечают на вопросы учителя Литосферные плиты (читают название крупных литосферных плит), места их расхожения, схождения, разломы Делают вывод: Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии. Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены. | 15 мин 5 мин |
||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Предлагаю вам следующее домашнее задание: Базовый уровень:
Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке. | Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению. | 3 мин |
||
Рефлексия | Ребята, у каждого из вас на парте лежит 2 смайлика (веселый и грустный) Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке. Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось? | Поднимают смайлик. Высказывают свое мнение об уроке. | 2 мин |
Методики, применяемые на уроке:
Технология личностно-ориентированного обучения.
Обеспечивает развитие качеств личности, которые помогают человеку занять активную жизненную позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.
Дифференцированное обучение.
Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продуктивного обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Информационные технологии.
Они позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения.
Технологии сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Игровые педагогические технологии
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Педагогические методы и приемы:
Исследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность его обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.
Создание ситуации успеха - задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Метод проектов.
Дает возможность учащимся размышлять, сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Приложение 1
Сказка
В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая
1гр. Обрушила Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, повылетали мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Не унимается физическая голова: то пламенем огненным гору опалит, но мороз сильный на нее напустит. Трещит гора из-за перепада температур, а все свое твердит: «Все равно я самая красивая!»
2гр. Взялась за дело Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается.
3гр. Самой хитрой была Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами да рогами царапали гору.
Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел.
(Счастливый конец)
Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон Выветривание.
Приложение 2.
Карточка – инструкция
1гр. Физическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:
2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
2гр. Химическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
3гр. Органическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Приложение 3
Оценивание работы членов группы
Оценка | Критерии оценивания |
Предлагает свои идеи, активно участвует в обсуждении, дает высказаться другим, вежлив |
|
Активно участвует в обсуждении Прислушивается к мнению других вежлив |
|
Не участвует в обсуждении, но слушает других, Выполняет поручение группы |
|
Ничего не предлагает, ничего не делает, Внутреннее строение Земли Типы земной коры Виды выветривания Литосферные плиты Спасибо за работу! Разработка проблемного урока географии по теме «Антарктида» Цели урока: формирование знаний и навыков исследовательской работы в школе. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид урока : лекция с элементами беседы. Задачи урока: Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье: своё и окружающих. Обучающие: 1)познакомить учеников с историей открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева; экспедицией Р.Амундсена и Р.Скотта; 2)выявить особенности сурового климата материка, причины возникновения и взаимосвязь с физико-географическим положением; 3)углубить познания учащихся об Антарктиде в виде исследовательской работы на уроке. Развивающие: 1)продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления; 2)развивать умение формулировать выводы; 3)развивать четкость и образность речи. Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты путешественников, материки на магнитах, цитаты и карточки сбора в экспедицию. Эпиграф урока: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» Теннисон. Ход урока 1. Организационный момент: приветствие класса. 2. У вас на столах лежат листочки. Выполните задание. 3. Взаимопроверка. Выставление оценок. 4. - Я хочу предложить вам пройти путём одной пропавшей экспедиции и выяснить, какие ошибки были ею допущены, и можно ли было их избежать. Вы, наверное, уже знаете, что ни одной науке не принесено столько жертв, сколько сложено на алтарь географии. Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Я уверена, что вместе нас не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми трудностями. Начнём с того, что же мы знаем об этой пропавшей экспедиции? 1. Экспедиция отправилась в труднодоступный район земли, который долгое время не могли обнаружить, однако поиски велись многими исследователями. Давайте и мы пойдём по этому пути. Попробуйте вспомнить хронологию создания карты материков. (остановиться на Австралии). Однако сам Джеймс Кук не был уверен, что теперь на карту нанесены все материки, но считал не целесообразным дальнейшие исследования. Нам прислали запрос из Австралийского музея истории со словами Дж. Кука. Что же говорил он о дальнейших открытиях на земном шаре? (озвучивает ученик): «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы». Итак, какой же ещё южный материк не был открыт, и на это место ученые ещё долгое время ставили знак вопроса? Так вот, ребята, тема нашего урока сегодня – АНТАРКТИДА, 2. Изучение нового материала. - А вы знаете, почему это материк так называется? Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти » - против, т.е. территория, лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики. Однако, это высказывание опровергла русская экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, которые на кораблях «Восток» и «Мирный» открыли материк Антарктида, но лишь через 50 лет. Это произошло 28 января 1820 г. Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли покинули порт Крондштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к столице Бразилии – г. Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только смерть, таково было указание правительства России. И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли оказались заточены во льдах (просмотр слайда айсберги) и лишь умелое руководство командиров спасло экспедицию от гибели. (Записываем имена, названия, даты) В то время существовали такие законы, что стране-первооткрывателю принадлежала вновь открытая территория, к сожалению, в наше время всё по другому, но мы можем с полным правом гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские. Но ещё Джеймс Кук предупреждал: «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство…и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что мру его открытия не принесут никакой пользы». Однако наша пропавшая экспедиция решила проникнуть в самое сердце материка. Но, что же является центром Антарктиды? Назовите координаты. Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавшей экспедиции. Какой главный фактор будет влиять на выбор одежды, обуви, транспорта, инструментов? Ребята, климат играет очень важную роль, поэтому давайте остановимся на нем подробнее. Посмотрите еще раз на карту и скажите, где находится Антарктида (работаем с ФГП материка с помощью учителя). Определите положение Антарктиды относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. (Материк пересечён всеми меридианами Земли, почти целиком лежит за Южным полярным кругом.) Эта единственная точка южного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг её оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении. Самой северной точки (63°13 ′ ю. ш. 57°18 ′ з. д . ) являются самой северной точкой конт инента. Антарктиду часто называют: СТРАНА МОРОЗОВ И ЖЕСТОКОГО СОЛНЦА ХОЛОДИЛЬНИК ЗЕМЛИ Почему же Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца? А теперь давайте подтвердим правильность ваших слов по климатической карте атласа (работа с картами атласа). Почему в июле холоднее, чем в январе? Почему Антарктиду называют холодильником Земли, ведь есть же ещё и Северный полюс, однако там таких низких температур не наблюдается? От морозов может даже лопаться роговица глаз и возникать такая болезнь как снежная слепота. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения лёгких, возникает кашель. Посмотрите, ребята, при каких условиях проходила экспедиция. Ещё Антарктиду называют материком ЛЕДЯНОГО КОНТИНЕНТА ЛЕДЯНЫМ ПОГРЕБОМ (видеофрагмент и комментарии учителя) Почему же не тают эти льды? Отчего двигаются огромные глыбы льда и самостоятельно сползают в океан? Итак, мы видим, что Антарктида – это страна морозов, льда, жестокого солнца. Тогда какое атмосферное давление здесь образуется? (высокое) И в связи с этим Антарктиду ещё называют СТРАНА ПУРГИ Ребята, сегодня, прямо к нашему уроку пришло сообщение о погоде из метеорологической службы, которое попросила прислать ваша одноклассница. К сожалению, некоторые строчки расплылись, и осталось понятным только сообщение о ветре. Давайте зачитаем эти строчки: «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над входами в дома видны только на расстоянии нескольких метров». Физминутка Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой! Итак, Антарктида – это материк Морозов и жесткого солнца Холодильник земли Ледяной континент Ледяной погреб Страна пурги Учитывая всё это, мы можем собираться в путь – на поиски пропавшей экспедиции. В какое время года нам лучше отправиться почему? Ребята, у меня есть два рюкзака и вещи (СЛАЙД). Чтобы вы взяли с собой, отправляясь на поиски пропавшей экспедиции? Почему? Теперь мы готовы отправиться в путь. У нас получилось два рюкзака, которыми воспользовались две разные экспедиции (СЛАЙД). Одну из них возглавил норвежский исследователь Руал Амундсен (1872-1928), который заранее решил посвятить себя полярным исследованиям. Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе необходимых предметов при снаряжении экспедиции. В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. экспедиция Р. Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко преодолевала расстояния. 14 декабря 1911 года Руал Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась домой. Второй экспедиции, на поиски которой мы направляемся, не суждено было вернуться. Поэтому давайте попытаемся найти ошибки, которые допустила пропавшая экспедиция. Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Она отправилась на судне «Терра-Нова» («Новая Земля» из Новой Зеландии). Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на санках, запряженных лошадьми и моторных санях (СЛАЙД). – Какую ошибку допустили англичане, собираясь в экспедицию? Что случилось с лошадьми и санями? Почему это произошло? В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее, они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже стояла палатка, и реял норвежский флаг. Но, как известно, природа ошибок не прощает, и когда измотанные и уставшие за 79 дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе. Двое заболело снежной слепотой, один из путешественников сошел с ума и умер. Но особенно страдал один из них по имени Отс. Он обморозил обе ноги, и каждый шаг доставлял ему неимоверные страдания. Однажды он вышел навстречу пурге и, все понимали, что обратно он уже не вернется. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга. Сегодня на уроке у нас есть последнее письмо, которое было адресовано жене, нет, вдове Р. Скотта. Он писал: «…мы знали, что идём на риск. Обстоятельства не благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться проведению, решив дождаться конца…». Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным знаком на вершине – большим крестом из красного дерева со словами: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Как вы думаете, сейчас можно найти могилу Скотта и его товарищей? Почему? Впоследствии через много-много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие. В жизни каждого человека бывают сложные моменты, но при любых условиях важно бороться и искать, найти и не сдаваться! Это девиз сильных людей. И пусть эта пропавшая экспедиция была не первой на Южном полюсе, но подвиг капитана Скотта и его спутников до сих пор живёт в памяти людей и является эталоном мужества и отваги. 3. Закрепление знаний. – Итак, как вы думаете, почему экспедиции Р.Скотта не суждено было вернуться? Какие ошибки они допустили, и был ли шанс спастись? (Ошибки:- не учли суровые климатические условия; - неправильно выбрали оборудование и средства передвижения). 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. 5. Домашнее задание: с. 250-254, запишите ошибки, допущенные экспедицией в тетрадь. Наиболее яркие, запомнившиеся вам моменты путешествия изобразите в тетради в виде рисунка. Шепелева Ольга Фёдоровна Арбузова Елена Николаевна Котов Алексей Леонидович Энгелько Анастасия Владимировна Яхонтова Ирина Юрьевна Шумская Алла Владимировна География — эта наука, изучающая земли и их обитателей. В России география преподается в 5-11 классах школ. На нашем сайте материалы по географии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное […] План-конспект урока по географии по ФГОСВ данном разделе образовательного портала Конспектека представлены планы-конспекты уроков по географии. Конспект урока географии представляет собой подробный план, включающий содержание и подробное описание этапов занятия по этой учебной дисциплине. Грамотно составленный конспект урока служит преподавателю опорным планом проведения занятия, а также является документом, который используется при аттестации учителей географии. Поэтому можно сказать, что планы-конспекты уроков играют важную роль в процессе построения грамотного и эффективного процесса обучения географии в школах России. По новым требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) план-конспект урока географии должен отвечать следующим требованиям: цели, задачи и методы проведения урока должны отвечать возрастной группе учеников, цели и задачи занятия должны быть четко сформулированы, ход урока должен способствовать выполнению поставленных задач и достижению целей. Главными составными элементами конспекта урока по географии являются: тема, цели, задачи, вид, форма проведения, последовательность этапов, методические материалы и техническое обеспечение. На учебно-методическом портале Конспектека можно скачать конспекты уроков географии бесплатноПреподаватели могут разместить планы-конспекты уроков на различные темы на нашем Интернет-ресурсе и получить именные свидетельства о публикации авторского материала. Размещая свои наработки, Вы даете другим учителям географии перенять Ваш опыт и помогаете коллегам совершенствоваться. Все авторские наработки по географии на нашем портале можно совершенно бесплатно скачать в целях ознакомления. Помимо конспектов по географии на нашем сайте Вы найдете разработки по биологии , русскому , математике и всем другим предметам из учебной программы российских школ. План - конспект урока по теме "Австралия. Особенности природы Австралии" в 7 классе. Цель: формирование общего представления о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрытие причины этого своеобразия.Задачи
. Образовательные: установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы; определить какие природные зоны представлены в Австралии; ознакомить учеников с наиболее яркими представителями органического мира Австралии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала. Тип урока: комбинированный. Основные понятия: природная зона, эндемик, семейство сумчатых, фауна, флора. Планируемые результаты. Предметные: ученик научится давать определения, характеризовать природные зоны Австралии с использованием разных источников географической информации; представлять в форме творческой работы географическую информацию; устанавливать связи между географическим положением и природными условиями; объяснять причину своеобразия природы материка. Ход урока Этап 1 . Организация начала занятия Время: 30 сек Приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся (необходимые на уроке учебные пособия и принадлежности)Этап 2.
Актуализация знаний, настрой на работу на уроке, мотивация. Время: 3 мин. Проводится игра-аукцион. !!« Мы изучаем Австралию. Что вы можете сказать о географическом положении материка? Вспомните: как образовались материки. Игра «Аукцион знаний» !!Определяет победителя аукциона (того, кто последним отвечал), вручает « знак отличия» Вы в Австралии бывали? Этап 3. Определение проблемы, цели Время: 1 мин. !! « Я увидел дивный лес……» Может быть, то, что нам рассказали можно увидеть не только во сне? Действительно ли природа материка так своеобразна? В чем причина этого своеобразия? Как приспособились растения и животные к жизни в разных природных условиях? Хотите узнать? Тогда собирайтесь в путешествие! Определите цель нашего путешествия. Что мы хотим узнать? Проводится « мозговой штурм» (Ученики определяют тему и задачи урока) Этап 4.
Проверка домашнего задания. Время: 1 мин. !! «Какие знания необходимы, чтобы объяснить природу материка?» Ученики перечисляют. !! направить ход рассуждений. Называют: географическое положение, климат. !! «Давайте проверим ваши знания». Задания на карточках: Этап 5.
Усвоение новых знаний Время: 20 мин 1. Практическая работа. Задание: по карте природных зон определите природные зоны материка Австралия. Нанесите границы природных зон на контурную карту Ответьте: расположение природных зон в Австралии подчиняется закону широтной поясности? Какая природная зона занимает большую площадь? Этап 6.
Закрепление нового материала. Время: 8 мин. !! «А сейчас мы продолжим работу по составлению « Памятки отправляющемуся в Австралию» Чтобы вы добавили, изучив тему сегодняшнего урока? Ученики высказывают свои предложения, дописывают памятку. Этап 7.
Первичная проверка понимания. Контроль Время: 3 мин!! Заполните « карты пребывания» (тесты) Тесты. Взаимоконтроль – работа в парах Этап 8.
Информация о домашнем задании Время 1 мин. «Дома надо подготовить отчет о нашем путешествии.» Задание «От теории к практике» страница учебника 23.Задание в рабочей тетради. Закончить работу на контурной карте. По желанию: подготовить рассказ о животном Австралии, которое видели на слайде, но о нем не было рассказано. |