Урок на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными обстоятельственными.doc - Конспект урока по русскому языку на тему " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс, русский яз
МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ
Урок на тему:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
9 класс
Учитель: Юсупова Алсу
Расыховна
г. Буинск - 2014 г
Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
Урок в 9 классе
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить уч-ся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных;
Научить определять значения придаточных обстоятельственных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, составлять схемы, правильно употреблять их в речи, отличать от других видов придаточных.
2.Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности.
Развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
Воспит ательные :
Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других обучающихся в условиях работы в группах,
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, презентация, индивидуальные карточки, музыка.
Тип урока : «урок открытия нового знания»
Форма организации учебной деятельности : групповая, парная, индивидуальная
Обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР,
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФАЙНД ЗЕ ЗИБ, ТОКИН МЭТ
Ход урока
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А.С. Пушкин
1 . Организационный момент.
(Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Всего 5 столов. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт .
Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.
Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
2. Актуализация изученных знаний.
У: - Ребята, моим помощником будет консультант Алчин Т. Он с вами проведет разминку. Посмотрите на слайд. Напишите получившиеся словосочетания . (Задание 7 из ОГЭ)
2.1 Разминка ( ТАЙМД РАУНД РОБИН) (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени, например, 15-20 сек.)
Н-р: участник 1- согласование, 2- управление, 3-примыкание, 4- ход работы
А) Замените словосочетания , построенные на основе управления,
синонимичными словосочетаниями со связью согласования .
правила школы – школьные правила
порывы творчества – творческие порывы
Б) Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
стеклянная дверь – дверь из стекла
казачьи набеги – набеги казаков
В) Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Напишите получившиеся словосочетания
с горечью думала – горько думала
исчезла на время – временно исчезла
Проверьте себя (Слайд)
У: - Ребята, в каком разделе изучается словосочетание?
Д: Синтаксис
У: А что еще изучает синтаксис?
Д: Предложения.
2.2 МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР . Исследуем «Сотрудничество» (Модель создают каждый участник)
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР : Сотрудничество на уроке
Понимание и осознание понятий и концепций. (2 мин.)
Обязательные Необязательные характеристики характеристики
Противоположные
Предложение
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (учащиеся обсуждают ответы в команде
по очереди более одного круга)
Затем уч-ся составляется командная модель. Уч-ся делают обобщение по 4 примерам и участник № 4 заполняет модель.
Ответы:
Обязательные характеристики : знак завершения, грамматическая основа и др.
Необязательные характеристики : один главный член, знак выделения, вводные слова и др.
Примеры : Сложные, простые, с обращением и др.
Противоположные примеры : словосочетание, слово с предлогом, предлог и др.
У: Таким образом, все предложения по свое структуре могут быть простые и сложные.
2.3 “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).
(Схема записана на доске.)
Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты. Дают определение ССП и СПП.
Ознакомление с новым материалом
(ФАЙНД ЗЕ ЗИБ)
Учитель уч-ся предлагает три предложения:
Два невероятных факта
Одну правдивую выдумку
ФАЙНД ЗЕ ЗИБ
1 . В 1 предложении слово «которым» является союзным словом и относительным местоимением.
2. Местоимение «собой» изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа.
3. Предложения №1 и№2 являются спп с придаточными изъяснительными.
1. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
2. Нечаянный лист прошуршит
И кратким паденьем внушит,
Что осень собой означает.
(Ю.Гречко)
3. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
А) На доске даны 3 предложения. Какой группе спп по значению вы их отнесете?
У: Какие это предложения? Составьте к ним схемы предложений.
Дети затрудняются, т.к. не знают правила? Для этого они должны узнать, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, и с помощью каких средств они могут присоединяться в предложении.
У: - Какова тема сегодняшнего урока?
Д: СПП с придаточными обстоятельственными. (Уч-ся записывают число, тему урока). Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?
Ребята, а свяжем нашу тему с прекрасным временем года. А вот о каком времени года пойдет речь? Вы догадаетесь, когда вы посмотрите сценку.
Б) Сценка (выходят 2 уч-ся)
Т: Аделя, ты любишь осень?
А: А за что ее любить? Осенью грязно, постоянно моросит дождь, да и посмотри за окном, холодно!
Т: Аделя, ты не права, ведь осенью не всегда идут дожди, и это время года может быть прекрасным. Я думаю, что смогу тебя в этом убедить. Вот послушай.
А: И слушать не хочу!!! (Тимур читает стихотворение).
Я люблю тебя, милая
осень
!
Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...
Опрокинута красок палитра,
В сарафанах деревья пестрят,
По асфальту дорог антрацита,
Медных листьев пригоршни летят...
Веселит золотое убранство,
Ароматы осенней поры -
Это рдяно-червонное царство,
Вздох лесов, ржа полей и грибы...
С листопадом мечты закружились,
И надежды, как птицы, дразня,
В моих снах навсегда поселились,
Осень рядом - теперь жду тебя!..
(Учащаяся поражается чтению)
Т: Аделя. Что с тобой? Тебе не понравилось?
А: Боже, как прекрасно! Это восхитительно! Теперь я поняла!
Т: Аделя, что поняла ты? (с возмущением)
А
:
Ах,
Осень
! Как можно её не любить!
Скажите, за что не любить её можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Т: Ребята, а вам нравится время года - осень?
А: А чем это время года вас привлекает? (опрос 2-3 уч-ся)
Слово учителя: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.
Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.
Работа с текстом:
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. (Паустовский Константин Георгиевич)
– Какова основная мысль?
– Прочитайте предложение, где говорится о наблюдательности автора. Запишем его. Комментированное письмо.
( Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю )
– Выделите главную и придаточные части графически.
– От чего мы задаем вопрос к придаточной части? (От всего предложения).
– Какой вопрос вы поставите от главного предложения к придаточному?
– Выделим грамматическую основу.
– Построим схему предложения.
– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов или союзов)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)
Итак, заполним таблицу:
1. Вид придаточного
обстоятельственное
2. Вопросы
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? При каком условии? Почему? С какой целью? и др.
3. Контактное слово (часть речи)
Относится ко всему главному предложению
4. Средства связи.
союзные слова : как, насколько, где, куда и др.
союзы : когда, пока, чтобы, что, если, хотя, словно и др.
(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)
– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном обстоятельственном.
У: Откройте учебники на стр.77-78 и прочитайте правило. Ребята, все ли мы указали в таблице. (Дети читают, делают выводы)
4.Формирование знаний, умений, навыков по изученную тему.
А) По данным схемам составьте 2 предложения с спп с придаточными обстоятельственными на тему «Осень в лесу»
(Когда…), .
, ( для того чтобы … )
(Уч-ся составляют предложения) А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка..Затем уч-ся по выбору читают свои предложения.
Б) ТОКИН МЭТ
1 этап («мозговой штурм»):
А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.
2 этап (создание связей и формулирование вопроса):
Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:
Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме
3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):
А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.
Б) Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.
5 . Рефлексия.
Проблемные вопросы:
Что нового мы узнали сегодня на уроке
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?
Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
1. Кто научился распознавать спп с придаточными обстоятельственными, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 111 из параграфа 12.
2 Кто научился в текстах находить спп с придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания, составлять к ним схемы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 112 из параграфа 12
3. Кто понял тему «СПП с придаточными определительными», научился их находить в текстах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 5-6 четверостиший из стихов русских поэтов 19 века, где встречаются спп с придаточными обстоятельственными ».
4. Задания для умников и умниц!
Придумайте самостоятельно задание на тему «СПП с придаточными обстоятельственными» и проведите его на следующий урок с классом.
Карта самооценки
ФИ уч-ся_____________________________________
Задания
Знаю хорошо
Делаю ошибки
Нужна помощь
Разминка
МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР
Работа с текстом
Работа со схемами
ТОКИН МЭТ
(!) (?) (???)
Впечатления от урока
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
____________________________________________
СПП с придаточными обстоятельственными
Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».
Ход урока
Проверка домашнего заданияРассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
Повторение ранее изученного материала Осложненное списываниеСписать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)
- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)
Распределительный диктант
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)
Ключи к диктанту:
- с придаточным цели;
- уступки;
- места;
- времени;
- образа действия и степени;
- условия;
- причины;
- сравнительные;
- следствия.
Самостоятельная работа
Вариант I
Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.
[...], (когда...).
(Пока...), [...].
[..., (когда...),...].[... сущ.], (когда...).
[..„(куда...), ...].[... глаг.], (когда...).
Вариант IIСоставьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III
Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...
Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант
Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)
IV. Итоги урокаДомашнее заданиеИспользуя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
Составила: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШДС № 15 Довалева Е.И.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Цели: | а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП в) воспитание культуры речи с использованием СПП г) совершенствование пунктуационных навыков |
Вид урока: | Урок усвоения новых знаний |
Оборудование: | Доска, мел, учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы |
Мотивация деятельности учащихся и учителя: | Использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса |
ХОД УРОКА
I . Орг.момент
II. Введение Краткое сообщение, предваряющее тему. Вопрос о том, какая тема пройдена. Зачем? С какой целью?
Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи. При изучении темы будут использованы схемы, таблицы, с помощью которых, я думаю, тема станет еще более понятной. Итогом темы будет т/а. Каждый этап работы будет соответствовать принципам активного обучения: введению, вовлечению, основной сути, обратной связи. Не забываем, что обратная связь - это основной этап урока.
Итак, первый этап - словарная работа .
Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.
Сочинение - «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.
Сочинение - это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.
Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)
II этап урока. Основная суть. Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.
Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.
Вопросы классу:
- Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
- Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
- Дайте определение СПП предложению, пример.
- Расскажите о структуре СПП.
- Перечислите средства связи в СПП.
- Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.
Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных ранее изученных.
[ х ], (что) - изъяснительное
[ х ], (какой) - определительное.
Приведите примеры, соответствующие схемам.
Коллективная работа с текстом.
III этап урока. Переходим к 3 этапу нашей работы - вовлечению.
Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).
На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.
Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).
Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).
Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.
IV Следующий этап урока - обратная связь.
Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.
Объяснительный диктант
Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
(Когда -- ====), [-- ====] – обст. времени.
Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.
[-- ==== указ. сл.], (где -- ====) – обст. места.
Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.
[-- ====], (чтоб ====) – обст. цели.
Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.
[-- ====], (что ====) – обст. степени.
Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.
[-- ====], (словно -- ==== и ====) – обст. сравнит.
Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).
А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)
Давайте усложним задание.
По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.
Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.
[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). [-- ==== указ. слово тот + сущ.], когда (====).
Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.
[-- ====], (когда ====) – придат. времени
Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.
Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда - союзное слово, а во втором - подчинительный союз.
ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Слово учителя. Оценка уровня достижений учащихся.
Сегодня мы продолжали изучать большую и сложную тему. Итогом темы будет т/а. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Мы в данном случае выглядели бы не лучшим образом.
Домашнее задание: Учебник, стр. 50-51, упр. 107.
3. Как вы думаете, почему именно такие предложения используют для формулировки заданий?
IV Обратная связь.
Возьмите свои учебники по другим предметам. Обращали ли вы внимание, что задания в них формулируются односоставными предложениями?
Выпишите несколько заданий из разных учебников. Выделите грамматические основы в выписанных предложениях.
Укажите, какие предложения используют в формулировках заданий по другим предметам?
Таким образом, мы убедились, что односоставные предложения - предложения с точной и лаконичной информацией; увидели на примерах, что они широко используются в алгебре, геометрии, физике, их любят поэты. И тем самым достигли цели урока. А помог нам в этом учебник.
Слово учителя. Книга, лежащая перед вами, необходима не только в школе, она пригодится и в дальнейшем, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с русской речью, русским языком. Берегите эту книгу, ведь она станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы.
14.12.2015г. Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
продолжить знакомство со сложными предложениями
учиться определять типы сложноподчиненных предложений, выяснять общее и различное между ними;
выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
совершенствовать навык постановки знаков препинания.
Основные задачи:
Обобщить изученное по теме «Сложное предложение»
Проверить сформированность навыка постановки запятой в сложных предложениях.
Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.
Формировать умение работы с тестами, заданиями разного уровня и характера (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ВОУД и ЕНТ)
Оборудование: индивидуальные карты оценивания для учащихся, карточки для индивидуальной работы, флипчарты (таблица «Верные/неверные утверждения», распределительный диктант, закрепление нового материала).
Знать и уметь: Определять главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе частей, перед союзами.
Вступительное слово учителя о том, что продолжается работа над СПП, пополняя и углубляя знания учащихся. На уроке работа будет состоять из 3-х этапов (назвать) и системы оценивания (указать):
На рабочих листах, указали фамилию.
Урок начинаем с повторения. Приготовились. 10 утверждений, на которые необходимо дать либо утвердительный ответ, либо отрицательный.
Словосочетание-это связь двух слов по смыслу и грамматически |
||
нет | Сад и огород-это словосочетание |
|
Предложение является основной единицей общения |
||
нет | Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, является простым предложением |
|
нет | Союзы: или, либо, то-то- соединительные |
|
Предложение «Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются»- ССП с противительным союзом. |
||
нет | В предложении «Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали» значение последовательности. |
|
Запятая в ССП не ставится, если есть общий член или вводное слово |
||
Если придаточное предложение отвечает на вопросы косвенных падежей, то он изъяснительное |
||
Чтобы определить вид придаточного, нужно задать вопрос от главного предложения к придаточному. |
(флипчарт № 1)
Взаимопроверка (обмен листами, выставление первой оценки).
Исправление ошибок.
На какие виды делятся сложные предложения? (ССП и СПП)
Чем отличаются ССП от СПП?
Какие виды СПП вам известны?
Что собой представляют СПП с придаточными изъяснительными?
Что собой представляют СПП с придаточными определительными?
Переходим к диктанту.
(флипчарт № 2)
Взаимопроверка (обмен листами, выставление второй оценки).
Исправление ошибок.
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом СПП.
Как вы думаете, каким? (СПП с придаточным обстоятельственным)
Открыли учебники стр.126 § 14, взяли в руки карандаши, работаем над параграфом с карандашом в руке по стратегии «Чтение с пометами».
Прочитайте теоретические сведения, отметьте знаком «+» информацию, которая была вам известна, знаком « \/ » новую для вас информацию, поставьте знак «?» над информацией, которая осталась для вас непонятной (время работы 1,5 минуты).
У кого возникли вопросы? Что непонятно?
Назовите, что оказалось известным для вас?
Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельства: как? где? куда? когда? и т.д.
Придаточное обстоятельственное будет присоединяться к главному с помощью союзов или союзных слов.
Что узнали нового?
Что придаточные обстоятельственные имеет те же значения, что и обстоятельства в простом предложении
Посмотрите таблицу на стр.127
Какие виды обстоятельств вы знаете?
А как мы различаем виды обстоятельств? Как отличить обстоятельство времени от обстоятельства причины, например?
А как мы будем различать виды придаточных обстоятельственных? (таким же образом, по вопросам и еще по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединены к главному предложению)
Давайте проверим!
Практическое задание - упражнение, даны предложения, расставьте недостающие знаки препинания, выделите главное и придаточное предложение, укажите вид придаточного предложения.
Используя таблицу стр.127 (попробуем указать вид обстоятельственного придаточного)
(флипчарт № 3)
1. Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трех девочек. (Паустовский) (СПП с пр.обстоят. времени)
2. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (Паустовский) (СПП с пр. обст. условия)
3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (Паустовский) (СПП с пр. обст. цели)
4. Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (СПП с пр.обст. причины)
И последний этап нашего урока, на котором мы повторим материал, ранее изученный, тем самым готовя себя к ВОУД и ЕНТ, а также закрепим материал последних уроков по теме «Сложное предложение».
Работаем на время: 1 минута - 1 задание. Ознакомитесь с заданиями.
Вопросы есть? Кому что непонятно?
Распределите задания между собой. Приготовились. Начали!
Самопроверка! Получите ключи правильных ответов. Проверьте. (2 минуты) Можно помочь проверить друг другу.
Подвели итог работы по заданиям «Вертушка», проставили «+ -» в таблице.
Рефлексия.
Кто полностью справился с заданиями, не допустив ошибок? Хорошо.
Посмотрели на систему оценивания и подвели общий итог работы на уроке, поставьте себе оценку.
Кто поставил себе оценку «5»? Молодцы!
Поднимите руки, кто оценил себя на оценку «хорошо» и вставил себе «4»?
Какие ошибки допустили? (спросить об ошибках 2-3 человека)
У кого сегодня «тройки»? Какие ошибки допустили? (спросить 1-2 человека)
А двойки за урок есть?
Итак, подведем итоги.
Мы сегодня продолжили работу над темой….
Что нового узнали? (можно спросить 2-3 человек)
Что было трудным сегодня на уроке?
Качество нашего урока составило____%
Урок окончен. Спасибо.
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31 города Темиртау»
Разработка урока
по русскому языку для учащихся 9-го класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
высшего уровня квалификации
Беспятова Елена Леонидовна
В рамках городского семинара «Использование современных технологий как один из факторов обновления содержания образования»
Темиртау 2015г.
Самоанализ урока русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» в 9а классе КГУ «ОСШ № 31» учителя русского языка и литературы Беспятовой Е.Л.
Предмет: русский язык
Дата: 14.12.15
Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Организация урока . И учитель, и учащиеся к уроку готовы, поставлены цели урока и сформулированы задачи согласно теме.
Оснащенность урока . Урок достаточно оснащен: использовано интерактивное оборудование - доска (работа во флипчартах), у каждого учащегося раздаточный материал, учебники, справочники.
Содержание урока, формы реализации . По типу урок комбинированный, по календарному плану – первый урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными», за которым следует еще три урока. Материал урока доступный, понятный, изложен в соответствии с уровнем знаний учащихся, связанный с материалом предыдущем и последующим. Структура урока, выбранные формы работы и приемы соответствуют целям урока. На уроке использованы две стратегии философии критического мышления через чтения и письмо: «Верные/неверные утверждения» в начале урока и «Чтение с пометами» на этапе знакомства с новым материалом. Прием «Верные/неверные утверждения» дает возможность учащимся выбрать утверждение, полагаясь на свой опыт, свои знаний, свою логику. Стратегия «Чтение с пометами» учить учащихся работать с текстом, вдумчиво читать, умению ранжировать информацию по степени новизны и значимости, выделяя по пунктам (знаю, новое, вопрос) основные мысли. При этом формируются навыки самостоятельной работы.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространенным является таблица, которую я использовала для проведения распределительного диктанта, чтобы проверить уровень усвоения ранее изученных тем, связанных с изучением сложного предложения.
На этапе закрепления нового материала, было предложено небольшое упражнение, цель которого показать различие СПП с придаточным обстоятельственным от СПП с другими видами придаточных.
В заключение урока использован прием «Вертушка», цель которого не только повторить и закрепить новое и ранее изученное по теме «Сложное предложение», но и повторить ранее изученные орфограммы и другие темы для подготовки учащихся к ВОУД и в последующем к ЕНТ. «Вертушка» этого урока содержала материал по темам: «Правописание пре-при-», «Способы связи слов в словосочетаниях», два тестовых задания, связанных с изучением СПП.
Выбранные мною методы работы считаю эффективными, т.к. они позволяют сразу выявить на уроке пробелы в знаниях, усвоил/не усвоил материал ученик.
Деятельность учащихся . На данном уроке степень активности средняя, видимо, влияние оказали следующие факторы: присутствие гостей, сложность выбранной темы. Дети показали свои умения и навыки работы с интерактивной доской, навыки работы в предложенных формах работы.
Если говорить об эффективности и вариативности форм контроля на уроке, то он был разный: взаимоконтроль на первых двух этапах, самоконтроль – на последнем, самооценка в конце урока.
Атмосфера рабочая, жесткий регламент времени, намеченный план урока выполнен, цель урока достигнута.
14.12.15. Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
1) «Верные/неверные утверждения» (да/нет) Итог:
2) Распределительный диктант
1. Он понял, что ответить надо.
2. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облагала небо.
3. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
4. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
5. Недаром говорится, что дело мастера боится.
6. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
Упражнение : расставьте знаки препинания, определив главное и придаточное предложения; укажите вид придаточного предложения.
Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу то увидел далеко впереди трех девочек.
Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком.
Все молчали чтобы расслышать шорох цветов.
Я не удивился его поступку потому что знал его характер.
Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
3) «Вертушка»
Задание № 1 | |
Задание № 2 | |
Задание № 3 | |
Задание № 4 |
Подведение итогов:
Фамилия, имя ученика___________________________________ Оценка за урок
вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку
Конспект урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Класс : 9
Вид урока : изучение новой темы.
Тип урока : комбинированный.
Место урока в системе уроков 1-й урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы :
-« Верно-неверно»;
- « Кластер»;
Таблица «Знаю - хочу знать — узнал»;
Диаграммы сравнения;
Анкетирование.
Цели урока
образовательные :
Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;
Развитие пунктуационных навыков;
Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие :
Развитие навыков монологической речи;
Развитие навыков парной и групповой работы;
Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Формирование умений анализировать полученную информацию;
Формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные :
Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование :
компьютерная презентация, таблица «Знаю - хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».
Ход урока
СЛАЙД
I. Организационный момент.
Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство со сложноподчинёнными предложениями.
- Цель нашей работы сегодня - познакомиться с новыми видами придаточных. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем урок с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Вопросы учителя:
-Откуда у вас сведения о сложноподчинённом предложении ?
Ответы учащихся:
Прочитал в учебнике.
Слышал раньше от учителя.
Узнал от одноклассника и др.
Приём «Верно-неверно»
Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.
!!! При ошибочных ответах попросить учащихся аргументировать свой ответ!!!
Примерные ответы учеников |
+СПП состоят из главной и придаточной части. + +Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении. + +Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. + -Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) - +Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. + -Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? (какой?) - -Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения). - |
Вопрос к классу:
Какое место могут в предложении занимать придаточные части?
Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.
Запись на доске
1. , (союз ) 2. (Союз ), 3. [ ,(союз ), ]
СЛАЙД Задание 1. Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств. Стр.1 на рабочем листе
!!! Работа с доской!!!
Миллиарды людей в 2014 году (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждут начала Олимпиады , которая пройдёт в Сочи (места).
Учитель: - Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места ).-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).
СЛАЙД Виды обстоятельств
|
СЛАЙД Пустой слайд - «Виды обстоятельств»
Учитель:
Давайте проверим, насколько развита у вас память.
Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.
Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.
Учитель: подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.
Наша задача - выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
СЛАЙД ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Учитель:
Прочитайте материал на стр.79.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).
2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).
ПРИЁМ « Кластер».
СЛАЙД
Задание 2. Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). Стр.1 на рабочем лис
СЛАЙД ПРИЁМ Таблица «Знаю - хочу знать — узнал». Стр.2 на рабочем листе
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Первая колонка в ней уже заполнена.
Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Исходя из темы урока, на какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)
СЛАЙД таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр
Графа «Узнал» (1. Какие придаточные называются обстоятельственными? )
Учитель:
На стр. 79 в учебнике мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных.
А чего нет в этой таблице, чтобы мы могли более точно определить виды придаточных обстоятельственных? (ВОПРОСОВ)
Рассмотрим таблицу.
Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?
Ответ обучающихся:
Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»
Применение теории на практике.
Проверим, сможете ли вы отличить придаточные обстоятельственные от других придаточных.
Слайд Стр.3 на рабочем листе
Задание 3 : прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:
· в 1-й столбик СПП с придаточными определительными
· в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными
· в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными
- Совершим путешествие в прошлое и посмотрим, каким был Сочи в прошлом. (2-изъясн.)
- Все укрепления Черноморской береговой линии, когда началась Крымская война, были приведены в негодность, частично взорваны. (3-обст., врем.)
- Старожилы помнят, как служители чуть ли не до кипения подогревали минеральную воду в котле. (2 -изьясн.)
- Если бы не произошла Октябрьская революция 1917 года, не вырос бы здесь курорт.
(3-обст., прич.)
- Когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненые поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе. (3-обст., врем.)
- Зимние Олимпийские игры 2014 — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи . (1-опред.)
- К Олимпиаде 2014 года в Сочи строятся современные спортивные объекты, которые возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды. (1-опред)
Слайд
Ключ: определит. изъяснит. обстоятельст.
6,7 1,3 2,4,5,
На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова).
- Найдите предложения , соответствующие схемам 1,2,3. (1-1, 2-3, 3-2)
Практическое закрепление знаний.
Слайд
Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.
Стр.4 на рабочем листе
Задание 4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.
1.Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)
2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)
3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)
4.Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)
5. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить . (А.Пушкин). (меры и степени)
Проверим, как вы справились с заданием. На слайде представлены правильные ответы.
Слайд Ответы
IV. Стадия рефлексии
Цели : выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения - это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Предлагаю вам подвести итог урока с помощью
Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.
Учитель:
Слайд таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр.4 на рабочем листе
-Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы «Знаю - хочу знать — узнал ». Что мы в неё запишем?
Графа «Узнал»
Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.
Слово учителя
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
то, что известно СПП; узнали , какие виды придаточных называются обстоятельственными;
2)Что делали?
Сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
Закрепляли знания через применение их на практике.
Что было легко? - Что вам помогало в работе?
V . Домашнее задание.
Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.
Учитель:
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.