Тренинговое занятие для учащихся старших классов на тему «Я – уникальный человек. «Вместе весело шагать» - тренинг развития преодоления школьной тревожности для учащихся первых классов
Тренинг для учащихся «Мой класс». Занятие 1.
Аннотация.
Тренинг для учащихся «Мой класс» проводится с целью формирования у учащихся навыков общения со сверстниками и формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Тренинг проводится в 2-3 этапа (занятия), в зависимости от потребности (необходимости). Каждый этап (занятие) продолжительностью 1 час 30 минут-1 час 45 минут.
Цель:
формирование у учащихся навыков толерантного общения с ровесниками.
Ход тренинга
Первое упражнение. «Я учусь в этом классе...» (7-10 мин.)
Психолог просит вспомнить, кто, когда впервые встретился с коллективом присутствующих и высказать личное мнение о главной проблеме коллектива в форме: «Закончи предложение».
На доске написаны два предложения. Давайте каждый попробует закончить первое предложение «Я учусь в этом классе...» и подумать и предложить, какой знак вы бы поставили в конце второго предложения–«В нашем классе все в порядке» – «!», «?» Или что-то другое.
Психолог говорит первым, пытается выразить положительное мнение о классном коллективе и подчеркивает, что в конце второго предложения следует поставить знак вопроса.
Ученики по очереди высказывают свое мнение.
Психолог подводит итог, подчеркивая, что такая встреча призвана найти и решить проблемы класса.
Второе упражнение. Правила. (7-10 мин)
Можно провести игру «Нет правил», особенно при определенной подавленности настроения класса. Можно просто отметить, что нужно договориться о правилах общения в кругу, потому что такое общение отличается от обычного в классе.
Ученики любым способом делятся на пары, каждая пара придумывает правило. Все правила сами ученики записывают на доске, после короткого обсуждения и «объединения» правил остаются 3-5 «основных», например:
Быть активным.
Быть толерантным
Слушать друг друга.
Смеяться можно, но не с человека (но по-доброму)
Каждая мысль имеет право на существование и высказывания. (Каждая мысль - вклад в общее дело).
Упражнение третье.
Упражнение "Ожидание" сознательно не дается на первом занятии.
Упражнение четвертое (основное).
«Идеальный класс». (30-35 мин. - 15-20 минут на подготовку в группах, 10-15 минут на презентацию и 5-7 минут на обсуждение)
С помощью обычной считалки класс объединяется в четыре группы, которые получают задание: представить и презентовать другим идеальный класс в определенное время или при определенных обстоятельствах. Презентации готовятся в виде коллажей с устным комментарием.
Темы презентаций:
«Идеальный класс перед уроками»
«Идеальный класс после уроков»
«Идеальный класс на контрольной»
«Идеальный класс на перемене»
Ученики работают в группах у столов с канцтоварами; готовят коллажи и договариваются о порядке презентации, распределение ролей и т.п. Можно заранее приготовить также вырезки из детских и молодежных газет или журналов (фото, рисунки разных ситуаций) и предложить учащимся использовать их в коллажах.
Психолог контролирует ход подготовки групп, консультирует, помогает.
Презентации групп проходят по предварительно установленному порядку. Коллажи крепятся в виде выставки в предварительно приготовленном психологом месте (стена, доска, стенд).
Психолог предлагает обсудить то, что произошло, по следующим вопросам.
Какой образ класса вам понравился больше всего? Почему?
Что для вас было приятно делать в группе, а Вы не хотели, и делали, и почему?
Что вы готовы делать ради дружбы в классе?
Упражнение пятое.
Релаксационное упражнение-игра «Атомы и молекулы». (3-5 мин.)
Каждый ученик выбирает, что он будет постоянно делать (стоять, прыгать, бегать, стоять на одной ноге и т. п.). Пока ведущий говорит «Атомы, атомы, атомы...», каждый выполняет свое упражнение. Ведущий объявляет «Молекулы по два (по три, по пять и т.п.)». Ученики объединяются в молекулы и пытаются «на ходу» договориться, что именно будут делать все в каждой молекуле частности. Ведущий меняет условия 5-6 раз.
Психолог спрашивает, понравилась ли игра и просит подумать, как было чаще: ученик выполнял то, что делали другие, или другие делали то, что предлагал делать он.
Упражнение шестое.
Рефлексия после первого занятия. (7-10 мин.)
Ученики снова садятся в круг на те же места, которые занимали в начале занятия.
Что бы вы не хотели никогда повторять после сегодняшнего занятия?
Что бы вы хотели повторить в другом коллективе? Что именно? Почему?
Что из приятных вещей, которые ты пережил сегодня, не могли бы с тобой случиться нигде? Почему?
Все вопросы направлены на формирование чувства ценности классного коллектива.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа№3 с УИОП
Дмитровского района Московской области
Конспект занятия- тренинга
в 7 классе
«Общение»
подготовила
педагог-психолог
Бердникова Елена Антоновна
г. Дмитров
2014
Занятие-тренинг "Общение»
Цель: формирование и развитие умений и навыков конструктивного общения.
Задачи:
познакомить с понятием “общение”, с представлениями о способах общения;
формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий;
способствовать овладению правил и приемов ведения беседы и дискуссии.
Содержание занятия слайд 1
ДМИТРОВСКАЯ СОШ №3 С УИОП
Упражнение – активатор «Дождь»
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Мозговой штурм “Что такое общение?”слайд 2
Дорогие друзья тема сегодняшней встречи – это общение. А что такое общение?
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных формах, из которых выделяются три стороны. Слайд3
обмен информацией между людьми;
взаимодействие между людьми;
установление взаимопонимания.
Как это происходит?
1 этап – «Встреча» слайд 4
В народе говорят «Встречают по одежке, а провожают по уму». Что можно сказать про этих людей?
Ребята дают характеристику по внешнему виду людей. Слайд 5
Слайд 6
2 этап – «Знакомство». Слайд 7
Это обмен мыслями, чувствами, переживаниями. «Лучший не тот, кто говорит, а тот, кто умеет слушать».
Мы будем учиться тому, как быть хорошими слушателями
Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают:.
Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что он вас слушает
Искусство слушать требует практических умений. Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямой сейчас
Раздаем учащимся листки бумаги и просим сложить их пополам.
Инструкция: Пусть дети сделают на одной половине листа рисунок, используя для этого три фигуры: круг, треугольник, квадрат. Они могут использовать любые из трех предложенных фигур, располагая их по своему выбору. Слайд 8
Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании попросите их сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок.
Пусть каждый ученик найдет себе пару и сядет с ней спина к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Предоставьте детям несколько минут для выполнения этой работы.
Теперь пусть партнеры поменяются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут пусть пары сравнят свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.
Обсуждаем результаты
Трудно ли было рисовать, основываясь только на том, что вы слышали?
Трудно ли было давать указания?
Что мне помогало рисовать?
Чем вы можете помочь тому, кто слушает вас?
Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
3 этап - «Взаимодействие» или выстраивание отношений». Слайд 9
Способы общения могут быть как вербальные- используя речь, так и невербальная- с помощью жестов, мимики.
Упражнение “ Пойми меня”
Участники занятия-тренинга сидят. Ведущему дается задание изобразить с помощью жестов и мимики, то что написано, угадавший становится ведущим.
Я не люблю плавать, у меня много друзей, мне нравится ухаживать за животными.. и.т.д.
Обсуждение.
Легко или трудно было изобразить мысль?
А в чем были трудности?
Легко или трудно было отгадывать мысль?
А в чем заключались трудности?
Не маловажным является как мы общаемся, существуют приемы активного слушания, которые помогут вам выстроить хорошие отношения с людьми.
Доброжелательное кивание
Поддакивание (фразы типа «ага», «да- да», «точно», « понимаю»
Пересказываете то, что Вам сообщил собеседник.
Приведите примеры того как «работают» эти приемы?
Факторы, влияющие на восприятие
выражение Вашего лица
Наше эмоциональное состояние в момент восприятия другого человека
Важна ситуация, в которой происходит встреча
Вкусы
Возраст
Пол
Упражнение в парах.: Сядьте парами, друг против друга. Попробуйте сделать комплимент с грустным выражением лица, и наоборот замечание с улыбкой. Обменяйтесь мнениями.
Предлагаю Вам поделится впечатлениями:
Что Вы почувствовали выполняя задание?
Что вы почувствовали когда были слушателями?
Способы общения. Слайд 10
Вербальный (с помощью слов, речи)
Невербальный (мимика, жесты, поза, качество голоса)
Какие бывают виды общения? Классификаций много. Но основные мы перечислим. Слайд 11
Анонимное общение - это взаимодействие между незнакомыми людьми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между людьми, (жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала). Они встречаются, вступают в контакт друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.
Ролевое общение Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач - больной, руководитель - подчиненный, лектор - слушатель, педагог - учащийся. В основном ролевое общение обусловлено должностью. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях “отец - дети” он же занимает ведущую роль.
Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями.
Каковы же правила ведения беседы? Предлагаю детям самим составить эти правила.
Возможный вариант
Правила ведения беседы. Слайд 12
Предлагаются участникам назвать основные условия ведения беседы и дискуссии. В ходе коллективного обсуждения принимаются правила ведения дискуссии:
- покажите свое дружеское расположение к собеседнику;
- умейте выслушать мнение другого, не перебивайте говорящего;
- не отвлекайтесь, когда говорят другие;
- не избегайте взгляда собеседника, смотрите в глаза говорящего или слушающего вас;
- не бойтесь высказаться;
- четко и кратко излагайте свою мысль, избегайте многословия и отклонения от темы;
- проявляйте уважение к мнению другого, признавайте его право иметь свою точку зрения, возможно, и отличную от вашей;
- будьте вежливы и тактичны;
В заключении я предлагаю Вам упражнение
Упражнение-разминка “Островок безопасности”.
Ребята, представьте, что ваш корабль потерпел крушение, вы остались с группой на плотах (стулья), вам необходимо попасть на берег (на другой конец аудитории), переставляя стулья со стульев сойти нельзя.
Обсуждение. Слайд 13
Какие чувства возникали у Вас при выполнении данного упражнения?
Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Было ли данное взаимодействие общением между вами?
Какие виды общения вы использовали?
Рефлексия.
Что понравилось во время проведения занятия-тренинга?
Что нового узнали по данной теме?
Какие важные “открытия” для себя вами сделаны?
И где, когда вы их сможете применить?
Спасибо всем за активное участие в нашем занятии.
Литература
1.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих.-М., 1989.
2. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.,1989.
3. Психологические проблемы юности. (Сборник статей). Под ред. Чл. кор. АПН СССР проф. А.В. Петровского. М., 1985.
5. Хрестоматия по истории психологии/ под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Издательство МГУ, 1980.
6. Развитие личности учащегося в процессе общения. / (Подго. М.И. Боришевский и др.). Киев: Высшая шк., 1985.
Мы учимся общаться!
Цель: предупреждение и преодоление разногласий в учебном коллективе.
Задачи:
Развивать коммуникативные навыки и социально-психологические свойства личности;
Формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей;
Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.
1. Приветствие
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь видеть всех вас! Сегодня необыкновенное занятие: у нас в гостях замечательные и удивительные люди – психологи и социальные педагоги школ нашего района. Каждое утро наши гости идут на работу для того, чтобы подарить детям спокойствие, радость, уверенность в своих силах, помочь разрешить конфликты и недоразумения, которые иногда случаются у школьников.
А в вашем классе случаются разногласия? (ответы детей: да). Почему?
Хотите научиться сегодня на занятии быть более дружными? (ответы детей: да).
Давайте поприветствуем друг друга по- особенному. Я предлагаю вам образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из вас пойдёт по кругу и будет здороваться со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Обсуждение:
Вам понравилась игра?
Чье приветствие особенно понравилось?
Какие чувства выражены в приветствии европейцев, японцев, африканцев?
2. Упражнение «Доброе животное»
А теперь, ребята встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое очень доброе животное. Прислушайтесь, как оно дышит…А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, также ровно и четко бьётся его большое доброе сердце, стук шаг вперед, стук –шаг назад, и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого доброго животного себе.
Обсуждение:
Сложно ли было придерживаться обозначенных правил?
Понравилось ли вам животное, частью которого вы были?
Что-нибудь удивило вас в этой игре?
Мы становимся дружнее!
4.Упражнение «Пазлы»
Я знаю ещё один секрет настоящей дружбы, но для этого вам необходимо преодолеть небольшое препятствие - собрать пазлы. Я предлагаю вам объединиться на команды и немного поиграть в игр. Каждому из вас я выдам по одному фрагменту - пазлу. Ваша задача: из имеющихся пазлов каждая команда должна собрать одну картинку, как можно быстрее. (во время работы звучит весёлая музыка)
А теперь, вам необходимо объединиться в одну большую команду и из 14 элементов создать одну картинку, как можно быстрее.
Обсуждение:
Как было легче работать в команде из семи человек или из четырнадцати?
2.Что помогало выполнению задания?
3. Что мешало?
4. Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия? (терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).
Психолог: дорогие ребята, одним из секретов настоящей дружбы взаимопонимания является умение внимательно слушать и слышать друг друга! Вы хотите проверить как у вас это получается?
Упражнение «Рассказчик»
Чтобы начать эту игру, мне необходимо определить игроков - рассказчиков (5 человек), остальные ребята будут судьями.
Рассказчикам нужно будет передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать рассказ и передавать его следующему. Первому рассказ расскажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. (рассказчики выходят за дверь).
Господа судьи: «Сейчас сюда будут заходить по одному рассказчики, первому я сообщу текст, которой он передаст второму, второй - третьему и так далее. Наша задача - запоминать, кто и как точно будет передавать текст».
Начинаем?
Я слышала, что Петя завтра собирается праздновать день Рождения, но он не хочет приглашать всех. Костю Петя решил не звать, потому что он дерется. Борю тоже не позовёт на День Рождения, потому что он двоечник и с ним неинтересно. А вот Рому обязательно позовет, потому что Рома умеет дружить и помогает делать домашние задания.
Обсуждение с судьями:
Отличается ли последний рассказ от первого?
Были ли искажена информация?
За счет чего это произошло?
Что «своего» каждый внес в рассказ?
Всегда ли нужно верить всему, что вам говорят?
Психолог: очень важно доверять и оправдывать доверие одноклассников, важно поддерживать друг друга в разных ситуациях. Чтобы это понять, давайте поиграем ещё в одну игру. Она называется «Пчёлы и змеи». Нам необходимо снова объединиться в команды по 7 человек. Те, кто хотят стать пчелами, отходят к окну, а те, кто хотят играть в команде змей, подходят к стене напротив. Каждая команда должна выбрать своего капитана команды. После того как я объясню правила игры наши капитаны выходят за дверь и ждут, пока их позовут. В это время я спрячу два предмета: для капитана пчёл – цветочек, а для короля змей – ящерицу. Капитаны должны отыскать эти предметы с помощью своей команды. Все пчелы будут жужжать: жжжжжжж... Чем ближе их капитан подходит к премету, тем громче должно быть жужжание, чем дальше – тем тише. А змеи помогают своему капитану шипением: шшшшшш... Чем ближе змеиный капитан, чем дальше – тем тише. приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Понятно ли вам задание? Капитаны, вам необходимо не надолго выйти из зала. Дорогие пчелки и змейки, рассаживайтесь по своим местам. Необходимо помнить, что во время этой игры никто не имеет право ничего говорить.
Обсуждение.
Твоя группа хорошо помогала?
Как вы взаимодействовали друг с другом?
Как ты чувствовал себя в роли капитана?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?
Что мешало?
Психолог: дружба- это добрые слова и пожелания (я беру в руки коробочку)
Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на эту коробочку. Сейчас я потрясу её, а вы определите на слух, что в ней находится. (варианты ответов). На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле (Дети берут по одной конфете и желают доброты, здоровья, долголетия, мира, достатка, дружбы, счастья). Каждый из вас сейчас совершил маленькое чудо. От ваших пожеланий мир стал добрее. Спасибо вам! Вы большие молодцы, мне очень понравилось наше занятие, но к сожалению оно подходит к завершению.
Понравилось ли занятие вам?
Что понравилось больше – что понравилось меньше?
Что было самым трудным?
Я очень надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы будете самым дружным классом. Вы будете стараться?
Сегодня у нас есть отличная возможность поблагодарить друг друга. Для этого образуем круг. Я предлагаю поблагодарить друг друга, пожать руку и сказать: «Спасибо, что ты рядом!». (Психолог тоже в кругу, начинает или заканчивает упражнение «Спасибо, что все вы рядом»).
Обсуждение:
Какие чувства вы испытали, играя в эту игру?
Сложно ли было говорить слово «спасибо»?
Часто ли вы произносите добрые слова в классе, дома.
А теперь, давайте прощаться. Ребята, покладите свои ладошки на мою руку.
Давайте вместе произнесём: «До новых встреч!»
Размер: px
Начинать показ со страницы:
Транскрипт
1 Тренинги «Формула хорошего настроения» Интерактивное занятие для учащихся 9 класса 1 О. И. Главницкая, педагог- психолог, Е. Н. Шидловская, классный руководитель 9 класса СШ 5 г. Мосты Цель: развитие позитивной коммуникации в группе, выбор и использование молодежью адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Задачи: Создать благоприятные условия для эффективного межличностного общения в группе. Закрепление навыков самоанализа, содействие самораскрытию, активизация процесса рефлексии. Организация обсуждения в молодежных группах применяемых приемов и способов, помогающих справляться с плохим настроением, и выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов. Проведение упражнений, игр, творческих заданий, способствующих сосредоточению внимания, активизации мыследеятельности участников. Презентация формулы хорошего настроения, обозначение и визуализация составляющих хорошего настроения на коллаже. Целевая группа: старшеклассники (от 15 до 30 человек). Условие для занятий: просторное помещение кв. м, стулья по количеству участников, расположенные по кругу, а также стулья по количеству участников. Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с песней «Хорошее настроение», проектор, экран, скотч 3 шт., ножницы 3 шт., бумага формата А3, А4, ватманы, маркеры 3 упаковки, фломастеры 3 упаковки. Ход занятия Музыкальное сопровождение (песня «Хорошее настроение»). Оформление доски, соответственно тематике занятия. I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге). Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу. 1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга. 2. Упражнение «Ты Таня умная, а я Вася добрый» . Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки молодежи. Инструкция: Я ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу: «Я Таня умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня умная, а я Вася добрый» и так далее по кругу.
2 Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся. -Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение? - Мы прослушали песню, выполнили упражнение, как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? 3. Сообщение темы и целей занятия. Сегодня мне хотелось бы Вас пригласить на тренинговое занятие, где каждый из вас сможет окунуться в мир игры. Наша встреча посвящена тому, чтобы вы поближе узнали друг друга, а также мы поговорим о составляющих хорошего настроения. 4. Принятие правил работы группы. Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца. Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая чтобы не перебивали говорящего, вторая чтобы не пропали умные мысли пришедшие в голову во время работы. Право ведущего. Я как ведущий буду следить за соблюдением принятых группой правил. 5. Беседа «Мое настроение» Цель: Введение в тему, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка и все становится ясно. Есть ли у вас свое настроение, такое, в котором вы находитесь чаще всего? Подумайте, каким вас видят ваши друзья, одноклассники, родители? Я призываю вас к самоанализу. Вам необходимо будет работать с людьми, и уметь управлять своими эмоциями. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями. В эти моменты обычно душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, вам известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного 2
3 человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения в той или иной конкретной ситуации, а также о мере его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой. 6. Упражнение «Ассоциации». Цель: Провести ассоциативный ряд с понятием «плохое и хорошее» настроение, активизация мыследеятельности участников. Что для вас хорошее настроение вашего друга (подруги)? Одним словом продолжите предложение: Хорошее настроение друга это (Улыбки, смех, радость,). Если настроение это цвет, то какого цвета хорошее настроение? А плохое? Хорошее настроение родителей это (Улыбки, смех, радость,). Мозговой штурм. Обсуждение. Поднимите руку, кто считает, что настроение зависит от внешних факторов. Почему вы так считаете? Поднимите руку, кто считает, что во многом настроение зависит от себя самого. Вывод. Если я человек и личность, то должен научиться управлять своим настроением, несмотря на все внешние факторы. Еще древнегреческий ученый Сенека говорил: «Самая высшая власть власть над собой» II. Реализующий этап (в общем круге). 1. Разделение группы на команды. Участники из общего круга путем деления на команды размещаются за столами. Необходимые материалы: 3 отдельно стоящих стола для каждой команды, указатели с названиями столов «Капуста», «Перец», «Огурец», вокруг столов соответствующее числу участников количество стульев. Инструкция: Рассчитайтесь, пожалуйста, на «Капуста», «Перец», «Огурец», запомнив название овощей, которые сказали. Команда «Капуста», вы размещаетесь за столом, где изображен соответствующий указатель «Капуста». Команда «Огурцов» и «Перцев» также размещается за соответствующими столами. 2. Творческое задание «Девиз команды» (работа в подгруппах). Цель: Повышение активности участников и содействие сплочению группы. Инструкция: Выберите капитана команды и придумайте девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!» Выступления команд. Театрализация. 3. Упражнение «Как справиться с плохим настроением». 3
4 Цель: Обозначение способов, помогающих справляться с плохим настроением, выбор адекватных, «здоровых», не вредящих здоровью способов поднятия настроения. Инструкция: В командах обозначить способы, помогающие справляться с плохим настроением, а затем по истечении времени озвучить их. Вывод: Необходимо помнить, что одной из главных жизненных ценностей является здоровье. Выбирая определенные способы, помогающие справляться с плохим настроением, нужно подумать: «Какой ценой я улучшаю свое настроение сегодня?». Если ответ «Ценой в здоровье», то постараться выбрать другой способ. 4. Творческое задание «Эскиз хорошего настроения» Цель: Развитие позитивной коммуникации, сплочение коллектива. Инструкция: Каждый задумайте эскиз хорошего настроения. Не ограничивайтесь в воображении. Это могут быть любые элементы, отражающие именно ваше хорошее настроение. Задание нарисовать общий рисунок, где каждый будет рисовать не более секунд. Затем он передает лист другому. Рефлексия. Каждый постарался внести свое в общее дело. Подумайте, получился ли у вас общий рисунок или это все-таки отдельные элементы. Ваш эскиз может рассказать о слаженности работы в группе. Презентация эскиза. 5. Игра «Пишущая машинка» Цель: Выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива. Необходимые материалы: Проектор, экран. Фраза, выведенная на проекторе «Хочешь быть счастливым будь им!» Инструкция: Итак, мы буквы алфавита. Будем печатать предложение «Хочешь быть счастливым будь им!» Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться плюс «Пробел», «Точка», «Восклицательный знак». Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название. Точка хлопнет в ладоши, пробел топнет ногой, восклицательный знак крикнет «Ура!». 6. Презентация «Формула хорошего настроения» Цель: Обозначение формулы хорошего настроения, повышение мотивации к самоанализу, рефлексии. Необходимые материалы: Проектор, экран. Презентация «Формула хорошего настроения». Демонстрация презентации. 4
5 Формулой хорошего настроения является здоровое тело, ясный ум и положительные эмоции и чувства. Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех это лекарство от многих болезней. Дело в том, что смех вызывает в организме комплексный биохимический процесс. Ученые рекомендуют вместо 40 минут расслабляющего отдыха 5 минут здорового смеха. 7. Упражнение «Пожелание другу» . Цель: Создание позитивного эмоционального фона. Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки по количеству участников. Декоративный мешочек. Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе» Ведущий собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание. 8. Упражнение «Формула хорошего настроения». Необходимые материалы: Заготовки, вырезки из журналов по темам: «Здоровое тело», «Ясный ум», «Положительные эмоции и чувства». Ватманы, скотч, ножницы, клей 3 штуки; маркеры, фломастеры 3 упаковки, флип-чарт для оформления общего коллажа. Оформленные командами: девиз команды, способы, помогающие справляться с плохим настроением, эскиз хорошего настроения. Инструкция: У вас на столах имеется одно из составляющих хорошего настроения. Задача группы использовать все подручные средства и создать коллаж или другими словами стенгазету. У команды «Капуста» стенгазета на тему «Здоровое тело», у «Огурцов» «Ясный ум», у «Перцев» «Положительные эмоции и чувства». В итоге мы создадим одну большую газету и еще раз выведем «Формулу хорошего настроения». 9. Презентация коллажей. Цель: Визуализация совместного коллективно-творческого дела, позитивное взаимодействие участников. III. Заключительный этап. Ведущий приглашает участников в общий круг.в общем круге вытягиваются листочки с пожеланиями. 1. Упражнение «Принимаю пожелание». Цель: Создание позитивного эмоционального фона, завершение на позитивной ноте. Необходимые материалы: декоративный мешочек с пожеланиями (сердечками). Каждый получил пожелание. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания! Звучит фонограмма песни «Хорошее настроение». 5
План- конспект внеклассного мероприятия во 2 классе «Психическое здоровье». Подготовила и провела педагог-психолог МБОУ СОШ 52 Волкова Е.Г. Тема: «Формирование психического здоровья у младших школьников
Российская Федерация Ямало-Ненецкий Автономный округ Муниципальное образование Ямальский район МБОУ «Мыскаменская начальная школа детский сад» Методическая разработка по психологии «День толерантности»
Родительское собрание в 6 «А» классе «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств ребенка» Цель: показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению. Задачи:
3-58 Томской обл., с. Кожевниково МОУ «Кожевниковская СОШ 1», Демидова Олеся обучающаяся 10 класса Мастер-класс «Мы - одна команда» Цели и задачи занятия: Образовательные - овладение учащимися определенной
Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель
Содержание Пояснительная записка...3 Тематическое планирование..7 Краткое содержание программы 8 Материально-техническое, методическое обеспечение программы 10 Список литературы..11 2 Пояснительная записка
Тренинг профилактики наркомании у детей и подростков Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых
Тренинг по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания педагогов- психологов. Составила педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» Отойкова А.В. Цель тренинга: создать условия
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО Педагог-психолог МБОУ средней общеобразовательной школы 128 г.нижний Новгород Пономарева Елена Валентиновна
Мухина Ю.Р., Ергунева Т. Н. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Рекомендации выпускникам по саморегуляции внимания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 100»г. Оренбурга Конспект сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социализация» Тема: «Апельсиновая
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива Подготовила педагог-психолог МБОУ «Полтавская школа» Сеитнебиева Севиль Наримановна «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения Московского района Санкт
Тема занятия: «Путешествие в страну Эмоций» Цели занятия: 1. Закреплять представления и знаний об основных эмоциях, умения выражать свои эмоции, показывать их мимикой; 2. Уточнение и активизация словаря
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Чистопольского муниципального района РТ Рассмотрено на заседании проблемной группы учителей, работающих над
Урок разработан учителем истории и обществознания Давыденко М.С., социальным педагогом Польшиковай Н.В., психологом Сульженко Ю.А. План-конспект интегрированного урока по обществознанию «Агрессия в современном
Клуб семейного общения как одна из эффективных форм психологопедагогического сопровождения приемных и опекунских семей Асмоловская Н. Н., педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Кричева» [email protected]
ГБОУ гимназия 1507 г. Москва ДЕЛОВАЯ ИГРА «ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА»: «Я ЛИДЕР» ДЛЯ ПОДРОСТКОВ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Пояснительная записка В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми,
Общелагерная игра «Брендинг» Этапы игры: 1. Чудо-дерево Вы умеете рисовать? Конечно! Рисуем вместе чудо-дерево нашего лагеря! Выберите ветку Вашего отряда. Оставь свои отпечатки пальцев(помни у тебя их
Классный час в 5 классе, составитель Алексеенко Н.Н., классный руководитель, учитель математики. Тема: «Толерантность. Признание различий основа самооценки». Цель: привлечение учащихся к обсуждению понятия
Классный час «Я в общении?» 5 к класс Этап классного часа Содержание этапа Средства 1. Разминка 1. Рапорт зам комвзвода. 2. Цветопись настроения каждого, цветопись настроения групп 3. Стихотворение «Поговорим»
Схема конспекта занятия Аттестуемый педагог: Кешебян Сероп Андроникович Предмет: строевая подготовка, основы военной службы, группа 2, 3-й год обучения Тема занятия: «Строевые приемы в составе отделения.
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югра «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Психокоррекционное занятие «Радужное
Урок по теме «Знакомство с Римскими цифрами» Цели: Познакомить учащихся с римскими цифрами; Научить читать и записывать числа с помощью римских цифр, выполнять арифметические действия с ними; Совершенствовать
Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе Тема Написание новогодних поздравлений Класс 3 Образовательная «Гармония» система Тип урока Урок изучения нового материала Формировать умения в составлении