Урок-исследование по окружающему миру. ? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Дети выполняют движения
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна
“Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы
План лекций по курсу |
|
Номер газеты |
Название лекции |
Лекция 1.
Младший школьник и
окружающий мир: особенности взаимодействия. |
|
Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира? |
|
Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения? Контрольная работа № 1. |
|
Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока? |
|
Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития? |
|
Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности? Контрольная работа № 2. |
|
Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности? |
|
Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире? Итоговая работа. |
Лекция 4.
Урок окружающего мира: типы и структура
Тема «круглого стола»: «Особенности современного урока в начальной школе»
Участники: завуч начальной школы, учитель начальных классов, учитель-исследователь, методист, психолог.
Завуч. Сегодня учитель получил право более свободно и творчески подходить к организации обучения. В последние годы много пишут о разных формах проведения учебных занятий, среди которых много нетрадиционных и для многих учителей необычных. Поэтому проблема выбора формы организации обучения – задача очень важная.
Учитель. Работаю «по старинке» и хочу сказать, что старое – не значит устаревшее, а, наоборот, проверенное временем и большим учительским опытом. Дети со всем справляются и всё успевают. Я против того, чтобы обучение превращалось в бесполезную игру, развлечение, шутку, хотя детям это и нравится. Уверена, что учение – это труд, а «труд» и «трудно» – однокоренные слова. Если говорить об уроках окружающего мира, то наиболее целесообразна традиционная схема: объяснение учителя – обсуждение с детьми – повторение (запоминание, рассказ).
Учитель-исследователь. Проводя опытно-экспериментальную работу по исследованию разных форм организации обучения, я поняла, что часто комбинированный урок мешает решению задач обучения и развития: «распыляет» внимание ученика, не позволяет удержать то важное, чем он занимается, и не способствует его самообразованию. Главный недостаток комбинированного урока – в том, что такая форма организации держит школьника в жестких рамках инструктивного обучения: без требования (инструкции) учителя ребенок не может сделать ни одного шага.
Методист. Я бы не стала столь категорично отвергать традиционные формы обучения. Но вместе с тем многие учителя красиво используют новаторские формы обучения: урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие и др.
Психолог. На мой взгляд, дело не в том, как назвать форму организации обучения в начальной школе, а в том, чтобы обязательно выполнить следующие условия успешности обучения: обеспечение возможности для проявления самостоятельности и активности школьника; учет специфики содержания конкретного предмета; переход от беседы, которая ограничивается вопросно-ответной формой (фактически в ней участвуют учитель и один ученик), к учебному диалогу как сложной форме вербального общения.
Методист. Давайте обсудим некоторые вопросы:
Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?
Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?
Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?
? Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?
За годы становления дидактики начальной школы комбинированный урок в массовой практике сформировался как приоритетная, «незыблемая» форма организации обучения младших школьников. В условиях авторитарной школы, предлагающей в основном репродуктивные методы работы, такой урок был оправдан. Действительно, перед учителем стояли следующие задачи:
– дать детям новый материал;
– закрепить его с помощью многочисленных
упражнений, имеющих цель выработать
определенные умения и навыки;
– проверить, как учащиеся усвоили учебный
материал.
Исходя из этого строилась структура комбинированного урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний с помощью вопросов и упражнений, разъяснение домашнего задания. Таким образом, учитель не мог установить четкого взаимодействия между спецификой материала, изучаемого на данном этапе обучения, и основными методами, наиболее целесообразными для его усвоения. Например, многие темы «Окружающего мира», как правило, изучаются на вербальном уровне, хотя целесообразно использовать такую форму организации обучения, как экскурсия или практическая (лабораторная) работа («Водоемы», «Сезонные изменения в природе», «Свойства воды» и др.).
Результаты многих психолого-педагогических исследований говорят о том, что комбинированный урок в условиях современной начальной школы не может в полной мере обеспечить реализацию задач, которые специфичны для современного этапа начального образования. Речь, прежде всего, идет о решении задачи развития младшего школьника, реализация которой невозможна в полной мере в условиях тех форм организации, которые ограничивают свободу и самостоятельность школьника. Эта ситуация вынуждает учителя искать резервы для повышения качества учебного процесса. Что он и делает за счет дополнительного учебного содержания, «эквилибристики» методов и средств обучения.
Учет специфики изучаемого предмета – важнейшее условие выбора типа урока. Для изучения окружающего мира комбинированный урок представляет особую опасность, потому что приучает младшего школьника к формализованным методам получения информации о среде обитания: чтение, объяснение учителя, рассматривание иллюстраций и др. При всей важности этих методов обучения они не могут быть приоритетными на уроках окружающего мира. Этот предмет должен обеспечить в особой мере развитие познавательных способностей детей, формирование умений наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы, обобщать и др.
Кроме этого, классификация уроков окружающего мира – явление динамичное: у учителя всегда должна быть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации.
Немаловажной представляется и готовность учителя к выбору средств обучения, которые обеспечивают возможность организовать уроки разного типа. Это обстоятельство было одной из концептуальных позиций авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века». Работая по учебникам «Окружающий мир», учитель может предусмотреть разные формы организации учебной работы школьников. Комбинированный урок не отвергается авторами этих средств обучения, но его место в учебном процессе несколько изменено. Он используется прежде всего на итоговом этапе изучения темы.
? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?
Каждый учитель знает, что в классической дидактике выделяются следующие типы уроков:
уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления;
уроки формирования и усвоения умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки повторения и закрепления;
контрольно-проверочные уроки;
комбинированные уроки.
Вместе с тем многие ученые-педагоги и дидакты (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.И. Пискунов, Н.А. Сорокин и др.) неоднократно отмечали, что эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как, во-первых, каждый тип урока не может наблюдаться в «чистом» виде; во-вторых, они решают в основном образовательные задачи и, в-третьих, ограничивают познавательную деятельность учащихся.
В данной лекции предлагается другая классификация типов уроков, которая построена по следующим основаниям:
а) специфика предмета Окружающий мир (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.);
б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование);
в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.);
г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.);
д) приоритетный метод обучения на уроке.
Типы уроков окружающего мира
Урок-наблюдение
Урок-поиск
Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)
Урок-практикум
Урок-игра
Урок творчества
При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:
1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира
Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий на с. 35–36: «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.
2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания
Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.
3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности
Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.
Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра . Подробно об этом написано ниже.
4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».
Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова) . Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.
Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.
Урок-наблюдение
Основной метод обучения : восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.
целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися).
предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог).
Например, в 1-м классе во время урока-наблюдения (экскурсии) в осенний лес (парк) ученикам могут быть предложены такие задания: «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного, серого, лилового, бордового»; «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы»; «Определите звуки осеннего леса»; «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб)».
Если организовано наблюдение за живым объектом (например, котенком или щенком), то детям, уже имеющим хотя бы незначительный опыт наблюдения, нетрудно будет обратить внимание на органы чувств животного: как оно смотрит, чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему радуется. Эти наблюдения рождают у детей эстетическую эмпатию, то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощущения со своими. Если педагог предложит или составит вместе с учениками план-инструкцию, по которой будет обнаруживаться общее между животным и человеком, то ученики смогут прийти к выводу о том, что животное, так же как человек, обладает всеми признаками живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет, развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).
Конечно, расширение сенсорного опыта
младших школьников связано с развитием умения
наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон,
обобщать представления, которые получены
чувственным путем. Если на первом этапе обучения
(в 1–2-м классе) учитель предлагает для наблюдения
план, раскрывающий последовательность
рассмотрения объекта (сначала обратим внимание
на это...; теперь ответим на этот вопрос...; что
нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в
3–4-м классе начальной школы инициатива все
больше и больше передается детям. Школьники
учатся самостоятельно составлять план
наблюдения за объектом, выстраивать
последовательность своих действий.
Урок-поиск
Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.
Например, в начале изучения темы «Насекомые» (3-й класс) перед детьми ставится проблема: «Можно ли отнести паука к насекомым?» Учащимися выдвигаются следующие гипотезы:
паука можно отнести к насекомым;
паука нельзя отнести к насекомым.
Учебник для 3-го класса, ч. 1, с. 120 (рисунок паука); с. 119, нижний рисунок; рис. на с. 117. См. Приложение .
Класс анализирует представленные доказательства:
1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).
2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей.
Учитель предлагает сравнить изображения насекомого и паука и установить отличие, которое сразу бросается в глаза (используются иллюстрации или мультимедийные материалы). Ученики в качестве главного отличия выбирают число ног, что и становится определяющим для классификации этого животного: паук относится не к насекомым, а к паукообразным, хотя общей особенностью и тех и других является их принадлежность к членистоногим.
Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)
Основной метод обучения : обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.
Основной структурный элемент: диалог/полилог.
Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.
В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»
Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:
– писатели, поэты и художники были
богатыми людьми и имели много золота;
– в России добывалось много золота;
– «золотой» – значит богатый, красивый;
в ХIХ веке появилось много замечательных
поэтов, писателей, художников.
Урок-практикум
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).
Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.
Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования.
Учитель может организовать урок-практикум при изучении любого раздела учебника. Например, в 3-м классе можно провести практикумы по темам «Глобус – модель Земли», «Карта нашего района (улицы)», «План школы», «Свойства воды» и др. Уроки-практикумы могут быть организованы и для характеристики социальных объектов, например труда людей. В 4-м классе большое значение приобретают методы самонаблюдения и взаимонаблюдения, например изучение особенностей собственного организма, анализ собственного самочувствия. Несомненный познавательный интерес вызывают у детей практические работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании»; «Рассмотрим цвет глаз друг у друга»; «Определим пульс»; «Измерим рост и вес» и др.
Урок-игра
Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.
Приведем пример ролевой игры, проведенной в 1-м классе в начале учебного года при изучении темы «Сезонные изменения осенью». Детям было предложено поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы – лесные жители: кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы...
Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»
Дети распределили роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, учитель не мог пустить на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогал детям, когда возникали трудности в развитии сюжета, когда ребенок не знал, как играть свою роль. Перед началом игры педагог обсудил с детьми, что представляет собой каждый персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать о себе.
Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но
когда девочка подошла к председателю собрания –
медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.
– Ты еж или ежик? – спрашивает ее учитель.
– Ежик, – отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился и
не знаешь, как ежи готовятся к зиме?
Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из-за этого вот такое,
правда? – Учитель дает девочке картинку, на
которой изображен плачущий ежик.
Девочка «подхватила» игровую ситуацию, начала
передавать «страдания» ежа:
– Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький,
не знаю, как ежи готовятся к зиме. Ой, замерзну,
пропаду!..
Дети поддержали эту линию развития сюжета игры и тут же предложили помощь Миле-ежику...
Можно провести урок-игру по теме «Город и село». Для этой игры-конструирования детям понадобятся рисунки различных объектов села и города (их подготавливает заранее учитель совместно с детьми). Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте (школа, детский сад, баня, магазин, парикмахерская, ателье, кинотеатр, библиотека, почта и др.). Используя тексты, помещенные в учебнике, учитель (или хорошо читающие дети) рассказывает, как трудятся в городе и селе, какой труд называют сельским, а какой – городским. Игра может быть проведена в командной форме – тогда каждая команда «построит» и город, и село. Выиграет та команда, чьи архитекторы и строители допустят наименьшее количество ошибок.
Урок творчества
Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.
Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.
Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.
Приведем еще один пример урока в первом классе – урока творчества на тему «Эти разные, разные двери». На этом уроке на основе текста учебника дети придумывают (от лица двери) истории о том, что это за дверь и какие истории с ней произошли.
Сочинялки
Эти разные, разные двери
Слышал ли ты когда-нибудь, как
разговаривают двери? Да-да, не удивляйся, многие
двери умеют разговаривать, и даже петь.
– Мала я, мала я, – пищит дверца шкафа.
– И я-а, – подпевает дверца буфета.
– Ворч-ворч, дят-дят, ходят, ходят дремать,
мешают, – ворчит старая входная дверь.
– Зябну, зябну, совсем зазябну, – жалуется кг
литка.
А в твоем доме есть «говорящие» двери?
Выбор того или иного типа урока позволяет педагогу учесть возможности предметного содержания для развития интереса к окружающему миру, формирования устойчивых учебных и предметных умений. Но предложенных характеристик уроков (основной метод обучения, основной структурный элемент, дополнительные структурные элементы) недостаточно для того, чтобы можно было говорить о том, что тот или иной урок максимально активизирует познавательную деятельность младшего школьника.
Об игре, ее логических, творческих задачах как обязательных структурных единицах урока поговорим в следующей лекции.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Представь, что ты находишься на лесной
полянке. Вокруг тебя летают, ползают различные
насекомые. Каких насекомых ты можешь встретить
на лесной полянке? Выбери себе роль (например, «Я
– муравей») и от лица своего героя расскажи все о
его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живешь,
чем питаешься. Вот как рассказал о своем герое
твой ровесник Миша:
«Я – муравей и живу в огромном муравейнике
посреди леса. Муравейник – дом всех муравьев, там
живет большая и дружная семья муравьев.
У каждого жильца – своя работа. Вот я таскаю
всякие палочки и травинки для ремонта
муравейника. Я очень стараюсь, потому что наш дом
должен быть хорошим».
Пауки – беспозвоночные животные
Пауков часто путают с насекомыми. В отличие от насекомых у пауков восемь ног, то есть четыре пары. Почти все пауки – хищники. Чтобы поймать свою жертву, они плетут сети. Самую красивую паутину плетет паук-крестовик. Откуда берутся у паука нити для паутины? Оказывается, у него на конце брюшка есть специальные органы – железы, которые вырабатывают прочные и упругие паутинные нити. Некоторые из них такие липкие, что любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей ее хозяина. Паук приближается к жертве, кусает ее и обкатывает паутиной.
Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых «прыгательные», какие – «плавательные», какие – «копательные», а какие – «хватательные»? Связано ли это с их средой обитания?1. Кузнечик.
2. Жук-плавунец.
3. Медведка.
4. Богомол
Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.
1. Бабочка.
2. Комар.
3. Муха.
4. Стрекоза
1. Жук-олень.
2. Муравей.
3. Оса.
4. Шмель.
5. Тутовый шелкопряд
Насекомые – хозяева планеты Земля
Насекомые – самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду: в почве, в воздухе, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте, планировать, описывать в воздухе сложные движения.
Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.
Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Особые органы тела позволяют им воспринимать малейшие сотрясения воздуха и тончайшие запахи. Специальные железы выделяют вещества, которые отпугивают врагов и спасают от нападения. Насекомые могут защищаться, кусая, жаля, прокалывая кожу.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Чье мнение из участников круглого стола вы разделяете? Как часто в своей работе вы используете комбинированный урок?
2. Докажите, что в начальной школе использование комбинированного урока не способствует развитию у младшего школьника желания и умения учиться.
3. Выберите наиболее интересный, с вашей точки зрения, тип урока и составьте фрагмент урока, реализующий ведущий метод обучения.
1. Боровикова Е.Ю. Урок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе (Тема «Окружающий мир») // Начальное образование. – 2007. – № 2.
2. Васильева Е.В . Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.
3. Виноградова Н.Ф . Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.
4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир. 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
5. Журова Л.Е . Учение = учебная деятельность? // Начальная школа. – 2007. – № 13.
6. Мухина С.Е., Рывкина Л.А . Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.
7. Охотникова Т.Ю., Астахова Н.Е . Тематическое планирование уроков «окружающий мир» в 4 классе // Начальное образование. – 2007. – № 3.
8. Савенкова В.В . Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. – 2006. – № 3.
Копытова Евгения Викторовна
Задача: развитие исследовательскогоотношения к окружающему миру в формировании умения учиться.
,Образован не тот, кто много знает, а тот, ктохочет много знать и кто умеет добыватьэти знания...,
Исследование — универсальный способ познаниядействительности, который помогает развитию личностив динамично изменяющемся мире.
Уровни реализации «исследовательского обучения»
Первый : когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;
Второй : взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;
Третий : постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенкомсамостоятельно.
Структура учебного исследования ребенка
1.Постановка проблемы
2.Прояснение неясных вопросов
3.Формулирование гипотезы.
4.План.
5. Сбор данных
6.Анализ и синтез данных
7 подготовка сообщений.
8.Выступления.
9.Ответы на вопросы
10. Выводы. Самооценка. Релаксация
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.
1.Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, фор-мулирование вывода, конспект, условные
знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
4. Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Работа по развитию исследовательских умений
В 1 классе:
Проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя;
Урок- исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
Кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1).Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.
2).Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3). На уроках используются проблемные и поисковые
методы, на которых также происходит знакомство с
терминологией и некоторыми понятиями о методах
исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
4).На занятиях предлагаются задания, направленные на
выявление различных свойств, действий предметов,
множества предметов, составление последовательности
действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по
выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам
наблюдения и описания.
5). Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного
исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
В 3 классе:
1.Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности больше.
3. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
В 4 классе
Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.
Виды учебных исследований:
по количеству участников:
индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
-по теме: предметные, свободные.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
конференции , на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
презентации , на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
выступления , как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
выставка достижений , проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
Условия формирования исследовательских умений:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формиро-вания умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4.Психологический комфорт.
Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Основные шаги при конструированииурока-исследования.
Первый шаг - учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —
планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень
урока.
Второй шаг — определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение (учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)
Третий шаг — определить тип исследования (индуктивное или дедуктивное)- две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция- к его проверке.
Четвёртый шаг — сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.
Критерии оценивания.
5 баллов — найдены и отмечены знаком, - , все неверные предположения, а знаком,+,.-верные, материал дополнен сведениями из текста.
4 балла - найдены и отмечены знаком, - , все неверные предположения, а знаком,+,.-верные, отсутствуют факты, содержащиеся в тексте.
3 балла — пропущены1-2 предположения.
2 балла — выполнено 50% работы
0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2-5 баллов.
Урок как система .
Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами -
мотивацией и обобщением.
Если обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока(ради чего) проводится урок, то
Мотивация — это динамический стержень урока
(из-за чего) проводится урок.
Благодаря обобщению обеспечивается содержательная ценность (единство урока),а благодаря мотивации- его психологическая цельность.
Исследовательская деятельность младших школьников организованная в рамках курса «Окружающий мир» ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.
Примерный план исследования
Этап № 1. «Постановка проблемы исследования».
Проблемные вопросы:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Этап № 2 . «Выбор темы исследования».
тема исследования:_________________________________________________
Этап № 3 . «Постановка цели исследования».
Цель исследования:_________________________________________________
__________________________________________________________________
Этап № 4 . «Постановка задач исследования».
Задача: 1__________________________________________________________
2__________________________________________________________
3__________________________________________________________
Этап № 5 . «Выбор методов исследования».
Методы исследования (нужные методы подчеркнуть).
2.сети Интернет;
3.Спросить у специалиста, учителя, у старших;
4.Понаблюдать;
5.Посмотреть учебный фильм;
6.Найти наглядный материал;
7.Поставить эксперимент;
8.Проанализировать;
9.Обобщить.
Этап № 6 . «Формулирование гипотезы».
гипотеза - предположение, которое подтверждается или
опровергается в процессе исследования.
Выберите наиболее подходящий вам вариант формулировки гипотезы.
1. Я думаю, что ____________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Возможно _______________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Скорее всего_____________________________________________________
Этап №7 «Процесс исследования».
Систематизация материала, проверка гипотезы, поиск ответов
на проблемные вопросы.
Этап № 8 . «Основные выводы исследования».
Оценка результатов исследования: найдены ли ответы на
проблемные вопросы, подтверждена ли гипотеза,
достигнута ли основная цель исследования.
1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
3_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этап № 9 . «Презентация результатов исследования».
Представление своего исследования публике.
Основные правила презентации результатов исследования.
1. Время выступления не более трех минут.
2. Во время презентации озвучивается: тема, цель, гипотеза,
основные выводы.
3. В конце выступления делается вывод о том, была ли
подтверждена гипотеза, достигли ли вы поставленной цели.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья обучающихся) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и, прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе имеет самое непосредственное отношение.
«Окружающий мир» создавался как курс интегрированный, и в этой сущностной характеристике кроется особая роль, как в развитии школьника, так и в дальнейшем успешном изучении им многих школьных предметов.
Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи - рассуждения). Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и др.
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит правильно организованный процесс изучения «Окружающего мира», - развитие детской эрудиции. Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.
Таким образом, предмет «Окружающий мир» является культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию младшего школьника.
Необходимо обратить внимание на то, что случаи, которые рассматриваются на уроках «Окружающего мира», воспроизводят реальные жизненные ситуации. Ребенок усваивает правила поведения в природе, обществе, которые обязательно понадобятся именно ему в процессе взаимодействия с миром и сегодня, и завтра, и послезавтра. Он учится понимать себя, оценивать свое поведение, ставить перед собой элементарные нравственные задачи. И все это происходит в условиях, максимально приближенных к жизненным: игра, труд, прогулка, встреча с животным и др.
Уроки «Окружающего мира» решают еще одну важнейшую задачу - воспитание экологической культуры. Этот процесс происходит на стыке двух сторон воспитания - умственного и нравственного. Человек может много знать о пользе природы, о необходимости беречь все живое на Земле, но недостаточность его нравственного развития неизбежно приведет к тому, что его знания останутся достоянием лишь интеллекта и не затронут его душу.
В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.
Большое воздействие изучение «Окружающего мира» оказывает на развитие эстетических чувств школьников. В основе построения учебного процесса, обеспечивающего решение этой задачи, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Удивление, радость, любопытство, которые возникают при этом, становятся предпосылками рождения эмоционально - положительного отношения к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую функцию и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным является условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса школьника.
Таким образом, предмету «Окружающий мир» свойственны следующие системообразующие функции.
1. Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе.
2. Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
3. Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Культурологическая функция обеспечивает условия для развития
общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития.
Вот каким ценным для всестороннего развития младшего школьника является предмет «Окружающий мир».
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и
явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, парке, музее и т. д.
Так, например, при работе с первоклассниками, можно предложить им несколько заданий, результаты которых помогут установить, каков чувственный опыт детей, какими сенсорными эталонами они владеют, а какие отсутствуют в их опыте. Подойдут простые игры, известные детям с малых лет, например «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Раздели на группы по цвету», «Узнай по звуку» и т.д.
Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта является наблюдение. Наблюдения могут являться частью экскурсии или главным методом опыта, поиска, исследования. В соответствии с целью и этапом обучения можно использовать следующие типы наблюдений:
Предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений - накопление конкретных фактов об изучаемом предмете или явлении;
Сопутствующие процессу изучения нового материала. Цель таких наблюдений - уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик объекта окружающего мира;
Завершающие процесс изучения учебного материала. Цель подобного рода наблюдений - закрепить приобретенные знания, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.
По месту проведения наблюдения можно разделить на следующие группы.
1.Наблюдения из окна. Прежде всего, это фиксация состояния погоды, признаков периода времени года (начало, середина, конец сезона); изменения объектов неживой, живой природы, труда человека, которые постоянно находятся в зоне видения из окна (например, строительство дома, работа в цветнике, поведение малышей на игровой площадке и т.д.)
2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях: рассматривание объектов природы в разных условиях жизни (сезон, среда обитания, сообщество), наблюдение труда людей разных профессий, праздников, традиций, музейных экспозиций и др.
3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком (уголок природы, теплица, парник, школьный кабинет биологии, труда и др.): рассматривание объектов уголка живой природы, фиксация их движений, особенностей питания, поведения. Наблюдения за ростом и развитием растений. Наблюдение процесса труда людей разных профессий.
4. В современном образовательном процессе в начальной школе широко используется телевидение, Интернет, видеопрограммы. Поэтому выделяют отдельную группу наблюдений с использованием мультимедийных средств. Специально организованный просмотр теле- и видеофильмов позволяет детям наблюдать такие явления природы и общения, которые в обыденной жизни увидеть практически невозможно. Например, период развития растения «от семени до семени», который протекает длительное время, в телефильме представлен в течение нескольких минут. «Сжатое» время позволяет представить жизнь человека от рождения до старости, побывать в давно прошедшей эпохе и т.д.
Организуя различные наблюдения, необходимо выполнять определенные правила.
Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.
Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения.
Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.
Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов — слух, вкус, обоняние.
Правило пятое: необходимо заранее продумать продуктивную деятельность, которая будет предложена детям во время наблюдения. Это, прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, сбор природного материала для дальнейшей художественной деятельности учащихся.
Еще одной формой организации процесса ознакомления с окружающим миром является экскурсия. Как известно, экскурсия - это форма организации обучения, в процессе которой учащиеся проводят наблюдения объекта окружающего мира в естественных условиях или в музеях. Основным методом экскурсии является наблюдение.
На уроках «Окружающего мира» можно проводить различные опыты. Опыт, эксперимент, исследование относятся к практическим методам обучения. Дидактическое значение этих методов изучения окружающего мира состоит в том, что учащимся предоставляется возможность воспроизвести доступные для понимания процессы, происходящие в природе, наглядно представить свойства различных объектов, их взаимосвязь, подготовиться к познанию в будущем законов, открытых определенной наукой (биологией, физикой, химией, географией, астрономией). Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Конечно, для младших школьников любой опыт выступает в качестве небольшого эксперимента, потому что в большинстве случаев они не знают, какой могут получать результат. Опыты и простейшие эксперименты возможно провести практически по любой теме, касающейся изучения окружающей природы. Например, изучение темы «Свойства различных веществ» (УМК «Начальная школа XXI века») связано с целой серией опытов по определению свойств воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ. Дети уже могут самостоятельно назвать отдельные свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и т.д.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, определяющие его характеристики, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы. Например, можно провести опыты с песком и глиной.
Рассмотрим использование наглядного материала на уроках «Окружающего мира». Наглядность может быть представлена разными средствами. Сюда относятся: реальные объекты (растения, грибы, животные и др.), модели различных натуральных предметов (муляжи, схемы и др.), различные изображения, в том числе с использованием технических средств (картины, фото, рисунки, диапозитивы, видео- и телефильмы). В массовой школе сейчас стали широко применяться видеоизображения, тексты, звуковые ряды, графика, шумовые эффекты - компьютерные аудиовизуальные технологии. Это, безусловно, обогащает процесс образования, создает пространство, наполненное художественными образами и побуждающее к творчеству.
Цели использования наглядности следующие:
Сделать понятийными для детей те предметы и явления, которые в момент изучения недоступны для восприятия в естественных условиях;
Дать возможность воспринимать процессы, которые протекают длительное время и не могут быть представлены на уроке;
Обеспечить возможность прочного запоминания свойств, качеств, признаков изучаемого объекта; предоставить возможность «увидеть» закономерности его жизни.
Отдельное место среди иллюстраций занимают научные репродукции произведений живописи. Например, цель работы с материалами рубрики «Картинная галерея» (УМК «Начальная школа XXI века) - показать учащимся, что одно и то же явление окружающего мира может рассматриваться с разных точек зрения, и каждый взгляд имеет право на существование. Так, деятель искусства передает свое видение окружающего мира посредством художественных образов, которые он выражает цветом (художник), звуком (композитор), словом (поэт). Рассматривая репродукции картин известных художников, слушая и читая поэтические произведения, ученики учатся ставить себя на место их авторов, сравнивать разные точки зрения, сопоставлять их и подходить к осознанию правомерности и целесообразности существования различных субъективных взглядов на один и тот же предмет действительности.
Необходимо помнить, что главная цель беседы по картине - подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые использовал автор для его достижения. Беседа должна помочь детям установить, какие чувства владели автором при написании этой картины, почему он ее нарисовал, что испытывает зритель и совпадает ли авторское и зрительское видение. То есть беседа должна поставить школьника на место художника, побудить увидеть изображенные явления его глазами. Поэтому целесообразны, например, такие вопросы: «Какое настроение хотел передать художник (радостное, печальное, грустное?», «Удалось ли ему это?», «Какие краски потребовались художнику для этого?».
Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую ситуацию», то есть создание возможности как бы «войти» в картину, представить себя реальным действующим лицом в данной обстановке.
При рассматривании картин необходимо поясняющее слово учителя.
Чтение художественной и научно - познавательной литературы позволяет расширить кругозор ребенка, помогает ему осознать значение самостоятельного чтения для обогащения своих знаний и удовлетворения интереса к окружающему миру.
Постепенно можно подключать детей к самостоятельной работе со справочной литературой. Для этого, сначала учитель может дать задание ребенку, который бегло читает и хорошо ориентируется в книге. Но все равно ему может потребоваться помощь. Учитель напоминает последовательность действий: 1) определи первую и вторую букву слова; 2) вспомни, в каком месте алфавита находится первая буква этого слова (в начале, в середине, в конце, после какой буквы, перед какой буквой); 3) найди в словаре страницу, на которой расположены слова на данную букву; 4) помня, с каких букв начинается слово, найди его в словаре.
Дидактическая игра — очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности — умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на ее использование в обучении, особенно в 1-2 классах. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.
При отборе игры или ее создании необходимо обратить внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило и игровое действие.
Дидактическая цель — это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:
Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.
Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами «если, то…» и отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения. Например:
Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант — ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).
Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.
Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:
Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.
Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.
Рассматривая личностные результаты школьников можно сказать, что они характеризуются как достижения учащихся в их личностном развитии. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:
Самоопределение;
Смыслообразование;
Нравственно-этическая ориентация.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре
блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Рассмотрим блок личностных УУД несколько подробнее.
Основными критериями сформированности личностных универсальных учебных действий можно считать:
1)структуру ценностного сознания;
2)уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В младшем школьном возрасте результатом личностного действия самоопределения являются:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Рассмотрим условия формирования универсальных действий самоопределения на предмете «Окружающий мир».
Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже в 1 классе дети знакомятся с историей своего родного края (города или села), своей страны: «Наша страна - Россия», «Мы - россияне», «Мы граждане России» (УМК «Начальная школа XXI века»).
Эти уроки можно проводить в форме экскурсий по местам родного края или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания. Средствами обучения выступают: 1)работа с учебником; 2) иллюстрации учебного пособия; 3) исторические карты; 4) учебные исторические картины; 5) учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки; 6) тексты художественных произведений; 7) творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры. Часто для информационного поиска по этим проблемам используются электронные ресурсы.
Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора, посредством краеведения. Например, в УМК ««Начальная школа XXI века» изучается тема «Народная сказка и народные игрушки». На таких уроках детям можно предложить сделать творческую работу.
Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Например, в УМК «Начальная школа XXI век» на уроках «Окружающего мира» рассматривается тема «Все профессии важны», где дети знакомятся с профессиями.
Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Предпрофильная подготовка в начальной школе - это рассказы учителя о профессиях, конкурсы загадок, викторины о профессиях, экскурсии на предприятия. Замечательно, если среди профессий, с которыми познакомятся дети, будут те, что связаны с миром информационно-коммуникационных технологий. Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов на отдаленное или на ближайшее будущее: окончание школы, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.
Условиями формирования личностных действий самоопределения являются:
- содержание (действия, отношения, понятия и представления);
- методы (вербальные (беседа (сократическая), диспут, дискуссия); наглядные (наблюдение, демонстрация); практические (опыт, эксперимент);
- формы обучения (урок - экскурсия, урок - практикум, урок - викторина).
Развитие учебно-познавательных мотивов в начальной школе требует организации следующих условий:
Создания проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учеников к учению;
Формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения - осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; обеспечение средствами решения задач, оценивание ответа учащегося с учетом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями;
Организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
В контексте смысловой ориентации у младшего школьника выступают:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Например, изучая на «Окружающем мире» тему «Мы - школьники» (УМК «Начальная школа XXI века»), у детей активно формируется школьная мотивация; проявляется интерес к изучаемому предмету; оцениваются жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; беседы о школе, успехи в учебе или внеклассных мероприятиях.
Такие уроки можно проводить в форме бесед с учениками и экскурсий по школе.
Основными видами деятельности выступают дидактические игры, выполнение индивидуальных заданий, работа с учебниками и тетрадями, применение ИКТ.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» - научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, через вопросы «На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл».
Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей может происходить на уроках «Окружающего мира», тема которых связана с формированием здорового образа жизни. Так, например, в программе «Начальная школа XXI века» дети в 1 классе знакомятся с разделом «Твое здоровье», где изучают такие темы, как «Здоровая пища», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Правила гигиены» и др., где учатся усваивать и выполнять правила здорового образа жизни, различать полезные и вредные привычки, охранять и укреплять здоровье. Например, для соблюдения правил гигиены младшим школьникам на уроке можно показать мультфильм «Мойдодыр», а затем попросить составить их правила соблюдения гигиены.
На уроках «Окружающего мира» для формирования установок на безопасный образ жизни изучаются темы, связанные со знанием правил дорожного движения. В УМК «Начальная школа XXI века» на уроках проходят такие темы: «Где ты живешь?», «Правила дорожного движения», где дети учатся различать знаки ДД, необходимые для соблюдения безопасности, учатся различать знаки светофора; выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях. На таких уроках можно использовать наглядный материал, показать презентацию, составить правила безопасного пути от дома до школы и наоборот.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Так «Окружающий мир» обеспечивает формирование следующих личностных универсальных действий:
Принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание
необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья; - формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
Умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву - столицу России, свой регион и его столицу;
Формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,
Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения;
Развитие морально-этического сознания - норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.
Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи урока:
- в процессе практической работы изучить свойства воды;
- формировать у учащихся исследовательские умения;
- развивать память, мышление, кругозор учащихся, умение работать в парах, группах;
- прививать экологическую культуру;
Оборудование: плакат «Речные и морские обитатели», ватман, маркеры, клей, карточки с выводами. У учащихся: стакан с чистой питьевой водой, сахар, речной песок, фильтр, пустой стакан, воронка, полоски цветной бумаги, ложка, дневник наблюдений «Свойства воды» (Приложение 1 )
ХОД УРОКА
I. Введение в тему урока
– Ребята, отгадайте загадку, отгадка подскажет вам тему урока.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
– Какая сегодня тема урока? (Вода)
– Постарайтесь поставить учебную цель урока.
(Открыть новое знание о воде)
II. Актуализация знаний
– Давайте подумаем, какое значение вода имеет в природе.
1. Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 вёдер воды. Чтобы вырастить 1 кг яблок, нужно 100 вёдер воды. Что происходит с растениями, если их не поливать? (Растения увядают) Что происходит с человеком, животными без воды? (Они умирают). Человек и животные без еды могут прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней.
– Какое значение имеет вода для живых организмов? (Вода необходима для жизни всех живых организмов)
Карточка с выводом закрепляется на доске.
2. Где прячется капелька воды? Тело человека и животных больше чем на половину состоит из воды. Вода есть во всех частях растения.
Вывод. Вода входит в состав живого организма.
3. Посмотрите на плакат «Морские и речные обитатели» Что можете сказать о значении воды для них? (Рыбы, некоторые растения живут в воде). Вывод. Вода – среда обитания.
– Итак, какое значение имеет вода в природе? (Вода необходима для жизни всех живых организмов. Вода входит в состав живого организма. Вода – среда обитания.)
III. Постановка проблемы
Вода – это уникальное вещество, которое играет
огромную роль в природе. Без неё нет жизни.
Как вы думаете, что определяет уникальность,
необычность этого вещества? (Дети затрудняются
ответить)
– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим
свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре,
какое значение имеет слово «свойство» (Свойство
– качество, признак, составляющий отличительную
особенность чего-нибудь)
– Чтобы изучить свойства воды, мы проведём
исследование.
IV. Определение темы исследования, цели.
– Сформулируйте тему исследования (Свойства
воды)
– Поставьте цель исследования (Изучение
свойств воды)
V. Выдвижение гипотез
– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством … (Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)
VI. Определение методов исследования
– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)
VII. Ознакомление с планом исследования
– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)
1. Проведение опыта.
2. Формулирование вывода
3. Отчёт о результатах исследования
Физпауза
VIII. Проведение исследования
– Что нам предстоит сделать? (Исследовать
свойства воды)
Проводить исследование свойств воды вы будите
самостоятельно в парах. В дневнике наблюдений
«Свойства воды» (Приложение 1
)
вам нужно познакомиться с заданием, провести
опыт, зафиксировать результат наблюдения и
сформулировать вывод.
Учащиеся самостоятельно проводят 6 опытов, затем
выводы озвучиваются и карточками фиксируются на
доске. (Вода не имеет цвета. Вода прозрачна.
Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода
текуча. Вода растворитель, но не все вещества в
ней растворяются)
7 опыт проведём вместе. Соберите установку для
опыта (в стакан поставьте воронку, в воронку
установите фильтр) Медленно налейте
загрязнённую воду в фильтр. Наблюдайте за водой.
Заполните дневник наблюдений. Сделайте вывод (Воду
можно очистить)
8 опыт демонстрирует учитель. Учащиеся
наблюдают, делают вывод. (Вода при нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается)
Итак,
что мы исследовали? Перечислите свойства воды.
Физпауза
IX. Отчёт о результатах исследования
– Посмотрите на план исследования, какие
пункты мы выполнили? К какому пункту плана мы
переходим? (Отчёт о результатах исследования)
– Работать будите в группах. У каждой группы своё
задание. Внимательно прочитайте задание,
выполните его, выберите выступающего.
(Учащиеся объединяются в группы и работают
самостоятельно)
- 1 группа. Представьте свойства воды: без вкуса, без запаха, бесцветна, прозрачна – в форме рисунка (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
- 2 группа. Составьте схему «Свойства воды» (Учащимся выдаётся ватман, маркеры)
- 3 группа. Прочитайте загадки. Какие свойства воды описаны в загадках?
Что в руках не удержать.
В гору не выкатить,
В решете не унести?Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.Я была грязна, черна
Через фильтр я пробежала,
Чистая опять я стала.Я без вкуса и прозрачна,
Но всем и всегда нужна,
Больше, чем еда.
Составьте свою загадку о свойствах воды.
- 4 группа. Составьте из ключевых слов схемы-опоры «Свойства воды» (Учащимся выдаются карточки с опорными словами: грязная вода, вода, нагрели, вода, охладили, фильтр, чистая вода, расширилась, сжалась; клей – карандаш, ватман)
- 5 группа. Составьте схему-модель «Частицы воды при охлаждении» «Частицы воды при нагревании» (Учащимся выдаётся ватман, клей - карандаш, бумажные молекулы воды)
Представление отчётов об исследовании.
X. Итог
– Какая у нас была цель исследования? (Изучение
свойств воды)
Достигли мы её?
– Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие
гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают
подтвержденные гипотезы)
– На какой вопрос мы не смогли ответить в начале
урока? (Что определяет уникальность,
необычность воды?)
Как вы сейчас ответите на
этот вопрос? (Уникальность воды определяется
её свойствами)
XI. Рефлексия
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? (Открыть новое знание о воде) Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.
XII. Домашнее задание
– Составьте кроссворд «Свойства воды».