Урок вежливости в начальной школе. Внеклассное мероприятие "праздник вежливости и доброты"
Сценарий для начальной школы «Праздник вежливости»
МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Описание материала : Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов на тему «Праздник вежливости». Для достижения целей нравственного воспитания особое место принадлежит хорошей книге. Поэтому очень важно через чтение художественных произведений, постепенно знакомить детей с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.
Цель: Сформировать представления учащихся о нравственных нормах
общения и выработать навыки этического поведения.
Задачи:
Расширить знания учащихся о нравственных понятиях, входящих в представление о вежливости.
Выработать с учащимися критерии оценки поведения воспитанного человека.
Научить учащихся употреблять различные словесные формы вежливости, объяснить необходимость соблюдения правил поведения в обществе.
Демонстрационный материал : «Дерево добра»; выставка книг, запись песни «Улыбка»: слова М.Пляцковский, музыка В.Шаинский; «волшебные слова».
Раздаточный материал : цветы.
Ход урока :
Библиотекарь:
Ребята! Сегодня у нас с вами состоится необычное путешествие. Путешествие в страну волшебных слов. Слова эти обычные, простые, полезные и добрые. А волшебными они стали потому, что с ними всем вокруг радостней жить. Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет найти верных друзей. От этих слов улучшается настроение, расцветают улыбки.
Послушайте рассказ В.Осеевой - «Волшебное слово». (Чтение рассказа).
Вопросы :
Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?
Какое «волшебное слово» сказал старик Павлику?
Как его надо говорить?
Как Павлик пытался заставить брата взять его с собой кататься на лодке?
А «волшебное слово» помогло? Почему?
Одно ли волшебное слово изменило отношение окружающих к Павлику?
А вы всегда при общении с другими пользуетесь «волшебными словами»? Назовите их. (Ответы детей). (Библиотекарь вывешивает слова на стенде). Эти слова надо не только знать, но и уметь их произносить по «волшебному»: доброжелательно, вежливо.
Ваши одноклассники покажут нам сценку по стихотворению И. Кульской «Невежливая вежливость», а вы посмотрите, послушайте и подумайте, вежливый это мальчик, или нет. (Выступление детей)
И.Кульская «Невежливая вежливость»
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
«С добрым утром, дед Федот!»
Дед ругнул его спросонок:
«Убирайся, пострелёнок!»
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
«Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
«Ты, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!»
Петя очень удивлён –
Разве был невежлив он?
Вопросы:
Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
Какие вежливые слова произносил Петрусь?
Что бы вы ему посоветовали?
А что такое вежливость? (Ответы детей) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, скромность. Какого человека мы можем назвать вежливым? (Ответы детей) Правильно. Вежливый человек – доброжелательный, внимательный, скромный, отзывчивый, воспитанный, обходительный, уважительный, тактичный. Невежливый - дерзкий, грубый, неприветливый, невоспитанный.
Как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливым? (Ответы детей). Для того чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют «волшебными». Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Очень важно говорить их искренне, от души.
Какие вы «волшебные слова» говорите :
Когда здороваетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, другу – привет). Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Когда прощаетесь с кем-нибудь? (Ответы детей). (До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пути).
Когда извиняетесь перед кем-нибудь? (Ответы детей). (Извините, простите, извините, пожалуйста, прошу прощения).
Постарайтесь запомнить эти слова и чаще их произносить.
Давайте с вами запишем «волшебные слова» на цветах, которые развесим затем на нашем «Дереве добра». (Работа по группам)
Послушайте, пожалуйста, рассказ М.Бартенева «Самый вежливый».
Вопросы :
Почему мальчики решили проверить, кто самый вежливый?
Как они это делали?
Правильно ли так поступать? (Ответы детей).
Не только слова должны быть добрыми, вежливыми, но и поступки. Грубое, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям, говорит о плохом воспитании. Такого человека никогда не назовут добрым.
Чаще улыбайтесь и дарите окружающим хорошее настроение, чтобы всем рядом с вами было радостней жить. Будьте доброжелательны и вежливы. Живите в радости. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него всегда есть верные, надёжные друзья. Вежливый человек всегда заботиться о близких и друзьях, готов им помочь. Ребята, давайте все вместе составим правила вежливости. (Работа по группам)
Правила вежливости:
Будь вежлив всегда и со всеми.
Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь благодари; уходя, не забудь попрощаться.
Старшим, маленьким, больным уступай место в общественном транспорте.
Упавшему помоги встать, прояви сочувствие.
Совершай все хорошие поступки с доброжелательностью.
Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись.
Помогай младшим, заступайся за них, не обижай.
Никогда не капризничай и не груби.
Правила вежливости вывешиваются на стенде. Дети по очереди читают правила. Давайте ещё раз все вместе вспомним и повторим «волшебные слова». А помогут нам ваши одноклассники. Выходят учащиеся (держат в руках плакаты).
Ученик 1 (Добрый день)
Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Ученик 2 (Здравствуйте)
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Ученик 3 (Пожалуйста)
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Ученик 4 (Простите)
«Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду,-
Простите, я больше не буду».
Ученик 5 (Спасибо)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
Ученик 6 (Доброго пути)
Нам желают: «Доброго пути»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Библиотекарь
Этими добрыми словами закончилось наше путешествие в страну волшебных слов. Я думаю, вы научились пользоваться «волшебными словами» и всегда будете их дарить окружающим, чтобы становилось радостней вокруг. Говорите друг другу больше добрых волшебных слов и дарите улыбки. Будьте вежливы!
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей.
В.Боков
Звучит запись песни «Улыбка».
Список использованной литературы
Бартенева М. Рассказы.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1989.-144с.
Воспитание школьников.-2009.- №1-5
Воскобойников В. Дружба. - Л.: Дет. лит., 1991
Дружок: Книга для внеклассного чтения.- М.: Стрекоза, 2008
Осеева В.А. Рассказы и сказки.- М.: ООО «Книги «Искателя», 2005
Внеклассное мероприятие «Уроки вежливости» Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный.
- Вежливый – это такой человек, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный.
- Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму.
- Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
- Здравствуйте! Доброе утро!
- Добрый день! Извините!
- Простите! Добрый вечер!
- До свидания!
- До скорой встречи!
- Из словаря Ожегова С.И.
- Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
- Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
- Извините – попросить прощение.
- Спасибо – выражение благодарности.
- До свидания – приветствие при прощании.
- Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина должен первым произнести приветствие. А женщина должна первой протянуть руку
- Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
- Войдя в дом, или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки.
- В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.
- В транспорте вежливый мужчина обязательно уступит место женщине.
- Тем более пожилой.
- В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина.
- Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
- Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.
- Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям хорошо.
- Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту своё время.
- По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.
- Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
- Всегда уступай своё место в транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.
- Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.
- Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близкие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.
- Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.
- Не следует разговаривать с набитым ртом.
- Всё, что положено на тарелку, нужно съесть.
- Суп едят ложкой правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.
- Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
- Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.
- Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.
- откусывать от целого куска.
- После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)
- Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.
- Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято
- Растает даже ледяная глыба От слова тёплого СПАСИБО.
- Зазеленеет старый пень, Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
- Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО.
- Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
- Когда нас бранят за шалости, Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
- И во Франции, и в Дании На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
Провела: учитель начальных классов Новикова Лариса Николаевна
2 013 г.
Праздник вежливости
Задачи:
Воспитывать культуру общения учащихся, взаимоуважение, доброжелательность , способность чувствовать, понимать себя и другого человека, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Работать над выработкой положительных черт характера.
Действующие лица:
Мама – кошка Старичок – лесовичок
Котенок Птичка
Волк Медведь,
Маша Фея
Буратино Мальвина
Оборудование: магнитофон, запись мелодий, слова вежливости на табличках, слоги вежливых слов, названия улиц города Вежливости,
эпиграф: « Спешите делать добро».
Ход праздника:
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! - солнцу и птицам!
Доброе утро! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Добрый день, дорогие дети и взрослые! Здравствуйте!
Сегодня у нас необычный праздник – Праздник доброты и вежливости.
( раздается стук в дверь, появляется мама-кошка и ее ребенок-котенок)
Мама-кошка:
Здравствуйте, это начальная школа?
Мой ребенок пришел учиться.
Он такой у меня развитой!
Такой старательный, внимательный,
И такой замечательный!
Учитель:
Ну что ж, устроим экзамен.
Заходи-ка, Котенок, к нам!
Как тебя зовут?
Котенок: Мяу! Не знаю.
Учитель: А что ты должен говорить, когда встречаешься с взрослыми?
Котенок: Мяу! Не знаю.
Учитель: Извините, уважаемая мама-кошка, но не могу я его принять в этот класс.
Мама-кошка: Почему? Он просто растерялся.
Учитель: Он не знает у вас простые «Волшебные» слова.
Мама-кошка: А что это такое?
Учитель: Вот видите, вы сами их не употребляете и ничего о них не знаете.
Учитель: Давайте спросим у ребят!
Ребята, какие «волшебные» слова произносила мама - кошка?
(ответ детей: «здравствуйте»)
(мама-кошка огорчается, котенок начинает плакать).
Вы не расстраивайтесь, а лучше присаживайтесь и изучайте вместе c нами «волшебные» слова».
Учитель: Мы совершим путешествие в город Вежливости и Добра.
Ребята, кто из вас любит ездить на поезде? Замечательно! Вот на нем мы сейчас и отправимся в путь. А чтобы веселее было путешествовать,
Давайте споем песню: «Если добрый ты»
Мы начинаем наше путешествие с улицы Добрых слов.
Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.
В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит!». А какие «волшебные» слова знаете вы?
(Выходят пять учеников)
Здравствуйте
«Здравствуйте» - ты скажешь человеку,
«Здравствуй» - улыбнется он в ответ.
И, наверно не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Пожалуйста
Отменить что ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что сказал – забывать.
А если я все же забуду, -
Простите, я больше не буду!
Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота, всем идущим:
Кузнецу, врачу, ткачу –
«С добрым утром» я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед,
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
(звучит фонограмма стука колес поезда)
Игра: «Собери вежливое слово»
Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)
Пока ребята составляют слова, мы поиграем в рифмы. Я буду читать стихи, а вы добавляйте нужные слова.
Игра: «Доскажи словечко»
В обмене добрых слов участвуйте
И говорите чаще:
Дети: «здравствуйте»
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо …
Дети : «кланяться»
Все поступают мудро,
Когда говорят…
Дети: «доброе утро»
Если вы друзей уважаете,
При встрече спросите:
Дети: «как поживаете?»
Хорошо говорить при встрече
Всем знакомым …
Дети: «добрый вечер»
Не забудьте, что на прощание,
Надо всем говорить …
Дети: «до свидания»
Учитель: Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик Вредных советов
Жители этого тупика приготовили вам по одному вредному совету.
А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.
Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель: Какие ошибки? Давайте исправим их.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе –
Ты оставь подарок дома –
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай,
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал –
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда
Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла.
Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой – то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!»
Вот кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
«Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?»
Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»
Учитель: То, что говориться в этих советах, конечно, делать нельзя. Нужно
Проявлять доброту и заботу друг о друге.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы въезжаем в Парк Сказок.
Всю свою жизнь, с самого раннего детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают, что за все то, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Доброта - это признак силы
и великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов.
В сказках добрые люди всегда красивы. Героиня одной из сказок
сегодня у нас на празднике. Встречайте добрую Фею!
(под музыку появляется добрая Фея)
Фея: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день! Какой чудесный зал! Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами:
« Спасибо» и «пожалуйста», «прости» и «извини» –
Это не слова, а ключик от души!
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения
Есть еще одна – таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»- волшебные слова
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет.
Перед волшебным словом двери отворяются
Пусть оно почаще повторяется
Учитель: Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.
Потому что «здравствуй», значит, будь здоров!
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово «здравствуй» повторить с пора.
Фея: А сейчас я всех приглашаю поиграть.
Игра: «Здравствуйте»
Правила игры: Все встают в круг. Водящий идет за кругом, задевает одного из играющих. Оба бегут в противоположные стороны. Встретившись – останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «здравствуйте, меня зовут. . .» (по очереди называют свое имя). Затем бегут дальше, стараясь занять пустое место. Кто не успел – становится водящим.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: А теперь пора приниматься за дело, мы оказались с вами на
аллее Задач. В условиях этих задач есть кое – какие ошибки.
Слушайте внимательно и исправляйте их.
Мальвина дает урок вежливости Буратино:
Мальвина: Подумайте, Буратино, как бы вы поступили в данных ситуациях:
Девочка возмущенно жалуется маме: « Во дворе мальчик, такой невежа, зовет меня Анькой». « А ты его как зовешь?» - спросила мама. « А я его вообще никак не зову. Я просто кричу ему: «Эй, ты!»
Права ли Аня?
Буратино: Конечно, не права. У него же есть имя, надо было кричать: Эй, Петька!
(выслушиваются мнения детей)
Мальвина
Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Увидев учителя, Максим подбежал к нему рассказывать, какой интересный фильм он вчера посмотрел.
Какую ошибку допустил Максим?
Буратино : А, знаю. Надо было не подбежать, а подойти. Правильно?
Мальвина
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Мальчик допустил 3 ошибки. Какие?
Буратино : Наверное, не надо было кричать?
Ребята, помогите найти еще две ошибки
(пожалуйста, который час)
Мальвина
В дверях встретились два мальчика: одному 7 лет, а другому 10. Кто кого должен пропустить?
Буратино: Я знаю, знаю! Тот, кто младше должен пропустить старшего!
Ответ: самый вежливый
Учитель : А сейчас давайте поиграем.
Игра «Не ошибись, пожалуйста»
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте,
пожалуйста
!
Поднимите руки!
Будьте добры
, похлопайте в ладоши!
Присядьте!
Попрыгайте,
пожалуйста!
Наклонитесь!
Потопайте,
пожалуйста
.
Руки вперед!
Пожалуйста
, улыбнитесь друг другу!
Будьте добры , присядьте.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Мы попали с вами на Веселую полянку . Давайте выйдем из поезда
и немного отдохнем.
Песня – танец: «Делай, как я!»
А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их.
Частушки
Все: Растяни меха гармошка,
Эх, играй, наяривай!
Слушай правду ты о детях
И не разговаривай!
1 Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
На уроках наша Лена.
Не поет и не шумит,
Но визжит на переменах
И гремит, как динамит.
3. Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
4. Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!
В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои -
Петухи у нас свои.
Все на музыке поют,
Димочка стесняется,
Но зато на перемене
Рот не закрывается.
Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.
Все:
Вам частушки не от скуки,
А для пользы пели мы.
Пусть теперь поднимут руки
Те, кого задели мы.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Мы въезжаем на Театральную улицу. Здесь у нас состоится знакомство с девочкой Машей из сказки «Волшебный цветочек»
Инсценирование сказки «Волшебный цветочек».
Действующие лица:
Маша Старичок - лесовичок
Птичка Волк
Медведь
Учитель: На свете странная девочка есть
Она сама умеет кашу есть
И кукол умеет рисовать
И собак дрессировать
Но только скажет мама:
«Спать пора» -
она рев заводит до утра:
Маша: Не просите меня, я спать не хочу,
Не могу я лежать, лучше в лес убегу!
Учитель: И однажды после этих слов она очутилась в лесу.
Маша: (плачет) Ой, я, кажется, заблудилась.
Что же мне теперь делать?
Птичка: Чик-чирик, чик-чирик,
Здравствуй, девочка!
Маша: Птичка, я заблудилась!
Капризничала, и вот оказалась в лесу. (плачет)
(птичка летает, не обращает на девочку никакого внимания)
Маша: Я забыла сказать «Здравствуй птичка!»
Птичка: Не плачь, девочка, я помогу тебе.
Полечу вперед, а ты за мной иди.
Приведу я тебя к Старичку-лесовичку.
Он все знает.
(звучит музыка, птичка летит впереди, Маша идет за ней)
Птичка: Здесь живет Старичок - лесовичок.
Маша: Старичок - лесовичок, покажись, появись.
Не показывается. Позову его погромче.
Ой, я забыла сказать «Пожалуйста».
Покажись, пожалуйста, Старичок – лесовичок!
Старичок – лесовичок: Здравствуй, Машенька!
Здравствуй, милая!
Маша: Здравствуйте, Старичок – лесовичок.
Заблудилась я, капризничала дома.
И вот очутилась в лесу.
Помогите мне, пожалуйста, дорогу домой найти.
Старичок – лесовичок: Не плачь, Машенька! Вижу, поняла ты, что плохо делала.
Помогу тебе. Дарю тебе волшебный цветок. (протягивает)
Понюхай его и сразу добрее, вежливее и веселее станешь.
(Маша нюхает цветок, звучит волшебная музыка)
Маша: (оглядывается по сторонам) Ох! Какая кругом красота!
Какой замечательный лес!
Спасибо, Вам, Старичок – лесовичок, за цветок.
Старичок – лесовичок : Пожалуйста, Маша. Иди прямо, если тебе понадобиться помощь, цветок поможет.
Маша: Спасибо, Старичок – лесовичок, до свидания!
(идет Маша дальше, а на встречу, волк идет)
Волк: Я, злой и страшный серый волк,
В девчонках вкусных знаю толк!
Съем тебя, девочка!
Маша: Здравствуй волк! Не ешь меня!
Лучше понюхай цветочек.
(нюхает)
Волк: Что со мной? Зубы не щелкают, и злость пропала.
Нет, не буду тебя есть. Очень уж ты хорошая и пригожая.
(уходит, звучит музыка)
Учитель: Идет Маша дальше, а навстречу ей - медведь.
Медведь: А это кто еще в лесу?
Заломаю, раздавлю и растопчу.
Маша: Здравствуй медведь! Не трогай меня!
Лучше понюхай цветочек. (нюхает)
Медведь: Что случилось со мной? Стал я легок, хоть большой!
Никого не раздавлю, никого не растопчу. (уходит)
(идет Маша, поет песни)
Маша: Долго по лесу я шла,
Но дорогу я нашла.
И пришла во второй «а» класс,
Чтоб порадовать всех вас.
Я цветок вам покажу,
Что волшебный расскажу,
Волк не стал кусаться,
Медведь лесных зверей давить.
И я стала вежливой, ласковой
Будьте, дети, и вы добры
Будьте ласковы и умны.
А этот цветок я оставлю вашему классу.
Хором: Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут. Сердца все согревая,
Как маленькие теплые костры.
(звучит фонограмма стука колес)
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной
площади города Вежливости – площади Добра.
Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?
( выслушиваются ответы детей)
Послушайте стихотворение
Ученик: Что слаще всего? Я спросил у ребят
Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят.
Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!
Кишмиш называют, халву, наконец.
Но слаще халвы и всего остального
Сердечное, доброе слово
Игра: «Ласковое слово»
Учитель: Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковое слово». Я называю слово, например «ветка», а вы должны сказать это слово, но уже ласково – «веточка».
Мама – мамочка, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце.
(Обращается к маме-кошке и ее котенку)
- Ну что, Котенок, понравилось тебе наше путешествие по городу Вежливости? Чему ты научился у нас?
Котенок: Многому на празднике мне пришлось узнать,
Теперь в трамвае место я всем буду уступать.
«Здравствуйте» при встрече буду говорить,
За подарки, помощь, всех благодарить.
Буду очень вежливым, - и прошу я вас:
Пожалуйста, зачислите меня во второй класс!
Учитель: Надеюсь, что не только мама-кошка и ее котенок узнали для себя нужное и полезное, но и все ребята, которые были на этом празднике.
Научиться правилам вежливости совсем не трудно, стоит только захотеть. «Волшебные» слова помогут в жизни, надо только всегда помнить о них и вовремя говорить.
Делайте людям добро и Добро к вам обязательно вернется!
Наш тематический праздник подошел к концу, и закончим мы его
«Песней о доброте».
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы "Вежливость и Доброта!". Сценарий
Мероприятие предназначено для учителей начальной школы, воспитателей для проведения занятие по правилам этикета.
Автор
: Гашкова Вера Алексеевна, учитель МБОУ СОШ № 55, г.Нижний Новгород
Цель:
повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях.
Задачи:
-знать правила этике;
-уметь применять свои знания в различных ситуациях;
-создать благоприятную психологическую обстановку.
Оборудование:
презентация к мероприятию, Ватман, картинки для картины(домик, облако, деревья, цветы, птицы и т.д.), весы с чашами, карточки из картона.
Ход мероприятия.
Ведущий: Сейчас состоится не совсем обычное соревнование- турнир Вежливости и Доброты. Мы думаем, что не исчезли ещё из нашей жизни воспитанные люди. Желаем вам успехов в состязании, и пусть победит самый умный и воспитанный. Мне будут помогать мои друзья- это Вежливость и Доброта.Вежливость:
Чтобы в вежливом турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить.
Доброта:
Победить в турнире очень не легко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья.
Победить в турнире очень не легко.
Ведущий объявляет 1 конкурс:
«Словарь вежливых слов»
(дети отгадывают загадки)1. Растёт даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо)
2.Зеленеет даже пень, когда услышит…(добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…(здравствуйте) .
5 Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания) .
Вежливость и Доброта: (читают стихотворение по очереди по строчке)
Молодцы, ребята!
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
На тех, кто послабее
Вы нападать не будете
Пред сильным не робея.
Ведущий объявляет 2 конкурс.
Как вы умеете вести себя за столом, в гостях.
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? (прежде, чем войти в квартиру, необходимо хорошо вытереть ноги, чтобы не наследить)
2.Кто первым здоровается: мужчина или женщина? (мужчина, женщина здоровается первой, когда проходит мимо группы стоящих знакомых людей)
3. Какие слова произносим при встрече? при прощании?(дети называют)
4.Кому можно сказать слово «привет»? (Своим добрым знакомым, одноклассникам, ровесникам, Но никак не человеку старшего возраста, учителю)
5. А можно ли здороваться с незнакомыми людьми? (конечно, нет)
. И это было бы глупо. Но если вы обращаетесь к незнакомому человеку с просьбой, то должны обязательно поздороваться прежде, чем что-то спросить.
6. Кто кому должен уступить место (младшие– старшим, если в комнату заходит девочка и нет свободного места, то мальчик обязан встать и уступить место)
Ведущий
объявляет 3 конкурс.
«Ситуация»
Что неправильно сделано?
1. Девочка мальчика угостила конфеткой. Мальчик сказал «спасибо», но тут же, съев её , бросил фантик на пол.
2. Телефонный разговор: «Привет, Лёнька, а ты завтра в лагерь пойдешь? И я пойду».-И бросил трубку.
(Детей в этом конкурсе можно разделить на группы или команды и они придумывают свою ситуацию.)
Ведущий:
объявляет 4 конкурс.
Правила гигиены
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Какие правила гигиены вы знаете? (Дети перечисляют различные правила)
Ведущий:
объявляет 5 конкурс.
Планета Земля.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Когда человека можно назвать добрым?
(это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми. Добрый человек любит природу и бережёт её.)
Вежливость и Доброта:
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла.
Ведущий
объявляет 6 конкурс-игру
Герои наших сказок.
Определяем добрых героев. Если герой сказки добрый, то хлопаем в ладоши, если злой- закрываем лицо ладошками.
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.
На кого бы вам хотелось быть похожими?(Дети отвечают)
Ведущий
объявляет 7 конкурс.
Весы добра.
(Нужно приготовить весы, таблички из картона, чтобы был виден перевес чаши со словами добрыми).На одну чашу весов мы будем класть «зло»(таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь ), а на другую «добро»(любовь, дружба, отзывчивость, милосердие, сердечность, сопереживание, вежливость и т.д.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло и невежество. Так и в жизни: маленькая капелька добра, сливаясь с другими, превращаются в ручеек, ручеёк- в реку, река- в море добра.
Заключение
.Ведущий: Давайте вместе и мы с вами сделаем одно маленькое доброе дело- составим картину. (На чистый лист бумаги приклеиваем заготовки (дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей ) так, чтобы получилась картина в виде аппликации)
Название «Добро побеждает зло».
Хорошо быть добрым и вежливым.
Так давайте дадим клятву :
Клянемся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свиданья!
Нет в мире выше званья.
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы
«Этикет и вежливые слова»
Этот конспект внеклассного мероприятия направлен на закрепление знаний о правилах поведения человека среди других людей, на воспитание культуры поведения школьников.
Цель: систематизировать знания о правилах поведения, об этикете.
Задачи:
1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей
2) расширять кругозор, обогащать словарный запас
3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения
Оборудование : костюмы героев, компьютер, диски с песнями, лекарство-витамины
Методические приемы : беседа – диалог, инсценирование сказки, игра «Вежливо – невежливо», подведение итогов.
Ход мероприятия:
Добрый день, ребята, приготовились – руки подняли вверх. Все дружно скажем:
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи,
Быть людьми хорошими – ты нас научи!
Молодцы, посмотрите вы все улыбнулись и у всех стало хорошее настроение, даже у тех, кто был грустным!
Дети, а вы знаете, что для того чтобы быть вежливым, надо знать этикет. Сейчас мы с вами разберемся, что такое этикет.
Человеку надо много знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и много другие. Люди придумали правила для всех случаев поведения и называли их этикетом. Что же такое этикет?
Что такое этикет? Это каждый знает. То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьезное дадим определенье .
Чтение стихотворений детьми.
1. Этикет – это правила поведения человека среди других людей.
Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.
2. Этикет – серьезный он
Так не топайте как слон.
Здесь поклон, вам – привет,
Вот что значит этикет.
3. Будь опрятным, не кричи,
Словно по весне грачи.
Не дерзи, улыбнись,
После танца поклонись.
4. И хоть нам не много лет,
Уже знаем этикет.
Все хотим изучить.
И воспитанными быть!
Мы часто слышим выражение «Вежливый человек. Какого человека называют вежливым?
Вежливый - соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.
В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».
Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?
А теперь давайте с вами разобьемся на группы и поиграем в игру, и узнаем кто из вас знает добрые и вежливые слова.
У вас на парте лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова, которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.
1группа
Слон муравью уступает дорогу;
Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.
2 группа
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: Привет!
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик,Здравствуй!
3группа
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
4 группа
Театр открывается! К началу всё готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово!
До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых три.
5 группа
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: - Извини!
6 группа
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: - Спасибо!
7 группа
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: - Пожалуйста!
Перечислите подчеркнутые слова. Как можно назвать эти слова?
(вежливыми)
Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с первым заданием!
А давайте теперь с вами отправимся в прошлое и узнаем, откуда взялись вежливые слова и вежливость?
«Путешествие в прошлое»
А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой, математикой.
Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали. прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей лучше, понятней.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
А какие вы знаете пословицы о вежливости?
Доброе слово – слаще меда.
Доброе слово согревает, дурное – огорчает.
Скромность, аккуратность, вежливость украшают человека.
О чем вы услышали в стихотворении?
Чему учит это стихотворение?
Молодцы ребята, а теперь давайте с вами поиграем, чтобы закрепить наши знания и стать еще более вежливыми.
Игра «Будь внимательным».
Ведущий просит вас, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
- встаньте, пожалуйста;
-попляшите;
-похлопайте в ладоши, пожалуйста;
-покружитесь, пожалуйста;
-закричите;
-поднимите руки вверх, пожалуйста;
-потопайте ногами;
-руки вперёд;
-сядьте за парты красиво, пожалуйста.
Молодцы, все справились правильно, давайте еще поиграем.
А сейчас я предлагаю вам игру-викторину «Доскажи словечко»
Работа в парах (на листочках)
Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.
Какие вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю
найти друзей им «проходите пожалуйста»
Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой
мирить, если я обидел друга и дружить.
хочу помириться, я могу сказать
Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста
быть гостеприимными, когда ко
мне приходят гости я всегда
Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или
к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, скажите..
начните фразу со слов
Проверяем. Зачитывают. Кто не согласен?
Физпауза
Игра “Вежливо - невежливо”.
Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы т опаете ногами. Начнем.
Поздороваться при встрече
Толкнуть и не извиниться
Свистеть, кричать, шуметь в школе.
Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя.
Помочь поднять упавшую вещь.
Не уступить место в транспорте.
Помочь подняться по лестнице.
Попрощаться уходя.
Игра «Вежливые слова» ( вставить их хором)
Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»
Молодцы ребята, все играли очень хорошо. Я думаю, что у нас в классе нет не вежливых детей! Я надеюсь, что вы всегда и везде будете соблюдать этикет и пользоваться вежливыми словам и люди будут к вам относиться с уважением и добротой!
А теперь давайте с вами попрощаемся правильно, добрыми словами. Дети говорят. Каждый по вежливому слову:
До свидания…
До завтра…
До встречи…
До скорой встречи…и т.д.
учитель благодарит за работу детей, а дети за интересное мероприятие учителя.