Расторжение договора по соглашению сторон 223 фз. Порядок расторжения договора в одностороннем порядке
С чего все началось
Наш заказчик, далее поставщик, выиграл госконтракт. В процессе подписания выяснилось, что ответственное лицо за подписание госконтракта косвенно имет свой интерес в исполнении контракта, а именно последние 3 года ее супруг самостоятельно исполнял контракт.
Несмотря на то, что последние два года. данную закупку выигрывали иные подрядные организации, ответственное лицо, создавало условия исполнения госконтракта, усложняющие работу. Таким образом вынуждая, уйти исполнителя, или брать на субподрят на невыгодных условиях организацию, принадлежавшую супругу.
С нашим поставщиком сложилась аналогичная ситуация. На встрече с заказчиком поставщика начали "кошмарить" драконовскими условиями исполения контракта, предлагая расторгнуть контракт по соглашению сторон по инициативе исполнителя .
Предложили написать в адрес заказчика письмо, предложенный заказчиком шаблон письма прилагаю.
Эту ситуацию мы попросили прокомментировать юриста, специализирующегося по 44-ФЗ и 223-ФЗ Выскварка Н.Н.
Все чаще в нашей практике, стали появляться случаи, когда наши клиенты (участники торгов) ввиду невнимательной оценки всех условий и требований заказчика к выполняемой работе (товару, услуге), на стадии заключения контракта, как победители закупки, либо на стадии непосредственно уже после подписания, сталкивались с ситуацией, что контракт заключать (исполнять) не выгодно (не рентабельно, либо нет сил и средств для его выполнения, либо имеются иные трудности в его последующем исполнении). В связи с этим, они связывались с Заказчиком и просили пояснить, каким образом можно выйти из ситуации, то есть можно ли не заключать контракт ввиду ошибочного понимания предмета контракта (требований технического задания, иных условий контракта), либо можно ли расторгнуть фактически заключенный, но абсолютно невыгодный для исполнителя (подрядчика, поставщика) контракт.
Практика показывает, что Заказчики (не официально) в некоторых случаях рекомендовали либо не заключать контракт, либо, по уже заключенному контракту, направлять в адрес Заказчика официальное письмо о невозможности выполнения контракта, с указанием причин такового, и предложением расторгнуть контракт.
В данной статье, предостерегу от совершения некоторых ошибок, которые совершают победитель торгов, исполнители (подрядчики, поставщики) по контрактам, а также о действиях, которые следует совершить.
Нужно четко понимать, что стадия участия в закупке, которая завершается заключением контракта и стадия исполнения контракта, это абсолютно разные стадии, как с правой точки зрения, так и возможности (не возможности) использования тех или иных действий. От понимания стадии (участие или исполнение) зависит вариант действий, которые может и должна предпринять организация.
Что важно знать победителю закупки на стадии заключения контракта?
Отказ от заключения контракта, лицом, признанным победителем торгов, Федеральным законом от 05.04.2013 (далее – Закон о контрактной системе) не предусмотрен. Это важно понимать, учитывая, что не подписание контракта, в порядке, предусмотренном ст. 83.2 указанного закона, будет свидетельствовать об уклонении победителя от заключения контракта и являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), равно как и не предоставление обеспечения по контракту (предоставление ненадлежащего обеспечения).
Внесение в РНП достаточно жесткая мера ответственности, т.к. лишает возможности участия в госзакупках на период 2 лет не только само юрлицо, но и всех учредителей данной организации, руководители исполнительных органов организации. Соответственно, даже если и будет открыто новое юрлицо, в случае если его учредителем, либо руководителем будет лицо, ранее связанное с включенный в РНП организацией, участвовать в закупке новое юрлицо не сможет.
Таким образом, даже если Заказчик устно говорит о возможности не заключения контракта, то нужно четко понимать, что потом этот же самый Заказчик обязан подать сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта в РНП. В данном случае это не право Заказчика, а прямая обязанность в силу ст.104 Закона о контрактной системе. Поэтому обратиться в УФАС обязательно, даже не сомневайтесь.
Вывод: внимательно изучайте требования Заказчика к предмету контракта, оценивайте реальную возможность исполнения обязательств по контракту, т.к. после определения победителя, отказ от заключения контракта не возможен в силу закона.
Что важно знать победителю закупки, заключившему контракт, непосредственно на стадии исполнения контракта?
В силу положений ст.450 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, контракт может быть расторгнут:
- - по решению суда (в случае, если спор вынесен в суд);
- - по соглашению сторон (обоюдное согласие сторон, путем заключения соглашения);
- - в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.
Если в первыми двумя способами расторжения все в принципе ясно, то на третьем способе хотелось бы остановиться подробнее.
Во-первых, нужно понимать, что право на односторонний отказ от контракта, в силу ст.95 Закона о контрактной системе, есть не только у Заказчика, но и у Исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, важно соблюсти процедуру одностороннего отказа, т.к. только в этом случае, контракт будет считается расторгнутым.
Во-вторых, в силу ч.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
- - при существенном нарушении договора другой стороной;
- - в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На стадии исполнения контракта, Заказчик обязан направить внесения для включения в РНП, в случае расторжения с исполнителем (подрядчиком, поставщиков) контракта в одностороннем порядке. Заказчики очень любят прибегать к такому методу, бывает, что «победил не тот, с кем хотелось бы заключить», бывает, «что не устраивает исполнение контракта», бывает, что сам исполнитель не совсем добросовестный, то есть вариантов много.
Таким образом, на стадии исполнения контракта, для исполнителя крайне важно не давать повод заказчику фиксировать те или иные не соответствия в исполнении контракта, вести грамотную переписку с заказчиком (часто помогает исполнителю в УФАС или суде). В случае, если все же не удается «уйти» от одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то важно сразу же обратиться к профильному юристу, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок, РНП, для проведения работы (в том числе направления заказчику встречного одностороннего отказа исполнения контракта). Есть ряд моментов и процедурных и фактических, которые, при правильном подходе, можно использовать в УФАС для принятия решения о не включении в РНП.
Приведу недавний пример сопровождения спора по не включению в РНП, без названия города и имени моего клиента.
В конце 2018 на территории одного из муниципалитетов Красноярского края, была проведена совместная закупка на поставку творога в детские сады. На территории города два молочных завода. Один там работает десятки лет и все время был единственным участником, поставляя по максимальной цене, молочную продукцию в учреждения образования. Второй появился 3-4 года назад и вышел на рынок, стал участвовать в закупках.
По итогу аукциона, победителем оказался второй завод. В 2019 году, начали поступать заявки от детский садов (всего 36 садиков), соответственно творог, в необходимом количестве готовился поставщиком. Однако представители садов, отказывались принимать творог, т.к. упаковка была не фольгированная (как в спецификации), а в пластиковых контейнерах. То есть, все 36 садиков, по сути исполняли волю управления образования, которое не стесняясь «лоббировало» интересы первого завода, манипулируя детскими садами. По сути самостоятельными заказчиками. Была проведена встреча поставщика с представителями территориального управления образования, на которой представители управления сказали, что либо расторгаем по соглашению сторон и поставщик оплачивает 10% штраф (при сумме закупки 18 млн., штраф соответственно был 1.8 млн.), либо все заказчики направляют односторонние отказы и поставщика вносят в РНП.
Естественно, молодому предприятию риски РНП были не интересны, но и уплата такого штрафа « на ровном месте» также была не приемлема. После обращения за помощью, мы проанализировали процедуру приема-передачи товара, товарные накладные с отказом в приемке и нашли некоторые существенные нарушения допущенные заказчиками. Соответственно подготовили обоснованное решение об одностороннем отказе поставщика от исполнения контрактов, которое развезли в течении пары часов всем 36 детским садам. По итогу, УФАС не включил информацию о поставщике в РНП и угроза выплаты штрафа была также исключена.
Это один из примеров, грамотного анализа ситуации, выработки правой позиции, определения порядка действий и, как следствие, решения ситуации в пользу поставщика.
В заключение хотелось бы тезисно обозначить главные моменты, которые важно помнить:
- ни в коем случае и никогда не верьте заказчику , что бы он не говорил, относитесь критически, ставьте под сомнение, перепроверяя варианты и принимая решения исходя из правового анализа ситуации и рисков для Вас;
- всегда ведите переписку с заказчиком , это очень важно, т.к. сможете подтвердить и обосновать свою позицию в суде или УФАС в случае такой необходимости;
- не доводите ситуацию до крайней точки , привлекайте профильного специалиста, как минимум для бесплатной консультации. Это позволит сэкономить и время, и деньги, и с большей степенью вероятности решить ситуацию в Вашу пользу;
- внимательно изучайте (вникайте) именно в предмет закупки и требования к исполнению , т.к. далее уже идет стадия исполнения и там уже нужно «не вникать», а «исполнять» (делайте все вовремя).
В начале года по 223-ФЗ был заключен договор с единственным поставщиком на вывоз мусора. В конце июля этот поставщик, никого не поставив в известность, не передав свои обязанности никакой другой организации, прекращает свою работу. Как мы можем расторгнуть договор в одностороннем порядке?
Ответ
Вы вправе расторгнуть договор следующими способами:
- в одностороннем порядке, если такое право Заказчика установлено в договоре;
- в судебном порядке.
При расторжении договора в одностороннем порядке Заказчик направляет в адрес исполнителя письмо, которое должно содержать сведения о договоре, который планируется расторгнуть, причину расторжения, соответствующие правовые нормы.
После направления такого уведомления договор автоматически расторгается.
Если контракт расторгается по инициативе заказчика в судебном порядке, то сведения о поставщике передаются в РНП.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ
Вправе ли заказчик по Закону № 223-ФЗ расторгнуть договор в одностороннем порядке?
Да, вправе.
Закон № 223-ФЗ основан на положениях гражданского законодательства. Согласно ст. 310 ГК РФ в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и менять условия нельзя, за исключением предусмотренных законом случаев.
Такие действия также можно предпринимать в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Однако Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок расторжения договоров. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе принять положение, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров.
Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Основания для одностороннего аннулирования должны обязательно иметь соотнесение с положениями Гражданского кодекса РФ (письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482).
Как включить участника в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗВ реестре недобросовестных поставщиков, или РНП, ФАС размещает сведения об участниках закупок, которые уклонились от заключения договора, а также о контрагентах, которые существенно нарушили условия сделки, и заказчик расторг договор по решению суда. Информацию в антимонопольный орган направляют заказчики. Такой порядок предусмотрен статьей 5Закона № 223-ФЗ.
Правительство РФ утвердило перечень сведений, которые включают в реестр, и Правила, по которым вносят информацию в РНП, в постановлении от 22 ноября 2012 года № 1211, далее – Постановление № 1211.
Какой поставщик недобросовестный
В РНП попадет:
- участник, который уклонится от заключения контракта: своевременно не подпишет договор или не предоставит заказчику обеспечение исполнения договора;
- контрагент, который грубо нарушит условия контракта, и заказчик через суд расторгнет договор.
Условия прописаны в части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ и в пункте 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211.
Ситуация: поставщик нарушил срок поставки и готов заплатить неустойку. Включать ли его в реестр недобросовестных поставщиков
Нет. Документы о том, что включаете подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, отправляйте в ФАС, если через суд расторгнете договор. Такой вывод следует из части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ.
Какие сведения направлять в ФАС
Если победитель не подписал договор или контракт расторгли по решению суда, отправьте в ФАС обращение включить подрядчика в РНП. Об этом сказано в пунктах 2, 3, 4Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211. Сроки, в которые отправите обращение, определяйте в зависимости от причины, по которой подрядчика включат в РНП. Кроме того, от причины зависит список документов и информации, которую заказчик направит в ФАС России.
Причина направления сведений в РНП | Информация и документы для ФАС | Срок подачи документов |
Победитель закупки не заключил контракт |
|
30 календарных дней с даты, когда заказчик заключит договор со вторым участником |
Второй участник закупки не заключил контракт (если победитель отказался подписывать договор) |
|
|
Единственный участник закупки не заключил контракт |
|
30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора |
Контракт расторгли по решению суда |
|
10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу |
Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство РФ приняло решение не размещать сведения о закупке в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, укажите только:
- наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
- Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц.
Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.
Документы направьте в ФАС в бумажном или электронном виде. Приложите сопроводительное письмо, которое подпишет уполномоченный сотрудник. Если отправляете документы по электронной почте, подпишите документ ЭЦП. В сопроводительном письме укажите перечень документов, который направляете в ФАС, и документ, которым подтвердите полномочия сотрудника действовать от имени заказчика. Такой порядок установлен в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.
Внимание: контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, который не направит сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС России, заплатит штраф – 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В какие сроки ФАС включит информацию в РНП
ФАС проверит сведения, которые предоставил заказчик, и в течение трех рабочих дней включит информацию о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Через два года антимонопольная служба исключит сведения из реестра. РНП ведут в ЕИС в открытом доступе.
Если заказчик не представит какие-либо сведения о недобросовестном участнике закупки, ФАС приостановит рассмотрение обращения. В течение трех рабочих дней специалисты антимонопольной службы направят заказчику уведомление о том, что нет необходимых сведений, чтобы создать реестровую запись. Недостающие сведения направьте в ФАС в течение трех рабочих дней со дня, когда получите уведомление.
Об этом сказано в абзаце 2 пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.
Ситуация: вправе ли заказчик предусмотреть свой реестр недобросовестных поставщиков
Заказчик имеет право вести свой реестр недобросовестных поставщиков. Закон № 223-ФЗ этого не запрещает.
) никак не регулирует вопросы, связанные с изменением и расторжением заключенных договоров. В 223-ФЗ речь идет о том, что заключенные договоры могут изменяться или расторгаться. Например, установлено, что если в договор были внесены изменения, то заказчики должны внести в реестр договоров соответствующую информацию и документы 1 , а в реестр недобросовестных поставщиков должны включаются сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 .
Вместе с тем, в 223-ФЗ указывается, что заказчики в своей закупочной деятельности должны в числе прочего руководствоваться нормами гражданского законодательства, а порядок исполнения договоров должен устанавливаться заказчиками в своих положениях о закупке 3 .
Нормы гражданского законодательства
Гражданский кодекс РФ содержит подраздел 2 «Общие положения о договоре», в котором приводятся многочисленные нормы общего характера, в том числе касающиеся изменения и расторжения договора. Кратко их рассмотрим.
1) Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке 4 . Иными словами, в договоре можно предусмотреть изменение цены в ходе исполнения договора. Что касается изменения цены договора на условиях, предусмотренных законом, то здесь, в частности, идет речь о договоре аренды, где изменение размера арендной платы возможно не чаще, чем один раз в год 5 , или о договоре финансовой аренды (лизинга), где размер лизингового платежа может изменяться не чаще, чем раз в 3 месяца 6 .
2) Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором 7 . Если по какой-то причине одна из сторон договора пожелает изменить его или расторгнуть, а другая сторона будет с этим согласна, то в отличие от договоров, заключаемых по 44-ФЗ, сделать это будет очень просто - сторонам достаточно заключить соответствующее соглашение 8 . А с другой стороны, если в этом есть какая-то необходимость, заказчик может внести в договор условие о невозможности его изменения или расторжения по соглашению сторон.
3) Если на изменении или расторжении договора настаивает только одна из сторон по договору, а другая с этим не согласна, то в этом случае договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законами или сами договором; при этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора 9 . Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок 10 . На практике степень значительности ущерба определяется судами в каждом конкретном случае. Отметим, что на основании приведенной нормы заказчик может определить в договоре какие-то отдельные случаи, когда такое изменение или расторжение договора может произойти по решению суда. Кроме того, расторжение договора возможно судом (или по соглашению сторон) в случае так называемого существенного изменения обстоятельств - настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях 11 .
4) Односторонний отказ от исполнения заключенного договора возможен, но только в установленных законами случаях 12 . Наиболее актуальными могут быть случаи одностороннего отказа от исполнения договора поставки 13 и договора возмездного оказания услуг 14 . Например, заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров. А поставщик в свою очередь имеет такое же право, если заказчик неоднократно нарушило срок оплаты товаров или допустило неоднократную невыборку товаров. Что касается договора возмездного оказания услуг, то здесь заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а исполнитель - лишь при условии полного возмещения учреждению убытков. Также такие случаи установлены рядом отраслевых федеральных законов - например, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг связи и не устранил это нарушение в течение 6 месяцев после получения от оператора связи уведомления о намерении приостановить оказание услуг, оператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор о предоставлении услуг связи 15 . Кроме того, отметим, что основанием для одностороннего расторжения договора и требования о возмещении убытков со стороны заказчика может быть и отсутствие у исполнителя договора лицензии на осуществление соответствующей деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору 16 .
5) Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора 17 .
6) По соглашению сторон обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора может быть обеспечена внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж), при этом обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем 18 . Применительно к договорам по 223-ФЗ здесь речь идет об обеспечении исполнения договора, которое заказчик вправе требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заключением договора.
Нормы положений о закупке
В положениях о закупке, которые размещены заказчиками в ЕИС, можно встретить отдельные разделы, посвященные теме изменения и расторжения договоров - например, может присутствовать раздел «Изменение и расторжение договора». Но таких отдельных разделов может и не быть - правила исполнения договоров приводятся разрознено в отдельных разделах о применении тех или иных способов закупки. А бывает и так, что соответствующая информация содержится, так сказать, общим списком в одном разделе положения о закупке, который называется, например, «Заключение, исполнение, изменение и расторжение договора».
Представляется, что более логичной является конструкция, когда правила заключения договора приводятся в положении о закупке в разрезе применения тех или иных способов закупки, а вот правила исполнения и расторжения договора обозначены в положении о закупке в одном отдельном разделе.
Информация об изменении и расторжении договоров в положениях о закупке различных заказчиков может очень сильно отличаться друг от друга как по содержанию, так и по объему. Вообще отметим, что разнообразие здесь чрезвычайно большое. Ниже рассмотрим те нормы, которые могут встречаться на практике.
Изменение договора
Первое, на что необходимо обратить внимание - это то, что допускается изменять в уже заключенном договоре на этапе его исполнения. Напомним для сравнения, что федеральное законодательство о контрактной системе в этом отношении весьма строгое - оно устанавливает закрытый перечень случаев, когда изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон 20 . Что касается правил изменения договоров, устанавливаемых в положениях о закупке конкретных заказчиков, то эти правила могут быть разные.
Например, в положении одного заказчика мы видим, что, хотя здесь содержится норма о том, что в ходе исполнения договора не допускается изменение его существенных условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам проведения закупки, но номенклатура исключений из этого правила настолько широка, что фактически изменять можно очень много условий. Так, в частности, допускается изменять объем продукции, срок исполнения обязательств, цену договора. При изменении объема продукции заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить объем закупаемой продукции без изменения цены за единицу продукции - при увеличении/уменьшении объема закупаемой продукции цена договора изменяется соответственно изменяемому объему продукции. При изменении срока исполнения обязательств заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе изменить сроки исполнения обязательств по договору, в случае если необходимость изменения сроков вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или просрочкой выполнения заказчиком своих обязательств по договору - обратим внимание, что здесь заказчик предусмотрел возможность изменения сроков только в случае своего нарушения срока выполнения обязательств. При изменении цены договора (за исключением случая изменения объема продукции - см. выше) заказчик по согласованию с исполнителем договора вправе уменьшить цену без изменения иных условий договора (обратим внимание, что только уменьшить, а не увеличить), а также изменить цену договора в любую сторону в случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством или муниципалитетами цен (тарифов). Также в положении о закупке данного заказчика говорится, что по согласованию заказчика с исполнителем договора допускается поставка (использование) товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в договоре. Это, конечно, несколько «скользкий» момент, ведь может быть сложно оценить, в какой степени характеристики нового товара действительно являются улучшенными или «под этим соусом» будет «подсовываться» просто более дешевый товар худшего качества - каких-либо процедурных уточнений о принятии такого решения в положении о закупке нет. Наконец, при исполнении договора допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
В положениях о закупке можно встретить и другие основания для изменения договора в ходе его исполнения. Например, в качестве такого основания для изменения цены договора может быть указан случай инфляционного роста цен в соответствии с показателями прогнозного индекса дефлятора, публикуемого Министерством экономического развития РФ.
Иногда в отношении случая увеличения объема закупаемых товаров, работ услуг заказчики устанавливают в своих положениях о закупке определенные ограничения. Например, один заказчик установил правило, согласно которому он может увеличить данный объем, но не более, чем на 30 % от объема заключенного договора.
Также укажем, что в положениях о закупке, как это ни странно, может вообще не содержаться никаких правил внесения изменений в заключенный договор и его расторжения.
Расторжение договора
В положениях о закупке могут быть достаточно подробно прописаны условия расторжения договора.
Например, в положении о закупке одного заказчика говорится о том, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и заказчиком в одностороннем порядке. Условием первого случая является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора - фактически это означает, что, если обе стороны готовы расторгнуть договор, сделать это им очень просто. Условие второго случая заключается в возникновении обстоятельств, предусмотренных гражданским законодательством - например, если по договору поставки поставщик поставил товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для учреждения срок; а также если поставщик неоднократно (то есть более 1 раза) нарушил сроки поставки товаров (см. выше). Но также для этого возможность одностороннего расторжения договора заказчиком должна быть установлена и в самом договоре. Обратим внимание, что данная норма об одностороннем расторжении договора у этого заказчика полностью соответствует соответствующей норме федерального законодательства о контрактной системе 21 . В случае расторжения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому договору заказчик вправе заключить договор с участником закупки, с которым договор мог бы быть заключен при уклонении победителя от заключения договора, с согласия такого участника закупки. Договор заключается с данным участником закупки на условиях, указанных в поданной таким участником заявке на участие в закупке и в закупочной документации, с учетом особенностей, предусмотренных положением о закупке. Если до расторжения договора поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому договору, при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по договору, ранее заключенному с победителем процедуры закупки. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
Правила расторжения договора могут быть установлены в положении о закупке и еще более детально. Например, в положении о закупке одного заказчика существует отдельный раздел «Расторжение договора», где указывается следующее.
Договор, может быть расторгнут заказчиком в одностороннем внесудебном порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и договором, в том числе в следующих случаях:
- по договору поставки товаров:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок или невыполнения обязательства по замене товара в установленный срок;
- поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования заказчика о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
- поставки товара, не заявленного заказчиком или не содержащегося в перечне договорных товаров;
- неоднократного (2 и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков поставки товаров, указанных в договоре;
- по договору на выполнение работ (оказание услуг):
- если подрядчик не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок подрядчиком такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- неоднократного (2 и более) или существенного нарушения сроков выполнения работ, указанных в договоре;
- претензии к качеству работ;
- превышение суммы договора;
- если исполнитель не приступает в установленный договором срок к исполнению договора или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному договором, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный договором;
- если во время оказания услуги нарушены условия исполнения договора, и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок исполнителем такие нарушения не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- неоднократного (два и более) или существенного (более 30 дней) нарушения сроков оказания услуг, указанных в договоре.
Кроме того, данный заказчик в своем положении о закупке установил, что он вправе расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке в случае, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Для сравнения отметим, что в аналогичном случае в федеральном законодательстве о контрактной системе такое действие заказчика является не его правом, а его обязанностью 22 .
Таким образом, заказчики по 223-ФЗ, устанавливая «правила игры» в отношении изменения и расторжения договора в своих положениях о закупке, имеют достаточно большое «поле для маневра». Фактически они должны лишь следовать небольшому числу императивных норм, содержащихся в гражданском законодательстве (см. выше), а в остальном могут устанавливать эти правила в зависимости от собственного удобства и интересов. При этом заказчикам все-таки рекомендуется прописывать эти правила как можно более подробнее - ведь, осуществляя закупки по 223-ФЗ, заказчики в числе прочего должны руководствоваться положениями о закупке 23 .
1 Ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
2 Ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
3 Ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
4 Ч. 2 ст. 424 ГК РФ
5 Ч. 3 ст. 614 ГК РФ
6 Ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
7 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ
8 Ч. 1 ст. 452 ГК РФ
9 Ч. 2 ст. 450 ГК РФ
10 Ч. 2 ст. 452 ГК РФ
11 Ст. 451 ГК РФ
12 Ч. 1 ст. 310 ГК РФ
13 Ст. 523 ГК РФ
14 Ст. 782 ГК РФ
15 Ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»
16 Ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ
17 Ч. 5 ст. 453 ГК РФ
18 Ст. 381.1 ГК РФ
19 спользуются сведения из положений о закупке различных заказчиков, размещенные в ЕИС (www.zakupki.gov.ru)
20 См. ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
21 Ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
22 Ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Договор поставки был заключен на год в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке. В соответствии с условиями договора поставки осуществляются по заявкам заказчика.
У заказчика потребность в данном товаре пропала (списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки). Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для расторжения договора по инициативе заказчика (в том числе для отказа от исполнения договора) в приведенной ситуации отсутствуют.
Обоснование вывода:
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит положений, которые устанавливали бы специальные основания для расторжения заключенных в соответствии с ним договоров и не определяет каких-либо особенностей, которые должны соблюдаться при расторжении таких договоров. Поэтому основания для расторжения договоров, заключенных заказчиком в соответствии с N 223-ФЗ, определяются положениями ГК РФ.
По общему правилу согласно ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон ( , ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.
В силу ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ).
Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора (смотрите ГК РФ, а также материал: . Расторжение договора поставки). Поскольку в рассматриваемой ситуации стороны не приступили к исполнению договора, у покупателя не имеется оснований для его расторжения в связи с ненадлежащим исполнением со стороны поставщика.
Договором поставки могут быть предусмотрены и дополнительные основания для отказа от его исполнения, в том числе не связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора одной из сторон ( , ГК РФ, смотрите также АС Дальневосточного округа от 12.02.2016 N Ф03-6300/15). Однако если в рассматриваемой ситуации такие условия в договор не включены, основания для отказа от исполнения договора у покупателя (заказчика) отсутствуют.
Основанием для расторжения договора (в том числе судом) является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора ( ГК РФ). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Описанные в вопросе причины, на наш взгляд, не могут рассматриваться в качестве основания для расторжения договора по ГК РФ.
Таким образом, в приведенной ситуации договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон. Кроме того, если договором предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, он прекратится автоматически с истечением срока, на который был заключен ( ГК РФ). Наконец, даже в отсутствие такого условия, если из договора следует, что предусмотренные им обязанности по поставке товара возникают исключительно на основании заявок покупателя (заказчика), и договор не предусматривает обязательств покупателя направить поставщику соответствующие заявки в течение срока действия договора, то представляется, что поставщик не сможет потребовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном договором, даже если договор не будет расторгнут. Однако вопрос об обязанности покупателя обеспечить приемку и оплату всего предусмотренного договором количества товара должен решаться исходя из условий договора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.