Самые известные оперы мира: Хованщина, М. П
Опера «Хованщина» (краткое содержание которой изложено в данной статье) - это народная музыкальная драма Модеста Петровича Мусоргского. Она состоит из пяти действий и шести картин. Из оперы очень известны такие музыкальные номера: «Рассвет на Москве-реке» (вступление); «Силы потайные, силы великие (II действие, сцена гадания Марфы); «Исходила младешенька» (III д., песня Марфы); «Спит стрелецкое гнездо» (III д., ария Шакловитого); «Поезд Голицына» (антракт к IV д.); «Пляски персидок» (IV д.).
Либретто оперы «Хованщина». Краткое содержание
Нечто роковое тяготело над Модестом Петровичем Мусоргским.
Ни одна из его опер не была завершена самим композитором. «Женитьбу», «Бориса Годунова», «Сорочинскую ярмарку» досочинили и оркестровали М. М. Ипполитов-Иванов, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, Д. Д. Шостакович и другие композиторы. Опера «Хованщина» не является исключением. Ее завершил и оркестровал Н. А. Римский-Корсаков.
Либретто написал сам композитор. За основу сюжета он взял исторические события 1682 года. Это было кратковременное правление князя Ивана Хованского в Москве, который был назначен Софьей после стрелецкого бунта. На тот период Петру было десять лет. Композитор, желая показать переход власти от царевны к новому правителю, добавляет и умело вплетает события 1689 года. В музыке он старается передать враждебные Петру силы. Это:
- Стрельцы, во главе которых стоит князь Иван Хованский.
- Фаворит Софьи - князь Голицын.
- Старообрядцы, возглавляемые Досифеем.
Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению.
Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы:
- Голицын - самовлюбленный и лукавый.
- Иван Хованский - властный и надменный.
- Досифей - величественный.
- Марфа - страстная, сильная, готовая на подвиг.
- Андрей Хованский - слабый и мятущийся.
- Федор Шакловитый - настроенный патриотически.
- Кузька - бесшабашный и веселый молодой стрелец.
- Подьячий - корыстный и трусливый.
Характеристика первого действия
Опера «Хованщина». Краткое содержание I д.
В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается.
Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей. Он поет свой скорбный монолог «Приспело время».
Действие второе
Опера «Хованщина». Краткое содержание II д.
В своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее. К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе. Голицын отказывает ему в двух просьбах. Вновь появляется Варсонофьев и говорит о прибытии колдуньи. Это пришла Марфа под видом гадалки. Начинается сцена гадания. Звучит известная ария «Силы потайные». Девушка предсказывает ему опалу. Суеверный князь боится, что она проговорится и приказывает слуге ее утопить. Марфа подслушивает их разговор и скрывается. Неожиданно к Голицыну входит Иван Хованский. Между ними возникает спор. В разгар ссоры появляется Досифей и уговаривает помириться князьям. Звучат хоры народа. Внезапно вбегает Марфа и просит Голицына помиловать ее. К ней обращается Досифей со словами утешения.
Кратко третье действие
Опера «Хованщина». Краткое содержание III д.
Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит.
Характеристика четвертого действия
Краткое содержание оперы «Хованщина». 1 картина IV д.
Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками.
Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать.Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом.
Краткое содержание оперы «Хованщина». 2 картина IV д.
Место действия - площадь перед Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его. Петра направляется к Кремлю.
Действие пятое
Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д.
Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый. Его одолевает чувство скорби за обреченность раскольников. Он не желает сдаваться врагам и призывает всех сгореть за веру на костре.Марфа спасла Андрея от петровцев в тот раз. Но сейчас их смерть неизбежна. Она говорит ему готовиться к ней. Марфа разжигает костер от своей свечи.
Она полна решимости и не боится умирать за веру. На поляне появляются гвардейцы Петра, они видят пламя. В костре сгорает Марфа, Андрей, Досифей и другие раскольники. Пришлый народ смотрит на костер и скорбит о Руси.
Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет. Исследователи сравнивают это музыкальное произведение с огромной фреской. Композитору удалось показать катастрофу происходящего через гротеск, символику и иррациональность. Здесь нет главных героев. Ни один из них не показывается долгое время. Здесь важна целостность, общая идея.
ХОВАНЩИНА
Народная музыкальная драма в пяти актах (шести картинах)
Действующие лица:
Князь Иван Хованский, начальник стрельцов Князь Андрей Хованский, его сын Князь Василий Голицын Досифей, глава раскольников Боярин Шакловитый Марфа, раскольница Сусанна, старая раскольница Подъячий Эмма, девушка из немецкой слободы Пастор Варсонофьев, приближенный Голицына Кузька, стрелец 1-й стрелец 2-й стрелец 3-й стрелец Стрешнев, боярин |
бас тенор тенор бас баритон меццо‑сопрано сопрано тенор сопрано баритон бас баритон бас бас тенор тенор |
Стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские «потешные», народ.
Место действия: Москва.
Время действия: 1682 год.
СЮЖЕТ
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый - ставленник царевны Софьи - диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя - Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.
Кабинет князя Василия Голицына - канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского - скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.
Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.
Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом - кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.
Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.
Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Утро после стрелецкого мятежа
Москва затихла после стрелецкого бунта, во время которого было пролито немало крови.
Донос
Шакловитый диктует подьячему донос, в котором называет зачинщиками смуты отца и сына Хованских.
Списки на столбе
Подьячий читает пришлым людям выбитые на столбе имена убитых и сосланных в результате мятежа.
"Большой идет!"
Появляется князь Иван Хованский, командующий стрельцами. Он ведет свои отряды в обход по Москве.
Андрей и Эмма
Сын Ивана Хованского Андрей преследует приглянувшуюся ему жительницу Немецкой слободы Эмму. Девушку защищает Марфа – бывшая возлюбленная Андрея Хованского.
"Почто беснуетесь?..
"
Возвращается Иван Хованский. Увидев красавицу-немку, он велит стрельцам отвести ее к себе. Андрей не хочет уступить девушку отцу. Готовую начаться схватку останавливает предводитель раскольников Досифей. Он призывает забыть распри и объединиться перед лицом надвигающейся беды.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Гадание
Марфа, приглашенная к князю Голицыну, предсказывает всесильному фавориту царевны Софьи скорую опалу и ссылку. Напуганный Голицын отдает приказ утопить Марфу на Болоте.
Заговор князей
К Голицыну приходит князь Иван Хованский. Следом появляется Досифей, в мирском прошлом князь Мышецкий. Каждый из князей претендует на власть, и они не в силах договориться о совместных действиях. Вернувшаяся Марфа рассказывает, что ее спасли петровские солдаты. Шакловитый приносит пугающую новость: юный царь Петр получил донос на Хованских.
АНТРАКТ
ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
"Страшная пытка любовь моя..."
Раскольница Сусанна упрекает Марфу в том, что она уступает греховному искушению. Марфу защищает Досифей.
"Спит стрелецкое гнездо..."
Пришедший в Стрелецкую слободу Шакловитый мечтает о сильной руке, которая спасет Русь от врагов.
"Батя, батя, выди к нам..."
Просыпаются стрельцы. Подьячий приносит им весть о том, что войска Петра уже невдалеке.
Стрельцы зовут Ивана Хованского, чтобы выслушать его приказ. Но Хованский отказывается вести стрельцов на бой и приказывает разойтись по домам.
ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Расправа
На душе у Ивана Хованского неспокойно, хотя он чувствует себя в безопасности в собственном доме. Хованский отмахивается от предостережения, которое передает ему клеврет князя Голицына, и падает жертвой подосланных Шакловитым убийц. Опального князя Голицына увозят в ссылку. Стрельцов, уже положивших головы на плахи, милует царь Петр.
ПЯТОЕ ДЕЙСТВИЕ
Скит
Досифей призывает раскольников к мученической смерти.
Собравшись вместе, они совершают самосожжение.
Показать краткое содержание
М.П. Мусоргский опера «Хованщина»
«Хованщина» – неисчерпаемая палитра из буйных красок, яростно обрушивающая на зрителя всю свою мощь и не оставляющая ни малейшего шанса устоять, удержаться на ногах – так что все внимание оказывается приковано к сцене от начала и до самого конца оперы. Взяв за основу произведения неоднозначные события первого стрелецкого бунта 1682 года, Модест Петрович Мусоргский вложил в музыку всю свою самобытность, уверенными мазками композиторского таланта отразив в звучании как беснующуюся толпу, так и спокойные островки разума посреди бушующих страстей. К сожалению, произведение не было исполнено при жизни автора, так что он так и не узнал, какое влияние оно оказало на современников, и как запало в душу поклонникам его таланта, являясь отражением мятежного внутреннего мира Модеста Петровича…
В письме, датированным 1872 годом и адресованном В.В. Стасову, Мусоргский написал: «Прошу считать сию эпистолу по порядку нумерации № 1-м, ибо произойдут последовательно и другие эпистолы, вкусов и заквасок разных, но по предмету стрелецкому. Да будет сие памятью нашего нового труда, лихого труда». С этого момента началась кропотливая, полная тяжелых творческих мук и метаний работа над оперой.
Действующие лица: |
Описание |
|
Князь Хованский | бас | властный и жестокий стрелецкий начальник |
Князь Голицын | тенор | непоследовательный и многоликий соперник Хованского |
Андрей | тенор | сын Хованского, князь |
Шакловитый | баритон | ближайший помощник царевны Софьи |
Досифей | бас | философствующий мудрец-раскольник |
Марфа | меццо-сопрано | верная и отважная соратница Досифея |
Подъячий | тенор | приказчик, отвечающий за связь власти с народом |
Краткое содержание
«Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Другой претендент на трон – князь Голицын, европейского склада человек, цепляющийся, вместе с тем, за старину. Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом. Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины.
Продолжительность спектакля | |||
I Акт | II Акт | III Акт | IV - V Акт |
50 мин. | 40 мин. | 50 мин. | 50 мин. |
Фото :
Интересные факты
- Как известно, Мусоргский не успел закончить «Хованщину», и тем более ценна работа советского музыковеда Павла Ламма, сумевшего по авторским автографам восстановить полный оригинальный текст оперы. Опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов: Н.А. Римским-Корсаковым , И.Ф. Стравинским в содружестве с М. Равелем , Б.В. Асафьевым, Д.Д. Шостаковичем .
- Мусоргский очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением.
- Бытовало мнение, что опера является совместным плодом двух композиторов: Н.А Римского-Корсакова и М.П. Мусоргского. Якобы Модест Петрович сделал лишь сырую, незаконченную вещь, а оформил и придал ей законченный вид Римский-Корсаков. Об этом упоминает сын Римского-Корсакова в своих воспоминаниях.
- Интересно, что в 20-х годах прошлого века произведение считалось религиозным, этакой своеобразной «пафосной трагедией веры». Естественно, такие кощунственные взгляды впоследствии были отвергнуты.
- Ф. Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея. Впервые ария Досифея в его исполнении прозвучала в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Затем в 1911 году в г. Санкт-Петербурге, на Мариинской сцене, а в Париже он спел на первой заграничной постановке у С. Дягилева .
- Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». Известно, что идея оперы принадлежала Стасову, ему же Модест Петрович и посвятил эту работу. В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.
- У П. Ламма опера делилась на 5 актов, где 4-й делился на 2 картины. Мусоргский же хотел сделать 6 картин, которые по значению равнялись бы актам.
- Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. При этом он крайне взыскательно подходил к качеству текста, многократно исправляя и переделывая уже готовый материал.
Известные арии и номера:
Вступление «Рассвет на Москва-реке» (слушать)
Хор «Плывет лебедушка» (слушать)
Ария Марфы «Исходила младёшенька» (слушать)
Ария Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо» (слушать)
Заключительный хор (слушать)
Историческая точность в образах персонажей «Хованщины»
«Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так – будто случайно это делается».
«М.П. Мусоргский. Литературное наследие»
В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была – на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.
Образы
- князь Хованский – по воспоминаниям людей, знавших его – человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением;
- князь Голицын – непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом – поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный;
- Подъячий – выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования;
- князь Андрей, сын Хованского – персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына. Из-за нехватки времени автор не стал отводить ему важной роли в опере;
- Шакловитый – композитор смело записал ближайшего помощника царевны Софьи как единственного составителя доноса на Хованских. В трактовке автора этот персонаж не имеет конкретного отображения. Скорее его можно представить как воплощение слепой исторической силы;
- Досифей – подоплекой для создания образа раскольника послужила книга «Житие протопопа Аввакума». Она явилась своего рода музой, но композитор не стал слепо копировать образ, показанный в «Житие». В опере Досифей значительно мягче своего предшественника Аввакума, более близок к народу, более благороден и возвышен;
- Марфа – светлый лирический образ, пронизанный чертами суровой народности. Одухотворенная и уверенная в себе, Марфа является полностью вымышленным персонажем. Помогает Досифею в его политической борьбе/
Вспомогательные персонажи оперы
- Эмма – наложница Хованского, является, по сути, его рабыней;
- Варсонофьев – приверженец Голицына, не имеет своего мнения ни по какому вопросу;
- Сусанна, Пастор, стрелец Кузька, клеврет Голицына;
- три безымянных стрельца;
- московский разнообразный пришлый люд, стрельцы, раскольники-старообрядцы, рабыни Хованского, народ.
Придерживаясь исторических событий, Мусоргский добавил в оперу достаточно заметные искажения исторических фактов, но лишь для того, чтобы помочь лучше понять драматические коллизии, происходящие в то время. Так, вдобавок к главным действующим лицам, были добавлены вымышленные второстепенные персонажи, которые помогают лучше понять замысел композитора и многократно усиливают эффект воздействия на зрителя. Ключевой фигурой в развитии сюжета является народ – как движущая сила, которая все сметает на своем пути, неостановимая и сокрушающая все преграды, но при этом подневольная власти. Кроме того, композитор достаточно вольно обошелся с временными рамками и добавил в происходящее на сцене те действия, которые произойдут лишь много позже – в 1689 году. Чтобы подчеркнуть ужас беззакония и показать невозможность повлиять на происходящее лишь одному человеку, такое слияние временных событий вполне оправдано и лишь доказывает мастерство Мусоргского, сумевшего гармонично совместить разные периоды истории с жизнью главных действующих лиц.
Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. Мусоргский начал работу над оперой летом 1872 года, когда еще не был полностью завершен «Борис Годунов». Он усиленно изучал исторические материалы, обдумывал детали либретто, отдельные музыкальные эпизоды. Мусоргский был увлечен богатством собранных материалов, музыкальные и поэтические образы возникали в его фантазии в неразрывном единстве.
Начиная с 1873 года в письмах Мусоргского все чаще встречаются упоминания о «Хованщине», в которой он хотел сочетать верность характеров действующих лиц и драматургию народных сцен, к чему был уже подготовлен работой над «Борисом Годуновым». Упорно добиваясь выпуклости драматургического развития, сочиняя текст и музыку, он постоянно советуется со Стасовым, которому посвятил свой творческий труд. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».
Постепенно, один за другим, складывались номера новой оперы. В августе 1875 года композитор закончил первое действие. Однако в дальнейшем работа шла с перерывами, вплоть до последних дней жизни Мусоргского. 22 августа 1880 года он сообщал Стасову, что «Хованщина» готова, «кроме маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Впереди предстояла громадная работа по оркестровке, но композитору оставалось уже меньше года жизни. После его кончины Римский-Корсаков закончил, отредактировал и оркестровал оперу, и в этом виде она стала известна всему миру. В советское время Шостакович заново оркестровал «Хованщину» по авторскому клавиру.
«Хованщина» — народная музыкальная драма, повествующая о событиях конца 17 века, о борьбе старой и новой Руси, о заговоре начальника стрелецкого войска князя Ивана Хованского. Композитор вольно отнесся к хронологии, соединив события, разделенные промежутком в шестнадцать лет, однако это не помешало ему написать правдивую картину русской жизни.
Образы оперы
Так же, как и в «Борисе Годунове», действие «Хованщины» развертывается в двух плоскостях: с одной стороны князья Хованские, Голицын, раскольничий вождь Досифей. С другой – народ: стрельцы, раскольники. На первый план здесь выступают то власный старик Иван Хованский, не знающий предела в упрямстве и своеволии, то Досифей. Досифей не только фанатик-старообрядец, но и человек большого сердца, в чьей душе находят отклик страдания народа. Рядом с ним Марфа-раскольница, с ее глубоким душевным чувством, непреклонной честностью и непримиримостью ко лжи и обману, один из самых поэтических образов Мусоргского. Все они раскрыты во всей полноте своих жизненных проявлений с той удивительной правдивостью, которая так свойственна Мусоргскому.
Хованский и Досифей – разные люди. Но их объединяет приверженность к «святой старине», враждебность к новому, что несут России петровские реформы. Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» (так назван в опере стрелецкий мятеж) находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке».
Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.
Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового.
Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого – лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии – гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни.
В этой сцене, так же как и в финале оперы (самосожжение раскольников), Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания.
Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен – «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены. Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. «Пляска персидок» — одна из лучших восточных страниц русской классической музыки.
Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения. Никто из композиторов не создавал до Мусоргского опер, с такой могучей силой раскрывавших эту тему. Он задумывал возвратиться к ней еще раз – в третьей опере, посвященной пугачевскому восстанию. Таким образом, его замысел охватывал более чем полуторавековой период русской истории: смутные годы царствования Бориса Годунова, борьбу старого и нового в петровскую эпоху и стихийное крестьянское движение, покачнувшее устои дворянской монархии. Такой замысел сам по сее свидетельствует о необыкновенной широте творческого кругозора композитора.
В одном из своих писем Мусоргский писал о том, что им владеет одна дума: «сказать людям новое слово дружбы и любви, прямое и во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово скромного музыканта, но бойца за правую мысль искусства». Он сказал это слово в своих гениальных произведениях, одно из первых мест в ряду которых занимает народная музыкальная драма «Хованщина».