Сказки, которые учат ребенка основам безопасности. Осторожные сказки для детей по обж
Цель: формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
Задачи :
- создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;
- обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
- формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
- воспитание личной гражданской ответственности;
- содействие становления положительной мотивации к чтению книг.
Техническое обеспечение, наглядный материал : аудиозапись спокойной музыки, большое зеркало (или маленькие индивидуальные), картинки (Тридевятое царство, Тридесятое государство, Колобок, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Лисы, золотого ключика, Буратино, Козы, Лисы с петушком), книжки-малышки с иллюстрациями из сказок.
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, в совершенно необычное путешествие. Согласны? (Да. ) Предлагаю отправиться… в Тридевятое царство, Тридесятое государство. Как вы думаете, есть ли такое царство на самом деле? (Нет ). Да, конечно, такого царства на самом деле нет, и мы можем его только лишь представить в нашем воображении.
А кто из вас любит сказки? (Ответы детей ). А за что вы любите сказки? (Они очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений… ). Как вы думаете, ребята, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? (Сказка учит детей…Учит доброму… )
Впервые эти слова произнёс Александр Сергеевич Пушкин – великий русский сказочник. Действительно, вместе с героями сказок мы попадаем в удивительные страны, которых нет на карте, путешествуем вместе с ними, преодолеваем различные трудности, а значит, учимся побеждать страх, неудачи, учимся выбирать правильные решения в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.
Итак, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь…
Открывается большое зеркало (или у каждого ребёнка в руках зеркальце). Дети смотрятся в него и произносят волшебные слова: «» Закрывают глаза, звучит спокойная музыка. Попросить детей открыть глаза. Выставляется картинка.
Рисунок 1
Сегодня мы будем вспоминать сказки, которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.
Когда мы думаем или говорим о какой-либо опасности, то, прежде всего, на ум приходят чрезвычайные ситуации, например, авто- или авиакатастрофы, кораблекрушения, землетрясения, наводнения. В чрезвычайное положение, как правило, бывает вовлечено множество людей, и последствия его очень опасны для всего общества. На помощь людям, попавшим в беду, приходят все государственные службы.
Вы, наверное, подумали: «Неужели нельзя сделать так, чтобы подобных явлений не было?» Иногда нельзя, если это стихийные бедствия, ведь люди не в силах отменить землетрясение или наводнение. Но бывает и так, что мы сами провоцируем опасную ситуацию, ведя себя беззаботно на улице или дома. Здесь очень многое зависит от самого человека, и некоторые несчастные случаи можно предотвратить. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать.
Назовите самые первые сказки, с которыми вы познакомились в раннем детстве? (Курочка Ряба, Колобок, Репка…)
- Кто это?
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён.
(Колобок.)
Показ картинки со словами: «А вот и первый кто нам встретился в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве». Картинку поместить на карту.
Рисунок 2
Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.)
Где всё произошло? (В лесу.)
Колобок родился и жил в лесу? (Нет. Его испекла бабушка и поставила
на окошко остынуть.)
А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес.)
Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять.)
Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц…
Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это.
Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.)
Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и … (Ответы детей.)
Прятаться в подвалах и на чердаках не менее опасно. Там могут жить бомжи и наркоманы и скрываться насильники. Даже в твоём родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечай отказом на все эти предложения, постарайся уйти. Можешь попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек тебе незнаком. Никуда ни с кем не ходи без разрешения родителей, не рассказывай чужим людям свой домашний адрес, телефон.
Вспомните сказку, которая как раз учит этому.
(Красная Шапочка.)
Показ картинки со словами: «Вот навстречу нам идёт девочка в красной шапочке».
Рисунок 3
Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.)
Инсценировка детьми отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой).
Чур, сказку не перебивать;
А кто её перебьёт,
Тому комар в рот попадёт.
Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)
Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.)
А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)
В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.)
Показ картинки со словами: «А в этом домике живёт коза с козлятами».
Рисунок 4
Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)
Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
Учитель показывает картинку.
Рисунок 5
А это из какой сказки и кто потерял?
(Это золотой ключик Буратино!)
Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.)
Как вела себя лиса в этой сказке? (Она захотела отобрать у Буратино деньги, заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему, что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.)
Рисунок 6
Какой вывод для себя можно сделать? (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей.)
Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…
Показ картинки со словами: «Странные огромные птицы пролетели мимо нас».
Рисунок 7
Как зовут этих птиц в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве? (Гуси-лебеди.)
Как называется сказка, из которой они прилетели? (Гуси-лебеди.)
Какими словами начинается сказка? (Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Уходили родители на работу и просили старшую дочь: береги братца, не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.)
А что же случилось в сказке? (Дочка забыла, что приказывали отец с матерью, посадила братца на травке, сама побежала к подружкам и заигралась. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.)
Какому важному правилу учит эта сказка? (Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить.)
А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)
Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок.)
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
масляна головушка,
шёлкова бородушка,
выгляни в окошко,
дам тебе горошку.
Показ картинки со словами: «Опять разбойница-лиса в гости пожаловала».
Рисунок 8
Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)
Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)
Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека!..)
Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.)
Вернёмся домой из Тридевятого царства, Тридесятого государства тем же способом, которым и попали сюда.
Дети смотрятся в зеркало и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь! » Закрывают глаза, звучит спокойная музыка, в это время убрать картинки. Попросить детей открыть глаза.
Понравилось вам путешествие? (Да.)
А в заключение нашего занятия предлагаю вам в группах составить значок, который бы всем нам напоминал о сегодняшнем разговоре о собственной безопасности.
Работа в группах. Выставка значков. Например:
Рисунок 9
Волшебное Зеркало, которое отправляло всех нас в Тридевятое царство, Тридесятое государство приготовило для всех вас подарок.
Учитель раздаёт детям книжки-малышки с иллюстрациями (приложение 1 , приложение 2 ).
Жили-были два гуся –
Вот и сказка вся!
До скорой встречи!
Краткое содержание: Основы личной безопасности дошкольников. Правила безопасности. Как обучать ребенка правилам безопасности. Практикум безопасности. Что делать, чтобы ребенок хорошо запомнил правила безопасности.
Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам
А действительно, почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых маленьких такие плохокончающиеся?
И вот что еще интересно (обращали внимание?): сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". А у младенцев - сплошной "караул!". То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?
Конечно нет.
Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:
Если младенца положить на краю;
- если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром
ненадежных людей);
- если по вашему недогляду "хвостиком заденет", чего задевать
не полагается;
- если положить "остывать на окошке" без надзора;
- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него)
место.
Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.
Мини-практикум
В какой сказке?
Попробуйте самим подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите в сказках еще много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках "Колобок", "Гуси-лебеди", "Кот, петух и лиса", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?
Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторенное в голову хорошо западает?
Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребенком разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят - на какой-то иной уровень. И рассказывают - о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.
Не убегай за край!
А что касается самих детей...
У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что "быть проглоченным" и "умереть", по сути, одно и то же. И не пугает его, что "рожки да ножки" остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у вас разные! Но ваш голос настораживает! И маленький ребенок сначала смутно, потом все яснее и четче осознает: что-то тут не так. Ребенок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения - правила безопасности. Заранее, до того как придет пора пугаться. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил (буквально впитал с молоком матери), останется с ним на всю жизнь.
В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.
Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.
"Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за "краем", находится чужая "земля", на которую вторгаться нельзя. Там, за краем, - "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти "за край" и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в "серединке", месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки - вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И почему ходить туда одному нельзя. И почему там подстерегает опасность. И как ее избежать.
Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: "край", "свое, надежное" - "чужое, опасное".
Конечно, со временем "своя" территория начнет расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, "своего" двора... К году малыш встанет на ножки и пойдет. Но, приближаясь к границе "своего", то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил - новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие "сереньких волчков".
Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось "в лес погуляти". ("Что с ним случилось? Да-да, "остались от козлика рожки да ножки".)
Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось...
Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.
Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам - вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку.
В сказке все сказано, все объяснено. Ваша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чему- или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но - обратите внимание! - никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса - ам! - и НЕ проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?
Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.
Практикум
Чтоб от сказок польза была
1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.
Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.
2. Задайте малышу вопросы:
Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив:
чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел
один, а разве можно уходить одному?)
3. Для детей постарше:
Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе... (Все как у нас в жизни, не правда ли?)
Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
Если ваш малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что..."
Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки! )
Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка ("Наша Женя умница, она не убегает одна... А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?")
Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. "Не будь, малыш, самонадеян - всегда найдется тот, кто хитрее тебя".
Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные" советы.
В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно
на лисьем носу, пусть удирает во все
лопатки.
Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий - и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.
Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.
А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
- Кто не послушался и попал в беду?
- А что надо было сделать этому герою?
- Кто спас его/ее?
- Как бы ты поступил на его/ее месте?
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.
Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.
Тема с вариациями
Вы знаете, что существует множество вариаций сказок. Вот, например, "Теремок". В "натуральном" "Теремке" приходит Медведь - всем зверям пригнетыш - и разрушает теремок, а жители его разбегаются кто куда - спасаются.
В других "теремочных" вариантах, например, мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Вроде бы все неплохо, но... Но в жизни так редко бывает. Чаще надо не надеяться на милость сильного, а ноги в руки - и бежать. Спасаться. Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.
Мы бы советовали для занятий по безопасности брать основной вариант сказки, народный. Он не такой "приглаженный", зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или убаюкать его бдительность.
Инструкция по спасению
Недавно одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована результатом, когда ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко, то просто выталкивал с лучшего места. В общем, плакала она регулярно. И тут мама купила сказки "Кот, петух и лиса" и "Зайкина избушка". Прочитали (и не один раз), поговорили-обсудили, а потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, которого утащила лиса, и другим петушком, который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.
Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребенка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самой.
Сказка "Зайкина избушка". Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)
Сказка "Кот, петух и лиса". Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?
И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и ее снова стали толкать? Прибегла к самому надежному средству обороны, которое у нее имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у нее переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидных визга - и больше на нее не нападали. Другие мамы предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те - не лезть: кому приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля?
Вот так сказка помогла.
Думаем, общий принцип "сказочных занятий" вам понятен, поэтому мы не будем подробно останавливаться на каждой сказке. Мы просто обратим ваше внимание на те полезные сказочные советы и выводы, которые должны усвоить малыши в районе двух-трех лет.
Когда дома один - "не выглядывай в окошко".
- Доверяй, но проверяй.
- Зови на помощь - и помощь придет.
- Помогай другим - и тебе помогут.
- Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.
Практикум
Сказка - выручалка
Многие родители переживают, что не могут уделить своему ребенку достаточно внимания: то работа, то домашние дела время отнимают. И тут выручит вас сказка. Вы можете прекрасно провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно и проверить, как ваша детка усваивает правила безопасности.
А чтобы убедиться (убедить себя!), что это действительно так, прямо сейчас вспомните сказку, которую любите вы и любит ваш ребенок. Запишите ее название. Записали?
Теперь подумайте и решите, какие правила безопасности поможет она вам пройти. И как вы это будете делать. Запишите.
И дополните ваши записи после того, когда прочтете эту статью.
Что вам осталось? Выполнить все, что вы придумали и наметили.
Игра
Угадай -ка
Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам. Например:
В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты
будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана
предложит воду, ты попьешь? Почему?
- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.
- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?
- Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?
Можно поиграть в игру "Полезные сказочные советы".
Берете какую-то сказку, и - кто больше советов найдет?
Берете какой-то полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где
он встречается?
И пусть вам не кажется, что такие игры-обсуждения очень сложны для
маленьких детей.
Это как решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше занимаешься
- тем лучше получается.
Учите детей и учитесь с ними вместе.
Обратите внимание: в сказках для самых маленьких очень много запретов. Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, и наша задача - помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло. Не ленитесь, учите детей уму-разуму.
Чтобы лучше запомнили
Простые правила:
- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...
- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.
- Не перестарайтесь.
Не стоит
увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать
над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно
перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить
держать ушки на макушке.
- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.
- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).
- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
- Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.
Со сказкой можно поиграть
Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе.
Используйте детские игрушки.
Берете подходящие игрушки и разыгрываете всю сказку или короткие сценки из нее. Колобок - в правой руке, зайчик - в левой. "Колобок-колобок, а тебя съем..." - "Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою..." Спели и дальше покатились...
Сказочных героев не обязательно покупать в магазине. Вылепите их из пластилина.
Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона. Наша дочка любила, когда их складывали из фантиков. И не обязательно добиваться стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая-то характерная для этого героя деталь.
Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах. В магазинах продаются готовые, но вы можете сделать и сами из пробок, коробочек, тряпочек и ниток.
Играть между делом
Предположим, вы вытираете пыль, готовите ужин или гладите. А ваш маленький колобок бегает следом и, соответственно, мешает. Самое время поиграть. Говорите: "Давай поиграем, ты будешь козленком, а я твоей мамой - козой. Вот наш дом. Я ухожу, а ты смотри, никому дверь не открывай..." Ребенок мгновенно примет условия игры и, "заперев дверь", притихнет где-нибудь под столом. Вы, продолжая заниматься своими делами, "возвращаетесь", стучите, поете песенку, что "мама пришла, молока принесла...". Ваш козленок дверь отпирает ("чик-чик") и бурно радуется. В следующий заход вы можете спеть про пришедшую маму волчьим голосом. Как козленок поведет себя? Маленькая попутная беседа - и игра продолжается.
Вы можете предложить малышу достать подходящие игрушки (например, еще шестерых козлят). У вас нет столько? Берите других зверьков, более-менее похожих, прикрепите рожки, а детское воображение воссоздаст все остальное.
Вы готовите ужин. Ребенок, естественно, крутится рядом - и мешает. Вы берете огурец и говорите: "Вот этот маленький огурчик будет у нас лягушкой, а картофелина, смотри, как медведь. Что-то я забыла, в какой сказке они встретились? Какие еще зверята жили в теремке?" Или берете ложку, маленькую и побольше, и говорите: "Смотри, вот зайчик, вот лисичка. А вот кочан капусты, как будто зайкин домик. А где лисий дом?" Все, ребенок при деле, сказка (и полезный урок безопасности) начинается...
Вполне вероятно, что малыш сам предложит сюжет.
Где-то после двух с половиной лет наш Леня все свои сказания о теремке заканчивал так: " Я ка-ак сел в синюю машину, ка-ак приехал и...". И помощники у него были - наши собаки. То одна, то другая сидели с ним в воображаемой машине, а потом, прибыв на место, где бесчинствовал медведь, естественно, помогали навести порядок.
Дети часто делают этакий конгломерат из любимых сказок или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.
Проведите с малышом тест и узнаете, усвоил малыш мораль сказки или нет. По реакции ребенка. Он сам начнет выражать свое отношение к поступку и поведению сказочных героев.
Главный сказочный урок
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Чему научит сказка
Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам:
Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").
Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").
Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят").
На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").
Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.).
Зри в суть, ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются на тебя - не падай духом. Не маши мечом зазря - ищи истинную причину своих неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется.
Другие публикации по теме данной статьи:
|
королева анна
Сказочная безопасность. Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам
Сказки - это учебник , по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны , а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны , и один из слоев - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь , но что-то в ней есть. И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю , а и обсуждать прочитанное, то на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности . Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок . Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот. Почти в любой сказке , народной или авторской , есть достойные обсуждения моменты. Это и сказка “Три поросенка” и “Волк и семеро козлят”, и “Красная Шапочка”, и даже “Колобок”. У А. Усачева в книге “Маленькая собачка Соня” есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А . Линдгрен “Малыш и Карлсон” – это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон.
Для занятий по безопасности лучше брать основной вариант сказки , народный . Он не такой "приглаженный", зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или убаюкать его бдительность. Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку , узнаешь все правила ОБЖ
Простые правила для педагога :
- Рассказывайте сказки . Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается : он более теплый, более доверительный.
Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но помните,что вы осуждаете не самого сказочного героя , вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете,и т. п.
Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем.
Ребёнок может перехватить вашу реакцию и тогда уж точно перепугается.
Наша задача - не испугать, а научить держать «ушки на макушке» .
Обращайте внимание на иллюстрации. У детей яркая, образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка , и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что ребёнок увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.
Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо, он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ . Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.
Побуждайте ребёнка задавать вопросы (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).
Реагируйте эмоционально.
Дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.
Повторяйте. Повторение-мать учения!
Не старайтесь комментировать сказку каждый раз , когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Ребенок должен усвоить : уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть.
Со сказкой можно поиграть .
Игра - очень важный момент в жизни детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Поиграйте вместе. Используйте детские игрушки. Берете подходящие игрушки и разыгрываете всю сказку или короткие сценки из нее. Колобок - в правой руке , зайчик - в левой. "Колобок-колобок, а тебя съем. " - "Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою. " Спели и дальше покатились.
Сказочных героев не обязательно покупать в магазине. Можно вылепить их из пластилина. Нарисуйте и вырежьте из бумаги и картона. И не обязательно добиваться стопроцентного сходства, главное, чтоб была какая-то характерная для этого героя деталь.
Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах , используя пальчиковый театр.
Играть между делом.
- Говорите детям : "Давайте поиграем, вы будете козлятами, а я вашей мамой - козой. Вот наш дом. Я ухожу, а вы смотрите, никому дверь не открывайте. " Дети мгновенно принимают условия игры. Маленькая попутная беседа - и игра продолжается. Вполне вероятно, что малыш сам предложит сюжет.
Дети часто придумывают к любимым сказкам свои концовки . Это тоже здорово. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу : безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.
Проведите с детьми тест и узнаете, усвоил ребёнок мораль сказки или нет . По реакции ребенка . Он сам начнет выражать свое отношение к поступку и поведению сказочных героев .
Закрепление пройденного, стоит проводить по-разному.
Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам :
Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса") .
Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят") .
- На будущее : никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей") .
Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни
складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.).
Ребятам на занятиях предлагаются следующие вопросы :
* В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома .
* Кто из героев соблюдал правила безопасности и тем самым выручил других из беды.
* Назовите сказочные указатели движения , которые помогали героям идти к намеченной цели.
* Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице , и к чему это привело (Приведите примеры) .
* "А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее жгли. " - Откуда эти строчки? В каких сказках огонь приносит зло ?
* В каких сказках , предмет специально предназначенный для получения огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении. («Огниво» )
* В какой сказке и по отношению к какому герою были применены сильнодействующие сказочные отравляющие вещества?
(Примерный ответ : В "Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях" герою по имени "Царевна" была влита "мертвая вода".)
* В какой сказке и кто из героев использовал обычные предметы туалета как средства спасения и защиты от угрозы нападения "противника" (отрицат. герои?
(Примерный ответ : В сказке "Морской царь и Елена Премудрая" героиня "Елена" использовала гребенку , щетку, полотенце, которыми она создала естественные преграду)
* Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их .
* Придумай для младшего друга поучительную сказку , в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения .
Вопросы предлагать, учитывая возраст ребенка . Также можно использовать в своей работе литературные викторины «Сказочная безопасность » , музыкальная викторина.
Необходимо и взаимодействие с родителями. Для этого можно поместить информацию для родителей в уголке, провести консультацию.
Слушая и "обсуждая" с ребенком народные сказки , играя в них, ребёнок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила . Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные " истины, мы должны научить детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку, то как из нее выбираться, чтобы вернуться домой целым и невредимым.
И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае "козленочком станешь", а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией.
Представьте себе, что ясным летним утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин — подосиновики.
Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете.
Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Почему?
Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые ягоды и грибы. Поэтому, если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите сорвать и положить в рот незнакомую ягоду, даже если она выглядит красиво и аппетитно.
Ядовиты и ярко-красные ягоды ландыша, и черные сочные ягоды вороньего глаза, и красные, похожие на вишенки, ягоды волчьего лыка. Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный желтый лютик, а также трава чемерица.
На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется болотистым вехом. Ядовито все растение, но особенно — толстое мясистое, похожее на морковь корневище.
Иногда в густом лесу, рядом с малинником растет пахучая трава, которая называется дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок. Поэтому, если в лесном малиннике в знойный летний полдень у вас начнет кружиться голова, немедленно покиньте это место.
Но склонам оврагов и на берегах рек, где много влаги, растет трава красавка. У нее красивые цветы похожие на крупные розовато-красные колокольчики. Но собирать их в букеты нельзя. Ведь красавка очень ядовитое растение!
А теперь давайте поговорим об опасных грибах.
Какие ядовитые грибы вы знаете?
Ну, конечно, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.
Один из самых ядовитых грибов — бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки — зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки внизу утолщенная.
Очень ядовитый гриб — ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и на пнях. От настоящего опенка его отличает неприятный запах и буро-зеленая слизь на ножке и шляпке гриба.
А вот сатанинский гриб похож на белый, но если его надрезать ножом, то место надреза через несколько минут розовеет или синеет.
Каждый грибник должен исполнять несколько очень простых, но важных правил, чтобы «тихая охота», а именно так называют собирание грибов, принесла человеку радость, а не беду.
Послушайте сказку.
Советы лесной Мышки
Летом Настя гостила у бабушки в деревне.
Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы, по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.
— Ах! Какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они? — подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.
О Какой совет вы могли бы дать девочке?
— Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.
— Ой, кто это? — удивилась Настенька.
Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.
Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.
— Лесная мышка! Да какая пригожая! Рыженькая, е темной полоской вдоль спинки! - обрадовалась Настя.
Она протянула мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.
—
Это ты со мной разговаривала, мышка? — спросила девочка.
— Конечно я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.
— Спасибо, мышка! — поблагодарила Настя. — Но я не знала, что мыши умеют говорить.
—
Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, — пропищала мышка. — Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах — какие съедобные, а какие нет.
— Это ты, мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы приезжаю, — объяснила Настя.
— Что ж, если хочешь, я с тобой в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.
— Конечно, хочу! — обрадовалась девочка.
— Ну, тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.
Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.
— Что ото за ягоды? - спросила Настя у мышки.
— Это семена ландыша.
— Ландыша? — удивилась девочка. — А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики...
— Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягоды, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды — очень ядовитые!
Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.
— А эти ягоды съедобные или ядовитые? — спросила она мышку.
— Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! — предупредила девочку мышка.
— Ой, смотри, мышка, какая удивительная ягодка! На глаз с большими ресницами похожа.
— А ее так и называют — вороний глаз. Черная сочная ягодка лежит на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!
— Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?
— Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.
Мышка привела девочку на поляну. Настя наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края шляпки которого загибались вверх, а в самой шляпке блестела дождевая вода.
Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.
Настя и мышка с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.
— Здорово! — воскликнула Настя. — А скажи, из какого гриба пила воду белка?
— Этот гриб называется черным груздем — чернушкой. Вообще-то, чернушки — съедобные грибы, их мариновать и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы других грибов наберем.
Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.
Какие съедобные грибы вы знаете? Как они выглядят?
— А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! — сказала Настенька, указывая на большой ярко-красный мухомор, шляпка которого была словно забрызгана белой известкой.
Мухомор не таясь рос под молоденькой елочкой.
— Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.
Настя взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.
— Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны-лоси ими лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и лосям помогает.
Долго еще Настя с мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка.
Потом мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.
ВОПРОСЫ
Где Настя гостила летом?
Куда пошла Настя?
Кого встретила девочка по дороге в лес?
О чем рассказала ей лесная мышка?
Почему нельзя собирать и есть ягоды бузины, ландыша, вороньего глаза? Как они выглядят?
Какие съедобные ягоды вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.
Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы?
Не собирайте незнакомые грибы.
Не собирайте грибы, растущие вдоль обочин дорог.
Не употребляйте в пищу старые, лежалые, испорченные грибы.
Не храните необработанные грибы более суток.
К ядовитым грибам относятся:
бледная поганка,
мухомор,
ложный опенок,
сатанинский гриб.
ПРАВИЛА
Осторожно - ядовитые Грибы и ягоды!
Не собирайте незнакомые ягоды. Не пробуйте на вкус даже одну ягоду. Обязательно покажите ягоды взрослым. К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.
Юля Казакова
Сказочная безопасность. Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам.
Сказки - это учебник , по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны , а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны , и один из слоев - те самые уроки безопасности , которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки , играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила . Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные " истины, вы учите ребенка и бдительности , и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Цель бесед объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях. Развивать у детей чувство опасности, смелость и находчивость при появлении опасности.
В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Даже в твоём родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечай отказом на все эти предложения, постарайся уйти. Можешь попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек тебе незнаком. Никуда ни с кем не ходи без разрешения родителей, не рассказывай чужим людям свой домашний адрес, телефон.
Вспомните сказку , которая как раз учит этому.
(Красная Шапочка.)
Показ картинки со словами : «Вот навстречу нам идёт девочка в красной шапочке» .
Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.)
Инсценировка (настольный театр) отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой) .
Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала , куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)
Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо ? (Обязательно рассказать родителям , даже если это был ваш сосед.)
А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)
В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.)
Показ картинки со словами : «А в этом домике живёт коза с козлятами» .
Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)
Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках ? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
Воспитатель показывает картинку.
А это из какой сказки и кто потерял ?
(Это золотой ключик Буратино)
Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.)
Как вела себя лиса в этой сказке ? (Она захотела отобрать у Буратино деньги, заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему , что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.)
Какой вывод для себя можно сделать? (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей.)
А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)
Из какой сказки эти строки ? (Петушок – золотой гребешок .)
Петушок, петушок,
золотой гребешок ,
масляна головушка,
шёлкова бородушка,
выгляни в окошко,
дам тебе горошку.
Показ картинки со словами : «Опять разбойница-лиса в гости пожаловала» .
Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)
Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил , потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)
Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека.)
Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь , да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам , которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок . (Спасибо.)
Помните родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…