Соединительные о е в сложных словах правило. Соединительные гласные о и е в сложных словах
«Медвежанская ООШ»
Соединительные о,е в сложных словах
6 класс
Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна
2016г.
Русский язык 6 класс дата: 21.11.2016
Урок № 53
Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»
Цель урока:
Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
Задачи:
обучающие:
анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
развивающие:
развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
воспитательные:
совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
- уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Тип урока:
урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся:
индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование
: компьютер, проектор, презентация
Основные понятия темы:
сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Проверка готовности к уроку
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)
Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)
Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.
____________________________(Ф.И.)
- Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
2. Актуализация знаний.
Но сначала вспомним изученное.
Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные
Какие слова называются сложными?
Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.
Работа с сигнальными карточками.
Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.
Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.
3. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемы.
Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?
Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?
2. Определение темы.
Сформулируйте тему урока.
Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»
3. Постановка цели урока.
Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.
Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.
4. Поиск решения проблемы
Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.
Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.
Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.
Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.
В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.
Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?
Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.
5. Переработка и преобразование полученной информации.
Составление схемы (работа в парах)
На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.
Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.
Пример схемы
[ц]Сильный ученик. Составление алгоритма
Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.
1. Определить, что это сложное слово, как образовано.
2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.
3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.
Читает правило в стихотворной форме:
Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли тверд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут.
6. Закрепление. Работа у доски
Работа с учебником. Упражнение 215.
Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
Рефлексия.
- Сложно было выполнить задание?
- О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?
7. Физминутка.
«Найди себе пару»
Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.
Книга любовь
Пыль сосать
Земля мерить
Вода падать
Лёд колоть
Лес рубить
Рыба ловить
Составить предложения со сложными словами.
8. Выполнение заданий дифференцированного характера.
1 уровень
Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы
Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.
Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.
В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.
2 уровень
Замените словосочетания одним сложным словом
Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.
3 уровень
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте
Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.
9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.
Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.
10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.
На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.
Карточки
вод..проводземл..трясение
гром..отвод
вод..мерка
земл..делие
дожд..мер
жизн..описание
груз..подъемник
картофел..копалка
каш..вар
книг..печатание
корабл..строение
лед..ход
машин..строение
нефт..провод
овц..водство
пар..ходстворастени..водство
ча..питие
басн..писец
власт..любие
кон..водство
песн..пение
чест..любие
вод..пой
язык..знание
стал..вар
гряз..лечение
хлеб..резка
газон..косилка
птиц..лов
пеш..ход
овощ..хранилищечерн..морец
сад..водство
птиц..фабрика
газ..провод
прав..писание
олен..водство
лед..кол
11. Итоги урока
Какова была тема исследования?
Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?
Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.
Оценка устных ответов учителем
Приём незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.
Поставьте себе общую оценку за урок.
Домашнее задание.
1. Выучить правило на с.119 п. 41
2. На выбор:
а) упр. 217;
б)составить диктант для соседа на изученное правило.
Спасибо за внимание!
«Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы
№ 1 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования
Атбасарского района»
РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:
«Соединительные О, Е в сложных словах»
(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)
Подготовила: Щербак А.Н.
учитель русского языка
и литературы СШ №1
2016-2017 оқу жылы
Мақсаты:
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма.
Сабақ барысы:
Организационный момент
Актуализация знаний
Творческий диктант.
Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.
1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).
2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).
3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).
4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).
5) Река, по которой ходят суда (судоходная).
6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).
Беседа с учащимися.
Что общего в этих словах?
Назовите известные вам особые способы словообразования.
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
III . Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.
Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.
Сложные слова образуются двумя способами:
1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).
2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.
2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.
«Как простые слова стали сложными?»
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки.
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки
Раскройте глазки, прочистите ушки!
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
«Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение, не возможно ли?»
Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:
«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
Времени не тратьте даром».
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Вода потекла к слову падать.
Но их ведь чем-то соединять надо!
Распадаются две половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е
Решили словам помочь в беде:
«Будем мы между согласными
Соединительными гласными!»
Правда, О немного ленивой была,
Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е, подругу свою любя,
Согласилась остальное взять на себя.
После мягких согласных, шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто
Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?
Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
IV. Закрепление изученного материала.
3. Работа с учебником. Чтение правила.
4. Работа по группам (рядам)
А) Подобрать сложные слова, обозначающие:
1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,
мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)
2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,
сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,
книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)
3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,
солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)
Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.
В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -
представители флоры.
Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.
Г) Записать предложение и выполнить разборы.
Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )
1 уровень
Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью
сложных существительных.
2-й уровень.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-й уровень.
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.
V . Итог урока.
Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.
Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,
используя сложные слова.
Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.
Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.
Поработаем с определением значения слов с двумя корнями
Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.
Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.
Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.
Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.
Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.
Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.
(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)
Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.
Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е
Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.
Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.
Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.
Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-
кашЕвар (каша + варить)
птицЕлов (птица + ловить)
пешЕход (пеший + ходить)
дождЕмер (дождь + мерить)
пылЕсос (пыль + всасывать)
птицЕфабрика (птица + фабрика)
нефтЕпровод (нефть + проводить)
овощЕхранилище (овощ + хранить)
путЕшествие (путь + шествовать)
мышЕловка
морЕплаватель
грязЕлечение
сталЕвар
кораблЕкрушение
землЕмер
свежЕмороженый
вездЕход
вездЕсущий
солнцЕстояние
Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-
самОвар (сам + варить)
водОпад (вода + падать)
ледОкол (лёд + колоть)
языкОвед (язык + ведать)
снегОпад (снег + падать)
вертОлёт (вертикально + летать)
стеклОрез (стекло + резать)
бетонОмешалка (бетон + мешать)
зверОлов (зверь + ловить)
домОсед (дома + сидеть)
фотОаппарат
автОколонна
светОдиод
электрОпила
тестОмешалка
Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя
Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е, о?
- голоштанный
- дрыгоножество (поясню - это о Кшесинской, тогда смысл слова сразу станет ясен)
- задолицая (в контексте со словом полиция, очень удачно, не правда ли?)
- крикогубый
- златоустейший
- сердцелюдый
- КашЕ вар (каша + варить)
- ПтицЕ лов (птица + ловить)
- ПешЕ ход (пеший + ходить)
- ДождЕ мер (дождь + мерить)
- ПылЕ сос (пыль + всасывать)
- ПтицЕ лов (птица + ловить)
- ПтицЕ фабрика (птица + фабрика)
- НефтЕ провод (нефть + проводить)
- ОвощЕ хранилище (овощ + хранить)
- ПутЕ шествие (путь + шествовать)
- СамО вар (сам + варить)
- ВодО пад (вода + падать)
- ЛедО кол (лд + колоть)
- ЯзыкО вед (язык + ведать)
- СнегО пад (снег + падать)
- ВертО лт (вертикально + летать)
- СтеклО рез (стекло + резать)
- БетонО мешалка (бетон + мешать)
- ЗверО лов (зверь + ловить)
- ДомО сед (дома + сидеть)
птицелов
мясорубка
хлебопечь
картофелечистка
кораблекрушение
перелесок
мышеловка
домохозяйка
самосвал
снегопад
цветовод
скалолаз
водоворот
головокружение
бетономешалка
каменоломня
Солнцестояние, домостроение, садоводческий, ранозаживляющее, болеутоляющее, кораблестроение, человеколюбие, благодарность, краеугольный, пылесос, взаимопонимание, законопослушный, видеоролик, самозабвенный.
Гласная буква Е соединяет такие сложные слова:
птицелов,
цветопередача,
телепередача,
телемост,
птицефабрика,
вездеход,
солнцестояние,
кофеварка,
землетрясение,
царедворец.
А соединительная гласная буква О есть в словах:
железобетонный,
железнодорожный,
пароварка,
свиноферма,
книгоноша,
газосварка,
сахарозаменитель.
Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными е:
- мышеловка;
- мореплаватель;
- пешеход;
- грязелечение;
- пылесос;
- овощехранилище;
- сталевар;
- кораблекрушение;
- нефтепровод;
- птицелов;
- птицефабрика;
землемер.
- свежемороженый;
- кашевар;
- птицелов.
Примеры сложных слов (с двумя корнями) с соединительными гласными о:
- скороход;
- самовар;
- атомоход;
- снегоочиститель;
- самолет
- кубометр;
- звездопад;
- новостройка;
- короед;
- трудолюбие;
- водопровод
- лесозаготовка;
- однофамильцы;
- взаимопомощь;
- вертолет
- электрополотер.
На самом деле слов, которые образуется из двух простых с помощью соединительных гласных очень много. Выбирайте практически любое простое, обозначающее объект и прибавляйте к нему слово, обозначающее действие, и вы получите из него сложное.
Перечислять всем обычные повседневные слова не интересно, поэтому приведу не просто примеры, а слова, выдуманные, например, поэтом Маяковским. Некоторые из них успешно вошли в наш с Вами язык.
Итак, соединительная буква О:
Соединительная Е:
Многие писатели придумывали собственные слова, но большинство таких слов у Маяковского - рождены в муках, выстраданы, они придают эмоциональность и экспрессивность его произведениям.
Однако не могу не упомянуть еще одно слово. Его придумал Салтыков-Щедрин. Очень подходящее для нашего времени - благоглупость .
Слово птицЕлов образовано от птица и ловить;
Слово лесОзаготовка образовано от лес и заготовка;
Слово морозОстойкий образовано от мороз и стойкий;
Слово овощЕхранилище образовано от овощ и хранилище;
Слово листОпад образовано от лист и падать;
Слово землЕтрясение образовано от земля и трясение;
Слово дымОход образовано от дым и ходить;
Слово языкОзнание образовано от язык и знание;
Слово лесОстепь образовано от лес и степь;
Слово ледОход образовано от лед и ходить;
Слово рыбОлов образовано от рыба и ловить;
Слово птицЕфабрика образовано от птица и фабрика.
Слова с соединительной гласной -о-:
латиноамериканский, североморской, западноуральский, тмноволосый, свекловод, коротковолосый, беломраморный, вертолет, газопровод, чугунолитейщик, механосборочный, сернокислый, низкосортный, паровоз, восточнославянский, чернобровый, островерхий, бледнолицый, узкоглазый, лесостепной, водопроводчик, хлеборезка, сенозаготовка, соковыжималка, законодатель, самооценка, газобаллон.
Слова с соединительной гласной -е-:
жизнелюбие, кровенаполнение, нефтепровод, землеройка, землечерпалка, дальневосточный, дружелюбный, грязелечебница, пылесборник, кашеварить, овощевод, тысячерублевка, синеглазый, древнерусский, тысячелетие, землетрясение, картофелеуборочный, сталевар, коневод, камнедробилка.
Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-
Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-
Слова с двумя корнями с соединительной гласной -е,-о, встречаются в сложных именах существительных. Такие слова пишутся слитно.
Например- пароход,электросварка, водохранилище.Здесь соединительная гласная -о.
Она пишется после основ на твердый согласный.Сюда же можно отнести слова
Соединительная гласная -е.Пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение,земледелие, метеосводка и т. д.)
Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о.Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер,(хотя даль).Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.
Соединительная гласная Е (примеры слов):
вездЕход,
вездЕсущий,
камнЕломня,
солнцЕстояние.
Соединительная гласная О (примеры слов):
фотОаппарат,
автОколонна,
бетонОмешалка,
светОдиод,
электрОпила,
тестОмешалка,