Право на жизнь. Основным личным правом человека является право на жизнь
Введение
Право на жизнь традиционно считается "царицей прав", естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.
Такие выводы будут, в лучшем случае, действительными для тех, кто разделяет идеальные помещения; не для всех граждан. Учреждение, такое как государство, светское по определению, сегодня не может быть чемпионом убеждений, принадлежащих только части населения, притворяясь, что навязывает свое соблюдение всем, включая тех, кто думает иначе. И не только смысл свободы. Не менее важны выводы для качества жизни. Напротив, в этой перспективе плоскость голосов, которые обнаруживают: меру отношений, которые пациент будет поддерживать с собой - овладение телом и умом в отношении последовательности ежедневных потребностей; внимание к плану реляционности, переплетающегося с внешним миром.
В наши дни проблема гарантирования и обеспечения права на жизнь стала очень актуальной. Это вызвано в первую очередь продолжением применения смертной казни во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Также продолжаются споры по поводу легализации абортов. Возникают новые проблемы, например допущение законом проведения эвтаназии.
В призывах к догме о неприкосновенности жизни должен быть признан канон для любого варианта, связанного со здоровьем, независимо от какого-либо религиозного или метафизического постулата; включая те, которые касаются лечения тех, кто собирается умереть. Прежде всего, на самом деле: на самом деле нет взрослого человека в мире, которого можно назвать беспомощным в качестве конечного пациента, и никто другой, который так не подвергается опасности ошибок и злоупотреблений. Следовательно, необходимость видеть в рассматриваемой ссылке гарантию по всем направлениям - своего рода оплошность.
Целью данной работы является исследование самого понятия права человека на жизнь, регулирования этого вопроса в законодательстве нашей страны и наиболее важных международных правовых документах, а также изучение спорных аспектов этого вопроса.
Основными задачами работы являются: определение понятия права на жизнь, изучение гарантий этого права в Республике Беларусь; исследовать проблемы применения смертной, производства абортов, юридическую и нравственную стороны существования эвтаназии.
Еще больше: единственный возможный банк перед спектром прогрессивного дрейфа, который в конечном итоге мог бы узаконить неизбирательное подавление больных и непродуктивных людей. Это тема так называемого «скользкого склона». Но ответ еще не пропущен. Все в подобных случаях видно, где находится меньшее зло. Абсолютное благо не от этой земли: норма, которая признает право сократить свою жизнь и в которой пределы такой прерогативы были хорошо вырезаны, подверглась риску гораздо меньшего арбитража, чем те, которые присущи практике. квалифицированный, возможно, незаконный в словах, но на самом деле практикуемый в тени - почти везде и без контроля, полупотерянный даже теми, кто устно выступает против него.
При рассмотрении всех данных вопросов автор будет опираться, в основном, на соответствующие научные работы отечественных и зарубежных ученых, например, Василевича Г.А., Вегера И.В., Мутагирова Д.З., Рудинского Ф.М. и др., анализ как действующего законодательства Беларуси, так и различных международных правовых документов, а также на судебную практики Конституционного Суда.
В целом, это трансверсальный лейтмотив - особенно дорогой для последователей партии «провоспитанности», но каким-то образом принимаемый кем-либо, отказ, фирма, в раунде, к каждой форме терапевтического упрямства. Рассечь себя в такой обширной мозаике тем не просто: каждое из вышеуказанных мнений может создавать элементы истины. О том, что жизнь является фундаментальной ценностью, не может быть и речи. Тем не менее, даже частота определенного хаоса, тела и ума, даже некоторые страдания тех, кто тушит на своей кровати, представляют собой данные, имеющие абсолютное значение для ученого.
право жизнь казнь эвтаназия
В первой главе работы дается понятие права человека на жизнь. Также здесь присутствует общая характеристика этого понятия, гарантии Конституции в этом вопросе, обеспечение защиты этого права.
Вторая глава посвящена проблемам, связанным с законодательно допустимыми в нашем государстве случаями лишения человека жизни. Таковыми являются: продолжение использования смертной казни как вида уголовного наказания, производство абортов. Также рассмотрена проблема эвтаназии, которая еще не регламентируется нашим законодательством, но которая вызвала широкую полемику в странах Западной Европы.
В поисках выхода, подход, который, по-видимому, рекомендуется рекомендовать, является в первом приближении тем, который благоприятствует размножению - на бумаге - жизнеспособных путей: дифференцируя их в зависимости от области психофизического дискомфорта, которая, действительно, с облегчением. Это не вопрос поклонения любой ценой для равноудаленности. На самом деле существует дефект настройки, легко узнаваемый для тех, кто тщательно просматривает ряды недавних дебатов, основываясь на каждой из официальных точек зрения.
И недостаток, кратко сказал, заключается в том, чтобы хотеть решать такие вопросы, как ожидаемый конец, в соответствии с чисто дилемматическим разрезом жесткого манихейства. По правде говоря, проблема, в целях пересчета боли, действительно не возникает с точки зрения императивного выбора, который теперь должен быть окончательно завершен. Вот рекомендации, которые следует соблюдать. Не только поиск одностороннего, фиксированного и неизмененного дисциплинарного пакета для любого клиента. Разные друг от друга - в зависимости от того, должен ли тот или иной из указанных хребтов быть представленным, должны быть статутными гипотезами, к которым в отношении отдельных больных следует обратиться к требованию о ранней смерти.
В конце каждой из глав приводятся краткие выводы автора по каждой из рассматриваемых проблем, его личное мнение относительно этих вопросов.
> Общая характеристика права человека на жизнь
> Понятие права человека на жизнь
"Человеческая жизнь - первичное условие существования, функционирования, воспроизводства и защиты социума, называемого семьей, родом, народом, обществом и человечеством".
Учитывая невозможность выбора жизни при рождении, субъект формируется, поскольку взрослый человек освобождается от клерикальных запретов и только перед самим собой и с миром, в котором он действует, ответственность как свободный выбор жить или не жить. Ответственный выбор - не жить, решать свою собственную смерть, которая является естественным или случайным событием, не подвергаясь социальной цензуре и без институционального осуждения. Это тоже для меня - это завоевание права человека, которое должно быть признано таким же образом в отношении других прав, также потому, что бесполезно отрицать это перед реальностью, которая во все возрастающих количествах объявляет сотни тысяч самоубийств на протяжении всей цивилизованного мира, а также многих более искушенных или неизбирательных или неконтролируемых и даже из-за самых разных предложений и резолюций.
"Впервые международно-правовая регламентация права на жизнь была дана во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Статья 3 Декларации провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Тем не менее, Всеобщая декларация не содержит в себе толкование этого права". .
"Право на жизнь также зафиксировано в ст.6 Международного пакта о гражданских политических правах, в Европейкой конвенции о защите прав и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. Право на жизнь сформулировано в ст.6 Международного пакта о гражданских политических правах следующим образом: "Право на жизнь есть неотъемлемое право человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть лишен жизни". Ключевым здесь является такое понятие как "жизнь". Жизнь есть важнейшее, бесценное и абсолютное благо. Абсолютная ценность жизни проповедуется во многих философских доктринах, социально-политических учениях и религиозных концепциях. Христианское "не убий" является известным всем постулатом. Такие положения существуют и в исламе, и в индуизме, и в буддизме. Выдающийся правозащитник XX века Альберт Швейцер проповедовал важнейшую теорию благоговения перед жизнью. Жизнь, с его точки зрения, это абсолютный дар. Причем охраняться должна не только жизнь человек, но и жизнь всех органических веществ, всех живых существ гигантской картины жизни, одним из их элементов является человек.
Мы все знаем, какая бешеная оппозиция особенно проявляет католическую церковь, в риторической защите святости «жизни», сдерживающей ответственный рост человека, его общих прав и личных и социальных обязанностей. Но это сложная и противоречивая тема из-за культурного сопротивления «христианского» наследования, которое также встречается среди мирян и секуляристов, широко распространенных, как можно найти в отношении самой эвтаназии как клинической практики. Это, безусловно, вызывает большой общественный интерес и требует очевидных юридических мер предосторожности, чтобы избежать возможного насилия и жестокого обращения, но с этим нужно бороться несправедливо, еще раз узаконить и законно регулировать практику эвтаназии, которая, как говорят, существует с незапамятных времен, замаскированный, но широко распространенный, в больницах и клиниках.
Проблема права на жизнь особенно остро встала в середине XX века. Сама формулировка "право человека на жизнь" была абсолютно новой для того времени. В чем смысл самого понятия "право на жизнь"? Право на жизнь как юридическое понятие обладает двумя важнейшими элементами. Первый - недопустимость произвольного лишения жизни человека - самый существенный. Второй - это право на распоряжение своей жизнью. То есть право человека рисковать жизнью, если риск оправдан стремлением ко всеобщему благу. Есть немало профессий, связанных с применением этого права.
Когда в начале года - вы помните - медицинская эвтаназия была ограничена легализованной в Нидерландах, в Италии также были разные последствия, часто враждебные даже в светской области. В противном случае он становится удалением из середины, удаляет беспорядок. Ответ здесь проистекает прежде всего из заявленного недоверия к ученым и законодателям, заведомо беспощадным убийцам и вообще к недоверию «в коллективной зрелости человечества», что всегда является предлогом алиби для каждого авторитарного наложения институтов, контролирующих зрелость человек.
Кроме того, право на жизнь имеет еще два важнейших аспекта - международный и внутригосударственный . Если говорить о международном аспекте, то нужно упомянуть все государства, признавшие Всеобщую декларацию прав человека, которые подписали Международный пакт о гражданских и политических правах, взяли на себя обязательства обеспечить неприкосновенность жизни людей, находящихся на их территории. Этот аспект заключается в том, что право на мир выступает здесь на первый план. Человечество стремится к миру. Идея запрета войн, согласие в мире - это идеал всего человечества. Мыслители прошлого многократно обращались к этой проблеме. Война как социальное явление, конечно, противоречит самой идее неприкосновенности жизни. Борьба человечества за выживание, против гонки вооружений, за безъядерный мир - чрезвычайно важный аспект права человека на жизнь. Внутригосударственный аспект права на жизнь предполагает, что государство должно обеспечить неприкосновенность жизни человека. Человек не может быть произвольно лишен жизни. Как отмечалось на 54-й сессии по правам человека, которая проходила в 1998 году, право на жизнь рассматривается как обязательство общества защищать права личности. Проблемы обеспечения права на жизнь являются чрезвычайно актуальными в современных условиях". .
Боль - сама по себе ценность, она служит росту личности, и без роста нет будущего. Вот традиционная христианская культура, более или менее секуляризованная, которая сакрализирует дар Бога, страдания христианского Господа, который любит бедных и страждущих и поэтому «посылает» боль, которая «формирует» человека и укрепляет общество, в одной иллюзорной этико-религиозной и гражданской вере. Все они знают, как много смертей породило на протяжении столетий эту институционализированную и в основном мистифицированную сакрализацию Жизни как «ценность само по себе», вплоть до гротеска, зверского преступного осуждения за пропущенное самоубийство.
Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно представляет собой широкое и емкое понятие: включает право на здоровую окружающую среду, ас ним тесно связана проблема абортов, эвтаназии, качества жизни и др. Таким образом, право на жизнь нельзя сводить только к вопросу существования или отмены смертной казни в государстве, хотя проблема смертной казни в последние десятилетия остается предметом острых дискуссий. .
Можно было бы противопоставить воинствующее идолопоклонство ценности «Жизнь и боль» равнодушие к настоящей резне, как и в противозаконной канистре, которая теперь возрождается, защита жизни плода, равнодушная к боли и жизни матерей, фидеистическая оптика будущего рождения - жизнь в период беременности - перед нынешней болезнью.
Какие серьезные этико-юридические мотивы могут действительно противостоять гражданскому праву на свой выбор не-жизни - как чистое ожидание, отмечают определенное и всегда приостановленное событие - если не абстрактная законная императивность, а вкратце - институциональное насилие христианской обязанности страдать, полностью страдать от оскорбления, больше не терпимого к неблагодарному существованию? Что это связано с проблемами и социально-экономическими обязательствами, чтобы сделать повседневную жизнь более приемлемой, что подразумевает другие общие обязанности и не влияет на право распоряжаться своей жизнью?
Право на жизнь - проблема в первую очередь социальная и философская и лишь затем - политическая и юридическая. .
Таким образом, право человека на жизнь является основополагающим, ведь при отсутствии или даже ограничении этого права теряется смысл всех остальных, причем не только личных, к группе которых оно относится, но также и политических, социальных, экономических, культурных прав. Это право зафиксировано во всех главных международных правовых актах. Оно является не только определенным правом человека, но в большей степени наиболее важной общечеловеческой ценностью, на ней основывается весь принцип гуманизма, и защита этой ценности должна быть приоритетной целью любого цивилизованного общества.
На что они могут влиять на различные мотивы, экономические трудности или личную незрелость, не готовы к относительным бременам и обязанностям и т.д.; или просто чистый и простой отказ встретиться с ними. Но хорошо известно, что по этим личным мотивам, в общей «феминистской» полемике, «правое» преобладает, как говорится, риторически - «решать свою кожу». Так что легко, в этом случае, антиабортионисты могут возразить, что на самом деле они решают кожу других людей, потому что это правда - мы не можем скрыть это - даже плод является биологически «живым» человеком.
Цели урока:
- учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
- воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
- развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.
Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.
Но женщины-аборты и мы в равной степени заявляем о праве женщин «решать», рожать ли или нет, и, например, отказываться от уродливого плода или выжить - если хотите - с риском рождения, которое заботится о вашей жизни. И это право, гарантированное даже арбитражным законом, мы утверждаем, что оно санкционировано и защищено государственной помощью, медико-правовой и т.д. Ну, с какой последовательностью тогда, этими же женщинами и нами с ними, мы должны препятствовать праву принимать решение в каждый момент нашей жизни без каких-либо публичных санкций и даже с гарантированной медико-правовой помощью в продвинутом светском обществе?
Оформление урока (средства):
- Ватман и маркер.
- Портреты и иллюстрации событий 30-х – 40-х годов XX века и конца XX – начала XXI веков (Приложение № 4).
- Раздаточный материал (Приложение № 1 -).
- Конверты с карточками для голосования: черными, белыми и черно-белыми.
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентации:
“Экстремистские организации в современной России”.
“Правозащитные организации современной России”.
“Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
“Жертвы нацизма”. - Магнитофон.
- Музыкальное сопровождение:
ДДТ, Ю. Шевчук “Не стреляй”.
А. Розенбаум “Вальс 1937 года”. - Коллажи учащихся 11-х классов на тему: “Права человека”.
- Рисунки учащихся 9-х классов на тему “Что такое “жизнь”?” (Приложение № 4).
- Таблички: “Право на жизнь!”, “Право на жизнь?”, “Право на жизнь…” (они являются оглавлениями каждого этапа урока).
- Полотнища красного и голубого цвета, на которых прикреплены портреты и иллюстрации.
- Гитара.
- Эпиграфы к уроку (Приложение № 3)
- 1)Сохранение жизни и здоровья человека в
современной глобальной ситуации – одна из
острейших задач, стоящих перед мировой
цивилизацией (Когой Е.А. Экология и здоровье
человека // Социально-гуманитарные дисциплины.
2000. №3).
2) “Чего нет в документах – нет на свете” (Сенека). - Определения понятия “жизнь”.
- Фрагменты из сочинений учащихся (Приложение
№ 3):
1) “Что такое жизнь?”.
2) “В каком государстве я хотел (а) бы жить?” - Таблички разных цветов по количеству групп: красные, синие, зеленые, желтые.
- Результаты социологического опроса “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
Участники: учащиеся 9-х и 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 11-х, и 9-х классов).
Это обязательный этический и юридический отрывок, независимо от личных мотивов, даже банального отчаяния и которому мы не сможем избежать в менее предвзятом будущем, поскольку оно все еще находится в этой стране всеобщего папского престижа с огромными возможностями запретов и конкордатские репрессии. То, что, как всегда, в обильной риторике Жизни скрывает производство бесчисленных незаконных смертей, от абортов, полученных к суицидам, закупаемых, много десятков тысяч в год для аридных статистических расчетов.
Бесконечные ежедневные драмы общей скорби вокруг нас, которые потребляются в полуобщественной законности и в частной незаконности, в разгар того же «равнодушия», которого боятся за более отдаленные траурные события, войны, массовые изнасилования и геноцид, разбросанные по всему «гражданского мира».
План урока:
- Право на жизнь!
- Право на жизнь?
- Право на жизнь…
Ход урока
1. Право на жизнь.
Воронова М.Л. (далее В.): Сегодня у нас не совсем обычный урок - встреча двух гуманитарных классов: 11-го и 9-го. Ребятам 11-го класса 16-17 лет и у них свои взгляды на многие проблемы, девятиклассникам – 14-15 лет и они также учатся находить ответы на волнующие их вопросы. И тем интересней увидеть, что думают одиннадцатиклассники и девятиклассники, тем интересней сравнить взгляды тех, кто, через несколько месяцев войдет во взрослую жизнь и тех, кому еще предстоит преодолевать два года нелегкой школьной жизни.
Джанни Грана была автором, а также большим количеством статей и эссе, критических в журналах и газетах, также Лектура Дантиса, критических монографий, и он редактировал сборники итальянской литературы: современники, критики, двадцатый век. Для получения дополнительной информации посетите. Мир процветает, когда эти права полностью соблюдаются, а война проистекает из их нарушения, а затем становится причиной еще более серьезных нарушений. Но когда права человека игнорируются или презираются, когда стремление к особым интересам несправедливо преобладает над общим благом, неизбежно посеяются семена нестабильности, мятежа и насилия.
Иконникова Е.М. далее И.): На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.
Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?
- право на жизнь;
- право на свободу слова и совести;
- право на собственность;
- право на свободу передвижения;
Учитель записывает ответы ребят на ватмане маркером. Прикрепляет его на доске.
Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?
Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.
И. Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь.Жизнь – это (зачитывается определение, которое написано на доске).
В: Подчеркнем еще раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется законом (Эпиграф №1). Мы открываем первую “страничку” нашего урока: “Право на жизнь!” (учитель прикрепляет табличку на доске) .
И: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).
Организуется работа по группам:
- “Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946г).
- “Синие” - Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
- “Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
- “Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).
Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.
Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.
2. Право на жизнь?
И: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящена вторая “страничка” нашего урока “Право на жизнь?” (учитель прикрепляет табличку на доске).
В: Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.
Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г.(Приложение № 2 . Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).
Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936г.?
Ответ:. В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.
И: Сенека (?) говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.
Вопрос: Так ли это?
Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.
Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?
Ответ: Тоталитарный.
Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.
- политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
- существует единственная массовая партия (однопартийная система);
- уничтожение внутрипартийной оппозиции;
- слияние партийного и государственного аппаратов;
- культ вождя;
- существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
- сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
- массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.
В: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?
Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза. Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова “Страх” (Приложение № 2 . Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ № 2).
И: Но репрессии были направлены не только против военных.
Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В.Э. Молотову В.М. (Приложение . Раздаточный материал. Рабочий лист № 2, документ №3).
В: Обратимся к статистике.
Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4 - 5).
И: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.
Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.
Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.
В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:
Из вступления
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
И: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.
Учитель исполняет песню А. Рознебаума “Вальс 1937 года”, песня сопровождается компьютерной презентацией “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
В: Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).
И: Немецкие солдаты получали памятки, которые “освобождали” их от общечеловеческой морали: “Помни и исполняй:
- У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
- …Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
- …Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.
Об этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.
Учащиеся знакомятся с презентацией “Жертвы нацизма”.
И: 1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение
- в преступлениях против мира,
- организации принудительного труда населения оккупированных территорий,
- в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).
Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946г.
“…Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств… Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведет к гибели цивилизации”.
В: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.
3. Право на жизнь…
И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? Мы переходим к третьей “странице” нашего урока “Право на жизнь…” (учитель прикрепляет табличку “Право на жизнь…” на доске).
В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
Выступление учеников 9-го класса, которые знакомят с результатами социологического опроса.
В: Э Берк говорил:“Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения”. И нам очень интересно Ваше мнение по вопросу – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?
И: У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку белого цвета, если нет – черного , если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – черно-белого цвета (проходит голосование) .
- право на жизнь в нашей стране не соблюдается;
- право на жизнь соблюдается;
- право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда.
Между группами учителя организуют дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.
В: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный.
И: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000г. среди молодежи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что же такое фашизм сегодня?
Учащиеся знакомятся с презентацией “Экстремистские организации в современной России” (9 класс).
В: Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране и в нашем городе были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.
Учащиеся знакомятся с презентацией “Правозащитные организации современной России” (11 класс).
И: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве , т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.
В: Мы просили вас написать эссе на тему: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”. Вот некоторые выдержки.
Учителя зачитывают отрывки из сочинений учеников 9-х и 11-х классов (Приложение № 3).
И: Сегодняшний урок – это продолжение разговора. На предыдущих уроках уч-ся 11-х классов защищали, подготовленные ими коллажи на тему “Права человека”, многие из них представлены сейчас (учитель обращает внимание учеников на коллажи) .
В: Среди учеников 9-х классов проводился конкурс рисунков “Что такое “Жизнь”?”. Эти рисунки также находятся здесь (учитель обращает внимание на работы ребят). Вы попытались изобразить “жизнь” в виде символа. На многих работах можно увидеть цветы, солнце, небо и т.д. Мы выбрали лучший, на наш взгляд, символ (Приложение № 4).
И: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но вам было предложено дать свое определение этому понятию. Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия “жизнь”, которые дали сами ребята. Приложение).
В: Вот какое определение понятия “жизнь” дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, она была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: “Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…”. Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями и рисунками (Приложение) .
И: Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права человека на жизнь. Символом надежды является голубой цвет (учитель привлекает внимание присутствующих к оформлению кабинета к уроку) . Голубое полотнище переплетается с красным – символом жизни.
В: Но, все-таки, одного осознания ценности человеческой жизни не достаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.
И: Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ написал песню “Не стреляй”, которой мы хотим закончить наш урок (звучит музыка) .
В: На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман (символ, изображенный на рисунке, выбранном лучшим, Приложение № 4 ).
И: На дом вы получаете задание – напишите эссе на тему “Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?”.