Развлечение «Вода — источник жизни. Проект в подготовительной группе «Живая вода»
(Тверская область, Фировский район, пос. Великооктябрьский, МБДОУ Великооктябрьский д/сад «Белочка» ) .
Срок реализации: Одна неделя (краткосрочный) .
Воспитатели: Парфенова Ю.А., Конкина М.В.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы.
Цель: Сформировать у детей бережное отношение к воде.
Задачи: Расширить знания о воде, ее свойствах, об обитателях рек, озер, океанов.
Воспитывать чистоплотность, аккуратность.
Развивать любознательность, умение рассуждать, делать выводы.
Учить экономно использовать воду.
Актуальность:
В настоящее время, когда имеются огромные проблемы в экологии нашей планеты, очень важно сформировать правильные представления у детей о значимости для человека всех природных ресурсов, в том числе и о воде. Ведь вода источник жизни. Без нее не сможет существовать любое живое существо.
В результате наших наблюдений было выявлено: дети, в силу своей неосведомленности, наивности, не берегут воду, часто тратят ее зря, забывают выключать. Некоторые ребята не любят умываться, соблюдать правила личной гигиены.
Необходимо направить их, дать знания, которые помогут осознать неправильность своих действий, изменить отношение к воде, вызовут желание соблюдать правила личной гигиены.
В результате практических экспериментов, дети познакомятся со свойствами воды, ее влиянием на растения, людей, научатся экономно использовать воду. В проблемных ситуациях научатся размышлять, находить рациональные решения.
Все эти виды деятельности: игры, эксперименты, решение проблемных ситуаций, помогут лучше запомнить и усвоить знания о воде.
Виды работ:
Воспитатели:
- Обогащение группы материалами о воде (плакаты, рисунки, карта) , обитателей рек озер и океанов.
- Пополнить зону экспериментирования баночками, стаканчиками и т.д.
- Подбор художественной литературы (стихи, рассказы о воде, сказки)
- Поиск познавательных занятий, экспериментов с водой.
- Создать дидактические игры: «Кто где живет?»
С родителями:
- Придумывание сказки о капельке воды, оформление в виде книжки.
- Принести картинки для макета «Пруд» .
С детьми:
- Познавательные занятия.
- Эксперименты с водой.
- Акция «Береги воду» .
- Чтение рассказов о воде, заучивание стихов.
- Рисование плаката о воде.
- Создание макета «Пруд» .
- Итоговое занятие-развлечение «Вода-водица» .
Предполагаемые результаты:
- У детей расширятся представления о свойствах воды, они поймут, что вода имеет огромную ценность.
- Узнают, что необходимо соблюдать правила личной гигиены, чтобы не болеть;
что пить надо чистую кипяченую воду.
3. Дети осознают, что необходимо беречь воду, научатся ее экономить.
4. У детей пополнятся знания об обитателях рек, озер морей и океанов.
5. В ходе экспериментов, научатся рассуждать, делать выводы.
6. Родители примут активное участие в проекте.
План работы:
Пн. – Информация для родителей о проекте.
Познавательное занятие «Вода» .
2-я пол. дня:
Эксперименты «Свойства воды» .
Рисование на плакате.
Вт. - Беседа «Зачем нужно мыться?»
Эксперимент «Как очистить воду?»
Чтение сказки «Мойдодыр» .
2-я пол. дня:
Разучивание стихотворения о воде
Акция: «Береги воду» .
Учить детей экономить воду.
Ср. - Познавательное занятие «Круговорот воды в природе» .
Аппликация на плакате: Три состояния воды.
2-я пол. дня:
Показ эксперимента «Испарение воды» .
Чтение сказки: «Заяц Коська и Родничок» Н. Грибачева.
Чт. – Беседа Обитатели рек, озер, морей, океанов.
2-я пол. дня:
Создание макета «Пруд» .
Выставка и чтение придуманных с родителями сказок; макета, плакатов.
Итоговое занятие- развлечение «Вода-водица»
Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации.«Всемирный день воды»
Для детей старшей и подготовительной группы.
Составила: воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна
Цель: Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.
Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.
Материал: картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения.
Ход игры:
Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды. Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.
Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.
Опыт 1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2.У воды нет вкуса.
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт 5.Лед - это твердая вода.
Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.
Опыт 6.Лед легче воды.
Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт 7.Растворяется - не растворяется
Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т.д.
Опыт 8.Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.
Опыт 9.Делаем облако.
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.
Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.
Опыт 10. Поющий бокал.
Мокрым пальцем провести по кроям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщены его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан.
Можно воду заколдовать.
1.Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.
2.Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить(опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.
3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух».
Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
(Включить запись «журчание воды»)
Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)
А что льется в ручье? (вода)
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)
Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)
В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.
Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)
Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Без языка, а говорит.
Узнаете меня.(Ручеек)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Сперва – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз:
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне - тоже вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.(роса)
Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.
1.Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.
2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.
3.Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.
4.Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.
5.Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
6.Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро(без воды)
7.Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.
8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море…)
Показ мультимедийной презентации о воде.
Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.
МАОУ « Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукский детский сад «Буратино».
Проект – занятия
Ознакомление с окружающим
"Вода – источник жизни"
Подготовительная группа
Воспитатель: Сергеева Валентина Анатольевна.
Цели занятия:
1. Образовательные:
показать значение воды в жизни живой природы;
закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
развивать наблюдательность;
совершенствовать внимание, память, логическое мышление;
принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
3. Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
Учить проводить исследования.
Добиваться результатов.
Размышлять, иметь своё мнение.
Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
глобус;
иллюстрации о воде;
запись с шумом океана, с журчанием ручья;
игрушечные персонажи Кап и Капелька.
Материал для проведения опытов:
Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.
На каждого ребёнка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы Чайная ложка по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей
Ход занятия
Воспитатель: Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная.
После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут? Да! В воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде,
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт? (Перед детьми ставят глобус)
Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?
Дети:- (ответы детей)
Воспитатель : На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
Дети:- ( Ответы детей)
Воспитатель : А знаете ли вы, какая вода в море?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель : Её можно пить?
Дети- ( Ответы детей)
Воспитатель : А мы, какую воду пьём?
Дети: - ( Ответы детей)
Воспитатель : Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.
А мы можем с вами пить воду с разу из реки, озера?
Дети: ( Ответы детей)
А как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?
Дети:- ( Ответы детей) .
Воспитатель - Посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу картинки, где же живет вода
Картина о море ребята, посмотрите, что же мы с вами видим - море. А, вы хотите послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке и капкапычу. Что же оно вам интересное сообщило . Дети слушают шум моря .
Фантазии детей 2 или 3
Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода.
Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?
Дети: ( Ответы детей)река
Воспитатель : Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке.
Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?
Дети: ( Ответы детей)водопад
Воспитатель : Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.
И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?
Дети: ( Ответы детей) Ручей.
Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада?
Чем отличается : у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.
Воспитатель : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?
Дети : ( Ответы детей)
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель : Ребята, а ели бы не было воды. Что произошло? Как вы думаете?.
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
Ребятки, вы, наверное, устали сидеть? Я предлагаю вам поиграть в игру “Вырастим цветы”.
Физкультминутка.
Вы будете семенами, а я хозяйкой. Я сажаю семена в землю. Ярко светит солнышко, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом, свежо и дышится легко и глубоко.
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Тогда прошу за столы!
Опыт №1 «Тонет, не тонет».
Воспитатель: Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы.
Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим
Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.
Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?
Дети: ( Ответы детей)
Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели.
Опыт №2
Воспитатель : Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Чем пахнет газировка?
Опыт №3
Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложной сахар и размешайте. Что мы видим?
Дети ( Ответы детей) : Сахар растворился
Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.
Опыт № 4 Вода окрашивается.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Дети: ( Ответы детей)
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.
Воспитатель: А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку) Как вы думаете что это?
Как можно получить цветные льдинки?
Вода на морозе превращается в лед.
Опыт №6: А сейчас еще один фокус с водой.
У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца.
В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так.
Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?
Дети: В соленой воде яйцо всплывает
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
Чистая вода не имеет запаха.
Вода является растворителем.
Вода может менять цвет, когда ее окрашивают
На морозе вода застывает и превращается в лед.
В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.
Ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего вам запомнилось?
( Ответы детей ).
Что нового о воде узнали?
( Ответы детей ).
Кап и Капелька дарят на память своих подружек - “капелек”.
Дружите с ними и берегите их!
Занятие окончено
(старшая группа)
Цель: сформировать интерес к воде.
Задачи:
Расширять представление о свойствах воды (вода бывает прозрачной и непрозрачной, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда);
Дать знания о закаливающем эффекте игр с водой, влиянии солнца, воздуха и воды на организм человека, гигиенические правила игр с водой;
Формировать интерес к играм с водой, желание их организовывать, придумывать новые варианты.
Оборудование:
Прозрачные пластиковые стаканы;
Емкости с соком, молоком, фруктовой эссенцией, с песком, сахаром, краской;
Два сосуда разной формы;
Большие лейки;
Пластмассовые ведерки;
Брызгалки из пол-литровых пластиковых бутылок.
Ход развлечения:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Попробуйте отгадать, в страну какого вещества мы отправимся. Что бывает жидким, твердым и газообразным?
Дети: Вода.
Воспитатель: Я сейчас прочитаю волшебное заклинание, полью из лейки и превращу вас в капельки воды. (Воспитатель имитирует обливание детей из лейки.)
Ну-ка, лейка, лей, лей!
Для ребяток не жалей
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся!
Ой, сколько капелек собралось в одном месте! Как бы дождь не пошел. Капельки, расскажите о себе; какой вы формы, цвета, прозрачности; какой у вас характер; вы капельки дождя или росы, а может быть тумана или дождевого облака, а может, остались на банке, которую мама стерилизовала для компота? (Дети рассказывают.)
Одним словом вы капельки воды. А свойства воды можно узнать из опытов.
Опыт 1. «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят прозрачные пластиковые стаканы. В одну емкость воспитатель наливает воду, взятую из водопроводного крана, а в другую емкость сок. Предлагает детям опустить ложку в обе емкости. Обращает внимание на то, что в воде ложка видна, а в соке не видна или видна плохо. Вывод: вода прозрачная, а сок нет.
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, где вода самая чистая и прозрачная? (В водопроводных трубах и в бутылках, которые продаются в магазине.) Где грязная вода? (В лужах, в реках, в озерах.) Почему? Выяснить, из каких источников можно пить воду.
Опыт 2. «У воды нет вкуса»
Воспитатель в прозрачные стаканы наливает сок, молоко и воду. Вызывает одного ребенка, завязывает ему глаза и предлагает попробовать жидкость на вкус. Ребенок должен определить, что он пил.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 3. «У воды нет запаха»
Перед детьми два стакана с водой. В один из них воспитатель капает несколько капель фруктовой эссенции. Вызывает одного ребенка и с завязанными глазами предлагает понюхать воду в стаканах. Дети определяют, в каком стакане обыкновенная вода.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»
Воспитатель в один стакан с водой насыпает немного песка и ложечкой перемешивает содержимое. В другой стакан добавляет сахар, перемешивает. В третьем стакане размешивает акварельные краски. Предлагает детям сравнить, растворились ли в воде песок, сахар и краски.
Вывод: в воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус и цвет, а некоторые нет.
Воспитатель: молодцы капельки, все знаете! Ну, а теперь поиграем!
Логоритмическое упражнение «Лужи»
Шлеп-шлеп-шлеп Дети ритмично постукивают ладонями
Иду по лужам. по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп Ритмично притопывают ногами .
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап Ритмично щелкают пальцами сверху вниз .
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп Ритмично похлопывают руками скрестно за плечами.
Вода по спинке.
Буль-буль-буль
Упала шапка.
Ой-ой-ой кругом вода. Ритмично выполняют пружинку .
Да-да-да себя так жалко! Ритмично кружатся.
Одевайся в дождь всегда! Ритмично кивают головами .
Подвижная игра «Таня брызгалку нашла»
Дети ходят по кругу, одна девочка в центре. Она выполняет движения, соответствующие стихотворению, которое произносят дети:
По дорожке Таня шла,
Таня брызгалку нашла.
Стала Таня выбирать,
Кому брызгалку отдать.
Солнце, воздух, луг, цветы,
Брызгать деток будешь ты!
Таня передает брызгалку любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей - они разбегаются.
Подвижная игра «Крокодилы»
На площадке двумя линиями отмечается «речка» (ширина 3 метра), там «живут» два крокодила. У каждого из них – брызгалка. Дети должны перебегать через речку на другой берег. Они подходят к речке со словами:
Два веселых крокодила
В речке Нил спокойно жили.
Как увидели ребят-
Водой стали обливать!
После этих слов дети бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.
Подвижная игра «Поливаем огород»
Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» - ведро с водой и своя лейка, которая стоит на финише. Задача: маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды и по цепочке передать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведром бежит к «колодцу», снова зачерпывает воду и передает ведерко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодце» не закончится вода. Игра начинается после стихотворения, которое дети легко запоминают:
Не мешайте мне трудиться.
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
Выигрывает команда, которая расплескала меньше воды. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта - он будет подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победил. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.
Воспитатель: и закончим наше развлечение, посвященное воде, строками из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»:
Скажем хором:
«Всегда и везде-
Вечная слава воде!»
Цель : Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Задачи:
· Закрепить с детьми знания о том, где и в каком виде существует вода в окружающей среде; как человек использует воду, кому нужна вода.
· Продолжать развивать умение разгадывать загадки.
· Учить детей работать с картой.
· Воспитывать бережное отношение к природе, передавать свои впечатления в рисунке.
Материал: плакаты: «Кому нужна вода?», «Вода в природных явлениях», «Как человек использует воду», карта и глобус, 3-х литровая банка, звукозапись с шумом воды, альбомные листы на каждого ребёнка, фломастеры и цветные карандаши.
Предварительная работа: наблюдения в природе за облаками, снегом, снежинками, инеем, льдом, морозными узорами.
Опыт: «Какой бывает вода», » Лёд - твёрдая вода«, «Пар - это тоже вода», » Лёд - легче воды«.
Чтение худ. литературы: загадки, стихи: О.Григорьев «Какой дождь?», А.Тараскин » Сколько знаю я дождей«, В. Лившиц «Видел сам».
Рассматривание иллюстраций.
Раздается музыка. Воспитатель предлагает детям прислушаться, дети слушают звукозапись с шумом воды.
Что вы сейчас услышали? (шум воды). Правильно, ребята, это шум воды. Сегодня мы будем разговаривать о воде, о её свойствах, проявлениях и вместе решим, нужно ли беречь её. Давайте подойдем к глобусу и рассмотрим её. Это поверхность нашей Земли. Какого цвета больше на глобусе? (синего и голубого). А что означает этот цвет? (воду). Чего больше на нашей планете воды или суши? Представьте, что вы в первый раз увидели планету Земля, как бы вы её назвали? (ответы детей). Нашу планету называют голубой. Голубой цвет - это океаны, моря, реки и озёра. (воспитатель называет и показывает). Замечательно.
Давайте перейдем к карте. Карта - это плоскостное изображение нашей планеты. На карте можно найти участки белого цвета. Кто их уже нашёл? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Белым цветом на карте обозначены льды и снега, которые никогда не тают.
Мы с вами выяснили, что вода образует моря, реки, океаны и озёра. А ещё вода прячется глубоко под землёй. Там тоже есть свои реки и озёра. Только мы их не видим. Но сталкиваемся с этим явлением каждый день. Как вы думаете, где? (ответы детей). Конечно, дома и не только дома, н-р у нас в детском саду. Мы качаем насосом воду из-под земли.
Ребята, мы с вами проводили опыты. Всегда ли вода бывает одинаковой? Объясните, что вы представляете при слове «вода»? (ответы детей).
Вода бывает разной: жидкой, твёрдой, газообразной, т.е. паром.
Значит, вода волшебница и умеет превращаться?
Чтобы лучше вспомнить, в каких проявлениях ещё встречается вода. Я покажу вам плакат и загадаю загадки. Вывешивается плакат «Вода в природных проявлениях».
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадёт.
Но никуда я не пойду
Покуда он идёт (дождь).
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные, вырезные,
Возьмёшь вода в руке (снежинки)
В огне не горит и в воде не тонет (лёд).
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз (морозные узоры).
Белая вата плывёт куда-то (облака).
Облака - это скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в иней или снег и падает на землю снежинками.
А что нарисовано на этой картинке? (роса). Как вы думаете, что такое роса? (ответы детей).
Роса - это тоже капельки водяного пара, которые всегда находятся в воздухе. Если ночью холодно капельки водяного пара опускаются на землю. Вспомните, когда летом вы приходите в детский сад, и мы утром встречались с вами на участке, трава была мокрой - это и была роса. Потом пригревало солнышко, и роса в виде водяного пара опять поднималась в воздух.
А здесь изображён туман. Кто-нибудь из вас видел туман? Каким кажется окружающий мир в тумане? (ответы детей).
А вот как написал Л. Квитко в стихотворении «Корова в тумане».
Я ищу, ищу корову
Нашу рыжую корову.
Опускается туман
На дороги, на дома.
Скрылась речка, скрылся луг
И пруда не стало вдруг.
Мгла надвинулась густая…..
Вот и я во мгле растаю.
Правда, хорошее стихотворение? Ну, а теперь давайте отдохнём. Представьте, что пошел дождь:
(физкульт.минутка).
Теперь, когда мы отдохнули, ответьте мне на следующий вопрос: » Кому нужна вода?» (ответы детей).
(показываю плакат «Кому нужна вода?»). Посмотрите, ничего не забыли?
А как человек использует воду7 (ответы детей) (вывешивается плакат «Как человек использует воду»).
Видите, ребята, вода имеет большое значение для жизни, она нужна всем.
А как мы используем воду у себя в детском саду? (умываемся, полощем рот, повара готовят нам еду, поливаем цветы, моем посуду, стираем кукольную одежду, моем стульчики и столы, поим морских свинок и попугая, для рыбок в аквариуме и т.д.).
А какую мы воду берём: чистую или грязную? А какую выливаем? Ведь мы каждый день пользуемся водой, а она не кончается.
А теперь, подумайте и скажите, если у нас так много воды на Земле может её и беречь не надо? (ответы детей).
Посмотрите на карту ещё раз. Большую часть водного пространства занимают моря и океаны, да только вода в них, какая? - правильно солёная. А теперь посмотрите на реки. Как они изображены? Они изображены тоненькими ниточками, и только в них вода пресная. Как раз эта вода необходима для жизни. Правильно, воды много. Но вот той, которая нужна человеку, животным, растениям очень мало.
Нам ещё повезло, что в Иркутской области, где мы с вами живём, есть озеро Байкал (показать на карте). Это самое большое водохранилище пресной воды. А ведь есть такие места. На карте они изображены желтым цветом, где воды практически нет (показать на карте).
Так как вы думаете, нужно беречь воду? А как в пределах нашего детского сада мы можем это сделать? (ответы детей).
Я хочу вам что то показать, перед нашей беседой я заметила, что кто-то плохо закрыл кран, и я поставила под кран пустую банку, что бы показать вам, сколько вытечет воды, пока мы с вами беседовали (показываю банку с водой). А представьте, что будет, если мы каждый день будем зря лить воду (предположения детей).
Какой же мы с вами сделаем вывод? Мы можем прожить без воды? (ответы детей). Вода - это и озёра, и океаны, и моря. Кажется, что воды на Земле много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом её становится всё меньше и меньше. Поэтому, все люди, взрослые и дети, должны бережно относится к воде. Вы со мной согласны? (ответы детей).
Мы с вами, ребята, выяснили, что вода бывает разной, она умеет превращаться. Если я вас сейчас попрошу изобразить воду, что вы сейчас нарисуете? (ответы детей). Это может быть и река, и сосулька, и облака, и пар, и туман, и дождь, радуга. Получается, что вода - волшебница. Она умеет превращаться, становится разной, поэтому её «портрет» одному человеку нарисовать очень сложно. А вот вы все вместе сможете сделать это. Предлагаю вам выбрать, какой вид воды вы будете рисовать: кто-то нарисует снег, кто-то - дождь и т.д.
Затем все работы сложим вместе и получим настоящий «портрет» воды.
Дети садятся за столы, где для них приготовлены альбомные листы, карандаши, краски и фломастеры.
Все работы оформляются в большую картину. Это начало создания музея воды.
Следующий этап: создание музея воды в группе, введение правила пользования водой.