Развивающее занятие для дошкольников «Чти и помни православный календарь. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Православный храм" план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему Занятие о храме в подготовительной группе
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь.
2. Уточнить понятия архитектура, архитектор.
3. Прививать детям интерес и любовь к родному краю, Родине.
4. Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.
5. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).
Материал: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация слайдов, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр, материал для творческой деятельности детей.
Ход занятия.
Дети, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Карту). Какое это государство, вы узнали? (Россия). По всей карте расположились маленькие и большие кружки, что они обозначают? (Города). Правильно. Города большие и маленькие. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России? (Москва). Найдите её на карте (ребенок показывает Москву указкой).
А какие ещё русские города вы знаете? (Дети называют города). Вы назвали много городов. А чем один город отличается от другого? (Ответы детей: города есть маленькие, есть большие; один город отличается от другого, прежде всего зданиями. Или по другому можно сказать, что в каждом городе своя архитектура). Вспомните, что такое архитектура? (Ответы детей: это строительство зданий и других сооружений).
Сегодня мы поговорим о храмовой архитектуре.
Светлым облаком сияет
На горе воздушный храм –
Точно с озера взлетает
Белый лебедь к небесам.
Можно ли представить себе современный русский город, деревню без храма? Где бы не расселился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Для чего возводился храм? (Чтобы там люди молились).
Издавна храмы строили в самых красивых местах. Храм по своему внешнему виду отличается от других зданий. (Вспомните и назовите все части храма) . Дети называют все части храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом). Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (Форму луковицы, пламя свечи). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Показ на экране собора. Вы видите перед собой собор. Кто расскажет об этом соборе. (Рассказ ребенка).
Это собор Василия Блаженного. У собора Василия Блаженного много куполов. Все купола разные. Одни купола большие, другие поменьше. Все купола по разному украшены. Они разноцветные. На одном куполе волнистые линии, на другом выпуклые треугольники. Под каждым куполом – кокошники, которые очень украшают собор . Где стоит собор Василия Блаженного? (Собор стоит в Москве на Красной площади) . Почему Москву называют Москва – златоглавая? (Много храмов, много куполов, купола золотые).
Показать несколько соборов:
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы – в Астрахани.
2. Благовещенский собор – в Казани.
3. Никольский морской собор – в Санкт-Петербурге.
Дети должны сделать вывод: храмы разные, все красивые.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву.
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола.
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть смогла.
***
Этот дом – не просто дом:
Он красивый и с крестом.
Золотые купола,
Звонкие колокола!
***
Мы по улице идём,
На пригорке видим дом.
Не похож на все дома:
В небо смотрят купола.
Крест сияет ярко-ярко
В небе музыка поёт
Колокол зайти зовёт.
Звон в один колокол называется «благовест» (т.е. радостная весть). Несколько одновременно звонящих колоколов называется «трезвон». Торжественный, радостный звон во все колокола называется «перезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перебор».
Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Вы услышите несколько видов колокольных звонов.
После прослушивания колокольных звонов воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику:
Слышен нам со всех сторон
Колокольный звон
Динь – Дон
Динь – Дон
Динь – Дон
Сердцу – благостно,
Сердцу – трепетно,
Сердцу – сладостно,
Сердцу – нежно,
И радостно
Мир вокруг становится светлее,
А душа наша добрее.
Итак, ещё раз вспомним, кто придумывает внешний вид храма (архитектор). Что он делает (чертит чертеж здания, рисунок, делает макет здания, придумывает из чего строить, как отделать здание.
Вы хотите побыть архитекторами. У нас есть такая возможность. Я вам предлагаю нарисовать, или сделать макет, или аппликацию храма. Не забудьте из чего состоит здание храма. Храмы должны быть все разные, но красивые. Дети выбирают по желанию вид художественной деятельности рисование красками, аппликацию, конструирование.
Занятие на тему:
«Православный храм»
для воспитанников подготовительной группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)
Выполнил:
Мареева Е.Г.
воспитатель
Можайск 2017
Цель :
Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры,
Задачи :
Образовательные:
Дать представление о храме как о Божьем доме .
Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения,
отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
Рассказать о храме как о доме Божием .
Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого
создания и сохранения его красоты, добра.
Развивающие:
Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов
окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).
Развивать эстетическое восприятие, способность передавать
красоту храмов в виде рисунка .
Воспитательные:
Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к
своему краю, к семье.
Воспитывать старательность, усидчивость.
Средства обучения :
- Хрестоматия 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей»,
2. Чтение рассказа «Храм» стр. 45, «Христиане» стр. 42;
3. Рассматривание рисунка стр. 42,43;
4. Чтение стихотворения «Православный храм» стр. 48;
5. Игра «Звучная буква» стр. 52
6. Наглядный материал: слайды с изображением зданий, наглядный
материал «Добрый мир» иллюстрация №1;
7. Музыкальные материалы «Добрый мир», аудиозапись № 52.
Интеграция образовательных областей:
Духовно-нравственная культура.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Педагогические технологии:
ИКТ.
Игровые.
Здоровьесберегающие.
Личностно-ориентированные.
Материалы:
Альбомные листы А4, акварель, кисти, стаканчики с водой, простые и цветные карандаши.
Главные слова: Христиане. Крещение. Храм. Крест. Колокола. Молитва.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое
Непосредственно-образовательная деятельность.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель показывает детям на экране изображение зданий различного назначения (высотные дома, деревянные дома, театры, магазины, больница, парикмахерская).
- Ребята, скажите, как называются эти сооружения? (Дома)
Кто построил эти здания? (Люди, строители)
Для чего человеку нужен дом? (Чтобы в нём жить, играть, заниматься. Чтобы не мёрзнуть на улице. Чтобы было где спать, есть, принимать гостей).
Для чего нужны дома кроме жизни? (Магазины – делать покупки. Театры – смотреть спектакли. Парикмахерская – делать причёски, подстригаться. Больница – лечиться).
Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные, всё правильно рассказали. Хочу предложить вам послушать рассказ об особом красивом доме. (Рассказ «Храм» стр. 45)
О каком доме идет речь в этом рассказе? (О храме, церкви)
Ребята, а чей это дом? (Божий)
Это дом того, кто сотворил небо и землю, всё живое на земле, а также – всех людей – дом божий – Храм.
Кто сотворил красивый добрый мир? (Бог)
А кто строил Храмы? (Люди, христиане)
Давайте, вместе, вспомним, кто такие христиане? (Люди, которые верят в Бога Иисуса Христа)
Молодцы! Посмотрите на рисунок (стр. 42), что вы на нём видите? (Девочку, которая сидит в купели. На купели нарисован крест, горят свечи. Ангелы летают).
Это событие называется крещение. Родители приводят ребёнка в Храм, давайте посмотрим рисунок (стр.43), где он принимает крещение и становится христианином.
Чему христиане учат своих детей? (Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться).
Молодцы! А теперь вернёмся к разговору о Храме.
Посмотрите на иллюстрацию. На ней изображён Храм Христа Спасителя. И послушайте стихотворение «Православный Храм» (стр. 48).
Ребята, как вы думаете, чем храм отличается от обычного дома? (Вместо крыши – круглые купола, над куполами – крест, под куполом размещены колокола).
Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться).
Как узнать православный храм? (на его куполе воздвигнут крест).
Для чего под куполом церкви размещены колокола? (звон колокола зовёт людей, христиан, на молитву).
Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали рассказ и дружно отвечали на вопросы.
А сейчас я вам хочу предложить необычную игру «Звучная буква». Повторяем вместе слова стихотворения и на слово «БОМ» хлопаем в ладоши. Встаём в кружок.
В букве «Б» звенит «БОМ», «БОМ»,
Звонко громко – на весь дом.
«БОМ, БОМ, БОМ, БОМ»
Словно колокол поём.
Ребята, что вы сейчас почувствовали? (радость, хочется петь, качаться из стороны в сторону, лететь как снежинка).
Сегодня мы с вами слушали рассказ, стихотворение, играли, рассматривали иллюстрации о доме Божьим – Храме.
Давайте с вами вспомним наш поход в Никольский собор, скажите,а как мы можем узнать православный храм? (На его куполе крест, который видно издалека, круглые купола золотом горят, а под куполами - колокола). А вы ходили в храм? (Да)
А что вы там видели? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:
Тук-тук молотком тут и там (дети имитируют стук молотка).
Дети строят новый храм
Молоточком застучали, (повернулись вправо – влево)
И гвоздики в доски быстро забивали
Строят крышу и крыльцо (руки вправо-влево)
Получилось хорошо.
Вот идет маляр с ведром (ходьба на месте)
Он покрасит новый храм . ( плавные движения руками вверх-вниз)
А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.
Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
Итог:
О чём мы сегодня говорили? (Храм)
Чей это дом? (Божий)
Чем он отличается от обычного дома? (У него купола, крест, колокола)
Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом, молиться)
- Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.
Список использованной литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
2. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм . Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012.
3. «Добрый мир». Наглядные материалы.
Анализ занятия : Молодцы, ребята, вы все справились с заданием . У всех получилось по-разному изобразить храм - но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест) Ребята, а с каким настроением вы рисовали ? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.
Развивающие задачи: развивать речь, память, воображение, творчество детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей такие качества, как честность, умение радоваться за успехи другого; продолжать воспитывать любовь и уважение к ближнему.
Словарная работа: храм, церковь, Святой, Ангел, Покров Божьей Матери, Амофор, Пасха, Светлое Христово Воскресение, Рождество, Пресвятая Троица, мудрецы, вертеп, союз, договор, православный календарь.
Материал: перекидной календарь природы, картинки с изображением времён года и наиболее значимых годовых христианских праздников (не менее 20), аудиозапись А. Вивальди «Времена года», запись колокольного звона, макет вертепа, ёлка, снежинка, стрелки для обозначения маршрута передвижения, конверты с заданиями, макет цветка с разрезными лепестками, иконка «Пресвятая троица», 4 мольберта с листами, обозначающими поры года; на каждого ребёнка: по одному яйцу (макет), краски, кисти № 4, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: рассматривание альбомов с разными временами года и репродукций, икон с изображением основных церковных праздников в каждом сезоне года; викторина загадок о временах года «В страну загадок»; дидактическая игра «Сложи картинку»; чтение рассказа А. Шишкова «Четыре времени года».
Используемые методы и приёмы: наглядные (показ и рассматривание иллюстраций); словесные (беседа, вопросы, аудиозапись, использование художественного слова, поощрение); игровые (сюрпризный момент, игровые задания, имитация путешествия); практические (моделирование, творческие задания).
Ход занятия
(Звучит аудиозапись колокольного звона - «Благовест».)
Воспитатель (В.). Дорогие дети, вы слышите необычно красивую музыку? Как она называется? (Ответы детей.) Это колокольный звон. Где мы его слышим? (Ответы детей.) Верно, мы слышим его в храмах и церквях. А скажите, что такое храм? Храм - это дом Божий, где присутствует сам Господь Бог. Как вы думаете, у нашего Господа Бога есть помощники? (Дети размышляют.)
Конечно, есть - это святые люди, которых мы видим на иконах в церквях и дома, и верные Господни слуги - ангелы. Отгадайте загадку:
Ты всегда меня хранишь,
Днём и ночью Ты не спишь,
Мой защитник и Учитель -
Добрый… (ангел мой хранитель).
В. Верно, ребята, Он всегда и везде с нами - наш добрый Ангел-хранитель. Давайте попросим помощи у нашего верного друга и помощника: «Святой Ангел-хранитель, моли Бога о нас».
(Слышен нарастающий звук колокольчика, который всё более и более усиливается.Появляется Ангел.)
Ангел.
Днём и ночью я не сплю.
С вас, ребята, глаз я не свожу.
И хочу проверить ещё раз,
Как внимательны вы все сейчас.
Вот вам в дар -
Этот божий календарь.
(Ангел вручает детям календарь природы, где на отдельных листах отмечены четыре времени года.)
Ангел. А к нему конверт. (Даёт конверт с заданием.)
В. Спасибо, добрый Ангел-хранитель. Давайте, ребята, прочитаем, что написал наш Ангел.
Задание: «Вам в подарок календарь природы. Нужно правильно узнать пору года, которая изображена на листке календаря, назвать её признаки и основные церковные праздники, которые отмечают православные христиане в каждой поре года. Только тогда я, Ангел-хранитель, переверну лист календаря и дам вам следующее задание».
В. Открываем календарь… На первой странице картинка с изображением осени. Какая пора года сейчас, ребята? (Ответы детей.) Конечно, сейчас на улице осень. Расскажите нашему Ангелу-хранителю, какая она, осень. Я начну, а вы за мной продолжайте называть признаки осени.
Пришла осень богатая… (Дети продолжают говорить эпитеты к слову «осень» - щедрая, красивая, золотая, багряная, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная и т.д.)
В. (обращаясь к Ангелу). Вот, сколько слов об осени знают наши дети.
Ангел. Вы порадовали меня, молодцы, дети. А церковные осенние праздники знаете?
В. Ребята, скажите, какой осенний традиционный праздник отмечают православные христиане, который связан с рождением нашей группы «Свечечка»? (Дети рассказывают о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.)
Да, ребята, это было так. Покров Пресвятой Богородицы - один из самых значимых церковных праздников. А вы умеете молиться Божией Матери? (Ответы детей.) Тогда давайте вместе помолимся.
(Все поворачиваются к иконе Божией Матери, читают молитву «Богородице Дева, радуйся…».)
Ангел. Молодцы, справились, ребята. Переворачиваю первый листок календаря. Вот вам следующее задание. (Даёт конверт с заданием.)
В. Сейчас вам нужно отправиться в путешествие в ту пору года, которая изображена на листе календаря, и рассказать о христианском празднике. Кроме того, проявить своё терпение, смирение и умение украсить рождественскую ёлку. Идти в зиму нужно по указанным стрелочкам. (На полу или стенах висят стрелки, ведущие к зимней картине.)
(Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди «Времена года». Дети идут. Останавливаются около макета вертепа - пещеры, где родился Спаситель.)
В. Не холодно вам, ребята? В какую пору года мы с вами пришли согласно календарю природы? Скажите, какой радостный христианский праздник мы отмечаем зимой? (Ответы детей.) Конечно, ребята, это светлый праздник Рождество Христово. Кто назовёт дату этого праздника? (7-го января.) Правильно, ребята. 7 января христиане отмечают Рождество Христово. А знаете, в каком городе произошло это событие?
Кто первый узнал о рождении Иисуса Христа?
Кто пришёл ещё на поклон к Иисусу Христу?
Кто же указал им путь к пещере Спасителя?
Ангел. Вижу, все постарались, так давайте отдохнём около рождественской ёлки. Представим себе, что мы снежинки. Для начала понаблюдаем, как падают снежинки на землю (бросает снежинку из бумаги, следит за её полётом). Теперь мы выполним упражнение «Снежинки» - повторяйте движение за мной. (Проводится физкультминутка.)
Подул слабый ветер, снежинки медленно закружились в воздухе. (Дети медленно кружатся на месте, руки - в стороны.)
Подул сильнее ветер. (Ускоряют движение.)
Ещё сильнее… (Кружатся быстрее.)
Ветер утихает, снежинки медленно падают на землю… (Дети приседают, руками обхватывают колени.)
Ветер перестал.
Затем подул сильный ветер. Началась метель. (Дети выполняют покачивания из стороны в сторону в положении сидя на полу.)
У - у - у - у - у - у (с нарастающим звуком).
Снежинки покатились по земле (Делают на полу движение лодочки - 2 раза.)
Ангел. Молодцы, ребята, вы заслужили похвалу.
(Звучит аудиозапись колокольного звона «Благовест». Ангел переворачивает листок календаря и даёт конверт с новым заданием.)
В. (читает). Назовите время года, изображённое на календаре. (Показывает детям календарь.) Какое время года мы видим? (продолжает читать.) А вот вопрос второй, слушайте: какой самый главный христианский праздник отмечают христиане весной? (Пасха.) Верно, как по-другому называется Пасха? (Ответы детей.) Правильно, ребята. Светлое Христово Воскресение. В народе говорят:
Светлое Христово Воскресение
Для всех людей Спасение.
Ребята, расскажите, как вы дома отмечаете этот праздник?
(Дети рассказывают о празднике. Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы.)
Что люди пекут дома и красят? (Пекут пироги и красят пасхальные яйца.)
Для чего несут их в церковь? (Для освящения.)
После освящения что с ними делают? (Угощают родных, близких.)
В. Молодцы, дети, на Пасху люди угощают друг друга куличами и яйцами.
Ангел. А вы, ребята, знаете, какими должны быть православные христиане? Если знаете, вот вам условия игры, которая называется «Цветок добра». (Даёт воспитателю конверт. Воспитатель открывает его.)
В. Ребята, наше новое задание - составить цветок христианина. Присаживайтесь вокруг сердцевины цветка. Каждому в руки я даю лепесток цветка. Вы по одному называете слово, которое говорит о том, каким должен быть православный христианин, и прикладываете свой лепесток к сердцевине цветка. Можно, ребята, я назову слово первой? Терпеливый!
(Дети играют под музыку А. Вивальди «Времена года».)
Ангел. Такими, ребята, как вы называли слова, оставайтесь всегда. Вы умеете рисовать красками? Вот вам новое задание. (Вручает конверт с заданием воспитателю.)
В. (читает задание). Дорогие дети, нам нужно раскрасить пасхальные яйца узорами. Времени на это всего пять минут. Сумеем раскрасить пасхальные яйца? Тогда молодцы.
Присаживайтесь за столы, приступайте к работе. Время пошло, и не забывайте, что красками нужно пользоваться аккуратно.
Ангел. Есть поговорка: «Торопись медленно».
(Звучит музыка А. Вивальди, дети расписывают яйца. Ангел наблюдает за работой детей.)
Ангел. Молодцы, ребята, у вас развита не только память, но и воображение, даже можно сказать творчество.
(Звучит «Благовест», переворачивается листок календаря.)
Ангел. Вот вам ещё конверт. (Даёт его воспитателю.)
В. Здесь в конверте лежит иконка. Это подарок от Ангела-хранителя. (Достаёт иконку «Пресвятая Троица».) Назовите, ребята, эту иконку? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно на календарь? Когда мы отмечаем праздник Пресвятой Троицы? (Ответы детей.)
Ангел. Вижу, знаете вы поры года, знаете, какие церковные праздники празднуют христиане осенью, зимой, весной и летом.
В. Календарь природы у вас есть. Нам нужно сделать и календарь церковных праздников.
Ангел. Вот вам картинки, на которых изображены христианские праздники. Вам необходимо выбрать праздник, соотнести его с временем года и выбранную картинку разместить на нужный мольберт.
(Дети с помощью воспитателя (при необходимости) выбирают и прикрепляют свои картинки в ту пору года на календарь, куда она подходит, называют её и праздник.Ребята создают православный церковный календарь.)
Ангел. Молодцы, ребята, такими и должны быть православные христиане. И помните, что всё в этом мире устроено разумно и премудро. Не забывайте церковные праздники и чтите их.
В. Давайте поблагодарим Бога за всё. Слава Богу за всё!
(Ангел прощается и уходит.)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка»
Московская область, г. Серпухов
Разработка практико-значимого проекта - конспекта занятия
с дошкольниками старшей группы
на тему: «Православный храм»
Цель: дать детям понятие о православном храме
Задачи:
Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан;
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности;
Побуждать детей размышлять по темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле рассказов;
Обогащать и расширять словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
Средства:
1. Методическое пособие «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор-составитель Шевченко Л. Л., раздел 3, стр. 51-52;
2. Хрестоматия 3 «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор – составитель Шевченко Л. Л., стр. 42 – 55 рассказ 3 «Православный храм»;
3. Чтение рассказа «Храм» стр. 45, «Христиане» стр. 42;
4. Рассматривание рисунка стр. 42;
5. Чтение стихотворения «Православный храм» стр. 48;
6. Игра «Звучная буква» стр. 52
7. Наглядный материал: слайды с изображением зданий, наглядный материал «Добрый мир» иллюстрация №1;
8. Рабочая тетрадь «Добрый мир», стр. 21.(рисуем храм по точкам)
9. Музыкальные материалы «Добрый мир», аудиозапись № 52, 54.
Главные слова: Христиане. Крещение. Храм. Крест. Колокола. Молитва.
Предварительная работа:
Рисование на тему «Семейное древо»;
Беседа о православных христианах;
Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, Д/и «Жилое и нежилое»
Просмотр слайдов: «Здания различного назначения»
Чтение и обсуждение рассказа «Храм»
Вспоминаем и закрепляем (беседа о христианах, о таинстве крещения)
Рассматривание иллюстрации «Храм Христа Спасителя»
Чтение и обсуждение стихотворения «Православный храм»
Игра с использованием музыкальной записи.
Итог беседы.
Творческая деятельность.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель показывает детям на экране изображение зданий различного назначения (высотные дома, деревянные дома, театры, магазины, больница, парикмахерская).
Ребята, скажите, как называются эти сооружения? (Дома)
Кто построил эти здания? (Люди, строители)
Для чего человеку нужен дом? (Чтобы в нём жить, играть, заниматься. Чтобы не мёрзнуть на улице. Чтобы было где спать, есть, принимать гостей).
Для чего нужны дома кроме жизни? (Магазины – делать покупки. Театры – смотреть спектакли. Парикмахерская – делать причёски, подстригаться. Больница – лечиться).
Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные, всё правильно рассказали. Хочу предложить вам послушать рассказ об особом красивом доме. (Рассказ «Храм» стр. 45)
О каком доме говориться в этом рассказе? (О храме, церкви)
Ребята, а чей это дом? (Божий)
Это дом того, кто сотворил небо и землю, всё живое на земле, а также – всех людей – дом божий – Храм.
Кто сотворил красивый добрый мир? (Бог)
А кто строил Храмы? (Люди, христиане)
Давайте, вместе, вспомним, кто такие христиане? (Люди, которые верят в Бога Иисуса Христа)
Молодцы! Посмотрите на рисунок (стр. 42), что вы на нём видите? (Девочку, которая сидит в купели. На купели нарисован крест, горят свечи. Ангелы летают).
Это событие называется крещение. Родители приводят ребёнка в Храм, где он принимает крещение и становится христианином.
Чему христиане учат своих детей? (Верить в Бога, слушаться, надеяться на его помощь, любить всех людей, молиться).
Молодцы! А теперь вернёмся к разговору о Храме.
Посмотрите на иллюстрацию. На ней изображён Храм Христа Спасителя. И послушайте стихотворение «Православный Храм» (стр. 48).
Ребята, как вы думаете, чем храм отличается от обычного дома? (Вместо крыши – круглые купола, над куполами – крест, под куполом размещены колокола).
Для чего люди приходят в Храм? (разговаривать с Богом, молиться).
Как узнать православный храм? (на его куполе воздвигнут крест).
Для чего под куполом церкви размещены колокола? (звон колокола зовёт людей, христиан, на молитву).
Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали рассказ и дружно отвечали на вопросы.
А сейчас я вам хочу предложить необычную игру «Звучная буква». Повторяем вместе слова стихотворения и на слово «БОМ» хлопаем в ладоши. Встаём в кружок.
В букве «Б» звенит «БОМ», «БОМ»,
Звонко громко – на весь дом.
«БОМ, БОМ, БОМ, БОМ»
Словно колокол поём.
Дети берут колокольчики. По сигналу воспитателя один ребёнок начинает звонить в колокольчик, через 7 сек. второй ребёнок начинает звонить, затем третий, четвёртый, пятый и т.д. Тихо включается и постепенным усилением громкости даётся звучание колокольного звона (аудиозапись № 54)
Ребята, что вы сейчас почувствовали? (радость, хочется петь, качаться из стороны в сторону, лететь как снежинка).
Сегодня мы с вами слушали рассказ, стихотворение, играли, рассматривали иллюстрации о доме Божьим – Храме.
Скажите, вы видели храм? (Да видели. У бабушке, в деревне Васильевское, стоит церковь, вся деревянная, без единого гвоздя. И я с мамой ходила в церковь Николы Белого. А мы с мамой ездили в Женский монастырь – там живут павлины).
Очень хорошо, что вы видели и ходили в храмы.
Давайте повторим с вами, как узнать православный храм? (На его куполе крест, который видно издалека, круглые купола золотом горят, а под куполами - колокола).
А теперь я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую. И каждый из вас изобразит храм, который он видел.
Воспитатель тихо включает музыку (аудиозапись № 52)
Ребята, вы молодцы! Каждый из вас очень старался выполнить свою работу аккуратно и ярко. И у нас с вами получилась целая выставка картин. Давайте оформим выставку наших работ. Пусть все родители полюбуются на творчество своих детей.