Святые бессребреники косма и дамиан ассийские. Бессребреники и чудотворцы и асийские, и мать их
Косма и Дамиан родившиеся в Асии (часть Малой Азии). Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее века. Их отец грек и язычник умер, когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в христианской вере занималась мать - Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа : «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками .
По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет . Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо : к людям пришел верблюд , которого когда-то святые вылечили от бешенства , и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме
Косма и Дамиан - братья родом из Рима , врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине ( -). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».
Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь , привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.
В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.
Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.
Косма и Дамиан Аравийские
Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их - Аравия . Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия , было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию , они были представлены гегемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме и Дамиану принести жертву идолам . Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру во Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но по легенде, Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано чародейству. Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался их. Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.
Все пять мучеников, пострадавшие вместе, были вместе и погребены. Время их смерти с достоверностью неизвестно: считается, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана .
Косма и Дамиан в католической традиции
Согласно Католической Энциклопедии, они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа.
Во время правления императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы по приказу префекта Киликии Лисия, который применил к нем пытки с целью добиться их отречения от своей веры. Однако, согласно легенде, они вынесли все испытания и те не оказали им никакого вреда. Тогда они были казнены через отрубание головы. Вместе с ними были казнены их младшие братья: Antimo , Leonzio и Euprepio , которые следовали за ними в течение всей жизни.
Одно из самых известных деяний святых - операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра (эфиопа?). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства.
Этот эпизод описан в тексте инкунабулы из жизни святых, который появился в Аугсбурге в году, следующим образом: "Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси её». Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана" .
Уже начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме , Египте и Месопотамии . Их реликвии, считавшиеся чудотворными, были захоронены в городе Кирас (Cyrus ) в Сирии. В честь святых были постороены церкви Патриархом Проклусом и императором Юстинианом I (527-565), который восстановил Кирасу и посвятил это деяние святым, но мощи святых перенёс в Константинополь. Юстиниан построил в Константинополе церковь в честь святых, которая стала местом паломничества . В Риме Папа Феликс IV перепосвятил Библиотеку Мира в базилику в честь святых Космы и Дамиана в Форуме Веспасиана . В этой церкви, которая хорошо сохранилась, имеются мозаики века иллюстрирующие жизнь святых.
Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде , в котором они находятся с тех пор как были подарены в г. дочери Императора Священной римской империи Карла V - Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен . Также считается, что черепа святых хранятся в Церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощями, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в году перенесена королем Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене .
Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемамах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа , призванного даровать плодородие и изобилие.
Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена , где нахдоятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены еписком г. Хильдесхайма Альтфридом († ), основателя первого монастыря в Эссене.
Вопрос о числе святых и их различении
Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год - 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) - почитает их особыми службами . В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре - «иже от Асии», а в июле - «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?
В древних списках после описания их жизни иногда помещалось такое обращение к читателю:
«Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары, четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники» .
Указание на различие их можно видеть и в Четьях-минеях святителя Димитрия. Под 17-м днем октября там сказано: «Три суть двоицы свв. безсребреников Космы и Дамиана, купно сими имены зовомы, врачевскую хитрость имущие. Едине быша сынове Феодотии жены благочестивыя, иже с миром усопша, и положени быша на месте Фереман (1 ноября). Друзии же хождаху в Риме, имуще учителя завистлива, ихже он лестию на гору возведе, аки собирати былие, и камением поби их (1 июля). Третии же сии, ихже почитается ныне память (17 октября), бяху от Аравитския страны, врачевское художество умеющии» .
Особенно наглядное указание на различие их всех представляют наши древние подлинники. В них после одежд так описывается наружный вид святых бессребреников.
- Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».
- Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
- Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».
Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.
В других странах
Икона из монастыря с изображением Святых Космы и Дамиана
В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».
Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память о святых бессребрениках жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.
В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви в честь этих святых.
Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота («они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. В старину наши предки даже наблюдали особенный обычай в честь этих угодников, известный под именем Курятников: хозяйки в Москве 1(14) ноября собирались вокруг церкви святых Космы и Дамиана с курами и потом рассылали своим знакомым и уважаемым лицам кур в виде подарка.
Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении. Есть свидетельство о том, что для испрошения этой помощи греки приходили именно в храм этих святых.
Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».
Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать - значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.
Приметы:
1 (14) ноября: «Кузьминки - об осени одни поминки». Встреча зимы.
Устанавливается первый непрочный зимний путь.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
«Кузьма закуёт, а Михайло (8 ноября) раскуёт» (Михайловские оттепели).
На Кузьму-Демьяна курицу на стол - с этого дня начинали бить кур на продажу.
Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.
Если Кузьма зол!! То жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.
Барсков Д.П. кандидат технических наук, член Союза краеведов России. Альманах «притяжение Мещёры» г. Москва.
Сказ о Козьме и Демьяне.
Можно полагать, что славяне из каменного века шагнули сразу же в век железный. Бронза к нам попала из «Царьграда и от ромеев» и служила в основном в качестве . Произошло это в Х-VIII вв. до н.э., когда первичное овладение железом совпало с зарождением героического эпоса, согласно которому сбросил с неба железные клещи, и плуг...
В «Слове об идолах (летопись 1114г.)» говорится: «Во время цесарьства съпадеша клеще с небес и нача ковати оружие». А ещё Сварог являлся покровителем брака и моногамной семьи: «устави единому мужю едину жену имети и жене за един мужь посагати».
Божество с двумя функциями (первого кузнеца и покровителя брака) доживает в народных представлениях вплоть до начала ХХ в. К этому времени имя уже забылось, его вытеснил христианский персонаж «Козьмодемьян» (образован от имен двух братьев Кузьмы и Демьяна по созвучию со словом «кузнь»), который как и Гефест-Сварог, является божественным кузнецом, а также и покровителем брака. В украинских легендах 20-х годов ХХ столетия читаем: «Кузьма-Демьян, кажуть старi люди, що вiн був первиiчоловiк у бога як свiт очинявся. Цей Кузьма-Демьян первий був коваль и первий плуг зробив у свiтi».
А в свадебных песнях, в заклинаниях, свадебных заговорах и у всех восточных славян проявляется вторая ипостась Кузьмодемьяна - покровитель брака:
Господи благослови! Кузьмодемьян,
Скуй нам свадебку!
Святой Кузьма - батюшка, боже мой, боже мой!
Пречистая Матушка, заиграй нам свадебку!
Ты святой боже Кузьмодемьян,
Приходи на свадьбу к нам
Со своими апостолами.
О святой Кузьмодемьян,
Приходи на свадебку к нам
Со своим святым Кузлом
И скуй ты нам свадебку.
Ты Кузьма-Демьян! Скуй свадебку
Крепко-накрепко, долго-надолго.
На день Кузьмы и Демьяна (Кузьминки) устраивались братчины. «Ссыпку» организовывали девушки и на готовое приглашали парней... А потом сжигали соломенное чучело Кузьмодемьяна, как на святки...
Первые Кузнецы, переняв божественное ремесло, ковали не только плуги сорока пудов, но и оружие для борьбы с вражескими набегами с юга киммерийцев, печенегов и хазар... Степняки отождествлялись со страшным Змием , который наползает, сжигает, уводит в полон. В народных преданиях и былинах они именовались Змиями-Тугаринами, Змиями-Горынычами. В тех же преданиях кузнецы Кузьма и Демьян предстают как змееборцы, победившие прилетевшего от моря (или из моря) на нашу землю за очередными человеческими жертвами (часто - это девушка, царева дочь). Кузнецы укрыли в своей кузнице обреченную жертву, заперли за толстые железные двери. Когда Змий оказался у самой кузницы, Кузьма и Демьян предложили ему пролизать языком дыру в железной двери, обещая выдать укрываемую. А через 20 дней, когда Змий, наконец, просовывает голову или язык в пролизанную им дыру, кузнецы хватают раскалёнными клещами за язык и побеждают его.
Победив Змия, божественные кузнецы запрягли его в выкованный ими плуг и пропахали гигантскую борозду до самого синего моря. По этой борозде и поныне течет Днепр. А от Киева пропахали «Змиевые» защитные валы до Житомира и Полтавы... «Вони переорали всю землю», и «коли вони ишли, то нагорнули вал», остатки борозды залишились и досi».
Кузнецы, сковавшие для людей плуги и мечи, боровшиеся со Змиями и Ящерами - представителями нижнего, потустороннего мира, подземного и подводного, издревле почитались как божественные герои. Имена Кузьма и Демьян наверняка давались далеко не каждому, а богатырям и мастерам.
Вот что по этому поводу пишет в своей книге Мария Семёнова (Санкт-Петербург, изд. «Азбука - классика», 2005г.): «... Согласно христианизированной славянской легенде, Кузнец (собирательный образ Кузьмы и Демьяна - авт. примечание) наотрез отказался ковать чёрту оружие против Бога, и уж за это Бог пообещал ему, что ни один кузнец после смерти не отправится в ад. Должно быть, первоначально эта история была связана с преданиями о - и Змея Волоса, едва не погубившего солнце. Ведь по легендам, у был смертный помощник - Кузнец, без которого справиться со Змеем не удалось бы даже ему... совсем не случайно в «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя лукавого чёрта одолевает и заставляет служить себе не священник, не воин, а именно Вакула-кузнец»...
Вы спросите: «А причем здесь Кузнецы-змееборцы в Мещёрских краях? Какое отношение они имеют к нам?». Да самое прямое! Прежде всего зададимся вопросом: «Откуда славяне брали железо?» Да из болот! Из болотных железных руд!
Археологи и историки обнаружили свыше 250-ти так называемых «болотных городищ» в районе Пинских болот и вокруг Смоленска, принадлежащих племенам дреговичей (болотников), радимичей, кривичей. Как правило, «болотные городища» представляют собой небольшие площадки посреди болот, окруженные двумя - тремя концентрическими валами высотой 1,5 - 2 м и рвом в 4 -6 м. Некоторые площадки были искусственно насыпные. Диаметр площадки 25 - 30 м и площадь её 450 - 700 кв. метров. Были площадки и побольше - 130 - 180 м в диаметре и площадью 13 - 20 тыс. кв. метров, т.е. в 30 раз больше первых. Непосредственно по соседству с ними обнаружены славянские селища и курганные кладбища VIII - Х в.в. н.э. Городища не были «требищами», т.е. местами потребления еды и питья, от чего должны были остаться вещественные следы (глиняная посуда, ножи, кости жертвенных животных и т.п.). Единственное, что прослежено на болотных городищах, - это следы костров, иногда каменные вымостки, следы деревянных конструкций, изредка куски руды.
Родоначальник белорусской советской археологии А.Н. Левданский считал, что эти городища служили для обрядовых и вообще религиозных целей. Мольбищами, религиозными центрами племён считали их и последующие исследователи, включая академика Рыбакова, поддержавшего эту версии.
Если интерполировать «болотные городища» на Мещёрский край, то уж на наших-то многочисленных и обширных болотах подобные «городища» обязательно имели место быть! В «Дозорной книге» В.М. Казакова есть подтверждение этой версии. Читаем: «В южной и западной частях района (примеч. Шатурского) есть железная руда болотного происхождения. Она распространена по долинам рек вблизи деревень Маврино, Шелагурово, Великодворье, Тюшино, Шарапово. Руда сложена лепёшкообразными конкрециями или плотным туфовидным железняком с содержанием железа иногда до 58 %. Рудное железо залегает в окрестностях посёлков Мишеронь - Пустоша «на глубине 3-4 метра».
Есть в низовьях реки Поля, чуть выше места впадения в неё Воймеги, известное всем в округе урочище «Брод». Когда-то оживлённая просёлочная дорога шла через этот речной «Брод» из ныне несуществующих деревень Передел, Селищи и села Илкодино, расположенных вдоль старого тракта Коломна - Владимир, на правобережье Поли к местам Бакшеевских торфоразработок. Отличительной особенностью этого «Брода» является его твёрдое бугристое дно из красно-коричневых отложений болотного железняка многометровой толщины. Вода перекатывается через него, не давая застаиваться донным илистым отложениям... Вполне вероятно, что одним из мест, где в древности располагалось «болотное городище», было это знаменитое урочище (рядом находится загадочное озеро Смердячье).
И наше твёрдое убеждение заключается в том, что такие городища служили не обрядовым целям, а местом для добывания и переработки болотной железной руды. На этих «болотных городищах» сооружались «дманицы» - прообразы будущих домен, на которых трудились подобно греческому Гефесту и славянскому первые русские кузнецы Кузьма и Демьян. Вот как представилось это авторам исторического очерка «Начало Отечества» (А. Дегтярёв, И. Дубов): «Чавкают лаптями по глухим болотам рудознатцы, ищут болотную руду. Качают мехи плавильных печей подмастерья. Рдеют в глиняных формах остывающие железные крицы. В задымлённых кузницах стучат молоты по раскалённым заготовкам. В углу аккуратно сложены готовые сошники, подковы, наконечники стрел, копья и мечи. Торговец появится, купит всё вместе... - Великий князь за хорошее оружие хорошо заплатит».
Следует подчеркнуть, что на Руси оружие изготавливалось только своими умельцами. Над русским оружием колдовали только русские оружейники в многочисленных кузницах, разбросанных по городам и весям княжеств Северо-Восточной Руси. Кузнецов, ковавших оружие, было множество и пользовались они особым покровительством князей и боярской знати. Об оружии чужеземном на Руси никто не помышлял. Даже главные противники Руси татаро-монголы никогда не имели преимущества в изготовлении оружия и стремились заполучить только русское вооружение.
Со времён Дмитрия Донского земли бассейна реки Поля в составе 12-ти волостей Ловчего Пути были владениями Великого Князя Московского. И вполне достоверной, и красивой является легенда о том, что оружие, выкованное на «болотных городищах» Мещёры, было в руках русских воинов на Куликовом Поле...
14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.
Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».
Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.
По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.
«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»
Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!
День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».
Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.
В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.
Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.
Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!
В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.
Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия
. Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.
КУЗЬМА-ДЕМЬЯН . Кузьмодемьян, Кузьминки - день памяти святых братьев Космы и Дамиана (1/14.XI). Согласно легенде, родом они были из Малой Азии; их отец-язычник умер, когда они были еще детьми, и мать, христианка, воспитала их в христианском благочестии. Когда братья выросли, они получили хорошее образование и стали искусными врачами: они «стяжали благодатный дар Духа Святого силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей», лечили даже животных, и при этом за исцеление никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о братьях гремела по всей округе, и в народе их называли «бессребренниками». Но однажды святых позвали к одной безнадежно больной христианке, и после усердных молитв братьев она исцелилась; святые, по своему обыкновению, не взяли с нее никакой платы, однако она, желая хоть как-то отблагодарить их, тайно пришла к Дамиану, принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Святой Троицы, Дамиан не посмел отказаться, но Косма, узнав о случившемся, очень опечалился, решив, что брат нарушил их строгий обет, и когда ему пришло время отходить к Господу, завещал, чтобы брата не хоронили с ним рядом. Когда умер и Дамиан, люди никак не могли решить, где будет его могила, но тут пришел верблюд, которого братья когда-то вылечили от бешенства, и человеческим голосом сказал, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана вместе с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради имени Божьего». По легенде, святые братья и после смерти совершили немало чудес. Рассказывали, например, как некий муж, отправляясь в дальний путь и оставляя свою супругу одну, в молитвах своих поручил ее небесному покровительству этих двух святых; когда же один из его друзей (в которого, по народному убеждению, «вселился враг рода человеческого») замыслил погу-бить его жену и она, увидев, что ей грозит опасность, воззвала к Богу, два грозных святых явились перед ней, и ее обидчик, бросившись в страхе бежать, упал в пропасть.
Очевидно, в связи со всеми этими легендами Косма и Дамиан на Руси повсеместно считались покровителями брака, домашней птицы и многих ремесел, в первую очередь - лекарства (имена этих святых нередко упоминались в восточнославянских заговорах, произносимых при разных болезнях) и кузнечного дела. В византийской традиции святые братья не были связаны с кузнечным ремеслом; однако на Руси народ, вероятно, связал по созвучию имя Кузьма со словом кузнь, кузница, и таким образом Кузьма стал кузнецом, а так как кузнецы обычно работали в паре (мастер и подручный), то Демьян, брат Кузьмы, тоже стал восприниматься как кузнец.
Косма и Дамиан (именуемые обычно Козьмой и Демьяном) чрезвычайно почитались на Руси. При этом, в народном представлении, Кузьма и Демьян нередко сливались в единый образ Кузьмы-Демьяна, Кузьмодемьяна, Божьего Коваля, предания о котором были весьма близки к древним преданиям о Свароге, боге-кузнеце, покровителе брака и победителе Змея. Так, согласно украинскому поверью, Божий Коваль - Кузьма-Демьян - некогда сковал людям первый плуг, ухватил клещами за язык Змея и запряг его в плуг, заставив пропахать землю от моря до моря, отчего образовались «Змиевы валы» (древние укрепления в Среднем Поднепровье). В русской традиции святые Кузьма и Демьян «ковали» свадьбу и брак, и в свадебных песнях к ним обращались с просьбой «сковать свадьбу крепкую» и «случить молодых». Кроме того, святые «ковали» и ледяные мосты поздней осенью на реках: «Закует Кузьма-Демьян - до весны не расковать», «Не заковать реку зиме без Козмодемьяна», «Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на воде» и т.п.
Вероятно, по той причине, что святые Косма и Дамиан почитались как «кователи брака», их праздник на Руси относился к числу девичьих праздников. Девушки отмечали его широко и, по возможности, разгульно: на весь. праздник (длившийся иногда по три дня) загодя снимали избу, где собирались справлять кузьминскую вечеринку, а потом ходили по домам и собирали продукты к ужину. На праздник каждой девушке полагалось принести из дома что-нибудь съестное в сыром виде - картофель, масло, яйца, крупу и пр.; кроме того, девушки нередко обходили и чужие дома, выпрашивая припасы на пиршество. Когда продукты оказывались собраны, девушки сообща готовили угощение и варили пиво. «Ссыпчины» эти устраивали преимущественно для себя; однако к вечеру на вечеринку обычно приглашали парней, и тогда начиналось веселье - совместные игры, ухаживания и «жениханье». Праздновали Кузьминки «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощением, нередко отправлялись воровать соседских кур, которых девушки потом жарили им в «жировой» избе. При этом, конечно, в полной тайне держалось, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода в крестьянской среде принято было относиться снисходительно: «если и бранятся, то только для порядка».
В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Космы и Дамиана полной хозяйкой дома: она приготовляла для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавала куриную лапшу. Вообще, обязательными обрядовыми блюдами в этот день считали разные блюда из курятины: их подавали в честь святых - покровителей кур. Нередко обязательным блюдом на Кузьминки считалась и каша. Объясняли же это одной народной легендой, согласно которой святые Косма и Дамиан были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда и ни с кого не требовали платы, а просили лишь, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Этим преданием, известным на Вологодчине, объясняли и тот обычай, по которому на домолоткax хозяева считали за правило варить кашу, а работники требовали ее с хозяев, как нечто должное; домолачивая последний овин, они обычно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
Из-за этих двух обрядовых блюд (каши и курятины) праздник Космы и Дамиана в народе именовали иногда «кашником» или «курятником». Впрочем, последнее название, очевидно, было связано еще и с тем, что самих святых Кузьму и Демьяна, покровителей домашней птицы, также нередко называли «курятниками» и «куриными богами». День памяти этих святых мог именоваться и «кочетятником», «курячьим праздником», а также «курячьими именинами». В этот день в курятниках служили молебны и священник кропил святой водой домашнюю птицу. Кроме того, на Косму и Дамиана во многих местах обязательно резали кур («Кузьма-Демьян - куриная смерть»), как бы принося жертву святым покровителям; так, например, в Курской губернии резали «трех куренков» и ели их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась».
Особыми обрядами, связанными с размножением и благополучием домашней птицы, обставлялась трапеза, во время которой подавались блюда из курицы. Так, хозяева, когда за обедом ели курятину, старались не ломать куриных костей, полагая, что иначе на следующий год цыплята могли родиться уродливыми (при этом в некоторых местах хозяйки полагали еще, то если на Кузьминки зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съевши их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на будущий год все куры непременно будут с дырявыми кобылками). Кроме того, усаживаясь за трапезу, хозяева считали должным пригласить и святых разделить с ними угощение: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу есть»; в некоторых же местах трапезу начинали следующей молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились».
В некоторых местах празднование Кузьминок сопровождалось еще особым обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». Состоял он в том, что девушки в «жировой» избе делали чучело, тело которого состояло из набитых соломой мужской рубашки и шароваров; на чучело надевали «чапан», опоясывали кушаком, а затем клали его на носилки и несли в лес, за село. Там чучело раздевали, рассыпали солому и на ней плясали.
Со дня Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу; а так как святые братья иногда воспринимались и как покровители женского рукоделия, к ним обращались с просьбой помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
Святые Косма и Дамиан прославлены Церковью в одном из наиболее редких чинов святости — как бессребреники. Это означает, что, имея право получать за свой труд плату, они добровольно отказались от этого, и тот дар целительства, который дал им Господь, в полной мере направили на помощь нуждающимся. Таким образом, своим служением святые братья явили идеальный образец христианской любви и самопожертвования по отношению к ближнему.
Начиная рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских, следует сразу же заметить, что точного времени их жизни мы не знаем. Предание Церкви и исторические свидетельства говорят нам о том, что они жили в Асии (Малая Азия) не позднее четвертого века. Свидетельством этого является тот факт, что первые храмы во имя святых Космы и Дамиана стали строиться только в первой половине пятого века, при императоре Феодосии.
Святые Косма и Дамиан были родными братьями. Их отец был язычником, а мать — Феодотия — христианкой. Правда, отец их умер, когда Косма и Дамиан еще были детьми, поэтому воспитанием занималась мать, которая постаралась, чтобы ее дети получили достойное образование и стали истинными служителями Господа. Сама она, когда лишилась мужа, приняла решение остаться вдовой и по христианским обычаям той эпохи стала совершенствоваться в молитве и делах милосердия. Когда братья подросли, Феодотия отдала их в обучение к одному праведному мужу, который не только занимался с ними изучением Священного Писания, но и дал им вполне конкретную профессию. Именно у него Косма и Дамиан обучались лекарскому делу, узнавали о целебных свойствах трав и о том, как и в каких случаях их применять. Таким образом, когда братья возмужали и окончили учебу, они стали не только лекарями, но и настоящими христианами.
Удивительно, но буквально сразу же, как только они стали заниматься медицинской практикой, Господь сподобил их дара целительства и чудотворения. Как в свое время делал Сам Господь Иисус Христос, святые Косма и Дамиан стали ходить из одного города в другой. Они исцеляли всех, кто к ним обращался за помощью. А приходило к ним действительно много людей: слепые, хромые, бесноватые, друзья и родственники приносили расслабленных. В каждом городе братьев окружали толпы людей, прося помощи и исцеления от недугов. И вот здесь важно отметить, что за свои труды святые Косма и Дамиан совершенно не брали денег, хотя как врачи они имели право на оплату своего труда.
В древнем мире врач вообще был фигурой знаковой, таких людей было немного, и они в основном служили при дворах правителей или крупных чиновников. Однако совершенно не такими были Косма и Дамиан. Помня слова Самого Господа: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте», святые братья никогда не брали денег или какого-то иного вознаграждения. Именно поэтому Церковь прославила их в чине бессребреников, то есть не берущих плату за труд, который по закону должен был быть оплачен. Единственное, что делали братья прежде чем исцелить человека, — они напоминали ему, что исцеление дарует Господь Иисус Христос, именно Его надо благодарить и веровать в Него.
Предание Церкви сообщает нам, что святые Косма и Дамиан заботились не только о людях — также они исцеляли любое животное, которое мучилось от боли или недуга. Святые всегда были вместе, они никогда не расставались.
Некая женщина по имени Палладия много лет страдала тяжелым недугом. Однажды она услышала о том, какие чудеса совершают Косма и Дамиан. Женщина сразу же попросила их прийти к ней дом. Братья откликнулись на ее просьбу и пришли. Как только они вошли в дом. Палладия сразу же исцелилась. На радостях женщина готова была отдать им все, что у нее было, но, как известно, бессребреники не брали платы за свои труды. Однако Палладия не успокоилась. Желая хоть как-то вознаградить братьев, она обратилась к одному из них — святому Дамиану — с просьбой взять три яйца во имя ее обета и во славу Святой Троицы. Дамиан долго отказывался принять даже такой скромный дар, однако ради имени Святой Троицы наконец согласился его взять. И вот в этом моменте мы видим то испытание, которое Господь послал Своим служителям, — ведь без испытаний не бывает святости и совершенства. Узнав о том, что святой Дамиан взял от Палладии дар, святой Косма сделал завещание, в котором указал, чтобы после отхода братьев ко Господу их не хоронили вместе.
Несомненно, что такое решение было очень тяжелым и для самого Космы: ведь они с братом с самого рождения всегда пребывали вместе, как одно целое: вместе росли, учились, шли на проповедь веры, исцеляли людей, молились Богу. Видя такое внутреннее мучение Космы, в ту же ночь, после тот как тот сделал свое завещание, ему явился Сам Христос и сказал: «Косма! Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...»
Явление и слова Господа сняли камень тяжести с души святого Космы, однако он никому не сказал о том, что видел и слышал. Через некоторое время после этого он отошел ко Господу. Святой Дамиан прожил несколько лет больше, но через некоторое время почил и он. Не зная о явлении Христа и боясь нарушить завещание святого Космы, люди долго не могли придумать, где положить тело его брата — святого Дамиана.
Здесь произошло еще одно удивительное чудо. Когда люди в недоумении стояли рядом с телом святого Дамиана, к ним подошел верблюд. В свое время святые братья исцелили это животное от беснования, так как в его теле пребывал злой дух. И вот, подойдя к людям, верблюд произнес человеческим голосом: «Человецы Божни, много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их». Пораженные самим фактом речи животного, а также тем, что они услышали, люди восприняли это как знак свыше. Возблагодарив Господа Бога, они положили мощи святых братьев вместе, в одну могилу. Место, где были похоронены святые Косма и Дамиан, называлось Ферсман. К сожалению, впоследствии оно было разрушено турками. Однако до разрушения, здесь долгое время находилась церковь во имя святых бессребреников. Поток людей, приходящих помолиться в эту церковь, никогда не ослабевал...
В житии святых Космы и Дамиана, в частности, говорится о том, что легче измерить море и пересчитать звезды, чем рассказать обо всех совершенных братьями чудесах. Но, наверное, в этом и нет большой необходимости, ведь даже одно чудо, совершенное праведным человеком по воле Божией и силой Его имени, гораздо ценнее многочисленных «чудес», лишенных какого бы то ни было смысла. Святые братья всей своей жизнью, своим подвигом бессребреничества, своей проповедью Христа показали, что значит быть христианином. Чудеса же здесь — только лишь Божие благословение их веры и служения.
На иконе Святые братья Косма и Домиан изображены вместе, в полный рост, и обращены липом к молящемуся. Прямой взгляд святого, обращенный на человека, является традиционной формой изображения угодников Божиих, которые слышат наши молитвы и сами молятся за нас пред Господом Богом.
Фигуры святых Космы и Дамиана пишутся не статичными, а в условном движении. Братья изображаются вполоборота, одна из ног каждого святого выставлена несколько вперед — это символическое изображение готовности идти на проповедь, на служение людям и Богу.
Одеяния святых бессребреников Космы и Дамиана характерны для эпохи их жизни. Как правило, на иконах они облачены в хитоны (вид длиннополой рубашки), а сверху — в гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани).
Каждый из братьев держит в руках определенные предметы: в левой у каждого из них по ларцу, а в правой — по ложечке. Как и в иконографии святого целителя Пантелеймона, ларец и ложечка — это символы лекаря, целителя. Важно отметить, что это не символы чудотворения, а именно профессионального служения святого, т. е. святой, изображенный на иконе с этими предметами, в жизни был профессиональным врачом. А уже к этому, по Божией благодати, присоединялся дар целительства и чудотворения. Помимо данного и наиболее распространенного типа иконографии святых Космы и Дамиана существуют и другие типы: с предстоянием святых братьев перед Богом, с клеймами (эпизодами из жития) и т. д.
Молитва Косме и Дамиану
"Чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы, от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Тем же ныне и нас, припадающих к Вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере выну да преуспеют. На одре болезни лежащим,человеческая помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недугов в уныние, малодушие и роптание пришедшия данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и благую и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития не радящих, во гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут дутнею и причастницы соделаются Божия спасительный благодати. Братию святаго храма сего, вашему Святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонсдужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от изступления ума, от смертоносный язвы, от внезапныя смерти, и всемощнмм ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспевающих, в добрых делах усердных, в молитве к Богу прилежных, да с Вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго духа, во веки веков. Аминь."
Молитва Святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
"К вам, святим безсребреннцы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем, мы недостойнии, преклонше колена, прибегаем и, припадающе, усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатыя Своя милости, избавьте нас от всякия скорби н болезни, вы бо прияли есте от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердый веры безмезднаго врачевания и мученическая кончины вашея. Паки, припадающе, прилежно молим: испросите нам от Господа вся благополезная, яже в животе нашем временном, наипаче же ко спасению вечному належащая, да сподобимся молитвами вашими улучити кончину христианскую, безболезненну, неностыдну, мирну, и да избавимся от козней диавольских и вечныя муки, безконечнаго же и блаженнаго Царствия Небеснаго наследницы будем. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия, аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Амннь."