СПП с придаточными обстоятельственными.doc - Конспект урока по русскому языку на тему " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс, русский язык). Методические материалы по русскому языку
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
урок русского языка в 9 классе
1. Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)
ПП
БСП
СПП
ССП
СП
Предложение
Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?
2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)
Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.
В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:
в случае ухудшения погоды
– обстоятельство условия;
вечером
– обстоятельство времени;
несмотря на дождь
– обстоятельство уступки;
во двор
- обстоятельство места;
поиграть
– обстоятельство цели;
увлеченно
– обстоятельство образа действия;
очень
– обстоятельство степени
3. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
4. Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.
5. Проверка гипотезы. слайд 4
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)
1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.
2. Когда пьешь воду, помни об источнике.
3. Чтобы много знать, надо много читать.
4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.
5. Я счастлива, потому что умею любить.
6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
6. Подумай! (слайд 5)
Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)
1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.
2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.
3. Медведь заметил, где стоял лось.
7. Самостоятельная работа (слайд 6)
А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.
Упражнение 135
(учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):
1 – СПП с придаточными обстоятельственными;
2 – СПП с придаточными определительными;
3 – СПП с придаточными изъяснительными.
Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.
А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.
У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?
8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)
« на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.
« на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.
« на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.
9. Повторение.
что мы сегодня изучали на уроке?
что вы узнали о придаточных обстоятельственных?
10. Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)
«Знаю», «умею» - это 1 балл,
«нет», «не уверен» - 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________
Оценка
____________________________________________
СПП с придаточными обстоятельственными
Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».
Ход урока
Проверка домашнего заданияРассказать, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
Зачитать предложения, составленные по схемам.
Повторение ранее изученного материала Осложненное списываниеСписать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
- Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении? (Обстоятельственных.)
- Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)
Распределительный диктант
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)
Ключи к диктанту:
- с придаточным цели;
- уступки;
- места;
- времени;
- образа действия и степени;
- условия;
- причины;
- сравнительные;
- следствия.
Самостоятельная работа
Вариант I
Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите вид придаточного в каждом случае.
[...], (когда...).
(Пока...), [...].
[..., (когда...),...].[... сущ.], (когда...).
[..„(куда...), ...].[... глаг.], (когда...).
Вариант IIСоставьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III
Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...
Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант
Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)
IV. Итоги урокаДомашнее заданиеИспользуя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).
вы можете посмотреть и скачать презентацию к уроку
Конспект урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Класс : 9
Вид урока : изучение новой темы.
Тип урока : комбинированный.
Место урока в системе уроков 1-й урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Использованная технология : «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы :
-« Верно-неверно»;
- « Кластер»;
Таблица «Знаю - хочу знать — узнал»;
Диаграммы сравнения;
Анкетирование.
Цели урока
образовательные :
Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;
Формирование знаний о типах придаточных обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП;
Развитие пунктуационных навыков;
Формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
цели развивающие :
Развитие навыков монологической речи;
Развитие навыков парной и групповой работы;
Развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Формирование умений анализировать полученную информацию;
Формирование умения слушать и вступать в диалог;
цели воспитательные :
Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование :
компьютерная презентация, таблица «Знаю - хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, таблица «Типы придаточных предложений в русском языке».
Ход урока
СЛАЙД
I. Организационный момент.
Ребята, на прошлых уроках вы начали знакомство со сложноподчинёнными предложениями.
- Цель нашей работы сегодня - познакомиться с новыми видами придаточных. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем урок с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Вопросы учителя:
-Откуда у вас сведения о сложноподчинённом предложении ?
Ответы учащихся:
Прочитал в учебнике.
Слышал раньше от учителя.
Узнал от одноклассника и др.
Приём «Верно-неверно»
Внимательно послушайте утверждения. Если согласны с ними, поднимайте руку.
!!! При ошибочных ответах попросить учащихся аргументировать свой ответ!!!
Примерные ответы учеников |
+СПП состоят из главной и придаточной части. + +Главная часть обозначает ситуацию, которая уточняется или поясняется в придаточном предложении. + +Придаточная часть может сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, а также может указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главной части. + -Части СПП соединяются при помощи запятых (союзов и союзных слов) - +Выделяют СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. + -Придаточные определительные относятся к глаголу в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей? (какой?) - -Придаточные изъяснительные относятся к имени существительному или местоимению в главном предложении. (Придаточные изъяснительные относятся к глаголу главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния, требующим обязательного распространения, изъяснения). - |
Вопрос к классу:
Какое место могут в предложении занимать придаточные части?
Отобразите положение придаточного в предложении при помощи схем.
Запись на доске
1. , (союз ) 2. (Союз ), 3. [ ,(союз ), ]
СЛАЙД Задание 1. Разберите следующее сложноподчинённое предложение по членам предложения, укажите разряды обстоятельств. Стр.1 на рабочем листе
!!! Работа с доской!!!
Миллиарды людей в 2014 году (врем.) с нетерпением (обр. действ.) ждут начала Олимпиады , которая пройдёт в Сочи (места).
Учитель: - Назовите обстоятельства в этом предложении, их значения и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места ).-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия ).
СЛАЙД Виды обстоятельств
|
СЛАЙД Пустой слайд - «Виды обстоятельств»
Учитель:
Давайте проверим, насколько развита у вас память.
Сколько видов обстоятельств мы назвали? (9)
Хочу вас успокоить. Человек с хорошей памятью назовёт максимум 7.
Давайте ещё раз перечислим разряды обстоятельств.
Учитель: подобные виды имеют и придаточные обстоятельственные.
Наша задача - выяснить, какие виды придаточных обстоятельственных существуют в русском языке, на какие вопросы отвечают, сколько видов придаточных обстоятельственных выделяют.
III. Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
СЛАЙД ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Учитель:
Прочитайте материал на стр.79.
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? (придаточные обстоятельственных называются так же, как обстоятельства).
2.Какую новую информацию вы получили? (Придаточные обстоятельственные напрямую связаны с обстоятельствами; узнали, с помощью каких союзов и союзных слов придаточные обстоятельственные присоединяются к главной части).
ПРИЁМ « Кластер».
СЛАЙД
Задание 2. Предлагаю вам полученные сведения оформить в виде схемы (по-другому она называется кластер). Стр.1 на рабочем лис
СЛАЙД ПРИЁМ Таблица «Знаю - хочу знать — узнал». Стр.2 на рабочем листе
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Первая колонка в ней уже заполнена.
Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Исходя из темы урока, на какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». (1. Какие придаточные называются обстоятельственными?)
СЛАЙД таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр
Графа «Узнал» (1. Какие придаточные называются обстоятельственными? )
Учитель:
На стр. 79 в учебнике мы познакомились с видами придаточных обстоятельственных.
А чего нет в этой таблице, чтобы мы могли более точно определить виды придаточных обстоятельственных? (ВОПРОСОВ)
Рассмотрим таблицу.
Что общего у обстоятельств и придаточных обстоятельственных?
Ответ обучающихся:
Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.
Учитель раздаёт таблицы обучающимся «Виды придаточных в СПП»
Применение теории на практике.
Проверим, сможете ли вы отличить придаточные обстоятельственные от других придаточных.
Слайд Стр.3 на рабочем листе
Задание 3 : прочтите предложения и запишите в 3 столбика номера этих предложений:
· в 1-й столбик СПП с придаточными определительными
· в 2-й столбик СПП с придаточными изъяснительными
· в 3-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными
- Совершим путешествие в прошлое и посмотрим, каким был Сочи в прошлом. (2-изъясн.)
- Все укрепления Черноморской береговой линии, когда началась Крымская война, были приведены в негодность, частично взорваны. (3-обст., врем.)
- Старожилы помнят, как служители чуть ли не до кипения подогревали минеральную воду в котле. (2 -изьясн.)
- Если бы не произошла Октябрьская революция 1917 года, не вырос бы здесь курорт.
(3-обст., прич.)
- Когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненые поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе. (3-обст., врем.)
- Зимние Олимпийские игры 2014 — международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в российском городе Сочи . (1-опред.)
- К Олимпиаде 2014 года в Сочи строятся современные спортивные объекты, которые возводятся с применением передовых технологий строительства и защиты окружающей среды. (1-опред)
Слайд
Ключ: определит. изъяснит. обстоятельст.
6,7 1,3 2,4,5,
На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова).
- Найдите предложения , соответствующие схемам 1,2,3. (1-1, 2-3, 3-2)
Практическое закрепление знаний.
Слайд
Выполним следующее задание, чтобы выяснить, умеете ли вы находить придаточные обстоятельственные и определять их виды. Помогут нам выполнить задание строки из произведений А.С. Пушкина.
Стр.4 на рабочем листе
Задание 4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип придаточных.
1.Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. (А.Пушкин) (меры и степени)
2.Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум. (А.Пушкин) (места)
3.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин). (цели)
4.Оттого я присмирел , что слышу я топот дальний трубный, звук и пенье стрел. (А.Пушкин) (причины)
5. Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить . (А.Пушкин). (меры и степени)
Проверим, как вы справились с заданием. На слайде представлены правильные ответы.
Слайд Ответы
IV. Стадия рефлексии
Цели : выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Учитель:
Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения - это огромная и ещё малоизученная тема, поэтому вы продолжите её изучать на следующих уроках.
Предлагаю вам подвести итог урока с помощью
Перед вами диаграмма. Отличительные признаки сравниваемых понятий в ней уже указаны. В месте пересечения укажите сходные признаки.
Учитель:
Слайд таблица «Знаю - хочу знать — узнал ». Стр.4 на рабочем листе
-Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы «Знаю - хочу знать — узнал ». Что мы в неё запишем?
Графа «Узнал»
Обстоятельственные придаточные, как правило, имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, отвечают на те же вопросы, делятся на те же виды.
Слово учителя
Вспомним этапы работы над темой урока:
1)Что вспомнили? Что узнали?
то, что известно СПП; узнали , какие виды придаточных называются обстоятельственными;
2)Что делали?
Сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
Закрепляли знания через применение их на практике.
Что было легко? - Что вам помогало в работе?
V . Домашнее задание.
Выписать из текста изучаемого произведения по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных.
Учитель:
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.
Вейделевского района Белгородской области»
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Цель : узнать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельственными
Задачи:
Образовательная: изучить особенности СПП с придаточными обстоятельственными; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи, правильно ставить знаки препинания в СПП; использовать полученные знания при решении заданий ОГЭ.
Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;
Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение применять теоретические знания на практике), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование орфоэпических умений, развитие навыков работы в парах; вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная.
Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, оценочные листы
Структура урока.
1.Оргмомент. Приветственное слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.
2.Актуализация знаний.
1)Работа по карточкам (3 человека)
Карточка
2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:
3)Синтаксическая разминка.
Замените словосочетание сосновым иголкам
Какие средства выразительности использованы в данном предложении? (олицетворение, сравнение, метафора)
Там счастье не диво где
Какой тип придаточного?
К чему относится?
Чем присоединяется?
Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?
Какова тема урока?
Сформулируйте цели.
4.Открытие нового знания. Работа с презентацией. Чтение правила в учебнике.
Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.
5.Закрепление материала.
1)Комментированное письмо. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.
2
6.Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.
1. Выпишите цифры
– Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) (3) (4) и я хотел спросить, (5)
– Нет, (6) нет, (7) (8)
2. Выпишите цифру
Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) (3) Ваня страдал.
Ответы: 1)5,8; 2)3
Итог урока.
На уроке узнали….
научились…
Эти знания понадобятся ….
Остались вопросы…
Домашнее задание : П.24, упр. 127
Источники.
1.Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 9 класс. М. «ВАКО», 2011.
2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. «Мнемозина», 2010.
3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Ростов-на-Дону. Легион, 2016.
Рабочий лист.
1)Работа по карточкам (3 человека)
Карточка
Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного.
1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу. 2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь. 3.Это была книга которую я помн…л с детства.
2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
3)Синтаксическая разминка.
Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
Утром моното(н,нн)ый осе(н,нн)ий дождь старательно пр…кр…пил к с…сновым иголкам капли-серёжки и они долго в…сят на каждой иголочке укр…шая их будто бри(л,лл)ианты.
Составьте схему предложения.
Замените словосочетание сосновым иголкам синонимичным со способом управление.
Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.
Какие средства выразительности использованы в данном предложении?
Найдите в предложении обстоятельства, укажите их значение.
Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.
3.Определение темы и целей урока.
Анализ предложения. Записать, составить схему, определить тип придаточного.
Там счастье не диво где
Какой тип придаточного?
К чему относится?
Чем присоединяется?
Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?
Какова тема урока?
Сформулируйте цели.
4.Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.
5.Закрепление материала.
1)Комментированное письмо . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.
1)Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка» 2 ) Глупец один (не)изм…няется ибо время (не) пр…носит ему развития а опыт для него (не) существует. 3) С тех пор как я живу на свете я (н…)чего (не) читал скучнее этой статьи.4)Я хотел бы жить и умереть в Париже если (б) (не) было такой земли – Москва.5) Он (не) рассказ…вал об этом сильном впеч…тлении (н…)кому потому что ему (н…)кто бы (не) поверил
6 .Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.
1. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.
– Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.
2. Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями СП, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, (3) Ваня страдал.
Итог урока.
На уроке узнали….
научились…
Эти знания понадобятся ….
Остались вопросы…